На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация труда работников на предприятиях розничной торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
УО «Брестский государственный профессионально-технический
колледж торговли» 
 
 

Специальность: 2-25 01 10 Коммерческая деятельность. 

Предмет: Организация  и технология торговли. 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

«Организация  труда работников на предприятиях розничной торговли» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила учащаяся
группы 33 КД                                                                    Е.В. Жук 

     
 
 

Проверил 
преподаватель                                                                  А.И. Ромашко                                        

                                                  
 

Брест, 2008г.
                                           
                                               СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
Введение ………………………………………………………………………......3 
1. Сущность и особенности организации труда в торговле................................5 
2. Научная организация труда и её основные направления………………........7 
3.
Основные категории работников магазина и их классификация……...........8     4. Разделение и кооперирование труда в торговле…………………………….10 5. Условия труда и режим работы магазина …………………………….…….12 6. Организация материальной ответственности в магазине…………….…. ...14 7. Характеристика торгового предприятия …………………………….……...16 
Заключение ……………………………………………………………….……...21 
Литература ……………………………………………………………….….......23 
Приложения

 


Введение 

      Торговля  является крупной отраслью народного  хозяйства, которая включает розничную  торговлю, оптовую торговлю и общественное питание. Розничная торговля осуществляет продажу товаров и предоставляет населению услуги через свою сеть. Оптовая торговля – организует продажу товаров народного потребления предприятиям оптовой и розничной торговли их последующей реализации населению, а также для промышленной переработки и экспорта.
      Роль  торговли чрезвычайно велика. Она оказывает влияние на объем и структуру производства товаров, улучшение их ассортимента и повышение качества. Торговля должна активно воздействовать и на потребление, воспитывать разумные потребности, широко пропагандировать новые товары.
      Труд  в торговле имеет характерные  черт, отличающие его от труда в  других отраслях народного хозяйства. В связи с выполняемыми трудовыми  функциями в торговле, с одной  стороны, различают труд, связанный  с продолжением процесса производства в сфере обращения (доработка, упаковка, сортировка, хранение, подготовка к продаже). Затраты такого рода труда приводят  увеличению стоимости товара. В связи с производством в магазинах кулинарной продукции, выпечки, мороженого, роль этих операций в розничной торговле возрастает. С другой стороны, в торговле отмечаются затраты труда, связанные со сменой формы стоимости, с товарной в денежную (изучение спроса, реклама, продажа, дополнительное обслуживание). На выполнение этих функций затрачивается меньшая часть труда.
      Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических  мероприятий, позволяющих рационализировать  торгово-технологический процесс, эффективнее  использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокое качество торгового обслуживания населения. В качестве предметов управления технологическим процессом в магазине выступают составные элементы технологического процесса в магазине: поступление товаров, хранение, процесс продажи и обслуживание покупателей.
      Научная организация труда, которая будут  рассмотрена в данной работе –  это организация труда, основанная на новейших достижениях науки и передовой практики, позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в едином технологическом процессе, обеспечивающая наиболее эффективное использование трудовых и материальных ресурсов, повышение производительности труда, сохранение здоровья человека.
      Важное  значение в организации труда  работников магазина имеет материальная ответственность за сохранность  товарно-материальных ценностей: правильный выбор ее форм, определение численности  и состава бригад МОЛ, организация  контроля и обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей.
      В силу актуальности выбранной темы, ее цель – изучить управление торгово-технологическим  процессом и раскрыть организацию  труда в магазине.
      Практическая  часть работы выполнена на примере  ОАО «Брестский центральный универмаг».
      Задачи  курсовой работы:
    Изучить сущность и особенности организации труда в торговле;
    Изучить научную организацию труда и её основные направления;
    Рассмотреть основные категории работников магазина;
    Изучить разделение и кооперирование труда в торговле;
    Рассмотреть условия труда и режим работы магазина;
    Изучить организацию материальной ответственности в торговле;
    Дать характеристику ОАО «Брестский центральный универмаг»;
    Сделать выводы, внести предложения.
    Сущность и особенности организации труда в торговле
     Труд  в торговле имеет характерные  черты, отличающие его от труда в  других отраслях народного хозяйства. В связи с выполняемыми трудовыми  функциями в торговле, с одной  стороны, различают труд, связанный  с продолжением в процессе производства в сфере обращения (доработка, упаковка, сортировка, хранение, подготовка к продаже и т. п.). Затраты такого рода труда приводят к увеличению стоимости товара. В связи с производством в магазинах кулинарной продукции, выпечки, мороженного роль этих операций в розничной торговле возрастает. С другой стороны, в розничной торговле отмечаются затраты труда связанные со сменой формы стоимости, с товарной в денежную (изучение спроса, реклама, продажа, дополнительное обслуживание и т. п.). На выполнение этих функций затрачивается значительно меньшая часть труда.
      Организация труда - это комплекс организационных, экономических, технический и социальных мероприятий, направленных на более  эффективное использование трудовых и материальных ресурсов и создание благоприятных условий для труда.
      Труд  в сфере торговли обладает рядом  специфических черт:
    простота технологических операций работников массовых профессий и довольно низкие квалификационные требования;
    так как этот труд связан с обслуживанием покупателей, то необходимо постоянное присутствие на рабочем месте, постоянный информативно-коммуникативный контакт с потребителем. Это создаёт не только довольно высокие физические нагрузки (работа на ногах, много однообразных движений зачастую в ограниченном пространстве, шуме), но и значительные психологические нагрузки, что повышает требования к физическим и психологическим характеристикам рабочей силы;
    в сфере торговли велик удельный вес женского труда, молодёжи, которым необходимо создать условия для учёбы, воспитания детей;
    в розничной торговле возрос удельный вес предпринимателей, не имеющих специального образования.
      На  организацию труда в торговле также влияет неравномерная интенсивность  покупательских потоков покупательских потоков, что приводит к перегрузкам  работников в часы «пик», образованию очередей и неизбежности простоя в часы спада интенсивности покупательских потоков. Сохраняется в торговле и значительное число операций, выполняемых вручную.
 


    Научная организация труда  и её основные направления
     Научная организация труда (НОТ) – это организация труда, основанная на новейших достижениях науки и передовой практики, позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в едином технологическом процессе, обеспечивающая наиболее эффективное использование трудовых и материальных ресурсов, повышение производительности труда, сохранение здоровья человека. Она позволяет без дополнительных капитальных вложений наилучшим образом соединить людей и технику в едином технологическом процессе и на этой основе обеспечить рост производительности труда, повысить его эффективность, сократить потребность в новых работниках, а также улучшить культуру обслуживания населения.
     Основными направлениями научной организации  труда в торговле являются:
      Совершенствование форм разделения и кооперации труда;
      Улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
      Изучение и распространение передовых приёмов и методов труда;
      Подготовка и повышение квалификации кадров;
      Совершенствование нормирования и оплаты труда;
      Улучшение условий труда.
     Рациональное разделение труда работников магазина предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, чёткое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
 


    Основные  категории работников магазина и их классификация
     Содержание  торгово-технологического  процесса в магазине  предполагает наличие  соответствующих групп работников для выполнения тех или иных операций этого процесса.
     В зависимости от выполняемых функций  работников магазина можно подразделить на категории:
    Административно-управленческий персонал (директора, заведующие отделами и секциями, товароведы, экономисты, бухгалтеры, и т. д.).
    Торгово-оперативный персонал:
      Непосредственно связанный с обслуживанием покупателей (продавцы, кассиры-контролёры, заведующие секциями и их заместители);
      Обеспечивающие обслуживание покупателей (товароведы, товароведы-бракёры, кладовщики);
      Связанные с обслуживанием, но не осуществляющие продажу (администраторы торговых залов, консультанты, декораторы).
    Оперативно-вспомогательный персонал  (фасовщики, рубщики мяса и т. д.).
    Технический персонал (механики холодильных установок, мастера по обслуживанию кассового и весоизмерительного оборудования, слесари и т. д.).
    Вспомогательный персонал (уборщики, грузчики, дворники и т. д.).
   В зависимости от специальности работники  подразделяются на:
    Специалистов – экономисты, товароведы, бухгалтеры и т. п.;
    Продавцов – продавцы продовольственных и непродовольственных товаров, продавцы-консультанты, продавцы мелкой розницы.
     По  уровню квалификации работники подразделяются по квалификационным категориям: продавец 1, 2, 3 категории, экономист 1, 2 категории, ведущий, главный экономист и т. д.
         По полу и возрасту работники делятся на мужчин до 30 лет, 30-60 лет, свыше 60 лет; женщин до 30 лет, 30-35 лет, свыше 35 лет.
         По отношению к  собственности работники  магазинов  могут быть разделены  на работников-собственников  его имущества, наёмных работников.
         По характеру трудовых отношений работники подразделяются на: постоянных, временных (сезонных, по контракту).
         Квалификационные  характеристики всех категорий работников содержатся в Квалификационных справочниках, утверждённых Советом Министров РБ.  

4.Разделение  и кооперирование  труда в торговле
      Разделение  труда представляет собой обособление  видов деятельности работников, установление функций, обязанностей, сферы деятельности отдельных работников или групп.
      Кооперация  труда неразрывно связанна с его разделением и представляет собой взаимосвязь и согласованность действий работников в едином торговом процессе.
Цель  кооперации:
    Обеспечить непрерывность торгового процесса;
    Сократить время обслуживания покупателей;
    Наиболее эффективно использовать трудовые ресурсы.
   Кооперация  может быть внутримагазинная, внутресекционная, внутрибригадная.
     Одной из форм кооперации труда в торговле является совмещение профессий, т. е. выполнение одним работником в течение смены  разнородных функций, относящихся к двум или более профессиям. Сохраняя профиль своей работы, работник частично выполняет работы другого работника (например: продавец фасует товар).
         Возможность привлечения  работника к совмещению характеризуется  коэффициентом Ксов:
   Ксов = Тсв / Тсм, где
Тсв – время, свободное от выполнения основной работы, мин.
Тсм – продолжительность смены, мин.
         Коэффициент кооперации труда (Ккооп) можно определить по формуле:
   Ккооп = 1 - ?t / Тсм • n, где
?t – суммарные потери рабочего времени в результате неправильного распределения функциональных обязанностей.
     Большое значение при разделении и кооперации труда имеет разработка функциональных обязанностей работников магазина –  должностных инструкций, в которых  предусмотрены конкретно «Функции», «Права», «Ответственность» работников.
      Они способствуют более чёткому и  совершенному разделению труда, развитию различных форм кооперации, эффективному совмещению профессий.
 


      5. Условия труда и режим работы магазина
     Режим работы магазина определяется временем открытия, закрытия, продолжительностью работы и перерывов, выходными и санитарными днями. От режима работы в значительной мере зависит качество торгового обслуживания.
      В свою очередь, на режим работы магазина влияют:
    Интенсивность покупательских потоков;
    Распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам;
    Обеспеченность данного района торговой сетью;
    Режим работы близлежащих торговых организаций;
    Контингент обслуживаемых покупателей;
    Необходимость создания оптимального режима труда и отдыха работникам.
        С учётом вышеуказанных факторов  может быть установлен одно-, полутора-, двухсменный режим работы. В последние  годы в целях повышения качества  торгового обслуживания, эффективности  использования торговых площадей  устанавливается круглосуточный  режим работы магазина.
         В соответствии с  Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» режим работы определяется по согласованию с местными и исполнительными органами и  должен соответствовать установленному режиму работы. Режим работы магазинов  при промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях устанавливается также по согласованию с их администрацией.
         Режим работы указывается  в лицензии на право деятельности и на вывеске магазина.
         Согласованность режима работы магазина с режимом труда  и отдыха его работников достигается путём разработки рациональных графиков выхода на работу. Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции. Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и недели.
 


    Организация материальной ответственности в магазине
 
     Важное  значение в организации труда  работников магазина имеет материальная ответственность за сохранность  товарно-материальных ценностей: правильный выбор её форм, определение численности  и состава бригад материально  ответственных лиц, организация контроля и обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей.
     Материальная  ответственность - это правовые отношения  между администрацией предприятия  и его работниками, при которых  работник обязан возместить ущерб, образовавшийся в результате неправильных действий или бездействий, что и привело  к возникновению ущерба.
     В магазинах материальная ответственность  возлагается на:
      Заведующих магазинами, отделами, секциями, складами и их заместителей;
      На продавцов;
      На контролёров-кассиров;
      Фасовщиков;
      И других работников непосредственно связанных с приёмом, хранением, отпуском и реализацией товаров.
     Материально ответственные лица имеют полный доступ к товарам, таре и денежным средствам, они обязаны обеспечить их сохранность, бережное обращение, предупреждать  хищение.
     Администрация обязана создать материально  ответственным лицам все необходимые условия для обеспечения сохранности ценностей.
      Трудовым  кодексом РБ предусмотрена ограниченная и полная материальная ответственность.
      Ограниченная  материальная ответственность может  наступать, если она установлена  Трудовым кодексом, коллективными договорами и соглашениями в пределах среднего месячного и трёхкратного среднемесячного заработка.
     Полную  материальную ответственность несут  работники:
      на основании специального письменного договора;
      за товарно-материальные ценности, полученные под отчёт по разовой доверенности;
      за ущерб, причинённый действиями работника, преследуемыми в уголовном порядке;
      за ущерб, причинённый работником в стадии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
      за ущерб, причинённый не при исполнении трудовых обязанностей;
      в связи с причинением ущерба, вызванного недостачей, умышленным уничтожением или порчей товаров.
     Договор о полной материальной ответственности  обычно заключается при приёме на работу в письменной форме с работниками, достигшими 18-летнего возраста, в двух экземплярах, один из которых находится у нанимателя, другой у работника.
     В розничной торговле различают две  формы материальной ответственности: индивидуальную и коллективную.
      Индивидуальная  материальная ответственность наступает  в случае, когда имеется возможность разграничить ответственность каждого работника или когда работнику передаются ценности для самостоятельной работы, когда работнику предоставляют отдельное помещение для работы.
      Коллективная (бригадная) материальная ответственность устанавливается, когда нет возможности разграничить ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
 


      Характеристика  торгового предприятия 
     ОАО «Брестский центральный универмаг» - это одно из старейших универмагов РБ и крупнейших торговых предприятий области, осуществляющее продажу всех групп промышленных и продовольственных товаров. Кроме того, предприятие оказывает более 50 видов дополнительных услуг: раскрой и подгонка швейных изделий, оверловка ковров и ковровых изделий, оформление подарков, доставка крупногабаритных товаров и мн. др. В целях эффективного использования площадей, часть из них сдается в аренду под мастерскую по ремонту часов, фотолабораторию, пункт обмена валют, прокат видеокассет, т.е. те услуги, которые само предприятие в силу определенных причин не оказывает. Отмечу, что 24 сентября 2008 года открылся новый торговый комплекс «Продовольственный ЦентруМ». Торговый комплекс расположен по адресу: пр-т. Машерова,17, за главным зданием центрального универмага. График работы: с 10.00 до 19.00, без выходных.
      Юридический адрес ОАО «Брестский центральный  универмаг»: Республика Беларусь, 224030, Брестская область, г. Брест, ул. Машерова,17. Тел. 8 0162 20-01-96.
      Время работы: ежедневно с 9.00 до 20.00 без обеда, в воскресенье с 9.00 до 18.00; 1-й и 3-й понедельник месяца универмаг работает с 9.00 до 19.00.
      Целью торгово-технологических  процессов, проходящих в универмаге, является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами работниками труда и времени.
      Основной  вид деятельности: розничная торговля, оптовая торговля, услуги общественного питания, производство хлебобулочных изделий, бытовые услуги населению.
      Ежедневно в универмаге и его магазинах обслуживается более 12500 человек. В основном это жители и гости города Бреста. Видовой ассортимент товаров составляет более 25 тысяч наименований и представлен практически всеми товарными группами кроме автомобилей.
      На 1-ом этаже ЦУМА размещены следующие секции: - напитки, - бакалея, - парфюмерия, - часы, - сувениры, - ковры и ковровые изделия, - игрушка механическая и игрушка мягко набивная, - электротовары, - радио и музыкальные товары, - товары бытовой химии, - рыболовные и спортивные товары, - товары для детей и книга, - сантехника и инструменты, - сыры, колбасы, рыба, - электробытовая техника и эмальпосуда, - фарфоровая и стеклянная посуда, - бумажно-беловые товары, - канцтовары, - ликероводочные и кондитерские изделия. Также на первом этаже универмага размещен бар.
      На 2-ом этаже ЦУМА размещены  следующие секции: - ткани, - обувь мужская, - обувь женская, - одежда женская, - одежда мужская, - мужское белье, - женское белье, - чулочно-носочные изделия, - кожаная галантерея, - текстильная и металлическая галантерея, - парфюмерия, - ювелирные изделия.
      По  состоянию на 10.10.2008г. общая площадь  ОАО «Брестский центральный универмаг» составляет 14766 м2 , в том числе торговых залов – 6315м2 , складских помещений – 2690 м2 .
      Среднесписочная численность работников торгового  предприятия сегодня составляет 520 человек. Коллектив предприятия  в основном женский – 86%. Средний  возраст работников – 38 лет. 66% работающих на предприятии имеют высшее и  среднеспециальное образование.
      Для достижения наиболее эффективных результатов  работы на предприятии применяются  различные формы расчетов. Основная масса товаров (85%) продается населению  за наличный расчет. Покупатели имеют  возможность рассчитаться посредством  кредитных карточек VISA, VISA Electron, Eurocard, MasterCard, Maestro/Cirrus, Белкарт, с помощью расчетных чеков и ссуд банков, для удобства покупателей в универмаге установлен банкомат.
      Выбор и продажа товаров производится прогрессивными методами: путем самообслуживания, с открытой выкладкой и по образцам. В целом по предприятию продажа товаров по методу самообслуживания за 2007 год составила 78%. В каждой секции ведется журнал учета предварительных заказов на товары временно отсутствующие в продаже.
      ОАО «Брестский центральный универмаг» имеет давние устойчивые хозяйственные связи с широким кругом предприятий-поставшиков РБ. Основными поставщиками товаров являются крупнейшие предприятия республики, такие как: ЗАО «Атлант», РУП «Завод Горизонт», РУПП «Витязь», ОАО «Элема», СП «Белвест», ОАО «Керамин», СП «Милавица», ОАО «Свитанок», ОАО «Ковры Бреста», ОАО «Витебские ковры», ОАО «Лакокраска», ОАО «Галант», ОАО «КИМ», ОАО «Купалинка», ОАО «Неман», СП «Марко», СП ООО «Белвест», ОАО «Пинскдрев», ОАО «Коммунарка», СП ОАО «Спартак», ОАО «Савушкин продукт» и многие другие.
      Для справки отмечу, что за 2007 год  торговое предприятие заключило 932 договора, а в 2006 году – 842 договора, что на 110,69% выше показателя 2006 года. Судебные иски ни универмагом, ни универмагу в 2007 году не предъявлялись.
      Высокая культура торговли, надежность по отношению  к партнерам, современные методы стимулирования спроса и продвижения  товаров на рынок позволяют коллективу универмага ежегодно увеличивать объемы продаж и иметь высокий общественный рейтинг, безупречную репутацию.
Динамика  важнейших показателей работы ОАО  «Брестский центральный универмаг» за 2006-2007гг, млн.рублей.
 
Наименование  показателя
 
2006г.
 
2007г.
 
Отклонение +/-
Темп роста, %
Розничный товарооборот, млн. руб. 17 060,257 21,936,862 4876,605 128,58
Валовый доход, млн. руб. 3326,750 4387, 3724 1060,622 131,88
Уровень валового дохода, % 19,5 20 0,5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.