На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дневник самоконтроля. Моя утренняя гигиеническая гимнастика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Дневник самоконтроля. Моя  утренняя гигиеническая гимнастика
 
Дополнением к врачебному контролю являются самостоятельные  наблюдения за состоянием своего организма, которые помогают правильно регулировать величину и интенсивность физической нагрузки. Самоконтроль сводится к  учету субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит и др.) и объективных  данных (вес, пульс, частота дыхания  и др.). Все данные самоконтроля заносятся  в специальный дневник.
Запись в дневнике можно делать раз в неделю, но желательнее вести ежедневную регистрацию  данных и фиксировать их в одни и те же часы, при одинаковых условиях и одним методом. Дневник самоконтроля проверяется не реже одного раза в  месяц. Результаты самонаблюдения лучше  анализировать с врачом или специалистом по физической культуре, после чего вносить соответствующие изменения  в методику проведения занятий.
Самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное и  плохое. Плохое самочувствие – это  болезненное состояние организма  или состояние после чрезмерно  большой физической нагрузки. Обычно при регулярных и правильно проводимых занятиях занимающиеся чувствуют себя хорошо.
В графе «Сон»  отмечается хороший, удовлетворительный или плохой сон и его особенности  – продолжительность, характер нарушения. При нормальной физической нагрузке сон обычно бывает крепким, здоровым, освежающим. При систематическом  плохом сне нужно обратиться к  врачу.
Аппетит может быть повышенным, нормальным, пониженным или  отсутствовать вообще. У здорового  человека обычно хороший аппетит. Отсутствие его указывает на какие-то отклонения в состоянии организма – недомогание, недосыпание, переутомление, (перегрузка в тренировке).
Желание заниматься физическими упражнениями – очень  важный показатель. У здорового человека всегда есть определенная потребность  в движении. Стойкое нежелание  заниматься чаще всего признак переутомления. В дневнике указывают: занимался  ли с желанием или без.
Пульс, или частота  сердечных сокращений – показатель состояния сердечно-сосудистой системы, позволяющий судить о влиянии тренировочных занятий на организм человека. Нормальный пульс в покое у мужчины равен 68-72 ударам в минуту, у женщин частота его несколько выше. С 25 до 50 лет ритм сердечных сокращений мало изменяется, в пожилом возрасте он замедляется. У людей, регулярно и правильно занимающихся физической культурой и спортом, пульс в покое замедлен и доходит у отдельных спортсменов до 40 и менее ударов в минуту. Непосредственно в процессе интенсивных физических занятий с большой нагрузкой частота сердечных сокращений может возрастать у малотренираванных до 180-200, у тренированных людей – до 240-280 ударов в минуту. Если после прекращения занятия пульс быстро, через 10-15 минут, приближается к исходной норме, это говорит о тренированности и хорошем состоянии сердечно-сосудистой системы.
Людям старших возрастов  и всем, кто занимается самостоятельно в оздоровительных целях, не следует  допускать частоты пульса свыше 140-160 ударов в минуту. Значительное учащение пульса и слишком долгое возвращение его к исходному  состоянию (удлиненная фаза успокоения пульса) указывают на то, что нагрузка в занятиях велика. Ее следует снизить и дать организму отдых. Если и после этого пульс будет повышен, надо обязательно обратиться к врачу. Показателем правильностп занятии и повышения тренированности организма служит сокращение времени, требуемое для возврата пульса к исходной величине после выполнения одного и того же упражнения. В дневнике самоконтроля записывается число сокращений сердца в минуту как в состоянии покоя (лучше в утренние часы), так и после физической нагрузки.
Вес тела – один из показателей физического развития и состояния здоровья человека. Обычно в первые 2-3 недели регулярных занятий вес тела, особенно у полных людей, падает на 1,5-2 килограмма за счет потери воды и жировой прослойки. Примерно через месяц вес начинает восстанавливаться благодаря увеличению мышечной массы и в дальнейшем, при правильной тренировке, будет держаться примерно на одном уровне. После больших одноразовых физических нагрузок (продолжительный бег, спортигры и т. п.) вес может резко упасть на несколько килограммов, но затем так же быстро (примерно от 12 до 36 часов) восстановиться. Когда вес восстанавливается медленнее, это означает, что человек с трудом переносит нагрузку и, следовательно, ее нужно уменьшить.
Если и после  уменьшения нагрузки вес тела с каждой тренировкой продолжает снижаться, следует обратиться к врачу, так  как это явление ненормальное. Взвешиваться следует не реже одного раза в 10-15 дней, лучше утром, натощак.
Частота дыхания  – важный функциональный показатель. В спокойном состоянии здоровый человек обычно совершает 16-20 дыхательных  движений в минуту (вдох и выдох  считается как одно дыхание). У  тренированных людей частота  доходит до 8-10 и даже 6 раз в  минуту за счет глубины дыхания. В  процессе выполнения физических упражнении частота повышается и иногда доходит  до 30 дыхательных движений в минуту. Дыхательные движения подсчитываются просто: надо положить руку на нижнюю часть  грудной клетки. При подсчете дышать следует свободно, не замедляя и  не убыстряя дыхание.
Потоотделение зависит  от индивидуальных особенностей и состояния  организма. На первых тренировках обычно потеют обильно. С ростом тренированности  потливость постепенно снижается, и  усиление ее в этот период может  быть признаком переутомления. Потоотделение  в дневнике самоконтроля фиксируется  как обильное, большое, среднее.
Все перечисленные  измерения желательно проводить  не только в состоянии покоя, но и  сразу после практических занятий. По сдвигам показателей можно  судить о влиянии физических упражнений на организм, правильность проведения занятий. Если нагрузка соответствует  возможностям человека, показатели самоконтроля будут хорошими. Как правило, у  регулярно занимающихся физической культурой и спортом отмечается хорошее настроение, аппетит, повышение  работоспособности и улучшение  объективных данных – пульса, дыхания  и т. д.
Систематические занятия  физкультурой способствуют тому, что  человек становится стройнее, активнее, повышается его умственная и физическая работоспособность, он реже болеет и  дольше живет. В то же время ограничение, недостаток движений влекут за собой  серьезные последствия, отрицательно сказывающиеся на жизнедеятельности  человеческого организма. 
 

  Утренняя гигиеническая  гимнастика  

Для тех лиц, кто  серьезно решил заниматься спортом, прежде всего надо решить вопрос о  выполнении утренней гигиенической  гимнастики. Утренняя гимнастика или  зарядка выводит человека из сонного (заторможенного) состояния, настраивает организм на рабочий ритм Утренняя гимнастика стимулирует обмен веществ, улучшает эластичность мышц, подвижность в суставах. В эти занятия следует включать небольшое количество упражнений и выполнять их в течение 10—12 мин.
Примерный комплекс упражнений утренней зарядки 1. Упражнение на выпрямление позвоночника (потягивание). Оно отвечает естественному желанию  потянуться после сна, глубоко вдохнуть и сочетается с углубленным дыханием. Руки поднимаются вверх, что помогает свободному оттоку крови; одновременно выпрямляется позвоночник, отводятся  назад плечи. Благодаря этим движениям  увеличивается объем грудной  клетки. При глубоком дыхании, необходимом  при выполнении потягивания, облегчается  приток к сердцу крови из вен головы, рук, стенок грудной клетки и печени. Этим самым создаются благоприятные  условия для кровообращения. Выполняется  это упражнение не менее 10—15 раз.
2. Упражнение для  укрепления мышц ног. Оно способствует  развитию мышц ног, в частности  укреплению мышц свода стопы,  что очень важно для предупреждения  плоскостопия. Проводится в медленном  темпе. Применяются следующие  упражнения: приседание на всей  ступне и на носках (6—8 раз), сгибание и разгибание ног  в одном или нескольких суставах, круговые движения ног Дежа на спине или сидя (по 16—18 раз для каждой ноги).
3. Упражнения для  развития рук и плечевого пояса.  Они включают в себя следующие  движения: руки назад, вперед, вверх-вниз, в стороны, круговые движения  выпрямленных рук в плечевых  суставах (16—18 раз).
4. Упражнения для  укрепления мышц туловища. Применяются  для этого: наклоны туловища  вперед и назад; влево и вправо; повороты налево и направо  (каждое из них выполнять по 10-12 раз).
5. Упражнения для  усиления деятельности важнейших  органов, главным образом двигательного  аппарата и сердечно-сосудистой системы. Используются такие упражнения: бег на месте в среднем темпе в течение 30 с, прыжки на месте — 10 с, быстрая ходьба с энергичной работой рук — 15—20 с.
6. Упражнения для  постепенного перехода от возбужденного  состояния к более спокойному. Применяется ходьба с сохранением правильной осанки (до 2—3 мин). После этого упражнения следуют водные процедуры.
Для лиц зрелого  и пожилого возраста рекомендуется  в утреннюю зарядку включать ограниченное количество упражнений, обеспечивающих функционирование всех суставов, но с  большим (более 20 раз) количеством повторений. Для этого можно придерживаться следующей дозировки. 
 
 

      Физическая  культура и спорт  как социальные феномены
 
Физическая  культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
Физическая культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень  использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре  свободного времени; характер системы  физического воспитания, развитие массового  спорта, высшие спортивные достижения и др.
Физическая культура удовлетворяет социальные потребности  в общении, игре, развлечении, в некоторых  формах самовыражения личности через  социально активную полезную деятельность.
Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место  в учебе, работе людей. Занятием физическими  упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться  в образовательных учреждениях  различных уровней поэтапно. Немалую  роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими  факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства  страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической  эффективности производства, физкультурное  движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся  спортивные сооружения, инвентарь, специальное  оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий  уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни  в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного  быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое  и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального  течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей  по использованию, распространению  и приумножению ценностей физической культуры.
Спорт – явление культурной жизни
Спорт – составная  часть физической культуры, а также  средство и метод физического  воспитания, система организации  и проведения соревнований по различным  комплексам физических упражнений и  подготовительных учебно-тренировочных  занятий. Исторически сложился как  особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в  определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт  в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную  подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается  в том, что он представляет собой  фактор, наиболее действенно стимулирующий  занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов. 

В сферу спорта исторически  вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности – бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры – игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта – на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др. 

В спорте человек  стремится расширить границы  своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и  самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих  отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная  подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем  ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих  мобилизации физических, психических  и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих  себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом  становятся физической и духовной необходимостью
Принято выделять следующие разделы физической культуры:
1. Физическое воспитание  – это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических,  образовательных и воспитательных  задач путем применения системы  физических упражнений. Это вид  воспитания, специфика которого  заключается в обучении движениям  и управления развитием физических качеств человека.
Включенное в систему  образования и воспитания, начиная  с дошкольных учреждений, оно характеризует  основу физической подготовленности людей  – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его  важными элементами являются «школа»  движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью  которых у ребенка формируются  умения дифференцированно управлять  движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).
2. Спорт – специфическая  форма физической культуры, деятельность  которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных  физических и психологических  возможностей человека в процессе  выполнения разнообразных упражнений. Спорт как деятельность соревновательная  по своей сути максимален, независимо  от уровня квалификации спортсменов.
3. Физическая рекреация  – осуществление активного отдыха  с помощью физических упражнений.
4. Физическая реабилитация  – деятельность по восстановлению  частично утраченных или ослабленных  психофизических функций средствами  физической культуры.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний  и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления  и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений  функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и  др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Процесс физического  воспитания имеет два направления: обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям  – процесс формирования двигательных умений и навыков. Воспитание физических качеств это целенаправленное воздействие  на организм занимающегося посредством  нормирования функциональных нагрузок. Особенности и специфика физического  воспитания заключаются в том, что:
–     задачи, решаемые физическим воспитанием, едины  для любого поколения; 

–     предметом  деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и  объектом деятельности;
–     продуктом  деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;
–     физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.
Итогом многолетних  занятий физической культурой и  спортом должно стать стремление к физическому совершенству, под  которым следует понимать исторически  обусловленный идеал физического  развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий  требованиям жизни.
В качестве средств  физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект, табл. 1.
Физическое упражнение – это совокупность непрерывно связанных  друг с другом движений направленных на достижение определенной цели.
С одной стороны  слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью  влияния на физические и психические  свойства человека. С другой стороны  внешним проявлением физического  упражнения является перемещение тела человека и его частей в пространстве и во времени. Эффект физических упражнений определяется прежде всего совокупностью  физиологических, психологических  и биомеханических воздействий  на организм человека в процессе выполнения данного упражнения. 
 
 
 
 
 

      Естественнонаучные основы физической культуры
 
Для студента, избравшего ту или иную профессию, огромное значение имеет высокая работоспособность  в умственном труде, которая обеспечивает успешное прохождение учебного материала  в университете и достижение успехов  в профессии после его окончания. Курс физической культуры призван способствовать развитию у студентов высокой умственной работоспособности.
Важным условием высокой работоспособности является хорошее здоровье. В настоящее  время у многих студентов в  состоянии здоровья имеются те или  иные отклонения от нормы. Специально подобранные физические упражнения и другие средства из арсенала физической культуры помогают бороться с этими недостатками.
Организм человека, равно как и любой другой живой  организм, рассматривается как сложнейшая автоматическая биологическая система, способная к самовоспроизведению, саморемонту, самонастройке на предстоящую деятельность практически к бесконечному самоусовершенствованию. В настоящее время в результате достижений ряда медицинских наук, физиологии спорта, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки установлена возможность сознательного, целенаправленного воздействия на многие процессы, совершающиеся в нашем организме автоматически.
Каркасом, на котором  «смонтированы» все органы и системы  человеческого организма, является костный скелет, окруженный сложной  системой скелетной мускулатуры. Скелет выполняет функции опоры и  защиты некоторых внутренних органов  от внешних воздействий (череп, грудная клетка, кости таза).
Физические упражнения и регулярные занятия спортом  оказывают большое влияние на формирование скелета. Укрепляется  позвоночник, в нем ликвидируются  нежелательные искривления. Расширяется  грудная клетка и вырабатывается хорошая осанка. Следует помнить, что плохая осанка не только эстетический фактор. Сутулость, впалая грудь лишают внутренние органы нормальных условий. Искривление позвоночника может  приводить к передавливанию кровеносных сосудов, ущемлению нервов.
Одним из благоприятных  факторов положительного влияния мышечной деятельности на костную ткань является повышение в ней обменных процессов  и, в частности, обмена кальция. Физиологи  проделали такой опыт. Перерезали у кролика нервы от мышц одной  из конечностей, что привело к  параличу мышц. После определенного  периода парализованную конечность исследовали и оказалось, что в результате отсутствия мышечных сокращений был нарушен обмен солей кальция, отчего костная ткань стала хрупкой. 

Мышцы обеспечивают активные движения и вертикальное положение  человека, удерживают внутренние органы в определенном положении, обеспечивают дыхательные движения, усиливают  кровообращение и лимфообразование, принимают участие в теплорегуляции.
В результате систематической  физической работы, занятий физическими  упражнениями и спортом сила мышц человека увеличивается именно за счет утолщения мышечных волокон и  увеличения их количества путем расщепления.
Для работы мышц и  поддержания деятельного состояния  организма необходимо поступление  в него питательных веществ, воды и кислорода, а также вывода из организма продуктов распада. Этот процесс протекает в тесном единстве организма с внешней средой и  выражается в постоянном, непрекращающемся обмене веществ и энергии.
Соотношение между  количеством энергии, поступающей  в организм с пищей, и величиной  энергетических трат называется энергетическим балансом. При избыточном поступлении  питательных веществ в организме  происходит накопление энергетических запасов. В условиях недостаточного питания эти запасы, наоборот, расходуются.
Спортивная тренировка способствует снижению основного обмена, что достигается за счет более  экономного протекания процессов жизнедеятельности.
Физическая инертность, малоподвижный образ жизни, создают  предпосылки для расстройства обмена веществ, развития тучности и атеросклероза, болезней, которые преследуют современного человека. Тучность и атеросклероз во много раз ускоряют естественный износ организма, а первопричина их все та же — недостаточность мышечной деятельности.
В процессе обмена веществ  кислород и продукты питания к  тканям всех органов доставляет кровь, она же продукты обмена переносит  от тканей к органам выделения, посредством  которых они выводятся из организма во внешнюю среду.
Кровь, единственный жидкий орган человеческого тела, вместе с лимфой составляет внутреннюю среду организма и выполняет  многообразные функции: разносит по организму питательные вещества; выводит из тканей тела продукты распада; доставляет клеткам тканей кислород и выносит из них углекислый газ; защищает организм от вредных воздействий  ядовитых веществ и инородных  тел; способствует сохранению постоянства  внутренней среды и постоянной температуры  тела; осуществляет жидкостную (гуморальную) связь между отдельными органами и системами с помощью гормонов и других физиологически активных веществ.
Кровообращение осуществляется посредством кровеносной или  сердечно-сосудистой системы. Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов, представляющих собой эластические трубки различного диаметра. Среди кровеносных сосудов различают артерии - сосуды, по которым кровь движется от сердца к тканям, и вены, по которым кровь движется от тканей к сердцу.
Артериальная кровь, отдавая тканям, питательные вещества и кислород и принимая продукты жизнедеятельности  клеток и в том числе углекислый газ, превращается из артериальной в венозную. Венозная кровь из капилляров переходит в мельчайшие венозные сосуды, называемые венулами. Венулы объединяются в вены, и по ним кровь снова притекает к сердцу.
Сердечно-сосудистая система состоит из большого и малого кругов кровообращения. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, проходит через ткани всех органов тела, где происходит обмен веществ, (кроме легких), и возвращается в правое предсердие сердца. Из правого предсердия кровь переходит в правый желудочек, а оттуда, из правого желудочка, начинается малый круг кровообращения, который проходит через легкие, где венозная кровь, отдавая в окружающую среду углекислый газ и насыщаясь кислородом, превращается в артериальную и направляется в левое предсердие. Из левого предсердия кровь переходит в левый желудочек и оттуда снова в большой круг кровообращения.
Систематические занятия  физическими упражнениями и спортом  способствуют снижению частоты пульса и замедлению скорости распространения  пульсовой волны по артериям. Это  результат увеличения силы сердечной  мышцы и сохранения эластичности стенками кровеносных сосудов.
У тренированных  спортсменов частота пульса в  покое бывает реже 60-80 и даже 40 ударов в минуту.
При длительной работе, при состоянии близком к утомлению, чтобы поддержать постоянное высокое  давление и быстрый ток крови  в работающем органе, скелетной мышце, пищеварительных органах, сердечной  мышце, головном мозге и др., мышцы  кровеносных сосудов напрягаются (их тонус повышается), в результате чего уменьшается их просвет.
При неправильной организации  труда, в том числе и умственного, когда в режиме труда нет своевременного отдыха, такое повышение тонуса кровеносных  сосудов становится хроническим. Стойким  делается и повышенное кровяное давление, что свидетельствует о появлении  начальной стадии гипертонической болезни - гипертензии.
Между организмом человека и окружающей средой происходит постоянный газообмен. Кислород из атмосферного воздуха  переходит в кровь, а углекислый газ из крови во внешнюю среду. Газообмен организма с внешней  средой происходит с помощью органов дыхания.
Дыхательный аппарат  человека состоит из воздухоносных  путей (полость носа, трахея, бронхи), грудной клетки и дыхательной мускулатуры.
Местом, где происходит обмен газами между воздушной  средой и кровью, являются альвеолы легких, представляющие собой мельчайшие пузырьки с общей поверхностью примерно в 10 раз большей поверхности человеческого тела.
В связи с увлечением молодежи, в последнее время, атлетической гимнастикой, необходимо указать на то, что амплитуда дыхательных  движений находится в обратном отношении  с развитием мышц, осуществляющих дыхательные движения. Атлеты, нарастившие  себе непомерно большие мышцы, как  правило, отличаются небольшими дыхательными объемами. Наоборот, легкоатлеты или  лыжники, у которых мускулатура  не столь рельефна, имеют значительно большие амплитуды дыхательных движений. Поэтому, занимаясь атлетической гимнастикой, атлетизмом, нельзя забывать о развитии функций дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма, для чего вместе с подниманием тяжестей нужно заниматься бегом, ходьбой на лыжах, плаванием и т.п.
Активная двигательная деятельность, повышая обмен веществ  и энергии в организме, в значительной степени, стимулирует процессы пищеварения. Однако необходимо учитывать, что непосредственно  в процессе интенсивной мышечной деятельности процесс пищеварения  оказывается заторможенным, что  связано с перераспределением крови  в организме и рядом специфических  рефлекторных влияний. Поэтому не рекомендуется  принимать пищу сразу после интенсивной  физической и умственной работы. Приему пищи должна предшествовать пауза не менее 30-60 мин.
К железам внутренней секреции относятся эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, околощитовидная, зобная или вилочковая железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы. Железы внутренней секреции выделяют гормоны, которые попадают в кровь, лимфу в мозговую жидкость. Гормоны, обладая высокой физиологической  активностью, оказывают влияние  и на функции различных органов  и тканей. Деятельность желез регулируется центральной нервной системой по механизму безусловных и условных рефлексов.  

Нервная система  человека условно делится на соматическую, регулирующую деятельность органов  чувств и скелетных мышц, и на вегетативную, которая иннервирует  внутренние органы. Нервная система  человека подразделяется также на периферическую и центральную (ЦНС).
Периферическая нервная  система состоит из огромного  числа нервных волокон, пронизывающих  все органы и ткани человеческого  тела. Другая половина нервных волокон - это двигательные или центробежные нервы. Они передают мышцам, железам, тканям «инструкции» и «приказы» к деятельности.
Спинной мозг - главный  кабель, соединяющий периферическую нервную систему с головным мозгом. В своих верхних отделах спинной  мозг переходит в головной мозг.
Головной мозг состоит  из 3-х частей: ствола мозга, который  делится на нижний отдел (продолговатый  мозг, варолиев мост) и верхний отдел (средний мозг, промежуточный мозг), мозжечка, расположенного сзади от продолговатого мозга, и самой крупной части мозга — больших полушарий.
Головной мозг, так  же как и спинной, состоит из белого и серого вещества. Белое вещество - скопление нервных волокон. Серое  вещество - скопление нервных клеток. В одном кубическом сантиметре серого вещества помещается больше 6 миллионов  клеток, а всего в коре головного мозга их около 14 млрд.
Тренировочный процесс в спорте является одной из форм воздействия на организм с целью стимуляции процесса самоусовершенствования. Тренировочный процесс ставит организм человека в такие условия, при которых ему приходится регулярно, на протяжении длительного периода времени проявлять максимальную силу, выносливость, быстроту или другие качества. В ответ на это в организме или в отдельных его звеньях происходят соответствующие (адекватные) перестройки — увеличивается сила, работоспособность, подвижность. 
 
 
 
 
 
 
 

      7 факторов здорового  образа жизни.  Правильное питание.  Требование к соотношению  основных продуктов  питания.
 
 
    1. Рациональное  питание: 

      - пища, сбалансированное по макро- и микроэлементам;
      - правильный  баланс в рационе питания растительной  и животной пищи, необходимость  пищевых волокон;
      - регулярность  и своевременность питания;
      - восполнение  недостатка макро- и микронутриентов с помощью СПП и БАД;
      - умеренность  в питании. 

    2. Высокая  двигательная активность: 

      - подвижные,  спортивные игры; спортивные секции, аэробика;
      - активный  отдых, прогулки и ближний туризм;
      - утренняя  гигиеническая гимнастика;
      - дыхательная  гимнастика. 

    3. Благоприятный  психо-эмоциональный климат: 

      - наличие  нравственных ценностей в обществе;
      - разумные  жизненные и повседневные цели;
      - любовь  к людям и к себе;
      - видеть  свое место в жизни;
      - жизнь  в гармонии с природой;
      - положительный  настрой на жизнь;
      - рациональная  организация рабочего и свободного  времени, полноценный отдых;
      - материальное  благополучие;
      - психотерапия, медитация, аутотренинг. 

    4. Снижение  влияния неблагоприятных факторов  жизни: 

      - правильный  выбор продуктов питания;
      - бытовые  средств очистки воды и воздуха;
      - выведение  из организма различных токсинов, солей тяжелых металлов, радионуклидов  путем применения СПП и БАД  - энтеросорбентов;
      - использование  систем и методов очистки организма  на клеточном и тканевом уровнях. 

    5. Повышение  защитных сил своего организма: 

      - Закаливание:  солнечные ванны, водные процедуры,  воздушные процедуры, сауна, комплексное  влияние;
      - массаж;
      - физические  тренировки;
      - прогулки  на природе;
      - применение  БАД - поливитаминов, адаптогенов,  иммуностимуляторов. 

    6. Преодоление вредных привычек: 

      - алкоголизм;
      - наркомания, токсикомания;
      - курение;
      - азартные  и компьютерные игры. 

    7. Организация  быта: 

      - разумный  выбор места жительства;
      - положительный  микроклимат в семье;
      - экология  жилища;
      - культурный досуг 
 

Питание — процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Рациональное питание имеет также профилактич. значение для предупреждения преждевременного старения. При желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых и других заболеваниях специально составленный рацион и режим питания являются одним из лечебных назначений.
Питание должно быть организовано таким образом, чтобы  оно обеспечивало гармоническое  развитие и слаженную деятельность организма. Для этого пищевой  рацион должен быть по количеству и  качеству сбалансирован с потребностями  человека соответственно его профессии, возрасту, полу. Физиологические потребности  организма зависят от множества  условий. Большинство этих условий  постоянно меняется, так что точно  сбалансировать питание на каждый момент жизни практически невозможно. Но организм обладает специальными регуляторными  механизмами, позволяющими использовать из принятой пищи и усваивать необходимые  питательные вещества в таком  количестве, которое ему требуется  в данный момент. Однако регуляторные приспособительные способности  организма имеют определенные пределы: они ограничены в детском и  пожилом возрасте. Кроме того, многие пищевые вещества, напр, некоторые витамины, незаменимые аминокислоты, человеческий организм не в состоянии образовать в процессе обмена, они должны поступать с пищей, иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием.
Свойства пищевых  веществ и потребность в них организма
С пищей организм получает необходимые для жизнедеятельности  белки, жиры, углеводы, а также биологически активные вещества — витамины и  минералы, соли. Количество энергии, выделяемой при усвоении организмом того или  иного пищевого продукта, называется калорийностью этого продукта. Потребность  в различных пищевых веществах  и энергии зависит от пола, возраста и характера трудовой деятельности. Для правильного составления  рациона питания с учетом характера  трудовой деятельности специалисты  в области гигиены питания  подразделяют все взрослое население  на 4 группы. К первой группе относятся  лица, работа которых не связана  с затратой физического труда  или требует незначительных физических усилий: работники умственного труда, работники пультов управления, диспетчеры и другие, работа которых связана  с определенным нервным напряжением, все служащие. Ко второй группе относятся работники механизированных производств и работники сферы обслуживания, труд которых не требует большого физич. напряжения: медсестры, санитарки, продавцы, проводники, кондукторы, работники радиоэлектронной промышленности, связисты, телеграфисты, швейники, работники, занятые на автоматизированных процессах и т. п. К третьей — работники производств с частично механизированным процессом труда и работники сферы обслуживания, труд которых связан со значительным физическим напряжением: станочники, текстильщики, обувщики, водители поездов метро, автобусов, трамваев, троллейбусов, почтальоны, работники прачечных и предприятий общественного питания (кроме административно-управленческого аппарата), агрономы и бригадиры тракторных и полеводческих бригад и т. п. К четвертой — работники полумеханизированных или немеханизированных производств средней и большой тяжести труда: горнорабочие, шахтеры, водители грузовых автомобилей, металлурги, кузнецы, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, рабочие, занятые на лесозаготовках и т. п. Лица, труд которых связан с большим нервным напряжением (работники пультов управления, диспетчеры и т. п.) по потребности в энергии и белках приравниваются к I группе интенсивности труда, а по потребности в витаминах — к III. Кроме того, для некоторых контингентов населения установлены специальные нормативы. Так, потребность в калориях мужчин, занятых особо тяжелым ручным трудом (землекопы, грузчики, лесорубы и т. п.), составляет 4500 ккал, студентов — 3300 ккал, студенток — 2800 ккал.
Правильное составление  индивидуального рациона питания  возможно лишь при знании химического состава пищевых продуктов.
Белки
Белки представляют собой важнейшую составную часть  пищи. Недостаточность белков в питания  является одной из причин повышенной восприимчивости организма к  инфекционным заболеваниям. При недостаточном  количестве белков снижается кроветворение, задерживается развитие растущего  организма, нарушается деятельность нервной  системы, печени и других органов, замедляется  восстановление клеток после тяжелых  заболеваний. Избыток белков в рационе  также может принести вред организму.
В принятых в СССР нормах питания рекомендовано, чтобы в пищевом рационе за счет белка было обеспечено в среднем 14%  общей калорийности. Растительные продукты — злаки, бобовые, картофель — представляют собой ценный и важный источник обеспечения организма белками. Однако необходимо, чтобы в дневном рационе растительные белки составляли не более 40%.
Важное значение в питания имеют азотистые экстрактивные вещества, содержащиеся в мясе, рыбе и грибах. Мясные и рыбные бульоны, грибные отвары, благодаря присутствию в них экстрактивных веществ, способствуют улучшению пищеварения, вызывая повышенное выделение пищеварительных соков. Вместе с тем азотистые экстрактивные вещества в связи с содержанием в них так наз. пуриновых оснований требуют усиленной работы печени.
Углеводы
Свыше половины энергии, необходимой для нормальной жизнедеятельности, организм человека получает с углеводами. Они содержатся преимущественно  в продуктах растительного происхождения. Большое количество углеводов в  виде крахмала содержится в хлебе, крупах, картофеле, а в виде сахаров —  в сахаре, кондитерских изделиях, сладких  сортах плодов и ягод. Углеводы имеют  исключительно важное значение для деятельности мышц, нервной системы, сердца, печени и других органов.
Углеводы играют определенную роль в процессах обмена веществ. Они необходимы для нормального  усвоения организмом жиров. Но избыточное поступление сахара в сочетании  с общим высококалорийным питанием может привести к ожирению, раннему  развитию атеросклероза и снижению работоспособности. Особенно неблагоприятно избыточное поступление сахара для люден пожилого возраста, у которых избыток сахара может способствовать прогрессированию атеро-склеротического процесса. Кроме названных отрицательных последствий, избыточное поступление сахара может привести к возникновению гипергликемии (повышенное содержание сахара в крови), которая отрицательно сказывается на функции поджелудочной железы.
В нормальном пищевом  рационе углеводов должно быть приблизительно в 4 раза больше, чем белков. Потребность  в углеводах определяется величиной  энергетических затрат. Чем интенсивнее  физическая нагрузка, тем больше объем  мышечной работы, тем выше потребность  в углеводах. Пожилым людям, а  также лицам, занимающимся умственным трудом и имеющим избыточный вес, рекомендуется, чтобы количество ежедневно  поступающего в организм сахара не превышало 15% от общего суточного количества углеводов.
Нормирование углеводов  может производиться соответственно калорийной ценности суточного пищевого рациона. При этом на каждую 1000 ккал предусматривается 124 г углеводов. Сахар в чистом виде (в варенье, меде, конфетах и кондитерских изделиях), быстро всасываясь в кишечнике, вызывает у некоторых людей ряд неприятных ощущений: усиленное потоотделение, тошноту, сменяющиеся вялостью, слабость, вплоть до полуобморочного состояния в т. д. Эти явления объясняются тем, что количество сахара в крови быстро и резко увеличивается, а затем сильно падает, в результате чего возбуждается нервная система. Поэтому не следует употреблять в сутки более 100 г сахара и сахаристых, в том числе и кондитерских, изделий.
Два раза в день по блюду из круп, макарон или бобовых, блюдо и гарнир из картофеля или  овощей, 400—500 г хлеба и около 90—100 г сахара и сладостей вполне обеспечивают суточную потребность в углеводах взрослого человека.
В растительных продуктах  наряду с углеводами, обеспечивающими  организм энергией, содержатся так  назывваемые непищевые углеводы — клетчатка. Практического значения как источник энергии в пищевом рационе она не имеет, усваиваясь примерно на 25%, но способствует нормальной функции кишечника: раздражая стенки кишок, она вызывает их движение — перистальтику. При употреблении пищи, лишенной клетчатки, перистальтика ослабевает, что способствует возникновению запоров.
Серый пшеничный  хлеб, ржаной хлеб, овощи нужно повседневно  включать в меню. Очень полезны  сырые овощи и фрукты; они ценны  также и тем, что содержат так  называемые пектиновые вещества. Являясь  углеводами, пектиновые вещества имеют  некоторую питательную ценность. Однако главное их значение для пищеварения  заключается в том, что они  способствуют лучшему опорожнению  кишечника, усиливая его перистальтику.
Жиры
Жиры представляют собой готовый «горючий» материал, который снабжает организм энергией. Жиры необходимы для обеспечения  нормального усвоения организмом белков, некоторых минерал, солей, а также  жирорастворимых витаминов. Наличие  жиров в пище придает различным блюдам высокие вкусовые качества, способствует возбуждению аппетита, имеющего важнейшее значение для нормального пищеварения.
Жиры, поступающие  с пищей, частично идут на создание жировых запасов. Удовлетворение потребности  в жире и всех его компонентах  зависит от вида и качества жира — установлена взаимодополняемость животных и растительных жиров. Оптимальный в биологическом отношении баланс создается при включении в суточный рацион 70—80% животных жиров и 20—30% растительных.
Нормы поступления  в организм жиров рассчитывают с  учетом возраста, характера трудовой деятельности, национальных особенностей и климатических условий. В нормах питания, рекомендованных для населения  СССР, предусматривается в суточном рационе 30% калорий за счет жира. Нормирование жира может производиться соответственно калорийной ценности суточного пищевого рациона. При этом на каждую 1000 ккал предусматривается 35 г жира. Определенное значение имеет качественный состав жиров, входящих в пищевой рацион. В пищу употребляют жиры различных  животных, птиц и рыб, молочный жир (гл. обр. сливочное или толеное масло), а также жиры растительного происхождения (подсолнечное, соевое, арахисное, оливковое и другие масла).
Растительные жиры надо повседневно включать в рацион по 20—25 г. Вместе с растительными  жирами в пищевой рацион следует  включать говяжье и свиное сало и  особенно сливочное масло. Животных жиров должно быть в дневном рационе  около 75—80 г (из них 40 г в натуральном  виде, а остальные — в различных  пищевых продуктах). В состав пищевого рациона входят также нек-рые жироподобные вещества — холестерин и лецитин. Холестерин, к-рый содержится в значительном количестве в животных жирах, яичных желтках, икре, мозгах, печени, почках, играет большую роль в жизнедеятельности организма, в частности в деятельности нервной системы.
Лецитин благодаря  содержанию в нем фосфора и  холина является биология, антагонистом холестерина. Он стимулирует развитие растущего организма, благоприятно влияет на деятельность нервной системы, печени, стимулирует кроветворение, повышает сопротивляемость организма  токсич. веществам, улучшает усвоение жиров, препятствует развитию атеросклероза. Значительное количество лецитина содержится в гречневой крупе, пшеничных отрубях, салате. Много лецитина в сое, фасоли и других зернобобовых.
Минеральные соли
Минеральные вещества входят в состав всех тканей нашего тела и постоянно расходуются  в процессе жизнедеятельности организма. Суточная потребность человека в  минеральных солях различна. Так, суточная потребность в хлористом  натрии (поваренной соли), фосфорнокислом кальции исчисляется в граммах, суточная потребность в солях  меди, марганца, йода исчисляется в  миллиграммах. Наконец, есть такие минеральные  соли, суточная потребность в которых  исчисляется в тысячных долях  миллиграмма — микрограммах. Потребность  организма в минеральных солях  обычно полностью обеспечивается при разнообразном питании.
Среди разнообразных  минеральных солей, которые человек  получает с пищей, значительное место  занимает поваренная соль. Пресная  пища, даже самая разнообразная, быстро приедается и вызывает отвращение. Кроме того, поваренная соль необходима для поддержания нормального  количества жидкости в крови и  тканях, она влияет на мочевыделение, деятельность нервной системы, кровообращение, участвует в образовании соляной кислоты в железах желудка.
Всего в организме  содержится около 300 г соли, а за год  человек съедает около 5,5 кг соли. В дополнение к 3—4 г соли, содержащимся в натуральных пищевых продуктах  суточного рациона, несколько граммов  соли съедается с хлебом (в 100 г  ржаного хлеба ее имеется около 1,5 г, а в 100 г пшеничного хлеба  — 0,5—0,8 г), несколько граммов прибавляется при варке пищи. В среднем за день следует употреблять до 12 г  соли. Костный скелет составляет ок. 1/5 — й веса человеческого тела, а кости на 2/3 состоят из минеральных солей. В состав костной ткани входит около 99% всего кальция, имеющегося в организме человека. Однако оставшаяся часть кальция играет большую роль, участвуя в самых разнообразных процессах обмена веществ. Соли кальция имеются почти во всех пищевых продуктах, но не всегда усваиваются организмом человека. Для обеспечения организма необходимым количеством солей кальция нужно включать в пищевой рацион продукты, содержащие в значительном количестве хорошо усвояемый организмом кальций. К таким продуктам относятся молоко, молочнокислые продукты, сыр, яичный желток.
Фосфор играет большую  роль в жизнедеятельности организма. Кроме участия в образовании  костной ткани, в значительном количестве фосфор входит в состав нервной ткани, поэтому он необходим для нормальной деятельности нервной системы. Соли фосфора содержатся почти во всех пищевых продуктах как растительного, так и животного происхождения; много фосфора имеется в орехах, хлебе, крупах, мясе, мозгах, печени, рыбе, яйцах, сыре, молоке.
Соли магния имеют  большое значение для нормальной деятельности сердечнососудистой системы. Особенно они необходимы в пожилом  возрасте, т. к. способствуют выведению  из организма избыточного количества холестерина. Много солей магния содержится в отрубях, а следовательно, и в хлебе из муки грубого помола, в гречневой и ячневой крупах, в морской рыбе.
Калий имеет особенно важное значение для обеспечения  нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, т. к. он усиливает мочевыделение. Бахчевые овощи (тыква, кабачки, арбузы), яблоки, курага, изюм, содержащие много солей калия, рекомендуются людям, страдающим заболеваниями сердца, гипертонической болезнью.
Потребность организма  в железе и меди очень невелика и исчисляется тысячными долями грамма в сутки, но эти элементы играют исключительно важную роль в кроветворении. Потребность организма в йоде также незначительна, но отсутствие его в пищевых продуктах приводит к нарушению деятельности щитовидной железы и развитию так наз. эндемического  зоба. Для предупреждения развития этого заболевания к поваренной соли, которой снабжается население  районов, где почва и вода не содержит йода, добавляется некоторое количество солей йода. Много солей йода содержат морская рыба (треска, камбала, морской  окунь) и продукты моря (морская капуста, кальмары, крабы, креветки и др.).
Соли кобальта, который  относится к микроэлементам, играют большую роль в кроветворении, т. к. кобальт входит в состав витамина B12. В значительном количестве они содержатся в горохе, свекле, красной смородине, клубнике.
Вода относится  к веществам, не образующим энергии  при их использовании в организме, но без воды жизнь невозможна.
При введении в пищевой  рацион необходимого количества жидкости обеспечивается надлежащий объем (вес) пищи, который создает чувство  насыщения. Суточная потребность в воде в среднем ок. 35—40 мл на 1 кг веса тела, т. е. ок. 2,5 л. Значительная часть этой нормы (ок. 1 л) содержится в пищевых продуктах: например, в кашах — до 80% воды, в хлебе — около 50%, в овощах и фруктах — до 90%. Так называемая свободная жидкость, содержащаяся в супе, компоте, молоке, чае, кофе и других напитках, должна составлять около 1,2 л при общем весе дневного рациона ок. 3 кг. Количество воды, вводимое в организм с пищей и питьем, меняется в зависимости от климатических условий и степени интенсивности физической работы.
Витамины являются обязательной и незаменимой составной  частью рациона. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, участвуют  в процессе усвоения других пищевых  веществ, способствуют повышению сопротивляемости организма различным вредным  воздействиям внешней среды, повышают трудоспособность человека.
Разнообразный состав пищевых продуктов в рационе  и правильная кулинарная обработка  пищи способствуют сохранению витаминов. При тяжелом физическом труде, беременности, у живущих в северных районах потребность в витаминах возрастает. В таких условиях возникает необходимость употреблять витаминные препараты. 

Усвоение пищи зависит  от вида продукта и от того, насколько  разнообразно питание. Лучше усваиваются  продукты животного происхождения, при этом главное значение имеет  усвоение белков. Белки мяса, рыбы, яиц  и молочных продуктов усваиваются  лучше, чем белки хлеба, круп, овощей и плодов. Важнейший фактор правильного  питания — разнообразие пищи. Однообразная пища приедается и хуже усваивается. При употреблении в пищу мяса, хлеба  и круп усваивается в среднем 75% содержащихся в них белков, а  при добавлении овощей усвояемость  возрастает до 85—90%. Значительно повышают усвояемость пищевых веществ правильная, достаточная термическая обработка продуктов и их измельчение.
Режим питания включает следующие понятия:
1) количество приемов пищи,
2) интервалы между приемами пищи,
3) распределение  калорийности суточного рациона  между отдельными приемами
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.