На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воля и особенности развития волевых качеств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
ПО ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ 

ПО ТЕМЕ: ВОЛЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ  КАЧЕСТВ 
 
 
 
 
 
 

Руководитель:                                                    
                                                                            

Студент:                                                                              
 
 
 
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                              3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ             5                                 
1.1 Определение понятия «воля»                                                                           5
1.2 Представления о волевых качествах                                                           11
1.3 Структура и характеристики волевых качеств                            15
1.4 Классификация волевых качеств                       20
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВОЛИ               21    
2.1 Стратегия и тактика развития воли              21
2.2 Формирование морального компонента силы воли           25
2.3 Развитие волевых качеств                30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  37
ЛИТЕРАТУРА                  39
ПРИЛОЖЕНИЕ                  40         

 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  исследования. Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
      Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических  исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе.
      По  этой причине в начале XX в. и в  последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.
      Проблема  воли, теряет свою актуальность. В современных учебниках по психологии не всегда встретишь соответствующий параграф, где бы обсуждалось темы, имеющие отношение к волевому действию, волевым качествам личности, волевой регуляции.
                По этому возникла необходимость выделить несколько направлений в исследовании явления воли. Среди наиболее популярных направлений выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли:
      Гетерономные  теории сводят волевые действия к  сложным психическим процессам  не волевого характера - ассоциативным и интеллектуальным процессам.
      Теории  автономной воли объясняют этот психический  феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все  теории автономной воли можно разделить  на три группы:
      мотивационный подход;
      подход свободного выбора;
      регуляционный подход.
      Вследствие  неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в  первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми, т.е. такими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» – настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п.
      Актуальность  проблемы исследования определила цель исследования.
      Цель  исследования: изучение воли и особенности волевых качеств.
      Объект  исследования: волевые качества.
      Предмет исследования: психологические способы развития волевых качеств.
      В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто следующее предположение:
      Задачи  исследования:
      1.Определить  основные теоретические подходы  к изучению воли в психологии;
      2. Разработать психологические рекомендации  развития воли.
      Методологическая основа данной работы являются труды: У. Джеймс, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн и др. Для решения поставленных задач были использованы след методы : теоретический анализ научных источников, обобщение полученных данных. Научно-практическая значимость курсовой работы определяется тем, что
 

       ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ВОЛИ
      1.1 Определение понятия «воля»
      Проявление  воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических  ситуациях заставляет говорить о  волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств
      До  сих пор имеются большие трудности  в разведении или идентификации  понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.
      Волевые качества — это особенности волевой  регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных  характером преодолеваемой трудности.1
      Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся  какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.
      Единственные  цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.
      Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта1.
      Воля  как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
      Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность  человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.
      Умение  владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал  Л.С. Выготский, — когда имеется  налицо овладение собственным поведением»1.
      Прежде  всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый  предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.
      Итак, мы пришли к некоторой схеме всякого  действия, которое может быть названо волевым. Еще раз эта схема: действие реализует объективно два разных отношения, т. е. осуществляет две различные деятельности, следовательно, подчиняется двум различным мотивам. В случае, когда один из этих мотивов является отрицательно эмоционально окрашенным, а другой, напротив, положительно, то возникает ситуация, типичная для осуществляющегося волевого действия. Если оба мотива являются положительными, то действие идет, но выпадает из категории волевых. То же самое с отрицательными мотивами, действие просто не идет, его нет.  

 

       1.2 Представления о волевых качествах 

      Как уже говорилось, воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах  воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.
      Чаще  всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность. Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)
      
      Волевые       свойства
      
      Цель       и стремление
      к ней
      Возможности       и мотивы
      
      Борьба       и выбор
      мотивов
      Решение              Осуществление решения
      Сильная       воля 
      
      Четкое       осознание
      цели 
      Интенсивное
      стремление 
      Достаточные              Обоснованные        и быстрые 
      
      Обоснованное,       с интенсивным 
      стремлением
      Стойкое       
      Настойчивость              Отдаленная,       с интенсивным стремлением 
      Нормальные               Очень       стойкое
      
      Упрямство              Объективно-       неоправданная
      
      Определяются  не       объективным учетом всех
      возможностей, а предвзятым
      мнением
      Необоснованное, с интенсивным        стремлением
      Стойкое       
      Податливость       Легко       меняющаяся 
      Определяются  внушающим        влиянием  других лиц 
      Легко       меняется 
      Различное       
      Внушаемость       Отсутствует       Дается  извне       То  же
      Решительность              Четкое        осознание
      цели 
      Интенсивное
      стремление 
      Достаточные,       иногда 
      чрезмерные 
      
      Быстрые, но       не  всегда
      обоснованные 
      
      Четкое  и        устойчивое 
      
      Стойкое       
      Нерешитель-ность               Тоже               Тоже               Длительные              Отсутствует       или часто 
      меняется 
      Отсутствует       
      Слабоволие               Нечеткое,       со  слабым
      стремлением
      
      Нечеткие               Незавершенные              Без       стремления 
      к его 
      выполнению 
      Нестойкое       
 
      А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой»1.
 

       1.3. Структура и общие характеристики  волевых качеств. 

      П. А. Рудик (1962) отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирически характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель»2.
      Как и любые качества личности, волевые  качества имеют горизонтальную и  вертикальную структуру.
      Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим — противоположные типологические особенности). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы»1. Это утверждение имеет мало общего с реальностью.
      Установлено, что низкая степень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологических особенностей: слабой нервной системой, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, подвижностью торможения. Среди представителей тех видов спорта, которые связаны с переживанием страха и отсутствием страховки (прыжки с парашютом, прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду), почти нет спортсменов с этой типологической триадой.
      Высокая степень решительности связана  с подвижностью возбуждения и  с преобладанием возбуждения  по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации — и с сильной нервной системой. Кроме того, высокая степень решительности отмечается у лиц с низким уровнем нейротизма2.
      Высокая степень терпеливости имеет связи  с инертностью возбуждения, с  преобладанием торможения по «внешнему» балансу и возбуждения по «внутреннему»  балансу, с сильной нервной системой.3
      Таким образом, каждое волевое качество имеет  свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах  может совпадать у разных волевых  качеств, а в других — расходиться. Например, люди, у которых отмечается высокая, степень терпеливости, могут  и не обладать высокой степенью решительности, так как два типологических признака из четырех у них противоположны тем, которые: обусловливают высокую степень решительности. Даже сила нервной системы, которая некоторыми исследователями не совсем правомерно рассматривается как синоним «силы воли», не связана с решительностью, проявляемой в обычной, неопасной ситуации.
      Вертикальная  структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что  каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки — нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой — волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами — мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.
      При этом в каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Изучая степень выраженности ряда «родственных» волевых качеств (терпеливости, упорства и настойчивости) Е. К. Фещенко выявил, что терпеливость в большей степени определяется природными задатками — типологическими особенностями свойств нервной системы, а по некоторым данным — и биохимическими характеристиками работы организма, а настойчивость — в большей мере мотивацией, в частности — потребностью достижения. Упорство же занимает промежуточное положение и для появления этого волевого качества одинаково важно как то, так и другое1.
      Таким образом, можно говорить о свойствах, присущих воли в целом: широте, силе и устойчивости. Широта или узость волевого качества определяется им через количество деятельностей в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.
 

       1.4. Классификация волевых качеств
      На  данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.
      Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые  качества на две группы, связанные  с активностью и с торможением  нежелательных действий и психических  процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность1.
      В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных  волевых качеств тоже считает  динамику процессов возбуждения  и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость, терпение2.
      Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые  качества:
      1) энергия — динамическая сила  — интенсивность; это качество  определяется
      трудностью  достижения цели;
      2) мастерство — контроль — дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций;
      3) концентрация — сосредоточенность  — внимание; это качество имеет  особенное значение, когда объект  воздействия и задача непривлекательны;
      4) решительность — быстрота —  проворность проявляются в принятии  решения;
      5) настойчивость — стойкость —  терпение;
      6) инициатива — отвага — решимость  на поступки; это склонность к  риску;
      7) организация — интеграция —  синтез; воля выступает здесь  как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи.
      В этой классификации обращает на себя внимание объединение качеств, не имеющих  отношения к «силе воли» и  порой несовместимых, в триады (например, мастерство — контроль — дисциплина). Налицо смешение волевых проявлений с функциями и процессами управления активностью человека.
      Другой  подход к классификации волевых  качеств базируется на высказанной  С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам  волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.
      Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств  у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям1.
      В.В. Никандров исходит в своей  классификации волевых качеств  из представления о наличии в  проявлениях воли пространственно-временных  и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная — в ее процессуальности, энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному — настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному — принципиальность2.
      Эта классификация тоже не идеальна, так как многие термины дублируют друг друга (стойкость — твердость, самостоятельность — независимость, самообладание — решительность, отвага — мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах проявляется волевое усилие, а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесен ко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию
      Среди спортивных психологов принято разделять  волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные.
      Первые  имеют отношение ко всем видам  спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта К общим волевым качествам  П.А. Рудик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность.
      К основным П А. Рудик и Е. П Щербаков относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность1.
      Ф. Генов и А. Ц. Пуни делят волевые  качества на три группы: ведущие  для данного вида спорта, ближайшие  к ведущим и следующие за ними ( поддерживающие).
      Другим  путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В. К. Калин. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость
      В ходе накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.
      Системность вторичных волевых качеств связана, как считает В.К. Калин, не только с включением в них ряда базальных волевых качеств как составных частей, :но и с накоплением знаний и умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее, отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств на собственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер (волевой, эмоциональной и интеллектуальной)2.
      Примером  системного собственно волевого качества может служить храбрость, включающая как составные части смелость, выдержку и энергичность.
      К системным вторичным волевым  качествам В.К. Калин относит также  настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.
      Высшим  и наиболее сложным системным  волевым качеством В К Калин  считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность  и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предмет ной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики.
      Большое место в выработке этого умения занимают профилактика (исключение) случаев  установления взаимодействия со средой через энергоемкие функции и  минимизация энергозатрат на саму волевую  регуляцию за счет подбора наиболее адекватных способов волевой регуляции.
 

ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВОЛИ
2.1 Стратегия  и тактика развития воли
Взгляды разных авторов на развитие (закалку, укрепление, тренировку) воли имеют некоторые  общие недостатки: во-первых, это одностороннее понимание воли, при котором одни главным в воспитании воли считают формирование морального компонента, другие — развитие собственно волевого усилия, третьи — развитие волевых качеств (а отсюда и разные теории формирования воли), во-вторых, это отношение к воле как к чему-то материализованному, наподобие мышцы или клинка из стали.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.