На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Методика обучения старших школьников игре в волейбол

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования  и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Факультет физической культуры
Кафедра Гимнастики и спортивных игр 
 

                                    ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК
                        Зав. кафедрой ГиСИ
                д.пед.наук,профессор
                                                         ___________О.И.Загревский           «____»____________2011 г. 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

МЕТОДИКА  ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В  ВОЛЕЙБОЛ 

Чамыкай Александр Михайлович 
 

                                                Руководитель
                                                Ст.преподаватель
                                                ____________ А.Б. Шарафеева 

                                                Автор работы
                                                _____________А.М. Чамыкай 
 
 
 
 
 

Томск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….        
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ……………………………………………………………….
     1.1. Анализ современного состояния тактических действий в
     волейболе…………………………………………………………  
     1.2. Анализ учебного материала раздела «волейбол» школьной
     программы по физическому воспитанию……………………..           9 

     1.3. Особенности обучения школьников тактике волейбола      21

Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
     2.1. Задачи исследования           30
     2.2. Методы исследования           30
     2.3. Организация исследования          34
     2.4. Экспериментальная методика обучения школьников старших
     классов игре в волейбол            35
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ           39
     3.1. Предварительные результаты исследования технической,
     тактической подготовленности и уровня физической
     работоспособности школьников старших классов
     3.2. Особенности методики обучения  школьников старших классов 
     игре  в волейбол
     3.3. Оценка эффективности экспериментальной  методики обучения 
     игре  в волейбол
ВЫВОДЫ               45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ         46 ПРИЛОЖЕНИЯ              49                  

ВВЕДЕНИЕ 

     Возросшие требования к физической культуре диктуют необходимость поиска новых путей и организационно-методических решений, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности, направленных на достижение физических кондиций, необходимых для достижения и поддержания высокого уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности.
     Специфика волейбола, выражающаяся в удержании  мяча в воздухе в течение длительного  времени посредством технических приемов, выполняемых без задержек, позволяет отнести волейбол к технически сложным играм. Успешное овладение техникой игры — единственный путь эффективного использования тактических действий волейбола.
     Волейбол - одна из спортивных игр, изучаемых  в школах.
     Основу  прочно сформированных умений и навыков  составляет мотивационно - интеллектуальная сфера, где важную роль играют интерес к предмету изучения и знание его основ. Эти очевидные факторы успешного обучения элементов волейбола, довольно сложно развить у школьников. Как показали наблюдения, преимущественно раздельное обучение технических элементов, а также традиционная форма организации учащихся (выполнение упражнений, стоя боком к сетке; в парах и т.п.), не способствуют прочности формирования технико-тактических навыков.  Возникает необходимость нестандартного, нешаблонного подхода в изложении программного материала по спортивным играм. Поэтому нахождение эффективной технологии обучения приемам волейбола всегда находится в сфере пристального внимания тренеров, учителей, преподавателей. Тактику защиты можно рассматривать как рациональную методику по формированию у школьников знаний, умений и навыков.
     В настоящее время в физическом воспитании все активнее осуществляется конверсия спортивных технологий. По мнению В.К.Бальсевича, "предмет конверсии - оптимизация процесса физического воспитания путем адекватной его задачам модификации рабочих операторов - систем упражнений, принципов и методов их применения" [8]. Поэтому закономерным является то, что в процессе проведения учебных занятий по игровым видам спорта преподавателями широко используются упражнения, составляющие основу спортивной тренировки.
     Многие  специалисты -  В.Н.Платонов, Ю.Д.Железняк и др. ссылаются на то, что термин "командные действия" принадлежит одному из крупнейших специалистов в области теории и методики спортивной подготовки Н.Г.Озолину. По его мнению, тактикой может называться "многократное выполнение избранного вида спорта с сохранением его особенностей" [11]. С 70-х годов тактику широко и успешно использовали тренеры ациклических и циклических видов спорта на этапе совершенствования мастерства.
     Проанализировав школьную учебную программу, мы пришли к выводу, что методика обучения волейбола направлена на раздельное обучение техническим элементам и очень мало времени отводится обучению тактики игры. Многие авторы [8, 15] описывают традиционную методику так же раздельно, но мы считаем, что раздельное обучение не способствует целостному восприятию игры и обучение техническим приемам волейбола должно вестись параллельно с тактической подготовкой т.е. обучать школьников техническим элементам в их тактической реализации в игре.
     Портнов Ю.Н., Клещев Ю.Н.  рекомендуют изучать  параллельно технику и тактику волейбола и в процессе обучения больше применять упражнения с интегральной направленностью.
     Обучение  школьников по традиционной методике (раздельное обучение) и с интегральной направленностью оказывает различное  влияние (какое?, на сколько?, всегда ли ожидаемое?) на освоение школьниками  основных приемов в волейболе. При интегральной подготовке возникает необходимость группового оценивания действий школьников, вернее в групповом тесте оценить действие отдельного обучаемого.
  Методики, позволяющие обеспечить контроль технической подготовленности, характером интересов и уровнем знаний, способны оказывать не только информативную помощь преподавателю, но могут служить эффективным средством самоконтроля школьников.
    На  основании вышеизложенного, цель нашего исследования -  повышение эффективности процесса физического воспитания школьников старших классов.
      Объект  исследования – процесс обучения школьников старших классов игре в волейбол на уроках физической культуры.
     Предмет исследования - методика обучения школьников старших классов игре в волейбол.
     Гипотеза исследования состояла из следующего предположения о том, что применение экспериментальной методики обучения  старших школьников игре в волейбол:
     - будет способствовать повышению технической и тактической подготовленности школьников;
      - значительно повысит уровень физической работоспособности на занятиях. 

 

      ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
      Анализ современного состояния тактических действий в волейболе
     Поначалу  волейбольная игра во многом строилась  на индивидуальном мастерстве отдельных спортсменов. Но уже в начале ХХ в. закладываются основы командной игры, наигрываются некоторые комбинации и игровые связи.
     Во  второй половине 1920-х годов формируются  основные технические элементы игры (подача, пас, атакующий удар и блок), на основе которых постепенно разрабатывается тактика командных действий, требующая взаимопонимания и сыгранности партнеров. Например, «погасить» мяч в площадку соперника невозможно без точного и своевременного паса. В 1930-е годы появляются групповой (с участием двух и даже трех игроков обороняющейся команды) блок и страховка, новые атакующие - в том числе обманные - удары. Немало новых технических приемов появилось в волейболе после Второй мировой войны. Так, в 1960-е годы волейболисты освоили, среди прочего, прием мяча в падении и с перекатом и блок с переносом рук на сторону соперника, а в 1980-е - подачу мяча в прыжке.
     Современный волейбол - это игра высоких скоростей  и больших высот. Атакующий удар нередко производится с высоты, заметно  превышающей высоту баскетбольного кольца (порядка 3,5 и более метров), и достигает «цели» за считанные доли секунды [22].
     Волейбольная  площадка с каждой стороны условно  разделена на шесть зон: три под  сеткой (передняя линия) и три сзади, в трех метрах от сетки (задняя линия). Три игрока передней линии занимают позиции (слева направо) 4, 3 и 2, а игроки задней линии, соответственно, 5, 6 и 1 (позиция подающего). Начальная расстановка определяет порядок последующего перехода игроков на площадке: подающий переходит на позицию 6, затем - 5 и т.д. Этот порядок сохраняется на протяжении всей партии. Перед началом каждой партии тренер представляет начальную расстановку своей команды в специальной карточке расстановки. В момент удара по мячу подающим игроки обеих команд должны находиться в пределах своей площадки в порядке перехода, за исключением подающего. Если команда выигрывает очко при чужой подаче, то перед своей подачей игроки, двигаясь по часовой стрелке, переходят в другие зоны. Определенные «позиционные ограничения» сохраняются и в процессе игры. Игроки задней линии не могут участвовать в состоявшемся блоке, а также завершать атакующий удар из передней зоны, если мяч в момент касания находится выше верхнего края сетки.
     В современном волейболе различают  пять основных амплуа игроков: связующий, диагональный нападающий, центральный блокирующий, доигровщик и либеро [21].
     Связующий (или пасующий) определяет «тактический рисунок» игры своей команды. Именно он в большинстве случаев выполняет  передачу мяча нападающему для завершающего удара (исключение - ситуации, когда связующий оказывается в роли принимающего). От его действий во многом зависит успех в борьбе с блокирующими команды-соперника. Связующий определяет слабые места в неприятельской обороне (например, невысокий игрок на передней линии или не очень расторопный центральный блокирующий) и выводит атакующего на наиболее выгодную позицию. Связующий - мозговой центр команды и ее лидер.
     В роли диагонального нападающего выступают самые мощные и прыгучие игроки команды, поскольку они атакуют в основном с задней линии. Именно диагональные нападающие набирают больше всего очков в игре.
     Двое  центральных блокирующих, или нападающие первого темпа бьют с коротких прострельных передач. На этой позиции  выступает немало спортсменов «баскетбольного роста» - таких, как игрок сборной России Алексей Казаков (217 см). Главная их задача - блокировать удары соперников так, чтобы мяч не перелетел через сетку или попал к защитникам своей команды. Прыжок блокирующих должен быть не только высоким, но и своевременным - в противном случае блокируемый «перевисит» блок и нанесет удар поверх него. Правилами допускается перенос рук блокирующими на сторону соперника - при том условии, что они касаются мяча после того, как его коснется атакующий.
     Доигровщики, или нападающие второго темпа атакуют с краев сетки. Им часто адресуют для «обработки» трудные мячи. На доигровщиков возложен также прием мяча с подачи соперника. Принимающий должен обладать отменной реакцией: за десятые доли секунды ему надо определить «угол атаки» соперника, выбрать наиболее удачную позицию для приема мяча и решить, куда его следует отыграть[20].
     Амплуа  либеро появилось в волейболе  в конце 1990-х годов. Это свободный  защитник, играющий на задней линии  вместо одного из партнеров. На него ложится основная нагрузка по приему мяча. На площадке он выделяется формой, цвет которой контрастен по цвету форме других игроков команды. На либеро не распространяется ограничение на замены, но между двумя его заменами должен быть проведен розыгрыш мяча, а сменить либеро на площадке может только тот игрок, которого он заменил ранее. Либеро не имеет права подавать, атаковать в прыжке, а также участвовать в блоке. На него распространяются все ограничения, касающиеся игроков задней линии. Амплуа либеро идеально подходит для игроков невысокого роста. Появление подобного «узкого специалиста» заметно расширило возможности команды в защите.
     Стандартная схема действий принимающей команды: прием мяча - передача - атакующий  удар. В процессе игры лучшие блокирующие  команды - в результате переходов - не всегда находятся на передней линии, точно так же, как лучшие защитники - на задней. Поэтому оптимальная первоначальная расстановка игроков на площадке и последующее варьирование состава при помощи замен - ключевой момент в тактике современного волейбола.
     В арсенале каждой команды есть свои излюбленные наигранные схемы и  «фирменные» приемы. На Олимпийских  играх 1984 подачи в прыжке (не новый  по тем временам прием) в исполнении игроков сборной Бразилии поразили всех невиданной прежде эффективностью - и во многом предопределили общий успех команды, занявшей 2-е место. Сейчас этот прием взяли на вооружение все команды. После подачи таких мастеров, как итальянец Андреа Санторетти, мяч летит с невероятной скоростью и вращением.
     Немало  технических и тактических новшеств привнесли в игру наши спортсмены и тренеры: внезапная атака с  первого паса, резаные подачи, откидки  мяча назад и др.
     Волейбол  сложная в тактическом отношении  игра. Тактика нападения привалирует над тактикой защиты. Поэтому возрастает роль защитных тактических действий в волейболе. Успешные действия в защите позволяют дольше удерживать мяч в игре, переход от защитных действий к контратакующим повышает эмоциональность и зрелищность игры. Поэтому обучение защитным тактическим действиям необходимо начинать уже в школьном возрасте.  
     Современное состояние волейбола таково, что игроки высокого класса имеют высокий уровень технической и физической подготовленности. И перевес соревновательных противоборств определяет высокий уровень тактической подготовленности. 
 
 
 
 
 

      Анализ  учебного материала  раздела «волейбол» в школьной программе  по физическому воспитанию
     Тактическое обучение волейболу в 9 классе. Раздел «Волейбол» в 9-м классе включает в  себя изучение следующих учебных  тем: сочетание различных способов перемещения и передачи мяча сверху двумя руками и приемам снизу двумя руками во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку[23]:
- передача мяча в прыжке через сетку;
- прием подачи;
- нижняя прямая подача в левую и правую часть площадки;
- верхняя прямая подача;
- игры и эстафеты с элементами волейбола;
- учебная игра.
     Рассмотрим  учебный материал раздела «волейбол» не останавливаясь подробно на описании всем известных технических приемов. Комплексной программой данная учебная тема определена для прохождения в 9-м классе. Опережение в освоении волейбола позволит семиклассникам с успехом освоить сочетание различных перемещений с передачей мяча сверху и приемам снизу, закрепить способность чередования способов перемещения по волейбольной площадке. В ходе уроков необходимо постоянно закреплять перемещение с выходом на игровую позицию для выполнения какого-либо технического приема [2].
     Передача  мяча сверху во встречных колоннах вдоль сетки и через сетку. После того как учащиеся овладеют передачей мяча во встречных колоннах, упражняясь на одной половине площадки, следует переходить к совершенствованию этой передачи в упражнениях около сетки и через сетку. При этом нужно стремиться, чтобы занимающиеся, располагались во встречных колоннах около сетки, направляли мяч строго в направлении сетки в 50-60 сантиметрах от нее. Необходимо добиться, чтобы играющие точно адресовали верхнюю передачу своим партнерам в своих колоннах. При этом необходимо акцентироваться на своевременным выходе под летящий мяч и сохранять в момент передачи устойчивое положение. Для закрепления навыков передачи мяча сверху во встречных колоннах вдоль сетки рекомендуется использовать следующие примерные упражнения:
- учащиеся располагаются на обеих сторонах площадки во встречных колоннах по 5-6 человек на расстоянии 1 метр от сетки. Впереди стоящий ученик одной из колонн выполняет передачу мяча сверху двумя руками направляющему игроку встречной колонны, а сам уходит в конец своей колонны. Направляющий второй колонны в свою очередь выполняет передачу второму игроку встречной колонны и так далее [2]
- расположение занимающихся такое же, как и в предыдущем упражнении, только ученики после осуществления передачи переходят в конец встречной колонны.
- передача мяча во встречных колоннах через сетку применяется для совершенствования техники верхних передач с использованием различной траектории полета мяча. Учащиеся располагаются во встречных колоннах по 5-6 человек на противоположных сторонах площадки на расстоянии 2-3 метра от сетки. Впереди стоящий игрок каждой из колонн после передачи мяча уходит в конец своей или встречной колонны. Передачу мяча сверху двумя руками можно производить и в колонне по диагонали. При выполнении данных упражнений можно применять такие приспособления, как подвешенные над сеткой обручи, в которые по заданию и осуществляется передача.
     Передача мяча в прыжке через сетку. Эта учебная тема, согласно комплексной программы, изучается в 9 классе. При опережении она изучается в 8 классе, так как она напрямую связана с освоением передачи мяча сверху двумя руками через сетку и, как показывает опыт, должна изучаться, параллельно при выполнении упражнения с передачей мяча во встречных колоннах. Передача мяча в прыжке через сетку, как правило, применяется в тех случаях, когда мяч направлен по высокой траектории близко к сетке и передавать его из опорного положения не представляется возможным. При обучении учащихся передаче мяча в прыжке через сетку служит эффективным средством для проверки семиклассников и овладения техникой нападающего удара. Прыжок при этой передаче может производиться как после разбега, так и с места. Выполняя отталкивание от опоры, ученик должен учитывать высоту траектории полета мяча и сопоставлять его со своими действиями таким образом, чтобы в момент выполнения передачи находиться в наивысшей точке без опорной фазы. Передача осуществляется за счет активного движения кистей, пальцев и почти полностью выпрямленных рук [3].
     Отбивание мяча кулаком через сетку. Данная учебная тема в комплексной программе отнесена к изучению в 9 классе. На начальном этапе проведения учебных игр учащимся трудно первой передачей направить мяч к сетке. Мяч часто отпускается близко к сетке и на саму сетку. В результате вторую передачу осуществить нельзя, поэтому избежать проигрыша мяча можно, только отбив его кулаком через сетку. Отбивание мяча кулаком выполняется в положении лицом боком и даже спиной к сетке. При обучении данному техническому приему используются следующие упражнения:
-отбивания  кулаком мяча подвешенного у верхнего края сетки;
-отбивания  мяча кулаком через сетку в  прыжке.
     Прием мяча. Эту учебную тему (по программе осваивается в 8 классе) необходимо проходить с опережением. В 6 классе нынешние семиклассники овладели техникой приема мяча снизу двумя руками и приема мяча с подачи, применяя их в игре. Это создало благоприятные условия для совершенствования данного технического приема в более сложных условиях. Для обучения, закрепления и совершенствования приема мяча снизу двумя руками используется следующие упражнения:
     В парах. Игроки стоят на расстоянии 6-7 метров один у сетки, другой в глубине  площадки. Игрок от сетки направляет мяч партнеру, не добрасывая до него 1,5-2 метра, тем самым, заставляя его  сделать его выход вперед для  передачи мяча обратно. Первый партнер тотчас передает мяч по высокой траектории к лицевой линии. Второй, сделав передачу партнеру, поворачивается и бежит к лицевой линии, чтобы отбить мяч через себя партнеру к сетке[18].
     То  же, но мяч перебивается через сетку, как можно ближе к лицевой линии и с высокой траекторией.
     Прием подачи в зоны 4, 3, 2 по заданию. Прием выполняется только с одной стороны площадки. После 10-12 приемов игроки меняются местами. Подачу вначале осуществлять с расстояния 3-х метров, затем 5-6 метров [9].
     Нижняя прямая подача в правую и левую часть площадки. Эта учебная тема по программе изучается в 9-м классе. При опережении семиклассники овладели техникой прямой нижней подачи в 6-м классе, выполняя ее с 3-х метров от сетки. В 9-м классе стоит задача научиться выполнять нижнюю прямую подачу с расстояния 9 метров от сетки и подавать в правую и левую часть площадки. Совершенствуя навык выполнения нижней прямой подачи можно более успешно разучивать упражнения, связанные с приемом подачи, точностью подачи, интереснее проводить учебные игры с маленьким числом ошибок при подаче и приеме подач. Для совершенствования нижней прямой подачи используется следующие упражнения:
- подача мяча с лицевой линии или только с места подач. Ставится задача перебить мяч на противоположную сторону площадки;
- подача мяча из зоны подачи в левую или правую половину площадки соперника;
- занимающиеся расположены в колоннах по одному на месте подачи. По одному игроку находится в зоне 5 на обеих сторонах площадки. По сигналу первые игроки в колоннах выполняют подачу мяча в зону 5 и перемещаются туда же. Игроки зоны 5 ловят поданный мяч, передают его направляющему, а сами уходят в конец колонны: очередной игрок выполняет подачу и так далее. Побеждает команда, быстрее закончившая эстафету. Можно провести аналогичную эстафету расположив игроков в других зонах [23];
- упражнение, аналогичное вышеприведенному, с тем же расположением занимающихся. В зонах площадки, куда направляется подача, кладутся маты, нападающие мишени, или же зона очерчивается мелом. Выполняется подача по цели, и после отскока мяча от пола игрок ловит его, передает направляющему в колонне, а сам уходит в конец колонны. За попадание в цель команда получает одно очко. Победителем становится та из команд, которая закончила эстафету первой;
- подача мяча после выполнения определенного упражнения. Например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
- над верхним краем сетки на высоте 1,5 метра натянут шнур. Подача мяча между верхним краем сетки и шнуром по определенным зонам.
     Верхняя прямая подача. Для изучения и совершенствования верхней прямой подачи предлагаем следующие игры и упражнения:
- выполнение верхней прямой подачи в стену.
- подача мяча через сетку с расстояния 3-х метров от нее. Ученики попарно располагаются по обе стороны сетки напротив друг друга. Один подает другой ловит, или принимает мяч и, в свою очередь, выполняет подачу.
     Выполнение  подачи по зонам. На двух половинах площадки располагается по 6 игроков. Прием подачи осуществляется игроками одной половины площадки. После 5-6 удачных приемов выполняется переход игроков на один номер. Упражнение можно проводить в виде соревнования между нападающими и принимающими [23].
      Волейбол  двумя мячами. Игра идет по всем правилам волейбола. Ошибкой считается, если мяч попал в сетку, или вышел за пределы площадки. После каждой ошибки звучит судейский свисток и объявляется счет.
     Тактическое обучение в 10-м классе. Проведение уроков физической культуры игровой направленности позволяет на практике осуществлять идею тактики защиты.
     В разделе «волейбол» в 10-м классе с опережающим освоением изучаются, закрепляются и совершенствуются такие элементы [16,17]:
- передача мяча сверху двумя руками;
- передача мяча снизу;
- прием мяча, отскочившего от сетки;
- прием подачи и первая передача к сетке в зону 3;
- прямой нападающий удар;
- блокирование нападающего удара;
- верхняя прямая подача;
- игры и эстафеты с элементами волейбола;
- учебная двусторонняя игра.
     Передача  мяча сверху двумя руками. Этот технический  прием к 10-му классу был изучен и  хорошо закреплен в 8-9 классах. Поэтому  его можно использовать во вводной  части урока при разминке с мячами, а так же в упражнениях с перемещениями и в сложно координированных действиях.
     Примерные упражнения для совершенствования [29]:
- передача мяча сверху двумя руками в прыжке. Два игрока стоят друг за другом на боковой линии, третий - на противоположной боковой линии. Передачи мяча сверху начинают с той стороны начинают с той стороны, где находятся два игрока. После выполнения передачи пасующий игрок сразу же перемещается вслед за мячом и становится за партнером, которому была адресована передача, пока каждый не сделает определенной число передач.
- передача одного или двух мячей сверху в четверках, пятерках одновременно по кругу;
- передача сверху одного или двух мячей по диагонали в парах;
- передача мяча сверху в шеренгах. Учащиеся располагаются на волейбольной площадке по зонам и играют в парах, например игрок зоны 1 взаимодействует с игроком зоны 3, игрок зоны 6 - с игроком зоны 4, зоны 5 - с игроком зоны 2;
- передача мяча сверху, стоя лицом к цели. Данный прием (по программе осваивается в 9-м классе) является разновидностью передачи мяча сверху вперед для следующего затем нападающего удара, но в тоже время он отличается от него. При подаче назад игрок перемещается под мяч таким образом, чтобы касание его произошло прямо над головой. Руки в этот момент выпрямляются вверх - назад, туловище прогибается, масса тела переносится на сзади стоящую ногу.
     Примерные упражнения для изучения [20]:
- в парах стоя спиной друг к другу на расстоянии 2-4 метра. Игроки поочередно с собственно подбрасывания выполняют передачу мяча двумя руками назад за голову, адресуя мяч партнеру;
- в тройках, располагаясь на одной линии на расстоянии 2-3 метра друг от друга. Первый крайний игрок передачей сверху набрасывает мяч среднему, который, в свою очередь, передает его назад за голову другому своему партнеру, после чего тот возвращает мяч длиной передачей мяча вперед крайнему игроку;
- тоже, что упражнение 2, но средний игрок, приняв мяч от крайнего не выполняет передачу назад за голову третьему игроку, поворачивается кругом, получает мяч от третьего игрока и затем, передачей назад за голову возвращает его первому крайнему;
- учащиеся располагаются в колоннах по одному в зоне 6 3 и 2. Передачей сверху из зоны 6 мяч направлять в зону 3, а оттуда передачей за голову в зону 2 и затем вновь в зону 6, адресуя его второму игроку в колонне, вышедшему на смену первому, который после выполнения своих действий уходит в конец колонны.
     Прием мяча снизу. Изученный и закрепленный в 6-7 классах здесь совершенствуется вводной части урока. Данный технический навык должен быть доведен до такой степени совершенства, чтобы учащиеся могли правильно выполнять его в любых ситуациях.
     Примерные упражнения для совершенствования [17]:
- в парах. Первый игрок набрасывает мяч партнеру не точно, на расстоянии метра в сторону от него. Второй игрок, переместившись, выполняет передачу первому и вновь возвращается на свое место. В ходе выполнения упражнения следует поочередно направлять мяч то вправо, то влево от каждого партнера;
- учащиеся располагаются на площадке в две шеренги, по три человека в каждой лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метров. В каждой шеренге по одному мячу. По сигналу игроки с мячом выполняют передачу в противоположную шеренгу, адресуя ее одному из игроков, не имеющему мяч. Передача мяча между игроками одной шеренги запрещается;
- прием мяча отскочившего от сетки. Обучение этому техническому приему предусмотрено учебной программой в 9-м классе. К сожалению, многие учителя этот прием не изучают, хотя он является неотъемлемой частью формирования умений принимать мяч снизу двумя руками, особенно в тот период обучения, когда учащиеся еще плохо владеют приемом подачи и нападающего удара. Для выполнения приема учащийся должен своевременно выходить на мяч, в момент касания мяча руки должны быть прямые, плечи наклонены назад. При этом характерно глубокое подсидание под мяч. Главное, на что следует обратить внимание: после приема мяч нужно поднять как можно выше над сеткой на своей половине площадки.
     Примерные упражнения для обучения [16]:
- в парах. Первый учащийся бросает мяч в сетку, второй принимает отскочивший мяч двумя руками снизу, стараясь после приема как можно выше поднять его над сеткой на своей половине площадки. Затем они меняются ролями;
- тоже, что и упражнение 1, но первый учащийся направляет мяч в сетку ударом;
- прием мяча и первая передача к сетке в зону три. Исходя из наблюдений и анализа сложившейся практики обучения выполнению приема подачи и передачи, направленной в определенную зону, необходимо начинать уже в 8-м классе, а не в 10-м, причем с самого простого варианта, таковым является доводка мяча в зону три.
     Примерные упражнения для обучения:
- игроки располагаются в зоне 5 в колонне по одному. Один из учащихся стоит на противоположной площадке в трех метрах от сетки и выполняет передачу мяча сверху игроку, находящемуся во главе колонны, который, приняв мяч, адресует его в зону три и уходит в конец колонны. Игрок зоны три ловит мяч и отдает его подающему;
- то же, но постоянно изменяя и усложняя условия выполнения приема мяча;
- то же, но изменяя зону приема мяча;
- то же, но постепенно увеличивая расстояние подающего от сетки.
     Прямой  нападающий удар. Согласно комплексной  программе эта учебная тема осваивается  в 9-м классе. И здесь обучение восьмиклассников осуществляется расчлененным способом, выделяя в данном техническом приеме фазы разбега. Прыжка, маха, удара по мячу с приземлением.
     Обучение  разбегу проводится в обратной последовательности. То есть вначале изучается перекат  с пятки на носок, а затем, соответственно последний, второй и первый шаги разбега. Перекат с пятки на носок необходим для того, чтобы с наибольшим эффектом перевести горизонтальную скорость разбега в вертикальную скорость выпрыгивания, а так же погасить чрезмерное движение тела вперед после отталкивания. Спустя несколько повторения перекатов с пятки на носок это движение выполняется с выпрыгиванием вверх. Внимание акцентировать на том, чтобы после выпрыгивание вверх приземляться на то же место, от которого произведено отталкивание. После освоения переката с пятки на носок переходим к последующему шагу в разбеге - скачку. Строим учащихся на одной линии так, чтобы правая нога стояла впереди, левая несколько сзади. Игроки махом левой ноги делают скачок с одновременным присоединением правой ноги приземляются на пятки, затем выполняют перекат, обращая внимание на смежности движений. После нескольких упражнений добавляем еще один шаг [28].
     Средний шаг. Средний шаг или второй шаг - это самый большой шаг. Повторяем  вышеприведенные упражнения, но уже  начиная движение с правой ноги. И так, делаем длинный шаг правой ногой, махом левой ноги выполняем скачок, приземление на пятки, перекат и выпрыгивание. Здесь обращаем внимание на то, чтобы перед отталкиванием от опоры стопы были расположены параллельно и учащиеся приземлялись точно на место отталкивания. Первый шаг корректирует движение по отношению к летящему мячу и считается самым коротким по длине и продолжительным по времени выполнения. Из исходного положения правая нога впереди начинаем движение с левой ноги и далее все так же как сказано выше. Высота прыжка зависит от быстроты и согласованности выполнения движения при запрыгивании. Это мах руками вниз-назад, преставление правой ноги, мах руками вперед-вверх с одновременным отталкиванием от опоры.
     Движение  на зонах начинается с пригибания туловища, далее поднимается и отводится назад плечо, локоть затем предплечья и кисть. Руки вначале идут вместе до уровня лица, затем наблюдается только активная работа бьющей руки. Приведенный выше движения рекомендуется выполнять сначала в упрощенных условиях, то есть стоя на место, затем с мячом, в прыжке. Удар начинается с энергичного сокращения мышц живота. Туловище выпрямляется, одновременно начинает движение рука. Отдельные части тела включаются в работу последовательно: вначале движется плечо, затем предплечья и кисть, эффективность нападающего удара завит от заключительного движения кистью. Скорость этого движения нарастает постепенно, достигая наибольшей величины в момент касания с мячом. Удар по мячу выполняется в верхней точке прыжка выпрямленной рукой. Во время удара кисть напряжена и в момент касания мяча работа наиболее активна. После удара игрок мягко опускается на площадку начиная приземление на носки. Руки после удара сгибаются в локтевом суставе, кисти на уровне лица [19].
     Примерные упражнения для обучения [11]:
- нападающий удар по подвешенному мячу;
- броски теннисного мяча через сетку с места;
- то же, что и упражнение 2 после разбега;
- с собственного подбрасывания нападающий удар с места через сетку;
- то же, что и упражнение 4, но с трех шагов разбега;
- в парах один набрасывает, другой выполняет нападающий удар через сетку;
- нападающий удар через сетку после передачи партнера;
     Блокирование  нападающего удара. Изучается согласно комплексной программе в 9-м классе. При опережении в обучении блокированию следует начинать одновременно с освоением нападающего удара. По технике выполнения это один из сложных приемов защиты. Уже на первом уроке нужно сообщить учащимся, что существует несколько разновидностей блока:
-по  технике выполнения - зонный, ловящий, уступающий;
-по  качеству игроков, задействованных  в постановке блока.
     В процессе обучения постановке блока  учащихся следует располагать непосредственно  у сетки. Ноги немного согнуты  в коленях, руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне головы ладонями к сетке. Выпрыгивая, игрок поднимает руки вверх так, чтобы кисти могли подняться над верхним краем сетки и преградить путь полету мяча после нападающего удара, оставить его на стороне соперника. В момент касания рук с мячом пальца расставлены, расстояние между кистями такое, чтобы не пролетел мяч. После выполнения блокирования, сгибаясь в локтях, опускаются вдоль сетки до уровня головы, и игрок принимает стойку готовности.
     Примерные упражнения для обучения [18]:
- в парах. Игроки располагаются на противоположных сторонах сетки. Один держит нижний край сетки вытянутыми руками, другой с расстояния 2-3 метра бросает мяч в сетку на уровне лица. Затем они меняются местами. Упражнение необходимо для того, чтобы игроки при постановке блока не закрывали глаза.
- в парах. Один из игроков стоит на подставке и держит мяч над сеткой другой выполняет блокирование.
     Две пары игроков располагаются на противоположных  сторонах площадки. Первая пара - возле  сетки для постановки блока. Вторая - на расстоянии двух метров от сетки. Последние игроки выполняют передачу мяча двумя руками вперед через сетку вблизи ее верхнего края. Задача пары блокирующих закрыть передачу блоком.
     Блокирование  нападающего удара. Обратить внимание на своевременность постановки блока, параллельность выноса рук над сеткой.
Учебная тема «верхняя прямая подача» в 10-м  классе включает в себя дальнейшее совершенствование этого технического элемента. Основа тактики подачи - выиграть очко или затруднить сопернику прием  мяча, усложнить для него организацию атаки. Существуют различные тактические варианты выполнения подачи. Среди них [28]:
-подача  на игрока, слабо владеющего приемом  мяча;
-подача  в наиболее уязвимое место  при конкретной расстановке команды  соперников;
-использование различных способов подач в ближние и дальние зоны.
     Примерные упражнения для обучения:
- чередование верхних прямых подач в зону нападения и к лицевым линиям;
- подача мяча к боковым линиям в правую часть площадки;
- подача мяча на точность в определенную зону;
- подача мяча между игроками.
      Проанализировав школьную программу мы выявили, что  в 10 классе школьники умеют выполнять все технические элементы волейбола и имеют представления об основах тактики волейбола.
      Особенности обучения школьников тактике волейбола
 
     Если  техника - это выполнение того или  иного приема игры, то тактика - какой  из приемов выполнять (выбрать), куда направить мяч и по какой траектории, где располагаться на площадке (в  тот или иной момент игры) [28].
       Тактика – это совокупность средств и приемов, умелая и разумная организация действий необходимых для достижения поставленных целей в нашем случае победы над соперником. Тактика в волейболе – организация спортивной борьбы с помощью определенных индивидуальных, групповых и командных действий.
     Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности в игре для обеспечения победы над соперником.
     В тактической подготовке можно выделить четыре методически взаимосвязанные  задачи [17]:
     1. Развитие у игроков тактического  мышления, быстроты сложных реакций,  ориентировки на площадке, сообразительности, творческой инициативы и способности прогнозирования при решении различных двигательных задач.
     2. Обучение индивидуальным действиям  и взаимодействию с партнерами  в нападении и защите; командным  действиям, характеризующимся определенным расположением игроков на площадке и их функциями.
     3. Формирование умения эффективно  использовать технические приемы  и тактические навыки в зависимости  от возможностей самого игрока, особенностей игры противника  и внешних условий. 
     4. Развитие способности быстро и гибко переключаться с одних тактических систем и вариантов на другие также в зависимости от конкретной обстановки на площадке и особенностей действий противника.
     Основу защитных действий в волейболе, помимо блокирования, составляют прием мяча после нападающих ударов, летящих с различной скоростью, и страховка.
     
     Существует  две разновидности тактической  реализации игры команды в защите:
     
- углом назад, когда игрок зоны 6 находится вблизи лицевой линии и контролирует тыловые зоны, взаимодействуя с игроками зон 5 и 1. Страхует блокирующих и нападающих игроков в первую очередь игрок зоны 6. Страховку осуществляют и игроки зоны 2, 3 или 4, не участвующие в блоке (рис.1)
- углом вперед, когда игрок зоны 6 расположен около линии нападения и контролирует среднюю часть площадки (рис.2);
И, наконец, существует самостраховка. Школьников полезно научить подстраховывать своих партнеров при передачах, приемах подачи и т. д. Подстраховывающий игрок находится в средней стойке и стремится занять на площадке такое место, чтобы ему было удобно контролировать как можно большую часть площадки. Если нападающий удар или блокирование не состоялись, то подстраховывающий игрок возвращается на исходную позицию, в сою зону. Ценным качеством подстраховывающего является умение принять мяч и выполнить передачу наиболее рациональным способом, а иногда и сразу нападающему на удар [16].
     Тактика защитных действий состоит в умении игроков точно и своевременно выбирать место для приема мяча. Расположение защитников и страхующих игроков в обороняющейся команде  определяется системой игры в защите и зоной, откуда соперник осуществляет атаку.
     Техника и тактика должны разучиваться параллельно.
     На  начальном этапе обучения тактика  является одним из критериев правильности техники. Если игрок не может выполнить  тактическую задачу, значит, его  техника неверна.
     Если  игрок, принимая мяч с подачи, не может послать его связующему игроку, он выполняет прием неправильно. Однако довольно часто в методической литературе рекомендуют делать иначе.
     Приведу одну цитату, которая характерна для  многих книг: «К изучению разнообразных  тактических вариантов приемов  игры следует приступать только после прочного овладения основами ее техники».
     Обучение  технике в школе надо проводить параллельно с обучением тактике. Как только учащиеся освоили начальные упражнения, которые выполняли индивидуально, и переходят к работе в парах, значит, пришло время для обучения тактике [26].
     Такой подход гораздо эффективнее и  требует меньше времени для обучения, причем как технике, так и тактике, потому что одно помогает другому.
     Дети  не всегда понимают, почему надо так, а  не иначе выполнять технические приемы, и выполняют их так, как считают нужным в данных условиях, а условия сильно отличаются от игровых. Во-первых, стоят на любом свободном месте, независимо от разметки площадки. Во-вторых, обучение проводится без сетки, а в игре она есть и будет сильно мешать начинающим. В-третьих, в игре гораздо чаще надо точно делать передачи своим игрокам, чем просто посылать мяч на сторону соперника.
     В то же время, разметку площадки и сетку  можно и нужно использовать для  обучения приемам игры. Например, чтобы было понятно, почему не надо посылать мяч за голову партнеру, он должен располагаться спиной около сетки. В этом случае мяч надо будет направлять по более высокой и крутой траектории, чтобы он падал у сетки, если его никто не сыграет. Следовательно, при передаче надо активнее работать ногами и не допускать лишних движений кистями. Кроме того, игрок, стоящий у сетки, учится играть так, чтобы не касаться ее, и следовательно, уже привыкает к игровым условиям. В этом случае при переходе к игре сетка не будет для него лишним раздражителем, а будет лишь обычным местом игры на площадке. Второй пример. Дети часто при выполнении передач расходятся далеко друг от друга. В связи с этим нарушается техника выполнения передач, так как не хватает сил для того, чтобы «докинуть» мяч до партнера. В этом случае расположение одного игрока у сетки, а другого у трехметровой линии фиксирует расстояние между игроками. С другой стороны, они будут выполнять передачи в условиях, максимально приближенных к игровым (как при первой и второй передачах). Дети с трудом переключаются с одних условий на другие. Привыкнув играть в одних условиях, они не знают, что делать в других, хотя эти условия аналогичны. Как правило, для привыкания к новому месту требуется время. Именно поэтому тренировочное место на площадке должно быть таким же, как и в игре [3].
     Обучение  тактике волейбола в общеобразовательной  школе по сравнению со спортивной школой имеет ряд особенностей, которые  надо обязательно учитывать при  выборе методики [17]:
     1. Обучение проводится в условиях сильно ограниченного времени, отведенного на изучение данного раздела программы.
     2. Необходимо обучать волейболу частями, в соответствии с программой и возрастом.
     3. Приходится одинаково обучать всех, независимо от их способностей.
     4. Необходимо обучать всех, независимо от их желания.
     Учитывая  то, что в игре в волейбол разрешено  лишь 3 касания мяча на одной стороне  площадки, а 2 раза подряд касаться мяча одному игроку запрещено, то на начальном  этапе, вся игра сводится к взаимодействию двух-трех игроков. Остальные 3 - 4 игрока лишь должны быть готовы к этому взаимодействию. Однако они должны уметь то же, что и игроки, которым удалось потренироваться с мячом.
     Поэтому основной упор при обучении тактике  игры на начальном этапе должен быть сделан на взаимодействии двух игроков. Именно двух, так как двое могут выполнить практически все, что иногда делится на троих. Только после усвоения парных тактических упражнений можно переходить к упражнениям в тройках и всей командой. Кроме того, упражнения в парах позволяют игрокам постоянно работать с мячом, а не ожидать его прилета. Данное состояние несвойственно начинающим, поэтому в командной игре они быстро «отключаются» и расслабляются, а следовательно, не способны продолжать игру, когда мяч вдруг попадает к ним. А попадает он к ним именно вдруг, потому что большинство школьников его не может предвидеть.
     Упражнения в парах позволяют учащимся наработать тактический опыт, который потом помогает легче войти в командную игру. Во всяком случае, каждый ученик уже знает, что нужно делать с мячом, находясь в том или ином месте площадки.
     Одной из тактических ошибок, совершаемых  школьниками, является касание мяча два раза подряд, причем независимо от того, выполняет ученик при втором касании игровой прием или просто ловит мяч. Эта ошибка крайне отрицательно влияет на обучение игре всего класса в целом.
Такая привычка не дает возможности другим игрокам двигаться на мяч и  выручать партнера, который ошибся. Она приучает учащихся прекращать игру при первой же ошибке. И если учесть, что ошибок в начале обучения бывает много, то основную часть игрового времени игроки будут стоять. Кроме того, иногда партнеры, разбивая коленки, бросаются под мяч и могут запросто его поднять, а игрок одним махом руки все портит.
Причина двух касаний всегда одна - плохое выполнение игрового приема (над собой). Но формы  касаний и оправдания их «целесообразности» бывают различны. Например:
- выполнение двух игровых приемов подряд, для «продолжения игры» (при обучении, в разминке и т.п.).
- ловля мяча после неудачного выполнения приема с целью прекращения упражнения и более быстрого начала новой попытки.
- то же из-за лени наклоняться за мячом.
- ловля или касание, утверждая: «Все равно никто не сыграет».
- непроизвольное касание мяча по привычке.
- выполнение упражнений, даваемых учителем, с двумя касаниями подряд, вырабатывающими такую привычку.
- неумение увернуться от мяча, падающего на игрока после его же передачи, и т.п.
     Учащимся  надо запомнить, что нельзя касаться мяча два раза подряд ни при каких условиях. Если упражнение не получилось, то пусть выручает партнер или мяч падает на пол. Только после падения мяча на пол (касания пола) его можно брать в руки. Это правило касается как игры, так и абсолютно всех упражнений.
     Учителю необходимо разъяснять учащимся это правило и требовать его соблюдения при выполнении любых упражнений. Иногда вплоть до наказания отдельных учащихся или команды. Например, проигрыш 3-х очков, а не одного. Не следует давать учащимся упражнений, в которых они выполняют два игровых приема подряд: например, нижнюю передачу - над собой, а верхнюю - партнеру. Здесь следует еще раз напомнить, что в школе не всегда годится то, что хорошо проходит в спортивной секции.
     Большинство игр и игровых упражнений проводится с тремя касаниями мяча на каждой стороне площадки. Это обязательное условие заставляет школьников учиться управлять мячом, что является необходимой подготовкой к игре с нападающими ударами. В этом случае дети вынуждены осуществлять групповые взаимодействия (тактические), из которых и складывается игра в волейбол [18].
     Обязательная  игра в 3 касания на каждой стороне  вовлекает в игру большее число  учащихся. При этом отсутствует бессмысленная  «перестрелка» 2-3 игроков с разных сторон сетки.
     Занятия всегда должны организовываться так, чтобы в них принимали участие все учащиеся класса. Даже в том случае, когда это бывает невозможно из-за специфики упражнения, игроки должны меняться так, чтобы на площадке обязательно побывали все. Если при выполнении упражнения в учебной игре или в школьных соревнованиях учащихся больше 6-ти, то смена производится круговым способом. При переходе игрок из зоны второго номера садится на скамейку, а очередной игрок со скамейки встает в зону первого номера. Аналогичным образом проводится замена и при любом другом количестве игроков на площадке.
     На  начальном этапе обучения тактике  обращают внимание учащихся на следующее [16]:
- расположение игроков на площадке в тот или иной момент игры.
- кому или куда (в какое место площадки) посылать мяч.
- какой игровой прием применить.
- по какой траектории посылать мяч.
     Причем  на все эти пункты обращают внимание при обучении как индивидуальной тактике, так и групповой и  командной.
Обычно  описание и подбор упражнений даются в их методической последовательности, т.е. по степени возрастания сложности. Считается, что это наиболее удобно в работе. Но нигде нет указания на то, в каком классе их надо давать или с какого класса начинать. Учитель должен определить это сам в зависимости от уровня подготовки детей и их возможностей, а также от количества уроков, отведенных на волейбол. Сколько времени выполнять то или иное упражнение и в течение скольких уроков, учитель также решает сам. При подборе упражнений с акцентом на технику игры необходимо вносить соответствующие коррективы.
     Все выше перечисленные методические рекомендации способствуют более быстрому обучению игре в целом. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают проявлять больший интерес к  игре и с удовольствием играют в нее.
     Однако  учителю не стоит огорчаться, если дети слабо усвоят тактику игры на первом году обучения. Систематическая  работа из года в год обязательно  даст свои плоды и приведет к хорошим  результатам по окончании обучения детей в школе.
     Проверка  знаний по тактике и их оценка проводятся во время учебных игр. Здесь следует отметить, что знать и уметь - это одно и то же. Во время учебных игр, направленных на совершенствование конкретных тактических действий, учитель наблюдает за учащимися и оценивает их. В данном случае основной упор делается именно на тактику, а не на техническое исполнение приемов игры. Может оцениваться как тактика игры в целом, так и отдельное тактическое действие. Например:
- выбор правильного места на площадке при переходе в другую зону;
- выбор правильного места на площадке в зависимости от ситуации;
- умение правильно выбрать технический прием;
- полет мяча по определенной траектории;
- направление мяча в определенную часть своей площадки;
- направление мяча в определенную часть площадки соперника.
     Оценка  ставится каждому конкретному игроку именно за его тактические действия, а не команде в целом [25].
     Обучение  волейболу на уроках физкультуры  коренным образом отличается от тренировок спортсменов. У учителя нет такого количества времени, как в спортивной школе или в секции. Кроме того, в школе дети разучивают приемы игры медленно, от года к году добавляя новые. Поэтому необходимо обучать детей игре в волейбол, используя разученные приемы игры в их тактической реализации.
 

      ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 
     В настоящей главе представлены задачи, методы способствующие осуществлению  запланированного в работе исследования, организация и проведение экспериментальной части.
      2.1. Задачи исследования
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме.
2. Разработать экспериментальную методику обучения игре в волейбол школьников старших классов.
3. Проверить эффективность экспериментальной методики обучения игре в волейбол школьников старших классов.
     2.2.Методы  исследования
     В процессе решения поставленных целей и задач, нами использовались следующие методы исследования:
    Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
    Тестирование  технической и тактической подготовленности
    Тестирование    физической работоспособности школьников
    Педагогический эксперимент
    Методы математической статистики.
Анализ  научно-методической литературы
      Анализ  научно-методической литературы проводился с целью изучения применения методики обучения тактическим действиям в волейболе. Для выяснения состояния проблемы, ее значимости в быстром овладении тактикой системы защиты «углом вперед» и техническими приемами игры, проведен анализ научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы был проанализирован  учебный материал раздела «волейбол» школьной программы,  для разработки экспериментальной методики обучения школьников старших классов игре в волейбол. Всего в ходе исследования нами изучено 30 литературных источников, они были использованы при написании квалификационной работы, в том числе и информационные ресурсы Интернет.
      Тестирование  технической  подготовленности школьников
      Определение уровня технической подготовленности с помощью контрольных нормативов и упражнений, в которых регистрируются результаты технических приёмов, т.е. создаются условия, при которых можно получить количественные результаты [25].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.