На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игротерапии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Приднестровский государственный университет
им. Т.Г. Шевченко 
 
 
 
 

Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики и специальных  методик 
 
 

Выпускная
Квалификационная  работа 

Тема: Развитие общения  старших дошкольников со сверстниками посредством  игротерапии. 

                                                                               Специальность 030900 ДПП
                                                                               курс V, группа52
Рыщакова Елена Андреевна
                                                                                

                                                                               Научный руководитель
                                                                              Гончар Светлана  Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 

Тирасполь 2011
                                                    
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 

Глава I. Теоретические основы проблемы  общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1Роль и функции общения в психическом развитии детей.
1.2 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
1.3.Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Глава 2. Игротерапия как средство развития общения дошкольников со сверстниками.
2.1. Понятие,  сущность игротерапии.
2.2. Особенности  организации и проведения групповой игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста. 

Глава III. Опытно-экспериментальная часть  

3.1. Научные предположения, цель, задачи, экспериментальной работы  

3.2. Констатирующий этап  

3.3. Формирующий этап  

3.4. Контрольный этап
 
Выводы  и заключение
Библиография
Приложения   
 
 
 
 
 
 
 

Ведение.
Отношения с другими людьми зарождаются  и наиболее интенсивно развиваются  в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем  фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в  его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит  последующий путь его личностного  и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую  важность эта проблема приобретает  в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей  вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием  нравственно-эмоциональной сферы  детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Коммуникативные способности, умение контактировать с  окружающими людьми – необходимая  составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах  деятельности, расположенности к  нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального  психического развития ребенка, а также  одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают  многочисленные исследования (Е.В.Бондаревская, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова).
В последнее  время педагоги и родители все  чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные  трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный  контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно  реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
В то время  как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и  взаимодействовать, сотрудничать и  сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг с другом у ребенка  возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
В момент быстрых изменений в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми, внимание ученых и практиков обращено к методам формирования навыков общения, в том числе, к игровой деятельности. Так как исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Ведь  именно для детей дошкольного  возраста ведущим видом деятельности является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в  том, что дети отражают в ней различные  стороны жизни, особенности взаимоотношений  взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает  правила общения с людьми, развивает  свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. В связи с этим, выбранная нами работы тема, приобретает особую актуальность.
Родоначальником темы общения дошкольников, как и  многих других проблем  психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х  г.г. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка.
Идеи  о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных  педагогов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.
C точки  зрения педагогики (например, А.А.  Леонтьевым) общение понимается  как процесс установления и  поддержания целенаправленного,  прямого или опосредованного  теми или иными средствами  контакта между людьми, так или  иначе связанными между собою  в психологическом отношении.  Осуществление этого контакта  позволяет либо изменить протекание  совместной деятельности за счет  согласования "индивидуальных" деятельностей  по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций  (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное  воздействие на формирование  или изменение отдельной личности в процессе коллективной или "индивидуальной", но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение).
Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений  и достижение общего результата .Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности . Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми .
В настоящее  время важность сверстника в психическом  развитии ребенка признается большинством психологов. Особенно велико значение сверстника в становлении основ  личности ребенка и в его коммуникативном  развитии. Бронфенбреннер в качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками, выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др.
 Б.  Спок  также подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.
В отдельных  работах содержатся попытки определить понятие общения и выделить его  основные критерии. Некоторые авторы понимают под общением любое действие, несущее информацию для сверстника, даже если оно не адресовано ему  непосредственно. Более конкретное определение общения предложено Дж. Брунером . Согласно этому определению, под общением следует понимать осознанное воздействие на сверстника, обязательно включающее: а) зрительное восприятие партнера; б) определенную осознанную цель; в) настойчивость в достижении цели и поиск удачных действий; г) отказ от общения после достижения цели. Эти критерии отличаются крайней прагматичностью и полным отсутствием специфики общения, которое понимается здесь как целенаправленное воздействие на партнера.
Другое  конкретное и содержательное определение  общения представлено Росс и другими, где выделяются следующие критерии коммуникативного акта:1)  направленность на сверстника с целью его вовлечения в процесс общения;2)  потенциальная способность принимать информацию о целях сверстника 3)коммуникативные действия должны быть доступны пониманию партнера-сверстника и способны вызвать его согласие на достижение цели.
Однако  разные исследователи вкладывают в  понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина  называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган (1974) считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой. Исследователи  Балл Г. А., Брановицкий В. Н., Довгялло A. M. признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами имеет только метафорический смысл» (Б. Ф. Ломов). Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьев сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 г. было предложено 96 определений понятия общения. Существуют различные толкования сущности явления общения. Одни авторы сводят его к коммуникации, рассматривая общение только как информационный процесс (Т. Ньюком, К. Осгуд ). Другие дают ему более широкое толкование (В.Н. Мясищев , В.М. Бехтерев)   .
Против  односторонних подходов к общению, как обедняющих его сущность, возражает  Б.Д. Парыгин. Он предлагает более широкое понимание данного явления и предлагает  рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов. Таким образом, общение выступает как «процесс обмена информацией и взаимодействия людей на основе взаимопонимания».
Особо значимое внимание изучению общения  уделял  В.М. Бехтерев. Он определяет общение как механизм объединения  людей в группы, как условие  социализации личности, а также выделил непосредственное и опосредованное общение.   Центральное место общению уделяется в работах Л.С. Выготского, который  определяет его как коммуникативный процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующей известной системы средств Изучая проблемы общения. С.Л. Рубинштейн выделяет перцептивный аспект – взаимопонимание между людьми, определяет общение как отношение к миру, к другим, к себе  С точки зрения А.А. Леонтьева, процесс общения всегда направлен одновременно и на субъект, и на общество, вызывая при этом прямо или косвенно изменения обеих сторон
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью  является  игра, а общение становится ее частью и условием. С точки  зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе».
К проблеме детского неблагополучия в межличностных  отношениях в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А. Маслов, А. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мэй и др. В центре внимания исследования внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из деятельности дошкольной группы. Поэтому своевременная диагностика и последующая коррекция детских взаимоотношений становится актуальной на современном этапе развития детского коллектива.   В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а общение становится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина, "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе''. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.  Таким образом, общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.  Диагностирование причин неблагополучных отношений ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка, несформированность операций игры является главной причиной внутренних психологических конфликтов у дошкольников поэтому для решения этой проблемы необходимо определить какие методики игротерапии можно более эффективно использовать для устранения данного явления и какие игровые методы могут быть наиболее эффективно использованы с этой целью в педагогике и психологии..
Объектом  нашего исследования-общение дошкольников со сверстниками.
Предмет исследования – развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками средствами игротерапии..
Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста с использованием игротерапии.
Таким образом на защиту выносятся следующие гипотетические положения
1.Игра, являясь ведущей деятельностью  детей  старшего дошкольного возраста, выступает не только в качестве способа усвоения социального опыта, но ив качестве эффективного средства развития навыков общения у дошкольников. Поэтому игротерапия является основным диагностическим и психокоррекционным средством для детей, испытывающих различные трудности в общении .
2. Использование  игротерапии позволяет эффективно улучшать эмоциональное самочувствие ребёнка, корректировать межличностные взаимоотношения в группе сверстников.
3. Навыки общения формируются при следующих условиях:
-- желании детей участвовать в игре;
-- условии передачи игрового опыта старшими дошкольниками младшим;
-- выполнении детьми определенных норм поведения в игре;
-- регулировании общения у детей дошкольного возраста в игре взрослым;
Гипотеза:  использование игротерапии способствует развитию общения ребёнка со сверстниками.
Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести  теоретический анализ состояния  проблемы «Развитие общения детей  дошкольного возраста со сверстниками  с помощью игротерапии» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить  методические подходы к проблеме общения дошкольников со сверстниками.
3. Разработать  по полученным результатам практические  рекомендации педагогам и родителям  развитию общения детей дошкольного  возраста со сверстниками с  помощью игротерапии .
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по использованию игротерапии у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической  основой исследования явились: работы М. И. Лисиной и ее сотрудников посвящённые развитию общения ребенка и взрослого. Согласно их концепции, к семи годам у ребенка формируется внеситуативно-личностное общение со взрослым, которое служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещейИзучая влияние общения ребенка с окружающими людьми на его психическое развитие, М. И. Лисина внесла существенный вклад в разработку общей теории психического развития, раскрыла важные его механизмы, представила общение как определяющий его фактор.Поэтому в своей работе мы берем за основу определение общения, приводящееся в психологическом словаре: «общение – это  сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека, осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями в совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образований партнера».
Так же мы опираемся на теории игровой деятельности, наиболее полно разработанной в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Развитие и изменение всех психических процессов происходит прежде всего в деятельности. Поэтому игра является ведущим средством психотерапии данного возраста. А.И.Захаров разработал методику игротерапии, которая является частью целого комплекса воздействий на ребенка. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией.
Достижение  целей и решение задач, поставленных в исследовании, проверка гипотетических посылок потребовали на каждом этапе  работы использования комплекса  взаимодополняющих методов научного исследования: обзорно-аналитический  метод; метод психологического исследования; экспериментальный метод; математические методы обработки данных и результатов; наблюдение; метод анализа продуктов  деятельности; беседа.
В качестве основных методик были использованы :
На диагностическом  этапе: Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ИГРА «СЕКРЕТ»При изучении избирательных отношений в группе детского сада можно использовать методику Я. Л. Коломинского «Секрет», в модификации Т. А. Репиной, в основу которой положен принцип «выбор в действии».
МЕТОДИКА  «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» - проективная методика  эмоционального обсуждения с ребенком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.
В процессе диагностики, а также во время деятельности детей в привычных условиях (на занятиях в дошкольном учреждении, на прогулках с детьми, в режимных моментах, в играх, в общении со сверстниками и т.п.) мы вели наблюдение за психологическими проявлениями каждогоребёнка. Мимические изменения, жесты, особенности интонирования, кожные проявления и т. п. являлись для нас ценным исследовательским материалом, которые позволили глубже понять личность ребенка. Данные подробно фиксируются в протоколах, а затем используются при составлении коррекционных занятий.
Для проведения экспериментальной части были использованы материалы Панфоловой М. А «Игротерапия общения», Чернецкая Л. В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений», Дубина Л.А. «Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений» 
 
 

Глава I. Теоретические основы проблемы  общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии 

      Роль  и функции общения  в психическом  развитии детей.
Сфера общения в целом в последние  два десятилетия привлекала пристальное  внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом  изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов в области социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина).В последнее десятилетие психологические проблемы общения малолетних детей со сверстниками привлекают пристальное внимание. Основной вопрос, - роль и функции общения со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.
В книге выдающегося американского детского врача Б. Спока затрагивается множество вопросов, связанных с практикой воспитания детей. Автор не мог обойти и тему общения ребенка со сверстниками. На страницах своей книги Б. Спок неоднократно советует родителям способствовать контактам детей: «Систематически приучать детей обмениваться игрушками, и делится лакомыми кусочками, всегда, когда это, возможно, помещать ребенка в общество других детей считает автор, следует водить туда, где есть дети». Автор поясняет, что, регулярно общаясь с другими детьми, ребенок научается сердиться и отстаивать свои права. Однако эта проблема, проблема общения дошкольника со сверстниками, у доктора Б. Спока не имеет достаточно солидного обоснования.
В книге А. Кемпински «Психопаталогия неврозов» неоднократно поднимается вопрос об общении детей со сверстниками. Автор видит важную функцию этой сферы общения в освобождении от семейных связей. Без такого освобождения ребенка его близкие отношения с членами семьи, утверждает А. Кемпински, покупаются ценою индивидуальной свободы, чувства к родным окрашиваются эгоизмом и подтверждаются амбивалентному раздвоению (люблю - ненавижу). Итак, общение со сверстниками позволяет детям преодолеть чреватую опасными последствиями привязанности к семье. Вторая, не менее важная, половина состоит, по мнению А. Кемпински, в том, что при общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. Для иллюстрации этой мысли автор использует яркий образ: плоскость контактов ребенка со взрослыми наклонная; он смотрит на родителей сверху вниз, в результате чего их образ всегда огромен. Общаясь со сверстниками, ребенок учится жить на горизонтальной плоскости, строить отношения на равных. Конечно, психопатологический аспект ни в коем случае нельзя абсолютизировать.
Сходную мысль можно найти у А.Л. Рубинштейна, предостерегавшего, что любовь к  ближнему, «с кем сжился», может легко  стать «расширенным эгоизмом», а  «эгоизм» вдвоем это … обособленность от всех людей. Вполне вероятно, что  общение с другими позволяет  преодолеть замкнутость социального  мира ребенка и вносит изменения  в его психику.
Эти мысли были высказаны уже Ж.Пиаже когда он привлек внимание детских психологов к общению сверстников как к важному фактору и необходимому условию социального и психического развития ребенка. В некоторых работах отечественных психологов содержатся попытки выявить качественную специфику общения со сверстниками и определить его роль для становления личности ребенка.
Ошибки  сверстника дошкольник замечает гораздо  легче, чем взрослого. Г.А. Цукерман также считает, что общение со сверстниками способствует критичности мнений, слов и поступков, их независимости от чужих суждений и желаний.В.С. Мухина, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление конформности. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям».
Однако  для успеха воспитания, важно знать, сколько и какого именно общения  нужно ребенку.
Рассматривая  общение как психологическую  категорию, она интерпретируется как  деятельность, и поэтому синонимом  общения является термин «коммуникативная деятельность».
Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом:
1. Предмет  общения – другой человек,  партнер по общению как субъект.
2. Потребность  в общении состоит в стремлении  человека к познанию и оценке  других людей, а через них  с их помощью – к самопознанию  и самооценке. Люди узнают о  себе и об окружающих благодаря  разнообразным видам деятельности, т.к. человек проявляется в  каждом из них
3. Коммуникативные  мотивы – то, ради чего предпринимается  общение.
4. Действие  общения – единица коммуникативной  деятельности, целостный акт, адресованный  другому человеку и направленный  на него как на свой объект.
5. Задачи  общения – цель, на достижение  которой в данных конкретных  условиях направлены разнообразные  действия, совершаемые в процессе  общения. Мотивы и задачи общения  могут не совпадать между собой.
6. Средства  общения – это операции, с помощью  которых осуществляются действия  общения.
7. Продукты  общения – образование материального  и духовного характера, создающиеся  в итоги общения.
Подход  к общению, как деятельности имеет  ряд преимуществ по сравнению  с рассмотрением его как особого  рода поведения или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого мира.
Отечественным психологом А.Н. Леонтьевым установлено, что на протяжении первых 7 лет жизни  у детей последовательно возникают  четыре формы общения со взрослыми: интуитивно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.
В подходе  к анализу общения дошкольников со сверстниками можно исходить из теоретического положения, состоящее  в том, что природа обеих сфер общения дошкольников едина. Общение  ребенка со взрослым и сверстником  – разновидности одной и той  же коммуникативной деятельности. Главное, что объединяет обе сферы, состоит  в предмете деятельности, которым  в обоих случаях выступает  другой человек, партнер ребенка  по общению.Таким образом общение со сверстником есть особая – коммуникативная деятельность, такая же по своей природе, как и общение со взрослым, то для ее анализа можно применять схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослыми.Итак, потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Она возникает на третьем году, складывается на основе ранее функционировавших потребностей, и оформляются в реальном взаимодействии детей.
Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. В игре дети утверждают свои волевые и деловые  качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют  сами условия игры. Ребенок учится благодаря включению в игровую  ситуацию, на содержание с разыгрываемых  действий и сюжетов. Если ребенок  не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая  игровая ситуация, если не считается  с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении  со сверстниками, в их эмоциональном  поощрении вынуждает ребенка  к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игра  не только забава, но и многотрудное дело: часто дети осваивают новые  игры через изнурительные упражнения. Как много усилий вкладывает ребенок, добровольно отрабатывая нужные для игры действия, и все для  того, чтобы общаться со сверстниками. В то же время опыт игровых и  реальных взаимоотношений (по поводу игры и без игрового повода) ложится  в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, превосходить их возможное  поведение и на основе этого строить  свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении.
В ролевой  игре заложены большие возможности  для развития навыков общения, в  первую очередь – развития рефлексии  как человеческой способности осмысливать  свои собственные действия, потребности  и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями  других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.
Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой по себе роли. дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся  к выполнению правил. Выполняя в  игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что «бывает».Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
В игре существует два вида взаимоотношений  – игровые и реальные. Игровые  отношения отражают взаимоотношения  по сюжету и роли. Так если ребенок  взял роль на себя отрицательного героя, то он будет, в соответствии с сюжетом, утрированно злобно относится к  детям, взявшим на себя роли других персонажей.Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие входе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в  условиях общения по поводу игры ребенок  сталкивается с необходимостью устанавливать  контакты, применять на практике усваиваемые  нормы поведения по отношению  к своим сверстникам, приспосабливать  эти нормы и правила и разнообразным  конкретным ситуациям.
Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок  учится быть человеком. Для каждого  ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.
У старших  дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимения («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала», и т.д. Это существенный этап в  речевом развитии ребенка. Ситуативный  способ изложения как бы прерывается  пояснениями, ориентированными на собеседника.
По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов  ребенок овладевает контекстной  речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту  пользоваться то ситуативной, то контекстной  речью в зависимости от условий  и характера общения.
Особое  значение для развития общения имеет  объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает  потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в  ситуации, которую собеседник должен понять. 

В старшем  дошкольном возрасте по-прежнему особое место занимает кукла или мягкие игрушки. Эти игрушки отвечают эмоциональному настрою ребенка на доверительное общение, они выступают как его верные друзья. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. Правда, иногда случается, что ребенок побьет свою куклу, внеся в сюжет ситуацию, в которой кукла оказывается виноватой.
Обнаружив такое отношение к кукле, взрослый должен примирить негодующего ребенка  с куклой, ведь кукла не может  провиниться, если сам этого ребенок  не хочет. Кроме того, агрессия ребенка  диагностирует неблагополучие его  внутреннего мира. Что-то на заладилось у него в отношениях со взрослыми  или сверстниками. 

Ребенок любит свою «старую» игрушку, он воспринимает ее интимнее, чем новую куклу. Любимая  игрушка не теряет очарования, с  ней ребенок играет дольше, чем  с какой-либо новой, он возвращается к ней после коротких увлечений. По существу ребенок особым образом  общается с куклой. В общении, по меньшей мере, должно быть двое. Кукла  или любая другая игрушка как  раз и выступает в качестве второго общающегося: ребенок сам  вкладывает в нее аффекты, настроение и знания, с которыми он сам и  общается. Игрушка – прекрасный объект для рефлексии и верной любви. Общение ребенка с любимой  игрушкой обнаруживает те формы общения  взрослых с ребенком, которые он наблюдает постоянно. Любимая игрушка  должна быть у каждого ребенка, особенно она необходима ребенку, который  воспитывается единственным в семье.
Помимо  игрушки в качестве любимого друга, ребенок старшего дошкольного возраста обнаруживает интерес к игрушкам, организующим соревнование, речь идет о таких игрушках, как мячи, прыгалки, кегли, луки и стрелы и другие. Ребенок  весьма методично, по собственной воле тренируется в овладении этими  предметами.
В пять-шесть  лет ребенок уже имеет представление  о соревновании. От его стремления к победе развиваются такие личностные качества, как сдержанность, рефлексия, воля к победе.
Игры  детей чаще всего определяются полом  ребенка. Мальчик стучит молотком, «строит» дома и гараж, «водит» машину и  т.д. Девочка убирает в кукольном  уголке, «лечит» больного мишку и  т.д.
Таким образом влияние общения прослеживается  в различных сферах психического развития ребенка:
1) в  самой области общения (Х. Т.  Бедельбаева, 1978б; Е. О. Смирнова, 1980);
2) в  области любознательности детей  (Д. Б. Годовикова, 1976; Сарториус Т. Д. // Проблемы общей…, 1979);
3) в  сфере их эмоциональных переживаний  (С. Ю. Мещерякова // Общение и  его влияние., 1974);
4) при  формировании любви ко взрослому  (С. В. Корницкая, 1973) и дружеских привязанностей к ровесникам (Р. А. Смирнова, 1981);
5) в  сфере овладения речью (М. Г.  Елагина, 1977а, б; А. Г. Рузская  // Общение и его влияние., 1974);
6) в  сфере личности и самосознания  детей (Н. Н. Авдеева, М. И.  Лисина; И. Т. Димитров; А. И.  Силвестру // Исследования по проблемам…, 1980).
Поэтому общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в дошкольном детстве.
      Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Мотивы  – побудительные силы деятельности и поведение субъекта. В понимании  их природы в психологии нет единого  взгляда. Исходное понятие предложено А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности. Предложенное понятие дает возможность опереться на объект (или представление о нем) в котором мотив «опредмечивается» что позволяет судить о мотивах субъекта на основании наблюдаемых объективно фактов.
Мотивы  общения – это те качества партнера, которые выявились в его процессе, удовлетворяют потребность в  общении. Легче всего судить о  содержании потребности позволяют  продукты общения, которые – согласно концепции М.И. Лисиной – представляют собой образы самого себя и другого человека.Суть потребности в общении состоит в самопознании и самооценки субъекта через познание партнера по общению. Отсюда следует, что субъекта побуждают к взаимодействию с партнером, т.е. становятся мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное я, способствуют его самосознанию.
Такое понятие как  «партнер как зеркало» определяется двумя функциями 1) выявление сходства, подобия партнеров, что позволяет познавать себя через познание другого и сопоставление себя с ним; 2) выявление оценки своих качеств партнером и уточнению их для себя.. Первый путь предполагает восприятие и оценку качеств партнера, второй – заключается в побуждении партнера к отклику на инициативу, улавливании и учете его.
Отсюда  мотивы общения следует искать в  двух различных по функции типах  качеств: 1) в общих (сходных) свойствах  партнера и 2) в способности партнеров  давать отклик (оценку) на проявление других участков общения. Названные типы качеств  соответствуют двум основным типам  коммуникативных мотивов (партнер  – подобие субъекта, партнер –  ценитель субъекта). Общение не всегда представляет самостоятельную деятельность: оно часто лишь компонент деятельности практической или познавательной. Коммуникативные  мотивы теснейшим образом связаны  с содержанием потребности в  общении.
Можно выделить три категории мотивов общения ребенка со сверстником.
Первую  и важнейшую категорию составляют мотивы, порождаемые потребностью детей  в активной деятельности, которая  выражается у дошкольников в сюжетно-ролевой  игре и является для них ведущей  деятельностью. Ребенок вступает в  общение со сверстником ради участия  в общей игре или продуктивной деятельности, к чему его побуждают  качества ровесника, необходимые для  развития увлекательного и сложенного действования. Подчиненность мотивов общения данной категории потребностей в общем деле позволяет позвать их деловыми.
На протяжении дошкольного возраста развиваются  познавательные интересы детей. Ребенок  обогащается новыми знаниями о мире, умении строить повествования. Это  создает повод для обращения  к сверстнику, в котором ребенок  находит слушателя и ценителя. Качества сверстника как источника  сведений и их ценителя, отвечающие познавательной потребности детей, составляют вторую категорию – познавательных мотивов их общения, по значению уступающую первой.
В третью категорию включены личностные мотивы. Ребенок включается в любое дело, которым занят ровесника, ради того, чтобы сравнить свои и его возможности. Здесь в роли мотивов выступают сравнимые, аналогичные качества – свои и сверстника, возможности (умения, знания, нравственные качества), потребности (желания, склонности).
Общение старших дошкольников 5-6 лет протекает  преимущественно в процессе сюжетно-ролевой  игры. Возрастает число контактов  в игре, максимальным становится их разнообразие. Появляются формулирование игровых целей; мнимой ситуации и  вводимые замещения, распределение  ролей и соответствующие обращения, называние партнера шутливым именем, а также многочисленные высказывания, воплощающие роль и дающие направления  игре и поведению участников, - побуждения к определенным действиям, сообщения и вопросы о сделанном и намеченном. Игра и общение в ней длится зачастую долго , а иногда в течении нескольких дней и недель. Внеигровые контакты представляют собой вовлечение в игру и ее организацию: определяются общие цели, согласовываются намерения, осуществляются воздействия на ровесника (предложения, критика и указания, как делать). Игра строится на речевом общении, поэтому число невербальных актов резко падает.
В общении  детей 5-6 лет присутствуют три варианта делового мотива.
1 вариант  – мотив построения совместной  игры, сотрудничества: ребенок ищет  в сверстнике общие интересы, намерения и готовность вносить творческий вклад в общее дело. Обособление и укрепление такого мотива отражает рост число актов, обращенных к «Мы». Адресованность к «Ты» снижается, а «Я» остается на прежнем уровне.
2 вариант  делового мотива свойственен  лидеру: путем привлечения сверстника  к участию в реализации своих  цели и замысла он получает  подтверждение собственных достоинств. Функционирование данного мотива  выражается особым характером  коммуникативных актов лидера: он  продуцирует цели, дает указания, рисует партнеру заманчивые перспективы.
    вариант делового мотива – знакомство с новыми образцами игры, целями, замыслами; научения лучшему участию в игре. Возраст 5 лет отличается ростом числа познавательных контактов между детьми. эти контакты представляют развернутые сообщения в ходе игры о каком-либо явлении или сфере жизни. Не менее существенным поводом к познавательным контактам становятся воплощения в игре сказки: возникает диалог, в котором уточняется последовательность и логическая связь событий.
В познавательных, как и в деловых, мотивах общения  выделяется несколько вариантов:
1 вариант  – утверждение своего превосходства  в знаниях и завоевании особого  уважения ровесников;
2 –  решение общей задачи, ответ на  интересующий всех вопрос, творческое  участие в достижении единой  цели;
3 –  подтверждение сверстником правильности  понимания, представления ребенка.  Выражение этого мотива – адресуется  ровеснику вопрос после высказанного  суждения.
В этом возрасте сохраняется позиция значительного  превосходства над ровесником, выражающаяся в поддразниваниях, насмешках, непринятии в игру и исключения из нее, отвержения, актом агрессии, адресуемой порой  каждому из ровесников.
У детей 5-6 лет возникает также и новая  позиция – признание достоинств ровесника, иногда превосходящих собственные, и на основе этого появляются чувства  симпатии, дружба. Детям становится доступно восхищение товарищем. Между  детьми начинается обмен равноценными выражениями симпатии, нежности. Существенной чертой личностных мотивов становится то, что они порой оказываются  разделенными, общими хотя бы для двух детей, что подтверждается единой оценкой  «Мы», в которой не дифференцируются ни сам ребенок, ни его партнер. Дети гордятся общими достижениями, одинаковыми  ролями.
Рассматривая  мотивы общения у детей 6-7 лет  можно сказать, что игра все еще занимает значительное место в жизни детей 6-7 лет. Но положение старших в детском саду, ожидание скорого перехода в школу и систематические учебные занятия, где детей оценивает педагог, существенно перестраивают их интересы. Знания детей расширяются. Игра становится серьезнее: старшие дошкольники воссоздают в ней обстоятельства жизни людей более реалистично. У детей повышаются требования к выдумке, изобретательности, появляется новый тип игр – с правилами (подвижные, настольные, словесные). У детей 6-7 лет выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы.
Наибольшее  число контактов возникает не в процессе игры, а по ходу решения  какой-либо случайной задачи.
В 6-7 лет  впервые познавательные мотивы выдвигаются  на передний план. В их состав входят объяснения причин случившегося, высказывание гипотез по поводу развития явления, сообщения об их свойствах, приглашение  к исследованию и т.п. Важнейшим  преобразованием познавательных мотивов  общения детей 6 лет – их обособление  от мотива подтверждения своих достоинств. Познавательный мотив общения –  это уже поиск коллективного  решения задачи, отношение ко всем участникам как к равным. Высказывания адресуются не к «Ты», а к «Мы».
Ведущие мотивы общения.  Познавательные, деловые  и личностные мотивы появляются в  период становления коммуникативной  деятельности практически одновременно. Число личностных контактов, выделенных в самостоятельные эпизоды, у старших дошкольников увеличивается. Ребенок доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения, вкусы, секреты. Он оценивает поступок ровесника, сравнивает его с другими детьми, обсуждает происшедшие события, выражает сопереживание. Самые интимные личностные контакты скрываются от взрослого. Когда по условиям игры один ребенок выражает ровеснику свое доброе расположение, обнаруживается разнообразие его позиций по отношению к партнерам. Иногда это развернутое признание достоинств.
Таким образом, развитие у детей мотивов  общения со сверстниками имеет важные последствия. Так, обладая более  высокоразвитыми мотивами общения, ребенок адресуется к личностным качествам ровесника, т.е. устойчивым, внутренним образованьям – потребностям, склонностям, суждениям и мнениям. В итоге образ сверстника и  самого себя становится все более полным, дифференцированным, осознанным. На основе этого ребенок может успешнее строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, стать полноправным членом коллектива своих товарищей, способствующим достижению их общих целей, а также обеспечивать благоприятные условия для достижения своих индивидуальных целей.
Средства  общения – внешний, непосредственно  наблюдаемый его слой. По терминологии А.Н. Леонтьева, они равнозначны операции и составляют операционально-техническую  сторону коммуникативной деятельности. Средства общения – это те наблюдаемые  поведенческие проявления, которые  адресованы другому; из них складывается живая ткань общения.
По определению  М.И. Лисиной «под средствами общения  понимаются те операции, с помощью  которых ребенок строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействия с другим человеком».
Поскольку средства общения – структурный  компонент целостной деятельности, очевидно, что они определяются общим  содержанием этой деятельности. Как  всякое действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, так и конкретное действие общения  и реализующие его операции починены определенной коммуникативной задаче. В связи с этим развитие средств  общения необходимо рассматривать  в контексте целостной деятельности общения и формирование новых  потребностей и задач коммуникативной  деятельности. Именно конкретные задачи общения создают условия и  необходимость для овладения  определенными коммуникативными средствами, для их совершенствования и развития.
Однако  эти средства могут не только определяться задачами и мотивами общения, но и  влияет на развитие его мотивационно-потребностной стороны. Овладение новыми средствами общения открывает дополнительные возможности и соответственно выдвигает иные коммуникативные задачи.
Выделяют  четыре характеристики коммуникативных  действий сверстников.
Первое  – разнообразие коммуникативных  действий и расширенный их диапазон. Именно в общении сверстников  проявляются такие сложные действия, как притворство (стремление сделать  вид, желание выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру), кокетство, фантазирование и т.д.
Второе  яркое отличие коммуникативных  действий сверстников заключается  в их эмоциональной насыщенности. Столь сильная эмоциональная  насыщенность контактов, связана с  тем, что, начиная со старшего дошкольного  возраста, сверстник становится для  ребенка более предпочитаемым и  привлекательным партнером по общению.
Третья  характеристика средств общения  со сверстником заключается в  их нестандартности и нерегламентированности. При взаимодействии с ровесниками дошкольники используют самые неожиданные и самобытные средства. Нерегламентированность общения дошкольников позволяет партнеру проявить самобытное начало в его формирующейся личности. Четвертая особенность коммуникаций дошкольников – преобладания инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в неумении детей продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Гибкость отношения к партнеру, которая проявляется в чувствительности к его воздействиям и адекватности ответов, согласно данным Л.Б. Митяевой и Е.О. Смирновой существенно меньше в сфере общения ребенка со сверстником.
Такая несогласованность коммуникативных  действий детей часто порождает  конфликты, протесты и т.п.
Таким образом смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка  и положения общения в системе  общей жизнедеятельности детей. Все группы мотивов общения интенсивно развиваются и изменяются на протяжении первых лет жизни. Так, личностное общение позволяет ребёнку чутко воспринимать доброжелательное внимание взрослого, не замечать других его качеств. Личностные же мотивы старших дошкольников обеспечивают им достаточно разностороннее, глубокое и богатое знание о существенных свойствах окружающих взрослых.
1.3 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Формой  общения называют коммуникативную  деятельность на определенном этапе  ее развития, взятую в целостной  совокупности черт и характеризуемую  по нескольким параметрам. Итак, формой общения мы называем деятельность общения  на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. 1) время возникновения  данной формы общения на протяжении дошкольного детства;
2) место,  занимаемое данной формой общения  в системе более широкой жизнедеятельности  ребенка; 
3) основное  содержание потребности, удовлетворяемое  детьми в ходе данной формы  общения; 
4) ведущие  мотивы, побуждающие ребенка на  определенном этапе развития  к общению с окружающими взрослыми  людьми;
5) основные  средства общения, с помощью  которых в пределах данной  формы общения осуществляются  коммуникации ребенка со взрослыми.
Выделяют  четыре формы общения, сменяющие  друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка. Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни). Эту форму общения  можно наблюдать, когда дети еще  не овладели хватательными движениями целенаправленного характера... Взаимодействие со взрослыми разворачивается в первые месяцы жизни детей на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец еще не владеет никакими приспособительными видами по- ведения, все его отношения с окружающим миром опосредствованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребенка.
Ситуативно-деловая  форма общения детей со взрослыми (6 месяцев — 2 года) Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Исследования показали, что, помимо внимания и доброжелательности, ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Внеситуативно-познавательная форма общения (3—5 лет). Третья форма общения ребенка со взрослым развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Полученные факты показали, что с расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире. Несомненным признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Значение третьей формы общения детей со взрослыми состоит, на наш взгляд, в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.
Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6—7 лет). Высшей формой коммуникативной деятельности, наблюдаемой в дошкольном детстве, является внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослыми. В отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность, так сказать, в «чистом виде». Эта последняя черта сближает внеситуативно-личностное общение с тем примитивным личностным (но ситуативным) общением, которое составляет первую генетическую форму этой деятельности и наблюдается у младенцев первого полугодия жизни. Именно это обстоятельство и заставило нас именовать первую и четвертую формы общения личностными. Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, и на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми. Старший партнер ребенка служит для него источником знаний о социальных явлениях и одновременно сам становится объектом познания как член общества, как особая личность со всеми ее свойствами и взаимосвязями. В этом процессе взрослый выступает как высший компетентный судья. Н 
 
 
 

  
 
 
 
 

Глава 2. Игротерапия как средство развития общения дошкольников со сверстниками.
2.1. Понятие, сущность  игротерапии.
По определению  М. И. Чистяковой игровая терапия  – это метод психотерапевтического  воздействия на детей с использованием игры. В его основе лежит признание  того, что игра оказывает сильное  влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии  – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным  поведенческим навыкам, а дать возможность  «прожить» в игре волнующие его  ситуации при полном внимании и сопереживании  взрослого.
В основе различных методик, описываемых  эти понятием, лежит признание  того, что игра оказывает сильное  влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений  между участниками группы, снимает  напряженность, тревогу, страх перед  окружающими, повышает самооценку, позволяет  проверить себя в различных ситуациях  общения, снимая опасность социально  значимых последствий.
Характерная особенность игры — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре.
Играющий  выполняет реальную деятельность, осуществление  которой требует действий, связанных  с решением вполне конкретных, часто  нестандартных задач.
Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных  условиях последнего, когда ему предоставляется  возможность свободного самовыражения  с одновременным принятием его  чувств взрослыми. В настоящее время  сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.
По мнению Г.Л. Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1). стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2). развить более позитивную Я-концепцию; 3). стать более самоуправляемым; 4). выработать большую способность к самопринятию; 5). овладеть чувством контроля; 6). развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7). развить внутренний источник оценки; 8). обрести веру в себя.
 Основные  принципы педагога, которые образуют  базис терапевтических отношений  и облегчают реализацию внутренних  источников роста ребенка –  это естественность, безусловное  принятие, понимание.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.