На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Меры по устранению налоговых и финансовых рисков на предприятии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение

 
     Налоговая служба во все времена стремилась собрать как можно больше налогов, а добропорядочные предприниматели  и граждане стремились снизить налоговое  бремя. Уклонение от уплаты налогов  во всех странах является нарушением закона, а в некоторых случаях и уголовным преступлением. Минимизация налоговых выплат без нарушения закона, - налоговое планирование. Снижение налоговых выплат может привести к потерям в результате уплаты и оптимизации налогов. Денежный эквивалент этих потерь называют налоговыми рисками. Налоговые риски должны быть своевременно и правильно определены, оценены и минимизированы. А процесс налогового планирования должен обеспечивать налоговую безопасность хозяйствующего субъекта.
     Соблюсти  тонкую, подчас размытую, границу между  налоговым планированием и уклонением от налогов, не выйдя за рамки закона - одна из важнейших задач налогового планирования.
     Налоговое планирование - важнейшая составная  часть финансового планирования предприятия в рыночных условиях.
     Эффективное налоговое планирование уменьшает налоговые риски благодаря устранению факторов их обеспечивающих. Реагируя на происходящие в мире перемены, большинство корпораций считает эффективное управление налоговыми рисками одной из своих первоочередных задач. Изменяются традиционные приоритеты налоговых подразделений. Теперь эти подразделения становятся частью общего подхода компании к управлению рисками. Управление налоговыми рисками приобретает для компаний столь важное значение, что ему уделяется все большее внимание в оценке эффективности деятельности директоров по налогообложению по сравнению с традиционными параметрами.
     Сегодня налоговая безопасность является комплексным  направлением предприятия и имеет  экономические, организационные и  правовые аспекты. Большой масштаб  хозяйственных операций, когда величина неверно отраженной операции приобретает для организации-налогоплательщика более неблагоприятные последствия, нежели аналогичная операция меньшего объема, влечет за собой увеличение налоговых рисков.
     Налоговые риски - одни из наиболее актуальных в современном бизнесе. Как показывает практика, их реализация может привести не только к фискальным потерям для предприятия, но и к более серьезным последствиям для бизнеса, таким как:
    ущерб деловой репутации;
    падение капитализации;
    арест имущества предприятия и, соответственно, временный "паралич" его деятельности;
    уголовное преследование руководителей компании;
    прекращение действия лицензий на осуществление деятельности;
    банкротство.
     В связи с неоспоримой важностью  такого аспекта как налоговое планирование на предприятии рассмотрим более подробно природу налоговых рисков, а также способы их снижения с минимальными потерями для российских компаний.
     Контрольная работа состоит из теоретической  части и практической части. 
 
 
 
 
 
 
 

Налоговые риски организации: сущность и классификация

     Финансово-хозяйственная  деятельность организаций сопряжена  с многочисленными финансовыми  рисками. Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого управленческого  решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования. При этом эффективными и обоснованными являются только те управленческие решения, которые сопряжены с допустимым уровнем риска, определяемым по каждой трансакции индивидуально, исключающим потери катастрофического для коммерческой организации характера. К настоящему времени в экономической теории стала осознаваться проблема недостаточной систематизации и интеграции понятийного и классификационного аппаратов теории финансовых рисков. Несмотря на довольно быстрое развитие теории управления рисками, она до сих пор содержит проблемные вопросы, вызванные отсутствием единого общепризнанного определения риска. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти, это действие, совершаемое в надежде на счастливый исход по принципу "повезет - не повезет".
     Формулируя  понятие «налоговый риск», необходимо подразумевать его негативный характер. Причем негативный характер налогового риска имеет определенные формы  проявления не только для налогоплательщиков, но и для всех субъектов налоговых правоотношений, признаваемых таковыми в соответствии со статьей 9 НК РФ.
     Необходимо  разграничивать понятие «налогового  риска» для налогоплательщиков, налоговых  агентов и других субъектов налоговых правоотношений, представляющих интересы государства. Причем для каждого из них он будет иметь различные формы проявления.
     С учетом вышесказанного содержание понятия  «налогового риска» может быть сформулировано следующим образом. Под налоговым  риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.
     Данное  определение подразумевает существование  налогового риска не только для налогоплательщиков, но и для других участников налоговых  правоотношений. Например, для государства  в лице государственных органов исполнительной власти (ст. 9 НК РФ) налоговый риск состоит в снижении поступления налогов, выступающих основным источником формирования доходной части бюджета. Для налогоплательщиков рост налоговых издержек, являющихся разновидностью его предпринимательских издержек, влечет за собой снижение имущественного потенциала, и, следовательно, снижение возможностей для решения задач, стоящих перед ним в будущем.[2]
     Налоговые риски, которые могут быть оценены  в денежном выражении, целесообразно относить к финансовым рискам, ввиду того, что деньги являются материальной основой финансовых отношений. Кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений.
     Нефинансовыми можно считать только налоговые  риски, связанные с уголовной  ответственностью. Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.  

     Основными характеристиками налогового риска  являются: 

     • связан с неопределенностью экономической и правовой информации;
     • является неотъемлемой составляющей финансового  риска;
     • распространяется на участников налоговых  правоотношений (ст. 9 НК РФ): налогоплательщиков, налоговых агентов и других субъектов, представляющих интересы государства;
     • имеет негативный характер для всех участников налоговых правоотношений (в отличие от других видов рисков);
     • проявляется для каждого участника  налоговых правоотношений по-разному. 

       

     Виды  налоговых рисков можно классифицировать по различным признакам (рис. 1.). 

     1. По субъектам, несущим налоговые  риски: налоговые риски государства,  налогоплательщиков, налоговых агентов,  взаимозависимых лиц. В дальнейшем  можно осуществлять детализацию  риска налогоплательщиков - для юридических  и физических лиц, а государства — для различных законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения.
     Исходя  из факторов, определяющих налоговые  риски: внешние и внутренние (либо систематические и несистематические). Для организации-налогоплательщика могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам, вызванным изменениями в условиях налогообложения, внутренние — по причинам неэффективной налоговой политики самого хозяйствующего субъекта. Для государства в целом также можно подразделить налоговые риски на внешние и внутренние. Внешние будут обусловлены действием международных договоров в области налогообложения, деятельностью офшорных зон и предлагаемых ими условий и т. д., внутренние — деятельностью законодательных и исполнительных органов власти, осуществляющих функции государства в процессе налогообложения, а также налогоплательщиков.
     Систематический риск обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих  субъектов, факторов.
     Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта.
     В отношении налоговых рисков такое  деление весьма условно. Поскольку  где присутствует двойственность трактовки  нормы налогового права, обусловленная  недостатками в тексте законодательства, а где — его умышленная искаженная интерпретация, разобраться порой бывает достаточно сложно.
     3. По объекту связи с другими  видами рисков: риском упущенной  выгоды, риском потерь материальных  и нематериальных ценностей, риском  неплатежеспособности, инвестиционным риском и др. Поскольку содержание налогового риска раскрывается применительно к конкретным ситуациям, содержащим риск, и объектам их проявления, можно сказать, что для организации-налогоплательщика налоговые издержки являются одним из таких объектов, тесно взаимосвязанным с другими объектами рисков.
     4. По виду последствий: риски  налогового контроля, риски усиления  налогового бремени, риски уголовного  преследования налогового характера.  Риски налогового контроля, в  свою очередь, могут быть подразделены на риски «обычного» налогового контроля и риски «заказного» налогового контроля. К первому виду названных рисков относятся риски контроля со стороны территориальных налоговых органов в рамках их обычной деятельности. Риски второго вида могут быть инициированы правоохранительными органами или отдельными высокими руководителями в рамках «политического заказа», являются форс-мажором и не могут быть определены достаточно точно. [1] 

     К рискам усиления налогового бремени  можно было бы отнести рост налоговых баз как вследствие изменения методологии их исчисления, так и в связи с их динамикой, связанной с расширением объемов хозяйственной деятельности.
     Риски уголовного преследования обусловлены  тем, что для руководителей организаций-налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности.
     Однако  данный вид рисков не может быть в полной мере распространен на саму организацию-налогоплательщика (можно лишь косвенно оценить его последствия).
     5. По величине возможных потерь: допустимые, критические и катастрофические  риски. Так, примером критического  налогового риска для хозяйствующего  субъекта является предъявление  штрафных санкций в совокупности  с основной суммой налога, представляющих угрозу платежеспособности организации-налогоплательщика, примером катастрофического риска — само существование этой организации. 
 
 
 

     Основная  причина увеличения налоговых рисков связана с тем, что ранее разработанные  схемы оптимизации налогообложения достаточно часто стали рассматриваться как незаконные. Наиболее характерный пример - трансфертное ценообразование. Часто встречающуюся схему реализации товара через торговый дом налоговые органы сегодня рассматривают как схему уклонения от уплаты налогов. Предприятия часто сами создают себе дополнительные налоговые риски, точно не просчитывая налоговые последствия принимаемых управленческих решений. Существуют достаточно высокие налоговые риски, связанные с толкованием действующего Налогового кодекса. Данные риски усугубляются постоянным изменением налогового законодательства, а также отсутствием судебной практики по ряду вопросов.
     Налоговые риск связанных с неверным исполнением  налоговых законов, ошибками в налоговом  учете или налоговом планировании так называемые риски процесса. Их условно можно разделить на две подгруппы:
     а) налоговые риски, обусловленные  допущенными неумышленными ошибками налогоплательщиков. Они могут заключаться  в чисто технических ошибках. Причинами допущения неумышленных ошибок могут быть недостаточный уровень квалификации работников бухгалтерских служб.
     б) Налоговые риски, обусловленные  сознательными действиями. Эта группа налоговых рисков обусловлена стремлением  налогоплательщика уменьшить размер налогового бремени, используя для этого разные инструменты налогового планирования либо просто путем прямого уклонения от налогообложения.[3]
     Когда предприятие стремится сэкономить на налогах, оно находится в зоне потенциального риска, и поэтому  действовать требуется крайне осмотрительно. Как следствие возможно наступление информационных и репутационных налоговых рисков. Это риски нанесения ущерба репутации компании. Что может привести к уменьшению числа клиентов, отказу поставщиков от работы с предприятием из-за формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости компании или характере деятельности в целом.

Меры  по устранению налоговых  и финансовых рисков на предприятии

     Риск - это финансовая категория. Поэтому  на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента. В его основе лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации. Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь. В ходе разработки стратегии предприятия концепция приемлемого риска реализуется в виде двухстадийного комплекса процедур "оценки" и "управления риском".
     Оценка  риска - это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации  источников возникновения риска, определения  возможных масштабов последствий  проявления факторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия строится на всестороннем (научном, техническом, хозяйственном, маркетинговом, социальном и т.п.) изучении предприятия и среды его функционирования как источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, составление цепочек развития событий при действии тех или иных факторов риска, а также на установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.
     Управление  риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение стартового уровня риска до приемлемого финального уровня.
     Наиболее  распространенными приемами снижения степени рисков являются:
     Диверсификация - это процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. При диверсификации деятельности на предприятии происходит увеличение числа используемых или готовых технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей. Данный метод представляет собой достаточно хорошо изученный в теории способ снижения риска, обретения экономической устойчивости и самостоятельности.
     Вместе  с тем стоит отметить, что такие  популярные механизмы уклонения  от риска как страхование неприменимы  во многих ситуациях, с которыми сталкиваются производственные предприятия. Это, прежде всего, характерно для предприятий, осваивающих новые виды продукции или новые технологии, так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения актуарных расчетов, и потому не страхуют эти виды рисков. При не страхуемом риске следует обратиться к рассмотрению других методов нейтрализации риска.
     Метод "поиска гаранта" используется как  мелкими, так и крупными предприятиями. Только функции гаранта для них  выполняют разные субъекты: первые "просятся под крыло" к крупным  компаниям (например, банкам, страховым обществам, ассоциациям, фондам), вторые - к органам государственного управления. При этом, однако, возникает вопрос, чем можно оплатить приобретаемую защищенность от рискованных ситуаций. Общего ответа, по-видимому, нет, но принцип равной взаимной полезности должен быть соблюден. Желаемого гаранта можно заинтересовать уникальными услугами, политической поддержкой, безотказной благотворительностью и т.п. - резервы фантазии неисчерпаемы.
     Методы  локализации риска используют в тех случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения.
     Методы  диссипации (распределения) риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.
     Методы  стратегического планирования. Как  средство компенсации риска стратегическое планирование дает эффект в том случае, если процесс разработки стратегии пронизывает буквально все сферы деятельности предприятия. Полномасштабные работы по стратегическому планированию, которым обычно предшествует изучение потенциала предприятия, могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска данного предприятия, а следовательно, заблаговременно разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов.
     Метод прогнозирования внешней экономической  обстановки. Суть этого метода заключается  в периодической разработке сценариев  развития и оценке будущего состояния  среды хозяйствования для данного  предприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.
     Мониторинг  социально-экономической и нормативно-правовой среды. Существенным подспорьем здесь может стать информатизация предприятия - приобретение актуализируемых компьютерных систем правовой и нормативно-справочной информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, заказ соответствующих услуг консультационных фирм и отдельных консультантов. Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, "на ходу" скорректировать тактические и стратегические планы.
     Метод создания системы резервов очень  близок к страхованию, но сосредоточенному в пределах самого предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, устанавливаются как бы впрок новые контакты и связи. 

     Метод активного целенаправленного маркетинга, здесь используются различные маркетинговые  методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация  рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками.
     Руководству предприятия вообще принадлежит ключевая роль в решении проблем управления риском, так как оно утверждает программы мероприятий по снижению риска, принимает решения о начале их реализации в критических ситуациях, принимает предложенные пробные решения вместе с антирисковыми программами либо отвергает их. Непосредственная реализация мероприятий по управлению риском зачастую противоречит деятельности основных производственных и управленческих подразделений предприятия, ухудшает их отчетные показатели, так как требует затрат, не приносящих сиюминутных доходов, или омертвления части капитала при создании страховых резервов. Поэтому крайне важно, чтобы окончательные антирисковые решения принимались на высшем уровне управления, где стоящие перед предприятием глобальные цели, связанные с обретением стабильности и устойчивости работы, улучшением финансового положения и ростом масштабов хозяйственной деятельности, не заслоняются промежуточными, "местническими" целями отдельных подразделений и их управляющих.[4]
     Описанные методы снижения и управления рисками относятся в большей степени к финансовой среде предприятия, но, поскольку финансовая деятельность предприятия включает в себя также обязательные налоговые платежи, то эти способы целесообразно применять и при налоговом риск - менеджменте. Однако существуют еще и специальные приемы, характерные конкретно для налогового планирования на предприятии. К ним относятся:
     - получение разъяснений у налоговых  органов и Минфина России, а  также обжалование разъяснений  фискальных органов в суде;
     - получение профессиональных консультаций  у специалистов по налогообложению,  проведение специального налогового  аудита налоговых рисков, при  котором выявляются возможные  слабые места в налоговом учете  компании;
     - возложение ответственности на  аудиторскую компанию при необнаружении ею налоговых рисков. В свою очередь, аудиторская компания может застраховать свою ответственность;
     - метод дополнительного документального  подтверждения основан на том,  что налогоплательщик составляет  документы, которые дополнительно к первичным документам, предусмотренным законодательством, подтверждали бы те обстоятельства, которые могут породить налоговые риски;
     - страхование налоговых рисков;
     - метод судебного прецедента заключается  в обжалование нормативных актов,  которые создают налоговые риски, в ВАС РФ, ВС РФ или КС РФ.
     Таким образом, избежать налоговых рисков при нынешнем уровне российской экономики  просто невозможно. При этом управление налоговыми рисками - это творческий процесс, в котором каждая уникальная сделка налогоплательщика, со своими особенностями, может иметь различные комбинации способов управления налоговыми рисками. Что требует применения комплекса специальных мер по адаптации к непостоянству российского налогового законодательства.[6] 
 
 
 
 
 

Практическая часть

     Задача.
     ЗАО «Норд» осуществляет оптовую и розничную  торговлю строительными материалами. Организация арендует помещение  для осуществления предпринимательской  деятельности. Общая  площадь арендуемого  помещения – 500 кв. м., в т.ч.  –  помещение, непосредственно используемое для розничной торговли – 100 кв.м. (зал обслуживания покупателей), помещение, занятое под склад для оптовой торговли – 300 кв. м.
     Предприятие применяет обычную систему налогообложения  и одновременно осуществляет деятельность, переведенную на единый налог на вмененный доход (розничная торговля). Розничная торговля осуществляется в г. Иваново, в центральном районе.
     Таблица 1
     Планируемые показатели деятельности ЗАО «Норд» на год
           п/п
     Показатели      Сумма, руб.
     1      Доход от осуществления оптовой торговли      16 520 000
     2      Доход от осуществления розничной торговли      6 000 000
     3      Расходы на приобретение товаров для оптовой  торговли (в т.ч. НДС)      14 160 000
     4      Расходы на приобретение товаров для розничной  торговли (в т.ч. НДС)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.