На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль государства в переходе к рынку (на примере России)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

1. Сущность современного  государства 3
2. Основные функции  современного государства 6
3. Роль государства  в переходе к рынку (на примере  России) 14
Список литературы 17 

1. Сущность современного  государства 

Понятие государства  включает в себя характеристику его  сущности. Сущность государства –  смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, закономерности в его развитии, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в  государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в  обществе. Иными словами вопрос о  сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная  власть, кот ее осуществляет и в  чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим  признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство  по своей сущности есть организация  политической власти общества.
Вместе с тем  возникшее полтора века назад  марксистское понимание государства, которое более 70 лет воспринималось советским обществоведением как  единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта  и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении [5, c.125].
В частности, следует  признать ошибочно предпринятую в советской  юридической, философской и политологической литературе трактовку государства  исключительно с позиций классиков  марксизма, рассчитанных на государство  в обществе, разделенном на антагонистические  классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство  как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.
«Политическая власть в собственном смысле слова, –  писали К. Маркс и Ф. Энгельс, –  это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, – утверждал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом  В.И. Ленин также видел в государстве  машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, – считал он, – есть орган господства определенного класса, который не может быть примерен со своим антиподом (с противоположным ему классом»).
Такой подход обеднял  и в известной мере искажал  представления о государстве, содержал упрощённое, одностороннее понимание  его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного  явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран  и на международной арене.
Важно заметить, что  рассматриваемый подход к трактовке  государства необоснованно отвергал идеалистические и ненаучные  многочисленные немарксистские учения о государстве. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в  ХХ в., считают, что народные массы  не способны осуществить власть, управлять  общественными делами, что государственная  власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех  пор, пока одну властвующую элиту  не сменит другая. К теории элит примыкает  и во многом с ней созвучна технократическая теория.
Названные теории не лишены определённых достоинств, но обе  они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы  демократической доктрины исходят  из того, что первоисточником и  первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей  природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах  и под контролем народа [3, c.66-67].
Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве  своём сходятся в понимании государства  как института социального компромисса  и достижения общего блага.
Любое государство, наряду с решением сугубо классовых  задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не существовать ни одно общество. К выполнению общих  дел относится прежде всего осуществление  разнообразных коллективных потребностей.
Общечеловеческое  предназначение государства в более  широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального  компромисса, смягчения и преодоления  противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и  общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Сочетая в себе, таким  образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы  всякого общества, и специфических  классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в  государстве, можно достигнуть научной  объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
Следует иметь в  виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве  в разные эпохи не одинаково. Соответственно в определённых условиях, например в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи промышленного капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также  в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального  назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление [5, c.130-132].
Раскрывая соотношение  общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных  условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая степень во всей многовековой истории развития государства.
Подводя итого вышесказанному о двуединой общечеловеческой и  классовой природе сущности и  социального назначения государства, можно предложить один из возможных  вариантов его краткого общего определения. Государство – это организация  политической власти, необходимая для  выполнения как сугубо классовых  задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества [2, c.89]. 
 

2. Основные функции  современного государства 

Функции государства - это основные направления его  деятельности, выражающие сущность и  социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом  в присущих ему формах и присущими  ему методами [2, c.101].
Функция государства  не любое, а именно основное, главное  направление его деятельности, без  которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это  устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той  или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.
Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает  практическую направленность.
Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
Проблема классификации  функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно  различаются. И все же их можно  классифицировать по некоторым общим  для них признакам.
Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две основные стороны, два  начала - общесоциальное и классовое. Общесоциальное начало обусловлено  потребностями общества в целом, классовое - его классовыми противоречиями [6, c.55-56].
До недавнего времени  было общепризнано, что все функции  государства вытекают из классовых  противоречий, носят классовый  характер, что нет и быть не может  надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о  взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой  единый, целостный организм, в котором  противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и  взаимодействуют. Государство как  форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать  по ряду ее направлений представителем  интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие  государства выполняли экономическую  функцию - организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.
Развитие цивилизации  и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического  правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).
Сегодня особо актуальны  глобальные проблемы, остро затрагивающие  общечеловеческие интересы,- охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и  др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и  развитие соответствующих функций - обеспечения  мирового правопорядка, международной  экологической и т.д.
Общесоциальные функции  государства обеспечивают необходимую  степень стабильности отношений  и связей внутри общества, его целостность  и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, социальных, духовных, национальных). Чем  больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его  роль в обществе как надежного  инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных  интересов и достижения общественного компромисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству  приходится обращаться к демократическим, гуманистическим институтам и  идеям (правового государства, господства права во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и  правопорядка и т.д.) [2, c.125-127].
Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости  от демократического содержания функций  государства, его умения и желания  учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. «Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его  неотъемлемые, естественные права  и свободы, осуществляющее репрессии  против своего народа или отдельных  национальных групп, препятствующее контактам  между людьми и организациями  разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового общества» [1, c.23].
В классовом обществе, где классы и другие социальные  группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической  организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства - подавление сопротивления эксплуатируемых  классов или социальных групп, имеющая  четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также  приобретают определенную классовую  окраску. Сказанное относится к  рабовладельческому, феодальному  и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.
Во второй половине XX столетия в самих классах произошли  значительные изменения, появился средний  класс - стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.
Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства  можно подразделить на:
а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых  классов и др.);
б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение  правопорядка, охрана природы и окружающей  среды и др.) [3, c.75-78].
По направленности функции государства подразделяются  на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень  активности воздействия государства  на данное общество, а внешние —  на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции  тесно связаны между собой, взаимно  дополняют друг друга.
Среди внутренних можно  выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции [5, c.147].
Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался  в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались  более суровые меры наказания, чем  за посягательства на другие ее виды. В  демократических обществах действует  принцип равной правовой защиты всех форм собственности.
Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая  функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом  государстве на первый план выдвигается  охрана прав и свобод граждан, без  чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.
Функция охраны природы  и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в  число основных. Экологически агрессивное  производство стало агрессивным  и по отношению к человеку, его  здоровью. А потому государство вынуждено  заниматься этой деятельностью. 

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что  в развитых странах мира в число  основных стала входить экономическая  функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между  отдельными ее отраслями. Возникли государственный  сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное  управление предприятиями и  организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство  выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего  в своих руках большую массу  ссудного капитала. Современное государство  способно прогнозировать и гибко  регулировать экономические процессы в масштабе всей страны [5, c.150-152].
Экономическая функция  государства имеет антикризисную  направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей  интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах  и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан —  вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке  недобросовестных контрагентов. Государство  принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления  и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая  функция обусловлена потребностями развития общества в целом.
С экономической  тесно связана социальная функция  государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной  деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную  социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.
Для выполнения социальной функции государство создает  фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует  программы, стабилизирующие занятость  населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др. [2, c.123].
Социальная деятельность государства регламентируется  особой отраслью - социальным правом. В  таких развитых в этом отношении  странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства - обеспечить человеку достойное существование, свободное  развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.
В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает  соответствующие органы и учреждения, финансирует их.
В последние десятилетия  многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно  расширяется сфера научно-технических  исследований, проводимых на государственной  основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и  экспериментальных работ очень  сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью  оплачивает расходы по фундаментальным  теоретическим исследованиям.
Внешними функциями  государства традиционно являлись  защита страны от нападения извне; ведение  захватнических войн; обеспечение  дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием  мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается  коллективная безопасность, создаются  международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление  соответствующих внешних функций [5, c.158-159].
Государство должно выполнять свои функции в присущих  ему формах, применять в своей  деятельности различные методы.
Различаются правовые и неправовые формы реализации  функций государства. В правовых формах отражаются связь государства  и права, обязанность государства  действовать при выполнении своих  функций на основе права и в  рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и  должностные лица работают, какие  юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы  осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.
Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация  других функций государства практически  невозможна [4, c.30]. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного  социального законодательства, социального  права.
От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут  ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся  лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых  норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством  страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для  выполнения которой исполнительно-распорядительные  органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др. 

1. ВЛАСТЬ КАК ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ)  ВЛАСТЬ  

                                                                                                                                                 

Изучение сложной  темы о сущности государства представляется логически последовательным начать с рассмотрения неразрывно взаимосвязанного с ней вопроса о политической власти. 

Чтобы разобраться  в проблеме политической власти, необходимо уяснить, что такое власть вообще, т.е. рассмотреть, власть как общесо-•  циологическую категорию. 

Известно, что политическая или – что одно и то же –  государственная власть не единственный вид общественной власти. Власть присуща  любой организованной, более или  менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как  для классового, так и бесклассового  общества, как для общества в целом, так и различных составных  его образований. Соответственно принято  различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государственную); экономическую; различных общественных объединений; родительскую; церковную. 

Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное  своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых  позволяет дать характеристику власти как общей социальной категории. 

При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить  своей воле других людей. 

В связи с этим значительный интерес представляет статья Ф. Энгельса «Об авторитете», которая и в современных условиях сохраняет свое научное значение. В этой статье, обращенной против анархистов, пользовавшихся для обозначения  власти термином «авторитет», Ф. Энгельс  писал: «Авторитет в том смысле, о  котором здесь идет речь, 

означает навязывание  нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение». 

 Магме К., Энгельс  Ф. Соч. Т. 18. С. 302. 

Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое  содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой – подчинение подвластного воле 

властвующего. 

Важно иметь в  виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом  содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без  принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и  характером власти приобретает различные  содержание 

и форму. 

Во-вторых, отношения  по поводу власти, или властеотношения, 

носят волевой характер и с точки зрения своей структуры  складываются из «господства-подчинения»  и «руководства-подчинения». В зависимости  от конкретно-исторических условий  власть может либо выступать как сочетание отношений «господства-подчинения» и «руководства-подчинения», либо проявляться только в отношениях «руководства-подчинения». 

Ф. Энгельс, показывая, что всякая организация общества, в котором происходит процесс  производства и обращения продуктов, невозможна без авторитета, без власти, и отмечая, что с развитием  крупной промышленности и крупного землевладения материальные условия  производства и обращения неизбежно  усложняются и стремятся ко все  большему расширению сферы этого  авторитета, подчеркивал, что и в  будущем власть не исчезнет, а только изменит содержание и форму. , Власть вообще, будучи непосредственным порождением  разносторонних устойчивых связей между  людьми, их устремлений к удовлетворению своих интересов и смягчению  при этом противоречий, а стало  быть, к возможному компромиссу и  определенному порядку сосуществования, представляет собой объективно необходимое  условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве  жизни, Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся  как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей  в нем воле. 

Изложенное позволяет  сформулировать краткое определение  понятия власти как общесоциологической  категории. Власть – это соответствующее  характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся  в отношении подчинения воли отдельных  лиц и их объединений руководящей  в данном сообществе воле, 

\ Об эт ом подробнее  см.: Байтин М.И. Государство и  политическая власть. Саратов, 1972 С. 83 и след 

Такое определение, думается, характеризует любую общественную 

власть – классовую  и неклассовую, государственную  и негосударственную. 

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность  общественной власти. Термины «политическая  власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, – синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого  слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от 

государства и реализуется  не иначе как при его (прямом или  косвенном) участии. 

Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса  заключается в его отношении  к власти государства. Государство  и все его разнообразные институты, в частности избирательная система, по мысли Маркса, есть политическое бытие гражданского общества. При  этом в статье «Морализирующая критика  и критизирующая мораль» он прямо  отождествляет понятия «политическая  власть» и «власть государственная  »2. 

В специальной юридической, философской и политологической литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы (Ф.М. Бурлацкий, Н.М. Ксйзеров, Л.Т. Кривушип и др.) выступают за различение этих категорий. Сторонники последней  точки зрения понятие «политическая  власть» употребляют в более  широком смысле, нежели «государственная власть», – это власть, осуществляемая не только государством, но и другими  звеньями политической системы общества: партиями, массовыми общественными  организациями (например, профсоюзами  и иными общественными объединениями).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.