На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности финансового менеджмента малых предприятий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ  

     Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего профессионального образования 

     «Дальневосточный  государственный  технический рыбохозяйственный  университет»
     (ФГОУ  ВПО «Дальрыбвтуз»)
      
       

Кафедра «Финансовый менеджмент»

Курсовая  работа

по  дисциплине «Финансовый  менеджмент»

 
 
       Тема: Особенности финансового менеджмента малых предприятий  
 
 
 

     Студентка: _______Шунькина Дарья Викторовна___ 
 
 
 

     Сдано на проверку: «____» _____________20 _______ 

     Защита: «__» ___________________20 ________
     Оценка: «_________________________»
     Руководитель: ____________________ / ____________ 
 
 
 
 

     Владивосток
      2011
 

  Содержание
     
      
 

  
 

Введение

 
       В современных условиях рыночных механизмов регулирования экономики страны, малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. Конкурентоспособность же любому предприятию, в том числе и малому, может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении. В связи с этим с каждым годом повышается значение финансового менеджмента, целью которого является выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения стратегических и тактических целей деятельности фирмы.
     Целью курсовой работы является  исследование организации финансового менеджмента малого предприятия с учетом специфики его коммерческой деятельности, а также особенностей управления финансовыми ресурсами.
     Объектом  исследования является малое предприятие ООО «Меркурий». 
     Для достижения цели, перед работой поставлены следующие задачи:
     - раскрыть сущность финансовых  ресурсов предприятий различных  форм собственности;
     - установить цели и задачи финансового менеджмента современной коммерческой организации;
     - рассмотреть особенности финансового  менеджмента на предприятиях малого бизнеса;
     - проанализировать действующую практику  организации финансового менеджмента  на примере исследуемого предприятия, сделать выводы.
     Методологической  основой курсовой работы является различная литература, в том числе специализированная  (методические указания  и рекомендации по планированию) и учебные пособия по экономике предприятия, инновационному, финансовому и стратегическому менеджменту, внутрифирменному планированию и бизнес-планированию.
 

       1 Теоретические основы управления финансами коммерческого предприятия

     1.1 Финансовые ресурсы  современной организации. Источники финансирования

 
     Финансовые  ресурсы организации – это денежные средства, которыми она располагает в определенный период. Финансовые ресурсы предназначены для обеспечения функционирования, наращивания и совершенствования производства, потребления, содержания и развития объектов непроизводственной сферы, создания резервов денежных средств. Данное определение дано Ковалевой А.М.  [12]. Автор также считает, что финансовые ресурсы, необходимые для ведения производственно-хозяйственной деятельности, представляют собой денежный (инвестиционный) капитал, который, находясь в обороте, приносит в результате этого соответствующий доход.
     В.Г.Белолипецкий представляет  следующую трактовку   [5]: «финансовые ресурсы фирмы – это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства». Как утверждает автор, это определение присутствует во многих отечественных учебниках.
       В работе В.В.Ковалева «финансовые  ресурсы предприятия – это  ресурсы, представленные в активе  баланса» [13].
     Несмотря  на многообразие данных определений, все  они как видно, сводятся по сути к  одному - финансовые ресурсы организаций и предприятий – это источник их функционирования и развития. 
     Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, и др.) составляют основу финансов государства. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов предприятий. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.
     Специально  разработанных нормативных актов  по вопросам регулирования финансов коммерческих предприятий в РФ нет. Руководители компаний самостоятельно принимают решения об объемах финансирования текущей, операционной и инвестиционной деятельности, основываясь на Гражданский  [1] и Налоговый [2] Кодексы РФ. 
     Спецификой  формирования капитала акционерного общества, является право выпуска акций [3]. То есть капитал предприятия может формироваться за счет сторонних финансовых средств. При организации малого предприятия первым источником финансирования фирмы становится наличность владельца или владельцев компании [26]. 
     Основные источники финансирования предпринимательской деятельности малых предприятий (расширения, модернизации, перестройки предприятия) - нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. Они стабильны, но ограничены: стоимостью и сроком использования оборудования, скоростью оборота денежных средств, темпом реализации продукции, величиной текущих расходов. Поэтому свободных денег часто, если не всегда, оказывается маловато, и руководство предприятия прибегают к внешним источникам финансирования.
     Таким образом, финансовые ресурсы организаций различных организационно-правовых форм и собственности – это источники финансирования текущей и перспективной деятельности.
     Финансирование  предприятия обычно осуществляется различными способами, как за счет внутренних, так и за счет внешних средств[8]. Внешние финансовые ресурсы,  как правило, представлены банковским или иным видом кредитования. Внутренние источники – это нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. Эти источники постоянны, но ограничены: стоимостью и сроком использования оборудования, скоростью оборота денежных средств, темпом реализации продукции, величиной текущих расходов [24].
     Уровень самофинансирования предприятия зависит  не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной таможенной и денежно-кредитной политики государства).
       Самофинансирование имеет ряд  преимуществ [24]:
    за счет пополнения из прибыли собственного капитала повышается финансовая устойчивость предприятия;
    формирование и использование собственных средств происходит стабильно;
    минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);
    упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.
     Источниками финансовых ресурсов предприятия являются [24]:
    прибыль;
    амортизационные отчисления;
    кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия (устойчивые пассивы);
    средства от продажи ценных бумаг;
    паевые и другие взносы юридических и физических лиц;
    кредиты и займы;
    средства от реализации залоговых свидетельств, страховых полисов и другие поступления денежных средств.
     Все данные источники представлены в  балансе предприятия.
     Таким образом, финансирование действующей организации и ее развития осуществляют как за счет собственных средств предприятия (нераспределенной прибыли), так и привлеченных (заемных) средств.
     Собственные финансовые ресурсы образуются за счет формирования  специальных фондов:
    Резервный фонд (создается предприятием на случай прекращения его деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Образование резервного фонда для предприятий отдельных организационно-правовых форм является обязательным. Отчисления в резервный фонд производятся в соответствии с действующими нормативными актами);
    Фонд накопления (предназначен для создания нового имущества, приобретения основных и оборотных средств. Величина фонда накопления характеризует возможности предприятия по развитию и расширению)
     Собственных  финансовых ресурсов часто, если не всегда, не хватает, и предприятие прибегает к внешнему заимствованию.
     Структуру заемных финансовых ресурсов организации  можно представить следующим  образом [24]:
     Долгосрочный  банковский кредит, размещение облигаций  и ссуды юридических лиц являются традиционными инструментами заемного финансирования для современных предприятий.
     Лизинг  как источник финансирования предприятием используется в наименьшей степени, но в последние годы становится все  более востребованным, особенно для  предприятий малого и среднего бизнеса.
      Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами [15]:
     - выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
     - избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
     - лидерство в борьбе с конкурентами;
     - максимизация рыночной стоимости фирмы;
     - приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;
     - рост объемов производства и реализации;
     - максимизация прибыли;
     - минимизация расходов;
     - обеспечение рентабельной деятельности и т.д.
     Приоритетность  той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.
     Логика  функционирования управления финансовыми ресурсами представлена в приложении А.
     Таким образом, финансы предприятия – это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.
     Особенности формирования финансовых ресурсов предприятий  различных организационно-правовых форм определены российским законодательством.

     1.2 Сущность, цели и  задачи финансового  менеджмента

 
     «Финансовый менеджмент» в переводе с английского означает «управления финансами» [15]. По существу финансовый менеджмент представляет управление финансовыми ресурсами, денежным потоком, капиталом, затратами, доходами, результатами и финансовыми отношениями, которые охватывают систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта [24].
     Предмет финансового менеджмента – это  экономические, организационные, правовые и социальные вопросы,  возникающие в процессе управления финансовыми отношениями в предприятиях,  применительно к периоду формирования финансовой инфраструктуры рынка капиталов [24].
     Главная цель финансового менеджмента –  повышение конкурентоспособности  предприятия и увеличение прироста денежного капитала [24].
     На  практике финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществления  воздействия на них с помощью  методов и рычагов финансового  механизма при существующим правовом, нормативном и информационном обеспечении.  Конечная цель такого управления соответствует целевой функции предприятия – максимилизация чистой прибыли [24].
     Среди большого количества задач финансового  менеджмента следует выделить следующие [24]:
    взаимодействие различных факторов управления совокупной стоимостной оценкой
    средств, обеспечивающих воспроизводственные процессы, и денежного капитала
    предприятий в условиях формирования инфраструктуры финансового рынка;
    полное финансовое обеспечение предпринимательской деятельности;
    определение и использование приоритетных направлений диверсификации финансового обеспечения предпринимательской деятельности;
    определение особенностей финансового менеджмента применимо к различным
    организационно-правовым формам, размерам и видам предприятий.
     Финансовый  менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой  подсистемы и управляющей подсистемы.
     В качестве основного объекта в  финансовом менеджменте выступает  денежный оборот предприятия [15]. Как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчётный счёт и другие счета предприятия. Управлять денежным потоком – значит предвидеть его состояние в ближайшей и отдалённой перспективе, уметь определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств как на ближайший период, так и на долгосрочную перспективу [15].
     По  содержанию финансовый менеджмент сводится к процессу выработки управляющих  воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения  эффективности их использования  и приращения. Поэтому эффективность становится главным объектом финансового менеджмента на предприятии.
    Элементами  финансового менеджмента являются [15]:
    оценка финансового состояния предприятия решений по оценке инвестиций,
    управление активами предприятий,
    бюджетные прогнозы наличия потока денежных средств,
    точка безубыточности,
    дисконтирование.
    Управление  активами предполагает регулирование  потребности оборотного капитала, так  как больше размер активов, тем больше надо погасить задолженность по бюджету. Кроме того, нужно контролировать и регулировать денежные потоки. Запас наличности должен соответствовать прогнозируемому движению наличности.
    Для определения потребности наличных денежных средств предприятия составляют бюджеты. В бюджетах отражаются предстоящие поступления денежных средств и предстоящие платежи. Такая информация нужна предприятию для определения удобного времени займа и оплаты долгов.
    Поэтому важно знать стоимость денег  текущего и будущего. Значение текущей  и будущей стоимости денег, ценных бумаг, необходимо для определения выгодности инвестиций [22].
     Для управления финансами бизнеса необходим  профессиональный подход, специальная  подготовка в области финансового  менеджмента. На крупных предприятиях данными вопросами занимается специальное структурное подразделение – финансовая служба, или финансовый департамент. На малых предприятиях функции управления финансами возложены на финансового менеджера или являются полномочиями директора компании. Часто финансовыми вопросами фирмы занимает его главный бухгалтер.
     Финансовый  менеджер должен быть высокообразованным, творческим, мыслящим специалистом с широким кругозором, знающим и умеющим применять в своей работе результаты таких наук, как финансы, кредит, статистику, финансовый и управленческий учет, налогообложение и др.

     1.3 Особенности финансового  менеджмента на  предприятии малого  бизнеса

     Главным  требованием к управлению малым  предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости  к меняющимся условиям хозяйствования.
     Наиважнейшей  целью финансового менеджмента предприятия малого бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасом, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным [24].
     Финансовый  менеджмент в малом бизнесе в  силу специфических особенностей становления  и развития малых предприятий  несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем:
     1.      В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель – хозяин данного предприятия) [24]. И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.
     2.      Финансовый менеджмент на малых предприятиях, в первую очередь, направлен на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение безубыточности производства.
     3.      На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стратегия деятельности предприятия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика. В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития данного предприятия. Малая фирма обычно создается по частной инициативе ее собственника для реализации его внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.
     4.      Одним из приоритетных направлений финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования является оптимизация налогообложения. На крупных предприятиях все чаще привлекают специалистов для определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей.
     Малые предприятия не могут привлечь дорогостоящего специалиста по вопросам налогообложения и поэтому используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение двойной бухгалтерии, выписка фиктивных счетов и т.д.
     5.  Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. Чтобы ее получить, надо производить и продавать только то, что требуется рынку. Следовательно, для эффективного функционирования предприятию не обойтись без маркетинга, который представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность в области производства и рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителя.
     Как показывает практика функционирования малых предприятий в России, в  небольшом магазине, парикмахерской или автомастерской нет необходимости иметь специалиста-менеджера. Обычно функции управления в маленьких фирмах берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей. Однако это не всегда оправдано, поскольку отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и в конечном итоге отрицательно сказывается на результатах работы. Руководитель фирмы должен не только заниматься текущими делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы развития своего предприятия. Следовательно, главная задача менеджера (руководителя фирмы) заключается в том, чтобы с учетом всех факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.
      Таким образом, финансовый менеджмент — это управление финансами и финансовой деятельностью предприятия.
      Важнейшей составляющей финансового менеджмента  является оценка финансового положения  предприятия, которая представляет собой совокупность методов, позволяющих  оценить состояние дел предприятия  в ходе изучения результатов его деятельности. Изучение финансового положения должно дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, заинтересованным в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.
      Правильный выбор стиля и методов управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.  
 

 

      2 Особенности управления финансами на малом предприятии на примере ООО «Меркурий»

      2.1 Общая характеристика предприятия

      Полное  фирменное наименование организации:
      ООО «Меркурий».
      Организационно-правовая форма предприятия:
      общество  с ограниченной ответственностью.
      ООО «Меркурий», создано в соответствии с Федеральным Законом «Об  обществах с ограниченной ответственностью», на основании решения учредителей от 1.02.2007 года, и действует на основании Гражданского  и Налогового кодекса РФ, Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», Лицензии и Устава предприятия.
      ООО «Меркурий» - малое производственное предприятие, занятое в сфере производства  кулинарной продукции и  хлебобулочных изделий. 
      Производственный  цех предприятия находится в  здании супермаркета «Сотка» (владелец ООО Эмили»), который является единоличным  потребителем всей производимой здесь продукции. Готовая продукция реализуется непосредственно ООО «Эмили», которое осуществляет розничную торговлю через торговый зал супермаркета (отдел готовой продукции). Это обеспечивает стабильность работы предприятия, поскольку вся производимая в цехах продукция, реализуется, тем самым не требуется заниматься поиском потребителя.
      Доступные цены, широкий товарный ассортимент и качественная продукция являются залогом повышенного покупательского спроса.
      Наибольший упор в производстве предприятие делает на самые популярные виды продукции – «салаты» (23-25%) и «мясная кулинария», доля которой в товарной структуре в 2009г. составляла  23%, а в 2010г. незначительно выросла до 26%. Мясная кулинария представлена котлетами, отбивными, тушеным мясом, сборными солянками, подливками и т.д. Данная продукция приносит наибольшую долю выручки, поэтому их удельный вес в общем производстве значительно выше других товарных групп.
      Удельный  вес в производстве гарниров, рыбной и овощной кулинарии в 2009г. составлял 10-15%, однако в 2010г. объемы его производства выросли. Это связано  с существенным ростом популярности здорового и диетического питания.  Третье место по объему производства в товарной структуре продукции ООО «Меркурий» занимает товарная группа «Пирожки». В 2009г. объем их производства составлял 9% от всего производства, однако в 2010г. отмечается незначительное снижение на 2% до 7%.
      Отмечается  стабильный спрос на  выпечку: булочки (с маком, изюмом, корицей), пирожки (начинка - мясо, яйцо, капуста, картофель, рис, печень), пироги со сладкой начинкой, пиццы.   Удельный  вес  данных групп товарной продукции составляет от 2 до 10%.
      Структура товарного ассортимента ООО «Меркурий» представлена на рисунке 1.
      Структура товарного ассортимента ООО «Меркурий»

      Рисунок 1
      Товарный  ассортимент ООО «Меркурий» формируется  в соответствии с покупательскими предпочтениями, а также раз в месяц пополняется новыми блюдами.
      Высшим  органом правления общества «Меркурий» являются учредители,  а управление текущей деятельностью осуществляется директором (рисунок 2), который работает на условиях найма по контракту.
  Структура управления  ООО «Меркурий»
Рисунок 2
      Управленческий  персонал состоит из 5 чел. (директор, заведующий производством, технолог, главный бухгалтер, зав.складом).
      Обслуживающий персонал представлен  складской, транспортной и бухгалтерской службами. Производственный персонал компании представлен техническими служащими  (пекари, повара) и рабочими (грузчики, посудницы, уборщицы).
      В целом на данном предприятии структура  управления подразделяется на экономический отдел и производство. Производство включает в себя само производство и обеспечивающие его  подразделения (склад, транспорт), а также  сбыт готовой продукции. Экономический отдел включает административное управление, бухгалтерскую службу, кадровый отдел.
      Для анализа эффективности деятельности исследуемого предприятия, рассмотрим его основные показатели. Основные технико-экономические  показатели производственной деятельности ООО «Меркурий» за 2008-2010гг. представлены в таблице 1, составленной по отчетным данным предприятия (Приложение Б-Г).
Таблица 1 - Основные технико-экономические  показатели деятельности  ООО «Меркурий» за 2008-2010 гг. (тыс.руб.)
Показатель  
2008
 
2009
 
2010
Темпы прироста в % к 2008г.
2009 2010
Выручка от реализации продукции 17000 21000 28000 123,53 164,71
Себестоимость реализованной продукции 12000 14500 19500 120,83 162,50
Коммерческие  расходы, тыс.руб. 1500 1950 2100 130,00 140,00
Управленческие  расходы, тыс.руб. 1700 1850 1900 108,82 111,76
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. 0,706 0,690 0,696 97,82 98,66
Стоимость основных фондов, тыс.руб.  
2658
 
2940
 
2785
110,61 104,78
Фондоотдача, руб. 6,40 7,14 10,05 111,56 157,03
Стоимость оборотных средств, тыс.руб. 10112 15058 12571 148,92 124,32
Оборачиваемость оборотных средств, оборотов 1,681 1,395 2,227 82,99 132,48
Среднесписочная численность работников, чел. 22  
25
 
28
125,00 140,00
Объем продаж  на 1 работника (производительность труда)  
772,73
 
840
 
1000
 
108,70
129,50
ФОТ, тыс.руб. 4200 5760 6864 137,14 163,43
Валовая прибыль 5000 6500 8500 130,00 170,00
Прибыль от продаж, тыс.руб. 1800 2700 4500 150,00 250,00
Прибыль до налогообложения, тыс.руб.  2900 4450 7450 153,45 256,90
Чистая  прибыль/Финансовый результат, тыс.руб. 2204 3382 5960 153,45 270,40
Рентабельность  продукции, % 15,00 18,62 23,08 - -
Рентабельность  продаж, % 10,59 12,86 16,07 - -
 
      Данные  таблицы 1 свидетельствуют о динамичном производственном развитии предприятия, его стабильном наращивании объемов  продаж и прибыли. Так, в 2010г. по сравнению с 2009г. по всем показателям производственной деятельности ООО «Меркурий» отмечены положительные тенденции. К примеру, рост выручки составил 33,3%, а валовой прибыли – 30,7%. Замедляется рост коммерческих и управленческих расходов за два года, что благоприятно отражается на формировании прибыли от продаж, которая за анализируемый период увеличилась с 2700 тыс.руб. в 2009г. до 4500 тыс.руб. в 2010г., т.е. прирост составил 67%.
      Положительным фактом в деятельности ООО «Меркурий» является сохранение уровня затрат на рубль реализованной продукции на уровне 70 коп.
      За  счет положительной динамики внереализационных  и прочих результатов деятельности ООО «Меркурий» ежегодно увеличивается прибыль до налогообложения предприятия. Так, если в 2009г. прибыль ООО «Меркурий» составила 4450 тыс.руб., то в 2010г. – уже – 7450 тыс.руб. Таким образом, за два года прирост прибыли до налогообложения предприятия составил 67,42%.
      Увеличение  прибыли до налогообложения влечет за собой рост налоговых отчислений с прибыли ООО «Меркурий». В 2009г. было выплачено налогов с прибыли в размере 1068 тыс.руб., в 2010г. – 1490 тыс.руб. Таким образом, после уплаты всех налогов в распоряжении предприятия осталось чистой прибыли на сумму:
      - в 2009г. – 3382 тыс.руб. 
      - в 2010г. – 5960 тыс.руб.
      В 2009-2010гг. на предприятии повысилась эффективность использования ресурсов. К примеру, основные фонды за 2010 год  снизились в стоимости на 155 тыс.руб., а показатель фондоотдачи вырос  на 40,75%.
      Эффективность использования оборотных средств предприятия увеличилась на 32% за три года, о чем свидетельствует показатель оборачиваемости.
      Трудовые  ресурсы предприятия работали более  продуктивно, что подтверждается показателем производительности труда, которая увеличилась на 29%, но при этом расходы по оплате труда увеличились на 63%, то есть темпы роста зарплаты превысили темпы роста среднегодовой выработки, что является отрицательным фактом.  Рост численности персонала в 2010г. на 3 чел. привел к повышению расходов по оплате труда на 19,17%. За  этот же период производительность труда на предприятии увеличилась на 19%. Таким образом, трудовые ресурсы в 2008-2010гг. могли использоваться более рационально.
      В целом предприятие развивается  динамично и эффективно, о чем  свидетельствует рост показателя рентабельности продаж, который увеличился с 12,86% в 2009г. до 16,07% в 2010г., и рентабельности продукции в целом.

      2.2 Организация финансового менеджмента на предприятии

 
      Все финансовые вопросы, в том числе текущее и стратегическое управление финансовыми ресурсами предприятия, возложены на директора ООО «Меркурий». Директор принимает решения совместно с учредителями по важным инвестиционным проектам, использованию внешних  источников финансирования (кредиты, лизинг), и самостоятельно по текущим оперативным вопросам. Директор ООО «Меркурий» не имеет профессионального образования по специальности «финансовый менеджмент», однако базовое высшее экономическое образование и большой практический опыт управления организацией (более 10 лет) позволяют директору хорошо разбираться в тонкостях финансового управления. Поскольку директор руководит малым предприятием (небольшой денежный оборот), ей удается все держать под своим контролем, и необходимости введение дополнительной должности финансового менеджера пока нет.   
      В случае необходимости осуществления  финансовых (капитальных) вложений директор обязан провести экономическое обоснование инвестиционного проекта, и предоставить отчет учредителям. Если потребуется банковское финансирование, директор проводит экспресс-анализ финансового состояния предприятия за два-три последних года с целью наглядно представления о его кредитоспособности. По итогам финансового периода бухгалтер ООО «Меркурий» составляет годовую финансовую отчетность с пояснительной запиской, в которой отражено устойчивость финансового состояния предприятия. Этим документом пользуется директор, который оценивает финансовое положение фирмы и разрабатывает мероприятия по его улучшению.
      К концу 2010 года компания  подошла  с хорошими финансовыми результатами, однако, производственные возможности предприятия исчерпаны, и наращивать производственный потенциал больше не из чего.
      Невозможность увеличения производственных объемов  в ООО «Меркурий» связано с  нехваткой оборудования для производства нового вида продукции с целью расширения товарного ассортимента.  
      Руководству  ООО «Меркурий» было рекомендовано  провести маркетинговые исследования (опрос посетителей супермаркета) и определить виды продукции, желаемых в данный момент, и пользующиеся высоким и постоянным спросом  в дальнейшем. 
      Так, по предварительным данным,  супермаркет  «Сотка», являющийся постоянным покупателем  продукции предприятия, предлагает расширить товарный ассортимент ООО «Меркурий» за счет производство кондитерской продукции - тортов, пирожных и рулетов.  В настоящее время супермаркет закупает данную продукцию у других производителей. А, следовательно,   открытие на исследуемом предприятии участка кремовых изделий позволит  не только увеличить объемы выпуска и продаж за счет кремовых изделий, но и привлечь новых потребителей (кафе, торговые центры, и др.).
      Сегодня рынок данной продукции в городе Владивостоке представлен многочисленными  местными производителями, а также  привозной продукцией. Однако для  компании ООО «Меркурий»  освоение производства  нового вида продукции обусловлено заказами постоянного партнера – супермаркета «Сотка». Таким образом, производство кремовых изделий будет осуществляться в ограниченном объеме, то есть исключительно под заказ  супермаркета. В дальнейшем увеличение объемов выпуска кремовых изделий возможно только при заключении договора поставки с другими торговыми точками.
      Основным условием успешной реализации данного проекта является наличие постоянного источника сбыта готовой продукции ООО «Меркурий», поскольку в условиях высокой рыночной конкуренции для предприятия становится более важным не освоить выпуск нового вида продукции, а обеспечить его стабильный сбыт.
      На основе опроса покупателей супермаркета «Сотка» и доступности по цене была сформирована товарная структура кремовых изделий для производства на предприятии:
     - пирожное «Приморское» 
     - пирожное «Заварное» 
     - пирожное «Корзиночка» 
     - пирожное «Трубочка» 
     -пирожное  «Фруктовое»
     -пирожное  «Шоколадное»
     - торт бисквитный 
     - рулет «Сказка» 
      Ассортимент фирменной продукции ООО «Меркурий» будет характеризоваться небольшим  объемом (порядка 20 единиц), поскольку  на начальном этапе требуется  пробный маркетинг и изучение потребительских предпочтений.   
      Привлечь  внимание к фирменной продукции  рекомендуется за счет выпуска нестандартных  по наименованию и рецептуре изделий. К примеру, первым пробным выпуском может быть серия кремовых изделий  под названием «Солнечная система», включающая следующие виды пирожных:
     - «Юпитер»;
     - «Сатурн»;
     - «Венера»;
      - «Марс»;
     - «Сириус».
      Кондитеры ООО «Меркурий» должны разработать  рецептуру каждого изделия, добавить «изюминку» и сделать привлекательный  внешний вид. Данная продукция в  большей степени будет ориентирована  на детей. Все это обязывает кондитеров предприятия к производству качественной и вкусной продукции. Оценить в полной мере новую продукцию будет возможно на дегустациях, которые планируется проводить еженедельно в здании торгового зала супермаркета. Это обеспечит узнаваемость продукции и привлечение потребителей.
      Цех по производству кремовых изделий ООО  «Меркурий» будет располагаться  в помещении основного производственного  цеха на территории, незанятой для  других видов работ.  Имеющиеся в наличии производственные помещения позволяют выделить часть помещения, площадью в 50 кв.м. под установку нового оборудования. Складские помещения также способны дополнительно разместить сырье и материалы, а готовую продукцию будут направлять непосредственно в торговый зал супермаркета.
      Поскольку здание находится в собственности  у одного из учредителей ООО «Меркурий», это позволяет избежать арендных платежей. Таким образом, дополнительно предприятию не  требуются помещения, что отразиться на расходной части производственного цикла.
      Результаты  маркетингового исследования были представлены учредителям ООО «Меркурий», которые в конечном итоге заинтересовали их. Оценка экономической эффективности мероприятий по расширению товарного ассортимента на исследуемом предприятии и проведение финансового планирования были поручены директору предприятия, основной задачей которого являлось определение целесообразности расширения производственной деятельности   и эффективности инвестиционных вложений.

      2.3 Финансовое планирование

 
      С целью определения эффективности инвестиционных вложений в проект по расширению выпуска товарной продукции в ООО «Меркурий», директором был составлен финансовый план проекта, включаемый расчет всех затрат, объем инвестиций, прогнозный план доходов, прибыли и рентабельности,  показатели эффективности инвестиционных вложений.
      Для запуска в производство новую продукцию руководству ООО “Меркурий” необходимо закупить технологическое оборудование для производства кремовых изделий, холодильника и взбивальная машина, предназначенная для взбивания и замеса различных кондитерских масс (кремов, сливок, бисквитного, слоеного и песочного теста, суфле, безе, муссов и т.п.), замеса дрожжевого теста.
      Анализ  основных поставщиков подобного  технологического оборудования  на Дальнем Востоке директор установил, что вопросами поставок производственных линий в край занимаются следующие компании:
    ЗАО «Технологические линии» (представитель московской фирмы),
    ООО «Новые производственные технологии» (представитель корейской компании),
    ООО «Андрей Пищепром-ДВ»,
    ООО «Техноторг».
      Проанализировав все технические характеристики представленного технологического оборудования,  изучив условия поставок и обслуживания, сопоставив материальные затраты и плановую производственную мощность, и возможный объем производства и сбыта продукции, директор рекомендует закупку технологического оборудования российского пр-ва от ООО «Техноторг» МВ-60. Поставляемый комплект МВ-60 не представляет особых требований к условиям эксплуатации и может устанавливаться в обычных помещениях, отвечающих санитарным нормам, оборудованных стандартным водопроводом и энергопитанием (220/380В, 50 А).
Таблица 2 - Технические характеристики технологической линии МВ-60
    Показатель     Значение
    Установленная мощность     - 1,5 кВт
    Габаритные  размеры     735*605*1285 мм.
    Производительность     150 кг в час
     
    Оборудование  предприятие доставляет самостоятельно из г.Владивосток со склада компании «Техноторг». Стоимость оборудования -  159 641 руб.
    Холодильник для хранения готовой продукции  в экспедиции - ШХ-0,44600х065х2000. Стоимость  холодильника: 36800 руб.
    Суммарные  затраты на оборудования составят:
    159641 + 36800  = 196441 руб. 
    Амортизационные отчисления, согласно принятой на предприятии  учетной политики, рассчитываются линейным методом равными частями на 3 года. Таким образом, амортизация начисляется в следующих размерах:
    Стоимость основных фондов 196441 / 3 года = 65480,33 руб. в год 
    Платежи по налогу на имущество составят:
    1 год = 196441  х  2,2% = 4321,70 руб. 
    2 год = (196441 – 65480,33) х 2,2% = 2881,13 руб.
    3 год = (196441-65480,33 – 65480,33) х 2,2% = 1440,57 руб.
    Кроме вышеназванного оборудования предприятие  необходимо докупить следующий хоз.инвентарь:
    - разделочный стол – 1 шт. –  10 тыс.руб.
    - комплект посуды, насадок и др. – 20 тыс.руб.
    - спецодежду для работников –  3 комплекта – 6 тыс.руб.
    Имеющееся в наличии основное технологическое  оборудование (печь для выпекания  коржей ШПЭСМ- 3М (3-х камерный) и  мукопросееватель центробежного типа МПМ-800М обладают большой производственной мощностью, поэтому его достаточно для дополнительного  объем производства, тем более на начальном этапе выпуск новой продукции будет осуществляться в небольших объемах.
    Итого инвестиций в оборудование и инвентарь -  232 441 руб.
    Для выпуска кремовых изделий предприятию  ООО «Меркурий» необходимы сырье  и материалы. В настоящее время предприятие  закупает  сырье у местных поставщиков. Для кремовых изделий необходимое по рецептуре сырье будет также закупаться у основных поставщиков по следующим закупочным ценам:
Таблица 3 – Поставщики основного сырья для производства кремовых изделий в ООО «Меркурий» (руб.)
Поставщик Наименование  сырья Цена за единицу
ООО «Альянс  Прим» Мука 12,50
  Сахар-песок 30,00
  Ванилин 300,00
  Дрожжи сухие 154,59
  Молоко сухое  100,00
  Желатин 506,60
  Сахарная пудра 41,33
  Масло сливочное 141,78
  Молоко сгущенное  79,20
  Повидло 92,15
  Посыпка кондитерская 316,50
  Какао 300,00
  Сода  28,80
  Маргарин  50,70
ООО «Европа  Фуд» Масло растительное 36,29
ООО «Полюс Экспресс» Ягода (вишня, клубника, брусника) 150,00
ИП  Лучковская Яйцо куриное 3,00/шт
    Для каждого вида кремового изделия  необходим свой состав и потребность  в сырье согласно технологии производства и его рецептуре. Предварительный  расчет условного килограмма кремовых изделий установил средний расход  сырья в сумме 94 руб. /кг.
      При плановом производстве (53 кг в день согласно договора поставки с супермаркетом  «Сотка») материальные затраты всего  объема производства составят:
    ежедневно 5582 руб.,
    ежемесячного – 122804 руб.,
    ежегодного – 1473648 руб. 
      Общие переменные затраты на производство всех видов кремовых изделий характеризуются данными  таблицы 4.
Таблица 4 - Переменные расходы на производство кремовых изделий (руб.)
Показатель  Сумма  в месяц  Сумма в год
Сырье и материалы 122804 1473648
Расходы по выплате зарплаты и социальных выплат 59850 718200
Расходы на электроэнергию: оборудование
освещение
7676,48 7476,48
200
92117,76 89717,76
2400
Коммунальные  платежи  1400 16800
Непредвиденные  расходы 1000 12000
Всего 192730,48 2312765,76
Переменные  расходы на единицу продукции (1 кг) 165,29 165,29
 
    Таким образом, прямые расходы на производство кремовых изделий ООО «Меркурий» по предварительным расчетам составят ежемесячно  192730,48    руб. и   2312765,76 руб. ежегодно. Большая часть всех переменных расходов будет связана с закупкой сырья и расходных материалов, а также с оплатой труда работников цеха.
    Постоянные  затраты ООО «Меркурий» на осуществление производственного процесса и сбыт новой продукции (кремовых изделий) по предварительным расчетам составят ежегодно  158197,09 руб., что подтверждается данными таблица 5.
Таблица 5 – Постоянные затраты на производство и сбыт кремовых изделий
Показатель  Сумма  в мес. Сумма в год
Амортизация  оборудования 5456,69 65480,33
Налог на имущество  360,14 4321,70
Взносы по травматизму (0,7% от ФОТ) 418,95 5027,4
Затраты на маркетинг (1% от переменных расходов) 1947,30 23367,66
Амортизационные отчисления по помещению  4000 48000
Прочие  расходы 1000 12000
Всего 13183,08 158197,09
      Таким образом, общие затраты на производство и сбыт произведенной продукции  (эксплуатационные издержки) ООО «Меркурий» ежегодно составят     2470962,85 руб. (таблица 6):
Таблица 6 - Общие затраты (эксплуатационные издержки, руб.)
     Показатель       Сумма   в месяц       Сумма в год
Прямые (переменные) расходы 192730,48 2312765,76
Постоянные  расходы  13183,08 158197,09
Всего затрат (общие затраты) 205913,56 2470962,85
      Используя данные о постоянных и переменных затратах предприятия, определим себестоимость  1 кг кремовой продукции. Калькуляция себестоимости единицы продукции (1 кг кремового изделия – средний расчет) ООО «Меркурий» по расчетным данным характеризуется данными таблицы 7. 
Таблица 7 – Расчет себестоимости 1 кг кремового изделия (руб.)
     Наименование статьи      Сумма
     Расход сырья в  месяц      122804,00
     Обслуживание оборудования      7676,48
     Коммунальные платежи, амортизационные отчисления по производственному  помещению, отчисления по травматизму      5818,95
      Оплата труда  рабочих       59850,00
     Амортизационные отчисления по оборудованию      5456,69
     Затраты на маркетинг      1947,30
     Общехозяйственные и прочие расходы      2360,14
     ИТОГО ЗАТРАТЫ       205913,56
     Объем производства в месяц, кг      1166,00
     Себестоимость  единицы, руб.      176,60
 
      Таким образом, полная себестоимость 1 кг кремовых изделий составит 176,60 руб.
      Планирование  производства нового продукта в рамках товарного ассортимента должно придерживаться основных принципов эффективности  производства продукции. В частности, до запуска продукции в производство необходимо рассчитать все возможные  затраты на производство и определить порог рентабельности, т.е. точку безубыточности для данного вида продукции. Знания операционного анализа позволили директору ООО «Меркурий» определить условия безубыточности нового производства.
      Объем производства, соответствующий точке безубыточности, носит название критического. При объеме производства меньше критического предприятие своей выручкой не может покрыть затраты и, следовательно, результатом его деятельности являются убытки.
      Для определения порога рентабельности, рассчитать точку безубыточности (Вкр- критический выпуск продукции) можно, используя следующую формулу:
     В кр. = Постоянные расходы / (цена ед-цы –  переменные расходы на ед-цу)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.