На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика товарных запасов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


             Введение
     Каждый  предприниматель стремится к  получению максимально возможной  прибыли. Помимо факторов увеличения объёма производства продукции, продвижение  её на незаполненные рынки и др., необходимо выдвинуть проблему снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.
     Конечно, в традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве. Но помимо этого снижения издержек можно добиться и при помощи снижения затрат на хранение запасов и складскую деятельность и при этом повысить оперативность и гарантированность поступления необходимых для бесперебойной деятельности предприятия товаров.
     В данной курсовой работе рассматриваются  формы товароснабжения, склады, управление товарными запасами и потоками, контроль состояния запасов, анализ и оценка уровня, оборачиваемости и размера  товарных запасов, рассмотрим показатели эффективности управления товарными  запасами и др.
     Целью данной курсовой работы является не только рассмотрение управления товарными  запасами и потоками, но и выявление  эффективных методов управления товарных запасов.
     Эффективная политика управления товарными запасами и потоками позволяет:
     - снизить складские издержки;
     - повышает мобильность компании  и создаёт дополнительные ресурсы  для стратегического развития;
     - гарантирует необходимое количество  сырья для бесперебойной деятельности  предприятия. 

 

      1. Общая характеристика  товарных запасов  и потоков
         1.1 Характеристика и  виды товарных  запасов
     Особенности производства и транспортировки  товаров определяют характер процесса пополнения запасов товаров, а особенности  потребления – характер процесса расходования запасов.
     Товарные  запасы различают по способу образования  и расходования, и по месту нахождения.
     Товары, находящиеся на хранении в магазине, образуют так называемый запас товаров  регулярного обращения, т.е. такие  запасы товаров, которые повседневно  расходуются и постоянно, регулярно  обновляются.
     Товарные  запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства в сферу  потребления.
     Товарные  запасы представляют собой количество в денежном или натуральном выражении, находящихся в распоряжении торговых предприятий (на складах, в торговых залах) или в пути на определённую дату.
     Товарные  запасы – запасы готовой продукции  у предприятий-изготовителей, а также  запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. К товарному  запасу можно отнести, например, запасы изготовленной обуви, находящиеся  на складе готовой продукции обувной  фабрики.
     Составной частью товарообеспечения является образование товарных запасов в  оптовых и розничных торговых предприятиях. Без товарных запасов  нельзя обойтись, потому что циклы  изготовления и потребления товаров, как правило, не совпадают, а в  ряде случаев между ними имеется  значительный разрыв во времени. Сельскохозяйственная продукция отличается сезонным производством, а запросы на нее поступают  в течение всего года. Зачастую сроки движения товаров бывают продолжительными, не исключаются перебои и в их поставках. Поэтому торговые предприятия вынуждены создавать запасы продукции путем размещения и хранения на складе.
     Склады  выполняют следующие конкретные функции:
     • размещение и содержание запасов товаров для бесперебойного и ритмичного ведения торгового процесса;
     • обеспечение режима хранения с учетом особенностей и свойств товаров;
     • подбор и комплектование номенклатуры товаров, входящих в торговый ассортимент;
     • выполнение разнообразных операций, связанных с подготовкой и отпуском товаров со склада.
     Прохождение товаров через склад предопределяет затраты живого и овеществленного  труда. Склады принимают на себя значительные расходы в результате использования  капитала на приобретение и содержание товарных запасов.
     Признаки  классификации товарных запасов:
     По  месту нахождения:
     - оптовые торговые предприятия;
     - розничные торговые предприятия;
     - промышленные предприятия.
     - пути.
     2- По срокам:
     - отчётные на дату;
     - входные или начальные;
     - выходные или конечные.
     3- По показателям:
     - в натуральных показателях;
     - в стоимостных показателях;
     - в днях оборота.
     4- По назначению:
     - запас текущего хранения –  для обеспечения повседневных  нужд торговли;
     - запас сезонного назначения –  для обеспечения бесперебойной  торговли в период сезонных  изменений спроса или предложения;
     - запасы досрочного завоза –  для обеспечения бесперебойной  торговли в отдалённых местностях  на протяжении периода между  сроками завоза товаров;
     - целевые товарные запасы –  для осуществления определённых  целевых мероприятий. 

     1.2 Элементы товарного  запаса
      -Норматив  товарного запаса
      -Товарный  запас на время для приемки  и подготовки товара к продаже
      -Торговый  запас
      -Гарантийный  запас
      -Рабочий  запас
      -Запас  текущего пополнения
      -Представительный  ассортиментный запас
      -Запас  в размере однодневного товарооборота
     Товарные  запасы подразделяются также на товарные запасы средств производства и товарные запасы предметов потребления.
     Например, запасы готового металлопроката на складах  службы сбыта металлургического  комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат  подготовлен к реализации, однако покупатель пустит его в производство). Примером товарного запаса предметов  потребления может служить запас  готовой обуви на складе готовой  продукции обувной фабрики.
     Товарный  запас для приёмки и подготовки товара к продаже создаётся в  связи с необходимостью подготовки товаров к отпуску потребителям.
     Торговый  запас – это запас, предназначенный  непосредственно для продажи  его покупателям.
     Рабочий запас состоит из запаса в форме  представительного ассортиментного  набора, размещаемого в торговом зале в размере однодневной реализации и запаса в размере однодневной  реализации.
     Представительный  ассортиментный набор – это демонстрационный запас в торговом зале, содержащий все ассортиментные позиции данной товарной группы.
     Страховой запас устанавливается для обеспечения  бесперебойной продажи в непредвиденных обстоятельствах (например, временное отсутствие денежных средств) и запасов пути, устанавливаемых в том случае, если заказ от иногородних поставщиков осуществляется на условиях предоплаты. Страховой запас, таким образом, является своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. При нормальном ходе производственного или торгового процесса величина страхового запаса, в отличии от текущего, не меняется.
     Текущий запас – предназначен для обеспечения  бесперебойной продажи товаров  между очередными и поступившими от поставщиков.
     Запас в размере однодневной реализации также размещается в торговом зале и пополняется ежесуточно за счет текущего запаса.
 

      2. Управление товарными  запасами и потоками
     2.1 Управление товарными  запасами в торговли
     Управление  товарными запасами заключается  в их нормировании, оперативном учёте  и контроле над их состоянием.
     Нормирование  товарных запасов подразумевает  установление норматива товарных запасов. Под оптимальными товарными запасами понимают такое количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное  их предложение покупателям при  минимуме затрат.
     Контроль  состояния запасов - это изучение и регулирование уровня запасов  производственно-технического назначения, изделий народного потребления  и др. с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных  мер к ликвидации отклонений.
     Необходимость контроля состояния запасов обусловлена  повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Контроль состояния запаса проводится на основе данных учёта запасов и  может осуществляться непрерывно, либо через определённые периоды.
     На  практике применяются различные  методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:
     - порядок проверки: периодическая  или непрерывная;
     - пороговый уровень запаса: наличие  или отсутствие;
     - величина заказываемой партии: одинаковая  или разная.
     Товары в розничную торговую сеть поступают от производственных предприятий-поставщиков, со складов оптовых организаций и собственных складов торговых организаций. Свой путь в сферу обращения товары начинают с производственных предприятий, которые являются исходным звеном товародвижения. Промежуточными звеньями являются склады оптовых и розничных торговых организаций.
     В зависимости от порядка завоза товаров  в розничную торговую сеть различают две формы товароснабжения — транзитную и складскую.
     Завоз товаров в магазины непосредственно  из производственных предприятий, минуя  промежуточные вклады оптовых и  розничных организаций, называется транзитным.
     Под складской формой снабжения понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых и розничных  организаций, которые, принимая крупные  партии товаров от поставщиков, выполняют  все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и  др.) по подготовке товаров к их дальнейшему  продвижению в розничную торговую сеть.
     Выбор той или иной формы товароснабжения  требует учета конкретных условий  и зависит от спецификации ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощности магазина (величины товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и, наконец, экономической целесообразности той или иной формы завоза.
     Транзитный  завоз товаров в магазины снижает  расходы по погрузке—выгрузке, ускоряет продвижение товаров в розничную торговую сеть, содействует улучшению сохранности товаров.
     В подавляющем большинстве случаев  транзитный завоз товаров осуществляется с промышленных предприятий, расположенных  в одном городе. Транзитом от иногородних  и местных производственных предприятий  доставляются товары простого ассортимента.
     Однако  следует учитывать, что неправильное применение транзитного завоза может  привести к нарушению полноты  и комплектности ассортимента товаров  в магазинах и замедлению оборачиваемости. Транзитный завоз товаров сложного ассортимента (тканей, обуви, готового платья, галантереи) следует применять  более осторожно, так как эти  товары требуют тщательной предварительной подсортировки и отправки в магазины относительно мелкими партиями.
     Поэтому за последние годы все более широкое  распространение получает не транзитный завоз этих товаров, а снабжение  ими со складов, главным образом  оптовых.
     Прогрессивная технология торгового процесса предполагает освобождение магазинов от ряда выполняемых  ими операций с товарами и передачу их в основном оптовым базам. Это  возможно при следующих условиях: организации упаковки товаров в промышленности; комплектовании на складе товаров в ассортименте, необходимом магазину, и доставке их в контейнерах (кассетах, пакетах) непосредственно в торговые залы; использование транспортных средств с приспособлениями для механизации разгрузки и подачи контейнеров. Такой технологический процесс позволяет свести трудовые операции персонала магазина до минимума.
     Современный этап развития торговли характеризуется  переходом к индустриальным методам  ее организации, т. е. дальнейшим углублением  разделения труда. Этот процесс неизбежно  требует создания крупных механизированных торговых оптовых баз. Таким образом, снабжение магазинов со складов  торговых оптовых баз обладает известными достоинствами. Применять эту форму  товароснабжения целесообразно  в следующих случаях: при получении  товаров сложного ассортимента от иногородних  поставщиков; крупных партий товаров  в узком производственном ассортименте от местных поставщиков; сезонных товаров  длительного хранения.
     Крупные механизированные склады оптовых баз  имеют возможность получать товары в узком производственном ассортименте непосредственно от промышленных предприятий, формировать торговый ассортимент  в соответствии с покупательским спросом, накапливать сезонные запасы, проводить на более высоком уровне качественную приемку и разбраковку  товаров и осуществлять ритмичное, равномерное снабжение товарами магазинов, применяя централизованную доставку товаров в торговую сеть.
     Склады  розничных торговых организаций  имеют возможность отправлять в  розничную торговую сеть самые различные  товары в каждой партии, т. е. осуществлять дробную подсортировку. Однако во многих случаях эти склады не могут получать товары от иногородних поставщиков  транзитными партиями. Поэтому в  городах, где имеются базы оптовых  организаций, происходит разделение труда  между этими базами и складами розничных торговых предприятий.
     Основное  назначение товарных запасов в оптовом  предприятии — обслуживать потребности  в товарах своих покупателей.
     В розничных торговых предприятиях необходимо обеспечивать устойчивое предложение  товаров с учетом покупательского  спроса. Причём предложение товаров  должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия.
     В соответствии с ассортиментными  перечнями оптовой базы, магазина должны образовываться и товарные запасы, идентичные по своей структуре. Их необходимо возобновлять путем регулируемого  завоза товаров.
     Товарные  запасы в опте и в магазинах  должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающими их бесперебойную  продажу как оптовым покупателям, так и населению. В ходе реализации товарные запасы расходуются и взамен выбывающих должны завозиться новые, соразмерные  по своей структуре и количеству, необходимому ассортименту. В противном  случае нарушается устойчивость сформированного  ассортимента и создаются неблагоприятные  условия, следствием которых будет  являться недополучение прибыли  предприятием, ухудшение обслуживания оптовых покупателей и населения.
     Управление  товарными запасами всегда имеет  целью их оптимизацию, т. е. обеспечение  торговой организации товарами в  таком ассортименте и в таких  количествах, которые максимально  соответствуют предвидимому спросу. Следовательно, и этой важнейшей управленческой функции предшествует изучение и прогнозирование возможностей рынка.
     Управлять товарными запасами — это значит планировать определенный объем  и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно  отвечали установленным критериям. Управление должно быть систематическим. Иными словами, должен быть предусмотрен некий организационный механизм, который сам по себе обеспечивал  бы поддержание нужных товарных запасов. Вмешательство руководителя должно требоваться лишь тогда, когда этот механизм почему-либо не срабатывает, а также в исключительных случаях, которые не могли быть заблаговременно  предусмотрены системой и программой.
     В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами:
     — Как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период. Обычно это отношение рассчитывают на начало месяца, но некоторые организации предпочитают оперировать этим показателем, рассчитанным на конец месяца.
     — Как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит известная (или намеченная) товарооборачиваемость. Например, на предстоящее полугодие (27 торговых недель) планируется трехкратная оборачиваемость запасов. Отсюда запас рассчитывают путем деления 27:3;
     следовательно, необходимо постоянно иметь запас, которого хватит на 9 недель торговли. Теперь прогнозируется объем реализации на предстоящие 9 недель, и отсюда получают потребные товарные запасы к началу периода.
     Учет  товарных запасов должен быть налажен  и в физическом выражении —  в штуках, единицах, массах, упаковках. Необходимо также уметь управлять  этими физическими запасами. Ведь потребитель покупает упаковки, штуки, массы и объемы. Запас должен быть сбалансирован, чтобы потребитель  мог приобрести нужные ему товары в удобном виде (расфасовке, упаковке). Учет физического товародвижения, сбор информации о продаже конкретных наименований товаров значительно сложнее, нежели получение данных в стоимостных показателях.
     Между тем руководителям торговли просто необходимо знать, какие фасоны, размеры, расцветки пользуются спросом, а  какие не идут. В мелких магазинах  сбор подобных данных не представляет труда. На крупных розничных предприятиях с их чрезвычайно широким ассортиментом  и огромными товарными массами необходимо предусматривать специальные — иногда весьма сложные — системы сбора такой информации.
     Непременной предпосылкой управления товарными  запасами является учет реализации по возможно более дробным товарным группам. Основным техническим средством  решения этой задачи является применение, например, в узлах расчета магазинов  таких контрольно-кассовых машин, которые  могут аккумулировать и выдавать расчлененные итоги (во многих крупных  магазинах кассовые аппараты соединены  с той или иной ЭВМ, образуя  внутри магазинную АСУ, в число функций  которой входит и управление товарными  запасами). Современные контрольно-кассовые машины способны выдавать весьма детализированную информацию. Скажем, реализацию мужских  рубашек можно регистрировать (а  затем ее можно обобщать и анализировать) раздельно по таким категориям: вид  ткани (3 признака), цена (4 признака диапазона  цен), фасон (3 признаки), цвет и пр. Каждый признак вводится нажатием соответствующей  клавиши кассового аппарата. Магазины, где ассортимент очень широк, часто таким способом регистрируют реализацию особенно быстро оборачивающихся и важных для них товаров. Детализированный учет продажи остального ассортимента осуществляется с помощью отрывных перфорированных и других специализированных товарных ярлыков. Аналогичные системы управления предполагаются и для оптовых баз. Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении.
     На  предприятиях, торгующих легковыми  автомобилями, мебелью, бытовыми электроприборами длительного пользования и другими  дорогими товарами, достаточно точные данные о текущих товарных запасах  руководители могут получить из книг и документов бухгалтерского учета. Но универсальные магазины, розничные  предприятия с преимущественно  продовольственным ассортиментом, галантерейные магазины не в состоянии  вести столь оперативный и  подробный учет. Их чрезвычайно широкий  и разнообразный ассортимент  сделал бы обширные бухгалтерские операции неоправданно трудоемкими и дорогостоящими. Поэтому они вынуждены время  от времени производить инвентаризацию товарных запасов, т. е. фактически пересчитывать, перевешивать, перемерять все имеющиеся  запасы товаров. Это процедура очень  дорогая и требующая много  времени. В результате инвентаризацию проводят сравнительно редко, а текущие  товарные запасы определяют, исходя из данных последней инвентаризации и данных бухгалтерского учёта за последующий период.
     По  результатам инвентаризации нетрудно определить ориентировочный объем  реализации за период между двумя  инвентаризациями:
     Товарные  запасы по данным предыдущей инвентаризации + товары, закупленные в период между  инвентаризациями —товарные запасы по данным последней инвентаризации = объему реализации + поправки (уценка товаров, потери и хищения).
     Исходя  из наличия этих «поправок» результаты таких расчетов будут только ориентировочными.
     Здесь следует подчеркнуть, что стоимостный  учет чрезвычайно важен, и он ни в  коей мере не может быть заменен  учетом в физическом выражении —  чрезвычайно эффективным инструментом. Оба вида учета дают возможность:
     — выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые  категории товара пользуются наибольшим спросом. Это позволяет принимать обоснованные решения о заказе дополнительных партий товара или, напротив, об исключении товара из ассортимента;
     — оптимизировать вложения капитала в  товарные запасы. Следствием слишком  больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости  капитала и, стало быть, уменьшение прибыли.
     Кроме того, это повышает и издержки обращения, так как хранение товаров требует  определенных затрат;
     — повысить обоснованность решений, принимаемых относительно закупки товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, коммерсанты имеют базу, на которой могут основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента.
     В принципе контроль за физическим товародвижением  построен на тех же основах, что и  за товародвижением в стоимостном  выражении. Он предусматривает наличие  списка или перечня всех товаров, входящих в ассортимент. С позициями  этого списка и сопоставляются данные о реализации тех или иных товаров. 

     2.2 Формирование товарных  запасов
     На  процесс формирования товарных запасов  оказывает влияние ряд факторов, важнейшим из которых является обеспечение  устойчивого предложения товаров. Этот фактор выполняет функцию показателя конъюнктуры торговли. Однако на бесперебойность  продажи товаров населению при  минимальных товарных запасах в  магазинах влияет ряд факторов неконъюнктурного порядка. К числу этих факторов относятся:
     - равномерность и частота завоза;
     - транспортные условия;
     - наличие и состояние материально-технической  базы торговли;
     - физико-химические свойства товаров.
     Чтобы иметь для контроля и анализа  состояния товарных запасов сравнительный  показатель, учитывающий влияние  этих факторов, осуществляется их нормирование, т.е. необходимая оптимальная величина запаса. Эта величина служит важнейшим  ориентиром в коммерческой работе. 

Целевое предназначение создаваемых товарных запасов Анализ  и оценка уровня, оборачиваемости  и размера товарных запасов
Обеспечение комплексности и адаптивности товарных запасов Формирование товарных запасов Установление  необходимых средств для создания товарных запасов
Учет  и контроль за состоянием товарных запасов Эффективность от задействованных товарных запасов
 
     Целевое предназначение создаваемых товарных запасов.
     Товарные  запасы создаются для:
     - обеспечения устойчивой ассортиментной номенклатуры и стабильности торгового процесса;
     - для накопления товаров, имеющих большой разрыв во времени между изготовлением и потреблением;
     - для целевого назначения —  стимулирования закупок у населения  сельскохозяйственного сырья, выдачи  товаров по выигрышам лотереи  и т. д.
     Анализ  и оценка уровня оборачиваемости и размера товарных запасов. Величина товарных запасов зависит от объема и структуры реализации товаров. Для оценки эти показатели анализируются в динамике по товарным группам и по торговому предприятию в целом. Следует иметь в виду, что между объемом продаж товаров и товарными запасами существует обратно пропорциональная зависимость. При увеличении объема продаж уменьшаются товарные запасы в днях.
     Необходимый товарный запас является нормируемой  величиной. Для решения этой задачи необходимо использовать два взаимосвязанных  параметра: уровень и оборачиваемость  товарных запасов.
     Расчет  уровня товарных запасов (в днях товарооборота) производится по формуле: 

       

     где ТЗ — товарный запас на конец  рассматриваемого периода, руб.;
     ОТ  — объем товарооборота за рассматриваемый  период, руб.;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.