На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательство и менеджмент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Окружающий  нас деловой и общественный мир  состоит из организаций – производственных и обслуживающих, частных и государственных, больших, средних и малых, коммерческих и некоммерческих и пр. Каждая из них по отношению к внешнему окружению  является открытой: потребляет его  ресурсы, соответствующим образом  перерабатывает их, а полученные результаты деятельности передает во внешнюю среду. Непрерывность и эффективность  процессов обмена обеспечивают жизнеспособность организации.
     Общим для всех организаций является то, что они являются управляемыми, добиваются результатов не сами по себе, а под  руководством менеджеров, от опыта  и квалификации которых зависит  общая результативность. Часто при  характеристике деятельности менеджеров используют определение Питера Друкера, известного теоретика в области управления, который отметил: «Менеджеры определяют направления развития своих организаций, выступают в роли лидеров и решают, как использовать имеющиеся организационные ресурсы для достижения поставленных целей»
     Прежде  чем начать изучать различные  направления менеджмента, важно подчеркнуть, что управляющие всегда должны учитывать многообразные воздействия, исходящие как изнутри, так и извне организации, которые оказывают влияние на выполнение стоящей перед ними задачи.
     Широко  распространено мнение, что менеджмент - это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, принимающие организационные решения о лучшем использовании ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в творческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно является искусством.
     Вместе  с тем, менеджмент — это и наука. Наука предполагает систематическое развитие и проверку теорий, основанных на изучении практического поведения. Развитие ситуации и области деятельности, лабораторные исследовательские проекты за последние шестьдесят лет сделали исследование менеджмента более научным.
     Таким образом, можно сказать, что менеджмент — это искусство и наука одновременно. 
 
 
 
 
 
 

      
    Менеджмент  в условиях рыночной экономики
      1.1. Функции и задачи  менеджмента
     Происходящие  перемены коснулись человека и его  деятельности. В сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных областях науки и техники. Для осуществления рыночных преобразований большое значение приобретают знания в области науки и искусства менеджмента.
     Возникнув в конце XIX в., менеджмент приобрел особую популярность в 30-е гг. нашего столетия. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний - в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, которые по мощи можно сопоставить с целыми государствами, роль менеджеров возросла.
     В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. В зависимости от крупнейших корпораций находятся правительства стран и власти регионов. Крупные корпорации имеют свои предприятия во всем мире, где устанавливают правила распределения материальных благ, оказания услуг, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров, как и решения крупных государственных деятелей, могут оказывать влияние на судьбы миллионов людей, государств и регионов. Но менеджеры оказывают влияние не только на различных уровнях управления в корпоративных структурах. В развитых странах Запада большое влияние на экономику и жизнь людей оказывает и малый бизнес. Более 95% всех фирм этих стран составляют малые предприятия. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом испытания и внедрения технических и организационных нововведений. Устойчивость малых предприятий и их выживание в конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента.
     Английское  слово «менеджмент» (management), в переводе на русский язык «управление», происходит от корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало - искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.
     В условиях перехода к рыночной экономике  термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель». И это вполне оправданно, потому что менеджмент — это управление в условиях рыночной экономики, в которых субъект хозяйствования должен:
- использовать  экономические методы управления;
- ориентироваться  на спрос и конъюнктуру рынка;
- производить  те виды товаров, которые пользуются  большим спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли;
- постоянно  стремиться к получению оптимальных  результатов при минимальных затратах;
- постоянно  ориентировать производственные  программы на потребности рынка.
     В рыночной экономике конечный результат  деятельности хозяйствующего субъекта может быть получен только в процессе обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснованные и оптимальные решения, а это вызывает необходимость проведения многовариантных расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники.
     Труд  менеджеров возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспечивающей непрерывность этапов и стадий всего производственного процесса. Поэтому в качестве менеджеров выступают работники различных специальностей: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего фирмой или ее подразделением. При этом независимо от уровня управления термин «менеджер» означает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего.
     Профессиональный  менеджмент является самостоятельным  видом деятельности, для которой  требуется наличие субъекта —  профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект — хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).
     Менеджмент  — это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов. В методологию научного управления входят также необходимость систематического стимулирования работников с целью повышения их заинтересованности в увеличении производительности труда.
     Менеджмент  может также рассматриваться  как организация управления предприятием, т. е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т. е. выполнять определенные функции.
     Функции закрепляются за конкретными подразделениями  предприятия, которые их осуществляют (отделы, службы, бюро, отделения). Подразделения представляют собой организованные группы людей. Их деятельность осознанно направляется для достижения общей цели предприятия, т. е. управляется. В этом случае можно говорить об управлении внутри предприятия или о менеджменте, обеспечивающем производство, о менеджменте как организационной деятельности.
     Организация может рассматриваться и как  орган управления, его субъект, г. е. тот, кто управляет. И эта же организация может рассматриваться и как объект управления, поскольку ею управляет вышестоящая организация. Во всех этих случаях может применяться термин «менеджмент».
     Управление  акционерными обществами, объединениями, фирмами в организационном отношении осуществляется по трем уровням, к которым также применяется термин «менеджмент»: top management — высшее руководство, middle management — среднее звено управления, sole management — низовое звено управления. Менеджмент может трактоваться как наиболее рациональная организация людей в целях удовлетворения потребностей работников, при которой их способности могли бы раскрыться наилучшим образом, что способствовало бы повышению эффективности производства.
     Одной из главных задач менеджмента  является определение целей деятельности организации. Цели в организации — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив при совместной работе.
       Формальные организации определяют цели через процесс планирования.
     Целевое управление — это процесс, состоящий  из четырех этапов:
     1) выработка ясной и сжатой формулировки  цели;
     2) разработка реальных планов их достижения;
     3) систематический контроль и измерение качества работы и результатов;
     4) принятие корректирующих мер  для достижения планируемых результатов.
     Менеджмент  рассматривается также как процесс  принятия управленческих решений. Поддержанию  непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации возникают на всех уровнях управления. Они затрагивают как внутреннюю, так и главным образом внешнюю среду управляемого объекта, которой являются рыночные отношения. Предприятие (фирма, акционерное общество) приспосабливаются к внешней среде на основе обратной связи. Получая информацию о рыночных отношениях, менеджер принимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и других элементов внешней среды.
     На  основе принятого решения ставится задача каждому исполнителю. За исполнением устанавливается контроль. Одновременно с принятием решения разрабатываются методы его реализации. Менеджер несет моральную и материальную ответственность за принятое решение. Это побуждает его подходить к принятию решения творчески, анализировать варианты решения с точки зрения их выполнения в сложившейся ситуации.
     Анализ  информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, а следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.
     Таким образом, под менеджментом понимают функцию управления, т. е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т. д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата. Менеджмент — это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.

     1.2.Содержание менеджмента

     Существует  несколько определений содержания менеджмента, характеризующих его  различные аспекты. Рассмотрим основные из них: раскрывающие содержание управления организацией как открытой системой и характеризующие менеджмент с  точки зрения деятельности по удовлетворению потребностей клиентов.
     Управление  организацией как открытой системой. Организация зависит от внешней  среды: она получает ресурсы извне  и передает результаты деятельности во внешний мир. Менеджмент необходим  для достижения высоких результатов  деятельности, которые, однако, он не сводятся только к выпуску продукции или  оказанию услуг. К результатам кроме  удовлетворения потребностей клиентов относятся достижение целей, обеспечение  производительности и эффективности. Эффективность характеризует степень  приближения организации к поставленным целям, перечень которых может быть намного шире, чем ответственность  перед потребителем (см., например, табл. 1.).
     В приведенной таблице первые два  блока – базовых целей и  общей политики – наглядно показывают зависимость организаций от внешней  среды и стремление компаний достичь  высокой общественной эффективности. Третий блок «Кодекс поведения» включат  внутренние цели предприятий, достижение которых повышает результативность их деятельности и также способствует развитию общества.
     Таб.1.Цели организаций
1. Базовая цель 1.1. Хороший  продукт по разумной цене. Качество  в первую очередь
1.2. Служение нации, народу. Совместное  процветание. 
1.3. Процветание корпорации
1.2. Справедливая прибыль
1.3. Неуклонный прогресс, завоевание  доверия
1.4. Благосостояние работников, уважение  к работнику
    Общая политика
2.1. Прогрессивность,  активность, созидательность 
2.2. Аналитический, научный подход
2.3. Высокая производительность
2.4. Прогресс, технологии корпорации
    Кодекс поведения
3.1. Отношение к компании 3.1.1. Преданность
3.1.2. Благодарность
3.2. Отношение к работе 3.2.1. Усердие
3.2.2. Ответственность, исполнение  долга
3.2.3. Бережливость, аккуратность, терпеливость
3.2.4. Чувство гордости за работу
3.3. Отношение к старшим, коллегам и подчиненным 3.3.1. Сотрудничество
3.3.2. Приязнь и учтивость
3.4. Отношение к себе 3.4.1. Здоровье
3.4.2. Прилежание
3.4.3. Бодрость
3.4.4. Моральная устойчивость
     Рассматривая  управление организацией как открытой системой, можно дать следующее определение. Менеджмент – это деятельность, направленная на эффективное и производительное использование организационных  ресурсов, обеспечивающая достижение целей организации, рост эффективности  и производительности.
     Качество  менеджмента в организации влияет на общественную эффективность - повышает ее или, напротив, снижает и, в конечном счете, характеризует использование  ресурсов страны. Неэффективный менеджмент приводит к расточительству в  потреблении имеющихся ресурсов, что особенно недопустимо по отношению  к человеческим ресурсам. Поэтому  так важно добиваться достижения высоких результатов деятельности менеджеров во всех организациях.
 
     Схематично, используя для изображения деятельностных позиций менеджеров фигурки людей, управление организацией как открытой системой можно представить в виде схемы (Рис. 1).
     Содержание  менеджмента с точки зрения деятельности по удовлетворению потребностей клиентов. Данный аспект тесно связан с предыдущим, поскольку главное предназначение организации заключается в удовлетворении потребностей своих клиентов или  заказчиков (потребителей), находящихся  во внешней среде по отношению  к предприятию, но вместе с тем  позволяет выявить некоторые  важные и специфические моменты.
     Для удовлетворения заказа потребителя  под руководством менеджеров приобретаются и потребляются ресурсы и осуществляется деятельность исполнителей таким образом, чтобы потребности клиентов были удовлетворены наилучшим образом (Рис.2).
     Распределение ролей происходит следующим образом. Заказчик выражает содержание потребности  и фиксирует ее удовлетворение. Менеджер строит и перестраивает деятельность предприятия в рамках понятого и  принятого заказа на производство продукта определенного типа. Исполнитель 
входит  в построенную менеджером деятельность и производит заказанный продукт, реализуя требования, предъявленные ему деятельностью  и менеджером. От менеджера зависит, будет ли исполнитель выполнять  нормы деятельности, которые вырабатывает общество и посредством которых человеческая активность приобретает определенную форму. Для этого менеджер должен иметь управленческие средства и уметь ими правильно пользоваться. За счет обучения менеджер овладевает средствами, которые выработаны в практике и описаны в теории управления. При отсутствии необходимых средств, менеджер должен уметь вырабатывать их самостоятельно.  
 
 
 
 
 
 


Управленческая  деятельность обслуживает исполнительскую, снимая затруднения, возникающие в  ходе создания продукта и связанные  либо с нехваткой ресурсов, либо с неправильной реализацией норм деятельности.
     Управленческая  деятельность мыслительная по своей  природе, ее содержанием является мышление. Многие процессы не видны наблюдателю, их результаты сложно определить заранее. Но именно за счет мышления менеджер принимает  грамотные управленческие решения  и достигает цели, стоящие перед  организацией.

     1.3.Логика управления

     Для того чтобы управлять, менеджеру  нужно определить цели, которые следует  достичь, т.е. принять решение о  постановке целей и запланировать  результаты деятельности. Фактически это означает получение ответов  на вопросы:
    что производить и предлагать потребителю сегодня, завтра, в перспективе;
    когда и в какие сроки производить;
    сколько потребуется ресурсов всех видов, какими будут размеры партий производимых товаров, объемы оказываемых услуг и пр.;
    где производить – в каких странах, регионах, подразделениях предприятия и пр.
     Постановка  данных вопросов и поиск ответов  на них характеризует содержание функции планирования. Планирование – это прогнозирование и подготовка организации к будущему. В процессе планирования определяются цели и показатели деятельности организации, ставятся задачи и оцениваются ресурсы, необходимые  для их достижения.
     После осуществления функции планирования необходимо организовать деятельность предприятия таким, образом, чтобы  поставленные цели были достигнуты. Для  этого менеджер должен получить ответы на вопросы:
    какие основные бизнес-процессы выделить и организовать?
    какие технологии использовать?
    кто и какие будет поставлять ресурсы?
    как и какой подобрать персонал?
    как распределить время, ресурсы и действия – кто что конкретно, как и с какими ресурсами будет делать, взаимодействовать с другими исполнителями, отвечать за результаты и пр.?
    как наиболее рационально использовать организационные ресурсы, привлечь недостающие, обеспечить высокое качество деятельности и получаемых результатов, осуществить координацию отдельных, но взаимосвязанных действий и пр.?
     Их  содержание характеризует функцию  организации. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию  в отделах и подразделениях компании, распределение между ними ресурсов. В результате организации формируется  структура управления, позволяющую  распределять и координировать совместную работу.
     Когда приняты решения по функциям планирования и организации, необходимо мотивировать или побуждать исполнителей к  требуемым действиям, помогая им понять, во имя чего они трудятся, за что им положены и запрещены  поощрения и пр. Для мотивации  необходима власть, не позволяющая  подчиненным уклоняться от выполнения норм деятельности.
     Наконец, необходимо контролировать деятельность организации, чтобы быть уверенным, что результаты соответствуют намеченным планам, а если возникают отклонения, то вовремя принять необходимые  меры воздействия. В процессе выполнения функции контроля ставятся следующие  вопросы:
    как конкретные работники или подразделения выполняют возложенные на них обязанности?
    своевременно ли работники предприятия получают точную, необходимую им в работе информацию?
    в какой степени действия компании соответствуют поставленным целям и намеченным задачам?
    какие корректирующие меры следует предпринять, чтобы не допустить (ликвидировать) отставания, исправить брак, пр.?
     Управление  – это непрерывное выполнение определенных действий, называемых функциями  управления, процессами или специализированными  видами управленческой деятельности. Как правило, исходя из логики управления, выделяют четыре основные функции –  планирование, организацию, мотивацию  и контроль. Они являются основными в менеджменте и характеризуют управление как сложный процесс. Объектами приложения функций являются производственная деятельность предприятия, финансовая, маркетинговая, кадровая, инновационная, экологическая и т.п.
     Реализация  функций сопровождается принятием  управленческих решений. Постановка целей, распределение полномочий и ответственности  между работниками, разработка планов, определение размера премии –  это примеры управленческих решений. Для этого необходима переработка  большого количества информации, которую  менеджер получает вербально, невербально или письменно в процессе непосредственного общения или с помощью различных источников (документов), Поэтому кроме основных выделяют связующие процессы в менеджменте – коммуникации и принятие управленческих решений.
     Коммуникации  – это процесс обмена информацией. Разработка управленческого решения  представляет собой выбор альтернативы, позволяющей наиболее эффективно реализовать  функции управления и достичь  цели организации за счет эффективного и рационального использования  ресурсов. Менеджер удерживает основные и связующие процессы и объекты  их приложения как целое за счет осуществления процесса руководства, или лидерства.
     Руководство (лидерство) – это способность  оказывать влияние на отдельных  лиц, группы, побуждая их работать на достижение целей организации. При этом руководитель вместе с другими членами коллектива направляет свои усилия на решение  определенных задач.
     Функции, процессы принятия решений, коммуникации и руководство раскрывают логику управления, следуя которой можно  дать еще одно определение содержания менеджмента. Менеджмент – это деятельность руководителя (лидера) по эффективному и производительному достижению целей предприятия за счет планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами.
     Схематично  логику управления можно представить  в виде матрицы (Рис. 3). Наполнение ее клеток содержанием происходит в  процессе деятельности менеджеров.  

 

     Методы  руководства, осуществления функций  управления, принятия решений, налаживания  коммуникаций – это средства деятельности менеджера. Выбор их конкретных форм зависит от множества обстоятельств, среди которых наиболее значимы  состояние внешней среды, в которой  находится организация, и факторы  внутри организации.
     Многоаспектность  определений понятия менеджмента  указывает на исключительную сложность  управленческой деятельности. Менеджер несет непосредственную ответственность  за достижение высоких результатов  деятельности в той сфере, которая  ему вверена. При этом способы  мышления и восприятия мира менеджером самым непосредственным образом  влияют на результаты, которые достигает организация. Если менеджер видит мир черно-белым, а его работа похожа на борьбу за существование, то этими же стереотипами начинают мыслить его подчиненные. В этом случае достигаемые результаты вряд ли будут высокими. И напротив, наличие у менеджера оптимизма, целеустремленности, умения решать проблемы и стремления к максимальной результативности заражает подчиненных и окружающих верой в успех и приводит к эффективной совместной деятельности и достижению поставленных целей.
     1.4.  Принципы менеджмента
     Управление  осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
     Каждый  уровень экономического механизма менеджмента имеет свои принципы (правила, подходы). Так, например, для внутрифирменного управления характерны: принципы централизации и децентрализации в управлении, их сочетание, ориентация на долгосрочные цели развития, участие работников в управлении, принцип планомерности и др. Все они составляют группу структурно-функциональных принципов управления. Вторая группа принципов — принципы управления производством, третья — принципы управления персоналом. Ведущим принципом менеджмента выступает принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. При применении этого принципа решается проблема распределения полномочий по принятию решений на каждом уровне соподчинения. Наиболее приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализовано, когда полномочия делегируются низовому звену управления. Это требует проявления высокой степени координации на всех уровнях хозяйствования.
     Оптимальное сочетание централизации и децентрализации  в менеджменте основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие заключается в том, что всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо — президент фирмы, директор, управляющий. В соответствии с принципом единоначалия каждый работник должен строго отвечать за доверенный ему участок работы.
     Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений. Благодаря коллегиальности обеспечивается более высокая степень объективности и обоснованности решений, что способствует их успешной реализации. Решения могут приниматься и коллективами, например собранием акционеров, где они принимаются большинством голосов. Это разновидность коллегиальных решений.
     Во  многих организациях организационная  система основывается на принципе централизации, при котором управление осуществляется из одного центра. Здесь устанавливается жесткая регламентация центра. Подразделения полностью лишены хозяйственной самостоятельности.
     Эта форма присуща небольшим компаниям, специализирующимся на выпуске одного вида продукции с ориентацией на местный или отечественный рынок. Президент компании одновременно является и ее управляющим. Он обычно имеет двух заместителей (вице-президентов), один из которых ведает вопросами производства и технологии, другой - сбытом продукции.
     Более сложным является управление крупной  фирмой, выпускающей один вид продукции. В ведении президента находятся только общие вопросы управления. Вице-президенты управляют секторами с помощью управляющих.
     Еще больше усложняется управление централизованной фирмой, если она специализируется на нескольких видах продукции. В этом случае в подчинении вице-президентов находятся уже несколько управляющих по видам деятельности.
     Централизованная  организационная форма характеризуется: предпочтительностью функциональных служб перед службами подразделений; наличием множества функциональных служб; исследовательскими подразделениями в центральном аппарате; центральным отделом сбыта.
     При децентрализованной форме управления производственные подразделения (отделения) пользуются полной самостоятельностью и в сфере производства, и в сфере сбыта. Высшая администрация осуществляет контроль, координирует работу отделений и осуществляет перспективное планирование. Все производственные отделения находятся на самофинансировании. Децентрализованная форма управления характерна для крупных фирм, имеющих большое количество предприятий с широкой номенклатурой товаров.
     Менеджмент  современных крупных фирм характеризуется  сочетанием принципов централизации и децентрализации, когда за высшим звеном управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями - оперативное управление. Внутри фирмы создаются автономные производственные отделения, которые самостоятельно производят, сбывают продукцию и отвечают за получение прибыли.
     Активную  жизненную силу в современном  производстве приобретает принцип демократизации управления. В результате усложнения процесса труда изменился подход к рабочему. Он становится субъектом производственного процесса. У рабочего с высоким уровнем профессиональной квалификации, образования и общей культуры возникает потребность участвовать в управлении производством. Понятие «промышленная демократия» характеризует высокую степень участия работников в управлении фирмой, партнерские отношения между предпринимателем и рабочим.

     1.5.Специализация менеджеров

     Исторически появление менеджеров-профессионалов вызвано отделением управления от труда  по производству продукции или оказанию услуг в связи с ростом предприятий. Степень обособления менеджмента  определяется размерами организаций  – на крупных предприятиях создается  развитая система управления с высокой  специализацией ее работников, существует четкая граница между трудом и  менеджментом. На средних предприятиях эта граница выражена менее явно, в мелких компаниях она зачастую отсутствует, так как функции  управления интегрированны с рабочим  процессом.
     Наряду  с размерами на обособление менеджмента  влияют отношения собственности. Когда  создается новый бизнес, и в  нем участвуют один или два  человека, функции менеджмента и  собственника совмещаются. Собственник  или партнеры выполняют все функции, необходимые при выполнении работы, так же как и саму работу. Если дело расширяется, возникает необходимость  привлечения наемных работников, и за выполнение определенных функций  менеджмента начинают отвечать исключительно  собственник предприятия или  партнеры, а роли наемных работников ограничиваются. Затем, по мере дальнейшего  развития бизнеса происходит более  широкое отделение собственности  от управления – собственник или  партнеры, отвечают только за стратегические результаты, а повседневное управление предприятием осуществляют наемные  менеджеры.
     По  мере роста организации развивается  иерархия менеджмента – появляются уровни управления, которые схематично можно представить в виде пирамиды, каждый уровень которой имеет  два названия (Рис. 4).  


     Руководители  высшего звена – президент  фирмы, вице-президент, генеральный  директор, директор, управляющий и  т. п. – отвечают за принитие важнейших  решений для организации в  целом и несут всю полноту  ответственности за общие результаты деятельности. Данный уровень, хотя и  в лице одного директора на самых маленьких предприятих, имеется во всех организациях, поэтому он получил второе название – институциональный.
     Руководителей высшего звена иначе называют генеральными менеджерами, топ-менеджерами  или дженералистами, что подчеркивает их ведещую роль на предприятии, в  фирме.
     Руководителей среднего звена иногда называют младшими начальниками. Они представлены заведующими отделов (финансового, маркетинга, производственного и др.), начальниками служб (качества, информатизации, сбыта, и др.), руководителями подразделений (начальниками цехов, производителями работ и пр.). Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений на высшем уровне управления, а затем принятые там решения доводят до нижестоящих менеджеров в форме конкретных заданий и спецификаций. Основную часть своего времени они тратят на взаимодействие по вертикали управления – с вышестоящими руководителями и подчиненными, являясь своего рода буфером между ними. Отсюда второе название данного уровня – управленческий.
     Руководители  низового звена отвечают за выполнение производственных заданий, предоставление информации о ходе производства на средний уровень управления и  рациональное использование ресурсов. Типичные должности низового уровня – мастер, специалист по нормированию труда в цехе, мастер по качеству. Они непосредственно взаимодействуют с рабочими, производящими продукцию и оказывающими услуги клиентам предприятия, то есть с неуправленческим уровнем, на который опирается управленческая пирамида. Поэтому низовое звено иначе называют техническим уровнем управления.
     Менеджеры в системе управления играют различные  роли, каждая из которых предполагает выполнение определенных видов деятельности, позволяющих осуществлять все функции  управления – планирование, организацию, мотивацию и контроль. Роль –  это набор представлений о  поведении менеджера.
     Как правило, выделяют три категории  ролей – информационные, межличностные  и связанные с процессом принятия решений (управление действиями). Каждая категория включает в себя несколько  ролей. Считается, что наиболее полно  деятельность менеджера может быть описана с помощью десяти ролей (табл. 2).
     Таб. 2.Десять ролей менеджеров

Категория

Роль Виды деятельности
 
 
 
Информа- ционные
 
Наблюдатель
Поиск и получение  информации, просмотр периодической  печати и отчетов, личные контакты
 
Проводник
Передача информации другим членам организации, рассылка напоминаний  и отчетов, телефонные звонки
Оратор Информирование  внешних субъектов, речи, отчеты, записки
 
 
 
Межлич-ностные
 
Глава
Проведение  церемониальных и символических  мероприятий, встречи гостей, подписание юридических документов
 
Лидер
Руководство и  мотивация подчиненных, обучение, консультации и коммуникации с работниками
Связующее звено
Поддержание информационных связей как внутри организации, так  и за ее пределами; почта, телефонные разговоры, встречи
 
 
 
Связанные с
принятием
 решений
Предприниматель Инициация новых  проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников
 
«Пожарный»
Урегулирование  споров и иных проблем, разрешение конфликтов между подчиненными, адаптация к  кризисам во внешней среде 
Распределитель  ресурсов Решения о выделении  ресурсов, согласование графиков, бюджетов, расстановка приоритетов
Участник  переговоров
Участие в переговорах  с профсоюзами о контрактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление  интересов отделов 
 
     Информационные  роли направлены на создание и развитие информационной сети менеджера. Чем  выше уровень управления, тем больше времени менеджер тратит исполнение информационных ролей. По некоторым  оценкам у генеральных менеджеров 75% рабочего времени уходит на разговоры  с другими людьми.
     Межличностные роли связаны с необходимостью налаживания  взаимоотношений менеджера с  другими людьми и использованием навыков руководства.
     Роли, связанные с принятием решений  исполняются тогда, когда у менеджера  возникает необходимость выбора альтернативы и действий. Эти категории  ролей исполняют менеджеры всех уровней управления – высшего, среднего и низового. Но менеджеры высшего  уровня принимают более масштабные решения и несут ответственность  за результаты деятельности организации  в целом.
     Эффективные менеджеры в течение рабочего дня последовательно, а порой  и одновременно исполняют несколько  ролей: они занимаются поиском и  получением информации, руководят и  мотивируют подчиненных, принимают  решения о выделении ресурсов, регулируют споры и разрешают  конфликты и т.п. Чем меньше организация, тем большее количество ролей  играет один менеджер.
     Распределение ролей менеджеров в малых и  средних фирмах существенно отличается от деятельности их коллег в корпорациях. В небольших компаниях на первый план выходит роль оратора, так как  каждый менеджер должен продвигать свою не очень известную фирму на во внешний мир. Нужно убедить, что она производит продукцию или оказывает услуги, которые заслуживают общественного внимания.

     В малых фирмах очень важна роль предпринимателя, поскольку творческий подход к делу способствует повышению  конкурентоспособности фирмы. Остальные  роли имеют меньшее значение, хотя и их умелое и эффективное исполнение необходимо для успешной деятельности компаний.

     1.6.Позиции менеджера и предпринимателя

     Менеджер  и предприниматель занимают разные позиции в рыночной экономике  и имеют разные цели. Менеджер находится  в организации, все его внимание направлено на то, чтобы производство товаров или услуг, ради которых  создана фирма, четко функционировало. Предприниматель находится во внешней  среде по отношению к организации (Рис. 5).
     Предприниматель внимательно следит за сферой потребления  и свою главную задачу видит в  том, чтобы вовремя зафиксировать  дисбаланс между спросом и  предложением, увидеть появление  новых потребностей, либо предложить (а иногда и навязать) новые стандарты  потребления. Это порождает у  него предпринимательские идеи, которые  он в виде мотивов передает в организацию, чтобы менеджеры их реализовали.
     Предприниматель заинтересовывает менеджеров в производстве нового продукта (услуги) будущей предпринимательской  сверхприбылью, получение которой  возможно до тех пор, пока не установится  новое равновесие, т.е. не произойдет насыщение рынка новым продуктом  или услугой.
     Менеджер  стремится, чтобы организация действовала  отлажено, как часовой механизм, а процессы управления, построенные  им, были стабильны и эффективны. А предприниматель заставляет менеджеров отказываться от налаженных схем производства и производить новое. Без менеджеров он не может реализовать свои идеи и достичь цели, а у последних без предпринимателя нет стимулов непрерывно развивать свою организацию.
     Роли  предпринимателя и менеджера  являются полярными – менеджер стабилизирует  деятельность, а предприниматель  ее разрушает, в результате чего происходит непрерывное обновление производства и расширяются возможности потребления.
     Тандем  «предприниматель-менеджер» является ресурсом современного рынка, ускорителем  процессов преобразований и нововведений. Предприниматель контур производства и потребления собирает в единое целое, и в этом заключается его  основная роль в рыночной экономике. Если существующие организации не могут  реализовать цели предпринимателя, то он создает новую организацию, принципиально отличающуюся от имеющихся, что еще более способствует ускорению общественного развития.
     Менеджер  может играть роль предпринимателя, но наряду с ней он исполняет и  другие. Исходя из различия деятельностных позиций, представленных на рис. 2.5., можно утверждать, что для того, чтобы менеджер стал эффективным предпринимателем, он должен совмещать позиции, то есть одновременно смотреть во внешнюю среду и во внутреннюю. Это очень сложно, и при длительном совмещении, в конечном счете, одна из позиций берет верх. Как правило, страдает управление, так как предприниматель по своей природе не склонен заниматься кропотливой менеджерской деятельностью по стабилизации процессов в организации.
     Менеджер  получает заработную плату за конкретный труд в организации, за вполне определенную деятельность. Предприниматель же в  основном занят специфическим мышлением, он рискует, организуя новое. Но если он правильно все предугадал, то его предвидение приносит очень  высокий доход. Не случайно по статистике развитых стран доход предпринимателей примерно в три раза превышает  доходы менеджеров.
     Предпринимательское управление необходимо на малых предприятиях, в неустойчивой рыночной среде. Если деятельность малой организации  успешна, то она начинает расти и  со временем становится крупной. В корпорациях  существуют формы организационного разделения позиций предпринимателя  и менеджера, что способствует ускорению  процессов развития, модернизации, создания и потребления новых  продуктов и услуг.

     1.7. Взаимосвязь менеджмента и предпринимательства
     Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным трудом. Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.
     В качестве объекта менеджмента выступает  хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.). Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.
     Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами.
     Хозяйственная деятельность предприятия требует  от менеджера такого стиля работы, который основывается на непрерывном поиске способов рационального привлечения и использования необходимых ресурсов и повышения эффективности производства.
     Для организации разрабатывают общие  и специфические цели. Общие цели отражают сущность развития организации в целом. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации. Менеджмент должен обеспечить достижение цели при минимальных затратах и максимальной эффективности.
     Менеджмент  и бизнес неразрывно связаны. 

     
    Предпринимательская сфера
2.1. Предпринимательство
     Предпринимательство (entrepreneurship) (предпринимательская деятельность) - это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательского дохода) путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам (законодательству) страны регистрации.
     Рассмотрим  все составляющие этого понятия.
Составляющие Особенности
Предприниматель-ство как особый вид деятельности Предполагает  наличие у субъектов этой деятельности определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения. Это проявляется в особом творческом отношении к делу, свободном проявлении инициативы, постоянном стремлении к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, расширению масштабов и сферы деятельности и, что особо важно, постоянной готовности к риску и изысканию способов его преодоления. Важная задачей является: обеспечение эффективного функционирования фирмы или деятельности индивидуального предпринимателя, что  предполагает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. 
Предпринимательство как самостоятельная  деятельность предполагает  свободу и самостоятельность субъектов этой деятельности в различных направлениях:
    выбор вида и сферы предпринимательской деятельности;
    выбор направлений и методов деятельности;
    принятие хозяйственных решений и выбор средств их реализации;
    формирование производственных программ, выбор источников финансирования, поставщиков продукции и услуг, источников получения трудовых ресурсов;
    выбор каналов и методов сбыта;
    установление систем и размеров оплаты труда и других видов доходов лиц, работающих по найму;
    установление уровня цен и тарифов на продукцию и услуги;
    распоряжение прибылью (доходами) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.
Предпринимательство как хозяйственная деятельность Предполагает  организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности фирмы или индивидуального предпринимательства Хозяйственная деятельность может охватывать следующие виды: инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, инжиниринговую, патентно-лицензионную и др, включая торговлю ценными бумагами. Сфера хозяйственной деятельности включает как внутрифирменные отношения, так и отношения с другими участниками рыночного хозяйства - финансовые, правовые, расчетные, связанные с товародвижением, страхованием, хранением, арендой товаров, рекламой продукции и услуг и др.
 
     Предпринимательская деятельность осуществляется физическими и  юридическими лицами. Физические лица - это индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами, по которым они наделяются правоспособностью и дееспособностью способностью к совершению юридических актов (заключению сделок), к наделению правами и обязанностями, к несению имущественной и другой ответственности.
     Юридическое лицо - это носитель имущественных прав и обязанностей. Оно выступает в хозяйственном обороте от своего имени, существует независимо от лиц, входящих в его состав, несет самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам, в которые оно вступает. Имущество юридического лица обособляется от личного имущества его членов.
     Предпринимательская деятельность физических лиц относится  к индивидуальной (частной) предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность юридических лиц относится к коллективному предпринимательству. Обе формы предпринимательской деятельности основаны как на собственности капитала и имущества, принадлежащего субъектам предпринимательской деятельности, так и на финансовых средствах, привлекаемых со стороны. В той и другой форме предпринимательской деятельности может применяться и не применяться наемный труд работников.
     Индивидуальный  предприниматель может быть собственником  капитала, вложенного в конкретное имущество, обладая правом владения, пользования и распоряжения этим имуществом, т.е. выступать в качестве единоличного владельца и управляющего имуществом, которое он вкладывает в организацию хозяйственного процесса (пускает в оборот), привлекая для этого необходимые ресурсы (материально-технические, трудовые и др.). Индивидуальный предприниматель как физическое лицо может не иметь собственного капитала и имущества, а привлечь заемные средства и арендованное имущество для организации хозяйственной деятельности, конечным результатом которой будет получение предпринимательского дохода и прибыли. Индивидуальное предпринимательство предполагает наличие у физического лица предпосылок для организации хозяйственной деятельности, которой он может управлять самостоятельно либо нанять управляющего. Индивидуальная предпринимательская деятельность получила широкое распространение в современных условиях в новых отраслях, связанных с высокой технологией и новаторскими идеями, где в качестве физических лиц выступают инженеры, конструкторы, обладающие патентами и имеющие финансовые средства на организацию и внедрение их в производство. Обычно индивидуальный предприниматель имеет гораздо больше свободы действий, чем менеджер в крупной фирме, в особенности в выборе направлений и сферы деятельности.
     Предприниматель осуществляет хозяйственную  деятельность от своего имени и на свой риск. Предприниматель (entrepreneur) - это лицо которое вкладывает собственные средства в организацию дела и принимает на себя личный риск, связанный с его результатами. Осуществляя хозяйственные связи с другими участниками рыночных отношений, предприниматель выступает стороной договора (сделки). Он может предоставить право подписания контрактов от своего имени или от имени фирмы, которую он возглавляет, конкретному представителю (управляющему) и установить пределы полномочий. Действуя на свой страх и риск, предприниматель принимает на себя всю полноту ответственности за конечные результаты деятельности -  как индивидуальной, так и коллективной Он несет имущественную ответственность за результаты хозяйственной деятельности как физическое лицо или как представитель юридического лица.
     Предприниматель имеет право Предприниматель должен обладать
создавать для своей деятельности любые  виды фирм (предприятий) профессиональным  знанием сферы деятельности
приобретать имущество и имущественные права  у других фирм наличием определенных управленческих знаний и опыта производственно-сбытовой и маркетинговой деятельности
участвовать своим имуществом в деятельности других экономических субъектов рыночных отношений умением правильно  оценивать свои возможности и  положение на рынке, привлекаемые ресурсы и финансовые средства
использовать  по соглашению сторон имущество физических и юридических лиц на условиях аренды, подряда и др. экономическим мышлением, компетентностью, деловой  культурой, наличием практического опыта и навыков,
нанимать  и увольнять работников на условиях контракта или других условиях умением организовать производство и действовать на свой страх и риск ради достижения цели и получения прибыли
открывать на свое имя или на имя фирмы  счета в банке для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций умением анализировать  и использовать рыночные возможности, новаторские идеи
получать  неограниченный по размерам личный доход  от индивидуальной предпринимательской деятельности  
 
     Предприниматели организуют свое дело и действуют  ради собственной выгоды или выгоды фирмы (организации), которую они  представляют. Поэтому предпринимательской деятельности свойственны самые сильные хозяйственные мотивации.
     В высокотехнологичных отраслях собственное  дело обычно связывается с конкретными научно-техническими идеями, поскольку предприниматели хорошо разбираются в технологиях создания продуктов, в большинстве случаев уникальных.
     Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе,  а не на основе единичных или разовых сделок. Здесь речь идет о систематической, стабильной, организованной хозяйственной деятельности, имеющей целевую направленность в виде конечного результата с ориентацией на дальнейшее развитие и расширение. А это предполагает успешное решение организационных и финансовых проблем, и рост прибыли; активное выявление новых технологических, ресурсных и других возможностей, способных обеспечить эффективное функционирование и стабильное развитие фирмы; стремление включиться в новую сферу деятельности с целью повышения рентабельности производства и сбыта фирмы в целом.
     Предпринимательская деятельность направлена на достижение коммерческого  успеха: получение прибыли или предпринимательского дохода, что обусловлено рыночными условиями хозяйствования и связано исключительно с рыночной структурой экономики, в которой такая деятельность реализуется. Большая часть чистого предпринимательского дохода или прибыли направляется не на личное потребление, а вкладывается в дальнейшее развитие наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности.
     Предпринимательская деятельность направлена на наилучшее использование  капитала: собственности и другого имущества, а также финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов.
     Предприниматель выступает как владелец, пользователь и распорядитель собственности, что охватывает совокупность действий его как субъекта собственности, необходимых для осуществления реального процесса в его периодической повторяемости, а именно:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.