На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возникновение и сущность аудита

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное профессиональное учреждение высшего
профессионального образования
«Хабаровская  государственная  академия экономики  и права» 
 
 

Факультет: _________________________________________________________
Кафедра: ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 

Реферат по теме:
________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 

Студент группы:_______________
______________________________
Проверила:____________________
______________________________ 
 
 
 
 

Хабаровск 2008
 

    Введение
    Возникновение и сущность аудита
    Аудит в странах Азии и Восточной Европы
    Аудит в странах СНГ
    Заключение
    Список  использованных источников
 

    Введение
 
    Профессия независимого бухгалтера – аудитора возникла в XIX в. В акционерных  обществах Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценки отчетности акционерного общества, получении достоверных данных о финансовом положении предприятий. Эти объективные данные смог дать только специалист, не зависимый от фирмы.
    Можно отметить, что бухгалтеры – аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в., уже  в 1862 г. вышел закон об обязательном аудите, во Франции – в 1867 г., в США – в 1937 г., в Германии – в 1870 г.
    В настоящее время идет становление  аудита в таких странах как  Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия  и Словакия.
      В 1983 г. создана Аудиторская  администрация в  Китае и возникли первые аудиторские фирмы, которые в настоящее время достигли достаточно высокого уровня развития.
      Все большее распространение  аудит получает в странах Содружества  независимых государств (СНГ). В Беларуси, Казахстане, России, Узбекистане и  Украине приняты законы об аудиторской деятельности.
    Корни возникновения аудита в России восходит к петровским временам. Так впервые  институт аудиторов был введен Петром Первым в армии для рассмотрения имущественных споров. Вместе с тем, из–за отсутствия объективных экономических причин и общественной потребности в аудите в те годы, он не стал необходимым звеном экономической жизни России. Последующие попытки внедрить аудит в нашей стране предпринимался в 1888 г. спустя более 150 лет. К идее аудита возвращались в начале XX века (1907 – 1912 гг.) и в 1929 – 1930 гг. Как, правило, это было связано с проведением экономических реформ. И только с переходом страны к рыночным преобразованиям были созданы определенные экономические условия, что делает аудит необходимым и полноправным элементом рынка.
 

    Возникновение и сущность аудита
 
    Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
      В качестве аудиторов могут выступать любые лица, обладающие необходимыми знаниями, а также прошедшие государственную регистрацию и лицензирование.
    В литературе даются разные определения аудита, в которых авторы подчеркивают ту или иную его особенность: независимость, платность, конфиденциальность и др. Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях, напротив, крайне широко.
    Понятия аудита и аудиторской деятельности отождествлены и определяются как предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг, под которыми понимаются услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства Российской Федерации, а также по обучению и иные услуги по профилю их деятельности.
    Целесообразно различать собственно аудит как  проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля на предмет соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству (то есть по сути контроль достоверности отчетности) и аудиторскую деятельность, которая сводится не только к проверкам, но и включает всевозможные иные услуги в области финансов, бухгалтерского учета, законодательства и др.
    Основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
    Аудитор должен быть компетентным. Компетентность как компонент аудиторского стандарта выражается в соответствии подготовки и опыта специалиста сфере, масштабу и сложности ревизионных задач при высоком качестве выполнения работы.
    Кроме того, в соответствии с аудиторскими стандартами аудитор обязан действовать  с надлежащим вниманием и осторожностью. Этого от аудитора требует выполнение таких аудиторских функций, как планирование мероприятий, сбор и оценка информации, составление отчетов и представление сведений, выводов и рекомендаций. Лицо, осуществляющее аудиторскую проверку, должно быть готово к выявлению различных нарушений, выражающихся в недостаточном внутреннем контроле, неправильном ведении документации, ошибках и подделках. Это требует от аудитора знания различных финансовых схем работы хозяйствующих субъектов, документов и отчетов, бухгалтерии, смежных дисциплин, действующих законов, подзаконных актов, а также приказов и инструкций, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность проверяемый экономический субъект.
    Нельзя  сказать, чтобы раньше на предприятиях, в учреждениях, организациях не проводился контроль и не осуществлялась ревизионная деятельность. Однако ревизия и аудит, близкие по содержанию многих операций понятия, далеко не одно и то же. Понятие аудита неравнозначно понятию анализа хозяйственной деятельности, документальной комплексной ревизии, счетной проверки баланса или, скажем, судебно-бухгалтерской экспертизы, несмотря на то что при осуществлении своих задач аудиторы пользуются процедурами названных и других областей учетной и контрольно-аналитической практики.
    Чем же вызвана необходимость аудита в современных условиях? Рыночные отношения диктуют взаимную заинтересованность в достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов различных пользователей указанной отчетности: акционеров (собственников), инвесторов, заимодавцев, кредиторов, государственных органов в лице налоговых инспекций, органов статистики и др. Присутствуя, например, на годовом собрании акционеров, у акционера нередко возникает вопрос: а все ли данные, отраженные в бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс форма № 1, отчет о прибылях и убытках форма № 2 и др.) достоверны? Соответствуют ли они реальному положению дел? Разумно ли предприятие за прошедший период распоряжалось его деньгами и какова отдача от произведенных акционером вложений?
    Совет директоров не всегда заинтересован показать свои просчеты и недостатки, поэтому полагаться на объективность разъяснений этого исключительного органа не всегда разумно. Отразить истинное положение дел на предприятии в этом случае может только независимое от руководства экономического субъекта лицо – аудитор. Инвестор, принимая ответственное решение о вложении средств в то или иное предприятие и рискуя своими деньгами, также не может полагаться только на данные этого предприятия. Инвестору нужен максимум точной и объективной информации. В этих условиях он так же вынужден обратиться к третьим лицам, аудиторам, с просьбой подтвердить качество и достоверность представленной информации.
    Аудиторы, обладающие специальными знаниями и необходимым опытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономического субъекта, выносят свое независимое суждение о достоверности либо недостоверности предоставленной информации. Кроме этого, аудиторы определяют соответствие совершенных бухгалтерией предприятия хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.  Помимо так называемого инициативного аудита, рассмотренного выше, имеет место в РФ обязательный аудит. В соответствии с Законом об аудиторской деятельности обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями.
    Аудит имеет уже достаточно большую  историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий».
    Возникновение аудита связано с разделением  интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
    Исторической  родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
    В России звание аудитора было введено  Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 г.) оказались неудачными.
    Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. 'После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
       До конца 40-х гг. аудит в основном  заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.    После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.
    Третий  этап развития аудита — его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов.
 

    2. Аудит в странах Азии и Восточной Европы
    Своеобразный  интересный путь прошло развитие аудиторства  в государстве — КИТАЙ. Как было ранее отмечено, Китай есть первая страна в мире, создавшая аудиторскую систему. Так, по данным книги У. Хань «Жизнеописание Чжу Юапьчжана», М. Прогресс 1980 г., стр. 140, описывается: «...При династии Юань ревизию осуществлял цензорат. В 15-м году Хуньу (1382 г.) Чжу Юаньчжан преобразовал его в палату главного ревизора (аудитора). В ней старшими начальниками были левый и правый главные цензоры, левый и правый помощники главных цензоров и левый и правый товарищи главных цензоров. Ниже их стояли 110 цензоров-ревизоров, которые осуществляли свои функции в наместничествах. Они должны были разоблачать злоупотребления во всех учреждениях, выявлять несправедливые обвинения и могли немедленно обвинить в служебных преступлениях тех крупных сановников, которые оказывались бесчестными, чинили самоуправство и вносили беспорядок в управление, или если чиновники оказывались непочтительными к старшим, проявляли алчность, совершали злоупотребления и подрывали систему, установленную предками. Цензоры-ревизоры были по рангу равны начальникам уездов, но пользовались большей властью. Император использовал их, чтобы держать под контролем крупных чиновников, контролируя больших с помощью малых и периферию с помощью столицы. Он даровал им право говорить все, что они сочтут нужным, вносить любые предложения и доносить на любых крупных чиновников вплоть до князей... При дворе цензоры-ревизоры проверяли весь бюрократический аппарат, а выезжая на места, ревизовали там учреждения, производили чистку в армии, инспектировали школы, проверяли солеварни, чайные и конские рынки, производили осмотр войск и выполняли другие функции».
    Чжу Юаньчжан еще в 1367 году дал директиву  чиновникам цензората и центрального правительства устанавливать простые и строгие законы. Им были отобраны ученые, хорошо разбирающиеся в праве, для составления узаконений. В результате проведения тщательных исследований и обсуждений были составлены «Законы великой Мин», которые за время тридцатилетней работы над ними четыре-пять раз изменялись и сокращались. Они представляют собой важнейшее в истории китайского правительства уложение. После завершения работы по составлению свода законов Чжу Юаньчжан приказал чиновникам перевести на разговорный язык те части его, которые касались жизни народа; перевод был назван «дословным толкованием» и разослан по всем областям и уездам. Все это делалось с целью, чтобы простые люди поняли законы и исполняли их».
    Законы  и указы ее были чрезвычайно сложными, и порой накоплялись горы архивных материалов; чиновники искусственно раздувая делопроизводство, совершали злоупотребления, которые невозможно было обнаружить. К тому же работа в канцеляриях и писание казенных бумаг стали требовать специальных знаний, так как правила составления официальных документов предусматривали чересчур много мелочей. Чиновник, распоряжающийся печатью (старший чиновник), в каждом ямэне, назначался на определенный срок, едва ли он начинал понимать что-то в делопроизводстве, как его переводили на другое место, а канцеляристы, как правило, служили всю жизнь в одном месте. В результате править государством и народом стали фактически канцеляристы, а не чиновники. В 20-м году Хуньу (1387г.) Чжу Юаньчжан установил «Правила устранения сложностей в казенных бумагах» и разослал их по ямэням с целью упрощения формы официальных документов, чтобы они были ясны и понятны и чтобы делопроизводители не совершали злоупотреблений».
    В 1982 г. Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) была провозглашена  новая Конституция Китая, которая  требовала от правительства создания аудиторской администрации. В сентябре 1983 года было зарегистрировано более 3000 аудиторских организаций, в которых работали более 30 тыс. штатных членов. Таким образом, конституция гарантирует независимость аудиторской администрации. Для обеспечения успешного выполнения аудиторской администрацией своих функций статья 91 Конституции обусловило, что «по указанию Премьера Государственного совета аудиторская организация независимо осуществляет свое право консультировать посредством проведения аудита в соответствии с законом при условии невмешательства со стороны каких-либо административных органов или общественных организаций или лиц».
    Объективность и независимость Генерального аудитора защищается Конституцией. Согласно этому закону, Генеральный аудитор может назначаться и смещаться ВСНП по рекомендации премьера. ВСНП является высшим выборным руководящим органом Китая, поэтому данное положение эффективно препятствует вмешательству административных органов правительства в аудиторскую работу Генерального аудитора. Таким образом, он может действовать свободно, в соответствии с законом, выполняя свои обязанности.
    Хотя  общие принципы обязанностей и прав обусловлены в Конституции, многие детали задач проведения аудита не были разработаны. Поэтому правительство составило проект закона, где обусловило обязанности и права аудиторской администрации и меры, которые ей нужно предпринимать при обнаружении нарушений.
    «Временные  правила аудиторской работы, объявленные  в 1985 г., установили основные обязанности аудиторской администрации. Вследствие того, что аудиторская администрация находит, что большинство государственных предприятий имеют очень слабый финансовый и бухгалтерский контроль, в правила включена специальная статья, которая обязывает все правительственные учреждения, а также крупные и средние предприятия развивать систему внутреннего аудита в их организациях. К концу сентября 1986 г. в стране существовало 21000 внутренних аудиторских организаций и 32000 внутренних аудиторов.
    Китайское правительство поощряет увеличение среди бухгалтеров числа СРА (Certified Public Accountantants — дипломированных общественных бухгалтеров). Большинство фирм СРА оказывают услуги совместным предприятиям, основанным на базе иностранных инвестиции. Однако, по мере своего роста, большое число фирм СРА сможет оказывать услуги и другим фирмам. Некоторые фирмы СРА уже делают это предприятиям, представляющим собой коллективную и индивидуальную собственность. Фирмы СРА могут также проектировать систему внутреннего контроля, подготовку персонала и ведение бухгалтерских книг для предприятий. Их услуги помогают усилить контроль многих предприятий, не аудируемых аудиторской администрацией. Чтобы помочь СРА развиваться должным образом, правительство 3 июля 1987 г. установило новые правила по таким фирмам, определяющие необходимые условия для приобретения статуса «СРА». В действие будут также введены новые экзамены на СРА, и впервые правила позволяют фирмам СРА оказывать аудиторские услуги правительственным органам и предприятиям. В Китае после окончания колледжа специалисту присваивается степень бакалавра, а для получения степени магистра наук необходимо пройти двухгодичное обучение и в течение третьего года выполнять научное исследование.
    С 1984 г. по 1986 г. аудиторская администрация  провела много типов аудита в административных органах и на государственных предприятиях. Несмотря на неукомплектованность штата и недостаток подготовки, администрация обнаружила много случаев мошенничества, ошибок, растрат и уклонений от уплаты налогов, оцениваемых в целом примерно в 4.3 млрд. юаней. К середине 1986 года аудиторская администрация имела 3000 отделений и штат аудиторов в 34000 чел.
    В 1986 г., в целях предупреждения ухода  заводских управляющих до проведения аудита бухгалтерских книг, было принято новое правило: все управляющие предприятий не могут уходить в отставку или покидать свои рабочие места до проведения аудита администрацией.
    Следует заметить, что в процессах оздоровления экономики и стабилизации рынка в Китае аудиторские службы сыграли огромную роль. Только за один 1989 г. они в результате проверок выявили «проблемных денег», предназначенных для финансирования строительства ненужных объектов, выплаты незаработанных премий, громадных «представительских» расходов на 24 млрд. юаней, что составляет почти 2% валового национального дохода.
    За  период 1990 - 1992 гг. налицо огромный прогресс в развитии аудиторской системы Китая. По мере того, как китайская экономика становится более ориентированной на рынок, потребуется больше наблюдения и финансового контроля за сектором бизнеса.
    В связи с наблюдаемой тенденцией к большей интернационализации  мировой экономики, бизнеса и торговли, происходит значительный рост объемов и значения международного бухгалтерского учета и отчетности, начали создаваться международные профессиональные организации бухгалтеров, а именно; международные и региональные организации, вовлеченные в пределах своей компетенции в процесс согласованности учетных и аудиторских стандартов.
    В старой ЯПОНИИ в 1520 г. издается предписание  о порядке ведения учетных  книг. Первые дошедшие до нас памятники  датируются 1615 и 1634 г. Учет велся по простой системе. Сначала использовались только хронологические, а затем хронологические и систематические записи одновременно. Хотя некоторые японцы были знакомы с двойной бухгалтерией, до 1854 г. эта система не оказывала никакого влияния на практику. После 1854 г. «современный бухгалтерский учет, — так пишет К. Нишикава, — был импортирован в Японию одновременно из нескольких стран». Этими странами были: Англия, США, Франция, Германия и Россия. Влияние двух первых стран было наиболее сильным.
    Впервые двойной учет введен французскими специалистами в 1865 г. Только в 1873 г. французов в учете сменили японцы. На крупных предприятиях впоследствии работали главными бухгалтерами англичане или американцы.
    Трансплантация  западной модели учета и аудита, проведенная после второй мировой войны, оказалась не совсем удачной операцией.
    Европейский стиль ведения двойной бухгалтерии  был абсолютно неизвестен в Японии вплоть до середины XIX столетия, когда это островное государство под давлением США наконец отказалось от политики самоизоляции, проводимой с начала XVII века. Считается, что двойная бухгалтерия впервые была представлена в Японии в 1865 году в Эпоху Эдо. На практике она начала применяться после появления соответствующих инструкций Национального банка Японии (1872 г.) и публикации Министерством финансов нормативного документа под названием Ginko Boki Seiko (Метод бухгалтерского учета операций в банке).
    Первые  законодательные акты в области  учета писались по английским образцам. Однако со временем американское влияние  становится преобладающим.
    Первая  книга по двойной бухгалтерии, вышедшая в Японии в 1873 г., была переводным, и  перевод, трактовку и, что самое  важное, разработку терминологии выполнил Юкичи Фукузава — первый японский бухгалтер в европейском понимании этого слова — отец японской бухгалтерии. Уже к концу века на японском языке было опубликовано более 90 бухгалтерских книг, в большинстве своем переведенных с английского языка. В 1886 г, выходит первая книга по истории учета.
    В 1878 г. были открыты фондовые биржи в Токио и Осаке, а затем как грибы после дождя стали появляться различные акционерные общества. В 1890 году был принят Коммерческий кодекс, согласно которому акционерные общества были обязаны представлять общественности информацию про имеющиеся активы и бухгалтерский баланс. Именно с этого года в Японии и начинается ощутимый прогресс в развитии бухгалтерского учета.
    Значительную  роль в рождении бухгалтерской профессии  в Японии сыграло также налоговое законодательство. Налог на доходы был введен в 1896 г., после чего, кроме обычных бухгалтеров, появились налоговые агенты, предоставлявшие компаниям профессиональные консультации в области уплаты налогов. Таким образом, еще в конце XIX века в Японии существовали две категории бухгалтеров – одни вели учет в компаниях и готовили финансовую отчетность, а другие специализироваись на вопросах налогового учета и предоставления консультаций.
    Бухгалтерский учет в соответствии с положениями  Коммерческого кодекса 1890 года в  обязательном порядке подвергался  аудиторской проверке со стороны штатных аудиторов. Роль штатного аудитора, как указывают Т. Кук и М. Кикуйя, была подобна роли внутреннего аудитора, в западных странах и от него не требовалось наличие сертификата профессионального бухгалтера. Фактически, эти люди назывались аудиторами номинально и контрольные функции практически не выполняли.
    К примеру, в 1909 году были обнаружены факты  мошенничества в компании Dai Nihon Seito Co. (в последствии этот прецедент стал известным как “дело Nitto Inc.”). Мошенничество сопровождалось маскировкой незаконных операций в учете и выплатой так называемых “дивидендов”, которыми эффективно “закрывали глаза” членам надзорного совета. В результате неожиданное падение цены акций привело к банкротству компании. После этого случая сэр Клод Максвелл Мак Дональд, в то время британский посол в Японии, решительно указал на необходимость аудиторов.
    Таким образом было положено начало формированию японского аудита по примеру Великобритании, система учета и аудита в которой считалась в начале ХХ века наиболее развитой и прогрессивной.
    Министерство  сельского хозяйства и торговли Японии, которое в то время имело  наибольшие полномочия в этом вопросе, немедленно провело исследование систем учета в Великобритании, США и Европе. Резюме этого исследования было опубликовано в 1909 г. под названием “Отчет об исследовании систем [подготовки] дипломированных общественных бухгалтеров”. Следует заметить, что среди японских бухгалтеров в это время началось активное движение в пользу принятия Закона про зарегистрированных бухгалтеров. Первый проект такого закона был подготовлен в 1914 г., но был отклонен из-за неразрешенных спорных моментов. Всего проекты данного закона выносились на обсуждение восемь раз и лишь через 13 лет (в 1927 г.) Закон про зарегистрированных бухгалтеров был наконец-то принят.
    Причина, из-за которой ранние проекты этого  закона были отвергнуты, состоит в том, что в Японии начала ХХ века еще не было атмосферы, способствовавшей принятию аудиторов обществом. Многие сомневались в необходимости такого законодательства. Даже принятый в 1927 г. Закон про зарегистрированных бухгалтеров был еще очень далек от совершенства и имел множество отличий от британской системы учета, которая была с самого начала определена как образец. В него не было включено ни одного положения, защищающего бухгалтеров. Любой, кто изучал бухгалтерию в университете (колледже) или имел по крайней мере один год практического опыта, мог зарегистрироваться в качестве профессионального бухгалтера.
    Начиная с трудом, японцы вскоре достигли огромных успехов. Уже в 1912 г. С. В. Мыльников писал: «Современная организация торгово-промышленных учреждений Японии насчитывает за собою немногим более 20 лет. В настоящее время большая часть крупных предприятий устроена по последнему слову бухгалтерской техники и многие из них по своей организации могут соперничать с лучшими европейскими и американскими фирмами».
    Функция бухгалтерского учета согласно Иошиаки  Джиннаи — контроль, при этом контроль не юридический, связанный  с ответственностью лиц, занятых в хозяйственном процессе, а экономический, позволяющий эффективно управлять запасами и потоками средств. Контроль — важнейшая функция бухгалтерского учета, имеющая две ветви, первая связана с отражением контроля движения собственности, вторая — ресурсов и экономических процессов. При этом в обоих случаях традиционная трактовка в описании контроля исходит из деятельности отдельных лиц, занятых в хозяйственном процессе.
    В конце 20-х – в 30-х годах ХХ века возросло количество налоговых агентов, желающих легализировать свою деятельность по примеру бухгалтеров. Необходимые предпосылки для этого сложились во время 2-й мировой войны, когда налоги существенно возросли. Для обеспечения успешного проведения политики национального правительства Японии, связанной с налоговыми реформами, в 1942 г. был принят Закон про налоговых агентов.
    После поражения Японии во 2-й мировой  войне все последующие реформы  проводились исключительно как  часть оккупационной политики, проводимой Главным штабом Союзнический оккупационных сил (GHQ). Одним из главных направлений этой политики была экономическая реформа, связанная с роспуском дзайбацу – японских финансовых объединений. Командование оккупационных сил стремилось обеспечить демократизацию рынка ценных бумаг и необходимые условия (в т.ч. и юридические) для вовлечения в японскую экономику иностранного капитала.
    В 1948 г. был принят Закон про ценные бумаги и фондовый рынок, который для защиты интересов инвесторов предусматривал обязательное раскрытие необходимой информации в финансовой отчетности и подтверждение ее независимыми аудиторами. Этот закон почти полностью копировал американское законодательство, а именно Закон про ценные бумаги 1933 года и Закон про фондовую биржу, принятый в США в 1934 году.
    Проблемы  возникли в связи с созданием системы аудита, так как профессиональных аудиторов в Японии не существовало, а зарегистрированных бухгалтеров командование оккупационными силами считало неподготовленными для работы в условиях нового законодательства. Вследствие этого в 1948 году был принят Закон про дипломированных общественных бухгалтеров (CPA).
    Новый закон предусматривал проведение специального экзамена для зарегистрированных бухгалтеров, которые имели как минимум три года практического опыта. Существовавшая ранее система учета была отменена. Если ранее многие бухгалтера никогда даже не пробовали проводить аудиторские процедуры, то теперь, усилиями командования оккупационных сил, они должны были научиться этому, а также освоить принятые на Западе принципы бухгалтерского учета.
    Экономические реформы, проводимые под эгидой командования оккупационных сил, коснулись также японской налоговой системы. В 1949 г. в Японию прибыла группа экспертов во главе с профессором Колумбийского университета Карлом С. Шоупом, которая должна была разработать рекомендации по реформированию налоговой системы. Предложенная группой Шоупа система прогрессивного налогообложения, сосредоточенная на прямых налогах, действует в Японии и сейчас. Кроме того, в рекомендациях Шоупа было указано на низкую квалификацию налоговых агентов, из-за которых у послевоенной налоговой администрации часто возникали недоразумения. В результате проведенного совещания старая система, связанная с деятельностью налоговых агентов, была отменена, а в 1951 г. был принят Закон про дипломированных общественных налоговых бухгалтеров, действующий по сегодняшний день.
    Таким образом, пройдя довольно сложный путь, возникли две профессиональные категории японских бухгалтеров. Первая из них – дипломированные общественные бухгалтеры – выполняет собственно бухгалтерские и аудиторские функции, а вторая, объединяющая налоговых бухгалтеров, специализируется на вопросах налогового учета. Обе профессиональные группы установили довольно сложные требования к экзаменующимся на звание дипломированного бухгалтера и создали свои организации.
    Мы  уже упоминали ранее, что системы  публичного раскрытия финансовой информации и независимого аудита в негосударственном секторе экономики Японии до окончания 2-й мировой войны фактически не существовали. Фактически вся экономика Японии контролировалась дзайбацу и после его распада образовался вакуум, который надо было как-то заполнить. В послевоенной Японии компании начали объединяться несколько на других началах, чем это происходило ранее в США или Великобритании. После роспуска дзайбацу более выгодным путем получения необходимых средств для большинства компаний было непрямое банковское финансирование, а не прямое финансирование с помощью фондового рынка. Соответственно, консолидированная система учета, характерная для западных компаний (корпораций) в послевоенной Японии не была создана и многие компании продолжали вести дела со своими многочисленными отделениями по старинке. Учет таких операций изобиловал сокрытиями доходов, манипулированием прибылями и случаями мошенничества.
    В то время немногие дипломированные  японские бухгалтера имели хоть какой-то опыт проведения аудита. Причины этого были рассмотрены нами ранее. Осуществление аудита, естественно было ограниченным из-за отсутствия квалифицированных кадров. Аудиторской проверке подвергались лишь те корпорации, которые были зарегистрированы на фондовой бирже и поэтому подпадали под действие положений Закона про ценные бумаги и фондовый рынок 1948 года. В те же время ряд крупных корпораций не подвергался независимому аудиту, а практически все средние и небольшие компании были охвачены лишь проверками внутренних аудиторов, работающих в соответствии с Коммерческим кодексом. Многие внутренние аудиторы всю жизнь работали на одну компанию, имели недостаточные знания в области бухгалтерского учета и методологии контроля и испытывали недостаток независимости для того, чтобы быть объективными.
    Таким образом, вследствие нереформированной  системы аудита корпоративный контроль в Японии до второй половины 40-х годов ХХ века был довольно слабым и неэффективным. На фоне весьма ненадежного бухгалтерского учета такой контроль ставил под большой вопрос скорое появление столь нужных Японии иностранных инвестиций. Наконец, в первые послевоенные годы аудиторские фирмы в Японии полностью отсутствовали, а редкие аудиторские проверки проводились отдельными дипломированными бухгалтерами.
    Случались, правда, ситуации, когда аудит проводился согласованно несколькими объединившимися аудиторами, но многие компании заключали соглашения про сотрудничество с индивидуальными экспертами-бухгалтерами, имеющими сертификат CPA. Конечно, один аудитор физически не мог выполнить всю необходимую работу, если речь шла про большую корпорацию, однако он был заинтересован в очень высокой оплате, которую такая корпорация предлагала и которую не надо было делить с коллегами. Таким образом, создавались условия для утраты независимости, так как аудиторы-одиночки очень дорожили своими корпоративными клиентами и никоим образом не хотели их терять. Кроме того, независимость была довольно проблематичным вопросом для японских аудиторов из-за проблем культурного и ментального характера, на что указывает в своей статье Дж.Л. Мак Киннон.
    Прошло  довольно много времени до того, как в Японии ввели полномасштабный аудит. Это произошло только в 1957 году, а до этого (1951-57 гг.) японские аудиторы в экспериментальном порядке набивали себе шишки, пытаясь путем проб и ошибок как следует овладеть профессией.
    После внедрения обязательного аудита, которое прошло без особенных  недоразумений (положительно сказался шестилетний экспериментальный период), казалось, что аудит прочно утвердился на японской земле, но фактически бытовавшие много лет мошеннические схемы получения скрытых дивидендов так и не были искоренены. Внимание к многочисленным фактам сокрытия реальной информации компаниями временно ослабло, чему способствовал быстрый экономический рост Японии, продолжавшийся до начала 60-х годов ХХ века.
    В 1963 году в японской экономике начался  кризис, который привел к банкротству многих компаний, особенно в 1964-1965 годах. Именно тогда вскрылись случаи незаконных действий руководства компаний, связанные с маскировкой реальной прибыли и ведением двойного учета. Независимые аудиторы, многие из которых действовали индивидуально, проявили себя в период кризиса не с лучшей стороны. Поэтому проведение аудита компаний в одиночку было запрещено и с 1967 года начали создаваться первые фирмы, объединяющие CPA.
    Был реорганизован JICPA, который объединил  подавляющее большинство практикующих аудиторов. Кроме того, постольку  внутренний аудит тоже проявил себя не лучшим образом, были приняты меры по укреплению системы внутреннего аудита в японских корпорациях. К сожалению, несмотря на принятые меры, японские аудиторы столкнулись с новыми проблемами.
    Во-первых, JICPA получил статус так называемой специальной корпорации, что в значительной мере было реакцией на громкие скандалы вокруг обанкротившихся компаний (особенно показательным было банкротство Sanyo Special Steel Co., которое прочно вошло в историю как одно из самых скандальных в истории Японии). Для аудиторов, недобросовестно выполняющих свою работу, были введены административные санкции вплоть до аннулирования регистрации.
    Правительство, однако, не остановилось на этих санкциях. Министерство финансов, которое не особенно верило в способность JICPA к  самоочистке и обновлению, получило реальные рычаги влияния на эту организацию. Введение для JICPA статуса специальной корпорации предусматривало установление жесткого правительственного контроля, обусловленного спецификой этого типа организационной структуры (в Японии специальные корпорации создаются правительством с определенной стратегической целью и жестко контролируются им).
    Во-вторых, реформирование системы бухгалтерского учета продвигалось очень медленно. Лишь в 1974 году аудит, проводимый CPAs, был  предписан Коммерческим кодексом в  ответ на усиливающиеся потребности в создании надежного внутреннего контроля в корпорациях. Реформирование системы учета и аудита проходило за закрытыми дверями и практикующие специалисты имели намного меньше влияния на процесс, чем правительственные чиновники.
    В-третьих, с каждым годом вскрывались все  новые случаи мошенничества в  учете корпораций, причем бухгалтеры и аудиторы, ответственные за это, отделывались сравнительно легко – как правило, незаконные операции просто отменялись. Менеджеры, которые должны были нести ответственность за мошеннические схемы, отображаемые в учете, также наказания практически не несли.
    В подобных условиях в начале 90-х годов  японская экономика впала в беспрецедентную депрессию. В 1996 году развалились многие компании, специализирующиеся на ссудах под жилищное строительство, а в 1997 году подобная участь постигла и ряд строительных компаний. Дальше, в 1998 году, последовал коллапс банка Hanwa и банкротство Банка долгосрочного кредитования Японии. Удивительно, что во всех этих случаях заключения аудиторов были положительными. Конечно же, когда корпорации одна за другой падали в бездну финансового кризиса, аудиторы попали под бешеный огонь вполне заслуженной критики. Таким образом, недавний случай банкротства Enron – крупнейшей энергетической компании США – с глубоким пониманием был встречен в Японии, которая пережила нечто подобное, только в больших масштабах, во второй половине 90-х годов.
    В значительной мере ослабление независимого аудиторского контроля было обусловлено политикой Министерства финансов Японии, которое практически полностью подчинило себе JICPA. Многие члены руководства последнего – бывшие ответственные работники Министерства финансов, которые активно влияют на деятельность формально независимых японских аудиторов. В результате оказалось, что положительные заключения для компаний, которые обанкротились, аудиторы давали под значительным давлением со стороны Министерства финансов. Именно этим и объясняется факт, что аудиторы, давшие положительные заключения потенциальным банкротам, не понесли никакого наказания. Иначе быть и не могло – Министерство финансов Японии было не готово публично высечь само себя.
    Причины экономического кризиса, разразившегося в Японии, не исчерпываются, конечно, проблемами учета и аудита, но этот фактор следует все же считать одним из основных. Неадекватность системы независимого аудита и внутреннего контроля в японских корпорациях уровню экономического развития, а также требованиям рынка, значительно усугубила кризис, который можно было бы если не предотвратить, то хотя бы смягчить.
    Несмотря  на то, что после 1999 года в Японии были приняты некоторые меры по повышению  качества аудита, проводимого CPAs, такие  как введение обязательного постоянного  обучения аудиторов и проверок работы аудиторских фирм со стороны JICPA, многие высказывают сомнение в том, что ситуация будет коренным образом изменена в лучшую сторону. К сожалению, влияние Министерства финансов Японии на аудит остается слишком большим, что вредит независимости аудиторов и аудиторских фирм. Кроме того, специфика японской корпоративной культуры и менеджмента делают довольно проблематичным введение полноценного внутреннего аудита, например, в таком виде, в каком он существует в США.
    Следует признать, что попытки утвердить  в Японии западные модели бухгалтерского учета и аудита удались далеко не полностью. Так и не удалось создать независимые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов (кроме JICPA, фактически подконтрольного Министерству финансов), которые могли бы служить гарантами прогресса и усовершенствования практики учета и аудита. Внутренний аудит в японских корпорациях не прижился, что значительно снижает эффективность корпоративного контроля. Мы видим, что подобные несоответствия могут быть, мягко говоря, весьма неприятными. Опыт Японии является наглядным и поучительным.
    Также мировой экономический кризис ускорил  формирование института бухгалтеров-аудиторов и в Японии под эгидой министерства промышленности и торговли. Современное состояние бухгалтерского учета и отчетности в этой стране сложилось под влиянием американской оккупации Японских островов в 1945 г. и мер экономического переустройства, проводимых администрацией генерала Дугласа Макартура. В этот период были разработаны правила бухгалтерского учета и отчетности, основанные на формах и методах, сложившихся в американской практике, что неизбежно отразилось и на организации аудиторского дела. В Японии, в частности, Совет по бухгалтерским стандартам разработал ряд положений, в том числе по ревизии на предприятиях. Система подготовки аудиторов в Японии несколько сложнее. Чтобы получить звание аудитора в Японии необходимо сдать три тура экзаменов.
    Целью первого тура экзаменов является определение соответствия уровня общеобразовательной подготовки кандидатов требованиям последующего тура экзаменов. К нему допускаются все лица независимо от пола, возраста, образования и национальности, а освобождены от него выпускники колледжей и университетов. В первом туре абитуриенты сдают экзамены по математике, сочинению и японскому языку.
    Экзамены  второго тура являются экзаменами на получение звания младшего аудитора. Сдаются письменные экзамены по бухгалтерскому учету, балансоведению, учету затрат на производство продукции, технике проведения финансовых ревизий, методам управления предприятием, экономике и коммерческому законодательству. От этих экзаменов освобождаются лишь лица, которые преподавали эти предметы в университете или колледже не менее трех лет. Этот тур обычно проходит всего 7—9% абитуриентов.
    Условием  допуска к третьему туру экзаменов  на звание аудитора является не менее  чем трехлетний стаж работы в качестве младшего аудитора при наличии документа об окончании годовых курсов по данной специальности. Обучение обычно ведется после работы три раза в неделю по три часа. В ходе обучения учащиеся несколько раз сдают экзамены и готовят самостоятельные работы. Обучение платное. В течение трех лет они получают зарплату младшего аудитора.
    В третьем туре сдаются экзамены по практике и процедурам выполнения ревизий, финансовому анализу, налогообложению, бухгалтерскому учету, учету затрат по статьям себестоимости. Успешно сдают экзамены в среднем 42,5 абитуриентов. Экзамены также платные. Экзаменационная комиссия удаляет с экзаменов абитуриентов, пытающихся использовать незаконные методы подготовки к ответу (шпаргалки, подсказки и т. п.) и может лишить их права повторной сдачи на срок до трех лет.
    Кстати, в Японии деятельность аудиторов  строго контролируется министерством финансов. В частности, министр финансов по закону об аудиторской деятельности обязан начать расследование о противозаконных действиях аудитора при получении соответствующей информации от любого лица.
    При расследовании, министр обязан выслушать мнение всех заинтересованных лиц или собрать у них письменные показания и в случае необходимости произвести экспертизу, затребовать всю подтверждающую документацию и сделать неожиданную ревизию документов фирм, с которыми работал аудитор. Расходы всех свидетелей и экспертов оплачиваются министерством финансов. По результатам расследования заполняется протокол с обоснованием мотивов решения. Любое заинтересованное лицо может затребовать его для ознакомления за соответствующую плату. О результатах расследования сообщается в профессиональной прессе.
    В качестве наказания Министерство финансов может запретить аудитору выполнение его обязанностей на срок до одного года путем аннулирования его регистрационного удостоверения на право занятия аудиторской должности. В этом случае после истечения срока запрета аудитору придется снова пройти трудоемкий и длительный процесс регистрации.
    Ставится  на более высокий уровень контрольно-ревизионная  деятельность в восточноевропейских  странах (Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии), где в сущности воссоздается аудиторская профессия. В Польше, как и в других восточно-европейских странах, при переходе к рыночной экономике столкнулись с отсутствием кадров аудиторов, что сразу же поставило перед необходимостью их подготовки. Срочное создание аудиторской службы заставляет в качестве аудиторов временно привлекать людей знакомых с ревизорской деятельностью и занимающимся ею. Например, в ПОЛЬШЕ после издания «Закона о проверке и публикации финансовых отчетов, а также об аудиторах и их самоуправлении» предусмотрено в течение четырех лет допускать к выполнению аудиторских обязанностей ревизоров, имеющих соответствующее образование и выразивших желание стать аудитором. По истечении четырех лет в списках могут остаться только специалисты с высшим образованием, сдавшие соответствующие экзамены перед Государственной экзаменационной комиссией, назначенной министром финансов по соглашению с Аудиторской палатой и имеющие не менее четырех лет практического стажа, в т. ч. не менее двух лет под руководством опытного бухгалтера-аудитора или же имеющие не менее пяти лет практической работы на руководящих постах, два года практики под руководством бухгалтера-аудитора. Кроме того, будущие аудиторы должны принести присягу на добросовестное выполнение своих обязанностей. Текст присяги гласит: «Обещаю, что в качестве бухгалтера-аудитора буду исполнять доверенные мне задания с чувством ответственности, со всей добросовестностью и беспристрастностью, в соответствии с требованиями закона и профессиональными нормами, руководствуясь в своих действиях профессиональной этикой и независимостью. Выявленные во время проверки факты и обстоятельства, касающиеся третьих лиц, обязуюсь хранить в тайне».
    Будущие польские аудиторы обязаны сдавать  устные и письменные экзамены по следующим предметам: по общему курсу бухгалтерского учета, по курсу учета затрат на производство, оценке баланса и финансового положения, по организации внутреннего контроля по информатике, гражданскому и трудовому праву, по финансам и статистике.
    Определенных  коррективов в методологии учета  требует линия на сближение построения учета и отчетности с западноевропейскими стандартами, что в дальнейшем должно обеспечить интеграцию Польской экономики в Общий рынок.
    С 1 января 1991 г. вступили в действие новые принципы организации бухгалтерского учета, основанные на положениях 4 директивы Совета Европейских Сообществ. Поэтому, с мая по октябрь 1991 г. было организовано несколько трехнедельных семинаров для лекторов, которые, в свою очередь, должны проводить семинарские занятия с будущими аудиторами. С помощью Института присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, а также транснациональной аудиторской фирмы «Куперс энд Лайбрэнд» были подготовлены 120 лекторов для проведения семинаров. Упор в подготовке делался на умение читать и анализировать баланс и годовой отчет при аудиторской проверке. Кроме того, будущие аудиторы изучают способы точного определения финансовых предприятий, финансового положения предприятий, а также учет операций, связанных с обращением ценных бумаг. Большое внимание при профессиональной подготовке уделяется изучению основ частного коммерческого права. В целом ставится задача приблизить подготовку аудиторов к тем требованиям, которые предъявляются в странах Общего рынка.
    Нынешняя ситуация в Польше характеризуется тем, что сокращается число крупных и лавинообразно растет количество средних и мелких предприятий. Поэтому будущий аудитор обязан быть мастером на все руки: досконально знать бухгалтерский учет и уметь осуществлять все бухгалтерские операции, начиная с первичного документирования и кончая составлением баланса и других форм отчетности. Оценивая достоверность отчетности и, анализируя, финансовое положение предприятия, аудитор должен посоветовать, как не в ущерб владельцам (или владельцу) предприятия платить налоги государству, как рационально использовать полученные кредиты и дать оценку возможности их погашения.
    Существенную  методическую и финансовую помощь Польше в подготовке специалистов нового типа оказывают французские аудиторы через фонд Франция — Польша. В 1991 г. были также проведены занятия с будущими преподавателями на организуемых впоследствии семинарах в различных округах страны.
    Опыт  Польши представляет большой интерес. Естественно, условия стран СНГ  во многом отличаются. В Польше никогда до конца не искоренялась частная собственность и, всегда был жив дух предприимчивости, что во многом облегчило переход страны к рыночной экономике. Довольно оживленные экономические, научные и культурные связи с Западом позволяли польским предпринимателям знакомиться с передовым зарубежным опытом в области организации деловой деятельности (а проще говоря, бизнеса, внешней торговли, валютно-финансовых операций). Этому способствовала также многочисленная польская диаспора во многих европейских и американских государствах, представители которых часто посещали Польшу, принося свои представления о современном предпринимательстве и о требованиях, предъявляемых к предприятию в условиях рыночной экономики. Поэтому польским экономистам и предпринимателям многие азы рыночного хозяйства были уже хорошо знакомы.
    Как в Польше, так и в ВЕНГРИИ  уже давно существовала категория  эксперта-бухгалтера (но не в том смысле, который имеет место при назначении эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы во время предварительного следствия и на суде). Техника бухгалтерской экспертизы, профессиональные и этические требования к экспертам-бухгалтерам во многом совпадали с приемами аудиторской проверки, деловыми и нравственными нормами, которые отвечают требованиям, предъявляемым к бухгалтерам-аудиторам. Например, бухгалтера-эксперты так же, как и аудиторы, занимались проверкой отчетов и, в первую очередь, балансов предприятий, состояния бухгалтерского учета и готовили свои заключения по результатам проверки, давая одновременно рекомендации по улучшению работы предприятия в целом, а не только о его финансовой деятельности.
    Большая работа по подготовке аудиторских кадров проводится созданным 1987 г. Венгерским обществом бухгалтеров-аудиторов, когда страна стала переходить к рыночной экономике. Проблема нехватки (скорее, полного отсутствия квалифицированных аудиторов) оказалась весьма строгой и для нее. Однако, с самого начала были приняты самые энергичные меры и организовано централизованное. управление процессом подготовки кадров. В частности, аудиторский коллектив Венгерского общества бухгалтеров-аудиторов подготовил указания, которые должны послужить повышению квалификации профессиональных аудиторов. В указаниях, служащих дополнением к Закону о бухгалтерском учете, содержатся необходимые сведения о задачах аудитора, его приемах и методах, о порядке заключения договорных отношений аудиторов с клиентами, о соблюдении конфиденциальности и т. д. 6 настоящее время комиссия Общества занята разработкой квалифицированных требований и условий допуска будущих соискателей на звание бухгалтера-аудитора к квалификационным экзаменам. .Одновременно намечаются меры по переподготовке и повышению квалификации специалистов, уже имеющих звание бухгалтеров-аудиторов. Организовано изучение по западным образцам и ознакомление с основами аудита, согласно 4-й и 8-й директивам Совета Европейских Сообществ. Соответствующие занятия проводились в Экономическом университете и Финансово-учетном институте с тем, чтобы студенты смогли своевременно подготовиться к своей будущей практической деятельности.
    Венгерским  аудиторам оказывают помощь западные аудиторские фирмы. Например, одна из этих фирм провела занятия с членами Венгерского общества бухгалтеров-аудиторов, при этом излагались принципы аудиторской работы, а также приводились практические примеры. Следует отметить, что этим занятиям оказало материальную поддержку правительство земли Северная Рейн-Вестфалия ФРГ.
    Налаживается  сотрудничество венгерских аудиторов  с коллегами из институтов аудиторов Англии, Уэльса и Северной Ирландии.
    Однако  перестройка хозяйственного механизма  в восточно-европейских странах, связанная с их переходом на рыночную экономику и «возвратом в Европу», потребовала коренного изменения характера контрольно-ревизионной работы и формирования такой категории специалистов, как независимые бухгалтеры-аудиторы. В 1988 г. в ЧЕХИИ и СЛОВАКИИ был принят закон о предприятиях с иностранным участием, в связи с чем учреждена должность бухгалтера-аудитора. Все предприятия с иностранным участием должны представлять на проверку и утверждение свои годовые отчеты по крайней мере двум независимым бухгалтерам-аудиторам, которые для получения этого звания должны иметь высшее экономическое или юридическое образование, не менее десяти лет стажа практической работы в хозяйственных организациях, а также быть не моложе 35 лет (судя по последним сообщениям, допустимый возраст будет снижен до 30 лет), не говоря уже о том, что бухгалтер-аудитор должен обладать и соответствующими моральными качествами. Соискатели звания бухгалтера-аудитора должны выдержать испытание перед комиссией, утвержденной федеральным министерством финансов, показав свои знания и умение применять их на практике.
    Правда, в Чехии и Словакии законодательство допускает проведение аудиторской проверки предприятий с иностранным участием иностранными аудиторами, однако при этом возникают проблемы различий между чешским и словацким учетом и теми формами и методами, которые существуют в международной практике. Тем не менее, ряд транснациональных фирм уже учредил свои представительства в Чехии и Словакии, в первую очередь, в Праге и Братиславе.
    Институт  дипломированных бухгалтеров-аудиторов  создан в Австралии, причем его членами  могут быть не только австралийцы, но и граждане азиатских государств, например, Малайзии, Сингапура и Гонконга. Представителям этих же стран в Австралии оказывается содействие по их обучению аудиторской профессии, приему квалификационных экзаменов и присуждению соответствующих званий.
    Общество  бухгалтеров Новой Зеландии включает в свой состав и дипломированных (присяжных) бухгалтеров-аудиторов (до 96% численности всего общества). Однако для получения звания бухгалтера-аудитора требуется иметь соответствующее образование и необходимый стаж практической работы. До получения такого звания специалист может быть членом общества бухгалтеров, однако лишь в качестве стажера, так называемого «временного члена», не обладающего правом голоса.
    Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой. Как видим, страны, вступающие на путь развития рыночной экономики, испытывают одни и те же трудности: нехватку квалифицированных аудиторов, а также времени (и средств) на их подготовку. При этом они используют различные пути для преодоления этих трудностей, в т. ч. опираясь на опыт зарубежных аудиторских организаций.
    Не  отрицая полезности изучения зарубежного  аудиторского опыта, мы считаем, что  целиком и полностью он не может быть применен в наших условиях. Необходимо обобщить и внимательно изучить тот опыт, который уже накоплен в нашей стране. Это позволит уточнить учебные программы и подготовить необходимые методические пособия и учебную литературу, используя те лекционные курсы, которые уже читают в различных учебных заведениях. Для этого потребуется объединить усилия научных и практических работников, занимающихся становлением аудита в стране.
 

    Аудит в странах СНГ
 
    Формирование  общего экономического пространства, потребности функционирования многонациональных компаний Содружества, совместных предприятий, ФПГ и ТНК, а также организация движения капиталов вызывают необходимость разработки единых унифицированных требований к регламенту организации и ведения бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, организации аудиторской деятельности, ориентированных на сближение и гармонизацию национальных систем учета и аудита с принципиальными положениями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и международных стандартов аудита (МСА).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.