На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гигиена труда учащихся

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
      Введение……………………………………………………………………………………...2
    Особенности студенческого возраста…………………………………………………..3
    Режим дня как здоровье сберегающий компонент…………………………………….5
      Сон и бодрствование………………………………………………………………...5
    Правильное питание как составляющая гигиены труда студента……………………7
    Гигиена умственной деятельности……………………………………………………...9
    Роль физической активности в гигиене труда………………………………………..12
    Влияние вредных привычек на умственную работоспособность…………………...13
    Заключение………………………………………………………………………………….16
    Список литературы…………………………………………………………………………17
    Приложение 1……………………………………………………………………………….18
    Приложение 2……………………………………………………………………………….20
      Приложение 3……………………………………………………………………………….21
      Приложение 4……………………………………………………………………………….22
      Приложение 5……………………………………………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Развитие  общества и ежегодно меняющиеся условия  современного рынка труда задают высокий уровень требований к  будущим специалистам. В связи  с этим студенты ВУЗов, университетов, колледжей  и других учебных учреждений большую часть времени посвящают умственной работе за счет снижения физической активности. В результате происходит дисбаланс в организме, что приводит к различным видам заболеваний, в том числе и хронических. Насколько эффективно сможет работать сегодняшний студент в дальнейшем, зависит не только от того, как он учится, но и от всей целостности его бытия.
     Настоящая работа посвящена гигиене труда  студента, что подразумевает под  собой широкий спектр взаимосвязанных  процессов, в сумме дающих представление об оптимальном соотношении труда и отдыха для гармоничного развития личности.
     Актуальность  данной темы не вызывает сомнения в  связи с растущими потребностями  государства в новых специалистах и с каждым годом увеличивающейся нагрузке учебных программ в образовательных учреждениях. Автор работы также является представителем студенческого сообщества, что говорит о личной заинтересованности в разработке указанной проблемы и возможности на практике проанализировать методы ее решения.
     Данная  работа может быть полезна для  студентов любого образовательного учреждения, не зависимо от специфики  факультетов, так как построена  на универсальных принципах функционирования человеческого организма, с учетом особенностей возраста учащихся, их ежедневной нагрузки.
     Целью работы является определить все составляющие здорового образа жизни студента, дать практические рекомендации для  их применения в повседневной жизни.
Данная  цель требует решения ряда задач:
    определить особенности возраста студентов
    дать рекомендации по правильному питанию
    предложить рациональный суточный режим студента
    определить место физической культуре в ведении здорового образа жизни студента
   Неправильно организованный труд студентов может нанести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни. 
Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим  
своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую  
активность.
 
 

    Особенности студенческого возраста
   Для разработки максимально эффективных рекомендаций по сбалансированному распределению умственной и физической нагрузки студента, необходимо определить основные особенности студенческого возраста. Рассмотрим некоторые точки зрения, предлагаемые учеными-психологами по данной проблеме. 
     Студенчество  как особую социально-психологическую  и возрастную категорию впервые  предложили выделять в психологической  школе Б.Г.Ананьева. В исследованиях  Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.
     Студенческий  возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека.[1,с.54] Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
     Рассматривая  студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.[4, с.83] В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
     Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться  с трех сторон:
     1) с психологической, которая представляет  собой единство  
психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в  
психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

     2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
     3) с биологической, которая включает  тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.  
           Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности.

     Изучением студенчества как социальной группы занималась и лаборатория социологических  исследований ЛГУ под руководством          В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний.[5, с.48]
     Автор настоящей работы придерживается мнения о необходимости выделять студенческий возраст в отдельную категорию, характеризующуюся определенными особенностями. Эти особенности (психологические, социальные, биологические) оказывают большое влияние на разработку правил гигиены труда студента.
     Анализ  проведенных исследований показывает, что студенту необходимо знать возможности своего возраста, свои силы и способности, чтобы оптимально организовать свою жизнь, труд, учебу, отдых.
     Таким образом, для эффективного поддержания  работоспособности и здоровья студента необходимо проработать каждый компонент здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей: режим дня, правильное питание, гигиена умственной деятельности, физическая активность, вредные привычки. 
 
 
 
 
 

    Режим дня как здоровье сберегающий компонент
    «Владею днем моим; с порядком дружен ум; 
    Учусь поддерживать вниманье долгих дум»

    А.С.Пушкин
В детстве  ребенка приучают строго соблюдать  режимные моменты в течение дня, чередуя время активности со спокойными занятиями, а также со временем сна и бодрствования. В студенческом возрасте такой подход не теряет своей актуальности. Разница лишь в том, что теперь учащемуся необходимо самостоятельно и осознанно выработать для себя оптимальный режим. Мы предлагаем следующие рекомендации, которые можно использовать каждому студенту, как основу для грамотного распределения своего времени.
Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее  
продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет студенту  
выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа —  
формирование в коре больших полушарий определенной последовательности  
процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной  
деятельности.

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом  
особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания  
занятий), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

     Изучение  суточных ритмов, особенно работоспособности, позволило классифицировать людей в зависимости от особенностей биоритмов на “жаворонков” с повышенной работоспособностью в первой половине дня (с 8 утра до 12 дня), “сов” с наибольшей работоспособностью в вечерние часы и “голубей” - без заметных колебаний работоспособности в течение дня.[6, с.132]
     Основное  “биоритмологическое” правило заключается  в регулировании степени и  качества умственной, эмоциональной  и физической нагрузки в зависимости  от суточных биоритмов человека.
     2.1 Сон и бодрствование
     Вся наша жизнь проходит в двух состояниях — бодрствовании и сне.  
Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное  
самочувствие человека в период бодрствования. Недаром древнегреческие  
мудрецы говорили: сон — слуга жизни. Современная наука помогла установить природу столь благотворного воздействия сна. Оказалось, что в процессе его восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада. Недостаток сна вредно отражается на здоровье.

     Для полноценного протекания ночного сна  
достаточно 7—8 ч. Однако далеко не все студенты соблюдают это правило. Так, изучение режима дня студентов первого-четвертого курсов Белорусского университета показало, что 51 % из них спят 5—6 ч в сутки. Причем на первом курсе число таких студентов составляет 59,6 %. По материалам исследований, проведенных в различных вузах нашей страны, установлено недосыпание у 60% студентов первого курса и 33 % — старших курсов.[2, с.76] Особое значение полноценный сон приобретает в период сессии, когда студентам приходится осваивать много информации. Именно тогда студент должен спать не менее 8 ч. Если же сон ограничивать 5—6 ч., то это понизит способность к усвоению материала и в конечном итоге ослабит организм. Чрезмерно продолжительный сон также вреден. Излишний сон не считается полезным и в биологическом отношении, поскольку нарушаются кровообращение и работа органов пищеварения.

     Каждый студент должен помнить, что напряженную умственную работу следует прекратить за 1,5—2ч до ночного сна. Иначе затрудняется процесс засыпания, да и сам сон становится менее крепким.
     Таким образом, четкое распределение и соблюдение в течение всего дня режимных моментов будет выступать здоровье сберегающей программой, поддерживающей нормальное функционирование организма без стрессов и перегрузок.
     В приложении 1 приведены таблицы по примерному распорядку дня для студентов 1 и 2 смены обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Правильное питание как составляющая гигиены труда студента
   Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших  
средств для укрепления здоровья. Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Хорошо известно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

   Молодым людям студенческого возраста необходимо уделять особое внимание вопросам правильного питания в связи повышенной умственной активностью и напряженной работой в течение длительного времени.
   В суточный рацион студента следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса. Жиры — наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент—жирные кислоты—являются незаменимой составной частью пищи. Из общего количества жиров, входящих в пищу, рекомендуется потреблять 30—40 % растительных. [11, с.49]
   Потребность организма в жирах составляет примерно1—1,2 г на килограмм массы. Избыток жиров ведет к появлению излишней массы тела, отложению жировой клетчатки, нарушению обмена веществ. При напряженной мышечной деятельности жиры начинают расходоваться организмом после 18—20 мин работы. Студенты, занимающиеся видами спорта, которые требуют проявления выносливости (бег на средние и длинные дистанции, гребля, велосипедные гонки, плавание, лыжи), особенно нуждаются в растительных жирах.
   Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при интенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются.
   Углеводы также играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме создает жировые отложения. Ученые отмечают наличие прямой связи между количеством съедаемого сахара и сердечно-сосудистыми болезнями. Это объясняется тем, что избыток углеводов оказывает отрицательное действие на стенки кровеносных сосудов, повышает содержание в крови сахара (глюкозы) и холестерина — вещества, усиливающего атеросклеротические процессы в стенках сосудов.
   Энергетическая ценность пищи, или ее калорийность, зависит от  
количества присутствующих в ней белков, жиров и углеводов. По  
установленным нормам калорийность для юношей-студентов составляет 3000 ккал в день, для девушек — 2600 ккал. При занятиях спортом и физической культурой калорийность пищи должна повышаться приблизительно на 700—1000 ккал, в зависимости от интенсивности нагрузок. [14]

   Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3—4 раза в  
день, что обеспечивает нормальное пищеварение. Еще недавно была популярна рекомендация завтракать достаточно плотно. Однако в результате длительных наблюдений был сделан вывод, что прилив крови к органам пищеварения после сытной еды уменьшает кровоснабжение мозга, скелетных мышц. А это ведет к ухудшению продуктивности умственной деятельности. Поэтому наиболее правильно во время завтрака употреблять 15—20 % суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать желательно как минимум за 1,5—2 ч до сна, чтобы пища переварилась. По возможности следует организовать второй завтрак или полдник, в виде горячего чая с бутербродами. 

   Из  вышеприведенных исследований можно сделать вывод, что правильное питание – это одна из важнейших составляющих гигиены труда студента. Необходимо тщательно подбирать свой рацион питания для продуктивной деятельности без вреда для здоровья.
   В приложении 2 приведены таблицы по расчету энергетической ценности ряда пищевых продуктов и их калорийности, а также даны некоторые рекомендации по рациону питания для студентов, страдающих избыточным весом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Гигиена умственной деятельности
   Умственный труд – это приоритетный вид деятельности для каждого студента. От того, насколько эффективно и бережно учащийся пользуется своими интеллектуальными способностями, зависит продуктивность труда, степень утомляемости и быстрота восстановления работоспособности. Подробно изучим факторы, влияющие на гигиену умственной деятельности.
      Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому  
относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы,  
разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения. 
Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным  
мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У  
студентов - это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык. В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5—2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой  
интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых  
представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит  
наиболее активное функционирование физиологических механизмов,  
осуществляющих процессы мышления и запоминания. 
Знание приведенной классификации должно помочь студентам  
правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене  
умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно  
делать перерывы через 1,5—2 ч, а при третьем виде умственной деятельности — через 40—50 мин.[3, с.37] Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5—10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

     Во время такого перерыва организму полезно давать физическую  
нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических  
упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого  
активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг. 
Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают  
физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная  
температура воздуха должна быть 18—22°, а относительная влажность—50—70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25—27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. [10, с.82]

     Клетки головного мозга отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом. Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.
     На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. По данным гигиены труда шум до 40 ДБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.
     Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в  
процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически  
утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии». [6, с.121]

     С нашей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды  
отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс  
умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает  
сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как,  
например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного  
языка со словарем, переписывание конспекта и т. п., то музыка может ускорить ее. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

     Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга). [3, с.98]
     Необходимо контролировать и осанку. В согнутом положении спины хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник,  
сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным  
туловищем (на 75—80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

     Выполненные исследования показывают, что соблюдение правил гигиены умственного труда поможет студентам грамотно распределить свои силы и сохранить здоровье на протяжении всего периода обучения.
     В приложении 3 даны практические рекомендации для успешного умственного труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Роль физической активности в гигиене труда 

      В современном обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от физических нагрузок. В результате мышечная система организма функционирует не в полную силу. Это вредно отражается и на других системах. Особенно проблема снижения двигательной активности актуальна для студентов, чей распорядок дня предполагает длительное пребывание в сидячем положении и напряженную умственную работу.
Недостаток работы опорно-двигательного аппарата ведет к ухудшению работы, прежде всего центральной нервной системы. В результате снижается тонус коры больших полушарий мозга, возникает опасность нарушения нервной и гормональной регуляции всех функций.
     Экспериментально доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается скелетная мускулатура. Это как бы «подзаряжает» энергией подкорковые нервные структуры головного мозга. Они в свою очередь активизируют кору больших полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность.[8, с.45] Поэтому мышцы с полным правом можно назвать аккумуляторами мозга. Соответственно в процессе  
умственной работы мышцы нужно расслаблять время от времени, что позволит активизировать деятельность мозга. Отсюда становится нам понятной роль физических упражнений в повышении умственной работоспособности.

Постоянная низкая двигательная активность человека сопровождается  
усиленным распадом белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях тела  
усиливается накопление жира. Ухудшается также функция дыхательной  
системы: дыхание становится более частым и поверхностным. Все это  
способствует развитию бронхиальной астмы, эмфиземы легких. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) нарушает деятельность системы пищеварения, ухудшает моторику кишечника, в нем активизируются вредоносные виды микроорганизмов.

     Перечисленные отрицательные воздействия гипокинезии на организм  
человека убедительно свидетельствуют о необходимости постоянной мышечной деятельности. Регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму эти вредные явления.

     В приложении 4 даны некоторые виды упражнений для снятия физической усталости и активизации работы мозга. 

     6. Влияние вредных привычек на умственную работоспособность 

      «Привычка свыше нам дана,
                                                                                                       замена счастию она»
                                                                                                                                      А.С.Пушкин
     Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой  
личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки  
чрезвычайно устойчивы и, как правило, оказывают влияние на все сферы развития личности, в том числе и умственную. Поэтому важно знать последствия той или иной привычки, чтобы предотвратить пагубное влияние.

     В студенческом возрасте необходимо работать над тем, чтобы сформировать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными.
     Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному  
повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию.

     Однако в студенческие годы возникает немало и вредных привычек. К  
ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к  
занятиям. Но наиболее вредными являются курение, злоупотребление  
спиртными напитками, наркотическими веществами.

     Курение – наиболее распространенная среди молодежи форма зависимости. Чаще всего вредное действие табачного дыма связывается с никотином.  
Он попадает в кровь в течение 20с, активно воздействует на центральную и  
периферическую нервную системы. У выкурившего сигарету в первые минуты несколько расширяются сосуды мозга, вследствие чего кратковременно улучшается умственная работоспособность. Но вскоре сосуды мозга сужаются, и происходит ухудшение качества умственной деятельности, появляется опять потребность в сигарете. У людей, которые курят на протяжении длительного времени, отмечают хронические спазматические явления сосудов мозга.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.