На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа География железнодорожного транспорта России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Всероссийский Заочный Финансово – Экономический  Институт 

     Факультет финансово-кредитный
     Специальность: финансы и кредиты
           периферия 
 
 

     Контрольная работа
     По  курсу: Экономическая география
     Тема: География железнодорожного транспорта России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     г.Архангельск 2010г
 

      План 

     
    Введение.                                                                                                     3стр.
    Общая характеристика транспортного комплекса России.                    4-5стр
    Характеристика железнодорожного транспорта.                                     5-9 стр.
    Региональная география железных дорог.                                               9-14стр.
    Заключение.                                                                                                  15стр.
    Литература.                                                                                                   16стр.
 

Введение
Транспорт образно  называют кровеносной системой экономики. Транспорт-необходимое условие функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяженного как Россия.
Основные задачи транспорта:
1.Обеспечение устойчивых связей между отдельными районами и отраслями хозяйства.
2.Современное  и полное удовлетворение потребителей народного хозяйства и населения в перевозках.
3.Повышение экономической  эффективности его работы.
С помощью какого либо одного вида транспорта решить эти  задачи невозможно. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортную систему, которая представляет собой совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т. е пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них – Москва.
Роль различных  видов транспорта в транспортной системе различна и определяется  их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость, скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.
Работа транспорта оценивается несколькими показателями:
1.количеством  перевезенных грузов (млн. т.) и пассажиров (млн. чел.).
2.грузо и пассажирооборотом.
Транспорт оказывает  огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удаленных у них населениях. Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика транспортного комплекса России. 

Транспортный  комплекс представляет собой особую сферу материального
производства  и выступает как самостоятельная  отрасль народного хозяйства
страны. Транспорт  призван удовлетворять потребности  хозяйственного комплекса
и населения  в перевозках. Осуществляя эти  перевозки, транспорт связывает  в
единое целое  различные отрасли хозяйства и различные районы страны. Как
отрасль материального  производства транспорт имеет свои особенности. Он
продолжает производственный процесс в сфере обращения, доставляя  продукцию
всех отраслей хозяйства к месту потребления.
Особенно его роль возрастает в странах с большой протяженностью территории, в
частности, в  России. К тому же в нашей стране имеет место неравномерное
размещение природных  богатств и существенное различие в  специализации районов
и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он
способствует  успешному функционированию других отраслей хозяйственного
комплекса страны.
Необходимо отметить, что транспорт не создает новую  продукцию, а лишь
перемещает уже  созданную другими отраслями  хозяйства (т. е. оказывает
услугу), увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных расходов.
Полные транспортные издержки народного хозяйства в  сфере производства и
обращения составляют около 10% от валового общественного  продукта страны.
Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у
потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную
роль в решении  проблемы оптимизации территориальной  организации
производительных  сил.
Транспортная  составляющая в стоимости производимой продукции составляет 13%,
а в таких  отраслях, как черная металлургия, лесная, нефтеперерабатывающая,
химическая, угольная достигают 50% себестоимости. Поэтому  без тщательного
учета транспортного  фактора невозможно обеспечить рациональное размещение
производства  и повышение его эффективности.
Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и
районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации
и комплексности  экономических районов. Рациональное территориальное
разделение труда, углубление специализации предприятий  и районов, усиление
экономических связей между ними невозможны без  развитой транспортной сети, а
комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы.
Следовательно, транспорт выступает как одна из важных основ территориального
разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и
ее экономических  районов, а также размещения производства и освоения новых
территорий и  природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии
внешнеэкономических связей со странами ближнего  и дальнего зарубежья.
Транспортный  комплекс России представлен всеми  видами транспорта:
железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным и
воздушным.
Каждый вид  транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной
системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических
особенностей  развития провозной способности  грузов и пассажиров.
Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние
и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и на
средние расстояния.
Морской транспорт  осуществляет преимущественно экспортно-импортные  перевозки,
а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах
страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности и сложных
природно-климатических  географических условий.
Трубопроводный  транспорт используется для транспортировки  нефти и
нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и
средние расстояния. 

          
Характеристика  железнодорожного транспорта. 

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии
товарного рынка  страны, в удовлетворении потребности  населения в
передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и
большинства стран  СНГ. Особая роль железных дорог Российской Федерации
определяется  большими расстояниями перевозок, отсутствием  внутренних водных
путей в главных  сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в
зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных
центров от морских  путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50%
грузооборота  и более 46% пассажирооборота всех видов  транспорта страны.
В 1998 году грузооборот  железнодорожного транспорта составил 1020 млрд тонно-
километров грузов ( в 1992 – 1967млрд тоннокилометров), то есть произошло
существенное  снижение оборота перевозимых грузов.
Удельный вес  железных дорог в общем объеме перевозок грузов транспортом
общего пользования  в 1998 году достиг 35,68% (в 1992 году – 33,82%) за счет
снижения доли автомобильного транспорта до 25,0%.(см. приложение 1). Доля
внутреннего водного  транспорта составила 3,98%, морского – 1,54%, воздушного
– 0,03%. В пассажирообороте доля железных дорог оценивается в 42%. вместе с
тем полностью  реализовать свое преимущественное положение железной дороге не
удается из-за слабого  взаимодействия с другими видами транспорта. Например,
недостаточна  взаимная информация о подходе вагонов, судов, автомобилей.
Крайне усложнены  таможенные и пограничные операции, иногда контейнер вынужден
простаивать в  порту до  десяти суток в ожидании оформления документации.
Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые
перевозки грузов и пассажиров в межрайонном, междугородном  и пригородном
сообщениях, при  этом преобладают грузовые перевозки, которые дают свыше 80%
дохода. В перевозках пассажиров по железным дорогам преобладают  перевозки в
пригородном и  местном сообщениях (около 90% общего количества пассажиров).
Дальние пассажирские перевозки составляют свыше 40% пассажирооборота.
Велико значение железных дорог России в развитии межгосударственных связей со
странами СНГ  и международных перевозках. Исторически  железнодорожный транспорт
России, а затем  СССР развивался как единая структура  с одинаковой, отличной от
западной, шириной  рельсовой колеи (1520 мм) и рациональным размещением
технических средств  и вспомогательных производств  по территории страны. Общая
эксплутационная длина стальных магистралей СССР в 1991 году составляла 147,5
тыс. км. После  распада СССР к Российской Федерации  отошло почти 60% общей
железнодорожной сети, или 87,5 тыс. км. Разорванной оказалась  и
материально-техническая  база, в частности ремонтный сервис, локомотиво-  и
вагоностроение. Густота железнодорожной сети России составляет 0,51 км на 100
км2, что значительно  ниже густоты железных дорог не только развитых
стран, но и большинства  бывших союзных республик СССР (на Украине – 2,76км, в
Белоруссии – 2,77км, Латвии – 3,6км, Грузии – 2,2км, Узбекистане – 0,79км).
Очевидно, что  в России необходимо строительство  новых железнодорожных линий,
особенно для  освоения крупных месторождений  топлива и сырья на востоке  страны.
Технико-экономические  особенности и преимущества железнодорожного транспорта
заключаются в  следующем:
?      возможность сооружения на любой  сухопутной территории, с помощью
мостов, тоннелей и паромов – осуществления  железнодорожной связи и с
разделенными, в  том числе островными, территориями (как, например, между
материком и  островом Сахалин);
?      массовость перевозок и высокая  провозная способность железных дорог;
?      универсальность использования  для перевозок различных грузов и
возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью
?      регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток  и погоды;
?      возможность создания прямой связи  между крупными предприятиями по
подъездным путям  и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без
дорогостоящих перевалок;
?      по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь
перевозки грузов;
?      сравнительно невысокая себестоимость  перевозок по сравнению с другими
видами транспорта, кроме трубопроводного.
Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта
страны, однако темпы его развития  могут быть меньшими, чем автомобильного,
трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашей
стране. Кроме  того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию на
транспортном  рынке, технический прогресс и некоторые  недостатки железных
дорог. К таким  недостаткам следует отнести, прежде всего, капиталоемкость
сооружения железных дорог и относительно медленную  отдачу авансируемого
капитала (6-8 лет, а иногда и больше).
Железные дороги являются крупными потребителями металла. Кроме того,
железнодорожный транспорт является весьма трудоемкой отраслью,
производительность  труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и
воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном). В среднем на 1 км
эксплуатационной  длины железных дорог России приходится почти 14 человек,
занятых на перевозках, а в США – 1,5 чел. при примерно близких по размерам
объемах транспортной работы.
К недостаткам  российских железных дорог следует отнести также пока невысокий
уровень качества транспортных услуг, предоставляемых  клиентам. Вместе с тем
хорошая техническая  оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог
России позволяют  оставаться им вполне конкурентоспособным  видом транспорта.
Железнодорожный транспорт России находится в  федеральной собственности и
управляется Министерством  путей сообщения, в подчинении которого находится 19
железных дорог, являющихся государственными транспортными  предприятиями. МПС
и территориальные управления железных дорог осуществляют оперативное и
хозяйственное руководство деятельностью нижестоящих  структур: отделений дорог
и линейных предприятий, локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций
пути, связи, электроснабжения и др. Кроме того, отрасль располагает большим
числом промышленных, строительных, торговых, научных, проектных, и учебных
организаций и  предприятий, солидной социальной сферой. В последние годы
железные дороги получили большую экономическую  самостоятельность, а многие их
промышленные и подсобно-вспомогательные предприятия выделились из системы МПС
после акционирования и приватизации (Желдорреммаш, Вагонреммаш, Ремпутьмаш,
Росжелдорснаб, Желдорстройтрест, Промжелдортранс, Трансресторансервис  и др.).
Созданы самостоятельные  коммерческие центры и арендные предприятия,
банковская система (Желдорбанк), страховая компания (ЖАСО) и другие
организации рыночной инфраструктуры.
Роль железнодорожного транспорта в интеграционных процессах  в  XXI веке
В концептуальном плане цель развития транспортной отрасли в перспективе –
создание единой транспортной системы (ЕТС). Этим понятием в экономике
транспорта оп5рировали многие годы, однако, сама система до сих пор не
создана. Она  предполагает не только совокупность всех видов транспорта, но и
наличие системного качества, которым не обладает отдельный вид транспорта.
ЕТС, охватывающая всю территорию страны, должна обеспе5чить коммуникационную
жизнеспособность  общества. Это достигается при  максимальной пропускной
способности сети и максимальной провозной способности всех транспортных
средств Вклад  каждого вида транспорта предполагает использование собственных
ресурсов  с  учетом действий и интересов остальных  участников перевозочного
процесса. Для  клиентуры же безразлично, каким  способом и видом транспорта
будет доставлен  груз, главный критерий перевозки  – срочность доставки груза,
его сохранность, приемлемая цена перевозки.
ЕТС на основе принципа согласия всех сторон выстраивает транспортный процесс
таким образом, чтобы ограничить стремление к монополизму и усилить стимулы к
развитию конкурентоспособных  видов транспорта. Развитие конкурентоспособности
транспортных  услуг предполагает пониженные тарифные ставки за счет совместных
транспортных  вариантов схем движения грузопотоков, высокого качества
доставки, универсальности, дополнительных сервисных услуг.
Российский транспортный комплекс в силу географического  положения России и
сложившейся транспортной инфраструктуры обладает высоким потенциалом  развития
интеграционных  процессов, в частности, между странами Европы и АТР.
Согласно исследованиям  Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), основными  центрами мировой торговли станут  Западная Европа, США и
Дальний Восток. Развитие пан европейской транспортной системы с созданием
транспортных коридоров в страны Центральной и Восточной Европы, выгодное
географическое  положение России между Новым  и Старым Светом, Азией и Ближним
Востоком позволяют  ей реализовать в максимальной степени  свой транспортный
интерес. Через  территорию страны могут пройти три международных транспортных
коридора, открывающих  прямой выход к рынкам сбыта стран  СНГ, к которым с
заинтересованностью относятся в странах Европы и  Ближнего Востока.
Основу сухопутной евроазиатской транспортной системы  составляет
железнодорожный транспорт, прежде всего Транссибирская магистраль,
технические возможности  которой позволяют пропускать до 100 млн. тонн грузов
в год, в том  числе 140 тыс. контейнеров международного транзита. между тем в
настоящее время  из 360 тыс. контейнеров в год, отправляемых Японией в
Западную Европу, через Россию идут всего 8,3 тыс., т.е. магистраль загружена
на 1/3.
доказательством экономической выгоды перевозок  грузов по Транссибу является
проведенный в  апреле 1998 года рейс контейнерного  поезда по  маршруту: порт
Восточный – Брест. Контейнерный поезд выполнил рейс за 8,5 суток, что в 4
раза быстрее, чем перевозка контейнеров в  Европу морем. С 1997 года введены
высокоскоростные  контейнерные поезда: Находка –  российско-финская граница
(среднее время  движения – 11 суток), Находка – Брест (12 суток). В результате
объем международного контейнерного транзита за 1997 год  увеличился на 15%.
Этот рынок  транспортных услуг составляет 2 млрд. долларов в год.
Для привлечения  грузов на перевозку по Транссибу  МПС установило
конкурентоспособные тарифы, приняло решение об отмене сборов  за охрану
грузов, обеспечило слежение  за контейнерами в пути и сохранностью грузов по
всему маршруту следования, разработало календарное  планирование отправления
маршрутных поездов.
Намечены перспективы развития транспортного проекта: Париж-Берлин-Москва-
Екатеринбург-сибирские  регионы-Дальний Восток. В создании коридора реально
заинтересованы  Россия, Белоруссия, Польша, Германия, которые являются
непосредственными пользователями инфраструктуры, а потенциально – Нидерланды,
Дания, Скандинавские  страны.
Транспортный  коридор «Москва – Астрахань», включающий в себя Волго-балтийскую
водную магистраль, железную дорогу, автомагистраль и  ряд воздушных
направлений, призван  обеспечить внешнеэкономические связи  России с
прикаспийскими  странами, Пакистаном, Индией, а также  кратчайшие связи между
этими государствами  и странами Северной и Западной Европы. Наряду с
внешнеторговыми, в том числе транзитными перевозками, российские коридоры
станут обеспечивать и внутренние потребности регионов.
В увязке с проблемой  формирования международных транспортных коридоров в
качестве приоритетной ставится задача формирования системы  транспортно-
экспедиционного обслуживания в пунктах пересечения  коридоров Север – Юг,
Запад – Восток, местах разветвления, в крупных городах, городских
агломерациях, имеющих  значительный промышленный, строительный, торговый
потенциал.
Таким образом, в стране формируется реальный рыночный спрос на транспортные
услуги, транспорт  как важнейшая инфраструктурная отрасль играет все более
важную роль. Вместе с тем с переходом российской экономики от закрытого типа
к открытому, расширяется  доступ иностранных  перевозчиков на рынок
транспортных  услуг России. При этом вследствие большей конкурентоспособности
зарубежного транспорта происходит значительное сокращение внешнеторговых
перевозок, выполняемых  отечественными перевозчиками.
На рубеже XXI века важнейшую роль в транспортной системе общего пользования
выполняет железнодорожный  транспорт. Экономические эксперты ООН примерно 20
лет назад отмечали, что одним из важнейших факторов ускорения мирового
экономического  развития является создание скоростной глобальной
железнодорожной системы. Предлагается соединить Америку  и Европу в районе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.