На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взяточничество

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

 
     Взяточничество  является одним из проявлений коррупции. В правовом понимании коррупция - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгоды в личных целях. Коррупция не является правонарушением как таковым. Отдельные ее проявления запрещены УК РФ под угрозой уголовного наказания (взяточничество - ст. 290 и 291 УК РФ; злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285; незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289; служебный подлог - ст. 292 и др.), иные - могут рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков (служебные злоупотребления, не причинившие существенного ущерба, поборы и незаконные подарки, не являющиеся взятками).
     Социальная  сущность коррупции (от латинского corruptio - порча, испорченность) состоит в потере функций, деградации аппарата публичной власти (государственного аппарата и аппарата местного самоуправления). Коррумпированный аппарат уже не пригоден для отправления функций государства и местного самоуправления, он бесполезен для общества. Это корпорация, которая обслуживает лишь внутренние свои потребности и работает в собственных интересах, сохраняя при этом видимость государственных форм.
     Чиновнику предоставляются властные полномочия от имени и в интересах государства  и общества. Он же  использует эти полномочия, злоупотребив оказанным доверием, в личных интересах и вопреки интересам службы (т.е. общественным и государственным интересам). В отличие от государственной измены тут измена носит частный характер - лицо не участвует во враждебной деятельности иностранного государства, а предает вверенный его попечению интерес исключительно в частных (обычно корыстных) целях.
     Взяточничество  является самой опасной формой коррупции. Опасность ее в особой дерзости взяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли. Он не только использует властные полномочия вопреки интересам общества и государства, полномочия эти предоставивших, но и “продает” их посторонним лицам. Для взяточничества, как проявления коррупции, характерны все ее основные черты (извлечение выгод из должностного положения, изменнический характер, поражение аппарата публичной власти).
     Вышеизложенные  тезисы явились основанием для выбора темы данной курсовой работы. Ее актуальность не может вызывать сомнений. От уровня ее теоретической разработки во многом  зависят практические результаты, что определяет ее теоретическое и практические значение.
     В данной курсовой работе предпринята  попытка решить задачу: дать уголовно-правовую характеристику взяточничеству, отграничить указанные составы от смежных.
     При написании работы были использованы монографии и статьи ученых, действующее  законодательство (Конституция РФ, УК РФ, ГК РФ) и материалы следственной и судебной практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества

1.1 История развития российского законодательства о взяточничестве

     Проблема  борьбы с взяточничеством всегда была острой для российского общества. И всегда российский законодатель предусматривал ответственность за получение так называемой «мзды». Наиболее полно эти вопросы стали регулироваться в XIX веке. Получение взятки тогда именовалось «мздоимством» и «лихоимством» (последнее считалось наиболее тяжким видом взяточничества). Глава 6 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 года) так и называлась: «О мздоимстве и лихоимстве». В этом уголовном законе взяточничество разделялось на два состава (ст.ст. 372, 373).
     1) «Если чиновник или иное лицо, состоящее на службе государственной или общественной, по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином, или же, получив оный и без изъявления предварительного на то согласия, не возвратит его немедленно и во всяком случае не позднее как через три дня, то за сие, в случае, если подарок принят или получен уже после исполнения того, за что оный был предназначен, принявший его подвергается: денежному взысканию не свыше двойной цены подарка; когда же оный принят или получен прежде, то, сверх того же денежного взыскания, и отрешению его от должности».
        2) «Кто для учинения или допущения чего-либо противного обязанностям службы, примет в дар деньги, вещи или что иное, сколько бы впрочем сумма денег или цена вещей, им полученных, ни была малозначительна, тот за сие злоупотребление власти или доверенности начальства приговаривается, смотря по обстоятельствам дела: к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и к отдаче в исправительные арестантские отделения по третьей или четвертой степени ст. 31 сего Уложения» (третья и четвертая степени предусматривали соответственно от 2,5 до 3 и от 1,5 до 2,5 лет соответственно отбывания в исправительных арестантских отделениях, причем этот вид лишения свободы по жесткости режима содержания шел вслед за каторгой). Законодатель там же записал, что если совершенные действия составляют иное преступление, то в целом общественно опасное деяние квалифицируется по совокупности преступлений.
     В ст. 376 Уложения указывалось, что наказание  за получение взятки следует и  в том случае, если деньги или  вещи были еще не отданы, а только обещаны «по изъявленному им (виновным) на то желанию или согласию».
     Устанавливалось также, что если взявший взятку «объявит о том с раскаянием своему начальству» до выполнения незаконных действий, то суд мог смягчить наказание до исключения из службы, увольнения от должности или строгого выговора с занесением или без занесения в послужной список виновного.
     В Советском государстве состав взяточничества стал иным?. В ст. 117 УК РФ РСФСР 1926 года он выглядел следующим образом: «Получение должностным лицом лично или через посредника в каком бы то ни было виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, которое должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения». В качестве санкции предусматривалось лишение свободы на срок до двух лет. При отягчающих обстоятельствах (ответственное положение должностного лица, наличие судимости за взятку, вымогательство взятки) суд мог приговорить к смертной казни. В УК РФ РСФСР 1960 года конструкция основного состава взяточничества практически не изменилась (ст. 173). Санкция же заметно увеличилась — до 10 лет лишения свободы с конфискацией  

_______________________
?Российская юстиция 2001№2
имущества; при отягчающих обстоятельствах (совершение преступления по
предварительному сговору, группой лиц, неоднократно, с вымогательством, в крупном и особо крупном размере, ответственное положение должностного лица, наличие судимости за взятку) наказание могло быть также в виде смертной казни. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что конструкция состава рассматриваемого преступления была предельно упрощена (как показала дальнейшая практика, неоправданно).
     В действующем УК РФ 1996 года состав взяточничества (ст. 290) вновь усложнился, а санкция (при квалифицированном составе) снизилась до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой.
     Представляется, что опыт российского законодателя прошлых времен, и прежде всего  периода существования Российской Империи, дает основания использовать его и в настоящее время. Речь идет о следующих положениях.              
     В XIX веке четко решался вопрос о  квалификации взятки в случае обещания денег или иных выгод имущественного характера. Уголовный кодекс РФ данный вопрос обходит. Между тем, согласие должностного лица (разумеется, соответствующим образом доказанное) на получение взятки следует расценивать как покушение на совершение данного общественно опасного деяния. Дело в том, что согласие взять деньги или принять иную выгоду имущественного характера само по себе есть действие, направленное на причинение вреда общественным отношениям. Оно может выражаться самым различным образом — словесно, жестом, письменно и т.д. Конечно же, согласие на взятку только тогда может расцениваться как общественно опасное деяние, если оно касается конкретных действий виновного, которые он должен совершить за эту взятку в пользу конкретных лиц. Что касается санкции за согласие на получение взятки, то, думается, она не должна доходить до лишения свободы — ведь самого факта получения взятки еще нет, и здесь важен фактор упреждения.
     В XIX веке уголовная ответственность  при совершении за взятку противозаконных действий наступала вне зависимости от размера взятки. В действующем УК РФ законодатель также обходит вопрос о минимальном размере взятки, в результате чего следственная и судебная практика по-разному подходит к его решению, что нарушает принцип единообразия законности. В уголовно-правовой литературе в вопросе о минимальном размере взятки преобладает мнение о том, что пять минимальных размеров оплаты труда — это та граница, которая отделяет подарок от взятки. При этом ссылка делается на п. 3 ст. 575 ГК, в соответствии с которой не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3-x тысяч рублей «лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей».
     Но, в данном случае смешиваются различные  несоотносимые понятия. Указанный  запрет дарения, в рамках гражданско-правовых отношений означает прежде всего то, что если такое дарение будет осуществлено, то договор о нем будет признан ничтожным (по аналогии с положением о том, что договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя, ничтожен — ч. 3 ст. 572 ГК). ГК разрешает дарить «обычные подарки» стоимостью менее 3-x тысяч рублей государственным служащим и служащим органов муниципальных образований даже «в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Обратим внимание, что законодатель здесь не делает акцента на том, за какого рода действия служащего и в чью пользу они совершаются при осуществлении дарения, т.е. формула достаточно общая. Такое разрешение представляется по меньшей мере спорным. Но взятка тут ни при чем, о ней не может быть и речи в рамках ГК. ГК имеет в виду только законную деятельность государственных и муниципальных служащих, это имеет немаловажное значение.
     Теперь  обратимся к утоловно-правовым отношениям. Здесь ситуация принципиально иная. Виновный осознает (при квалифицированном составе взятки, т.е. по ч. 2 ст. 290 УК РФ — именно об этом идет речь), что получает взятку за совершение конкретных противозаконных действий в пользу конкретных лиц. Если при этом стоимость полученного менее 3-х тысяч рублей, то, выходит, взятка трансформируется в подарок. Но от этого разве изменяется сущность деяния? И становится ли оно от этого менее опасным для общества, а если точнее — не разлагает ли оно систему государственной власти и управления?
     Законодатель XIX века был более мудрым в этом отношении. Однако и в определении минимального размера взятки крайности неприемлемы. Очевидно, вопрос о том, является ли деяние, содержащее признаки взятки, преступлением, должен решаться не на основании норм ГК, а на основе общих уголовно-правовых норм, в данном случае — ч. 2 ст. 14 УК РФ. Малозначительность, в свою очередь, должна определяться не жесткими цифрами, а исходя из конкретных обстоятельств дела.
     Заслуживает внимания и опыт российского законодателя XIX века относительно возможности привлечения к уголовной ответственности за получение взятки лиц, находящихся на «общественной службе». Данный вопрос пока не стал предметом обсуждения ученых и специалистов. А между тем положение человека, занимающего общественную должность, т.е. не являющегося ни государственным, ни муниципальным служащим, во многих случаях может быть настолько весомым, что его действия в этом качестве становятся не менее значимыми. Например, руководители многих спортивных организаций, будучи по своему статусу «общественниками», вполне могут влиять на принятие решений о месте и сроках проведения соревнований в чью-либо пользу. Однако к регулированию данных вопросов законодатель, похоже, еще не готов. Здесь требуются соответствующие исследования, и тем, кто ими займется, целесообразно обратиться к историко-правовому опыту нашего государства.
     В действующем УК РФ в отличие от Уложения о наказаниях уголовных и исправительных не регулируется момент получения взятки — до или после совершения действий в пользу взяткодателя или иных лиц. Между тем совершенно очевидно, что, например, при простом составе взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ) общественная опасность получения вознаграждения до совершения действий выше, чем после. Да и при незаконных действиях взяткополучателя это имеет значение, хотя и в меньшей степени. Соответственно должны определяться вид и размер наказания. Конечно, это можно сделать в рамках санкций, предусмотренных в ст. 290 УК РФ. Однако если бы законодатель в самой диспозиции уголовно-правовой нормы ввел такое разграничение взятки, то для правоприменителя (суда) имелась бы возможность более объективно, а значит, более справедливо, соотнести деяние и наказание за его совершение.
     И, наконец, еще один аспект законодательного регулирования взятки в XIX веке заслуживает внимания. Речь идет об обстоятельстве, смягчающем ответственность виновного — в случае, когда лихоимец (взяткополучатель), согласившись за мзду совершить незаконные действия, вдруг осознает пагубность этого деяния и раскается после получения взятки, но до совершения указанных действий.
     Если  в целом оценивать санкции, то значительно менее суровые наказания за получение взятки в XIX веке по сравнению с советским и современным периодами можно объяснить более высокими требованиями к кандидатам на должности (это одна из причин). Предусматривалось, в частности, ступенчатое прохождение службы, обязательное наличие определенного образования, а в некоторых случаях лицо должно было иметь и соответствующее сословное происхождение. Максимум наказания за него в Советском государстве свидетельствует о том, что должностные лица обладали возможностью нанести обществу значительный вред, а такая возможность, в свою очередь, происходила прежде всего от тотального огосударствления экономики. В новейшее время наказание за взятки снизилось, что в немалой степени объясняется изменениями приоритетов в объектах уголовно-правовой защиты (на первом месте теперь права и свободы человека, личности).
     Вместе  с тем с учетом роста преступности в России, расширением масштабов  коррупции законодатель, вполне вероятно, усилит ответственность за получение  взятки. В пользу такого прогноза говорит и тенденция изменений в УК РФ после его принятия — она однозначна и направлена на ужесточение санкций. В определенной степени такой шаг будет вынужденной государственной мерой. И в этом смысле может оказаться в какой-то мере полезным опыт законодателя советского периода.
     Как видим, понятие «мздоимство» XIX века и понятие «взятка» века нынешнего в нашей стране имеют немало различий. Далеко не все они свидетельствуют о совершенстве современного законодательства. Непредвзятое изучение и использование исторического уголовно-правового опыта борьбы с этим социальным злом, имеющим в России давние корни, позволит повысить степень защиты общества от данного вида преступления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Объект взяточничества

     Объект  данного состава преступления можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. Предусмотренные статьей 290 УК РФ преступления посягают на функционирование  и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы службы) органов местного самоуправления, что составляет видовой объект этого вида посягательств. При этом под органами власти следует понимать все установленные законом властные структуры, а под интересами государственной службы имеется в виду деятельность управленческих систем, ведомств, органов, в которых осуществляется государственная служба в соответствии с законом “Об основах государственной службы в Российской Федерации”. В  управленческие или исполнительные системы следует включать структуры любого уровня и ведомственной подчиненности - от Правительства РФ и субъектов РФ, министерств, ведомств, комитетов, управлений до администрации государственных организаций, учреждений, и предприятий. Под службой в системе органов местного самоуправления понимается выполнение соответствующих должностных или служебных функций - в качестве главы муниципального образования или местной администрации, их заместителей, руководителей отделов, секторов, инспекторского состава и т.д.
     Непосредственным  объектом данного преступления логично  считать нормальную деятельность органов  государственной власти, государственной  службы и органов местного самоуправления. 
 
 
 
 

1.3 Объективная сторона взяточничества

     Объективная сторона получения взятки заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействии) с использованием своего служебного положения. Необходимым признаком данного преступления является его предмет - взятка.  
     Закон содержит указание на ее разновидности  в виде денег, ценных бумаг, иного  имущества или выгод имущественного характера.
     Под деньгами закон понимает как российские, так и  иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК РФ не являются и должны рассматриваться как “иное имущество”, разумеется при условии, что их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная, что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч.2 ст. 14 УК РФ исключает уголовную ответственность.     
     В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой  является документ, удостоверяющий с  соблюдением установленной формы  и обязательных реквизитов имущественные  права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, например, сберегательного займа, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143 ГК РФ).
     Под иным имуществом следует понимать любые  материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности, выраженные в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина, и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рудений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий  в соответствии с законом РФ “ О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 года. При этом надо иметь в виду, что если предметом получения взятки будут валютные ценности в указанном виде, действия как взяткодателя, так и взяткополучателя должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности со ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов, природных камней или жемчуга).
     В постановлении  Пленума Верховного Суда по делам о взяточничестве разъяснялась суть выгод имущественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (как то: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и других работ). На практике наиболее часто предметами взятки являются деньги или ценные бумаги, дорогостоящие вещи и техника (мебельные гарнитуры, аудио- и видеотехника, автомобили), антикварные и коллекционные предметы (монеты, художественные ценности и т.д.). При этом безвозмездность получения предмета взятки может быть полной либо виновный получает предмет за бесценок, по значительно меньшей, ничтожной цене.     
     В настоящий период в условиях перехода к рыночной экономике выявились  новые формы взяточничества, например, за приобретение в аренду или собственность помещений, офисов, квартир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов  в наличные, за приватизацию предприятий, в частности в сфере торговли и обслуживания населения. Меняются и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или имя их близких недвижимость, как в России, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве “специалистов”, “консультантов” и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте.
     Из  анализа  практики  вытекают две  основные формы получения взятки, где первая состоит в непосредственном получении должностным лицом  предмета взятки, а вторая облекается во внешне законные формы - совместительство, разовые либо постоянные выплаты по договору, соглашению, премии.
     В отдельных случаях как получение  взятки может оцениваться представление  незаконной имущественной выгоды не самому должностному лицу, а его  близким. Состав преступления будет  иметься в такой ситуации при двух условиях: а) вознаграждение предоставляется близким виновного с его согласия и б) использование последним своего служебного положения в пользу “одаривающего”.
     Уголовный Кодекс говорит о получении должностным  лицом взятки лично или через посредника. В этом случае необходимо установить, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка.
     В Уголовном Кодексе использование виновным своего служебного положения за взятку трактуется трояко: как действия (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица, либо как способствование таким действиям (очевидно, других должностных лиц), либо как общее покровительство или попустительство по службе.
     Первая  форма, наиболее распространенная  на практике, представляет собой совершение виновным за взятку действий, которые  находятся пределах предоставленных  ему прав и полномочий ( для руководителя - прием на работу и увольнение, перемещения по службе, взыскания и поощрения и т.п.), или не совершение ( не проведение ревизий или инвентаризации материальных ценностей, сокрытие недостач).
     Вторая  форма означает использование служебного положения в широком смысле слова, то есть связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении, возможность воздействовать на них своим должностным авторитетом. Применительно к УК РФ РСФСР 1960 г. высшие судебные органы также занимали позицию расширительного толкования признака использования служебного положения. В постановлении Пленума Верховного Суда от 10.02.00 г. по делам о взяточничестве указывается, что субъектом этого преступления могут быть и те должностные лица, не обладающие полномочиями для выполнения в интересах взяткодателей соответствующих действий, но в силу должностного положения могли принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.       
     Третьей формой использования служебного положения  взяткополучателем закон считает  общее покровительство или попустительство по службе. В этом случае для наличия  состава преступления покровительство должностным лицом должно облекаться в конкретные преступные деяния: необоснованное продвижение по службе, отпуск товара по заниженным ценам, не пресечение преступных неправомерных действий взяткодателя и т.д.
     Новый  УК РФ  не  говорит о необходимости предварительного соглашения между взяткодателем и получателем, а равно о времени дачи-получения взятки. Однако эти вопросы имеют существенное значение для данного преступления. В теории и на практике они долгие годы решались неоднозначно. Поэтому в постановлении Пленума Верховного Суда по делам о взяточничестве указано: “суд должен выяснить и отразить в приговоре, за выполнение или невыполнение каких действий в интересах взяткодателя должностным лицом была получена взятка. При этом необходимо иметь в виду, что ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка - до или после совершения действия или бездействия, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя. Получение должностным лицом денежных средств или иных ценностей от подчиненных или подконтрольных ему лиц за  покровительство или попустительство по службе, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, должно рассматриваться как получение взятки.
     Действия  виновных должны признаваться дачей  и получением взятки и в тех  случаях, когда условия получения  ценностей или услуг хотя специально и не оговариваются, но участники  преступления сознают, что взятка вручается с целью удовлетворения интересов взяткодателя”.
     Следовательно, для наличия состава преступления дачи взятки необходимо, чтобы взяткодатель и должностное лицо осознавали, что  действия или бездействия (в том  числе и способствование таким действиям, покровительство и попустительство) совершаются последним за взятку. Поэтому, взятка-вознаграждение имеет место лишь тогда, когда полученное вознаграждение было обусловлено до совершения действий (бездействии) в пользу взяткодателя. Если же должностное лицо совершило какие-то действия по службе в пределах своей компетенции, которые не были обусловлены вознаграждением, а потом вознаграждение получило, его действия не выходят за рамки дисциплинарного проступка и могут влечь лишь дисциплинарную, а не уголовную ответственность.
     Естественно не могут оцениваться как получение  взятки принятие должностным лицом, каких- либо подарков, сувениров и  т. д. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоением почетных званий, то есть когда передача каких-либо подарков не обусловлена выполнением должностным лицом действий (бездействии) в пользу дарителя.
     Закон говорит о получении взятки за действия в пользу взяткодателя или  представляемых им лиц. В этом случае взяткодатель, действуя в интересах третьего лица (лиц), непосредственно передает предмет взятки. Он будет являться пособником преступления, и нести ответственность за соучастие в даче или получении взятки. “При этом вопрос о квалификации действий соучастника должен решаться с учетом направленности его умысла, исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе  он действует”.
     Получение  взятки  -  преступление с формальным составом. Преступление признается оконченным с момента принятия хотя бы части  взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена взяткополучателем по не независящим от него причинам, содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч.3 ст.30 и ст. 290 УК РФ.

     1.4 Субъект взяточничества

      Субъектом рассматриваемого преступления могут быть следующие категории работников:
     Должностные лица - ими признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя  власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
     Согласно  Постановлению  Пленума  Верховного  Суда  РФ  №4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебными полномочиями, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» “к представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, наделенных правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их ведомственной подчиненности (народные депутаты, председатели и их заместители, судьи, прокурору, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспекторы и контролеры и др.)
     Под организационно-распорядительными  обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, поддержание трудовой дисциплины и т.д.). Такие функции осуществляют руководители министерств, ведомств, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений.
     Под  административно-хозяйственными  обязанностями  следует понимать полномочия по управлению или распоряжение государственным или муниципальным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации и т.д. Такими полномочиями обладают начальники плановых-хозяйственых, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ведомственные ревизоры и контролеры и т.д.
     Наряду  с  лицами,  выполняющими  постоянно  или  временно властные функции либо указанные выше функции в силу занимаемой должности, субъектом преступления могут быть лица, выполняющие данные функции в порядке осуществления возложенных на них полномочий, уполномоченными на то органами или должностными лицами специальных полномочий.
     Не  являются субъектом преступления те работники государственных и  муниципальных предприятий и  организаций, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности. Однако, если на них  наряду с выполнением им вышеизложенных обязанностей возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в случае их нарушения они могут нести ответственность за получение взятки ( например, врач - за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель - за нарушение обязанностей, возложенных на него как члена квалификационной или экзаменационной комиссии). Однако надо иметь в виду, что лицо, временно исполнявшее обязанности по определенной должности или осуществлявшее специальные полномочия, может быть субъектом получения взятки при условии, что указанные обязанности возложены на него в установленном законом порядке. 
 
 
 

     1.5 Субъективные признаки взяточничества
     С  субъективной  стороны  преступление  характеризуется исключительно  прямым умыслом. Как уже говорилось, виновный осознает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействия) либо покровительство или попустительство с использованием своего служебного положения в пользу взяткодателя и желает ее получить. Умысел взяткополучателя охватывает также сознание того, что взяткодатель осведомлен о незаконности получаемого должностным лицом вознаграждения и что получается оно за действия (бездействия) в пользу взяткодателя с использованием виновным своего служебного положения. Если этого нет, то нельзя говорить о наличии состава преступления получения взятки. Для примера можно привести дело старшего инспектора Скворцова, осужденного московским городским судом по ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 173 УК РФ РСФСР 1960 г.
     Он  признан виновным в том, что, являясь  должностным лицом, занимающим ответственное положение, получил взятку, сопряженную с вымогательством, и, кроме того, в превышении власти, сопровождающемся насилием и действиями, оскорбляющими личное достоинство граждан.
     Старший инспектор Скворцов, дежурный 122-го отделения милиции Киевского  РУВД г. Москвы в декабре 1981 года, около 22 часов 30 мин., не предприняв необходимых мер по поводу  сделанного Данцигер Л. и Чешевой Л. заявление о совершении в отношении них хулиганских действий, с превышением своих служебных полномочий, сопровождавшимся насилием и оскорбляющими личное достоинство потерпевших, задержал их в отделении милиции.
     Около  24  часов  Скворцов  пригласил  Чешеву и  Данцигер из дежурной части  в отдельную комнату, и там  под видом уплаты штрафа стал вымогать у них взятку, заявив, что просто так он их отпустить не может, надо заплатить штраф.
     Видя,  что  Чешева  согласна  “заплатить  штраф”,  Скворцов выпроводил из комнаты  Данцигер и, получив от Чешевой 50 рублей и, взяв от нее заявление о том, что она ни к кому претензий  не имеет, отпустил домой ее и впоследствии супругов Данцигер.
     Судебная  коллегия  по  уголовным  делам  Верховного  Суда  РФ приговор оставила без изменения.
     Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в  протесте поставил вопрос о переквалификации действий Скворцова, связанных с  получением от Чешевой денег, с ч.2 ст.173 УК РФ РСФСР (получение взятки, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение) на ч.1 ст.170 УК РФ (злоупотребление властью или служебным положением).
     Президиум Верховного Суда РФ протест удовлетворил, указав следующее:
     “Как  установлено  судом,  Скворцов,  задержав  потерпевших, потребовал от них деньги не в качестве взятки, а для уплаты штрафа. При этом он заявил, что “просто так он их отпустить не может, надо заплатить штраф”. Получив деньги, он отпустил потерпевших домой, а деньги присвоил. При таких данных действия Скворцова следует квалифицировать как злоупотребление служебным положением, а не вымогательством взятки”.
     Так как для состава преступления необходимо наличие у взяткодателя и получателя обоюдного осознания  того, незаконные имущественная выгода передается за действия (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя, то в данном случае, отсутствие такого осознания у Чешевой Н. не дает оснований квалифицировать данное преступление как получение взятки; здесь присутствует состав преступления-злоупотребление служебными полномочиями.
     Субъектом  данного  преступления  является  только  должностное лицо, которое  кроме общих признаков субъекта преступления обладает рядом специальных. Они относятся к характеру  осуществляемых лицом постоянно, временно или по специальному полномочию функций, вытекающих из его служебного положения или должности, на которую он назначен специальным поручением вышестоящего начальника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.6 Предмет взятки и квалификация содеянного

     Проблеме  определения предмета всегда отводилась значительная роль в российском уголовном  праве. Трудности на практике и разноплановость высказываемых в юридической литературе точек зрения по поводу характеристики предмета взятки приводили к расплывчатости и размытости этого понятия. А между тем данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния.
     Проводя экскурс в историю российского уголовного права, следует отметить, что вплоть до принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. формулировка предмета взятки законодателем была нечеткой. В ст. 173 УК РФ РСФСР 1960 г. он определялся так: «в каком бы то ни было виде».
     Пленум  Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г. № 3 «О судебной практике по делам о взяточничестве» подчеркнул материальный характер предмета взятки, указав, что им «могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности, а также оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги». Более четко и подробно эта идея была закреплена в ст. 290 УК РФ 1996 г. и в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6, где данный предмет определен как получение должностным лицом взятки «в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера». Такое толкование предмета взятки законодателем, хотя и является достаточно полным, но не отражает всех положений, имеющих значение для квалификации содеянного на практике.
     В этой связи представляется целесообразным, кроме перечисления возможных материальных, вещественных и иных выгод имущественного характера, выделить ряд обобщающих признаков предмета взяточничества.
     Рассматривая  предмет взятки с позиции правового статуса, его условно можно разделить на две группы.
     Одна  из них включает в себя деньги, ценные бумаги (выраженные как в российской, так и иностранной валюте), имущество (любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте), драгоценные металлы в виде ювелирных изделий или лома этих изделий в любом виде и состоянии и т. д., в целом обладающие общей характеристикой - нахождением в свободном обороте. Противоправное деяние, выраженное в передаче таких ценностей в виде взятки должностному лицу и соответственно в получении их последним лично или через посредника, полностью охватывается диспозициями ст. ст. 290 -291 УК РФ. Дополнительной квалификации по другим статьям Особенной части УК РФ здесь не требуется.
     Вторая  группа объединяет в себе  то «иное имущество», которое, обладая вышеуказанными характеристиками материальных ценностей, исключает одну.
     Предмет взятки, относимый нами ко второй группе, включает в себя те вещи и материальные ценности, оборот которых в Российской Федерации запрещен либо ограничен. Это предметы, изъятые из оборота. Использование их в качестве предмета взятки налагает на право-применителя обязанность дополнительно квалифицировать взяточничество по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями УК РФ, которыми установлена ответственность за их незаконный оборот.
     Понятие незаконного оборота в УК РФ прямо не дано. Однако, сопоставив название ст. 234 УК РФ и перечень тех действий, которые указаны в диспозиции ч. 1 этой статьи, можно прийти к выводу, что субъективная сторона преступлений, связанных с незаконным оборотом, выражается в активных незаконных действиях.
     Применительно к ст. 234 УК РФ - в изготовлении, приобретении,хранении, перевозке или пересылке в целях сбыта, а равно незаконном сбыте сильнодействующих или ядовитых веществ. Аналогичные действия названы в диспозициях ст. ст. 191, 222, 228, 2 УК РФ. Причем необходимо отметить, что названные статьи бланкетные, т.е. во всех них при определении предмета преступления законодатель делает ссылку на другие нормативные правовые акты РФ.
     Когда предметом взятки являются предметы, изъятые из оборота, то содеянное  квалифицируется по совокупности преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов. Так, если предмет взятки - драгоценные металлы, содеянное квалифицируется по ст. ст. 290 и 191 УК РФ. Такая квалификация достаточна при условии, что в обязанности должностного лица не входит осуществление контроля за оборотом вышеназванных предметов.
     В случаях, если взяткополучатель является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст. ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями, и превышение власти.
     Здесь обязанности должностного лица определяются его служебными полномочиями и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности (см. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»). 

 

      Глава 2. Отграничение взяточничества от смежных составов

     2.1 Получение взятки и коммерческий подкуп

     Получение взятки как должностное преступление (ст. 290 УК РФ) отличается от коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ) по объекту и субъекту преступления. Коммерческий подкуп законодатель отнес к преступлениям в сфере экономики, а получение взятки - к преступлениям против государственной власти.
     Практическое  значение имеет разграничение коммерческого  подкупа и получения взятки по субъекту преступления. Если субъектом получения взятки является должностное лицо (т.е. представитель власти, а также лицо, выполняющее управленческие функции в государственных и муниципальных органах и учреждениях, в войсках и в воинских формированиях), то субъектом коммерческого подкупа (пассивного) будет лицо, выполняющее управленческие функции в любой другой организации как в коммерческой, так и в некоммерческой (в т. ч. в хозяйственных обществах и товариществах, в кооперативах, на государственном предприятии, в политической партии, религиозном или ином общественном объединении и др.). При этом следует учитывать, что работники коммерческих и иных организаций могут быть должностными лицами, если являются представителями власти по специальному полномочию (например, инспектора труда профсоюзов).
     Законодатель  рассматривает коммерческий подкуп в качестве менее опасного преступления, чем взяточничество, хотя наказание за коммерческий подкуп достаточно сурово (до 5 лет лишения свободы).
     Кроме того, примечание к ст. 201 УК РФ предусматривает особые процессуальные предпосылки уголовного преследования за коммерческий подкуп - если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется только по заявлению этой организации или с ее согласия. Если деяние причинило вред интересам других организаций или граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях. Указанное примечание вызвало резкую критику в юридической литературе, поскольку коммерческий подкуп совершается, как правило, в отношении руководителя организации, который и должен обратиться с заявлением с просьбой возбудить уголовное дело или дать согласие на собственное уголовное преследование. Фактически уголовное преследование за коммерческий подкуп руководителя организации возможно было только после его увольнения с должности, либо в случае, когда какой-либо конкретный вред причинялся интересам граждан, общества или государства, государственному или муниципальному предприятию или иной организации. Причем абстрактный вред, который причиняет любое проявление продажности управленца интересам общества был явно недостаточен, поскольку тогда Примечание к ст. 201 утрачивало всякий смысл.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.