На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы и перспективы инвестиционного потенциала России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1.   Теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности
1.1 Инвестиции: понятие, сущность и виды
1.2 Экономические и правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Субъекты инвестиционной деятельности, их права и обязанности
1.3 Государственные гарантии инвестиционной деятельности в Российской Федерации
2. Анализ  объёма, структуры и динамики инвестиций в российскую экономику
2.1 Анализ объёма, структуры и динамики инвестиций
2.2 Анализ иностранных инвестиций
2.3 Факторы,  влияющие на увеличение объёмов инвестирования в Российскую экономику
3.   Проблемы и перспективы инвестиционного потенциала России
3.1 Негативные аспекты, влияющие на инвестиционный климат
3.2 Оптимизация государственного финансового регулирования инвестиции в РФ и перспективы её развития
Заключение
Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы исследования определяется необходимостью коренных преобразований в сфере  регулирования инвестиционной деятельности. В последнее время в России наблюдается стабилизация социально-экономической ситуации, что в немалой степени способствует оздоровлению инвестиционного климата в стране. Улучшение на макроуровне может быть использовано для активизации структурных реформ в различных секторах экономики, в частности, в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный финансовый и экономический рост. Конечно, все положительные изменения в масштабе страны происходят постепенно, поэтому необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.
     В современной России в последнее  время наблюдается приток иностранного капитала, что связано, прежде всего, с политической стабилизацией и разработкой необходимой законодательной базы. На состоянии инвестиционной сферы негативно сказывается отсутствие эффективного механизма государственного воздействия на инвестиционную деятельность, а также механизмов взаимодействия участников инвестиционного процесса с целью более полного использования экономических стимулов для развития инвестиционной деятельности. Не дали должных результатов меры по активизации инвестиционной деятельности, предпринимаемые на всех уровнях власти. Попытки правовой регламентации инвестиционного процесса начала - середины 90-х годов еще не получили логического продолжения, в связи с чем законодательная база инвестиционной деятельности является в настоящее время во многом несовершенной. Инвестиционное законодательство не отражает современный уровень развития рыночных отношений и является несистемным. Осложняющим фактором для целей развития инвестиционной деятельности является отсутствие продуманной системы организационных мер по развитию инвестиционной деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
     Инвестиции  процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных  компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.
     Степень разработанности темы исследования. В течение длительного времени, несмотря на развитие гражданского, финансового, банковского права, отношения, возникающие в сфере инвестиционной деятельности, в Российской Федерации не подвергались углубленному научно-правовому анализу. В области научной деятельности до недавних пор проблема правового регулирования инвестиционной деятельности была объектом исследования, преимущественно, ученых-экономистов. Так, значительная доля исследований в области изучения инвестиционных отношений до сих пор принадлежала экономистам, которые помимо разрешения чисто экономических вопросов, связанных с использованием инвестиций пытались предложить пути реформирования правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Изучению проблем регулирования инвестиционной деятельности посвящены работы таких ученых, как Г. П. Подшиваленко, В.Н Студенцов, Е.Г. Улыбышева и др.
     Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере инвестиционной деятельности и формирования инвестиционного климата в РФ.
     Предмет исследования составляют правоотношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования и организационного обеспечения инвестиционной деятельности.
     Значимость  всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного потенциала России. В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную перестройку производства, повысить его технический уровень.
     Именно  поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное условие выхода России из нынешнего системного кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста. Немаловажную роль в улучшении инвестиционной ситуации отводится государству.
     Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном регулировании инвестиций в России, о том, какие проблемы существуют в этой области и какие существуют пути их решения. Наряду с этим в первой главе дается понятие и виды инвестиций, государственные гарантии инвестиционной деятельности, а также правовая база инвестиционной деятельности. Во второй главе работы проведу анализ объёма, структуры и динамики инвестиций в российскую экономику, анализ иностранных инвестиций. Влияние вступления России в ВТО на инвестиционную привлекательность российских предприятий показывает зависимость притока иностранных инвестиций от политики государства в отношении внешней торговли. И в третьей главе перспективы развития инвестиционного потенциала России.
     Исходя  из цели работы, в ней будут решены следующие задачи: определено понятие инвестиций; рассмотрена сущность инвестиционного климата в современной России; выявлены проблемы, существующие в этой области и определены пути их решения; приведены рекомендации по улучшению инвестиционного климата в России.  

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦЙ И ИВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Инвестиции: понятие, сущность и виды
     Термин  «инвестиции» имеет латинское происхождение  – investure (облачать), в экономическую  теорию и практику пришло из английского  языка – to invest (вкладывать). В широкой трактовке понятие инвестиции применяют как вложение капитала с целью последующего возрастания. Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций.
     Роль  инвестиций на макроэкономическом и  микроэкономическом уровнях несколько  отличается. На макроэкономическом уровне значение инвестиций проявляется в таких направлениях как осуществление расширенного воспроизводства, ускорение научно-технического прогресса, повышение качества продукции, обеспечение отраслевой сбалансированности общественного производства, осуществление решения социальных проблем, обеспечение охраны природной среды, обеспечение национальной безопасности государства.
     На  микроэкономическом уровне инвестиции способствуют: развитию и упрочнению позиции компании, обновлению основных фондов, росту технического уровня фирмы, стабилизации финансового состояния, повышение качества продукции, повышению конкурентоспособности предприятия, повышению квалификации кадрового состава, совершенствованию методов управления.
     Карманова Н. Ю. под инвестициями понимает денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [12].
     Обоснованная  классификация инвестиций позволяет  учитывать и анализировать уровень  их использования, а также принимать  соответствующие решения как на макро- , так и на микроуровне.
     Инвестиции  можно классифицировать по следующим  критериям:
1) по объектам вложений:
- в реальные средства (земля, здания, станки, оборудование и иные основные средства). Подобные инвестиции принято называть капитальными вложениями;
- в финансовые средства (прежде всего в ценные бумаги, а также в валюту, страховые полисы и другие финансовые инструменты);
- в нефинансовые средства (драгоценные камни, драгоценные металлы, предметы коллекционирования и др.);
- в нематериальные ценности (интеллектуальная собственность, образование, переподготовка кадров, здравоохранение, научные разработки и т.п.).
2) по срокам вложений:
- краткосрочные (вложения на период не более 1 года);
- среднесрочные  (вложения свыше года и до 3 лет);
- долгосрочные (вложения на период свыше 3 лет);
При учете  на предприятии применяют деление  на краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
3) по стратегическим целям:
-    прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора во вложении средств в ценные бумаги с целью получения права управления фирмой - эмитентом, а также непосредственно в производство);
-    портфельные (приобретение ценных бумаг для получения прибыли, но без права управления фирмой - эмитентом);
- косвенные инвестиции предполагают наличие инвестиционного посредника.
4) по формам собственности инвестора:
- государственные (вложения средств органами власти федерального, субфедерального и местного уровня, органами государственных бюджетных и внебюджетных фондов, государственными и муниципальными унитарными предприятиями);
-    частные (вложения средств физическими лицами, а также организациями негосударственной формы собственности);
- муниципальные (средства, вложение которых осуществляется муниципальными органами власти и управления, муниципальными унитарными предприятиями);
-     иностранные (вложения, осуществляемые иностранными государствами, юридическими и физическими лицами). Если инвестируемый капитал состоит из частных и государственных (муниципальных) инвестиций, принято определять их как смешанные инвестиции.
5) по уровню доходности различают:
- высокодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым превышает среднюю норму прибыли на инвестиционном рынке;
- среднедоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым соответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке;
- низкодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым соответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке;
- бездоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты, по которым инвестор не ожидает получение дохода, это относится, прежде всего, к проектам социального, экологического назначения.
       Эффективность использования инвестиций  зависит от их структуры. По мнению Евсенко О. С. под структурой инвестиций понимается их состав по видам и направлению использования, а также удельный вес в общем объеме инвестиций. Различают технологическую, отраслевую структуру, по источникам финансирования и по видам собственности [11].
     Технологическая структура реальных инвестиций дает представление о составе затрат на строительно-монтажные работы, приобретение машин, оборудования, инструментов, на прочие капитальные затраты. Совершенствование технологической структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости затрат до оптимального уровня. Увеличение активной части основных производственных фондов будущего предприятия способствует увеличению его производственной мощности, а, следовательно, снижению капитальных вложений на единицу продукции. Экономическая эффективность достигается и за счёт повышения уровня механизации и автоматизации труда, а также снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.
     Тенденция последних лет в изменении  технологической структуры капитальных вложений в пользу увеличения доли затрат на строительно-монтажные работы не способствует повышению эффективности капитальных вложений с макроэкономических позиций и выходу экономики из кризиса. Однако такая отчасти негативная динамика в технологической структуре капитальных вложений объясняется неодинаковым изменением уровня цен на строительно-монтажные работы, оборудование и проектно-изыскательские работы, и, кроме того, структурными сдвигами в экономике. Так, за последние годы резко увеличились капитальные вложения в сферу торговли и оказания всевозможных услуг, где, как известно, в структуре капитальных затрат удельный вес оборудования не столь значителен.
     Распределение капитальных вложений по отраслям экономики  имеет важное значение, так как от этого зависит её будущее. В этой связи экономическая эффективность капитальных вложений в существенной степени определяется отраслевой и региональной структурами капитальных вложений.
     Отраслевая  структура капитальных вложений определяет соотношение между объёмами капитальных вложений в различные отрасли экономики.
     Происходящие  в последние годы изменения в  отраслевой структуре капитальных  вложений свидетельствует о чрезмерной доле капитальных вложений, направляемых на поддержание топливно-энергетического комплекса, что свидетельствует о гипертрофированной структуре отечественной экономики. О перекосах отечественной экономики говорит и большая доля капитальных вложений в развитие металлургического комплекса. ТЭК и металлургия являются весьма трудоёмкими и энергоемкими, и их развитие напрямую не способствует ускорению научно-технического прогресса. Вместе с тем на развитие таких прогрессивных отраслей, как машиностроение, химическая промышленность, направляется весьма незначительная часть капитальных вложений. Доля вложений в машиностроение и металлообработку снизилась, что, естественно, резко тормозит обновление и без того устаревшего парка технического оборудования страны. Негативным является постоянное снижение капитальных вложений в лёгкую промышленность и резкое снижение капитальных вложений в сельское хозяйство, что свидетельствует о серьёзных проблемах и глубоком инвестиционном кризисе в этих отраслях.
     От  планирования отраслевой структуры  капитальных вложений зависит будущее  экономики страны. Государство при помощи экономических рычагов может и обязано существенно влиять на тенденции изменения отраслевой структуры капитальных вложений [19]. 

     1.2 Экономические и правовые основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Субъекты инвестиционной деятельности, их права и обязанности
      «Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» (ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»).
     В процессе инвестиционной деятельности предприятия находят необходимые  инвестиционные ресурсы, выбирают эффективные  объекты (инструменты) инвестирования, формируют сбалансированную программу и инвестиционные портфели и обеспечивают их реализацию.
      Подшиваленко  Г. П. считает, что инвестиционная деятельность предприятий характеризуется следующими чертами:
- обеспечивает рост операционной деятельности предприятия путём возрастания операционных доходов и снижения удельных операционных затрат;
- формы и методы инвестиционной деятельности в меньшей степени зависят от отраслевых особенностей предприятия, чем операционная деятельность;
- объёмы инвестиционной деятельности предприятий характеризуются неравномерностью по отдельным периодам, что связано с необходимостью накопления финансовых ресурсов и использования благоприятных внешних экономических условий;
-     инвестиционная прибыль и иные формы эффекта формируются со значительным запаздыванием, так как между затратами инвестиционных ресурсов и получением эффекта проходит определённый период времени;
- в процессе инвестиционной деятельности формируются самостоятельные виды потоков денежных средств;
- инвестиционной деятельности присущи особые виды рисков, называемые инвестиционными, уровень которых превышает уровень операционных рисков.
      Инвестиционная деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, поэтому её организации тесно связана с существующими в стране формами собственности. В зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм предприятий инвестиционная деятельность может проводиться путём:
    государственного инвестирования, которое осуществляется:
- органами  государственной власти и управления  различных уровней за счёт средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заёмных средств,
- государственными  предприятиями, организациями и  учреждениями за счёт их собственных  и заёмных средств;
    инвестирования, которое осуществляется гражданами, различного рода негосударственными предприятиями, учреждениями, товариществами, а также общественными, религиозными организациями, другими юридическими лицами, не относящимися к государственной собственности;
    иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами, государствами и международными организациями;
    совместного инвестирования, которое осуществляется совместно российскими и иностранными гражданами, юридическими лицами или государствами.
     В условиях рыночной экономики прерогативой государства являются создание условий для успешного проведения инвестиционной деятельности предприятиями всех организационно-правовых форм собственности, а также защита интересов инвесторов. Инвестиционная деятельность в значительной степени зависит от полноты и степени совершенства нормативно-законодательной базы. Начиная с первых лет осуществления рыночных преобразований, в России принимались и совершенствовались законодательные акты в целях стимулирования инвестиционной деятельности. Наиболее важное значение имеют следующие законы:
    Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
    Федеральный закон от 9 июля 1999 г. 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»;
    Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
    Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
    Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
    Федеральный закон от 30 декабря 1999 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
    Особое  значение имеет Федеральный закон  «Об инвестиционной деятельности в  РФ, осуществляемый в форме капитальных  вложений».
     Он  определяет организацию экономических отношений в процессе осуществления капитальных вложений между различными участниками этого процесса, которые называются субъектами инвестиционной деятельности. В соответствии с данным Законом (ст. 4) в инвестиционной деятельности принимают участие следующие субъекты:
- инвесторы;
- заказчики;
- подрядчики;
- пользователи  объектов капитальных вложений.
     Инвесторы - это физические и юридические лица, принимающие решение и вкладывающие собственные, привлеченные или заёмные средства в объекты инвестиционной деятельности. Инвесторами могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Если инвестор обладает правами на земельный участок под застройку, то он называется застройщиком.
      Инвесторы, вкладывающие собственные средства и присваивающие результаты инвестиционной деятельности, называются индивидуальными инвесторами. Индивидуальные инвесторы, как правило, преследуют собственные цели, но, кроме того, решают задачи социально-экономического характера. Индивидуальными инвесторами могут быть физические или юридические лица, объединения физических или юридических лиц, органы государственного и местного самоуправления.
      Инвесторы, осуществляющие свою деятельность за счёт средств других физических и юридических лиц в целях владельцев средств и распределяющие результаты инвестирования между собственниками, называются институциональными инвесторами.
      По  целям инвестирования принято различать  стратегических и портфельных инвесторов.
      Инвесторы, осуществляющие прямые инвестиции с  целью увеличения капитала и участия  в управлении производством, называются стратегическими инвесторами.
      Инвесторы, осуществляющие свою деятельность с  целью увеличения текущего дохода, это портфельные, или спекулятивные инвесторы.
      По  российскому законодательству инвестиционная деятельность признана неотъемлемым правом любого инвестора. Все инвесторы  обладают равными правами на осуществление  своей деятельности.
      Инвесторы наделены следующими правами:
    самостоятельно определять объём, направление и требуемую эффективность инвестиций;
    по своему усмотрению на договорной основе привлекать других физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиции;
    владеть, пользоваться и распоряжаться объектами инвестирования;
    передавать права на осуществление инвестиций  и их результаты другим физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления;
    осуществлять контроль за целевым использованием средств;
    объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений;
    осуществлять другие права, предусмотренные договором или государственным контрактом.
    Инвестор  может выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя (строительной продукции, ценных бумаг и других объектов), а также выполнять функции застройщика.
     Заказчики – любые физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность инвестора.
     Заказчик, реализуя инвестиционный проект в области  капитальных вложений, выполняет  следующие функции:
- заключает  договор с проектно-сметной организацией  и оплачивает проектно-изыскательные работы;
- заключает  договор с исполнителем работ  и оплачивает выполненные работы;
- покупает и оплачивает технологическое оборудование при осуществлении капитальных вложений;
- финансирует  подготовку и повышение квалификации  кадров для работы на новом объекте;
- финансирует  содержание дирекции строящегося  предприятия;
- принимает  от подрядчика и оплачивает  выполненные объёмы работ;
- принимает  законченный объект в эксплуатацию;
- другие  функции.
     Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, выполняющее работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
     Пользователями  объектов капитальных  вложений могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создаётся объект инвестиционной деятельности.
     Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать  функции двух или нескольких участников.
     Перечисленные участники инвестиционной деятельности – инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений – являются основными участниками инвестиционного процесса. Кроме них в инвестиционной деятельности принимают участие другие субъекты, которые обслуживают процесс осуществления капитальных вложений. К таким второстепенным организациям относятся коммерческие банки, если они не являются инвесторами и кредиторами, а только осуществляют расчёты по поручению заказчика или инвестора, а также страховые, консалтинговые фирмы, посредники, поставщики и др.
     Все участники инвестиционной деятельности обязаны:
      осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами РФ, законами и правовыми актами РФ, субъектов РФ, а также утверждёнными стандартами, нормами и правилами;
      исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ;
      использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
     Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечают требованиям экологических, санитарно-гигиенических  и других норм, установленных законодательством  РФ, или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
     Основным  правовым документом, регулирующим производственно0хозяйственные  и другие взаимоотношения между  субъектами капитальных вложений, является договор подряда или государственный контракт. В случае нарушения законодательства или условий договора субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством РФ [19]. 

     1.3 Государственные  гарантии инвестиционной  деятельности в  Российской Федерации
     Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования развития инвестиционной деятельности и позволяют её участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян.
     Государственные гарантии прав субъектов изложены в ст. 15 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В их число включены следующие гарантии прав всех субъектов независимо от формы собственности:
      обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
      гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
      право обжалования в суде любых действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления;
      защита капитальных вложений.
     Стабильность  прав обеспечивается законом лишь участникам  приоритетных инвестиционных проектов.
     Приоритетным  инвестиционным проектом называется проект, суммарный объём капитальных  вложений, в который соответствует  требованиям российского законодательства  и включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ.
     Если  вступают в силу новые федеральные  законы или иные правовые акты, а  также вносятся изменения и дополнения в существующие, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на инвестора, то такие федеральные законы и иные изменения вступают в силу по истечении срока окупаемости проекта, но не более семи лет. В исключительных случаях при реализации проекта в сфере производства или создания транспорта или иной инфраструктуры Правительством РФ может быть продлён срок действия прежних законов.
     В совокупную налоговую нагрузку включаются:
      сумма ввозных таможенных пошлин, за исключением пошлин, вызванных защитой экономических интересов РФ;
      федеральные налоги, за исключением акцизов  и налога на добавленную стоимость за товары, производимые на территории РФ;
      взносы в государственные внебюджетные фонды, за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ.
     Правительство РФ устанавливает критерии оценки изменения  условий взимания налогов, утверждает порядок, определяющий день начала финансирования проекта, и порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов. В случае неисполнения инвестором принятых на себя обязательств по приоритетному инвестиционному проекту Правительство РФ имеет право лишить его предоставленных льгот.
     Защита  капитальных вложений заключается в том, что они могут быть национализированы и реквизированы только при условии предварительного и равноценного возмещения участнику инвестиционного проекта причиненных убытков в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Капитальные вложения могут быть застрахованы в соответствии с законодательством РФ.
     В случае нарушения требований законодательства РФ и условий договоров и контрактов участники инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
     Инвестиционная  деятельность может быть приостановлена или прекращена органами власти и  управления в случаях:
      признания инвестора банкротом;
      возникновения стихийных бедствий и катастроф;
      введения чрезвычайного положения;
      если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.
     Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этих случаях определяется законодательством РФ и субъектов РФ, а также заключенными договорами и государственными контрактами [19]. 
 

2 АНАЛИЗ ОБЪЁМА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ
2.1 Анализ объёма, структуры  и динамики инвестиций
      Проведу анализ объёма и структуры инвестиций в РФ по данным Госкомстата. Инвестиции имеют разветвлённую структуру.
1. Нефинансовые  инвестиции. Инвестиции в нефинансовые  активы включают в себя следующие  элементы:
- инвестиции  в основной капитал;
- затраты  на капитальный ремонт;
- инвестиции  в нематериальные активы (патенты,  лицензии и т. д.);
- инвестиции  в прирост запасов материальных  оборотных средств;
- инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования.
2. Инвестиции по формам собственности
3. Инвестиции  по отраслям экономики 
4. Технологическая  структура. 
5. По источникам  финансирования.
     Инвестиции  в основной капитал для каждой хозяйственной единицы определяются как затраты на приобретение относимых  к основному капиталу активов, их доставку и установку в требуемом месте, улучшение уже имеющихся активов (капитальный ремонт и модернизацию), а также затраты на передачу прав собственности на активы.
Таблица 2.1 Инвестиции в основной капитал
Годы 
Млн. руб.  
(в фактически действовавших ценах)
В процентах  
к предыдущему году  
(в сопоставимых  
ценах)
2006 4730023 116,7
2007 6626770 121,1
 
2008
                       8764900               109,8  
 
     Объём инвестиций в основной капитал российских организаций, по данным Госкомстата РФ, составил в 2007 г. 6626,8  млрд. руб., что в соответствии с очищенной динамикой на 4,4 % больше,  чем в 2006 г. А в 2008 г. объём инвестиций в основной капитал уменьшился на 11,3 % и составил 8764,9 млрд. руб.
Таблица 2.2 Структура инвестиций в основной капитал  
по формам собственности, %

  2006 2007 2008
Инвестиции  в основной капитал  – всего в том числе  по формам собственности инвесторов (заказчиков):
100 100 
 
100
российская 81,6 83,1 85,2
государственная 17,5 17,7 17,4
муниципальная 4,2 4,4 4,1
частная 47,5 49,7 53,8
общественных  и религиозных организаций (объединений) 0,1 0,1 0,1
потребительской кооперации 0,1 0,1 0,03
смешанная российская 12,2 11,1 9,8
иностранная 7,8 7,1 6,6
совместная  российская и иностранная 10,6 9,8 8,2
 
     Инвестирование  российской собственности в период 2006 - 2008 гг. начало стабильно расти. Прежде всего, это касается государственной и муниципальной, где инвестиции сократились на 1 % по сравнению с 2006 г. На это влияет стабильность дефицита государственного и федеральных бюджетов  и перехода к рыночной экономике. Этим же причинам можно объяснить и снижение вложений капитала в смешанную российскую собственность с 12,2 % в 2006г. до 9,8 % в 2008 г. Резкий спад сдерживается лишь иностранным капиталом.
. Таблица 2.3 Структура инвестиций в основной капитал  
по источникам финансирования, %

  2006 2007 2008
  Инвестиции в основной капитал всего      
 в том числе по источникам финансирования: 100 100 100
 собственные средства 42,1 40,4 40,0
 из них:      
 прибыль, остающаяся в распоряжении   организации 19,9 19,4 18,6
 амортизация 19,2 17,6 18,0
 привлеченные средства 57,9 59,6 60,0
 из них:      
 кредиты банков 9,5 10,4 11,1
 в том числе кредиты иностранных банков 1,6 1,7 2,4
 заемные средства других организаций 6,0 7,1 6,5
 бюджетные средства 20,2 21,5 21,0
  в том числе:  из федерального бюджета
7,0 8,3 8,1
     
 из бюджетов субъектов Российской  Федерации 11,7 11,7 11,4
 средства внебюджетных фондов  0,5 0,5 0,3
 прочие 21,7 20,1 21,1
 
     В специальном комплексе бюджетные ассигнования профинансированы в пределах ниже среднего и составили в 2008 г. 21%. Сужение внутреннего рынка и падение доходов определило резкое сокращение объемов и доли собственных средств предприятий и организаций в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. В 2008 г. собственные средства понизились на 2,1 % и составило 3619 млрд. руб. Острый недостаток собственных средств частично компенсировался привлечением банковских кредитов и заемных средств. Структура кредитов банков в источниках финансирования инвестиций в основной капитал претерпела существенные изменения. Если в 2006 г. на долю кредитов иностранных банков приходилось 1,6 %, то в 2008 г. этот показатель повысился до 2,4%.. В результате доля инвестиций поступивших из-за рубежа в общем объеме инвестиций в основной капитал повысилась до 0,8 %.
 
2.2 Анализ иностранных  инвестиций
     В Российской Федерации инвестиции могут  осуществляться  путем:
- создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
-    приобретения  иностранным  инвестором   в   собственность предприятий, имущественных комплексов,  зданий, сооружений, долей участий в предприятиях,  акций,  облигаций и других  ценных бумаг;
-    приобретение прав пользования землей и  иными  природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.д.;
-   предоставления займов,  кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
     Проблема состоит  в  стимулировании  эффективного   притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли  и  в  каких  формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный  капитал  может  привлекаться  в  форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные  вложения  в  реальные активы (производство) в других странах,  в управлении которыми участвует инвестор.  Инвестиции могут  считаться  прямыми,  если  иностранный инвестор владеет не менее чем 25%  акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
     Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование  капиталовложений в экономику,  хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий.  Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на  мировой рынок.
     Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий,  которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
     Существуют и реальные инвестиции.  Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
     Два вида инвестиций (прямые и портфельные)  движимы аналогичными, но  не одинаковыми мотивами.  В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной  компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том,  чтобы руководить  компанией,  а  в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.  Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная  компания)  стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для выпуска его продукции,  которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс),  либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в   российскую  авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций,  ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики [4].
     Иностранный капитал  может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба  для национальных интересов.  Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые  иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети,  дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные  прямым  инвестициям  формы   привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то,  что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:
1. с точки зрения соблюдения национальных интересов;
2. имеется  в  виду  быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
     Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов.  Зарубежный капитал  в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и  переработку с/х   продукции,  производство  строительных  материалов, строительство (в том числе жилищное),  для выпуска товаров  народного потребления,  в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во  все  отрасли экономики. Они  обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом  инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны,  и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных иностранных инвестиций уделяется мало внимания,  и их в России практически нет.
      Высокая динамика привлечения иностранных  инвестиций в экономику России предопределяется следующими факторами:
- устойчивый  рост производства товаров и  услуг в основных секторах экономики, обеспечивающий расширение зоны эффективного вложения капитала реального сектора российской экономики с доходностью и рисками, сопоставимыми с приложением инвестиций в западных странах;
- стабильный  рост инвестиционной активности в российской экономике;
- повышение  конкурентоспособности российской  банковской системы в инвестировании  экономики на условиях ее долгосрочного  кредитования;
- повышение рейтингов инвестиционной привлекательности России в течение 2003 г. от «спекулятивного» до «инвестиционного» уровня (международное агентство Moody's);
- стагнация  экономического роста в основных  ведущих западных странах, приводящая  к снижению доходов на капитал,  повышению инвестиционных рисков  и сокращению притока иностранных  инвестиций [10].
      Проведу анализ иностранных инвестиций за 2006, 2007, 2008 гг.
Таблица 2.4 Объём инвестиций, поступивших от иностранных 
инвесторов, по видам

 
 
2006 2007 2008
Млн. долл. США
В процентах  к итогу Млн. долл. США
В процентах  к итогу Млн. долл. США
В процентах к итогу
Иностранные инвестиции -  всего 55109 100 120941 100 103769 100
в том числе:            
прямые  инвестиции 13678 24,8 27797 23,0 27027 26,0
из  них:            
взносы  в капитал 8769 15,9 14794 12,2 15883 15,3
кредиты, полученные от  
зарубежных совладельцев организаций
3987 7,1 11664 9,7 9781 9,4
прочие  прямые  
инвестиции
922 1,8 1339 1,1 1363 1,3
портфельные инвестиции 3182 5,8 4194 3,5 1415 1,4
из  них:            
акции и паи 2888 5,2 4057 3,4 1126 1,1
долговые  ценные  
бумаги
294 0,6 128 0,1 286 0,3
прочие инвестиции 38249 69,4 88950 73,5 75327 72,6
из  них:            
торговые кредиты 9258 16,8 14012 11,6 16168 15,6
прочие  кредиты 28458 51,6 73765 61,0 57895 55,8
прочее 533 1,0 1173 0,9 1264 1,2
 
     В 2007г. в экономику России поступило 120,9 млрд. долларов иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 году. А в 2008 г. в экономику России поступило 103,7 млрд. руб. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2007г. составил 32,1 млрд. долларов. В 2007г. из России за рубеж направлено 74,6 млрд. долларов иностранных инвестиций, или на 43,6% больше, чем в 2006 году. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 58,5 млрд. долларов, или на 29,4% больше, чем в 2006 году. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 69,4 % 2006 г.  (на конец 2008г. – 72,6 %), доля прямых инвестиций составила 24,8 % (26 %), портфельных – 5,8 % (1,4%).
     По  состоянию на конец сентября 2008г. накопленный иностранный капитал  в экономике России составил 251,3 млрд. долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 50,7% (на конец сентября 2007г. - 53,5%), доля прямых составила 46,9% (44,4%), портфельных - 2,4% (2,1%).
     Основные  страны-инвесторы представлены в таблице 2.5, а долю этих стран приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
Таблица 2.5 Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2008 г., по основным странам-инвесторам
  Млн. долл. США В процентах  к итогу
Всего инвестиций 103769 100
из  них из стран:    
Кипр 19857 19,1
Соединенное Королевство (Великобритания) 14940 14,4
Нидерланды 14542 14,0
Германия 10715 10,3
Люксембург 7073 6,8
Франция 6157 5,9
Виргинские  острова (Брит.) 3529 3,4
Швейцария 3062 2,9
Ирландия 2903 2,8
США 2773 2,7
 
Как видно  из таблицы. Кипр стоит на первом месте  по поступлению иностранных инвестиций, а США на последнем. России иностранные инвестиции крайне нужны, учитывая, что ей необходимо активно обновлять и развивать инфраструктуру, трубопроводный транспорт и электроэнергетику. На все это необходимы триллионы долларов. Пока еще иностранные инвестиции незначительны по объему и не играют важной роли в современной российской экономике. Однако по мере улучшения инвестиционного климата ситуация изменится и иностранные инвестиции смогут стать действенным инструментом реализации процессов реструктуризации и инновации рыночной экономики России. 

2.3 Факторы, влияющие на увеличение объёмов инвестирования в Российскую экономику
     К основным факторам, влияющим на объёмы инвестирования можно отнести:
-         уровень и структуру совокупного  спроса в экономике;
-         доступность заемных средств;
-         предельную эффективность капитала;
-         состояние сферы денежного обращения;
-         условия трансформации сбережений  в инвестиции;
-         уровень развития инвестиционных  отраслей;
-         потенциальную инвестиционную ёмкость  экономики, учитывающую, в частности, потребность в структурных преобразованиях;
-         экономическую политику государства,  включающую как достаточно самостоятельную  часть инвестиционную политику;
-         инвестиционные риски [5].
     Совокупный  спрос как важнейший фактор инвестиционного процесса напрямую определяет объём инвестиций в экономической системе. Под совокупным спросом принято понимать общие планируемые и желаемые расходы в экономике в течение определенного промежутка времени. По своей структуре совокупный спрос состоит из личного потребления, частных внутренних инвестиций, государственных закупок и инвестиций, а также чистого экспорта во всех секторах экономики. Таким образом, структура совокупного спроса такова, что, с одной стороны он формирует инвестиции, с другой стороны, сами инвестиции влияют на величину совокупного спроса. По сути, речь идет о том, как ранжировать два вида связи: совокупный спрос – инвестиции или инвестиции – совокупный спрос. Приоритет связи «совокупный спрос – инвестиции» предопределен самим механизмом рынка. Инвестиционный спрос является вторичным по отношению к совокупному спросу, прежде всего потому, что зависит от факторов, определяющих уровень и структуру совокупного спроса в целом. Объёмы совокупного спроса зависят не только от состояния внутреннего спроса, но и от состояния и объёмов внешнего спроса. Поэтому объёмы инвестиций и их структура во многом определяются состоянием мировой экономики в целом.
     На  уровень инвестирования в макроэкономической системе непосредственное влияние  оказывает доступность заемных средств, индикатором которых выступают норма процента и реальный уровень процента. В качестве нормы процента выступает средний уровень процентных ставок, которые действуют в макроэкономической системе на данном отрезке времени. В качестве нормы процента при анализе макроэкономических показателей можно использовать показатель ставки рефинансирования центрального банка, который отражает как размер, так и динамику банковских ставок по коммерческим кредитам. В качестве реальной ставки процента выступает норма процента, очищенная от показателя инфляции.
     Норма процента воздействует на инвестиционный процесс двояким образом. С одной  стороны, она является ценой, которую  уплачивает инвестор за заемный ресурс, определяя размер этой цены. Стоимость кредита может быть чрезмерной, и это будет влиять на инвестиционные процессы угнетающе. С другой стороны, норма процента является тем ориентиром, с которым необходимо сопоставлять предполагаемые доходы, которые могут быть получены в результате осуществления инвестиций.
     Объёмы  инвестирования в целом зависят  также и того, какими с точки  зрения инвесторов будут ожидаемые  доходы от инвестиций в сопоставлении  с капитальными затратами, или иначе, какова будет предельная эффективность  капитала. Понятие предельной эффективности капитала было впервые использовано Дж. М. Кейнсом для обозначения соотношения между текущей ценой предложения дополнительной единицы капитального имущества и тем доходом, который от него можно ожидать на протяжении всего срока службы. Графическое отображение взаимосвязи объёма инвестиций от предельной эффективности капитала получило название графика инвестиционного спроса. Согласно подходу Кейнса, если человек инвестирует деньги в приобретение капитального имущества, то он приобретает право на ряд будущих годовых доходов от продажи продукции за вычетом текущих расходов, связанных с ее выпуском. Этому ряду годовых ожидаемых доходов от дополнительной единицы капитального имущества противостоит цена предложения единицы этого имущества, в качестве которой выступает не его рыночная цена на данный момент, а его восстановительная стоимость в каждый конкретный момент в будущем.
     На  будущую отдачу от капитального имущества  в свою очередь воздействует предположение  участников инвестиционного процесса о состоянии экономической среды под влиянием изменений в области технологии, потребительского спроса и финансово-кредитных условиях производственной деятельности. Воздействие технологических факторов заключается, прежде всего, в том, что возможно стремительное моральное устаревание капитального имущества вследствие появления принципиально новой техники и технологии. Потребительских – в том, что возможно переключение потребителей на другую продукцию. Кредитно-финансовых условий – в том, что возможны изменения в области налогообложения и кредитования.
     Предположения участников инвестиционного процесса о возможности кардинальных изменений  этих факторов оказывают влияние  на общее состояние уверенности  и доверия в экономической  среде. Обстановка неуверенности заставляет отложить многие потенциально эффективные инвестиции до будущих времен. В таком случае график предельной эффективности капитала снижается. В свою очередь состояние уверенности и доверия в экономической среде увеличивает возможность реализации инвестиций и, следовательно, график предельной эффективности капитала повышается.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.