На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование агробизнеса в условиях рыночных реформ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1. Методологические основы исследования агробизнеса... 10 

1.1 Агробизнес: понятие,  структура и особенности развития... 10 

1.2 Место и  роль агробизнеса в координации  рыночных отношений АПК... 28 

Глава 2. Основные направления развития агробизнеса  в экономике открытого типа...__... 61 

2.1 Предпринимательство,  менеджмент и маркетинг как  основные факторы достижения  конкурентных преимуществ в агробизнесе... 61 

2.2 Современные  аспекты развития агробизнеса... 81 

Глава 3. Государственное  регулирование агробизнеса в условиях рыночных реформ...; 98 

3.1 Институциональные  реформы в АПК... 98 

3.2 Эволюция государственной  агропродовольственной политики... 113 

Заключение... 132 

Список литературы... 137 

        Введение   
 
 

Введение. 

Актуальность  исследования. Процессы реформирования экономической системы России сопровождаются рыночными трансформациями агропромышленного комплекса (АПК). В системе АПК меняется характер социально-экономических отношении, выдвигая на первый план развитие частных форм хозяйствования и агробизнеса, основанного на предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов. Агробизнес предопределяет развитие производства, сфер переработки, хранения, транспортировки и доведения до конечного потребителя сельскохозяйственной продукции. Агробизнес является основным структурообразующим фактором АПК, поддерживает высококонкурентный характер экономических отношений в условиях рынка. Развитие агробизнеса затрагивает интересы обеспечения продовольственной безопасности страны и социального благополучия ее граждан. 

Рыночные реформы  сельского хозяйства российской экономики не обеспечили необходимые  институциональные изменения и  модернизацию производительных сил, адекватные современной модели национального  сельского хозяйства, что во многом обусловлено недооценкой роли агробизнеса как специфической формы координации развития АПК. Развитие агробизнеса должно служить плацдармом для таких процессов как развитие экономики в целом, разных форм собственности, совершенствование агропродовольственной политики, укрепление позиций АПК России на мировых рынках. 

Основываясь на преимуществах экономики открытого  типа и активной поддержки со стороны  государства, агробизнес дает возможность  малому, среднему и крупному бизнесу  реализовать свои потенциал в  производстве высокорентабельной продукции и достижении конкурентных преимуществ. Об этом свидетельствует современный опыт зарубежных стран, где экономическая роль и перспективы агробизнеса очевидны. В 

нашей стране агробизнес еще не занял должного места в  системе экономических отношений и требует дальнейшего изучения. 

Исторически сложившиеся  внимание и поддержка сельского  хозяйства со стороны государства  требует особого отношения и  к агробизнесу, которому присущи  все специфические черты. ~ сельскохозяйственного  предпринимательства. 

Таким образом, актуальность экономического исследования теории и практики агробизнеса как  специфической формы координации  АПК состоит в том, что, во-первых, развитие агробизнеса выступает  как основной фактор рыночных преобразований в АПК; во-вторых, повышается значимость агробизнеса как структурообразующего и координирующего фактора АПК; в-третьих, возрастает роль агробизнеса как определяющей в формировании высококонкурентного продовольственного рынка; наконец, в-четвертых, в потребности изучения специфики механизма, функционирования и практического укрепления потенциала агробизнеса. Исследование экономических проблем агробизнеса в России отражает современные аспекты проблем реформирования АПК, эффективного производства продукции сельского хозяйства и обеспечения устойчивого экономического роста. 

Степень разработанности  проблемы. Понятие агробизнеса получило распространение в отечественной  науке лишь в последние годы. В  связи с этим научное исследование агробизнеса развивается на протяжении относительно небольшого промежутка времени и охватывает реформенный и. послереформенный периоды становления рыночной экономики России, когда в нашей стране возникло предпринимательство и частная собственность. 

В мировой экономической  науке теория агробизнеса стала развиваться благодаря вкладу таких видных ученых как Д. Дэвис и А. Хоскинг. В России методологические основы сельского предпринимательства были заложены еще в девятнадцатом и начале двадцатого веков А. Чаяновым, Н. Кондратьевым, А. Волынским, А. 

Радищевым, Н. Макаровым. Значительный вклад в исследование проблем развития агробизнеса на современном этапе внесли В.М  Архипов, И.Б. Загайтов, В.В. Милосердов, Н.А. Попов, Е.В. Серова, Б.И. Шайтан, Е.С. Строев, А.И. Воропаев, Н.В. Парахин, Е.Ф. Злобин. 

После введения термина «агробизнес» в зарубежной экономической ^* науке именно это  категориальное понятие стало основным объектом 

изучения аграрной экономики. Теоретические основы и  опыт развития агробизнеса в разных странах, аналитический обзор и  статистический анализ, всестороннее исследование и разрешение конкретных вопросов и проблем находят свое место в научных работах и трудах, монографиях и статьях. 

В то же время, системный  подход к изучению агробизнеса в  нашей стране только начал формироваться. Опираясь на более глубокие учения западных экономистов, в российской экономической науке дается теоретическое обоснование агробизнеса в контексте формирования и развития агропромышленного комплекса России. Большое количество публикаций, посвященных агробизнесу, отличаются в подходах к определению методологии и терминологии исследуемой проблемы. Если в одних случаях агробизнесу присваиваются лишь отдельные черты сельского предпринимательства, то другие авторы характеризуют его как сложный структурный элемент со всеми свойственными особенностями. Современные исследования агробизнеса носят фрагментарный характер, острую дискуссионную форму, что присуще российской экономической мысли, ищущей пути выхода из кризиса сельского хозяйства. 

Актуальность  проблемы, ее научная и практическая значимость, а также недостаточная разработанность предопределили выбор темы 

диссертации, ее объект и предмет, обусловили цель и  задачи исследования, 

-И» 

его логику и  структуру построения. 

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение теоретических аспектов агробизнеса и специфических свойств его функционирования в условиях рыночной экономики, определение его как 

особой формы  координации развития АПК, обозначение  основных направлений дальнейшего  развития. 

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач, отражающих логику исследования: 

- проанализировать  теоретические основы агробизнеса,  его структуру У и особенности; 

- уточнить признаки  классификации сфер деятельности  агробизнеса; 

- дать современное обоснование места и роли агробизнеса в формировании стратегии и координации развития АПК; 

выявить специфические  социально-экономические функции  агробизнеса; 

- обозначить  основные направления развития  агробизнеса в условиях экономики  открытого типа; 

- определить  концептуальные подходы к институциональным  реформам в АПК и эволюции  государственной агропродовольственной  политики. 

Предметом исследования является система экономических  отношений, складывающихся в процессе становления и развития агробизнеса в экономике рыночного типа. 

Объектом исследования является агробизнес как специфическая  форма координации АПК, а также  институциональные образования, обеспечивающие инфраструктуру агробизнеса. 

Теоретической и методологической основой исследования выступает системный подход к познанию экономических и социальных явлений в их неразрывном единстве и взаимосвязи, научные труды отечественных и зарубежных экономистов-классиков, современных ученых в области макроэкономики и микроэкономики, фундаментальные экономические законы и категории, рекомендации и разработки научно-исследовательских учреждений, нормативные и законодательные акты, 

законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства, регламентирующие проблему. 

Методы исследования и использованные материалы. В процессе исследования использовались общенаучные  логические приемы и следующие методы: монографический, диалектический, абстрактно-19 логический, расчетно-аналитическии, экономико-статистический. В качестве 

информационной  основы использовались данные Госкомстата  России и Орловского областного комитета государственной статистики, данные областного управления сельского хозяйства, нормативно-справочные материалы аналитических  органов и научных учреждений по изучаемой проблеме. 

Научная новизна  исследования состоит в следующих  аспектах: 

- уточнена теоретическая  сущность и категориальное определение  агробизнеса, обозначена взаимосвязь  и взаимодействие его элементов; 

- выявлены концептуальные  различия между агробизнесом и сельскохозяйственным производством; 

расширено понятие  «координация АПК» и определены специфические  формы ее реализации; 

раскрыто экономическое  значение наиболее эффективных организационно-правовых форм хозяйствования; 

- обоснована  возрастающая роль агробизнеса в дальнейшем развитии АПК как основного координирующего фактора; 

- исследованы  и дополнены современные формы  государственного регулирования  АПК; 

- обозначены  перспективные направления дальнейшего  развития агробизнеса. 

Положения диссертации, выносимые на защиту. В работе защищаются следующие наиболее существенные положения, полученные автором: 

1. Результаты  исследования экономической сущности  агробизнеса, его 

структуры и  отличительных особенностей показывают, что он является специфической формой координации АПК, функционирующей на принципах рыночной саморегуляции. 

2. Существование  различных организационных форм  агробизнеса в современной экономике  требует особого подхода к  их изучению как. 

^ отдельных структурных  элементов. В связи с этим систематизированы 

сравнительные характеристики и осуществлена качественная характеристика организационно-правовых форм хозяйствования. Данная оценка позволяет  утверждать, что лишь многообразие форм собственности в агробизнесе  отвечает интересам развития рыночной экономики и способствует росту агропромышленного производства. 

3. Тенденции  развития российского агробизнеса  обозначают необходимость выработки  эффективных механизмов функционирования  предприятий АПК. Актуальным становится  формирование конкурентной, стратегии и достижение конкурентных преимуществ. Тяжелое финансовое положение, изношенность основных фондов и низкий уровень инновационной деятельности на сельскохозяйственных предприятиях требуют особого подхода к использованию предпринимательства, менеджмента и маркетинга, основанного на принципиально новых формах организации производственно-экономической деятельности. 

4. В ходе исследования  выделены современные аспекты  развития агробизнеса. Сделан  вывод, что дальнейшее развитие  агробизнеса связано с процессами интеграции и глобализации экономики, внедрения, информационных технологий, становлением и эволюцией развития Новой экономики и постиндустриального общества, предусматривающих количественные и качественные изменения в экономике. 

5. Обоснование получает активная государственная агропродовольственная политика, направленная на дальнейшее развитие агробизнеса в нашей стране. Она должна основываться на тесном взаимодействии государства с субъектами агробизнеса не только в правовом 

8 

поле и посредством налогового механизма, но и в области инвестиций, кредитования, лизинга, консалтинга, страхования, информации. 

Теоретическая и практическая значимость работы. Практическая значимость результатов  исследования определяется возможностью использования сформулированных положений и выводов, предложений и ¦ рекомендации в качестве методологической базы для дальнейшего развития 

агробизнеса. Выводы, полученные при изучении агробизнеса, имеют практический интерес для  выбора направлений развития и трансформации АПК. Теоретические обобщения, сделанные в диссертации, о сущности агробизнеса, его роли как формы координации развития АПК России, о современном развитии в условиях институциональных реформ и эволюции государственной агропродовольственной политики могут быть использованы как методические пособия для подготовки лекций и проведения практических занятий со студентами высших учебных заведений сельскохозяйственного направления, для повышения квалификации руководителей предприятий АПК и работников государственных органов власти, в компетенции которых находятся вопросы сельского хозяйства. 

Апробация работы. Основные положения диссертационной  работы докладывались, обсуждались  и публиковались на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, проходивших в городах Орел, Москва, Днепропетровск (Украина), Тюмень, Ульяновск, Пенза, на заседаниях кафедры экономической теории и мировой экономики Орловского государственного аграрного университета. По теме исследования опубликовано 8 научных статей общим объемом 1,7 печатных листа. 

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединенных в шесть  параграфов, заключения и списка литературы. 

Глава 1. Методологические основы исследования агробизнеса. 1.1 Агробизнес: понятие, структура и особенности развития. 

В экономической  теории агробизнес рассматривается  как один из видов более общего понятия - бизнеса. Бизнес может быть нефтяным, газовым, авиастроительным, транспортным, аграрным и т.п. Поэтому  понятие агробизнеса логически вытекает из понятия «бизнес». Автора в своем исследовании больше интересуют проблемы становления агробизнеса в России, в том числе на региональном уровне, его роль в координации АПК. В этом контексте мы раскроем сущность агробизнеса, особенности его функционирования в условиях проведения рыночных реформ, пути и направления дальнейшего развития. 

Понятие «агробизнес» является новым для российского  человека, хотя даже незначительные познания в английском языке позволяют  сделать вывод, что слово «agribuisnes»  каким-то образом связано с ведением бизнеса в сельском хозяйстве. Такие  термины как «бизнес», «агропромышленный комплекс», «предпринимательство» уже нашли свое отражение в отечественной науке и разговорной речи, а вот «агробизнес» в условиях стремительных социально-экономических, институциональных, правовых, и политических изменений последних лет требует особого изучения. 

Теоретическое и практическое значение исследуемой  проблемы, многовариантность ее толкования учеными вызывают необходимость  четкого категориального обозначения  агробизнеса. Ведущие экономисты, исследовавшие  бизнес, как экономическую категорию, по мере углубления рыночно-трансформационных процессов раскрывали его сущность с различных специфических позиции и подходов. 

Современный экономический  словарь отождествляет понятия  «бизнес» и «предпринимательство» [102, С.301]. А Гражданский кодекс Российской Федерации, предпринимательской деятельностью (бизнесом) 

10 

называет самостоятельную, осуществляемую на свой риск, деятельность, направленную на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством порядке [27, С. 14]. 

Чепурина М.Н. и Киселев Е.А. под бизнесом понимают «деловое предприятие, функционирующее  с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности» [61, С.217]. 

На начальном  этапе изучения агробизнеса в  экономической науке использовалось понятие «предпринимательство», определение которому дал в конце XVII - начале XVIII вв. Р. Кантильон. Источником предпринимательской деятельности он считал землю и труд. 

Другие известные  экономисты Ж.Б. Сэй, А. Смит, Д.Рикардо  также обращали особое внимание на использование факторов производства, добавив к двум вышеперечисленным капитал. Сельский уклад жизни того времени оказывал влияние и на научные труды ученых. 

Уже в XX веке сформировалось понятие «агробизнес», имеющее разные толкования. Впервые в экономическую теорию это категориальное понятие ввел в 1955 году профессор Гарвардского университета (США) Дж. Дэвис. По его мнению, агробизнес представляет собой совокупность операций по производству и распределению продукции, необходимой для снабжения фермерских хозяйств, а также совокупность отраслей, занимающихся транспортировкой, хранением, переработкой и распределением сельскохозяйственной продукции. Другая его формулировка: «Агробизнес - это все предприятия, связанные с поставкой ресурсов в сельскохозяйственное производство, с производством продуктов и волокна, переработкой, хранением и распределением произведенных продуктов» [ 144, С.411 ]. 

11 

По нашему мнению, представленное Дж. Дэвисом видение  агробизнеса достаточно не раскрывает в полной мере его значимости в экономической теории как специфического категориального понятия. Но при всех недостатках вышеприведенных формулировок они послужили фундаментом, своеобразной отправной точкой для дальнейших ~ исследовании. 

Возникновение данного понятия во второй половине двадцатого века не случайно, поскольку именно в этот период в экономиках развитых стран, прежде всего США, активно развивались интеграционные процессы, затрагивавшие все сферы бизнеса. 

Немногим позже, в 1968 г. Р. Гольдберг сделал попытку рассмотреть агробизнес в более узком значении, на микроуровне. По его мнению, агробизнес, или вертикальная интеграция, характеризует контроль фирмы-интегратора над двумя или несколькими последовательными стадиями-производства и сбыта продукции [150, С.8]. 

М. Трэйси несколько  уточнил понятие агробизнеса, представляя  его 1* как совокупность отраслей, которые  находятся «выше по течению» 

(восходящие) относительно  сельского хозяйства, или поставляющие  ему ресурсы, так и находящиеся  «ниже по течению» (нисходящие) - сбыт, переработка и распределение. По его мнению, агробизнес обеспечивает производство и быстрое продвижение продукции от товаропроизводителя к первичным покупателям и далее вниз по цепочке с минимальными потерями [126,С24]. 

Дальнейшие исследования ученых позволили значительно глубже изучить сущность агробизнеса. Нам ближе позиция А. Хоскинга, который рассматривает агробизнес не как совокупность отраслей или предприятий, а ™ как деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или 

организациями, по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров, или оказанию услуг в обмен  на другие 

12 

товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций в сельском хозяйстве [115, С.49]. 

Такой же позиции  придерживаются и многие отечественные  ученые. Академик РАЭН Б.И. Шайтан считает, что в ходе функционирования агробизнеса  из редких производственных и природных  ресурсов предприниматели с течением времени, с помощью денег или  без их участия, осуществляют производство различных товаров и их распределение (т.е. реализацию) в целях удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли [140, С.42]. 

Академик РАСХН  Е.С. Строев дал свое, более приближенной к практической деятельности, определение: «Агробизнес - это широкое, комплексное понятие... Его нельзя рассматривать только как умение посеять, убрать или даже выгодно продать произведенную продукцию. Он включает в себя еще и умение видеть перспективу, знать состояние рынков и оперативно реагировать на их колебания, умение организовать производство на основе передовых технологий и использования современной техники, наладить выгодные связи с переработчиками, торговцами...» [91, С. 1]. 

На наш взгляд, исследования агробизнеса, проведенные  А. Хоскингом и Б.И. Шайтаном, можно охарактеризовать как наиболее полные и точные, показывающие не только количественное содержание элементов, их взаимодействие и взаимосвязь, но и цели этого вида экономической деятельности. 

Таким образом, в процессе изучения данной проблемы произошло существенное переосмысление как самого понятия агробизнеса, так и его роли в координации АПК. Рыночные трансформации экономики позволили раскрыть сущность этой категории с других позиций, изменив представление о нем. 

По мнению автора, агробизнес не стоит отождествлять с сельскохозяйственным производством, поскольку это более широкое категориальное понятие, органичная часть экономической теории. 

13 

Агробизнес - это  направление экономической деятельности, включающее в себя совокупность факторов, определяющих и координирующих экономику АПК, таких как производство сельскохозяйственной продукции, поставка необходимых ресурсов, переработка, транспортировка, маркетинг, менеджмент, научные исследования, финансово-кредитные отношения. 

Все элементы (сферы деятельности) агробизнеса равнозначны, взаимосвязаны и подчинены одной общей цели - получение прибыли. Производство сельскохозяйственной продукции для личного потребления не является агробизнесом. Участие в рынке, удовлетворение потребностей покупателей, получение собственной выгоды - вот что составляет основу агробизнеса. 

В структуре  агробизнеса можно выделить субъекты (организационно-правовые формы хозяйствования) и сферы деятельности (см. рис.1) 

АГРОБИЗНЕС 

СУБЪЕКТЫ Производственная Коммерческая 

сфера сфера 

ЛПХ 

Сфера услуг 

Социальная сфера 

КХ 

СПК 

ООО 

ОАО 

ЗАО 

производство 

транспортировка 

переработка 

хранение 

маркетинг 

реклама 

реализация 

финансы и кредит 

менеджмент 

Производственный  агросервис 

доставка товара 

Социальный агросервис 

Социальная инфраструктура 

ОБЪЕКТ 

ЦЕЛЬ 

КОММЕРЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ 

Рис. 1. Структура  агробизнеса. 

14 

Первая сфера  деятельности включает в себя как  сельскохозяйственное производство, так  и его ресурсное обеспечение. При этом само сельскохозяйственное производство затрагивает аграрные отношения следующих уровней: 

- отношения,  обусловленные формами собственности,  формами т* хозяйствования, государственными  и прочими социально-экономическими 

институтами аграрной направленности; 

- отношения между  субъектами производственного процесса, представителями собственности  и непосредственными производителями,  между самими производителями,  отношения общественной комбинации  производственного процесса; 

- отношения возобновления  производства. 

Поставки ресурсов для сельского хозяйства, в т.ч. техники, оборудования, минеральных  удобрений, гербицидов ведут, как правило, крупные предприятия, хотя степень  конкуренции на рынках средств производства достаточно высока. Так, в США четыре крупнейших компании 

т* занимают около 50% рынков техники, удобрений, химических средств и 

семян [4, С.87]. На российском рынке средств производства присутствуют как отечественные  предприятия, так и зарубежные, в  основном из Белоруссии, Украины, Германии, Италии, США [5, С.65]. 

Вторая, третья и четвертая сферы деятельности затрагивают дальнейшее движение произведенной  сельскохозяйственной продукции: переработка, хранение, транспортировка, упаковка, продвижение на рынок, продажа. В  них входит заготовительная сеть, первичная и вторичная переработка продукции, системы оптовой и розничной торговли продукцией сельского хозяйства. Доля этих сфер агробизнеса в последнее десятилетие
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.