На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Объекты и методы исследования в социальном менеджменте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                        Министерство образования и науки РФ
             Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
                                    Высшего профессионального образования
                               «Забайкальский Государственный Университет»
                                                      (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
                                            Институт экономики и управления
                                                         Заочный факультет
             Кафедра государственного, муниципального  управления и политики 
 

                                                              Реферат
                                      по дисциплине: «Теория управления»
        на тему: «Объекты и методы исследования в социальном менеджменте»
                                                             
 
 

                                                                                                      Выполнил студент
                                                                                                       
 

                                                                                                      Проверил
                                                                                                                      
                                                                 

                                                           2012 год
                                                               Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………..   3 

Понятие и категории  социального менеджмента…………………………………   4 

Социальное пространство как объект управленческого воздействия…………...  11 

Понятие методов социального менеджмента……………………………………..   17 

Заключение………………………………………………………………………….    23 

Список использованных источников……………………………………………..     24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   Введение 

Концепция социального менеджмента, основана на следующих положениях:
- социальный  менеджмент понимается как управление  в сфере социальных услуг (включая  социальную работу);
- основной целью  социального менеджмента является  организация эффективной деятельности  по удовлетворению потребностей клиентов;
- социальная  сфера является в настоящее  время одной из наиболее динамично  развивающихся сфер деятельности, что заставляет по-новому взглянуть  на задачи управления в этой  области; 
- в настоящее  время в России складывается  и интенсивно развивается новый рынок социальных услуг, что в свою очередь ставим новые задачи перед социальным менеджментом;
- роль государственного  управления социальной сферы  должна не уменьшаться, а скорее  видоизменяться и реализовываться,  прежде всего, через развитие нового законодательства в сфере социальных услуг и социальной защиты населения, и развития механизмов обеспечение реализации принятых законодательных актов;
- наряду с  государственными социальными службами  все более значительную роль  играют организации негосударственного сектора, в том числе и международные. В этой связи среди управленческих задач на одно из первых мест выходит задача обеспечения конкурентоспособности организаций и, вместе с тем, обеспечения качества оказываемых социальных услуг;
- таким образом,  социальный менеджмент, ориентированный,  прежде всего на благополучие  клиента, должен в тоже время  учитывать и вопросы экономической  эффективности; 
- процессы управления  социальными службами имеют свои  особенности, связанные со спецификой этих организаций (неприбыльный характер, производство социальных услуг, а не продукта, особые требования к персоналу и др.);
- в социальной  сфере могут и должны быть  использованы принципы и технологии  управления из других сфер, прежде  всего экономической, но только через процесс адаптации;
- социальный  менеджмент должен быть направлен  также на стимулирование деятельности  индивидов в решении социальных  проблем (через различные механизмы,  включая механизмы самоуправления, самопомощи и др.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
                                   1. Понятие и категории социального менеджмента 

                                                   Понятие социального менеджмента     

 Социальный  менеджмент — это один из  элементов сложной системы управления  экономикой страны, который призван обеспечить эффективность развития экономики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результатов, постоянно решаются социальные проблемы.  
 Из сложной  системы социальных проблем и  связей, касающихся управления, социальный  менеджмент рассматривает лишь те, которые относятся непосредственно к управлению производством, и через призму занятых в нем социальных групп. Объект социального менеджмента — это социальный механизм управления не всей экономикой, а лишь одной ее составляющей — производством. Конечно, успешное регулирование социальных процессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования с экономическими процессами.   
 Производственный  коллектив как социальная ячейка  общества образует центр множества  процессов социальной жизни людей, который отображает типы социально-экономических отношений общества: экономические, политические, нравственные, эстетические и т.д. Социальные явления проникают во все сферы деятельности производственного коллектива. И решение социальных проблем — мощный фактор успешного повышения эффективности производства.   
 Важнейшая  задача социального менеджмента — создание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством. В решении этой задачи существенная роль отводится непосредственно самому коллективу, который полномочен участвовать в производственном и социальном развитии хозяйственных систем.  
 Социальные  проблемы управления производством  изучены намного слабее, чем управление производством, поэтому методология и методика исследования этих проблем не разрабатывались. В последние годы наблюдается оживление, возникают новые научные направления в психологии управления и социологии трудового коллектива. Негативная сторона социологического исследования в данной области — это слабая связь изучаемых социологических проблем управления с состоянием экономики страны.  
 В разработку  социального механизма управления  большой вклад внесен отечественными (A.M. Омаров, В.И. Сивич, Э.Н. Рудин,  А.В. Филиппов), а также зарубежными  учеными.  
 Понятие управление  прочно вошло в обиход ряда  областей знания; оно применяется как в экономических науках, так и в мировоззренческих. Но смысл и значение его во многом определяются спецификой исследуемого объекта.  
 Можно говорить  об управлении техническими устройствами, машинами и механизмами, об управлении различными процессами в живых организмах, т.е. об управлении биологическими процессами или поведением людей.  
 Это понятие  применяется при характеристике  социальных явлений и процессов, протекающих в коллективе.  
 Чтобы сформулировать  систему категорий социального менеджмента, целесообразно основываться на категориях науки об управлении.  
 Задача управления  заключается в том, чтобы стабилизировать систему, привести в соответствие с закономерностями, придающими ей динамическое равновесие, качественную определенность и целостность.   
 При исследовании  социальных проблем производства надо использовать и другие  науки — философию, экономические, социально-политические, социальную психологию, статистику, теорию информации и т.д.  
 Чтобы охарактеризовать  сущность социального менеджмента, необходимы знания таких категорий, как цель, потребность, интерес.  
 Цель —  запланированный результат деятельности  людей в процессе производства и управления. Человек участвует в производственном процессе, и вместе с тем он осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий, которые он должен подчинить своей воле. Цель выступает как функция потребности.   
 Воля —  это сознательное и целенаправленное  регулирование человеком своей деятельности, способность действовать в соответствии с наличным планом и преодолевать препятствия на пути достижения цели.   
 Потребность  выражает противоречие между  необходимостью и возможностью реализации цели, детерминируя, таким образом, функционирование, развитие хозяйственных систем и их взаимодействие. Осознанные потребности становятся источником активной, целенаправленной деятельности в процессе производства; при этом потребности изменяются, растут количественно и качественно. С этой позиции управление - особая форма деятельности, направленную на разрешение противоречий между организованными управленческими группами и объективно существующими предметами и явлениями, включенными в процесс функционирования производства в целях удовлетворения потребностей.   
 По содержанию  можно выделить категории, которые сформулированы в науке управления  и значимы для социального менеджмента. Это субъекты управления, качество активности и поведение субъектов управления, социально-экономическое положение субъектов, подразделение организационной структуры производства, устройство системы управления, управленческие воздействия на субъектов, экономические условия и результаты и т.д.  
 По содержанию  все категории социального менеджмента можно разделить на несколько групп.
                     Категории, характеризующие субъектов социального менеджмента  
1. Субъекты социального  управления. Это группы, которые занимают места в иерархии социально-экономических систем управления производством и выполняют определенные функции в управлении производством (руководители, исполнители).  
 Субъект —  носитель собственных целей, потребностей, интересов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы со своими интеллектуальными позициями; выбирающий ту стратегию, которая ближе к его представлениям об эффективности.   
 Субъект социального  менеджмента — это личность, которая  представляет совокупность потребностей, интересов, ориентации, решает поставленные цели, которой доверено управлять тем или иным подразделением или звеном в процессе производства и которая реализует здесь свой личный потенциал.   
2. Кадры управления. Для социального менеджмента  важна реальная субъективность, означающая не столько следование  установленным функциям, сколько  полноту реализации группового потенциала в процессе производства и возможность использования резервов.   
3. Иерархическое  построение управленческих групп  — совокупность субъектов социального  механизма управления, упорядоченных относительно друг друга и занимающих определенный уровень в структуре иерархии управления производством, (т.е. высший, средний, низший), что придает им управленческий статус.   
4. Управленческое  сознание субъектов. Сюда входят  потребности, интересы и ориентация, которые лежат в основе их действий. Основой управленческого сознания является система ценностей управленческих групп, их представление о том, что «важно» — «не важно», «значимо» — «не значимо».  
 Зная характер  ценностной ориентации, можно составить приблизительное представление о том, как управленческие группы ведут себя в реальной ситуации и как они будут вести себя в будущем.    
 Мотивация  — это проявление нормоценностного  сознания, так как, во-первых, в практической деятельности у разных групп руководителей в одних и тех же производственных ситуациях рождаются разные побуждения; во-вторых, нормоценностное сознание управленческих групп выполняет общегражданскую функцию, т.е. характеризует социальный уровень развитости руководителей, их отношение к той или иной форме власти и собственности; их ориентацию на тот или иной стиль управления и т.д.   
5. Управленческая  деятельность субъектов — поступки  и действия по установленному  регламенту, выполнение которых  требуется от лиц, занимающих  данное место в иерархии управления  системы. Управленческая деятельность во всех сферах подчинена правовым и административным актам (должностные инструкции, положениях об отделах и др.).   
6. Управленческое  поведение — действия и поступки  в процессе управления производственным  коллективом, осуществляемые на основе своего понимания долга, общественного, коллективного и личного интересов на базе нормативно-правовых актов управленческой деятельности хозяйственных систем. Управленческое поведение зависит и от стиля руководства.   
7. Взаимодействие  управленческих групп — поведение всех участников процесса управления, которое взаимоориентировано на основе общности целей и интересов. 
Каждая управленческая группа имеет свой комплекс взаимодействий, но система их взаимодействия различается составом элементов и полномочиями внутри различных систем.  

 Характер  их полномочий (прав) определяет  ранг руководителя в системе  управления.  
 Управленческие  взаимодействия подразделяются  на прямые и косвенные.  
 Прямые взаимодействия  проявляются через отношения  руководителей и подчиненных; косвенные — это влияние результатов труда одних групп на условия и результаты труда других.   
8. Должностное  положение управленческих групп  — это элемент в процессе  управления, определяемый конкретными задачами, правами и обязанностями на основе функционального процесса разделения труда в системе управления.  
 В социальном  менеджменте должностное положение  более емко, оно отражает место,  занимаемое субъектом в социальном  механизме управления, которое характеризуется:
- содержанием установленных и реально выполняемых обязанностей; 
 - объемом прав, предоставленных этому субъекту; 
 - ролевым поведением, которое должно осуществляться на этом должностном уровне, действиями и по ступками занимающих данную должность.  
9. Распределение управленческой власти между субъектами — это основа при иерархическом построении управленческих групп. Все субъекты социального механизма управления различаются рангами и объемом власти.   
10. Социально-экономическое  положение управленческих групп  складывается из:  
 • благ, получаемых  из источников, общих для всего  населения страны, главное из  них — заработная плата;  
 • благ  статусного характера, т.е. благ, непосредственно связанных со статусом занимаемой должности; 
 • обеспечением  обслуживающим персоналом, транспортом, кабинетом. В целом экономическое положение субъекта зависит от его должностного положения в процессе управления хозяйственными системами.  
11. Управленческая  культура — это совокупность  устойчивых традиционных положений для данной хозяйственной системы управления, основанных на ценностях, социальных нормах, мотивациях и нормах поведения.  
 Эффективность  управления социальными процессами и явлениями зависит от полного использования человеческого потенциала организации, развития организационной культуры, налаживания духа предпринимательства, новаторства.   
 Для характеристики  результатов функционирования хозяйственных систем используют экономические и социальные аспекты. Для характеристики социальной сферы используют показатели, характеризующие условия быта и труда, и производства.   
 Для социального  менеджмента необходимо использовать  дополнительные показатели: 
 • характеризующие  качество работника (новаторы, энтузиасты, преданные делу, бездельники и  т.д.); 
 • организационный порядок, т.е. слаженность действий в процессе управления и производства всех категорий работников, четкость передачи распоряжений, мобильная обратная связь.  
 Категории,  описывающие экономические условия,  от которых зависит функционирование  социального механизма управления производством.   
 Отношение  к собственности — выражает  экономические различия и характер взаимоотношений между различными социальными группами. Собственность означает, что субъект имеет право выполнять любые действия над ресурсами, целиком присваивая полезный результат своих действий, после уплаты налогов, а также несет всю полноту материальной ответственности за их последствия. Связь формы собственности в социальном менеджменте формирует отношения и экономический статус его субъектов.  
 Хозяйственный  механизм управления — отражает  господствующие отношения собственности в конкретных формах хозяйствования. Хозяйственный механизм управления представляет собой совокупность средств воздействия (это экономические рычаги, стимулы, санкции, налоги и т.д.) и инструментов (методы управления — экономические, организационно-административные и социально-психологические).   
 Экономические  средства и инструменты хозяйственного механизма определяют, что, как и можно или нельзя делать субъектам в разных сферах деятельности производства и на его разных уровнях.  
 Организационная  структура управления производства  — отражает взаимосвязи субъектов  социального механизма управления, их отношения в процессе производства  и управления.  
 Описанные  выше некоторые категории разработаны  наукой об управлении и составляют  основу понятийного аппарата  теории социального управления, социальный менеджмент заимствует эти категории из науки об управлении и корректирует их с учетом разрешения собственных социальных проблем управления.   

2. Социальные  проблемы управления и их виды   
 Социальные  проблемы можно условно разделить  на группы:   
 - социальные проблемы труда (производства)   
 - непроизводственной сферы.   
 - в сфере управления — это комплекс социальных проблем, касающихся управленческих групп, которые причастны к управлению производством на его разных уровнях: профессиональных «менеджеров» (от министра до мастера участка); специалистов, профессия которых требует выполнения управленческих функций (юристов, экономистов, технологов).  
 К социальным  проблемам, возникающим в процессе  управления производством, можно  отнести проблемы, связанные с составом управленческих кадров, их положением в иерархии управления, дефектами их подбора, расстановки и обновления, распределением между ними управленческой власти, качеством управленческого труда. Нерешенность этих и многих других социальных проблем управления производством делает изучение социального менеджмента важным и актуальным.   
 Сегодняшняя ситуация в стране резко отличается не только от 30-х, но и от 80-х годов. Главной для управления производством впервые становится необходимость социального заказа, изучение социальных проблем управления экономикой.  
 В этих  условиях социальный менеджмент должен выполнять функции: 
 • объяснительную  — объяснение причин негативных явлений; 
 • информационную  — обеспечение надежных данных  о ходе изменений, о том,  где они происходят, какие стороны  общественного устройства затрагивают,  каково отношение ко всему этому разных социальных групп, какова стратегия их поведения; 
 • прогнозную  и инженерную — разработку проектов решения актуальных проблем.  
 Социальный  менеджмент определяет теоретико-методологическую  базу социального механизма управления экономикой, который, в свою очередь, определяет лицо общества и характер его динамики. Изучение социальных проблем управления позволяет формировать иерархию субъектов управления производством и управленческих групп: условия, в которых существуют и работают эти группы; то или иное положение, которое предоставляется группам в иерархии власти и системе управления производством; регламентацию полномочий; результаты, к которым приводят действия управленческих групп, уровень развития экономики производства и управления.   
 К социальным  проблемам управления, возникающим в разных звеньях системы социального управления производством относятся:  
1. Проблемы, порожденные  сложившейся иерархией власти: 
     - излишняя концентрация власти на верхних уровнях иерархии управления в руках центральных органов управления производством; 
 - некачественный состав управленческих кадров, обладающих такими социальными чертами, как аморализм, пассивность, бездумная исполнительность, некомпетентность; 
   - номенклатурный способ формирования и обновления управленческих кадров, т.е. отбор на основе аппаратных игр, осуществляемых за спиной тех коллективов, которыми они должны руководить, а также аналогично осуществляемое их высвобождение.   
2. Проблемы, порождаемые  правовым положением управленческих кадров в системе управленческих отношений, в распределении власти и социальных благ между разными управленческими органами управления и исполнителями:  
- дефицит распределительных  прав, хозяйственной власти у органов управления всех уровней иерархии системы управления;  
- неадекватность  всего комплекса благ их реальному  трудовому вкладу.  
3. Проблемы, порожденные  хозяйственным механизмом:  
 - проблемы, вытекающие из сложившегося экономического механизма, финансирования и кредитования, учета и контроля за ходом производства;  
 - дефекты оплаты, организации и охраны труда, из которых вытекают определенные трудности проведения производственных процессов.  
 Поведение  коллектива порождает определенное  поведение руководителя. Внутри социального механизма управления образуется порочный круг, из которого не так легко выйти.  
4. Социальные  проблемы, вызванные спадом производства, значимость которых связана с глубиной их локализации. От того, кто реально решает производственные проблемы, зависит, действует ли главная движущая сила экономического поведения — чувство хозяина. Здесь немалое значение имеет стиль руководства производством, но он зависит от устройства власти хозяйственных систем, управленческих групп; готовности управленческих групп к принятию тех или иных моделей, к работе в соответствующих условиях; от динамики самих управленческих групп как субъектов перестройки, изменения их социальных качеств, отношения к труду.   

3. Социальные  процессы и их типы  
 История человечества  свидетельствует о том, что  за последние сто лет объем  знаний и технических достижений вырос больше, чем за все предыдущие эпохи. Ускоряется изменение и социальных характеристик.   
 Важнейшие  свойства социальной системы  заключаются в самообновлении, самовоспроизведении, прогрессивном развитии.   
 Преобразование  материально-технического базиса производства закономерно ведет к изменениям его социальных характеристик.  
 Под социальным  процессом понимается последовательная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов. Он совершается под влиянием определенных внутренних и внешних условий, обладает устойчивым порядком взаимодействия составляющих его компонентов, продолжительностью и направленностью к определенному результату.   
 Все социальные процессы, происходящие в отрасли, взаимосвязаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выделить из общей системы. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего. Например, инновационный процесс, преобразующий технику или технологию, способствует изменению профессиональной структуры, а это, в свою очередь, может привести к мобильности. Процессы управления вообще оказывают прямое воздействие на интенсивность и содержание всех остальных процессов.   
 Совокупность  социальных процессов в рамках  социальной организации представляет  собой непрерывное движение всех ее структурных элементов, приводящее к изменению социальной организации в целом, или к ее воспроизводству.
Социальные процессы классифицируются по разным признакам.   
 Одной из  наиболее полных считается классификация,  проведенная на основе анализа  специфических функций социальной  организации как подсистемы производственной организации. К таким функциям относятся: целевая — осуществление главной задачи (цели) производственной организации в целом; интерактивная — объединение членов организации с помощью социальных ценностей и средств для наилучшего осуществления целевой функции; изменяюще-поддерживающая — воспроизведение и изменение (повышение) социального статуса членов организации и самой организации.  
 В рамках  целевой функции социальной организации  предприятия выделяется первая  группа процессов — базовые: труд и тесно связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, т.е. формирование и развитие ценностных ориентации членов коллектива.   
 Ко второй  группе относятся интегративно-обеспечивающие  социальные процессы — управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегративно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, сплочение и разобщение первичных коллективов, включение индивида в группу и выход из нее и др.  
 К третьей  группе — изменяюще-поддерживающих  процессов относится мобильность, т.е. изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, а также генетические процессы, прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде.  
 По критерию  масштабности следует различать глобальные и локальные социальные процессы. Примерами таких процессов могут быть научно-техническая революция, рост образовательного уровня населения и т.д.   
 Локальные  процессы также могут протекать  как в обществе, так и в отдельных его подсистемах: отраслевые, региональные, организационные (протекающие в отдельных организациях). Однако они не оказывают воздействия на все общество, а вызывают определенные изменения в ограниченных масштабах.  
 Локальные  процессы одного и того же  типа в разных регионах и отраслях могут вызываться различными причинами и характеризоваться различными интенсивностью и направленностью. Примером тому может служить мобильность населения и такая разновидность мобильности, как движение кадров. В одном регионе миграция идет из села в город, в другом — наоборот, из города в село (например, в период освоения целины). В одной отрасли текучесть кадров близка к нулю, в другой принимает огромные размеры и т.д.  
 Глобальный  процесс - не может быть такого  элемента общества, где он не ощущался бы и где не сказывались бы его результаты.   
 Глобальный  процесс может складываться из  отдельных локальных процессов. Причем локальные иной раз носят направленность, противоположную глобальному. Так, глобальный процесс, который принято называть «демографическим взрывом», складывается из многочисленных локальных демографических процессов, одни из которых (в отдельных странах и регионах) приводят к бурному росту населения, другие — к простому его воспроизводству, третьи — к снижению численности.  
 Рассматривая  социальные процессы через призму  достижения цели, можно прийти  к выводу, что любой из процессов  может стать процессом функционирования, развития или деградации в зависимости от того, к каким изменениям системы он ведет в данной конкретной ситуации. В связи с тем, что, как уже говорилось, отрасль промышленности представляет собой, многоцелевую социотехническую систему, при оценке того или иного социального процесса необходимо исходить из комплекса целей этой системы.   
 Функции и  цели социальной организации конкретизируются и реализуются в функциях и целях многочисленных организаций и предприятий.   
 Функции социальной организации предприятия — целевая, интегративная и изменяюще-поддерживающая — свойственны также и социальной организации отрасли промышленности.  
 Не все  социальные процессы могут быть  управляемыми тогда, когда это нужно обществу. Знание внутренних механизмов социальных процессов имеет огромное практическое значение.  

4. Соотношение  и взаимосвязь экономических  и социальных процессов  
 Материальное  производство — это и условие  и основа развития общества, поэтому из всего многообразия социальных отношений можно выделить производственные, совокупность которых составляет экономический базис общества, определяющий характер и содержание надстроечных отношений: политических, правовых и др.  
 Экономический  базис находится в тесном взаимодействии и диалектическом единстве с производительными силами общества, которые получают дальнейшее развитие в зависимости от степени соответствия производственных отношений уровню их развития. Это достигается не стихийно, а в результате целенаправленной, сознательной деятельности людей.  
 Следует подчеркнуть  активную роль людей в развитии  общественного производства, которые  ничего не делают без сознательного намерения, без желаемой цели, которые тесно связаны с объективными условиями и всей системой общественных отношений. Поэтому цели, которые ставит перед собой человек, и его практическая деятельность, направленная на их реализацию, — это конкретные формы проявления воздействия на него всей системы социальных, и прежде всего экономических, отношений.  
 Ведущая роль  экономических отношений не дает  оснований для их абсолютизации: будучи органической составной частью целостной социальной системы, они постоянно испытывают на себе влияние всех остальных ее элементов в процессе взаимодействия с ними. Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии и также оказывает влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение служит причиной, что только оно активное, а все остальное — лишь пассивное следствие.   
 Подъем материального  и культурного уровня жизни народа включает в себя задачу создания лучших условий для всестороннего развития личности.   
 Последовательное  решение задач, связанных с  созданием условий для всестороннего развития всех членов общества, вызывает рост профессионального, квалификационного, культурного и интеллектуального уровня трудящихся, помогает проявлению способности каждой личности, что в результате повлияет на ускорение научно-технического прогресса и эффективное функционирование общественного производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               2. Социальное пространство как объект управленческого воздействия   

 Становление  социального менеджмента неразрывно  связано с повышением роли  «социального аспекта» в жизни  общества и с развитием всех  наук, особенно социологии управления. Социальный менеджмент изучает систему социальных отношений, социальные процессы, социальную сферу, социальные ресурсы и складывающиеся в них управленческие и организационные отношения, их закономерности и принципы. При этом акцент делается и на методах достижения целей, социальных технологиях. Социальный менеджмент, опираясь на фундаментальные знания социологии управления, общие принципы технологизации социального пространства, методы разных наук, своей целью преследует получить наибольший социальный эффект на данном отрезке социального пространства при наименьших управленческих издержках.   
 Поскольку  социальный менеджмент как массовое  явление возник в результате  осуществления управленческой революции  на Западе в 60—80-е гг. XX в., он  вплотную связывается с эффективностью управленческого воздействия в социальной сфере и их обратным влиянием на рыночные структуры, экономику, финансы, структуры управления и т.п.   
 Социальное  обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей, утверждение достойного образа жизни становятся не только тенденцией общественного развития, но и нормой социального поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп (социальное партнерство). В этих условиях цели их стратегия общественного развития определены в национальных социальных доктринах, законодательных нормах и акцент делается на методах их реализации в профессиональной деятельности управленцев на разных уровнях управления (от общества в целом до каждого местного сообщества, трудовой ассоциации, семьи, каждого гражданина в отдельности).   
 Социальная  сфера управления становится  относительно самостоятельной, многоструктурной и массовой с точки зрения как объекта воздействия, так и его субъекта, появляется особый тип управленца-специалиста в этой области. Создается особый институт управления и управляющих - рыночный, успешно конкурирующий с государственным управлением, создающий необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий аппарат на всех уровнях управления бюрократизируется и деградирует.   
 Универсальной  технологией разрешения социальных противоречий и конфликтов становится специальная отрасль государственной политики, которая разрабатывается и реализуется во всех развитых странах, — социальная.   
 Универсальной  технологией оценки эффективности  общественного воздействия становится социальное программирование, построение теоретической модели на основе передового зарубежного и отечественного опыта, что служит основой для оценки проблемной ситуации в социальной сфере.  
 Разрабатываются  критерии, показатели и индикаторы  в социальной сфере, с помощью  которых фиксируются качественные  и количественные изменения в социальных процессах, развивается социальная статистика, что способствует принятию грамотных управленческих решений в социальной сфере.  
 Показатели  и статистика в социальной  области подразделяются на четыре  уровня: международный, национальный, региональный, местный (муниципальный). Они построены на единой основе, объединяются в рамках государственной информационной системы и соотнесены с международными нормативами, социальные стандарты получают юридическое закрепление.  
 Социальный  менеджмент конца XX века формируется в условиях инновационной культуры - социальной, которая становится важнейшим элементом общей культуры управления общественными процессами.   
 Предпринимательство  становится инновационным по своей сущности, прежде всего в сфере управления. Успех предпринимательства во многом определяет набор тех этических качеств, которые сегодня свойственны человеку, посвятившему себя бизнесу. В числе этих свойств личности предпринимателя особое значение приобретают те из них, формирование которых связано с предпринимательской культурой, которая является частью общей культуры, прежде всего управленческой. Цивилизованное малое предпринимательство и корпоративные принципы организации хозяйства утверждаются под благотворным влиянием управленческой (менеджеральной) революции.   
 Процесс этот происходит в массовом масштабе, который в корне меняет всю систему управления на местах и делает ее целесообразной: население — акционеры — совет — менеджмент. В результате менеджеры не только получают широкие полномочия, но и несут ответственность за делегированные им полномочия перед населением. Население определяет цели развития местного сообщества, администраторы и менеджеры, соблюдая принципы корпоратизма и менеджмента, обеспечивают подотчетность менеджеров и администрации органам представительной власти на местах. Это выступает не только как важнейший принцип организации корпоративного управления, но и как механизм формирования современной управленческой культуры, предпринимательской в том числе.  
 С помощью  корпоративных начал и цивилизованного малого инновационного, наукоемкого предпринимательства постепенно создаются условия для оздоровления всей общественной жизни.  
 Органы управления, в том числе и государство, вырабатывают меры социальной защиты населения, которые позволяют еще в большей мере социально ограничивать рынок. Они появляются в сфере управления, носят стратегический и тактический характер.   
 Государства  вынуждено делегировать многие функции регулирования хозяйственной деятельности гражданам, территориям, производственным союзам и ассоциациям, малым и средним предприятиям. Это позволяют разгружать верхние этажи власти и управления от несвойственных им функций и дают возможность сосредоточиться на современных методах управления (стратегических, программно-целевых, информационно-аналитических и т.п.).   Программно-целевые и прогностические методы управления, проверенные жизнью, становятся нормой управленческой деятельности на всех ее уровнях.   
 Принципы  корпоратизма по мере развития  и утверждения корпоративной собственности и управленческой культуры становятся всеобщими, их действие распространяется на все уровни организации общественной жизни. Они постоянно вводятся в ранг государственной политики, с помощью которых государство, во-первых, целенаправленно осуществляет меры всесторонней поддержки корпоративных начал, утверждение корпоративного образа жизни, во-вторых, само вынуждено строить властные отношения с обществом на принципах корпоратизма, договора, делегирования прав и ресурсов территориям, социальным организациям. Это и есть процесс становления гражданского общества, которое позволяет изменить отношения между центральной и местной властью, обеспечить их сбалансированное взаимодействие на основе согласия и взаимоконтроля, включения многих субъектов собственности во властные отношения. Именно в условиях гражданского общества появляются действенные механизмы общественного контроля за деятельностью центральной власти.  
 С помощью  социального менеджмента отрабатываются  механизмы наполнения бюджета с целью расходования финансовых средств нa социальные нужды на муниципальном уровне, увеличивается количество рабочих мест и создаются условия для приложения сил и способностей многих людей.  
 Социальный  менеджмент обретает свой современный облик под влиянием теории и практики корпоратизма, которые, в свою очередь, с развитием менеджмента наполняются живыми механизмами реализации.  
 Таким образом,  эти два явления общественной  жизни во многом совпадают  (частично или полностью) по  целям общественного развития (обеспечение высокого качества товаров и услуг — повышение качества жизни каждого; появление многих субъектов собственности — формирование экономических условий для зарождения гражданского общества; повышение социальной обеспеченности граждан — создание дополнительных рабочих мест и зарабатывание средств на социальные нужды и т.п.).   
 В упрощенном  понимании слово «менеджмент»  — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент по-русски — «управление», вид деятельности, в котором определяются цели развития и находятся адекватные им методы их достижения. Наконец, «менеджмент» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Следовательно, менеджмент — это и область знаний, помогающих осуществлять функции управления.  
 Понятие «менеджмент» первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит английский глагол to manage (управлять), который происходит от латинского manus (рука). Отсюда термин «менеджмент» буквально обозначает «управление людьми». В современной теории социального управления под менеджментом понимается процесс руководства работником, социальной группой, социальной общностью и обществом в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие «менеджмент» как процесс достижения цели социальной организации за счет руководства людьми.  
 «Менеджмент»  — многозначный термин, обозначающий: 1) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; 2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в производственной и непроизводственной сферах; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления общественным производством (управленческие структуры, систему и механизм межличностных отношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятельности, организационное поведение и т.п.).  
 Менеджмент  ставит своей целью сформулировать  и применить на практике всеобщие  принципы управления, пригодные для любой человеческой организации и сферы деятельности. К ним относятся следующие: определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации; совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности и др.  
 Ключевым  направлением в теории и практике менеджмента является определение целей развития социальной организации, финансовой структуры, фирмы, общества в целом.  
 Социальная  сфера — область жизнедеятельности  человеческого общества, в которой  реализуется социальная политика  государства, направленная на распределение материальных и духовных благ, обеспечивающая прогресс всех сторон общественной жизни, улучшение качества жизни каждого. Она охватывает все пространство жизни человека от условий его труда, быта, здоровья, досуга до социально-классовых, национально-этнических отношений. Содержание «социального» — это отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.   
 Отношения  социального управления подразделяются  на: 
 ¦ отношения  между управляющей и управляемой  подсистемами, т.е. между субъектом  и объектом непосредственного  социального управления; 
 ¦ отношения  управления внутри управляющей  системы: 
~ между ступенями,  уровнями управления (вертикальные  связи);
~ между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи);
~ между одноименными  функциональными звеньями управления  на разных ступенях управляющей  подсистемы; 
 ¦ отношения  между руководителями и подчиненными:
- в каждом  звене управления (отношения субординации),
- в разных  звеньях управления (отношения координации).  
 ¦ отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные,  территориально-отраслевые; 
 ¦ внешние  (отношения с окружающей средой) и внутренние (отношения взаимодействия элементов систем); 
 ¦ межсистемные, межличностные и смешанные,  
 ¦ коллективные и индивидуальные; 
 ¦ временные  и постоянные, непосредственные  и косвенные; 
 ¦ линейные, функциональные и смешанные.  
 Главная цель  цивилизованного развития — не  развитие экономики, рынка, технических структур, реформирование их, а увеличение доходов своих граждан, повышение качества их жизни, создание условий, когда нет нищих и бедных, а есть население с высоким уровнем достатка (средний класс), есть богатые и очень богатые.  
 Система социального менеджмента становится многофункциональной и соответствует структуре социальной сферы, которая характеризуется такими факторами: 1) доход на душу населения; 2) семейный доход; 3) минимальный жизненный уровень; 4) потребительская корзина; 5) трудовая занятость; 6) доступ к образованию; 7) медицинское обслуживание, качество питания; 8) экологическая ситуация (состояние окружающей среды, воздуха и т.п.); 9) демографическая обстановка (рождаемость, смертность, продолжительность жизни); 10) состояние личной безопасности; 11) состояние преступности; 12) состояние социальных связей, социальных коммуникаций и социальное самочувствие; 13) борьба с преступностью; 14) социальная поддержка незащищенных групп (пенсионеров, детей, инвалидов); 15) защита материнства и детства; 16) охрана труда, заработная плата; 17) отклоняющееся поведение; 18) состояние физкультуры и спорта; 19) состояние культурной среды, ее материально-техническая база; 20) сфера товаров и услуг.  
 Каждый структурный  элемент социальной сферы связан со всеми остальными в рамках общей системы; система органов управления социальной сферой, опираясь на научные методы, осуществляет комплексное воздействие на всю совокупность социальных процессов с одной целью — повышение качества жизни своих членов.   
 Для осуществления  любых преобразований в обществе, в том числе и в социальной сфере, требуется большое количество различных ресурсов: материальных, финансовых, социальных.  
 Содержание  социального менеджмента составляет  выявление законов, закономерностей, принципов, функций, методов целенаправленной деятельности субъектов управления, менеджеров в процессе управленческих отношений, которые возникают в изменяющейся   социальной   среде.   Поэтому   главный   вопрос  социального менеджмента — привести сложившуюся систему управленческих воздействий в соответствии с требованиями современных социальных процессов, социальной сферы и эффективного использования социальных ресурсов. Связи, отношения в социальном пространстве (социальная сфера, процессы, ресурсы), которые выражают устойчивую тенденцию сохранения или изменения качества жизни людей, их образа жизни, характеризуются значительной протяженностью во времени, последовательностью этапов, имеют определенные закономерности, — могут характеризоваться как социальное пространство.  
 Теория социального  менеджмента может быть охарактеризована как комплексная система знаний, опирающаяся на разные методы научного познания, кибернетики, теории систем, синергетики, различных общественных наук. Она изучает и разрабатывает пути комплексного воздействия различных субъектов управления на социальное пространство в направлении повышения качества жизни людей.  
 Методологические  основы социального менеджмента  раскрывают его сущность, содержание, законы, закономерности и принципы. Учение о системе социального менеджмента определяет его организационные формы, функции и структуру, рассматривает экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические механизмы, их совокупность и взаимодействие. Сюда включается также учение о качестве и эффективности социального воздействия, о культуре и стиле менеджмента, теория научной организации труда самих менеджеров, системы их подготовки, искусства управления.   

2. Законы и  принципы социального менеджмента
Основные законы социального менеджмента  
 В системе  законов социального управления  ведущую роль играют объективные,  не зависящие от сознания и  воли людей социальные и экономические  законы. Их действие проявляется  только в деятельности людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учитываются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требования социальных и экономических законов, проявляющихся в определении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достижения. Например, к основным социальным законам относятся законы социального развития, законы социальной мобильности, законы социальной стратификации и др.  
 Категория  закон относится к той же группе категорий, что и закономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории менеджмента понятие «закономерность» рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования.   
 Основные  законы социального менеджмента:  
 • единство  системы социального управления, обусловленного культурными, политическими  и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов менеджмента;  
 • пропорциональность  управляемой и управляющей подсистем  социальной системы, предполагающей  рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем; 
 • оптимальное  соотношение централизации и  децентрализации функций социального  управления. Уровень централизации  управления меняется в процессе  общественного развития, и это  изменение является законом социального  управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);  
 • участие  различных слоев населения в  социальном управлении, в повышении  его эффективности и ответственности,  поскольку общественное производство  материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.
Основные принципы социального менеджмента  
 Под принципами  социального менеджмента следует  понимать правила, основные положения  и нормы поведения, которыми  руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития—» социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития—» законы и закономерности социального управления—» принципы социального управления. Принцип позволяет формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.   
 Требования  к принципам социального менеджмента:
• быть основанными  на законах развития общества, его  социальных законах и законах менеджмента;
• соответствовать  целям социального менеджмента, отражать основные свойства, связи и отношения менеджмента;
• учитывать  временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
• иметь правовое оформление, т.е. быть закреплены в различных  нормативных документах.  
 Основные  принципы социального менеджмента:  
 » единоначалие  в принятии решений и коллегиальности  при их обсуждении; 
 » единство административно-государственного, хозяйственного и социально-культурного менеджмента;  
 » сочетание  отраслевого и территориального  социального управления; 
 » научность  социального управления; 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.