На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные вехи формирования гражданского общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Приднестровский Государственный Университет
имени Т.Г. Шевченко
 
Институт истории, государства и права
Кафедра политологии и политических процессов
 
 
 
Курсовая работа
по предмету: Сравнительная политология
 
           на тему: «Основные вехи формирования
  гражданского общества»
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 4 курса
43 группы заочного отделения,         специальность «политология»
 
Проверила: преподаватель
 
 
 
 
 
 
 
г. Тирасполь, 2011 г.
 
Содержание
 
 
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль личности в формировании гражданского общества………..7
                 1.1. Личность как составляющая гражданского общества…………7
            1.2. Основные этапы становления гражданского общества……….10
            1.3. Современная система взглядов на гражданское общество……23
Глава 2. Исследование гражданского общества на современном этапе…..30
           2.1. Особенности формирование гражданского общества в России:
            проблемы и перспективы……………………………………………..30
           2.2. Особенности институционального подхода к исследованию
            современного гражданского общества………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….34 
Список используемой литературы и источников…………………………...37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                              Введение

           Понятие «гражданское общество» – одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной.
             В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков, так как формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства - иначе говоря, с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом.
     Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано прежде всего с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Воcточной Европы и России за последнее десятилетие.
Становление гражданского общества является также актуальной проблемой для многих стран мира, так как деятельность этих государств направлена на построение демократии, а, как известно, без гражданского общества ни одно государство не может быть названо демократическим.[1]
В теоретических исследованиях гражданское общество, его сущность, интерпретируется по-разному. Одни авторы используют понятие «гражданское общество» в качестве характеристики определенного состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере социума - сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создает те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на ее жизнь.
Существует несколько кардинально отличных точек зрения о времени возникновения гражданского общества:
1. Гражданское общество возникло вместе с возникновением государства как такового, т.е. можно говорить о существовании гражданского общества и в древности, и в средние века.
2. Гражданское общество характерно только для частнокапиталистического либерального этапа развития (XVIII-XIX вв.). В современных условиях граница между гражданским обществом и государством стерлись, следовательно, говорить о гражданском обществе в современном государстве неправомочно.
3. Гражданское общество является историческим феноменом, возникающим на определенном этапе развития человеческого общества. Сообщество людей и гражданское общество - не одно и то же. Появление собственно гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод. Со временем, с развитием правового государства граница между гражданским обществом и государством не только не стирается, но становится еще более ощутимой. [2]
Актуальность данной темы состоит в том, что сегодня страны, идущие по пути демократических преобразований, стремятся решить свои социально-экономические вопросы за счет выработки оптимальной модели общественного устройства. Темпы общественного прогресса во многом определяются уровнем сформированности отношений институтов гражданского общества, которые призваны регулировать
социальные процессы, тем самым, стабилизируя ситуацию в обществе и
повышая эффективность труда во всех сферах деятельности граждан.
Большинство стран в мире связывают свое благополучие и прогресс со
становлением гражданского общества, как рациональной, саморегулирующейся социальной системой.
Основной целью курсовой работы является исследование становления гражданского общества, как в историческом развитии государственного устройства, так и на современном этапе, и роли в этом процессе развития самосознания личности.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1. проследить развитие идеи гражданского общества в истории социально-философской мысли;
2. Выделить и проанализировать основные понятия: «гражданское общество», «активное гражданское общество».
3. Раскрыть взгляды политических мыслителей на формирование «гражданского общества» в различные исторические периоды развития государственного устройства.
4. Показать основные этапы исторической эволюции идеи «гражданского общества».         
5. Отразить и проанализировать существование гражданского общества в условиях современного устройства политических систем.
Объектом данного исследования служат личность, общество и институты, являющиеся неотъемлемой частью гражданского общества. Предметом исследования являются принципы и идеи формирования гражданского общества.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные идеи о сущности гражданского общества в истории социально-философской мысли, а также современные подходы и концепции отечественных и зарубежных философов и социологов по данной проблематике.
Структура настоящей курсовой работы представлена двумя главами и пятью разделами в объеме тридцати восьми листов.
Методологическую основу составляют следующие методы: общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция), количественные методы (контент – анализ, когнитивное картирование), качественные методы (кросс – темпоральное сравнение).
Уровень исследования: отечественные мыслители - К. Маркс[3], Ф. Энгельс[4], П. Пестель[5]; зарубежные мыслители - Ж. Ж. Руссо[6], Дж. Локк[7], Г. Гегель[8] и другие.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Роль личности в формировании гражданского общества
1.1. Личность как составляющая гражданского общества
 
«Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов одного в особенности» П.И. Пестель.[9]
Гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.
Интересы и потребности людей выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д., трудовые коллективы, социальные слои и т.д.
Становление гражданского общества является процессом
общественного совершенствования, основанным на создании рациональной
саморегулирующейся социальной системы с развитым самосознанием
граждан.
Взаимовлияние уровня личностного самосознания граждан и уровня общественного прогресса осуществляется на идеологической основе.
В центре гражданского общества находится индивид. Ведь общество – это, прежде всего, союз личностей. Гражданское общество, таким образом, должно обеспечивать условия для полного проявления творческих возможностей каждого индивида, содействовать всесторонней реализации личности, ее интересов, целей, устремлений. Основа гражданского общества - полноправный индивид, личность, с его неотъемлемыми правами человека и гражданина. При этом гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае речь идет о правах отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью, то во втором - ее политические права. Наряду с политическими правами и свободами, каждый индивид обладает и свободой экономической. Идея индивидуальной свободы основана на отождествлении личной свободы и частной собственности. Как показал исторический опыт, не может быть свободы отдельного индивида там, где нет свободы экономического выбора. Такой выбор возможен только при сохранении частной собственности. [10]
Среди функций, характеризующих гражданское общество, можно выделить следующие:
- продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией;
- образование среды, в которой формируется социальный индивид;
- всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;
- обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;
- осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни. [11]
При том, что основополагающей доминантой гражданского общества является отдельно взятая личность, составными его элементами являются все те институты, организации и группы, которые способствуют самореализации человека. Значительное место в гражданском обществе занимают так называемые группы.
Группа - совокупность индивидов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвенные социальные отношения, объединенные любым общим признаком: общим пространственным или временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и др. характеристиками.
Группы делятся на первичные и вторичные.
Первичные группы - относительно немногочисленная группа, члены которой поддерживают устойчивые, непосредственные, личностные, эмоционально окрашенные контакты, имеют общие ценности и образцы поведения (семья, группа друзей, родственников и т.д.)
Вторичные группы - более многочисленные по отношению к первичным группы, члены которой опосредованно связаны совместной деятельность для достижения общей цели. Одна из форм вторичной группы - заинтересованные группы, которые представляют собой разного рода организации и ассоциации, члены которых объединены общностью интересов.
Гражданское общество включает и ряд так называемых промежуточных институтов, которые выступают одновременно как несущие конструкции и самого общества, и мира политического, это политические партии, организации, объединения, СМИ и т.д.
Особенность гражданского общества является разделение политической и социальных сфер, политических и социальных функций.
Главным предназначением гражданского общества является достижение консенсуса, согласия между различными социальными силами и интересами. Оно призвано определить нормы и границы сосуществования человеческого сообщества. Т.е. гражданское общество само, без вмешательства государства, располагает средствами, с помощью которых оно может заставить отдельного индивида соблюдать общепризнанные нравственные нормы. Именно институты гражданского общества, а также национальные, религиозные традиции, обычаи, мифы, символы, стереотипы поведения, морально-этические нормы, ценности, которые также являются составной частью гражданского общества, способны играть данную роль. В принципе данная роль присуща только гражданскому обществу и государство выполняет ее только в том случае, если институты гражданского общества демонстрируют свою неспособность выполнять их. [12]
 
 
            1.2.  Основные этапы становления гражданского общества
 
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно были гражданским обществом. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство.
Среди ученых-обществоведов, как в нашей стране, так и на Западе существует много разных подходов к изучению данного феномена, но до сих пор нет единого мнения относительно его сущности, происхождения и исторических границ. Публицисты, политики, а иногда и ученые используют термин «гражданское общество», вкладывая в него абсолютно разное содержание.
       Современные представления о гражданском обществе - результат их длительной эволюции в истории социально-философской и политической мысли, чем и объясняется их многообразие и противоречивость.
         В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить два различных понимания этого понятия.
Наиболее традиционной стала точка зрения, согласно которой «гражданское общество» появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие «гражданское общество» используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.
Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества - сфере внегосударственных отношений и структур.   
Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству), о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.
Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в том числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности.
Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.
Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товарно-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были только элементы, очаги гражданского общества, существовавшие лишь в отдельных регионах и сочетавшиеся с вертикальными структурами сословно-кастовых обществ.
Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить несколько этапов, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.
Начальный период становления идеи гражданского общества (с античности до XVI–XVII веков) - период, в котором происходит «вызревание» данной идеи. Если словосочетание «гражданское общество» и используется в этот период, то смысл имеет совершенно иной, чем сегодня. Гражданское общество здесь оказывается идентичным государству или политическому обществу.
В целом для античности, как и для средневековья, характерно отсутствие четкого разграничения между обществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисное означали, по сути дела, одно и то же.
Некоторые изменения в понимании гражданского общества происходят в эпоху Возрождения, когда внимание все больше акцентируется на отдельной личности, ликвидации неравенства, утверждении права в жизни суверенного государства. Но и здесь и личность, и общество еще растворены в государстве.
На первом этапе складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале.
Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI--XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия ... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие».[13]
И. Кант давал философскую характеристику устоев гражданского общества. Главными он считал такие идеи:
а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;
б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения.[14]
Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества.
За начальным следует естественно-правовой период. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII–XVIII веков. Этот период связан с именами Ф. Бэкона, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье и многих других мыслителей, которые в своих работах выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии.
Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения, где подчеркивался принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека, уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав. В гражданском обществе «стабильность, благополучие, прогресс общества в целом неразрывно связываются с благосостоянием личности, интересы и достояние которой защищаются законами и целой системой учреждений и институтов, обеспечивающих действенность Закона».[15]
В сущности, формирование гражданского общества происходило параллельно с формированием государства нового типа - буржуазного государства. Это был процесс превращения традиционного сословного общества в современное гражданское, феодального иерархического государства в правовое. С этого времени соотношение политического и гражданского общества оказывается предметом пристального внимания социально-философской мысли.
Наиболее видными представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т. Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, выражавший интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Дж. Локк, считавшийся основателем буржуазного либерализма.
Хотя государство, по Гоббсу, может быть могущественным, авторитарным и репрессивным, все же его главная функция - защита конституционных прав граждан (защита граждан перед лицом внешней и внутренней угрозы, защита экономических прав и т. д.).    При этом структура гражданского общества выглядит у него многоуровневой:
1) государство, обладающее верховной властью суверена;
2) группы и объединения граждан;
3) отдельные граждане как подданные государя и суверена и как представители тех или иных групп и объединений.[16]
В отличие от Гоббса, Локк считал, что гражданское общество вырастает из естественного состояния, являясь его логическим и органическим следствием.
Для Локка гражданское общество в целом оказывается тождественным государству. Но при этом он не мог не видеть и существующих между ними различий, поскольку с развитием капитализма происходит все более резкое разделение экономики и политики, частной и публичной сферы, отдаление гражданского общества от государства, воплощавших соответственно частный и общественный интерес.
Это противоречие снималось у Локка благодаря использованию генетического и структурного подходов к гражданскому обществу. Согласно генетическому подходу считалось, что общество возникло раньше государства, хозяйство - раньше политики, а значит, полного тождества между ними быть не может. Структурный же подход учитывал единство вновь складывающихся форм экономической и политической жизни, которые в своей совокупности представляли новый тип социального устройства - буржуазное общество, приходящее на смену традиционному, сословно-иерархическому, феодальному обществу.
Видный деятель немецкого просвещения Вильгельм Гумбольдт (1767-1835 гг.) в своей работе «Опыт установления границ деятельности государства» рассматривает три основных различия между гражданским обществом и государством. Во-первых, система национальных, общественных учреждений, формируемых «снизу» самими индивидуумами, и система государственных институтов; во-вторых, «естественное и общее право» и «позитивное право» издаваемое государством; в-третьих, «человек» и «гражданин».
В. Гумбольдт, как Локк и Руссо, приходит к выводу, что государственный строй не должен быть самоцелью, а средством для удовлетворения интересов и потребностей человека.
На втором этапе (примерно конец XVII -- конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.
В период становления капитализма массовое разорение мелких собственников и развитие пролетариата, стремительное обогащение промышленной, торговой и финансовой буржуазии происходило в обществе, не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и влиятельных организаций рабочего класса, способных бороться с промышленниками за сносные условия труда и заработной платы. Господствующей политической идеологией буржуазии того периода был либерализм, требование невмешательства государства в частноправовые отношения, осуществление «правовым государством» только лишь охранительных функций. В осуществлении «позитивных функций» государства виделись препятствия свободному предпринимательству и конкуренции, а также посягательства на права собственников-налогоплательщиков. Чисто формальной долгое время была возможность участия народа) в деятельности государства. В конкретных исторических условиях XVIII-XIX веков идея правового государства и либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти по существу означали требование «нейтральности» государства в неравной борьбе за существование наемных рабочих и владельцев капитала. В период формирования гражданского общества государство для наемных рабочих практически выступало как чисто карательная сила, для владельцев капитала - как страж богатства и связанных с ним социальных возможностей. Движение рабочего класса создало механизмы противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное общество сумело справиться с экономическими кризисами и породить многочисленный средний класс; развитие представительных институтов власти создало предпосылки для все более широкого учета в текущей политике государства не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и интересов других классов, также всего общества в целом.
На втором этапе истории гражданского общества продолжалось оформление современного представительного государства, развитие тенденций все большего подчинения его общественному контролю и влиянию. Во-первых, расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти; во-вторых, рос круг лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами; в-третьих, возникла и постоянно усиливалась зависимость представительных учреждений от системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных членов общества.
Началом третьего этапа развития гражданского общества можно считать рубеж ХIХ-ХХ веков. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. С другой стороны, организованный в профессиональные союзы рабочий класс сложился во внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели и на защиту интересов которого притязает ряд влиятельных политических партий и движений. В защиту демократических и социальных прав и свобод выступают широкие слои служащих, лиц свободных профессий, деятелей науки, культуры и искусства, научная интеллигенция, студенты, молодежь.
Третий период в развитии идеи гражданского общества – «институциональный период», характеризующийся расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности.
Для большинства обществоведов и политиков ХIХ века определение четких граней разделения и уравнения гражданского общества и государства стало аксиомой. Без этого разделения считалось невозможным формирование по-настоящему демократического общества. Но другая часть политических мыслителей, наоборот, высказывалась за усиление государственных позиций в отношении гражданской сферы общества. К числу последних принадлежал немецкий мыслитель Георг Гегель (1770-1831 гг.). В работе «Философия права» Гегель писал, что гражданское общество сформировалось в результате исторической дифференциации всей общественной жизни, длительного диалектического развития от семьи к государству.
Под гражданским обществом Гегель подразумевал относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, социальных групп и институтов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. При этом он указывал, что составляющие элементы гражданского общества часто бывают социально взрывоопасными из-за того, что гражданское общество не в состоянии бороться с бедностью.
В этой связи Гегель не без основания считал, что гражданское общество не может сохраниться «как гражданское», если оно не управляется политически под присмотром государства. Между государством и гражданским обществом, по мнению Гегеля, должно оставаться разумное разделение.
Гражданское общество у Гегеля представляет сферу частных интересов отдельных индивидов и негосударственных субъектов, а правовое государство, обладая властью, выражает всеобщую волю граждан.
Основой гражданского общества он считал частную собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой исторического прогресса, а государство.    Всемирная история, по Гегелю, - это развитие абсолютного нравственного духа, реализующегося на трех ступенях развития общества - семьи, гражданского общества и государства. Развитие гражданского общества уже предполагает наличие государства в качестве его основания. «Государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента...».[17] 
Гегель, не включал семью в состав гражданского общества, считая ее лишь предпосылкой и основой возникновения последнего.    Согласно Гегелю, гражданское общество включает три момента:
1) систему потребностей (как одного индивида, так и всех граждан), удовлетворение которых происходит посредством и в процессе труда;
2) правосудие, гарантирующее свободу и защиту собственности;
3) полицию, следящую за тем, чтобы благо отдельной личности «рассматривалось и осуществлялось как право», и корпорации - объединения по тому или иному интересу, делу или умению, дарующие всем, входящим в нее, привилегии и честь, «представляя нравственный корень государства», где особенное укоренено во всеобщем.[18]
    В гегелевской трактовке государство - это и идея свободы, конкретное и высшее право, правовое образование, и единый организм, и политическое государство, и завершающая ступень исторического развития общества и абсолютного духа.
Вслед за Гегелем, Маркс также рассматривал гражданское общество как исторический феномен, т.е. как результат и определенную ступень исторического развития. Однако становление, развитие и функционирование гражданского общества понималось Марксом несколько иначе. В отличие от Гегеля, Маркс считал, что не Абсолютный дух, а семья и гражданское общество стали предпосылками государства.
И в то же время, п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.