На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая политика РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      РЕФЕРАТ 
 
 

    Курсовая  работа: 30 с., 15 источников. 

    ФИНАНСОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 

    Объектом  и предметом исследования является финансовая политика государства.
    Цель  данной курсовой работы рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а также рассмотреть и дать характеристику финансовой политики Республики Беларусь.
    В процессе работы рассматривается сущность финансовой политики государства, её цели, задачи и инструменты, а также исследуются особенности финансовой политики Республики Беларусь и состояние на современном этапе. 

    Автор подтверждает, что весь аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 

                                                   ______________________
                                                    (подпись студента) 

 

 СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 5
1 Финансовая  политика государства. Теоретические аспекты 6
1.1 Содержание, цели и задачи финансовой политики государства 6
1.2 Финансовый механизм. Его роль в реализации финансовой
политики 8
1.3 Инструменты финансовой политики 10
1.4 Типы  финансовой политики 12
2 Финансовая политика Республики Беларусь 16
2.1 Финансовая  политика Республики Беларусь на современном этапе 16
2.2 Основные направления совершенствования финансовой
политики Республики Беларусь 23
Заключение 28
Список использованных источников 29
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

    В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
    Финансовая  политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых и иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
    Финансовая  политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение  необходимой величины ресурсов и  выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
     Финансовая  политика практически  любого государства  строится отнюдь не только на базовых  экономических принципах, но и с  оглядкой  на текущее положение  в мировой экономике.  В условия  глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на  соответствующие  требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
    Цель  данной курсовой работы:
    -рассмотреть  теоретические аспекты финансовой  политики государства, а именно: ее сущность, цели, задачи и типы;
    -рассмотреть и дать характеристику финансовой политики Республики Беларусь. 
 

 

     1 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА  ГОСУДАРСТВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ 

    1.1 Содержание, цели и задачи финансовой политики государства 
 

      Финансовая  политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества. [1, c.63]
      Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит разработку научно обоснованную концепцию развития финансов, определяет основные направления их использования, разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.
      В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
    –бюджетная политика
    –налоговая политика
    –таможенная политика
    –кредитно-денежная политика
    –инвестиционная политика
      Финансовая  политика является частью общей экономической  политики.
      Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
    –разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
    –создание адекватного финансового механизма;
    –управление финансовой деятельностью государства.
      Основу  финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.
      Финансовая  стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.
      Финансовая  тактика – это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.
      Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные  возможности для решения тактических  задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. [1, c.64]
      Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она  должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.
    Финансовая  политика содержит следующие аспекты:
    –макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;
    –распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
    Цели  финансовой политики можно разделить на три группы:
    –политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
    –экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне
    –социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
    Задачами финансовой политики являются:
    –обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
    –установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
    –организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
    –выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
    –создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
      Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
      В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.
      Оценка  эффективности проведения финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
      Результативность  финансовой политики во многом зависит  от качественной разработки механизма  согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.  
 
 

      1.2 Финансовый механизм. Его роль в реализации  финансовой политики 
 

    Для реализации финансовой политики, успешного  ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации  финансовых отношений, применяемых  обществом в целях обеспечения  благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношении, способы их количественного определения.
    Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные  элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
    В зависимости от особенностей отдельных  подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
    Каждая  сфера и отдельное звено финансового  механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны  и взаимозависимы. Вместе с тем  сферы и звенья функционируют  относительно самостоятельно. Это обстоятельство вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя  увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
    Сферы и звенья финансового механизма  отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.
    Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота и др.
    Деятельность  государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма.
    Государство, устанавливая способы организации  финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы.
    Введение  юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий  и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает страхую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.
    В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы  жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
    Формируя  финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма. 
 
 

    1.3 Инструменты финансовой политики государства 
 

    Финансовая  политика охватывает два основных аспекта: макроэкономическую стабилизацию экономики, связанную с проблемой бюджетного дефицита, и распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
    Основными инструментами финансовой политики являются:
    –разграничение прямого и косвенного налогообложения.
    –управление государственными расходами.
    –управление дефицитом бюджета.
    Разграничение прямого и косвенного налогообложения.
    Для выполнения государственных задач власти должны осуществлять определенные расходы. Для осуществления расходов им необходимы доходы. Основную часть бюджетных доходов составляют налоговые поступления.
    Разграничение прямого и косвенного налогообложения  представляет собой введение и конкретизацию прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков.
    Основными группами налогоплательщиков являются физические и юридические лица. Считается, что в рыночной экономике налоговое бремя должно быть смещено в сторону физических лиц. Основную часть населения в развитых странах составляет средний класс, доходы которого позволяют выдержать дополнительную лотовую нагрузку.
    Предприятия, напротив, должны освобождаться от чрезмерного налогового бремени, так как они являются основой экономики, играют главную роль в создании совокупного общественного продукта, создают рабочие места и, соответственно, выплачивают зарплату.
    Для смещения налогового бремени в сторону физических лиц, кроме прямых налогов на их доходы, вводятся также косвенные налоги — акцизы, представляющие собой надбавку к цене товара. Формально косвенными налогами облагаются предприятия. Фактические косвенные налоги уплачивают потребители подакцизных товаров.
    Управление  государственными расходами.
    Управление  государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства. В условиях рынка государство использует косвенные (экономические) методы регулирования экономики. Изменение методов регулирования экономики требует изменения системы государственных расходов и перестройки бюджетного механизма. Изменение системы государственных расходов выражается в изменении их состава и объемов.
    Государственные расходы имеют большое значение для экономики, так как направляются на структурную перестройку экономики, увеличение научно-технического потенциала, модернизацию и техническое переоснащение предприятий, на проведение природоохранных мероприятий, распространение экологически чистых технологий.
    Важную  экономическую и социальную роль играют децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями.
    Управление  дефицитом бюджета.
    Дефицит бюджета — превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами — достаточно распространенное явление. Практически каждая страна в своей истории сталкивалась с превышением расходов государственного бюджета над его доходами.
    Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами, например осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику или чрезвычайными событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами).
    В первом случае превышение расходов над  доходами государственного бюджета является обоснованным, а дефицит бюджета вызван государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением властей обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
    Во  втором случае превышение расходов над  доходами вызвано негативными причинами, при этом государственных резервов для покрытия вынужденных расходов может оказаться недостаточно.
    Дефицит государственного бюджета может  также отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры и ответствующие политические решения.
    Вообще  в условиях динамично развивающейся  экономики с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит количественно допустимых пределах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, то есть сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг, должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных грамм. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2—3%.
    Сокращение разрыва между расходами и доходами можно достичь с помощью увеличения доходов и сокращения расходов. 
 
 

1.4 Типы финансовой политики государства 
 

    Развитие  государства связано с изменением финансовой политики. Использование  того или иного ее типа обусловлено особенностями текущего этапа экономического и социального развития, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс страны. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.
    Анализ  применявшейся различными странами финансовой политики позволяет выделить три основных ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный. [2]
    До  конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита, Д.Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение финансовых расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного (сбалансированного) бюджета.
    Финансовый  механизм строился исходя из указанных  целей. Государственные расходы  сводились в основном к расходам на военные цели, выплату процентов  по государственному долгу, его погашение  и управление. Система налогов базировалась в основном на косвенных и имущественных налогах. Они были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания и обеспечивали сбалансированность бюджета. Система управления финансами была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
    В конце 20-х годов нынешнего столетия во многих странах осуществляется переход  к регулирующей финансовой политике. В ее основу были положены взгляды английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика с ее традиционными задачами стала преследовать цель - использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами такого вмешательства становятся государственные расходы. Они формируют дополнительный спрос. Это обеспечивает рост предпринимательской активности, увеличение национального дохода и способствует ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
    Кардинально изменяется система налогов. Главным  механизмом регулирования становится прогрессивный подоходный налог. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений. Это позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
    Большое внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита. На его основе проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно использует долгосрочные и среднесрочные займы. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
    Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
    В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную  эффективность. Она обеспечила в 30-60-х  годах стабильный экономический  рост, высокий уровень занятости  и рациональную систему финансирования социальных нужд.
    В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, оно включает денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
    Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Ставится задача сокращения числа налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.
    Надо  отметить, что указанные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно  взаимосвязаны между собой. Поэтому  одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования. Это приводит к их конвергенции в современных условиях.
    Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления). Адекватно цели строился и финансовый механизм. Основной его задачей было создание инструментов изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Такое изъятие производилось у предприятий, населения и органов местной власти.
    Для государственных предприятий был  создан механизм двухканального изъятия  чистого дохода. Вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где  за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулировало его финансовый механизм. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.
    Регулирование использования денежных доходов  населения осуществлялось при помощи подоходного налога и путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.
    Изъятие средств у местных органов  власти обеспечивалось ограничением в  установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система  местных доходов включала небольшие по объему доходы. Их удельный вес в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. Поэтому уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
    Расходы бюджетов также определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом. Управление финансами производилось из единого центра - Министерства финансов.
    Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Но использование ее в условиях нормального финансирования экономики привело к серьезным отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, чрезмерному росту военных расходов, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства.
 

     2 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    2.1 Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе 

    Одним из условий полноценного развития страны (как на макро-, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой проверяется практикой. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательные результаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.
    Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:
    ?Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.;
    ?Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
    ?Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;
    ?Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.
    В отличие от денежно-кредитной политики, ведущейся на основе долгосрочной программы развития банковского сектора и денежно-кредитной сферы, бюджетное планирование в республике, как правило, охватывает лишь очередной финансовый год. Но необходимо предусматривать преобразования в бюджетном секторе на среднесрочную перспективу. В начале 2003 г. началась работа над основными направлениями бюджетно-налоговой политики. 2004 г. отметился целенаправленным движением к формированию эффективной бюджетной системы, которое должно завершиться введением в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
    Основные положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:
    ?обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;
    ?создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;
    ?снижение налоговой нагрузки;
    ?повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;
    ?поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;
    ?концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;
    ?оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.
    Фискальное регулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке. [1, c.71]
    Значительные отчисления в республиканский и местные фонды весьма негативно влияют на финансово-хозяйственную деятельность белорусских предприятий. Они снижают конкурентоспособность отечественной продукции и ставят под угрозу дальнейший экономический рост. Чтобы уменьшить местные и республиканские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных фондов.
    Важным дискреционным шагом стало включение в 2004 г. в республиканский бюджет Фонда социальной защиты населения. Это дало заметный рост как доходов, так и расходов бюджета. На долю фонда в доходах консолидированного бюджета приходится 28,3%, а в расходах - 27,5%.
    В 2004 г. в бюджетно-налоговой сфере была сделана еще одна значительная подвижка: благодаря внесенным изменениям методология составления бюджета приблизилась к международным стандартам. Так, начиная с 2004 г., средства от реализации государственной собственности относятся не к капитальным доходам, а к источникам финансирования дефицита бюджета. Прекращая финансирование дефицита за счет кредитов Национального банка, государство получает возможность не только снизить темпы роста совокупной рублевой денежной массы (это должно положительно воздействовать на уровень инфляции в стране), но и существенно изменить финансирование программы жилищного строительства. Вместо целевых кредитов Национального банка правительству в источниках финансирования жилищного строительства начинают доминировать кредитные ресурсы банков и бюджетные ассигнования в основном средства местных жилищных фондов и субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым населению на строительство жилья. В то же время льготные кредиты перестают способствовать увеличению прибыльности банковского сектора.
    Фундаментом успешной бюджетно-налоговой политики должно быть не просто формальное избавление от бюджетного дефицита, но и устранение порождающих его проблем. Этого можно достичь, сформировав благоприятную инвестиционную и конкурентную среду, устранив препятствия, тормозящие экономическую активность хозяйствующих субъектов.
    В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации инвестиционных процессов. Этого можно достичь только при условии существенного улучшения инвестиционного климата во всех его составляющих, что является задачей действенной инвестиционной политики.
    Инвестиционный климат ? это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, правовых, политических и организационных предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему, Как правило, оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.
    Инвестиционный климат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Сегодня позиции Республики Беларусь в зарубежных рейтингах незавидны. Кризис инвестиционной сферы проявляется в недостаточных объемах капиталовложений во все отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Это является главной причиной дефицита внутренних и внешних инвестиций, бегства частного капитала за границу (в более привлекательные регионы) и, как следствие, - невыполнения государственных инвестиционных программ.
    С 2000 г. в Беларуси проводится достаточно жесткая денежно-кредитная политика. Это позволило снизить темпы инфляции и создало условия для оздоровления финансовой сферы. Положительный уровень реальных процентных ставок и относительная стабильность рыночного курса белорусского рубля обеспечили сбалансированность спроса и предложения на денежном рынке.
    Усложнение финансовых проблем, неудовлетворительное финансовое состояние ряда отечественных субъектов хозяйствования, в свою очередь, блокируют рост инвестиций и обновление основных средств. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.
    С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса Республики Беларусь значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.
    В 2011-2015 гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшей проблемой белорусской экономики является инвестиционное обновление основного капитала. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75-85% при критическом уровне 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей.
    Серьезные сложности для всей экономики Республики Беларусь возникли в 2011 году. В 2011 произошел финансовый кризис вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года. [3]
    Кризис проявился в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели.
    В результате кризиса установленный Нацбанком курс доллара за январь-сентябрь вырос с 3000 до 5400 белорусских рублей. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей. Инфляция за январь-август составила 53,6%. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за этот же период выросли в среднем на 55,3%, на непродовольственные товары — на 68,6%, на услуги — на 27,4%, на пассажирские перевозки — на 51,1%.
    В начале июня 2011 года правительство Беларуси обнародовало план действий по “обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля”. В том числе и меры по реализации финансовой политики [4]:
    ?уточнение показателей бюджета на 2011 год в целях обеспечения его дефицита в размере не более 1,5% ВВП (прежде бюджет планировался с дефицитом 3,2% от ВВП);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.