Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Авангард в искусстве ХХ века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Федеральное агентство по образованию 

  Государственное образовательное учреждение
  высшего профессионального образования
  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
     ___________________________________________________________ 
 
 
 

Кафедра: Философии и истории 
 

Дисциплина: Культурология

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «АВАНГАРД В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил(а):  студент(ка) *****, *****, 1 курс,
********.
№ зач. книжки *******
______________________
                                     Проверил(а):                        *********
     ______________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2009
План  реферата
на  тему: «Авангард в искусстве ХХ века » 
 

      ВВЕДЕНИЕ        стр. 3
 
      II. «НАПРАВЛЕНИЯ АВАНГАРДИЗМА В ИСКУССТВЕ                 ХХ ВЕКА »:
         1. Фовизм.         стр. 4  
         2. Экспрессионизм.       стр. 5
         3. Кубизм.         стр. 7
         4. Футуризм.        стр. 8
         5. Метафизическая живопись.     стр. 9
         6. Неопластицизм.       стр. 9
         7. Дадаизм.        стр. 10
         8. Сюрреализм.        стр. 11
         9. Абстрактный экспрессионизм.     стр. 13
        10. Поп-арт.         стр. 13
        11. Гиперреализм.        стр. 14
        12. Концептуализм.        стр. 15 

         III. ЗНАЧЕНИЕ АВАНГАРДА В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ                 ХХ ВЕКА.             стр. 16
          
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ВВЕДЕНИЕ
 
      ХХ  век – время шумное и беспокойное, полное катастроф, войн, технических, научных  и социальных революций. Этот мир оглушал, он менялся с поистине взрывной скоростью, опрокидывал все привычные представления, громоздил развалины, множил открытия, искал новые формы социального бытия. Никогда еще нервы всего человечества не подвергались такому давлению и таким, порой едва переносимыми, испытаниями. Искусство впервые соприкоснулось с этим тревожным и взрывным временем. Мир то вспыхивал в неистовее красок, то будто проваливался во мрак; его формы заострялись, дробились, разламывались, а то и застывали в оцепенении. И это завораживало многих художников, представителей первых направлений нового искусства – фовизма, экспрессионизма, кубизма. Лишь немногие из мастеров ХХ века оказались способными не только впитать в себя драматические сложности эпохи, но и противопоставить многим ее разрушительным страстям творческую волю искусства.
      ХХ  век подарил человечеству много выдающихся личностей, чей вклад в развитие мировой культуры настолько велик, что мы подчас не можем оценить его во всей полноте.
      В критической и теоретической  литературе понятие «авангард» («авангардизм») толкуется очень широко и часто  применяется к различным явлениям модернизма. Разные искусствоведы давали разные определения «авангардизму». Авангардизм – это общее название нескольких направлений в искусстве ХХ века: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, метафизическая живопись, Неопластицизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, гиперреализм, концептуализм. Эти направления отвергали художественные традиции и стремились в творчестве к поискам и экспериментам, к подчеркнуто новому и необычному. Мастера авангарда полностью изменили представления о содержании и форме художественных произведений, выразительных средствах искусства, роли художника и зрителя в творческом процессе и т. д. Но к какому бы направлению не принадлежал художник, значение имеет только его творческая индивидуальность, способность мастера через свой метод, художественную манеру и стиль выразить духовные ценности современной ему цивилизации.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      НАПРАВЛЕНИЯ АВАНГАРДИЗМА В ИСКУССТВЕ  ХХ ВЕКА
 
      Фовизм
 
       Первым  художественным течением, которое обогатило культуру ХХ столетия, был фовизм. Его название произошло от французского слова fauve – «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г. Определение прижилось. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские, и немецкие художники – приверженцы нового искусства.
       Осенний салон произвел настоящую сенсацию: ранее неизвестный фовизм вдруг  обнаружил признаки вполне сложившегося течения. До этого мастеров не объединяли ни теоретические платформы, ни совместная выставочная деятельность. Не было группы как таковой. Однако общее стремление к новому живописному языку – эмоциональному, яркому – на некоторое время сделало их очень похожими. У них было много общих корней – увлечение живописью Гогена и Ван Гога, творчеством дивизионистов и их теорией чистого цвета, восточным и примитивным искусством.
       Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения цвета, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма, - писал Матисс, - решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин». Художников объединяли самовыражение и стремление к яркой индивидуальности. Каждый из них создавал  собственный мир, поэтому после краткого совместного звучания их хор распался на отдельные голоса – фовизм как течение просуществовал всего несколько лет.
       Один  из представителей фовизма – Андре  Дерен (1880 – 1954гг). Для его работ  характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. Дерен с успехом работал в области книжной графики, иллюстрировал произведения поэтов, выполнял театральные декорации для балетов «Русских сезонов».
       Морис де Вламинк (1876 – 1958 гг.) работал в  «классической» фовистской манере, он действительно почти не смешивал красок, писал то геометрически правильными, широкими раздельными мазками, то ван-гоговскими крутыми завитками.
       Жорж  Руо (1871 – 1958 гг.). Его живописная манера – цветные формы, которые он ограничивал широким черным контуром. На фоне праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Персонажи художника – клоуны, уличные девицы, гротескно-уродливые жители городских предместий.
       Кес ван Донген (1877 – 1968 гг.) – французский художник голландского происхождения.
       На  его полотнах живые рельефные  мазки сочетаются с сияющими ровными  зонами, словно подсвеченными изнутри. Картины ван Донгена шокировали зрителей: обычно он изображал представителей социального дна и делал это  вызывающе, плакатно, броско.
       Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 – 1947 г.г.) выделяла его из фовистского  окружения. Даже когда он писал чистыми  красками и использовал контрастные  цвета, их сочетания были тонки, изысканны. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность.
       Анри  Матисса (1869 -1954 г.г.) отличает резкое сочетание  цветов – синего, красного и зеленого,- смелое построение форм. Матисса по праву считали главой фовистов. В 1906 г. в парижской мастерской открылась школа Матисса. «Один тон сам по себе есть всего лишь цвет,- учил художник,- два тона – это уже соотношение, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с соседним… Запомните свое первое впечатление… Это чувство – самое главное». Его творческие поиски основаны не на голых теоретических измышлениях, а на природных законах: яркий полуденный свет, «стирающий все детали и выявляющий основное», открывал чистые тона и четкие контуры. Всю эту красочную декоративность, включая цветистые орнаменты арабских тканей и ковров, художник перенес на свои полотна.  

2. Экспрессионизм 

       В истории искусств термин экспрессионизм, т.е. «выражение» применим к широкому кругу явлений. И все же как  определенное течение в изобразительном искусстве экспрессионизм объединяет прежде всего группы художников, работавших в Германии перед Первой мировой войной.
      Экспрессионизм  – это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как  правило, в момент предельного духовного  напряжения. Первой значимой вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост». В 1905 г. четверо студентов-архитекторов из Дрездена – Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создали нечто вроде средневековой цеховой коммуны – вместе жили и работали. Название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует ее творчество – «мост» в искусство будущего. Экспрессионисты также отрекались от светотени, передачи пространства. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определенные эмоции, ему приписывали символическое значение.
      Ведущий художник и теоретик группы Эрнст  Людвиг Кирхнер (1880 – 1936 г.г.) работал  над гравюрами и это помогло  ему обрести собственную живописную манеру: яркие цветные плоскости на его полотнах часто ограничены резким широким контуром – черным или белым. В его картинах нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Напротив художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. И с такой же детской любовью к ярко раскрашенным поверхностям он выстраивал свою палитру.
      «Мой  прекрасный, мой трагический мир» - так определил однажды Эмиль  Нольде (1867 – 1956 г.г.) образы, которые  рождались в его душе. Грубая выразительность, искажение формы и цвета как проявление напряженного чувства – все эти черты, характерные для экспрессионизма у Нольде проявляются в высшей мере. Художник часто обращался к религиозной тематике. Он написал 25 работ на библейские сюжеты, в том числе серию из девяти картин «Жизнь Христа», которая возмутила церковных иерархов и была снята с выставки в Брюсселе.
      Экспрессионизм  повлиял на творчество разных мастеров, не входивших ни в какие группировки. Были и такие, кто участвовал в общих начинаниях лишь короткое время, и те, кто, не удовлетворившись одной программой, пытался найти более совершенные формы организации творческих союзов: В.В. Кандинский, Франц Марк. Художники высказывались об особенностях современного искусства: важные роли цвета, отказе от попыток подражания реальным формам. Они анализировали совершенно разные произведения искусства, подтверждая их скрытое родство в поисках выразительности. Именно тогда впервые в ранг высокого искусства были возведены детские рисунки.
      В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона и в 1937 г. многие картины  подлежали уничтожению.
      Творчество  Пауля Клее с равным основанием относят  к главным художественным течениям XX века – экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не принадлежало целиком ни одному из них. Несмотря на агрессивную красочность живописных работ своего экспрессионистического окружения, Клее поначалу мало занимали проблемы цвета. Но вскоре нежные цветовые гармонии стали естественной средой для утонченных волшебных геометрических структур Клее. Его необычные композиции, кажется, рождены новым знанием, новым пониманием связи мира, его устройства. В картине «Полная луна» (1919 г.) ночной пейзаж, составленный из мозаики разновелики прямоугольников, таинствен, но не страшен.  
 
 

3. Кубизм 

      К началу XX столетия – времени рождения кубизма – мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела, и при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили две большие выставки Поля Сезанна – в 1904 и 1906 гг. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса…» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления.
      В 1907 г. молодой испанский художник Пабло Пикассо, обосновавшийся в Париже, показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины – и фон, и тела пяти обнаженных женщин – была рассечена на геометрические сегменты. Выглядели «Девицы» как грубо вытесанные древние идолы.
      Ранний  этап развития кубизма назвали сезановским. Вслед за Пикассо Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма,- ощущение плотности тел, наполненности объема. Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи. Позже контуры в картинах стали прерывистыми, грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие объемы распадались на множество мелких. Зрителю давали возможность рассмотреть, из чего состоит форма, «ощупать ее глазами» с разных сторон и даже увидеть предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. Затем в живописные полотна начали вводить реальные предметы. А главный акцент художник делает на газетных вклейках и рельефе дверной панели, которые помещены на первом плане. Так шаг за шагом кубизм подошел к следующему своему этапу – синтетическому. Здесь образ уже не разлагался, а собирался, синтезируясь из отдельных атрибутов, характерных деталей. Сочетание различных поверхностей на холсте были очень декоративны. Эта черта кубистической живописи еще ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом.
      Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к  беспредметному абстрактному искусству.
      Прорыв  из кубизма в область абстракции произошел через орфизм. Смысл  заключается в том, что при  взгляде на предмет художник прежде всего, помня о законах физики, извлекает разложенный на составные цвета световой поток.
      Яркий представитель кубизма – Пабло  Пикассо (1881 – 1973 г.г.). История искусства  знает не так уж много мастеров, которые при жизни были признаны классиками. В XX веке это, безусловно, Пабло Пикассо. Молодой живописец очень скоро выработал собственную манеру изображения. Главное средство выразительности в его работах «голубого периода» - линия монохромность картин лишь подчеркивает напряженную силу замкнутого контура. Постепенно художник изменил цвета палитры на ало-золотисто-розовые (отсюда и название – «розовый период»), общая грустная тональность картин смягчилась. Главные персонажи этого периода – бродячие артисты – циркачи. В третий кубистический период его творчества – период синтетического кубизма – помимо картин Пикассо создал серию коллажей. Парадоксально и неожиданно сочетал он реальные предметы с красочной поверхностью («Мандолина и кларнет», «Голова быка»). Дух разрушения, угроза мировой катастрофы, чутко уловленное художником, вылились в образы фантастических агрессивных чудовищ в серии «Мечты и ложь генерала Франко» (1937 г.). Испания и Франция с равным правом называют Пикассо «своим» мастером.
      Большинство художественных течений, возникших в начале XX столетия, остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века. Кубизму же была суждена долгая жизнь. И в сегодняшнем искусстве часто можно наблюдать результаты его пластических экспериментов.  

4. Футуризм 

      Новое течение в искусстве нередко заявляет о своем появлении публикацией художественных программ и, как правило, всячески ниспровергают предшествующие «открытия». В громкости подобных заявлений представителям футуризма не было равных. Это естественно. Само название футуризм (от лат. futurum – «будущее») говорило об их намерении издавать новые искусства, искусства будущего, приверженности к переменам и о решительном отказе от традиций.
      Основатель  движения Филиппо Томмазо Маринетти (1876 – 1944 г.г.), итальянский поэт, опубликовал первый манифест футуризма на страницах журнала «Фигаро». «Главными элементами нашей позиции будут: храбрость, дерзость и бунт. Нет шедевров без агрессивности» - провозглашал он. Футуризм с его прославлением войны как «гиены мира», с культом сильного кулака и агрессии пришелся «ко двору».
     Под  первой, собственно художественной программой, «Манифестом художников футуристов», подписались все итальянские  художники. В чем же его главное  содержание? Что было для художников футуристов определяющим признаком будущего? Прежде всего движение. И, конечно же, прославление машины, индустриализации, урбанистической цивилизации. Передача движения достигалась просто и без затей. Разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста, персонажа по кадрам. При этом в их манере членить объемы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости».
     В футуристической искусстве не следует  искать глубокого психологизма, интереса к внутреннему миру человека. Напротив, культ машины вдохновлялся мечтой о «создании механического человека с заменимыми частями». Однако все это было уже отзвуком былого футуристического шума. Постепенно футуризм растворился в других художественных течениях. 

5. Метафизическая живопись 

      Кружок  живописцев-метафизиков возник в Италии в годы Первой мировой войны. Основатель и наиболее яркая фигура этого течения – Джорджо Де Кирико (1888 – 1978 г.г.). В 1910 г. он впервые назвал свою картину «Тайна осеннего вечера» метафизической. Творческие взгляды художника были диаметрально противоположны футуризму с его культом безудержного движения. Художник поэтизировал вечный покой. Любимый его образ – южный город летом, когда жители сидят по домам и улицы пустынны; когда свет достигает предельной силы, а тени – предельной глубины. В этой «спокойной и бессмысленной красоте вещества» он чувствовал близость к истине, к первооснове мира, которая, впрочем, всегда остается тайной для человеческого разума. «В тени человека, идущего солнечным днем, утверждал художник, - заключено больше тайны, чем во всех религиях». «Тайна» - любимое слово в лексиконе художника. Художник, кажется, намеренно забывает академические уроки мастерства. Грубо очерченные формы и чистые краски, привычные автору детали средиземноморского городского пейзажа – башня, бассейн, аркада – выражают его идеал простоты и постоянства.
      Основная  тематика творчества Джорджо Моранди, Карло Кара и Луиджи Де Писис –  геометрия простых предметов, взаимоотношения  живого и неживого – находят выражение  в натюрмортах или фантастических композициях с фигурами, составленными и манекенов и портновских лекал. 

6. Неопластицизм 

      Представители неопластицизма придерживались не многих принципов: в их живописных произведениях  линии пересекаются перпендикулярно, палитра ограничивается красным, синим и желтым, т.е. тремя чистыми основными цветами. Лепка трехмерных форм мазком отвергалась – подчеркивалась плоскость. При отсутствии симметрии композиции все же были очень усовершенствованными. Такой стройностью, простотой и чистотой отношений внутри холста, по мнению неопластицистов, достигалась универсальная гармония, независимая от отдельного человека.
      Один  из ведущих мастеров беспредметного искусства, основатель школы неопластицизма - художник Пит Мондриан (1872 – 1944 г.г.). В его работах нет даже намека на реальную форму. Композиции серии «Море» (1914 г.) по сути своей уже абстрактны. Впечатления от бликов света на колеблющейся поверхности моря художник выразил чередованием горизонтальных и вертикальных штрихов, иногда крестообразно пересекающихся. В так называемых ярких полотнах насыщенные цветом гладкие плоскости Мондриан заключал в жесткую черную сетку, добиваясь этим впечатления сияния, свечения цвета. При этом в отличие от «ярких» работ он ограничивался двумя, а чаще одним цветом («Композиция в синим», 1937 г.). По мнению художника, «цвет должен быть свободен от индивидуальности, от личных эмоций, он должен выражать лишь всеобъемлющий покой».
      В США художник работал над большими композициями: «Нью-Йорк-сити», «Бродвей буги-вуги», «Победа буги-вуги». Теперь линии как бы подчиняясь пленившим его ритмам джаза и буги-вуги, дробятся маленькими цветными квадратиками, черная сетка стала необязательной. Искусство Мондриана во многом повлияло на современную живопись, архитектуру и дизайн.  

7. Дадаизм 

      Странное  слово «дада» дало название одному из этапов европейской культуры. Существуют разные варианты его толкования. Это и детский лепет. И игрушечный конек, как его называю французские ребятишки. В некоторых провинциях Италии так зовут маму. А еще «дада» - двойное утверждение по-русски и по-румынски, нечто вроде «ладно». Основатель течения, французский теоретик искусства, живописец и поэт Тристан Тцара.
      Впрочем, помимо непонятного названия дадаизм  преподнес публике множество  гораздо более любопытных загадок. Например: какое вообще отношение он имеет к художественному творчеству? Ведь главной его идеей было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаистов даже нельзя было упрекать в чем-либо, поскольку они сами провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». Ошарашенные зрители, естественно, ничего и не понимали, а потому каждое публичное выступление дадаистов заканчивалось крупным скандалом.
      Поэты декламировали бессвязные наборы слов. Счет из прачечной мог быть прочитан как стихотворение. Танцевали на дада-вечерах в мешках. Художники  демонстрировали композиции, в которых  не усматривалось ни малейшего смысла.
      С 1913 г. французский художник Марсель Дюшан (1887 – 1968 г.г.) в Нью-Йорке стал выставлять обычные предметы массового производства, давая им название и снабжая собственной подписью. Именовалось такое произведение реди-мэйд («готовый продукт») – обозначение, принятое в торговой рекламе. Первым «готовым продуктом», попавшим в художественную экспозицию, было «Велосипедное колесо на табуретке». Знаменем, символом всеотрицающего дадаизма стало его кощунственная «Мона Лиза с усами» (1919 г.).
      Ханс  Арп впервые показал живописные композиции, выполненные по принципу «автоматического письма»: художник как бы отключал сознание и творил импровизации из пятен и линий, не руководствуясь никакой предварительно поставленной задаче.
      Художник  Макс Эрнст (1891 – 1976 г.г.) был неистощимым  изобретателем: в одном произведении он соединял самые разные материалы, техники и методы, например, рисунок, гравюру, журнальную репродукцию. Предметы вырывались из привычной среды и вступали в новые связи. Художник называл это «случайные встречи двух различных реальностей на неподходящем плане».
      Очень скоро внутри движения наметился  раскол. Полемизируя с Тцара, который  продолжал настаивать на полной бессистемности творчества и отрицания всего и вся, Бретон и его товарищи говорили о необходимости нового знания и относились к своим изысканиям вполне серьезно. Так в недрах дадаизма зародилось еще одно мощное художественное направление XX века – сюрреализм. 

8. Сюрреализм 

      Слово сюрреализм обозначает «сверхреальность». Оно уже давно превратилось в  общеупотребительное понятие, которым обозначаются все странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается сюрреализма как художественного направления, то начало его положил «Манифест сюрреализма», опубликованный поэтом Андре Бретоном (1924 г.).
      В предысторию сюрреализма неизменно включается «этап дада». Действительно, сюрреализм многое почерпнул из легкомысленных открытий дадаизма, отринув, правда, его насмешливость. Сюрреализм использовал ключевые приемы дада – «реди-мэйд», «автоматическое письмо», совмещение в одном произведении образов, лишенных логических взаимосвязей.
      Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных  ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова, представления, образа из сновидений, высказывает все, без разбору мысли, которые приходят в голову. Также рождается сюрреалистический образ: он возникает вследствие «чудесной встречи», т.е. произвольного с точки зрения обыденной логики соединения в тексте, либо на холсте различных слов или изображений.
      Методом графического автоматизма начал  свою деятельность, включившись в  сюрреалистическое движение, французский художник Андре Массон (1896 – 1987 г.г.). Индийской тушью он водил по бумаге. Случайно возникающие линии и пятна напоминала некие образы. Практиковались и другие новоизобретенные техники, например, фроттаж. Как-то Эрнст положил бумагу на пол и натер ее графитом. Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе выразительную фактуру.
     Однако  эксперименты с различными техниками не были основным признаком изобразительного искусства сюрреализма. Отличительной особенностью многих полотен стали реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их окружения, но в фантастических, бредовых сочетаниях. Этот прием назвали «обман зрения» или «обманка».
     Картины Ива Танги (1900 – 1955 г.г.) «Мама, Папа ранен!», «Лента излишеств» наполнены тревогой. Эти пустынные ландшафты назвали  «жестоким и дотошным описанием  первых дней после катастрофы», а  позже предчувствием пейзажей после атомного взрыва.
     Символом  же движения стало творчество испанского художника Сальвадора Дали (1904 – 1989 г.г.). Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое  количество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на публике еще одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер – живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист, действительно занимает уникальное место в художественной культуре XX века. На протяжении всей жизни он черпал образы в ярких воспоминаниях детства. В таких работах как «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепиано» (1931 г.), «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании» (1936 г.), «Пылающий жираф» (1936 г.), «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.), прочитывается четкость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии как бы конструировалось, а не рождалось вдруг, по воле случая.
     В американский период художник приступил  к циклу картин на религиозную  тематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г.), «Мадонна порта Льигат» (1949 г.), «Открытие Америки Христофором Колумбом»  (1959 г.) и др. создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его пленило «редкое совершенство замысла».
     Также ярким представителем сюрреализма  является Хоан Миро (1893 - 1983 г.г.). «Самым красивым пером на шляпе сюрреализма» назвал испанского художника Миро основатель течения Андре Бретон. Буквы, слова, надписи прочно вошли в живописный словарь Миро. Подчас прихотливо бегущие кудрявые строчки становились, наряду с линией, основным выразительным средством, как в картинах - поэмах 1925 г. «Ах, это один из тех, кто все это сделал», «Звезды и улитка».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.