Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Эффективность развития физических качеств юных волейболисток игровыми средствами

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Кафедра теории и 

методики  спортивных игр

 
 
 
 
 
 
 
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК  ИГРОВЫМИ СРЕДСТВАМИ 

Выпускная квалификационная работа
  
 

                                                                                                                                                                              
                                                         Научный руководитель:
                                                   
 
 
 
 
 
 

, 2009

       ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                         

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…3

 
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ…........................................…...……...…5
1.1.Основные компоненты физической
подготовленности волейболистов................................................................5
1.2. Средства физической подготовки волейболистов.................……..14
    1.3. Игровые средства физической подготовки в волейболе...........….17  

ГЛАВА 2.
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ………..22
2.1.  Задачи исследования…………………………………………………..22
2.2.   Методы исследования………………………………………………...22
2.3. Организация исследования……………………………………………29 

ГЛАВА 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………...30
3.1.  Особенности физической подготовленности юных волейболистов
до  эксперимента...............................................................................................30
3.2. Изменения физической подготовленности юных волейболистов
после эксперимента ………………………………………………………...33  

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..38
ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………..40
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...46 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Игра  в волейбол основана на разнообразной двигательной активности (бег, прыжки, элементы акробатики, удары) и требует от человека разностороннего развития двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости (Л.Р.Айрапетьянц, 1981; М.С.Бриль, 1980; Ю.Д.Железняк, 1980, 1988 и др.).
      Особенностью  подготовки в волейболе является длительность освоения технического арсенала, которая вызвана высокой сложностью технических элементов игры и определёнными требованиями физической готовности. В тоже время, школьники 10-11 лет, когда и начинается обучение основным техническим приёмам, не подготовлены физически к выполнению сложных технических элементов игры (А.Г.Фурманов, 1986 и др.).
      В таких условиях наиболее правильной стратегией может быть формирование специальных способностей школьников к волейболу не упражнениями самого вида спорта, а доступными для этого возраста средствами. В качестве последних могут быть подвижные игры, игровые упражнения, содержание которых позволяет оказывать целенаправленные воздействия на развитие специальных, прежде всего координационных, способностей: ориентирование в пространстве, быстрота и точность реакции и перестроения двигательных действий, способность точно дифференцировать пространственные, силовые и временные параметры движений, чувство ритма (Ю.Д.Железняк, 1978; В.И.Лях, 1996, 2000 и др.).
      Рядом авторов экспериментально установлено, что включение в уроки младших  классов подвижных игр специальной  направленности в объеме 25-30% ведет к повышению темпов развития различных физических способностей примерно на 8-30%. Другие исследователи выявили положительный аффект влияния подвижных игр на развитие психомоторных способностей детей и юных спортсменов (В.И.Лях, 1996 и др.).
      Однако  в доступной литературе имеются  только фрагментарные описания по использованию подвижных игр в подготовке юных волейболистов (Ю.Д.Железняк, 1978, 1991; С.Т.Стажиньска, 1988 и др.).
      Цель  данной работы состоит в исследовании эффективности развития у юных волейболисток основных физических качеств игровыми средствами.
      Гипотеза: мы предполагаем, что в возрасте 10-11 лет все физические качества будут эффективнее развиваться  игровыми средствами по сравнению с  использованием строгорегламентированных упражнений.
      Объект  исследования: физическая подготовленность волейболисток 10-11 лет.
      Предмет исследования: эффективность развития физических качеств юных волейболисток  игровыми средствами. 
      Работа  состоит из введения, трёх глав, списка литературы и приложений. Содержание работы иллюстрировано  3 таблицами. Список литературы содержит 50 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  

       1.1. Основные компоненты физической подготовленности волейболистов 

      Волейбол  сегодня является динамично развивающейся  игрой (Волейбол, 2002; Г.Я.Шипулин, 2002 и др.). Естественный процесс развития игры в конце 90-х годов был усилен существенными изменениями в правилах игры. Все нововведения были направлены на повышение зрелищности игры, более долгого удержания мяча в игре (А.Эйнгорн, 1994; В.М.Шулятьев, 1997 и др.). Сюда относятся новая система подсчета очков, запрещение блокирования подачи соперника, введение новой функции игрока («либеро»), разрешение играть на приеме мяча любыми частями тела и т.д. Такие существенные изменения в правилах повлияли на содержание игровой деятельности. Специалисты отмечают (А.А.Чуркин, 1996, В.М.Шулятьев, 1997; Г.Я.Шипулин, 2002 и др.), что волейбол стал более динамичным, любая ошибка игрока приводит к назначению очка сопернику. Это увеличивает напряженность спортивного состязания, предъявляет новые повышенные требования к подготовленности игроков.
      Высокий уровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняется  следующими факторами: качественно  новый уровень развития волейбола  требует нового уровня развития физических качеств спортсмена и в тоже время постоянный уровень развития физических качеств является непременным условием для повышения тренировочных нагрузок (Волейбол, 2002).
      Современный волейбол предъявляет высокие требования к физической подготовленности игроков. Так, продолжительность встреч квалифицированных волейболистов нередко достигает 2,5-3 часов. Подсчитано (А.В.Беляев, 1990 и др.), что за это время волейболисты проводят более 200-300 двигательных действий, из которых до 70% выполняют в прыжке и падении. Большая двигательная активность игроков на площадке ограниченного размера доводит физическую нагрузку до высшего предела: так, частота сердечных сокращений в ходе игры достигает до 200 уд/мин, а потери веса доходят до 3 кг.
     Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приёмов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств (Волейбол, 2002).
       Результативность волейболистов  определяется разнообразием арсенала технико-тактических действий и высоким уровнем развития специальных физических качеств (А.В.Чачин, 1998).
     Общеизвестно, что основными средствами в тренировочном  процессе являются физические упражнения, которые, согласно общепринятой классификации, подразделяются на средства общей физической и специальной подготовки, а последние, в свою очередь, делятся на специально подготовительные и соревновательные, или основные упражнения (Л.П.Матвеев, 1991).
    Даже  на ранних этапах многолетнего совершенствования необходимо строгое увязывание средств и методов тренировки, соотношения работы различной направленности и т. д., требованиям планируемой в дальнейшем узкой специализации. Убедительно доказано, что выполнение спортсменами в детском и подростковом возрасте больших объемов общеподготовительной работы, не соответствующей требованиям будущей специализации, способно подавлять природные задатки юных спортсменов и лишать их возможности достижения выдающихся результатов (В.Н.Платонов, 2004).
      Данные  науки и практики показывают, что  высокий уровень физической подготовленности является базовым фундаментом, на котором  строится мастерство спортсменов. Поэтому  процесс развития двигательных качеств в спортивной тренировке в целом является ведущим, но осуществляется он в неразрывном единстве с другими видами подготовки (Л.П.Матвеев, 1997).
       В волейболе физические качества условно  делятся на общие и специальные. Общие - сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость - в значительной мере определяют всесторонность физического развития и здоровье спортсменов. На высокоразвитой базе вышеперечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: "взрывная" сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость (Волейбол, 2002).
         Отмечается, что на начальных  этапах спортивной подготовки  необходимо максимально возможно развить одно из наиболее сильных физических качеств и подведение до оптимального уровня остальных двигательных качеств (Е.Антипов, 1999; А.И.Шамардин, 2000; И.Ю.Радчич и др., 2000). Такой подход к развитию двигательной подготовленности юных спортсменов может служить основой для определения игровых амплуа игроков (Е.Антипов, 1999; А.И.Шамардин, 2000).
       Основными средствами ОФП волейболистов является широкий круг общеразвивающих упражнений из  других видов спорта: кроссовый  бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжи и др. (Волейбол, 2002).
       Для достижения высоких спортивных результатов  в любом виде спорта немалую роль играет уровень физической подготовленности спортсмена. В связи с этим проблема развития физических качеств спортсмена в каждом конкретном виде спорта на сегодняшний день является одной из самых актуальных.
      Весьма  велико значение физической подготовленности и в волейболе, на базе которой осуществляется воспитание двигательных качеств, реализуется высокая техника и эффективная тактика действий. Уровень физической подготовленности волейболистов во многом определяет результат выступления команды в соревнованиях. Отмечается прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и спортивными результатами у юных спортигровиков. В тоже время, практика показывает, что уровень физических кондиций новичков во многом определяет успешность их обучения техническим приёмам волейбола (В.В.Рыцарев, 2005).
      А.В.Ивойлов  и др. (1979) выделяют несколько физических качеств, необходимых для игровой деятельности волейболистов. Это скоростно-силовые качества, которые особенно проявляются в прыгучести (в сочетании с выносливостью), в ударах по мячу, при передвижении и реагировании на раздражители, а также выносливость с ее разновидностями (прыжковая и выносливость защитника), ловкость, акробатическая ловкость, гибкость.
      Авторы  учебников по волейболу и другой литературы (Ю.Д.Железняк, А.В.Ивойлов, 1991; Волейбол, 1985, 2002;  Ю.Н.Клещёв, 2002, 2005 и др.) в основном выделяют силу, быстроту, гибкость, ловкость, скоростную ловкость, выносливость (скоростную, силовую, прыжковую, общую, специальную), а также специальную силу, специальную быстроту, специальную ловкость и специальную гибкость.
      Ю.Д.Железняк (1978) помимо вышеперечисленных качеств, указывает на необходимость развития быстроты (двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстроты ответных действий и перемещений), прыгучести.
      Указывается, что основой повышения мастерства волейболистов является их высокая физическая подготовленность, которая во многом определяется уровнем развития мышечной силы, быстроты движений и особенно специальной выносливости (С.Ю.Шерстнев, 1994). К показателям, отражающим компоненты подготовленности спортсменов в игровых видах спорта, относят: физическое развитие, физическая подготовленность, техническая и тактическая подготовленность (Ю.Д.Железняк, 1978).
      В.Г.Никитушкин и В.П.Губа (1998) под основными физическими  и двигательными качествами подразумевают быстроту, силу, скоростно-силовые проявления как неотъемлемую часть всех спортивных игр, координацию и ловкость в двигательных действиях, а также выносливость, так как они являются необходимым условием для выполнения движений, в которых все эти три качества выступают как различные и изменяющиеся компоненты.
      Отмечается, что в волейболе важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий игроков. Наиболее важным моментом в проявлении специальной выносливости у волейболистов является высокий уровень развития лактатной анаэробной мощности, сочетающийся с повышенными показателями аэробной эффективности. Известное значение имеет также способность действовать в условиях выраженной кислородной недостаточности при значительном накоплении молочной кислоты (Н.А.Беляев, 1990).
      В скоростно-силовой выносливости волейболиста выделяются ее разновидности: беговую, ударную и прыжковую выносливость, каждая из которых помогает спортсмену успешно справляться с обилием разнообразных, двигательных действий, которые приходится ему выполнять при ведении игры (А.В.Дукальская, 1995).
       Для волейбола наиболее значимы скоростно-силовые  способности (Волейбол, 2002).
       Ю.Н.Клещёв (2005) отмечает, что значительное место  в физической подготовке волейболистов должно быть отведено развитию силовых качеств. Создание правильной, научно-обоснованной системы силовой подготовки может явиться решающим фактором в повышении мастерства спортсменов.
      Основным  качеством, развитию которого должен быть подчинен тренировочный процесс, является скоростно-силовая или игровая выносливость волейболиста. Отмечается, что игровая выносливость волейболиста не является суммой силовой, скоростной выносливости, это сложное «комплексное, интегральное качество, которое складывается из многократного (на протяжении 2-3 часов) проявления быстроты, силы, взрывной силы и других качеств, работающих всегда в единстве, в определенном режиме или отношении, в зависимости от выполняемого в каждой конкретный момент двигательного действия, где фундаментирующим все же является выносливость.
      Показатели  скоростно-силовой подготовленности юных волейболисток имеют положительную взаимосвязь и зависимость с уровнем их физического развития, как-то:
      а) специальная быстрота с продольными  размерами тела и его звеньев, высоте внутреннего свода и подъема стопы;
      б) специальная сила с абсолютным и относительным мышечным компонентов массы тела, продольными и обхватными размерами тела и его звеньев, высоте внутреннего свода и подъемы стопы; отрицательная с жировым компонентов массы тела;
      в) общая (максимальная) сила - с обхватными, широтными и тотальными размерами тела, длиной верхних и нижних конечностей (кроме 11-15 лет) (А.Т.Гарипов, 1990).
      На  основе анализа корреляционных моделей  выделены основные показатели скоростно-силовой подготовленности юных волейболисток, присущие всем возрастным группам от 9 до 18 лет: прыжок вверх с разбега с доставлением отметки на максимальной высоте, метание набивного мяча правой рукой, сила мышц сгибателей кисти и разгибателей туловища. Кроме того, всем возрастным группам присуща общая физическая подготовленность, реализованная в проявлении силы мышц рук, ног и туловища (А.Т.Гарипов, 1990).
      Факторный анализ показателей скоростно-силовой  подготовленности волейболисток показал, что в период 9-16 лет значением имеет морфо-силовой фактор, в 17-18 лет ведущее значение занимает именно скоростно-силовой фактор (А.Т.Гарипов, 1990).
      В структуре показателей физической подготовленности волейболиста силовые  способности является одним из важнейших элементов, определяющих результативность и гарантирующих многообразную деятельность игрока - скорость движения, силу удара, ловкость, прыгучесть, специальную выносливость. Некоторые из скоростно-силовых проявлений определяются понятием «взрывная сила» под которым понимают способность достичь максимума силы по ходу движения в минимальное для данных условий.
      Для результативной игровой деятельности волейболистов высокой квалификации, необходимы чрезвычайно быстрые, высоко-координированные и точные движения, осуществление которых в значительной степени связано с индивидуальными особенностями приема и анализа зрительной и проприоцептивной информации и развитием у спортсменов чувства времени (Ю.Д.Железняк, 1978).
      Из  физических качеств волейболистов одно из ведущих мест принадлежит специальной выносливости, обусловливаемой высоким уровнем развития алактатной анаэробной мощности в сочетании с повышенными показателями аэробной эффективности. Большое значение имеет способность действовать в условиях выраженной кислородной недостаточности при значительном накоплении молочной кислоты (Н.А.Беляев, 1990).
      Выполнение  двигательных действий (нападающий удар, подача, блок, выбор места для  приема мяча и др.) происходит в считанные  доли секунды, при колебаниях от 377 до 809 мс. (Х.К.Зульфагаров, 1985; В.А.Усков, 1989 и др.), что обусловливает необходимость определенного уровня развития быстроты со всеми тремя ее проявлениями: быстротой реакции, быстротой первоначального движения и быстротой самого двигательного действия. При этом волейболисту необходима не просто быстрота, а быстрота направленная на выполнение специальных двигательных действий, характерных для волейбола как вида спорта.
      Помимо  быстроты при выполнении подачи, нападающих ударов, передач и других технических элементов, необходим и определенный уровень проявления силы. Проявление силы при выполнении тех или иных двигательных действий происходит в очень незначительный отрезок времени, исчисляемый долями секунды (время отталкивания при нападающем ударе длится 0,18 - 0,25 с (Х.К.Зульфагаров, 1985). Отсюда следует, что приложение усилий происходит в определенном соотношении с быстротой, т.е. для выполнения вышеназванных двигательных действий необходима не просто сила и быстрота, а их слаженное взаимодействие или, как принято говорить, «взрывная сила», или скоростная сила.
      Таким образом, для качественного выполнения всех двигательных действий волейболисту необходимо развитие быстроты, силы, скоростной силы (А.В.Дукальская, 1995).
      Однако  нужно помнить, что все двигательные действия волейболиста (перемещения, передачи-удары, прыжки), для выполнения которых необходимы скорость, сила, скоростная сила, в процессе игры всегда выполняются многократно. Так волейболист в течение партии выполняет в среднем 64 игровых приема, а за встречу из пяти партий эта цифра достигает величины 250-330 (А.И.Ивойлов, 1979). В основе игровой деятельности волейболиста лежит многократность выполнения всех двигательных актов. Вследствие этого для проведения одной встречи волейболисту необходимо не просто умение быстро и с определенным усилием выполнять какой-либо двигательный акт, а умение быстро выполнять эти двигательные действия на протяжении 1,5 - 2,0 и более часов (время одной встречи), т.е. ему необходима выносливость к скоростной работе, или - скоростная выносливость. Вместе с тем, помимо скорости, волейболист затрачивает и определенные усилия, а потому, наряду со скоростной выносливостью, ему необходима и силовая выносливость.
      В волейболе практически нет игровых  моментов, при выполнении которых волейболисту необходима только скоростная или силовая выносливость. В процессе игры, двигательные акты непрерывно чередуются, а потому имеет смысл говорить о скоростно-силовой выносливости, которая позволяет выполнять все двигательные действия в том режиме работы мышц, который соответствует каждому двигательному акту в отдельности и их сочетаниям, необходимым для успешного проведения встречи.
      Отдельно  взятые физические качества никогда  не проявляются изолировано, т.е. каждое само по себе, а работают комплексно, в самых различных взаимосочетаниях. На этом основании высказывается мнение, что физическим качеством, определяющим успех выступления в соревнованиях, будет одно сложное, комплексное, интегральное качество, которое вбирает в себя в различных сочетаниях и силу, и быстроту, и выносливость и другие качества (А.В.Дукальская, 1995).
      Необходимо  помнить, что игровая выносливость волейболиста не является суммой силовой, скоростной выносливости, это сложное, комплексное, интегральное качество, которое складывается из многократного (на протяжении 2-3 часов) проявления быстроты, силы, взрывной силы и других качеств, работающих всегда в единстве, в определенном режиме или отношении, в зависимости от выполняемого в каждый конкретный момент двигательного действия, где фундаментирующим все же является выносливость. Мы еще раз подчеркиваем, что волейболисту необходима и сила, и быстрота, и другие качества, но так как они изолировано никогда не проявляются, а всегда находятся в сложном взаимосочетании, хотя и существуют в неявной форме, то развивать необходимо не силу, не быстроту, не выносливость каждую в отдельности, а скоростно-силовую или игровую выносливость волейболиста (А.В.Дукальская, 1995).
      Скоростно-силовая  выносливость при перемещениях будет всегда качественно отличаться от скоростно-силовой выносливости, необходимой при передачах-ударах или скоростно-силовой выносливости при прыжках. Может быть и правомерно разновидности игровой выносливости волейболиста называть согласно основному виду двигательного акта, лежащего в ее основе. Допустим, игровую выносливость, необходимую при перемещениях, называть «беговой» выносливостью, при передачах-ударах - «ударной», а при прыжках - «прыжковой» выносливостью. Такая дифференцировка игровой выносливости так же, как и самих двигательных действий, необходима для более глубокого теоретического понимания данной проблемы и практического ее решения. Поэтому в игровой выносливости волейболиста условно выделяются ее разновидности - беговую, ударную и прыжковую выносливость, каждая из которых помогает спортсмену успешно справляться с обилием разнообразных двигательных действий, которые приходится ему выполнять при ведении игры (А.В.Дукальская, 1995). 
 
 

       1.2. Средства физической подготовки волейболистов 

       В современной теории и методике спортивной тренировки представлен широкий  арсенал средств для развития физических качеств.
       Средствами  физической подготовки являются разнообразные  физические упражнения, прямо или  опосредованно влияющие на развитие того или иного качества (В.Н.Платонов, 2004).
       Средствами  общей физической подготовки могут  быть упражнения как из своего, так  и из других видов спорта. Основными  средствами специальной физической подготовки являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.  Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса (Теория..., 2007).
       Специалисты рекомендуют целесообразный набор средств, предназначенных для развития общих и специфических для юных  волейболистов физических качеств.
       Основными средствами ОФП волейболистов являются широкий круг общеразвивающих упражнений из других видов спорта: кроссовый бег и другие разновидности бега, упражнения с отягощениями, гимнастические упражнения и акробатика, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжный бег и др. Выбор этих упражнений не случаен. Эти упражнения тотальны по своему воздействию, заставляют активно работать все органы и системы, что укрепляет мускулатуру, сердечно-сосудистую систему, улучшает возможности органов дыхания, повышает общий обмен веществ в организме  (Волейбол, 2002).
       В частности для развития прыгучести применяются упражнения со скакалкой, многократные прыжки с отягощениями (штанга, утяжеленный пояс, выпрыгивание вверх после глубокого приседа, прыжки через препятствие), а также прыжки с имитацией нападающего удара и блока являются эффективным средством развития и совершенствования прыгучести (Р.Я.Проходовский, 2004).
       Из  комплексных скоростных способностей большое внимание уделяется развитию времени (быстроты) реакции с применением упражнений, требующих быстроты переключений внимания. Для этого следует использовать имитационные упражнения в различных стойках, выполнение упражнений и действий по зрительному и слуховому анализатору.
       Для тренировки частоты движений рекомендуются  различные упражнения и технические приемы на быстроту их выполнения – упражнения в передачах, блокировании, подачах, нападающих ударах, игре в защите одного волейболиста против двух.
       Особое  внимание следует уделять скорости передвижения спортсменов по площадке. Для этого применяются всевозможные ускорения от 5 до 30 м из различных исходных положений, бег с изменением направления, повторные ускорения, эстафеты с мячом, нападающий удар с низких передач и т.д. (Волейбол, 2000; Е.Н.Кириллов, 2003 и др.).
         Наиболее приемлемыми для силовой  подготовки являются упражнения  в преодолении собственного веса, упражнения с партнёром, упражнения с отягощением, основные и имитационные упражнения с небольшими отягощениями. Для развития силы целесообразно применять всевозможные упражнения общеразвивающего характера, упражнения на гимнастических снарядах, с набивными мячами, с сопротивлением партнера, упражнения со штангой и резиновым жгутом (Волейбол, 2002).
       Развитие  ловкости может быть достигнуто в  том случае, если в достаточной степени у спортсмена развиты: координация движений, быстрота, сила и гибкость.
       Для совершенствования ловкости рекомендуются подвижные игры, акробатические упражнения, прыжки на батуте, эстафеты с преодолением препятствий, кувырки, стойки, перекаты, нападающие удары их трудных положений.
       Для развития специальной выносливости рекомендуется выполнение различных упражнений на время с большой интенсивностью, комбинированные упражнения и эстафеты, состоящие из бега, прыжков, кувырков, падений, лазаний и выполнение элементов техники волейбола (А.В.Дукальская, 1995; Е.А.Шершавенко, 1999).
       Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных волейболисток технике и тактике волейбола. Основным средством (кроме средств волейбола) являются специальные упражнения (подготовительные).
       Подготовительные  упражнения развивают качества, необходимые  для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук; силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов; прыгучесть; реакции и ориентировки; умение пользоваться боковым зрением; быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы; специальную выносливость (прыжковую, скоростную, к скоростно-силовым усилиям); прыжковую ловкость и специальную гибкость (В.Е.Хапко, 1990; Новые методы…, 1999),
       В.С.Виноградов, В.В.Першин и др. (2001)  изучая актуальные вопросы оптимизации тренировочного процесса в видах спорта, пришли к выводу, что характер игровой деятельности волейболиста обусловлен мгновенной сменой ситуаций соревновательной борьбы, кратковременными интервалами отдыха. Специфика двигательной деятельности в волейболе отличается переменной интенсивностью: большое количество выполняемых в игре прыжков, падений, различных наклонов и перемещений, что предполагает значительные функциональные и морфологические изменения в организме, куда входят различные травмы, характерные для волейбола. Наиболее типичные из них: растяжения сумочно-связачного аппарата, ушибы тела и пальцев рук (Г.И.Серебряков, 1995; В.И.Дубровский, 1999).
       Среди упражнений комплексно действующих  на физическую подготовленность в первую очередь выделяют подвижные игры, а также комбинированные упражнения, элементы единоборств и спортивных игр (Т.Г.Сергейцева, Е.А.Нестеренко, А.И.Кузнецов, 2000). 

       1.3. Игровые средства физической подготовки в волейболе 

       Понятие игровых средств достаточно широко. К игровым средствам можно  отнести подвижные игры, упражнения, применяемые в игровых условиях и т.д.
       Традиционно, подвижные игры в комплексе с  другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство (Т.А.Горбачёва, 2003).
       Подвижная игра - всё ещё главный вид деятельности детей младшего школьного возраста, естественный спутник жизни, источник радостных эмоций, обладающий великой  развивающей и обучающей силой. В связи с этим, необходимо развивать общие и специальные физические качества у детей младшего школьного возраста с использованием подвижных и спортивных игр, учитывая важность эмоционального воздействия игры. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствуют развитию всех физических качеств и особенно – развитию координационных способностей. Игровая ситуация увлекает ребёнка, требует активной умственной (интеллектуальной) деятельности (Е.В.Новичихина, Л.Д.Хода, 2004; А.Борисова, 2004).
    Включение подвижных игр в спортивные тренировки не только помогает успешно решать ряд специальных задач, но и всегда встречает хороший прием у занимающихся, повышает интерес к тренировочным занятиям (Ю.Д.Железняк, 1991; Л.Р.Айрапетьянц, 1991; Ю.Н.Клещев, 2005).
       Разнообразие  двигательных действий в подвижных  играх, игровых упражнениях и  собственно игровая деятельность в  целом обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков  и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств (В.И.Сысоев, 2003). Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, подвижные игры всесторонне влияют на организм ребёнка, способствуя решению основных педагогических задач (Т.А.Горбачёва, 2003).
       В процессе игр и упражнений у детей  воспитывается умение действовать  сообща. Систематическое повторение подвижных игр и упражнений ведёт  к совершенствованию и закреплению необходимых навыков (Т.И.Осокина, 1986, С.А.Кореневский, 1993).
       Эффективным методом развития координационных и других способностей является игровой метод, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. (В.Кузнецов, Г.Колодницкий, 2003).
       При этом отмечается, что метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность игрового метода, который автор отождествляет с игрой, заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры. Характерными чертами игрового метода автор считает: большую эмоциональность, на фоне которой протекает двигательная деятельность и поведение занимающихся; относительно самостоятельный (не регламентированный) выбор решений двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации; сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры. Выделены некоторые особенности использования игрового метода: совершенствование освоенных двигательных действий; комплексное развитие двигательных способностей; выявление личных особенностей занимающихся и воздействие на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.
      Игры  активизируют внимание спортсменов, повышают эмоциональное состояние, благоприятно влияют на восстановление работоспособности. В силу вступает эффект "активного отдыха", связанный с явлениями взаимной индукции, возбуждения и торможения различных мышечных групп, с индуктивным торможением нервных клеток, обусловливающим последующее повышение их функционального состояния (В.П.Филин, 1980).
      В ходе игры вырабатывается и взаимопонимание  партнеров в коллективе, необходимое для спортивных игр. Правильно построенная система тренировки помогает подвести спортсменов к достижению наилучшей спортивной формы в нужный момент.
      Подвижные игры являются одним из эффективных  средств, помогающих снять нервное напряжение и вызвать положительные эмоции. С этой целью игры применяются не только с начинающими, но и с квалифицированными спортсменами (А.Г.Гарипов, 1991).
       По  мнению Б.А.Ашмарина (1979), игра как метод  реализуется не только через общепринятые игры. Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем подвижные игры. Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра представлена как система характерных физических упражнений, то есть в виде средств физического воспитания. Отождествляя игровой метод с игрой, автор, тем не менее, подчеркивает, что игры в физическом воспитании могут быть использованы как эффективный метод обучения и воспитания. Возможно использование игрового метода на этапе разучивания двигательного действия, при условии повышения степени регламентации.
       В исследованиях Н.И.Дворкиной (2005) показано, что дифференциация подвижных игр  по критерию преимущественного влияния  на развитие тех или иных физических качеств в практике воспитания дошкольников основывается на выявленных особенностях половозрастной динамики: элементы полового диморфизма в проявлении силы наиболее выражены в 4-5 лет, выносливости и ловкости - в 5 и гибкости - в 3 года. Использование в физическом воспитании детей 3-6 лет методики подвижных игр, дифференцированных по специфике сопряжённого развития физических качеств и психических возможностей, позволяет целенаправленно воздействовать на повышение уровня физической подготовленности и улучшение здоровья школьников.
       В физическом воспитании младших школьников большое значение принадлежит подвижным играм. При умелом  и систематическом использовании они положительно воздействуют не только на способность управлять движениями, но и на всю психомоторную сферу ребёнка: умение быстро реагировать, предвидеть, быстро находить, принимать и осуществлять решения (В.И.Лях, 1996).
       К характерным признакам игрового метода автор относит: ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности  в игровых действиях; чрезвычайную изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения двигательных действий, высокие требования к творческой инициативе в двигательных действиях; отсутствие строгой регламентации в характере двигательных действий и нагрузке; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств в соответствии с задачами игровой деятельности.
       А.Г.Капустин (2007) считает, что игровой метод - это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил). Игровой метод может быть представлен в виде игры и в виде упражнений в игровой форме, которые, имея общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее, отличаются друг от друга. Такую дифференциацию автор объясняет тем, что физические упражнения в игровой форме являются двигательными действиями, подобранными в соответствии с конкретными задачами физического воспитания и имеющими сюжетную и ролевую окраску. Они имеют одну или несколько характеристик игровой деятельности, но остаются по своей сути физическими упражнениями, так как характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, нагрузка на организм при этом может быть строго дозирована, а внимание обучаемого сосредоточено на технике выполнения изучаемого действия.
       Доказано, что систематические занятия  игровой деятельностью приводят к интенсивному развитию личностных качеств, формированию социально-значимых, педагогически оправданных мотивационных установок и интересов к урокам физической культуры, во многом определяющих качество учебно-воспитательного процесса (А.Н.Крайнов, 2000).
       Одной из важнейших сторон подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на физическую подготовленность детей и подростков. Подвижные игры способствуют функциональному совершенствованию организма, развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков. В тоже время комплексный характер воздействия большинства игр создаёт известные трудности при выделении игр с преимущественным влиянием на то или иное физическое качество (В.П.Черемисин, 2000; Ю.А.Ермолаева, 2002). Эти же авторы отмечают, что подвижные игры обладают одним важным достоинством: играющие, в зависимости от индивидуальных особенностей тренированности, регулируют интенсивность нагрузок, самостоятельно выбирая моменты для отдыха. Существуют и отрицательные моменты подвижных игр. Соревновательный характер игр приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются, и забывают об усталости.
       По  мнению Т.А.Горбачёвой (2003) ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой  игры, как бы не замечает того, что  он учится, при этом он периодически сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений на благородные пути решения "проблемы" заданной игровой ситуацией.
       Таким образом, игровые упражнения рассматриваются, как одно из наиболее эффективных средств развития и формирования личности человека, а также развития его основных физических качеств и способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И  ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

      2.1. Задачи исследования 

      На  основании анализа научной и научно-методической литературы, и исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи исследования:
      1. Определить уровень развития  физических качеств у юных  волейболисток 10-11 лет.
      2. Подобрать подвижные игры и  игровые задания для развития  физических качеств, необходимых в волейболе.
      3. Определить эффективность влияния   подвижных игр и игровых упражнений  на развитие физических качеств  юных волейболисток. 

      2.2. Методы исследования 

      1. Анализ и обобщение литературных  источников по вопросам 
исследования.

      2. Тестирование.
      3. Педагогический эксперимент.
      4. Методы математической статистики.  

      Анализ  и обобщение литературных источников по вопросам исследования.
      Анализ  научно-методической и специальной  литературы проводился с целью выяснения  основных положений теории и практики по исследуемой проблеме, что позволило определить основные положения для ее решения. Всего проанализировано 50 литературных источников, 28 из которых изданы за последние 10 лет.
         Педагогическое тестирование.
      Педагогическое  тестирование проводилось по комплексу, показателей, характеризующих физическую подготовленность волейболисток. 
Тестирование  проводилось  после 15 минутной разминки. С программой тестов и методикой их выполнения испытуемые были предварительно ознакомлены. В тестировании приняли участие 30 начинающих волейболисток.

      Оценка  показателей физической подготовленности проводилась с целью выявления  уровня подготовленности волейболисток. В качестве тестов использовались общепринятые контрольные упражнения, апробированные в практике и характеризующие быстроту, скоростно-силовые способности спортсменок, а также их скоростную выносливость.
      В комплекс тестов, оценивающих быстроту перемещений входили:
      - рывок на 9 м из исходного положения средней стойки характеризует стартовое ускорение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.