На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Эффективность зарплатного карточного проекта банка

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
            Введение……….…………………………………………………….………….4
         Глава 1. Сущность карт и их  виды……………………...……….……………7
 

Введение.

 
      В данной работе рассматривается тема "Эффективность зарплатного карточного проекта банка".
      Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является эмитирование пластиковых карточек.
      Банковская  пластиковая карточка - это инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита. Первые карточки современного вида появились в США в начале 50-х годов. Впоследствии система карточных расчетов была введена многими банками. Системы карточных расчетов получили распространение во многих странах мира, а сами расчеты приобрели международный характер.
      Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного  количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые  проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много.
      Сложившееся положение на рынке пластиковых  карт в России, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на существующие проблемы, в стране развиваются различные платежные системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.
      Операции  с пластиковыми карточками открыли  новые перспективы финансового  обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения  банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа, уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и другие.
      Преимущества, связанные с внедрением пластиковых  карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов - это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют.
      Очевидны  преимущества, получаемые от использования  пластиковых карточек предприятиями  торговли и сервиса. Это и уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, упрощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром), а также реклама предприятия и т. д. Безусловный интерес представляет пластиковая карточка для крупных предприятий при выдаче заработной платы своим сотрудникам.
      Интерес государства во внедрении расчетов по пластиковым карточкам тоже очевиден: снижаются колоссальные затраты  на инкассацию денежных средств, эмиссию  и регенерацию банкнот и монет; упрощаются учет движения денег и  взимание налогов; технология расчетов без участия наличных денег помогает снизить криминогенность обстановки вокруг предприятий и лиц, работающих с наличностью; внедрение таких расчетов поможет сгладить и даже в некоторой степени снизить темпы роста инфляции в стране. Быстрое распространение банковских карт служит свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным участникам системы.
      Цель  работы - изучение состояния, проблем  и перспектив развития рынка пластиковых  карт в России, анализ расходов и доходов банка по зарплатному карточному проекту.
      Объект  исследования - российские кредитные организации, в частности ОАО «Промсязьбанк».
      Предмет исследования – зарплатный карточный проект ОАО «Промсязьбанка».
      Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
      - рассмотреть историю возникновения  и развития пластиковых карт  и карточных платежных систем  в России и за рубежом;
      - определить понятие пластиковых  карт и классификацию;
      - изучить участников платежной  системы и технические средства ими используемые;
      - определить эффективность зарплатного карточного проекта банка.
      Проблемы  развития пластиковых карт широко освещены в отечественной и зарубежной литературе. Основными источниками  получения информации для раскрытия  темы дипломной работы являются нормативные документы Банка России, статистические данные, специальные научные периодические издания, учебные пособия.
 

       Глава 1. Сущность карт и их виды

      История возникновения карт
 
     Предшественниками современных карт были карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале прошлого века. Эти товарные карточки имели два назначения – следить за счетом клиента и обеспечить механизм записи его покупок. Их появление было логическим продолжением оплаты в рассрочку.
     С 1914 торговые предприятия стали выпускать  карточки для самых богатых клиентов, чтобы привязать их к своей  сети магазинов и продавать им наиболее дорогие товары1. В начале 20-х нефтяные компании стали выпускать «карты учтивости» (courtesy cards), с помощью которых водители могли делать покупки на любой бензоколонке. В 1928 начался выпуск Charga-Plates, пластинок с выбитым адресом. В следующие 30 лет крупные компании предложили такие нововведения, как минимальная месячная плата, плата за финансовые услуги, 30-дневный период отсрочки по платежам – и все ради максимального дохода от операций по картам.
     Жесткая конкуренция заставила компании пойти на значительные расходы и  начать эмиссию кредитных карт. В 1936-м году растущая индустрия авиаперевозок, возглавляемая American Airlines, предложила собственную кредитную схему, получившую название Universal Air Travel Plan (UATP). Сначала выпускалась купонная книжка против депозита клиента, а затем кредитный план развился в операцию, схожую с операцией по кредитной карте.
     Эра современной универсальной кредитной карты началась в 1949 с образования Diners Club. А. Блумингдейл, Ф. Макнамара и Р. Снайдер представили план нового типа карт. Эта карта, став универсальной, позволяла бы делать покупки в торговых точках по всей стране. Важным пунктом плана было введение третьей стороны в кредитных операциях. Diners Club становилась посредником между покупателем и фирмой, обеспечивая кредит одному и другому и беря плату за услуги. Со стартовым капиталом всего в 75 тысяч долларов, Блумингдейл, Макнамара и Снайдер начали свое дело.
     Прибыль они предполагали получать с фирмы-продавца, которая должна была давать им 7% скидки с суммы покупки, а также с  владельца карты в виде ежемесячной платы (процент за неоплаченную часть баланса был впоследствии введен компаниями банковских кредитных карт).
     Однако  потенциальные клиенты не спешили  становиться держателями карты, пока ее не стали принимать повсюду. Продавцы же не хотели участвовать  в этой программе, поскольку не видели спроса на карты. Их также не устраивал размер скидки за кредит, которую требовала Diners Club. Еще одним препятствием для универсальных карт стало сопротивление со стороны авиакомпаний, нефтяных компаний и крупных торговых фирм, выпускавших свои карты. Они не желали давать скидку третьей стороне и боялись, что новая карта ослабит их отношения с клиентами.
     Несмотря  на трудности, основатели Diners Club были уверены в успехе. После войны в Америке начался бурный рост индустрии кредита. Впервые большая часть американцев стала зарабатывать больше, чем это требовалось для основных нужд. За Diners Club появились T&E (Travel & Entertainment) компании карт, занимающиеся туризмом и развлечениями.
     В 1958 American Express, крупнейшая компания дорожных чеков, и Carte Blanche одновременно вышли на рынок универсальных кредитных карт2. В этом же году первый и второй банки страны – Bank of America и Chase Manhattan Bank также приступили к операциям с кредитными картами. Однако Chase Manhattan был вынужден продать свои операции в 1962. Причины: сложности при передаче информации, мошенничество и злоупотребления. Основным же препятствием в этом бизнесе стало отсутствие единой общенациональной сети, что особенно било по мелким банкам, развивавшим локальный рынок карт.
     В 1966 Bank of America начал выдавать лицензии другим банкам на проведение операций с картами BankAmericard. Решение о расширении операций на всю страну встретило противодействие других крупных банков и привело к образованию второй национальной системы карт, получившей название Interbank Cards Association.
     В конце 60-х Bank of America и Interbank провели совместную кампанию рассылки карт по почте. За короткое время число держателей карт увеличилось на миллионы. Одновременно происходил стремительный рост числа фирм, связанных с национальными системами карт. Это заставило банки, выпускавшие независимые карты, присоединяться к одной из двух национальных систем. К 1978 году более 11 тысяч банков присоединились к одной или к двум системам. Годовые продажи достигли 44 млрд. долларов, 52 млн. американцев владели, по крайней мере, двумя банковскими картами.
     И тут выяснилось, что нужно срочно определить:
     - Каких правил придерживаться  для исправления ошибок, происходящих  по вине компьютерных систем? И кто должен устанавливать  эти правила?
       - Что делать для защиты клиентов, к которым пришли счета к оплате операций по картам, которые они не совершали?
     - Если карта была потеряна или  украдена, как определить ответственность  клиента и обязанности эмитента?
     - По каким критериям оценивать возможности доступа разных клиентов к кредиту?
     - Что делать для обеспечения  или ограничения доступа к  кредитным историям миллионов  владельцев карт?
      Правительство США начало действовать. Федеральная комиссия по торговле в 1970 приняла решение запретить рассылку по почте не затребованных клиентом карт. В 1972 Федеральная резервная система стала первым учреждением, регулирующим индустрию карт. Закон 1973 обеспечил защиту владельцев карт от несанкционированного использования счетов и информации по картам. В 1977 было запрещено использование расовой принадлежности, пола, вероисповедания, национального происхождения или супружеского положения в качестве критерия для разрешения или отказа в кредите.
     Americard поменяла имя на VISA в 1976 году. Цель – международное признание. Master Charge в 1980 году стала MasterCard. С 1969 по 1981 год число банков, присоединившихся к MasterCard увеличилось с 4461 до 12504, присоединившихся к VISA – с 3751 до 12518. Первоначально и VISA и MasterCard запрещали практику выпуска банком обеих карт. Однако под давлением судебных властей, обвинявших компании в нарушении антитрестовского законодательства, банки получили право выпускать две карты одновременно.
     Конкуренция возрастала и в T&E индустрии. Обладая превосходящими ресурсами, American Express быстро обошла своих конкурентов Diners Club и Carte Blanche. К 1970 у нее было в два раза больше клиентов, чем у первой и в четыре раза больше, чем у второй. В середине 70-х разрыв еще больше увеличился: держателей карт American Express было в 7,5 раз больше, чем у Diners Club и в 10 раз больше, чем у Carte Blanche. Клиенты не видели смысла иметь более одной карты T&E – и ей становилась American Express. Diners Club и Carte Blanche были куплены CityBank, способного более серьезно соперничать с American Express. Несмотря на это, у последней сейчас в 12 раз больше клиентов, чем Diners Club и Carte Blanche вместе взятых.
      Рос международный рынок. Кредитные  карты существовали в Европе с начала 50-х, когда British Hotel & Restaurant Association выпустила карту BHR. Среди американских компаний, действовавших в Европе, доминировала Diners Club. В 1972 Americard заявила о начале операций в 72 странах, но быстрое распространение происходило только в Великобритании, где компания приобрела карту Barclay’s. Европейские банки не торопились подписывать соглашение, подчиняя себя крупнейшему банку Америки. Эти опасения сработали на руку Interbank, достигшего соглашений с EuroCard, крупнейшей системой универсальных карт в Европе, и с Acsess, крупнейшей системой Великобритании.
      MasterCard была менее успешной в Японии. JCB-банк, дочернее предприятие American Express, возглавлял рынок, имея в два раза больше клиентов, чем VISA и MasterCard вместе взятые. Япония, несмотря на поздний старт индустрии карт, обошла к 1980 все европейские страны и вышла на второе место после США по количеству карт.
      С конца 60-х годов XX века в нашей стране кредитные карты использовали только иностранные туристы в качестве средства платежа. В настоящее время кредитные карты выпускаются для граждан России, а так же для иностранцев, проживающих в нашей стране. Деятельность российских банков с картами можно разделить на три генеральных направления:
      работа с международными картами;
      выпуск карт российских расчетных систем;
      предоставление клиентам собственных карт отдельных банков с полным обслуживанием.
      Сотрудничество  с международными расчетными системами  российских банков началось в 90-х годах  ХХ века. Сотрудничество предполагает членство российских банков в соответствующих расчетных системах или партнерство с ними. Первым начал работу в этой области Кредобанк, вступивший в систему «VISA» в 1990 году. К началу 1995 года около 20 российских банков являлись членами «VISA», 42 банка были членами «Europay»3.
      В середине 90-х годов ХХ века условия  получения российских карт клиентами  банков стали заметно более либеральными – под влиянием конкуренции тарифы снижались. Однако их разброс среди  банков-эмитентов был достаточно высок.
      Международные карты, выпускаемые и обслуживаемые  отечественными банками, имеют выраженную российскую специфику.
      Трудности внедрения пластиковых карт международных  платежных систем, а так же потребность  в развитии безбумажных технологий в нашей стране требуют от российских банков развивать рынок собственных карт в расчете на массового потребителя. Российские пластиковые карты в основном предназначены для получения наличных денежных средств банкоматах и для оплаты покупок в магазинах.
      Понятие и классификация платежных карт
 
      Платежная карта – инструмент инициирования  платежа плательщиком со своего счета, открытого у эмитента платежной  карты, на счет получателя платежа, связанного с эмитентом соглашением о порядке использования платежной карты4.
      Платежные карты можно классифицировать по различным признакам.
      По  материалу, из которого они изготовлены:
      бумажные (картонные);
      пластиковые;
      металлические.
      В настоящее время повсеместное распространение  получили пластиковые карты. В отличие  от карт из других материалов пластик легко поддается обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей её владельцу.
      По  механизму расчетов:
      двухсторонние системы – возникли на базе двухсторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т.д.)
      многосторонние системы – предоставляют владельцам карт возможность покупать товар у различных торговцев и служб сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, например American Express, Master Card, Diners Card, Europay International.  В России лидируют межбанковские карточные платежные системы STB Card, Union Card и «Золотая Корона».
    По  принадлежности к учреждению-эмитенту:
      банковские карты, эмитентом которых является банк или сообщество банков; банковская карта – документ, изготовленный из пластика согласно международным стандартам по качеству и размерам (86,5*53,9*0,76мм)5. С её помощью можно оплатить покупки в торгово-сервисной сети, а также снять наличные деньги со счета в банке;
      коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм. В частности, к ним относятся карточки туризма и развлечений. Они выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании указанной сферы, например American Express. Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а так же предоставляют их владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, страхованию жизни, скидки с цены товара и т.д.
      В Российской Федерации в качестве эмитента платежных карт могут выступать кредитные организации-резиденты. Порядок выпуска и использования банковских карт в Российской Федерации регламентирует Положение «Об эмиссии банковских карт и об операциях, с совершаемых с использованием платежных карт» от 24.12.2004 года № 266-П.
      Далее речь пойдет об использовании именно банковских карт. Банковская карта  – это вид платежной карты, эмитированной кредитной организацией-эмитентом  и предназначенной для совершения её держателем операций, расчеты по которым осуществляются в соответствии с договором, заключенным с кредитной организацией-эмитентом.
      Согласно  положению Центрального Банка России «Об эмиссии банковских карт и  об операциях совершаемых  с использованием платежных карт» от 24.12.2004 №266-П  карты подразделяются по виду проводимых расчетов:
      Расчетная карта. Расчетная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией - эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией - эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).
      Кредитная карта. Кредитная карта предназначена для совершения её держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
      Предоплаченная карта. Предоплаченная карта предназначена для совершения её держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.
       Предоплаченные  карты эмитируются только для  физических лиц. При совершении клиентом – физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета с физическим лицом не заключается.
       Основные  сравнительные характеристики кредитных  и расчетных (дебетовых) пластиковых  карт приведены в таблице 1.
Таблица 1 -Основные сравнительные характеристики кредитных и расчетных (дебетовых) пластиковых карт.
Показатель Кредитная карта Расчетная (дебетовая) карта
Основные  VISA, Euro Card/ Master Card Dinners Club, American Express, VISA, Euro Card/ Master Card
Счет клиента Ссудный счет Текущий счет *
Лимит кредитования Устанавливается дифференцированно в зависимости  от кредитоспособности клиента Отсутствует
Платеж Может быть отсрочен, существует льготный период кредитования Осуществляется  немедленно после получения отчета о движении средств на счете
Годовая плата Взимается либо годовой платёж, либо комиссионные платежи за выполнение каждой операции по кредитной карте клиента** Взимается годовой  платеж
* При открытом в банке текущем счете с возможностью овердрафта клиент может получить ссуду по расчетной карте в пределах установленного банком лимита, но это не особенность платежной карты, а характеристика функционирования текущего счета с возможностью овердрафта.
**В России взимаются и годовой платеж, и комиссионные.
      По  владельцам:
      Индивидуальная карта – для отдельных клиентов банка – физических лиц. Она может быть расчетной, кредитной и предоплаченной.
      Корпоративная карта – выдается юридическим лицам. Может быть расчетной и кредитной. Держатель такой карты – уполномоченный юридического лица (руководитель или другой сотрудник).
      Согласно  Положению «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» физическое лицо может:
      Клиент - физическое лицо может осуществлять с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт операции по банковским счетам, открытым в валюте Российской Федерации, и (или) по банковским счетам, открытым в иностранной валюте.
      Клиент - физическое лицо, являющийся резидентом, может осуществлять с использованием кредитных карт операции за счет предоставляемого кредита в валюте Российской Федерации без использования банковского счета.
      Клиент - физическое лицо может осуществлять с использованием предоплаченных карт операции за счет средств в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, внесенных для расчетов с использованием предоплаченной карты.
      В Российской Федерации операции по корпоративным  картам ограничены действующим законодательством.
    Клиент - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляет с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт следующие операции:
      получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для осуществления на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Банком России, расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе - с оплатой командировочных и представительских расходов;
      оплата расходов в валюте Российской Федерации, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе - с оплатой командировочных и представительских расходов, на территории Российской Федерации;
      иные операции в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение;
      получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации для оплаты командировочных и представительских расходов;
      оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;
      иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.
      При этом запрещается использование  корпоративных карт для выплаты  заработной платы и других выплат социального характера6.
    Так же карты можно классифицировать по технологии обработки и передачи информации:
      карты с магнитной полосой;
      карты со встроенной микросхемой (чиповые).
      Карты с магнитной полосой на сегодняшний  день являются одними из самых распространенных. Для записи и хранения информации эти карты имеют три магнитных дорожки, одна из которых предназначена для переписи  данных во время каждой авторизации, а остальные две используются для идентификации владельца карты. Информация, содержащаяся на магнитной полосе, совпадает с записями на передней стороне карты: имя, номер счета владельца карты, дата окончания действия карты.
      При платежах по магнитным картам применяется  режим on-line. Разрешение на платеж дает в этом случае компьютер банка или процессингового центра при связи с торговой точкой с целью подтверждения платежеспособности владельца карты.
      Магнитные карты имеют существенные недостатки:
      плохие эксплутационные характеристики (информацию на магнитном носителе легко можно разрушить);
      отсутствует возможность надежного обновления информации, что не позволяет хранить на карточке информацию о состоянии счета клиента;
      необходимость обслуживания карточки в режиме on-line. Это означает, что для каждой транзакции необходимо обращаться через модемную связь в центр авторизации, что дорого и недостаточно надежно;
      слабая защита от мошенничества (эти карточки легко украсть, подделать путем копирования информации с магнитной полосы, а также путем производства фальшивых магнитных карт).
      Чиповые карты – это карты, носителем  информации которых является интегральная микросхема (микрочип), которая записывается заранее. Чиповые карты бывают различных  видов:
      карты памяти, микросхема которых содержит только запоминающее устройство. Объем памяти и уровень защиты этих карт не очень высок, поэтому они используются в прикладных системах, которые не требуют значительного уровня защиты информации, например для оплаты телефонных разговоров. Карты памяти являются простейшими электронными картами;
      смарт-карты – карты, в интегральную микросхему которых включен микропроцессор, что делает эти карты «интеллектуальными». Название «смарт-карта» (smart – интеллектуальный, разумный) связано с её возможностью выполнять весьма сложные операции по обработке информации. Микросхемы смарт-карты, по сути, представляют собой микрокомпьютер, способный выполнять расчеты подобно персональному компьютеру, хранить в памяти информацию о состоянии счета, о предыдущих расчетных операциях.
      При платежах по смарт-картам применяется принципиально новый режим off-line – разрешение на платеж дает сама карта (точнее, встроенная в неё микросхема) при общении с торговым терминалом непосредственно в торговой точке. Накладные расходы по обеспечению платежей чрезвычайно малы, проблемы связи не играют той роли, как в технологиях on-line.
      Достоинства смарт-карт заключаются также в  их надежности и безопасности. Копирование  данных, кроме как их производителями, невозможно благодаря внутреннему  коду, записанному на каждой карте (PIN – коду), известному только хозяину карты. Пока этот код не будет представлен карте, последнюю использовать невозможно. При несанкционированной попытке использования смарт-карта способна самостоятельно на время или навсегда прекратить свою работу. Для восстановления работоспособности карты необходим её возврат на место выдачи (в банк).
      Преимуществом смарт-карт перед другими платежными системами является их многофункциональность. Обладая встроенными возможностями  осуществлять многие математические и  логические операции и превосходя другие виды карт по объему хранимой на них информации, одни и те же смарт-карты могут использоваться в различного типа автоматических устройствах: автоматах по продаже сигарет, прохладительных напитков, телефонных автоматов, автомобильных стоянках и мойках, автосервисов.
      На  российском рынке банковских карт почти  все карты являются индивидуальными. Из общей массы выпущенных карт по состоянию на 01.10.2006 года в количестве 67,858 тысяч карт  99,7%  - это индивидуальные карты физических лиц (67678 тысяч карт) и только 0,3% - корпоративные карты (180 тысяч карт)7.
      Использование банковских карт как инструмента  безналичных платежей имеет для  клиентов банка целый ряд достоинств по сравнению с другими способами  расчетов: удобство в использовании средств карточного счета, защищенность средств, хранящихся на счете (особенно на смарт-карте), быстрота совершения расчетных операций, возможность получения банковского кредита. Вместе с тем в Российской Федерации в современных условиях имеет место преобладание операций по снятию наличных денежных средств с карточных счетов над безналичными операциями, совершаемыми в торгово-сервисной сети.  По данным Центрального Банка Российской Федерации, доля безналичных платежей в общем объеме сделок, совершаемых с использованием платежных карт, на территории Российской Федерации в 2007 году составила 8,9 % против 91,1% по операциям, связанным с выдачей наличных денег.
      Такое положение обусловлено, с одной  стороны, недостаточной развитостью  сети предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате банковские платежные карты (менее 10% торгующих организаций), с другой – исторически сложившимся предпочтением населения рассчитываться наличными денежными средствами, низким уровнем доходов населения. В результате в Российской Федерацией доля безналичных операций, совершаемых с использованием банковских карт, составляет в настоящее время менее 1% в общем объеме розничного товарооборота.
      Не  так давно Банк России опубликовал  статистику по количеству карт, находящихся  в обращении на территории РФ, а также об операциях, совершенных с этими картами. В нашей стране число "банковского пластика" перевалило за 100 млн., а если говорить точнее, то его количество по итогам 2007 г составило 103,315 млн. карт, выданных физическим лицам. Если верить данным Росстата, то на конец прошлого года население России составляло 142,2 млн. человек. Может показаться, что большая часть наших соотечественников уже является обладателем этого платежного средства. Но это только на первый взгляд, самый поверхностный. На самом деле только треть россиян пользуется банковскими картами.
      Оказывается, что, несмотря на все заявления банкиров о том, что необходимо "окультуривать" население в отношении платежных  карт, разъяснять их удобство и практически  жизненную необходимость, никакого процесса "окультуривания" сограждан в этой области, к сожалению, не происходит. Исследование показало, что, количество пользователей платежными картами осталось почти неизменным – 32 процента на июль 2007 года против 35 процентов опрошенных в январе 2008 года.
      Виды  платежных систем
 
    VISA International – самая крупная международная платежная система как по количеству карточек, так и по оборотам. Доля на мировом рынке составляет более 50%. Организована в 1972 году на базе Bank of America, первоначально внедрившего систему в США совместно с другими американским банками. Построена по принципу ассоциации финансовых организаций из различных стран. Организационный принцип – бездоходная корпорация, зарегистрированная в США, штат Делавэр. Члены ассоциации одновременно являются её совладельцами (более 19 тысяч членов крупнейших мировых финансовых организаций).
    VISA предлагает целый ряд платежных  карт, предназначенных для разных  категорий клиентов, которые отвечают  их образу жизни и индивидуальным  потребностям: VISA Electron, VISA Classic, VISA Virtual, VISA Corporate, VISA Business, VISA Gold, VISA Platinum.
    VISA Electron - самая популярная карта в России. Все торговые операции проходят электронную авторизацию банка-эмитента, который подтверждает наличие достаточных денежных средств на счете держателя карт. Данные меры безопасности означают, что карты VISA Electron могут выдаваться клиентам с ограниченной или нулевой банковской историей, а также клиентам, не имеющим опыта использования карт. Карточные программы по продвижению VISA Electron часто ориентируются на студентов и молодежь, на клиентов с ограниченным доходом и потребителей, впервые приобретающих платежную карту. Карты VISA Electron мало привлекательны для мошенников - статистика случаев мошенничества по ним практически равна нулю по сравнению с любыми другими картами с магнитной полосой.
    Карта VISA Classic - это универсальный платежный инструмент, который принимается во всем мире в любых точках, обозначенных логотипом VISA, включая банкоматы, обычные и виртуальные магазины, а также магазины, предлагающие товары и услуги по почте и телефону. Эта кредитка предназначена для тех клиентов, у кого уже есть опыт обращения с банковскими картами. Она также пользуется популярностью у потребителей со средним доходом, поскольку удобна и доступна.
    Большинство российских банков могут предложить своим клиентам такие престижные карты, как VISA Gold и VISA Platinum. Карта VISA Gold является вариантом карты VISA Classic с расширенными возможностями. На всех таких картах преобладающим цветом является золотой. По карте VISA Gold можно не только совершать обычные операции: снимать наличные деньги и совершать покупки в любом торговом и сервисном предприятии с логотипом VISA, но и получать скидки и выгодные предложения по международной программе специальных предложений VISA (VISA World's Best Offers). Карты VISA Gold обычно предлагаются постоянным клиентам банка, у которых уже сформирована банковская история. Кроме того, по таким картам ее держатель может получить большой кредитный лимит. Особенно "золотые" карты привлекательны для людей, которые часто ездят по работе или на отдых. Скажем, дополнительно в сервисы по этим картам обычно включаются страховка ущерба арендованному автомобилю, страховка путешественника, а также дополнительная гарантия на некоторые виды товаров, приобретенных с помощью этой карты.
    Карта VISA Platinum предоставляет набор дополнительных сервисов, но следует учесть высокие требования банка к ее владельцу. При оплате покупок, товаров и услуг с помощью карты VISA Platinum действуют специальные предложения и призы. В частности, в гостиничных сетях, клубных отелях (участвующих в специальном предложении) предоставляется возможность повышения категории номера при проживании в гостиницах. В гольф - клубах, участвующих в специальных предложениях, предлагаются скидки до 50% от стандартных тарифов. Чартерные компании также предлагают скидки при заказе круизов, яхт. Все специальные предложения описаны в брошюрах, которые можно получить при оформлении карты VISA Platinum.
    Прежде  чем принять решение об оформлении платиновой карты, надо тщательно проанализировать условия ее предоставления. С целью повышения доверия потребителей к электронной коммерции, а также для того, чтобы позволить людям разделять их расходы в реальных и виртуальных магазинах, VISA представила виртуальную карту VISA Virtual, предназначенную исключительно для использования в Интернете. Карта VISA Virtual имеет свой номер и срок истечения действия. Клиентам выдается карта, которая не может быть использована в реальном мире ввиду отсутствия на ней основных характеристик карты VISA, таких как магнитная полоса, торговая марка платежной системы и место для подписи.
    EuroCard/MasterCard – консоциум, состоящий из двух компаний: американской MasterCard и европейской Europay( Europey организовалась в результате слияния EuroCard и Eurochek). Вторая на мировом рынке компания, её доля составляет приблизительно 30%8. Внутреннее построение аналогично VISA: члены ассоциации являются владельцами (15 тысяч членов).
    Европейский центр находится в Бельгии, Ватерлоо. Там же располагается отдел, отвечающий за Восточную Европу и Россию. Содержит более 200 миллионов карточек, около 10 миллионов точек обслуживания.
    Платежная система MasterCard также предлагает несколько видов карт. Среди них:
    MasterCard Electronic предлагается тем, кто впервые решил завести себе карточку и у кого еще нет кредитной истории. С помощью MasterCard Electronic можно быстро и безопасно совершать покупки, за исключением, правда, Интернет - магазинов. Соответствует карте VISA Electron;
    MasterCard Standard - аналогична карте VISA Classic. Гибкая система расчетов, глобальная сеть приема, круглосуточный доступ к наличным средствам через банкоматы, услуги MasterCard(R) Global Service(TM), круглосуточная помощь и консультации на более чем 30 языках и другие услуги;
    MasterCard Gold - ваша повышенная покупательная способность, увеличенный лимит расходования средств и много других преимуществ;
    MasterCard Platinum - ваш пропуск в мир привилегий - все преимущества карт Standard и Gold, плюс еще больший лимит расходования средств;
    MasterCard World Signia - ваша финансовая независимость и высокий статус - отсутствие заранее установленного лимита, специальные льготы в поездках, персональное обслуживание. Для этой карточки отсутствует заранее определенный лимит расходов. Авторизация индивидуальных операций держателей карточек World MasterCard зависит от многих факторов, включая кредитную историю держателя карты. Максимальный размер кредита счета держателя карты определяется банком-эмитентом в индивидуальном порядке.
      American Express – третья по величине компания на рынке пластика, приблизительно 18%.9 Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых  («дорожные чеки», а затем и пластиковые карточки). Специализация на рынке оказания услуг путешественникам сохраняется и сейчас.
      В настоящее время акционерное общество, акции котируются на Нью-йоркской бирже. Штаб квартира в Нью-Йорке. Европейский офис в Брайтоне (Великобритания). В России работает через 100 %-ную дочернюю компанию AmEx – Россия. Практически все обслуживание карточек идет через эту компанию, за исключением приема карточек AmEx в электронных терминалах. Эти услуги для AmEx предоставляет АО «КОКК».
      Выпущено  около 33 миллионов карточек, которые  принимаются на 3,5 миллионов предприятий  по всему миру (основной упор на авиабилеты, гостиницы, рестораны, дорогие магазины, прокат автомашин).
      Diners Club International – американская компания, первой выпустившая пластиковую карточку в 1949 году, вначале исключительно для ресторанов в Нью-Йорке. Позднее карточка Diners Club распространилась по всему миру, специализируясь, так же как AmEx, на секторе рынка, обслуживающем путешественников.
      В настоящее время Diners Club на 100% принадлежит Citicorp, штаб-квартира в Чикаго. С другими странами работает через франчайзы (организации, которым предоставлены права на определенные территории), созданные, как правило, с участием местных финансовых организаций, и агентства (организации, подписавшие с DCI агентские соглашения). В России таким агентом является АО «КОКК». В сентябре 1995 года в России создан франчайз, специализирующийся на выпуске карточек.
        Diners Club занимает небольшую долю на мировом рынке, приблизительно 1,5 %10. Выпущено около 7 миллионов карточек, которые принимаются на 3 миллионах предприятий.
      Union Card была учреждена в апреле 1993 года Автобанком и Инкомбанком. Система ориентирована на работу с карточками с магнитной полосой, эмитируемыми банками – участниками системы. В системе участвуют свыше 100 банков. Общее количество точек, принимающих к оплате карты компании, превышает 3 тысячи. Компания Union Card разрабатывает собственную систему расчетов на базе смарт – технологий.
      Системе Union Card удалось без тяжелых финансовых последствий пережить банковские кризисы, но в результате руководство компании предпринимает шаги по снижению рисков и укреплению стабильности системы.
      STB-Card была образована в 1991 году. Её учредителями были АКБ «Столичный», Московский банк Сбербанка России, Элексбанк, Московский коммерческий земельный банк, АО «Инкахран» и АО «СТБ КАРТ».
      На  сегодняшний день членами системы STB-Card   являются более 130 банков, охватывающих 10 регионов России, а также ближнее зарубежье. В качестве эмитентов карточки выступают и страховые компании.
      Для вступления в платежную систему  банку необходимо подписать с  STB Card договор о сотрудничестве и открыть корреспондентский счет в расчетном банке системы. Вступительный взнос отсутствует. Изготовление карточек берет на себя центр STB-Card. Банку нужно лишь отработать логотип.  Изготовление и годовое обслуживание одной карточки Classic обойдется банку-эмитенту в $1.6, карточки Card – в $2. суммарный оборот по предприятиям торговли и сервиса составляет 100 тысяч рублей в день. Средний оборот по одному банкомату – 50 тысяч в день. Доля платежей по карточкам Card среди всех платежных систем составляет, по оценкам специалистов системы, 35%11.
      Ortcard International – кредитная система, которая была образована в 1991 году американской компанией Ortcard International, Inc. Основными задачами, поставленными перед системой, были выпуск рублевой кредитной карточки и создания сети её обслуживания. В 1992 году система Ortcard была зафиксирована в ISO, Международной организации по стандартизации. В 1994 году было зарегистрировано АО «Орткард». Расчетно-сервисный центр системы, созданный в 1993 году, находится в Москве. Спектр его деятельности весьма широк: он выполняет функции процессингового центра и эквайер - центра,  осуществляет персонализацию карточек и их эмиссию, а так же проводит обслуживание карточек всех видов.
      С марта 1994 года Ortcard предоставляет расчетно-сервисные услуги российским банкам, желающим начать выпуск собственных карточек. Ortcard предлагает готовую технологию выпуска и обслуживания всех разновидностей существующих в системе карточек, а также разработку новых продуктов. При необходимости Ortcard проводит обучение сотрудников банка и обеспечивает их стажировку в своем расчетно-сервисном центре.
      Для того чтобы начать эмиссию, банку  необходимо вступить в ассоциацию эмитентов  Ortcard и приобрести лицензию, стоимость которой составляет 25 тысяч долларов США. Со своей стороны Ortcard International обеспечивает персонализацию необходимого числа карточек и в дальнейшем их полное обслуживание, как на территории России, так и за рубежом. Плата за обслуживание зависит от числа выпущенных карточек. Банку, вступившему в ассоциацию эмитентов Ortcard , могут также быть предоставлены права на авторизацию и эквайеринг.
      Отличительной особенностью Ortcard является повышенное внимание, уделяемое изучению рынка. Результатом этой деятельности стало достаточно успешное продвижение на местном потребительском рынке нетипичных для него (из-за высокого риска) кредитных карточек.
      «Золотая  корона» - платежная система, инициатором  создания которой выступили Сибирский  торговый банк (СТБ) и Центр биржевой и финансовой информации (ЦБФИ). Последний выполняет функции процессингового и персонализационного центра системы, а также разрабатывает используемые в системе программные средства. Система была учреждена весной 1994 года. Первая пластиковая карточка была выпущена 10 июня этого же года. Эта система пережила довольно тяжелый кризис, связанный с трудностями Сибирского торгового банка, который являлся расчетным банком системы. Какое-то время «Золотая корона» фактически не существовала как система, поскольку межрегиональные расчеты были заморожены, и у банков-участников была лишь единая технологическая платформа. Сейчас системе удалось возродиться, и в ней также предприняты меры по снижению финансовых рисков для банков-членов.
 

       Глава II. Механизм карточных расчетов.

      Характеристика участников карточных расчетов.
 
      В расчетах с использованием магнитной  карты участвуют следующие стороны:
      владелец магнитной карты;
      банк-эмитент и его процессинговая компания;
      торгово-сервисная точка с POS – терминалом;
      банк - эквайрер и его процессинговая компания;
      главный процессинговый центр;
      расчетный банк, где банк-эмитент и банк - эквайер держат свои корреспондентские счета и осуществляют взаимные расчеты (система оптовых межбанковских расчетов через корреспондентские счета, открытые в третьем (расчетном) банке).
      Держатель (владелец) пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом. Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае корпоративных или семейных карт).
      Держателями банковских карт в России могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и не резиденты. Владелец карты может использовать её для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных.
      Перед выдачей кредитной карты клиент заполняет специальную анкету, на основе которой проводится анализ его кредитоспособности. Дело в том, что кредит по банковской карте связан с риском не возврата ссуды, поэтому выдаче кредитной карты за рубежом предшествует изучение кредитной истории клиента и его текущего финансового положения. В России нет такого опыта ведения кредитных историй, и в качестве страхования рисков, связанных с оформлением кредитной карты, банки требуют внесения страхового депозита. Сумма средств на страховом депозите может в 1,5 и более раз превышать лимит кредитования.
      Банк, который выпускает пластиковые  карточки и предоставляет их в  распоряжение клиентов, называется банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности  банка, а клиенты получают право их использования. Выдача карточки клиенту предваряется открытием ему счета в банке-эмитенте и, как правило, внесением клиентом некоторых средств на этот счет. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карты осуществляется её персонализация – на неё заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки, а так же осуществлять проверку платежеспособности карточки при приеме её к оплате или выдаче денег.
      Основные  функции банка-эмитента сводятся к  следующему:
      выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, эмбоссинг - механическое выдавливание на пластиковой карточке ее номера, фамилии или имени ее держателя либо логотипа компании, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);
      анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита);
      авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки в автоматическом режиме или по телефону, обновление мастер - файла, взаимодействие с системами информационного обмена);
      получение комиссии за обмен информацией;
      подготовка и высылка владельцу карточки выписки по счету с указанием сумм и сроков погашения задолженности;
      бухгалтерский учет операций по карточному счету;
      взыскание просроченной задолженности  и контроль превышения кредитного лимита;
      работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб);
      обеспечение безопасности и контроль над мошенничеством (подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокировка счетов);
      маркетинг (поиск новых клиентов, реклама, программы активизации операций по карточным счетам).
      Положительное решение по заявке клиента на получение  кредитной карточки выносится после  тщательного изучения его финансового  положения и оценки риска не платежа. Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карту для снятия наличных денег со счета при 100 процентной авторизации в режиме реального времени.
      Если  же кредитоспособность клиента оценена  положительно, вся существующая информация с заявки вводится в компьютер, где  создается файл – мастер для персональных данных.  В него заносятся фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.
      Необходимо  указать на меры безопасности, которые  должны соблюдаться в процессе производства и пересылки карточек клиентам. Участок  производства карточек в банке (или  в специализированной фирме) отделен  от других отделов и находится под строгим контролем. Доступ разрешается узкому кругу лиц, чтобы сократить риск похищения бланков или готовых карточек, подлежащих отправке владельцам.
      Банк-эмитент  выдает карты клиенту лично. Вместе с картой клиент получает конверт с PIN – кодом.
      Банк-эмитент  периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ –  выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку  в связи с проведением операций, обязательная минимальная сумма погашения долга и новый остаток задолженности.
      Выписка по счету содержит важную информацию для банка и его клиента. Прежде всего, указывается номер карточного счета в банке. Клиент может иметь  несколько карточек, и поэтому  номер счета необходим ему для проверки расчетов банка. Далее в выписке содержится напоминание о кредитном лимите, установленном по карточному счету, и приводится неиспользованная сумма кредитной линии. Последний показатель свидетельствует, что установленный банком кредитный лимит не превышен клиентом. В сумму неиспользованного лимита не включены те сделки, которые не поступали в банк к моменту подготовки выписки. Все сделки, сообщения о которых поступили в банк позднее этой даты, будут включены в расчет следующего цикла. Указывается также конечный срок поступления платежа от клиента по данному циклу. Все суммы, поступившие позднее этой даты, считаются просроченными, и по ним банк будет взимать сбор за просрочку. Далее банк напоминает клиенту минимальную сумму обязательного платежа, затем приводятся сведения о самой операции, которую осуществил клиент с применением кредитной карточки. Это, прежде всего, дата, которая должна совпадать с датой на копии торгового счета, имеющейся у владельца карточки. Далее указана дата соответствующей бухгалтерской проводки по карточному счету клиента в банке. Эта дата особенно важна, так как, начиная с неё банк, рассчитывает среднедневной остаток задолженности, необходимый для определения комиссионного сбора. Каждой операции с карточкой присваивается индивидуальный номер, по которому в случае возникновения спора можно разыскать все необходимые документы. В специальной графе перечислены все торговые операции, включенные в выписку, с указанием названия и адреса торгового или сервисного предприятия.
      Подготовка выписки по счету требует от работников соответствующего подразделения большого внимания и аккуратности. Выписка должна быть отправлена клиенту заранее. Если выписка отправлена несвоевременно или по ошибочному адресу, это может стать причиной просрочки платежа, в которой клиент не виноват. Это, естественно, приведет к конфликтной ситуации и дополнительным расходам банка.
      Важно также правильно установить периоды  составления выписок по счету  для различных групп клиентов, чтобы выписки высылались в течении месяца и обеспечивалась равномерная нагрузка соответствующих банковских служб (бухгалтерия, отдел рассылки и т.д.).
      Полученный  банком перевод в счет платежа  по выписке должен быть зачислен на карточный счет в день его получения  независимо от того, когда он будет отработан и проведен по бухгалтерским книгам.
      Банк - эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками  обслуживания карточек:
      обработку запросов на авторизацию;
      процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с карточками;
      перечисление не расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам;
      распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены);
      рассмотрение заявок торговых организаций на присоединение к системе расчетов, анализ кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверку торговцев, подозреваемых в мошенничестве;
      маркетинг, помощь торговым предприятиям в приобретении оборудования для обслуживания пластиковых карт12.
      Процессинг  торговых счетов состоит в переносе данных с бумажного счета на магнитную  ленту для введения в систему  информационного обмена и «продажи»  этих сумм банку-эмитенту.
      В торговом счете указываются, прежде всего, номер банковского счета владельца карточки, его фамилия, дата истечения срока карточки. При процессинге считывается только номер счета. Далее приводятся название торгового предприятия, адрес, идентификационный номер. Эти данные заложены в мастер - файле банка – эквайера и, как правило, не переносятся при подготовке магнитной ленты. Далее сообщается дата совершения сделки. Эта дата вносится в ленту, передается по коммуникациям и печатается в выписке по счету, направляемой владельцу карточки. И наконец, указывается сумма сделки. Она также переписывается на ленту и используется при расчетах.
      Процессинг  торговых счетов имеет несколько  стадий. Сначала торговые счета, поступившие  в банк от торговца, формируются  в пачки одинакового размера  и проверяются (правильность заполнения, нет ли в пачке чужих счетов от других торговцев, сумма счетов в пачке). Затем производятся считывание и перенос данных. При ручной обработке счетов данные вводятся с помощью клавиатуры на компьютерном терминале13.
      В автоматизированных системах торговые счета проходят через сенсорные устройства. Суммы считываются методом оптического распознавания знаков. Если какие-нибудь данные не могут быть прочитаны машиной, их дополнительно вносят вручную. Затем производится сверка сумм, зафиксированных машиной, с суммами пачек до начала переноса. Этот контроль необходим для выявления ошибок. Отметим, что современная технология обработки торговых счетов значительно ускоряет этот процесс.
      После считывания и контроля, сумма счетов передается по системе информационного обмена и банк – эквайер получает возмещение этой суммы от ассоциации за вычетом комиссии за интерчейндж (interchange).
      Как и все другие элементы процессинга, обработка торговых счетов требует  строгого контроля. Банк зачисляет  суммы счетов, предъявленных торговцем, на депозитный счет последнего в день подачи счетов. В то же время возмещение этой суммы через систему информационного обмена не может быть получено, пока счета не обработаны и не проведены по системам информационного обмена. Таким образом, банк вынужден бесплатно кредитовать торговца на период обработки счетов. Если вместо 2 дней будет затрачено 4 или 5, расходы банка существенно возрастут14.
      Поэтому администрация вводит жесткие стандарты  сроков обработки счетов. В любом  случае следует всегда учитывать, что задержка процессинга означает потерю денег для банка, а ускорение обработки счетов – выигрыш.
      Банк  отвечает за то, чтобы кассиры были хорошо обучены, правильно и быстро принимали карточку к оплате, чтобы  в кассах стояло оборудование, которое  не будет создавать проблем ни с качеством, ни со временем обслуживания клиента.
      Кроме того, банк – эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам как  в своих отделениях, так и через  принадлежащие ему банкоматы. Банк может совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка – эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается  перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям – процессинговым центрам.
      Процессинговый  центр – осуществляет сбор, обработку  и рассылку информации по операциям  с картами участникам расчетов, обеспечивая  информационное и технологическое взаимодействие между ними. Авторизационный запрос направляется именно сюда, и центр дает (или не дает) «добро» на транзакцию. С эквайреров и эмитентов за проведение процессинга взимается комиссия15.
      Расчетный банк. Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк – эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки – члены системы открывают корреспондентские счета16.
      Юридические отношения между банками –  эквайерами и предприятиями розничной  коммерческой сети строятся на основе договора. Каждая платежная система  разрабатывает свои требования к  такому договору. Но практика работы по эквайерингу выделила некоторые общие принципы и положения, которые обязательно должны быть учтены в договоре. Суть договора заключается в том, что банк или другой уполномоченный член платежной системы предоставляют право предприятию принимать к оплате карточки данной платежной системы с соблюдением определенных требований. В свою очередь он обязуется в установленные сроки возмещать предприятию суммы проведенных операций по карточкам данной системы, удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещаемых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.
      Договор между банком и предприятием обычно предусматривает:
      виды карточек (платежных систем);
      перечень магазинов (точек обслуживания) данной торгово-сервисной фирмы, в которых должны приниматься карточки;
      обязательство предприятия на видном месте размещать торговый знак платежной системы, информирующий клиентов о возможности оплаты товаров и услуг карточкой;
      обязательство предприятия не устанавливать цену на товар выше, если он оплачивается карточкой, а не наличными;
      способ авторизации (с указанием основного и резервных телефонов в случае голосовой авторизации);
      авторизационный лимит, т.е. минимальную сумму операций, выше которой авторизация является обязательной;
      порядок и регулярность получения стоп-листов;
      условия, на которых предприятие использует оборудование, необходимое для приема карточек и оформления операций;
      порядок и сроки доставки слипов в банк;
      сроки возмещения сумм операций предприятию;
      размер комиссии, получаемой банком, и порядок её удержания;
      порядок возврата сумм по операциям, опротестованным системой;
      порядок изъятия карточек, способ их доставки в банк и размер вознаграждения кассиру, изъявшему разыскиваемую карточку;
      подробный порядок действий кассиров по идентификации карточек, работа со стоп - листом,  авторизации, оформлению слипов, работе с оборудованием, изъятию карточек и т.п. (эти процедуры обычно вносятся в отдельную инструкцию для кассира/продавца).
      Работа  с предприятием по приему карточек к оплате является сложным делом с точки зрения организации. Сложность заключается главным образом в том, что кассиры магазинов и других коммерческих предприятий не только не подчиняются банку, но и, как правило, не имеют соответствующей подготовки для работы с банковскими карточками.
      Эту проблему пытаются решить несколькими  способами. Необходимо подготовить  простую и доходчивую инструкцию для кассиров. Необходимо провести основательное обучение кассиров. Но, как правило, одного обучения не достаточно: кассиры меняются, что-то могут забыть, время от времени желательно проводить переподготовку.
      Третьим направлением работы с предприятиями  является регулярная рассылка по предприятиям писем с важной информацией, касающейся приема карточек.
      Еще одной формой работы, которая рекомендуется некоторыми платежными системами, является регулярное инспектирование торговых точек с целью выявления недостатков в обслуживании или нарушений инструкций. К сожалению, у нас в стране инспектированию не уделяется должного внимания, хотя оно, по признанию многих экспертов, является эффективным средством не только повышения дисциплины кассиров, но и определения тех точек обслуживания, где потенциально высок риск мошенничества.
      Организация безналичных расчетов с использованием платежных карт.
      Для проведения платежей посредством банковских карт торговая точка должна быть оснащена POS – терминалом. POS – терминал связан выделенной телефонной линией с банком и процессинговой компанией. Он представляет собой устройство для оперативного и автоматического считывания реквизитов карты с целью формирования требования платежа и отправки его в банк – участник системы (к реквизитам карты добавляют записанные в устройство реквизиты магазина и набирают на клавиатуре сумму платежа). Основная его задача заключается в формировании электронного образца платежного документа, в распечатке кассового чека (слипа), в коммуникации с банком – эквайрером и его процессинговой компании на предмет автоматической автоматизации и передачи платежного требования.
      В общем виде расчеты посредством  магнитных карт осуществляется следующим образом:
      клиент приходит за покупкой в торгово-сервисную точку с магнитной картой. Поскольку на карте не хранится информация о состоянии счета клиента, то, прежде чем принять её в уплату за товар, продавец проводит авторизацию. POS – терминал магазина автоматически формирует авторизационный запрос и посылает его в процессинговую компанию эквайрера. Далее запрос передается через главный процессинговый центр в процессинговую компанию банка – эмитента карты. Ответ на авторизационный запрос главный процессинговый цент отправляет в обратном направлении. При положительном ответе POS – терминал печатает три экземпляра чека (слипа), в которых расписывается клиент (для клиента, банка и торгово-сервисной точки).
      слип - по сути, платежный документ, который содержит необходимый состав реквизитов, но имеет несколько иной формат, чем традиционный платежный документ, что является следствием иной процедуры печати слипа.  Первоначально слип представлял собой оттиск карточки на специальной бумаге, где заранее впечатаны реквизиты получателя платежа и в процессе покупки представляется сумма платежа и подпись плательщика (акцепт). Сейчас слип стал больше похож на кассовый чек, поскольку карточные системы переходят на электронные технологии, и он печатается современным кассовым аппаратом с функцией компьютерной памяти, связи с процессинговой компанией и с программами складского учета продавца.
      ежедневно процессинговая компания эквайрера собирает со всех терминалов электронные слипы. Затем она автоматически формирует реестры платежей и направляет их в главный процесссинговый центр, который подготавливает и направляет в расчетный банк  распоряжение провести расчеты между эквайрером и эмитентом и отразить их по корреспондентским счетам банков – участников. После подтверждения факта проведения платежей по счетам банков главный процессинговый центр направляет в процессинговые  компании банков-участников реестры проведения платежей, которые и передают указанные реестры своим банкам. Данные реестры служат основанием для проведения платежей по клиентским счетам банка-эмитента и банка – эквайрера.
      межбанковские расчеты между эквайрером и эмитентом осуществляются через традиционные межбанковские оптовые системы. Расчеты выполняются расчетным банком ежедневно одним платежом в покрытие сальдо входящих и исходящих платежей клиентов каждого банка-участника на основе распоряжения главного процессингового центра. После получения выписки по своим корреспондентским счетам в расчетном банке и реестра платежей из собственной процессинговой компании, после их сверки банк-эмитент и банк-эквайрер проводят платежи по счетам своих клиентов: банк-эмитент списывает сумму платежа с карточного счета клиента-владельца магнитной карты; банк – эквайрер зачисляет сумму платежа на расчетный счет торгово-сервисной точки17.
      Процедуру проведения платежей с использованием магнитных карт можно представить  следующей схемой  (рисунок 1). 

        1,5
      
        4
            13 11
        
3 2 
 

 
 
 
 
 


 
 

 6 10 

7 

 
 
 

Рис.1.Схема расчетов с использованием магнитной карты. 

    Предоставление  карты в уплату товаров.
    Авторизационный запрос о платежеспособности клиента.
    Подтверждение платежеспособности клиента.
    Оформление чека-слипа.
    Отпуск товара.
    Требование платежа (реестры платежа).
    Распоряжение провести расчеты между банком-эмитентом и банком – эквайрером.
    Проведение сумм платежей между банками-участниками по их корреспондентским счетам.
    Выписки с корреспондентских счетов о проведенных платежах.
    Списание платежа с карточного счета клиента.
    Представление выписки с карточного счета.
    Зачисление платежа на расчетный (текущий) счет торгово-сервисной точки.
    Предоставление выписки с расчетного счета торговой компании.
      Отличие расчетов чиповыми картами (смарт-картами) от традиционных магнитных карт заключается в основном в отсутствии процесса авторизации.
      Для проведения платежа посредством  смарт-карты необходимо выполнить  ряд подготовительных мероприятий:
      Клиент-плательщик и получатель платежа (торгово-сервисная точка) должны получить в обслуживаемых банках смарт-карты;
      Клиент-плательщик должен «заправить» свою карту, например через банкомат. «Заправка» карты означает списание денег со счета владельца карты и зачисление «денежного файла» на смарт-карту;  
      Торгово-сервисная точка должна получить в банке-участнике системы специальное устройство, которое будет переводить «денежный файл» с карты плательщика на карту получателя (торгово-сервисной точки). Специальное устройство, как и POS – терминал, устанавливается в магазине.
      При проведении расчетов в магазине плательщик и получатель вставляют свои смарт-карты  в специальное устройство. На клавиатуре этого устройства набирается сумма  платежа и акцепт плательщика  в виде PIN – кода. Устройство допускает только одновременное изменение информации на двух смарт-картах: списание суммы платежа с карты плательщика и зачисление на карту получателя. За день на смарт-карту магазина таким образом будет зачислено множество платежей.
      В любое время и после любого количества операций представитель магазина посещает свой банк и «конвертирует» электронную наличность со смарт-карты на расчетный счет магазина. Конвертацию можно провести также в любом банке-участнике системы через специальные банкоматы, совершив платеж со смарт-карты на традиционный банковский счет.
      Процедуру платежа посредством смарт-карты  можно представить следующим  образом:
      пополнение денег смарт-карты за счет списания их с расчетного (текущего) банковского счета;
      «списание денег» с карты плательщика на карту получателя (магазина) через специальное устройство;
      «инкассация» карты получателя в банке (в том числе в банкомате);
      зачисление суммы платежа с карты получателя (магазина) на его традиционный банковский счет;
      урегулирование межбанковских позиций эмитента и эквайрера через традиционные оптовые платежные системы.
      Новизна и большая эффективность расчетов посредством  смарт-карт заключается  в существенно более простой  процедуре расчетов, в возможности  не проводить традиционным образом  каждую карточную транзакцию, а обрабатывать итог большого количества платежей, в возможности автоматически совершать обратную «конвертацию» в широкой сети банкоматов.
      Плюсы карт для клиентов:
      снижение риска (можно не носить с собой большие суммы денег) и возможность моментально оплатить покупку;
      конвертированием валюты занимается банк, при этом клиент выигрывает на разнице между курсом обмена в магазине и курсом конвертации в банке;
      строже становится контроль и планирование бюджета;
      при утере карты достаточно сообщить в банк, чтобы заблокировать расчеты по ней;
      на внесенные в банк деньги (как правило, на средний остаток выше какой-то оговоренной суммы) можно получать проценты;
      престижность (в тех странах, где карты не стали общеупотребительными), свидетельствующая об умении обращаться с современными техническими средствами, используемыми в финансовой сфере.
    Минусы  карт для клиентов:
      за удобство приходится платить;
      карты принимают не во всех организациях торговли и сферы обслуживания.
    Выигрыш магазина состоит в следующем:
      можно привлечь состоятельных клиентов и увеличить товарооборот;
      не нужно заботиться о конвертировании денег и инкассации выручки;
      проще решать проблемы безопасности (сметы с подписями владельцев карт, которые остаются в магазине и означают поступление денег на его счет, не представляют интереса для грабителей);
      человек с картой на руках более склонен совершить покупку, чем владелец наличных;
      повышается престиж, рейтинг магазина.
    Издержки  магазина:
      затраты на закупку или аренду соответствующего оборудования и на поддержание его в рабочем состоянии, обслуживание;
      определенная сложность процесса авторизации карт и отношений с процессинговым центром, обслуживающим карты данного эмитента.
    Плюсы банка:
      они позволяют увеличить объем привлеченных ресурсов за счет сумм, которые владельцы карт должны положить на свои спецсчета в банке и страховых депозитов, к которым банки прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций;
      за все операции с картами (покупка, обналичивание, конвертирование) банк взимает комиссионные, клиент платит и за получение самой карты;
      повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.
      Менее приятная сторона «карточного» бизнеса для банка связана с затратами, особенно в начале работы (вступление в существующую систему или организация собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами и т.д.)18.
     Последние годы широкое распространение получили так называемые зарплатные карточные проекты банка. Это обоюдовыгодно:
        Для банков:
          не происходит автоматического уменьшения суммы средств на корреспондентском счете на величину предоставляемых клиенту наличных денег в день выдачи зарплаты – маловероятно, что бы работники фирмы-клиента в тот же день сняли все зачисленные на их карточные счета денежные средства;
          и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.