На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Индивидуальный стиль познавательной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО  «Череповецкий государственный  университет»
Институт  педагогики и психологии
Кафедра психологии 
 
 

Тематическое  портфолио :
«Индивидуальный стиль познавательной деятельности». 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка
                  группы 4ПС-21
                  Чистякова Е.А.
                  Преподаватель 
                    Маралова Т.П.                                   
                   
                   
                   
                   

г. Череповец, 2011 г. 

Оглавление:
Тема: Индивидуальный стиль познавательной деятельности. 3
Литература по теме: 8
Терминологический и понятийный словарь. 9
Теоретические размышления по теме. 10
Краткая аннотация 12

Тема: Индивидуальный стиль познавательной деятельности.

Решение проблемы успешного учения – в  развитии индивидуального стиля  учения. Деятельность человека является комплексной и не сводится только к врожденным или алгоритмическим  процессам. Когнитивные структуры  психики подвижны и зависят от многих факторов. Когнитивный стиль  – это результат взаимодействия индивидуальных особенностей процессов  приема и переработки информации человеком, устойчиво проявляющихся  при решении им познавательных задач. Это личностное образование пронизывает  многие уровни психической организации  человека – от перцептивных процессов до межличностных отношений, что выражается в особенностях самооценки и оценки других людей, объеме реального общения, уровне интеллекта, тревожности, экстраверсии. Когнитивный стиль выступает посредником между психическими и личностными уровнями «интегральной индивидуальности».
В отечественных  исследованиях под индивидуальным стилем деятельности понимается система  индивидуально-своеобразных приемов  и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. Стиль обучения – это  предрасположенность к принятию специфической стратегии обучения в соответствии с конкретными  задачами обучения. Выделяют следующие  стратегии обучения: понимающую и  операционную, репродуктивную и прикладную, глубокое и поверхностное чтение.
В индивидуальном стиле выделяется система факторов, которые остаются неизменными и  определяют особенности восприятия и переработки учебной информации. К природным факторам можно отнести  репрезентативную систему; тип нервной  системы; полушарную доминантность.
Под стилем учебной деятельности понимается система  индивидуально-своеобразных приемов  и способов решения учебно-познавательной задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. Учебная деятельность носит преимущественно познавательный характер. Следовательно, на ее стиль будут влиять прежде всего особенности познавательной сферы учащихся. Познавательную деятельность можно рассматривать как взаимодействие функционального, информационного, операционного и мотивационного компонентов. Функциональный компонент обеспечивается функциями мозга: сенсорными, моторными, мнемическими, которые имеют свои пределы. Операционный компонент отражает систему когнитивных операций, которыми владеет индивид. Информационный компонент обеспечивает объем накопленной и используемой индивидом информации. В мотивационном компоненте находят отражение интересы, склонности и потребности личности. Таким образом, индивидуальный стиль учебной деятельности можно рассматривать как целостность мотивов информации, операций и функций, которые реализуются на уровне интегральной индивидуальности.
Стиль учебной деятельности является динамическим образованием и развивается в  условиях целенаправленного обучения. Выделяют три уровня умственного  развития: сенсорно-перцептивный, представленческий и вербально-логический.
На сенсорно-перцептивном уровне, как генетическом, коренном, исходном, остающемся на всю жизнь, происходит получение чувственного опыта, формируются процессы различения и сличения, когнитивная операция сравнения. На этом уровне ведущую роль играет сенсорная – модальность и сенсорная организация (в западной психологии модальность и репрезентативная система). На этом уровне формируется интегральное качество – наблюдательность.
Представленческий уровень модальности (слуховая, зрительная, кинестетическая) является основой для развития образной памяти и воображения, запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения информации. Интегральным качеством выступает воображение как процесс оперирования образами, их трансформациями, сравнением и комбинированием. У человека формируется способ ориентации в имеющейся информации и ее извлечения по мере необходимости.
На вербально-логическом уровне возникает возможность работы с идеальными объектами. Существенными изменениями на этом уровне являются логическая память, способность к обобщениям, абстрагированию, анализу и синтезу. Социальный опыт фиксируется в идеальных объектах. Существенным образованием в личности является способность к теоретическому мышлению.
Принятие  такой последовательности умственного  развития предполагает, что сенсорно-перцептивный уровень задан генетически и будет определять особенности познавательных структур. Два остальных уровня отражают те динамические изменения, которые могут произойти в умственном развитии при условии организации процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей в познавательной сфере.
У учащихся определяется ведущий канал восприятия информации, их когнитивный стиль. Если брать только этот показатель, то можно  выделить аудиальный стиль ученика (тот, который учится посредством восприятия информации на слух), визуальный (посредством зрительного восприятия) и кинестетический (учится на собственном опыте).
Мозговая  доминантность (полушарность) также влияет на стиль обучения: у индивидов с доминированием правого полушария развита образность, они видят целую картину, легко воспринимают музыку и искусства. Индивиды с доминирующим левым полушарием предпочитают анализ, склонны к детализации, словесности и науками.
Поведение личности во многом определяется данными, полученными из внешнего мира. Люди по-разному реагируют на одну и  ту же информацию. Это зависит от установок сознания. По этому показателю выделяются экстраверты и интроверты. Для мотивационной сферы экстраверта характерна ориентация на то, что происходит вне его: он открыт всему, что происходит вокруг, он чаще всего при взаимодействии с людьми получает энергию, сам любит действовать, легко вступая в контакты, быстро осваивается в новом коллективе, проявляет интерес к новым людям, легко знакомится с ними и легко расстается, если отношения не сложились. Интроверт же ориентирован на внутренний мир, свои ощущения, впечатления, он старается отгородиться от обилия новой информации, внешне молчалив, задумчив, спокоен, имеет узкий круг друзей, трудно вступает в новые контакты, стремится к тишине, не любит неожиданных визитов и хорошо работает в одиночку.
В ряде исследований выделен стиль мышления. Под стилем мышления понимается открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к  которой личность предрасположена  в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации  до характерологических свойств). Исследователи  подчеркивают, что стиль мышления закладывается в детстве и  развивается в соответствии с  опытом и метаморфозами личности. В стиле мышления можно выделить ядро и избирательную систему  по реакции на внешние условия.
Стиль мышления определяет способ решения  проблем, поступки, личностные характеристики.
Обязательными факторами, влияющими на успешность обучения, являются особенности нервной  системы и такие ее показатели, как сила-слабость и подвижность-инертность нервной системы. (Приложение А)
Критериальными ситуациями для определения типа нервной системы являются ситуации, требующие длительного умственного напряжения: продолжительный школьный день; экзамен, контрольная работа; урок, на котором нужно работать в быстром темпе; ситуация после неудачного ответа; урок, на котором требуется постоянное распределение внимания; работа в шумной беспокойной обстановке; выполнение монотонной однообразной работы; выполнение работы по алгоритму; самоконтроль.
Одним из условий успешного формирования индивидуального стиля учебной  деятельности, под которым понимается система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных  особенностей человека – помочь ученику  найти свои, специфические оптимальные  способы приспособления к учебным  ситуациям, осознать наиболее удобные  для него способы учения.
Вторым  условием является обучение учащихся способам учебной работы. По мнению И.С. Якиманской, в способе учебной работы объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты. Способ учебной работы – устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операционную сторону познавательной деятельности, – характеризует индивидуальную избирательность ученика к проработке учебного материала разного научного содержания, вида и формы, устойчивость предпочтения, продуктивность использования знаний. Способ учебной работы отражает своеобразие преобразования научной информации, заданной для усвоения. В способах учебной работы познавательные процессы выступают не изолированно, а в сложном взаимодействии, отражают личностные ориентации ученика. Способ характеризует процесс усвоения, характер организации и реализации деятельности самого ученика как субъекта учения.
Третьим условием является соблюдение психологических  правил при работе со слабыми и  инертными учениками. (Приложение Б)
Для более  успешного обучения необходимы следующие  условия, по мнению Бетти Лу Ливер:
1. Определить  стиль обучения каждого ученика.
2. Отметить  место каждого ученика на карте  стилей.
3. Определить, какие стили входят в усредненный  стиль класса.
4. Выяснить, кто не соответствует стилю  большинства.
5. Определить  стиль преподавания учителя и  отметить случаи конфликта со  стилями обучения учащихся.
6. Определить  ориентацию учебных материалов (учебников,  пособий, раздаточных материалов), отметить случаи конфликта со  стилем обучения учащихся.
7. Оценить  глубину конфликтов между учебными  стилями учащихся, средним стилем  класса, стилем преподавания и  ориентацией учебных материалов.
8. Определить  методы включения учащихся группы  риска в учебный процесс посредством  адаптации заданий внутри класса, творческого использования возможностей  работы в малых группах, создания  возможностей выбора заданий,  индивидуальных домашних заданий,  консультирования учащихся. 
 
 
 
 

Литература  по теме:

    Гиппенрейтер Ю.Б., В.Я. Романова «Психология индивидуальных различий», 1982г., с. 74-77;
    Зак А. З. «Как определить уровень развития мышления школьника» ,1982г., 96 с., Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. - № 1;
    Карпенко Л.А. «Краткий психологический словарь», 1985г., с.115;
    Климов Е. А. «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы», 1969г., –280 с.;
    Плуткин С.Г. статья «Индивидуальный стиль познавательной деятельности»,
    http://plook.ru/index/individualnyj-stil-poznavatelnoj-deyatelnosti/
    Мерлин В. С. «Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения» ,1967 г. – № 4.

Терминологический и понятийный словарь.

 
    Индивидуальный  стиль деятельности (англ. individual style of performance) - характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретические размышления по теме.

    Формирование  у учащихся индивидуального стиля  познавательной деятельности, индивидуально-своеобразных способов действий предполагает индивидуализацию учебной деятельности. Обучение должно создавать максимальные условия  для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.
Индивидуализация  учения предполагает, что для каждого  ученика есть своя мера трудности  в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Отсюда может быть установлена  лишь нижняя граница трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих всё повышающихся возможностей стремиться перейти.
Индивидуализация  учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые  формы деятельности, коллективистически мотивированное учение, усиление в обучении связей «ученик – ученик», больший акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.
    Наиболее  ёмкое определение индивидуализации обучения дала Инге Унт. Она понимает её как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются.
    Инге Унт также считает, что на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной  практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:  индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;  учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);  иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья); индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически
    Индивидуализация  в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный  материал. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять  свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические  особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
    Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.
    Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные  систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные  задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков.  В этом  и состоит понимание индивидуального подхода.
    В педагогической теории  индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость индивидуального  подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических  принципов, подчеркивает необходимость  систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого  в личности каждого школьника. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается  каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.
    Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические  особенности ученика, выбор и  применение соответствующих методов  и приемов, различных вариантов  заданий. Он является дидактическим  принципом, вносящим свои коррективы в  организацию процесса обучения. 
 

Краткая аннотация.

Формирование  индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся начальной школы.
    Рожина В. А. (г. Киров, ВГГУ)
Источник: Региональный сборник научных трудов, 2 выпуск.
    В соответствии с выделенными этапами  исследования Рожина В.А. с коллегами проанализировала особенности познавательной деятельности, выявила компоненты индивидуального стиля познавательной деятельности (ИСПД), определила критерии сформированности, разработала методики исследования и методику формирования ИСПД младших школьников.
    Методики  экспериментального исследования призваны определить уровень начального и  экспериментально сформированного  ИСПД, а именно измерить:
-уровень развития внутренних познавательных мотивов младших школьников и их субъективно значимого интереса к познавательной деятельности;
-наличие индивидуально-своеобразной системы целей, навыков ориентировки и планирования в познавательной деятельности;
-уровень владения учащимися приёмами познания и индивидуальный набор познавательных стилей;
-уровень сформированности навыков самоконтроля и оценки, наличие осознанности индивидуального своеобразия познавательной деятельности, умений рефлексии, знание детьми своих сильных и слабых сторон в познании;
-способность к уравновешиванию своей индивидуальности с объективными требованиями познавательной деятельности, продуктивность и результативность познания. 

    Данные  показатели были определены как критерии сформированности индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.
    По  результатам урока можно узнать, у каких учащихся (поимённо и в  процентном отношении к количеству детей в классе) сформированы вышеназванные  приёмы познания и рефлексивные умения, и определить продуктивность познавательной деятельности. Эти результаты соотнесли  с оценкой учителем уровня сформированности ИСПД этих школьников и анкетами самооценки учащимися особенностей своей познавательной деятельности.
    Эксперимент по исследованию и формированию ИСПД проходит в МУП Лицей естественных наук г. Кирова и средних школах №№ 10, 30 и 37 г. Кирова.
    В процессе и при обработке результатов  анкетирования учащихся и урока  по определению сформированности ИСПД младших школьников были выявлены следующие основные проблемы в развитии отдельных компонентов стиля учащихся: а) у некоторых ребят присутствует лишь внешнее стимулирование познавательной деятельности со стороны родителей или отметками; б) у большинства младших школьников развит познавательный интерес лишь к содержанию познания, отсутствует интерес к процессу, способам познания; в) у учащихся не сформированы навыки целеполагания и планирования своей познавательной деятельности, дети не умеют ставить перед собой субъективно значимых цели и конкретные познавательные задачи; г) школьники используют не всегда рациональные приёмы и способы познания; д) слабо развиты навыки рефлексии, дети не анализируют свою познавательную деятельность, её способы, проблемы, пути их решения, причины успеха или неудачи; е) учащиеся не знают своих сильных и слабых сторон в познании, преимущества и недостатки своей индивидуальности, у них слабо развита саморегуляция, поэтому несмотря на то, что дети стремятся выполнить объективные требования деятельности, они не всегда могут найти наиболее удобные для себя и одновременно эффективные в данных условиях деятельности способы.
    Исходя  из структуры индивидуального стиля  познавательной деятельности и выявленных недостатков в развитии познавательной деятельности учащихся начальных классов  можно заключить, что целенаправленное формирование ИСПД младших школьников в процессе обучения предполагает решение следующих задач:
1.Создание  условий для актуализации познавательных  стилей ребенка, его познавательных  возможностей и опыта познания.
2.Развитие  у учащихся познавательной потребности,  способствование продвижению школьников  от содержательных мотивов к  процессуальным, субъективно значимым  познавательным интересам и мотивам  самообразования.
3.Формирование  навыков целеполагания, ориентировки и планирования собственной познавательной деятельности.
4.Обучение  выбору и применению эффективных  способов и приёмов познания, соответствующих индивидуальным  познавательным возможностям учащихся; создание условий для усложнения  и наращивания индивидуального  опыта познания ребёнка в максимально  возможном диапазоне, обогащения  стилевых характеристик его познания  за счет:
освоения  полного репертуара познавательных стилей на всех уровнях стилевого  поведения;
мобильности стилевого поведения (возможности  перехода с одного стиля на другой в зависимости от собственных  потребностей и требований проблемной ситуации);
взаимодействия  разных познавательных стилей (в соответствии с идеями М. А. Холодной).
5.Формирование  навыков самоконтроля и рефлексии,  саморегуляции, умения эффективно осуществлять познавательную деятельность в соответствии с изменяющимися условиями и объективными требованиями познания на основе анализа объекта познания и познавательной ситуации, а также анализа своей деятельности.
    Видно, что формирование ИСПД учащихся эффективнее  организовать в условиях индивидуализации обучения в русле гуманистического  образования. В США ещё в XIX столетии была предпринята попытка использования в практике школьного образования систем индивидуализированного обучения, разработка которых шла по трём направлениям: организации индивидуального режима учебной работы, сочетания индивидуализации режима и учебного содержания с групповой деятельностью учащихся и создания специальных учебных материалов в соответствии с индивидуальными особенностями школьников. Эти направления нашли своё воплощение в «Пуэбло-плане», «Санта-Барбара-плане», «Норт-Денвер-плане», Дальтон-плане, Йена-плане и других образовательных проектах. В ХХ в. развитие идеи индивидуализированного обучения было связано с практикой открытого обучения, «Индивидуальной системы обучения» Ф. Бёрка, Бригадно-индивидуального обучения, программированного обучения и др. Однако, Д. Колб отмечает, что при всех достоинствах этих систем обучения они мало осмыслены в плане их влияния на развитие познания. «Слабость почти всех этих техник в том, что они проигрывают в учёте и обеспечении различий в познавательных стилях… Например, в программированном обучении … в случае неправильного ответа ученику дают больше информации по изучаемому вопросу. И мало что делается для того, чтобы снабдить учащегося методами познания, основанными на его индивидуальном стиле учения». По мнению Д. Колба, в образовательной программе обязательно должны быть заложены цели обучения, связанные не только с его содержанием, но и цели развития, творческой деятельности и цели, ориентированные на стиль учения ученика.
    Для реализации цели и задач формирования индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников была разработана программа деятельности учителей экспериментальных начальных классов. Комплексно-целевая программа по формированию ИСПД младших школьников предусматривает разделы организации работы с педагогами и совместной работы учителей с психологом, организации работы с учащимися, с родителями и контроль за выполнением программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схемы, таблицы.

    Цельность человека – единство системообразующих факторов – направленности личности и индивидуального стиля деятельности, презентирующих в структуре человека уровни индивида, личности и субъекта деятельности. В цельности интегрируются результаты функционирования человека на уровне личности и субъекта деятельности, она является определяющей для понимания психологического механизма успешности, т. е. достижения человеком наивысших достижений в любой области человеческой деятельности (см. Табл.1).
     Таблица 1.
    Составляющие  цельности человека. 

Пословицы, поговорки, афоризмы.

    Чтобы узнать человека, надо с ним пуд  соли съесть. Человека узнаешь, когда  с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.
    Дураку (т. е. готовому на все дурное) наука, что ребенку огонь.
    Не  нужен ученый, а нужен смышленый.
    У него дело как гусли идет (гудет).
    Где верхом, где пешком, а где и  на карачках.
    Всем  добро, да не всякому на пользу (ученье).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.