На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социальная стратификация и мобильность П. Сорокина

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 
     
     

    Введение                                                                                                              2
    1. Основные  принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория  социальной стратификации и социальной  мобильности, проблема социального равенства, реформ
     и  революций                                                                                                 3-10
    2. Проблема  социальной динамики – центральная  тема в творчестве
     П.А.  Сорокина                                                                                            10-13
    3 Закон  «Моральной и религиозной поляризации»                               14-20
    Заключение                                                                                                       21
    Список  литературы                                                                                          22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

Петерим Сорокин (1889-1968) — крупнейший социолог мирового  уровня  20
в., профессор  Петроградского университета, в 1922 г. был выслан  из  России.
Его  учениками  были  многие  выдающиеся  американские   социологи,   сделал огромный вклад  в  теоретическую  социологию.  Сорокин  развивал  учение  об «интегральной»  социологии,   охватывающей   все   социологические   аспекты культуры.    Социальную     действительность     он     рассматривал     как сверхиндивидуальную социокультурную реальность,  несводимую  к  материальной реальности и наделенную системой: ценностей — норм — символов. Культура  как система  символов,  мотиваторов,   образцов   действий,   задает   индивидам предельно  общую  ориентацию,   освобождая   от   внутренних   противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые  высокие
системы  из них (суперсистемы)   базируются   на   самых фундаментальных
предпосылках  реальности — мировоззрениях.  Из  суперсистем  Сорокин  выделял:
«чувственную   суперсистему»    (реальность    воспринимается    чувствами),
«умозрительную»    (реальность    познается    при     помощи     интуиции),
«идеалистическую» (комбинация двух первых). В  разные  периоды  истории  эти суперсистемы находятся на разных фазах развития.  В  то  же  время  в  любой период истории наряду с суперсистемами культуры в  обществе  сосуществуют  5основных культурных систем  более  низкого  уровня:  язык,  этика,  религия, искусство, наука.
      Сорокин считал, что общество  есть система систем. Оно возникает  не как
результат   механической    эволюции    природно-биологических    отношений. Социокультурные,  исторические  отношения  связаны  с  появлением   в   акте человеческого  взаимодействия  нового  момента  в  виде  «ценностей,   норм, символов». Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости  от того, каков характер ценностей и  норм  складываются  в  обществе  различные типы групп, определяются права, функции, роли членов групп, методы  и  формы управления, механизм стратификации.
Все  эти  группы  существуют,  отличаясь  свойствами,  вступая   в   сложные
взаимодействия друг с  другом,  образуют  в  целом  общество.  Но  в  основе
взаимодействия  а следовательно  и  общества  лежат  ценности  и  нормы  т.е.
интегративная культурная база. Исходя из социокультурного  видения  общества Сорокин предложил свое  понимание  развития  общества,  его  социокультурной динамики. 
 
 

    1. Основные принципы  социологии П.А.  Сорокина, ее предмет  и структура. Теория  социальной стратификации  и социальной мобильности,  проблема социального  равенства, реформ  и революций.
Питирим Сорокин (1889 – 1968) – крупнейший русский, а затем американский социолог. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей американской социологии. На исторической родине имя учёного до недавнего времени запрещалось даже произносить. Два периода его творчества не похожи друг на друга, но работы интегрируют их, так как всё его мировоззрение было пронизано «философией интегрального синтеза».
      П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности, выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Освобождение социологии от психологизма и субъективизма возможно, если она будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению. При этом социология должна опираться на объективные методы, на измерение и качественные процедуры получения фактического материала. Приёмы интроспекции и «понимания» следует признать побочными, вспомогательными методами. В связи с этим он выступил против нормативно – ценностного подхода в социологии, который «должен быть изгнан», ибо при таком подходе объективным мерилом становится сам исследователь, заменяющий изучаемые явления собственными представлениями.
      Игнорируя индивидуальные, внутрипсихологические  процессы, П. Сорокин призывает описывать внешние факты, но не всю социальную жизнь. При этом выделяет три основные формы актов поведения людей: дозволенные, должные и рекомендуемые. Однако в последующие годы он отказывается от этой наивной схемы и формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, что субъективные аспекты поведения суть «переменные» величины. В результате «коллективному рефлексу» он придаёт значение интегрирующего вектора всей общественной жизни.
Социальная  стратификация и социальная мобильность
      Неоднородность  общества, его объективное деление  на разные социальные группы нашли своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнёс экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.
      Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или  политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название Социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.
      Горизонтальная  мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.
      Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения».
      При этом люди, принадлежащие к высшему  слою в каком – то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоёв одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.
      Как считал Сорокин, социальная мобильность  – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так  и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятия «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др. [8. 373]
      Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последующих работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально – полезного труда». Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага – изобретательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.
      П. Сорокин был глубоко убеждён  в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного решения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своём труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп». [8.245]
      В «Социальной и культурной динамике»  Сорокин анализирует развитие культур  народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым разным направлениям. Большое значение придаётся общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как учёный и общественный деятель. На склоне своих лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьёзных дефектов каждого типа». 
 

Классификация групп
1. Важные односвязные группы (концентрируемые вокруг главных ценностей)
А) Биосоциальные  характеристики
    1. Раса
    2. Пол
    3. Возрастные  ценности
Б) Социокультурные  характеристики
    1. Родственные  связи
    2. Территориальная  близость
    3. Язык (национальность)
    4. Государство
    5. Занятие
    6. Экономические 
    7. Религиозные
    8. Политические
    9. Научные,  философские, эстетические, образовательные,  рекреационные, этнические и другие  идеологические ценности
    10. Характеристики  элиты: лидеры, гении, исторические  деятели
2. Важнейшие многосвязные группы (Комбинация двух или более). Каждая группа в приведенной классификации, в свою очередь, может быть подразделена и охарактеризована с точки зрения нескольких вторичных черт. Например, группы могут различаться размерами: большие и маленькие. Они также могут отличаться по протяженности их организации, по типам социального контроля и на основе их стратификационных систем. Продолжительность жизни групп, способ, при помощи которого индивиды входят в группу и выходят из нее, также могут служить в качестве разграничителя групп. Односвязных ценностей.
Когда Сорокин рассуждает о родственных  характеристиках односвязных групп, он опирается на свои аналогии из области  химии. В химии родственность  определяется притяжением между  элементами, позволяющим образовывать соединения. Сегодня химики могут  определять основные комбинации родственных элементов. В социальном знании такой возможности нет. Сорокин обращает внимание (исследует) двусвязные группы, оформленные на основе таких родственных связей как раса, принадлежность к одному роду, пол, возраст и территория. Отталкиваясь от этих основных соединений "социологической химии", он предлагает структурную модель усложнения группы.
  Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм»  
В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.  
Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию. Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, интегральной сущности человека, его ценностного мира.  
В работе «Моя философия – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания.  
Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он является активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысл. Среди смысловых ценностей суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и Истины.  
 

2. Проблема социальной  динамики – центральная  тема в творчестве  П.А. Сорокина.
Центральной в его творчестве является тема социокультурной  динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения. [8.425]
      В широком смысле социокультурным  он называет весь этот мир, который  создан Человеком. Его составные  части обобщённо можно отнести  к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее  их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.
      Основными культурными качествами в его  социокультурной системе или  суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.
      Каждой  суперсистеме свойственны свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности – привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Органически интегрируясь, он эклектически соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.
      Культурную  динамику П. Сорокин видит в циклической  смене социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует её кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно – религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.
      Всякая  социокультурная система, по П. Сорокину, - это творение человека. Но и сам  человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим  определённые ценности. Любой человек  вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.
      Общество  способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое  общество можно понять и описать  лишь через призму присущей ему системы  ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.
      П. Сорокин делает вывод о том  что с помощью социоэмпирических  исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.
      В «Системе социологии»  П. Сорокин  подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что 1) социология как наука  должна строится по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм; 3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; 4) поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально – философского трактата; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому – ни будь началу. Ибо, как утверждал ещё М. Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.
      Таковы  «основные и руководящие принципы»  социологии П. Сорокина. Опора на реальный опыт и научные данные – это  исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом и другими представителями этого направления. П. Сорокин всегда отстаивал их и развивал в новых исторических условиях XX в. на новом уровне научных знаний. 
 
 
 
 
 

3. Закон «Моральной и религиозной поляризации» 

В кризисные  периоды в развитии общества, в  условиях дезинтеграции разлагающегося социокультурного строя и интеграции противостоявших ему до того разрозненных элементов нового строя, наблюдается тенденция поляризации большинства общества: «Во времена великих кризисов, например войн революций, стихийных бедствий, моров, землетрясений, наводнений и других катастроф, это большинство имеет тенденцию к поляризации. Одна его часть становится более религиозной и нравственной,
тогда как другая склонна к не религиозности и преступности» Причем на начальных стадиях кризиса преобладает негативная поляризация, тогда как на последней его стадии и после завершения — позитивная.
Закон поляризации объясняет, «почему  периоды катастроф отмечены дезинтеграцией системы ценностей данного общества и ростом деморализации, преступности, войн и кровавых столкновений, с одной стороны, и с другой — созидательной реинтеграцией новой системы
ценностей, особенно религиозных и этических, духовным и моральным совершенствованием позитивно поляризованного сегмента данной популяции. Как правило, все  великие религиозные и моральные системы возникали и затем облагораживались главным образом в катастрофические периоды жизни общества».
Питирим Сорокин подробно проанализировал  проявления негативной поляризации  в период, когда «Запад и человечество в целом находятся сейчас в ситуации острого кризиса, угрожающего самому существованию
человеческой  расы. Эта катастрофичность нашего времени — главное, что определяет современную религиозную и моральную  ситуацию» 
Негативная  религиозная поляризация проявлялась в распространении атеизма среди десятков миллионов населения коммунистических стран, росте материалистических философских учений, неверии в главные религиозные догмы и ритуалы значительной части населения Запада, уменьшении значимости религиозных шедевров во всех областях изящных искусств, ослаблении роли религиозных институтов в западной социальной и культурной жизни.
Негативная  моральная поляризация в периоды великих кризисов находит выражение в атомизации и потере святости всех моральных ценностей, в утверждении принципа «сила есть право», в крайней деморализации
поколений XX века, который «стал наиболее кровопролитным и негуманным из всех предшествующих двадцати пяти веков греко-римской и западной истории»; в уничтожении в войнах невоюющего населения — женщин, детей и стариков («тотальная война»); в лихорадочной и открытой подготовке правительств и властных элит западного и советского блоков к кремации в Третьей мировой войне; в значительном росте преступлений против личности, нравственности и прав собственности; в деморализации межличностных или личных отношений индивидов, росте морального цинизма, нарушении договорных отношений, в увеличении количества разводов и добрачных связей. Все названное дает веские основания для вывода: «Действительно, мы живем в век огромной негативной нравственной поляризации, которая редко наблюдалась в прошлой истории человечества». Однако положение не столь трагически безнадежно, как может показаться из перечисленных выше негативных тенденций. «Обзор религиозных и моральных феноменов, основанный на фактах, показывает, что наряду со вспышкой сил негативной поляризации появились и растут силы позитивной религиозной и моральной поляризации. Хотя в настоящее время силы негативной поляризации еще преобладают, силы позитивной поляризации уже вполне заявили о себе... Конструктивные религиозные и моральные силы обязаны вырасти в достаточной степени, чтобы в конечном счете одержать победу над деструктивными, создать новый общественный, культурный и личностный порядок в человеческом универсуме» .
В подтверждение этого вывода Сорокин указывал на следующие тенденции:
F сохранение и усиление религиозности значительной части населения России (в 1990-е годы наблюдается настоящий взрыв религиозности);
F рост числа приверженцев институционализированных религий в США — с 47% населения в возрасте 14 лет и старше в 1926 году до 63% в 1960 году
; увеличение  количества различных духовных  сект и альтруистических моральных  групп; F сотрудничество различных религий в борьбе за сохранение общих ценностей; F возникновение множества антивоенных организаций для противодействия смертоносным войнам
и конфликтам: «Все возрастающая часть человеческой популяции со все большей определенностью  стремится изгнать из истории  человечества позор
войн  и реализовать величайший моральный  императив «Не убий» ;
F рост финансовой и нефинансовой помощи, оказываемой многими правительствами, общественными и частными организациями, отдельными лицами группам и лицам, нуждающимся в такой помощи; F в политической сфере — освобождение почти всех колониальных народов, ликвидация многих расовых, этнических, религиозных ограничений гражданских прав, освобождение обоих блоков наций от негативных дефектов капиталистических и коммунистических порядков и движение к новому интегральному порядку. «Если в ближайшем будущем не разразится Третья мировая война, эта тенденция безусловно сохранится и будет в конечном счете превалировать над деструктивными, во многом устарелыми политиками капитализма и коммунизма. Реализация интегрального порядка безусловно означала бы эпохальный моральный шаг человечества вперед в его созидательной миссии на этой планете»;
F формируются научные теории моральных феноменов, исходящие из положения, что моральные факторы взаимопомощи, сотрудничества, симпатии и бескорыстной любви играют такую же важную роль в истории человеческой расы, как и факторы борьбы за существование; формируется новая интегральная теория человеческой личности, исходящая из того, что
«человек  — это сознательный, рационально  мыслящий и сверхсознательный творец, или дух».
Анализ  тенденций негативной и позитивной поляризации позволил Питириму Сорокину сделать глобальный долгосрочный прогноз, основные положения которого можно  свести к следующему. Развертывается эпохальное противоборство деструктивных  и конструктивных сил, итоги которого никто не в состоянии предсказать. «В сотрудничестве со всеми
созидательными  факторами силы позитивной поляризации  должны сделать все, чтобы предотвратить  траурный финиш истории человечества». Ради этого религиозные и конструктивные силы должны использовать
все свое возможное влияние. Все великие  религии, которые «возникли в  обстановке катастроф и в первоначальный период были прежде всего
моральными  социальными движениями, намеревались достичь морального возрождения  деморализованного общества», должны вновь объединять свои усилия для спасения человечества, заменив прежде
доминировавшие  родовые взгляды на всеобщие, универсальные, относящиеся ко всем человеческим существам  ценности независимо от вероисповедания, расы, национальности, социального  положения и т.п., отказаться от монополистических притязаний многих религий на исключительную истинность и бесспорное превосходство над другими религиями. «Все религии должны установить также гармоничные отношения и искреннее сотрудничество с наукой». Хотя их исходные позиции во многом различны, сотрудничество может распространиться на область
основных  концепций абсолютной и истинной реальности, истинной природы человеческой личности. Общий вывод, к которому приходит Питирим Сорокин в итоге  прогноза, оптимистичен: если рост сил позитивной поляризации «не будет прерван новой мировой войной и другими катастрофами, то эти силы будут, конечно, превалировать над силами негативной поляризации: они, в конечном счете, введут человечество в новую эру созидательной истории. Есть надежда, что в этой эре духовно
и морально облагороженная религия будет искренне сотрудничать с морально ответственной  наукой и просветленными и утонченными  искусствами. Истина, добро и красота  вновь объединятся в высшую триаду ценностей, раскрывающую все полнее тайны Высшей Реальности и преданно сл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.