На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Банковская система РФ: понятие, состав

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 
ИНСТИТУТ
Кировский филиал
Факультета  экономики и управления 

Р Е Ф Е Р А  Т  

по  предмету:
Финансовое  право
на  тему:
«Банковская система РФ: понятие, состав»
   
 
 
 
 
        Выполнил:
        Студент заочного отделения сокращенного срока обучения
   
 
        Специальность: «Финансы и кредит»
 
        _____________
 
                  (Подпись)
   
 
        Проверил:
 
        преподаватель
 
        _____________
 
           (Подпись)
 
2011г.
Марина [Выберите  дату]
 
Содержание                                                                                                                                                   Стр.
Введение                                                                                                                                                            2
1.Понятие и признаки  банковской системы                                                                                          3
2.История развития  банковской системы России                                                                                   6
3.Реформирование  банковской системы РФ в процессе  рыночных преобразований                 8
4.Развитие банковской  системы                                                                                                       11
5.Банковская система и современная экономика                                                             14                        
5.1. Центральный банк  РФ: функции и роль                                                                                          15
5.2. Коммерческие банки: сущность и функции                                                                           20
6. Современная структура  банковской системы Российской  Федерации                                22
7.Особенности банковской  системы в России                                                                                         24
Выводы                                                                                                                                                  26
Список литературы                                                                                                                                    27   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
       Деятельность  банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Словом, создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.
       Банк - это автономное, независимое, коммерческое предприятие. В этом главное в  понимании его сущности. Конечно, банк - это не завод, не фабрика, но у него, как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка является, прежде всего, формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.
       В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство  дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.
       Но  вернемся к проблемам сегодняшнего дня.  Значение рубля, как платежного средства, в преддверии рынка серьезно поколеблено.  Развитие так называемого, внутреннего бартера, все более  активное проникновение в оборот  иностранной  валюты,  широкое распространение  всевозможных платежных суррогатов привели  к  разбалансированию  денежной  системы. Происходит резкое увеличение доходов населения, не подкрепленное соответствующим  повышением  объемов производства товаров и платных услуг. Здесь сказывается влияние как субъективных, так и объективных факторов  -  прежде  всего  реализация  социальной программы. Серьезное влияние оказывает и становление рыночных отношений, что для нашей экономики, основанной на тоталитарных принципах, оказалось, в известной степени неприемлемым.  Не срабатывают экономические меры,  ограничивающие чрезмерное наполнение каналов обращения наличными деньгами. 
 
 
 
 
 

1. Понятие и признаки  банковской системы
       Чаще  всего под словом “система” понимается состав чего-либо. В Федеральном законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно (“система” от гр. systeme - целое, составленное из частей, соединение). Вместе с тем термины “система” и “банковская система” определяют не только состав банков. По содержанию понятие “банковская система” более широкое, оно включает:
·        совокупность элементов,
·        достаточность элементов, образующих определенную целостность,
·        взаимодействие элементов.
Банковская система  характеризуется следующими свойствами:
       1. Банковская система, прежде всего  не является случайным многообразием,  случайной совокупностью элементов.  В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.
       К примеру, на рынке функционируют  торговая система, система транспорта и связи, исполнительной и законодательной  власти, правоохранительных органов  и т. п. Каждая из данных и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности.
       2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.
       Сущность  банковской системы - это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.
Международная практика знает несколько типов  банковских систем:
       -распределительную централизованную банковскую систему;
       -рыночную банковскую систему;
       -банковскую систему переходного периода.
       Распределительная (централизованная) банковская система: государство — единственный собственник, монополия государства на формирование банков, одноуровневая банковская система, политика единого банка, государство отвечает по обязательствам банков, банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления.
       В противоположность распределительной (планово-административной) системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия денег сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.
       Банковская  система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система, так или иначе, происходит из предшествующей, поэтому содержит “родимые пятна” прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще “наполнена” рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.
       3. Банковскую систему можно представить  как целое, как многообразие  частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.
       Теоретически  можно предположить, что даже в  том случае, если в банковской системе  исчезает первый ярус - центральный  банк, то вся система не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и деловым, коммерческим банкам.
       4. Банковская система не находится  в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь  выделяются два момента.
       Во-первых, банковская система как целое  все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Например, еще недавно в России не было муниципальных банков, сейчас они созданы в ряде крупных экономических центров. Существенное место занимали маленькие банки (с капиталом до 100 млн. руб.), постепенно их число сокращается. С выходом нового банковского законодательства банковская система приобрела более совершенную законодательную базу.
       Во-вторых, внутри банковской системы постоянно  возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи “длинные” и “короткие” деньги, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы.
       5. Банковская система является  системой “закрытого” типа. В  полном смысле ее нельзя назвать  закрытой, поскольку она взаимодействует  с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она “закрыта”, так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская “тайна”. По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.
       6. Банковская система - “самоорганизующаяся”, поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к “автоматическому” изменению политики банка.
       В период экономических кризисов и  политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает  сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска, банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают существовать.
       7. Банковская система выступает  как управляемая система - Центральный  банк, проводя независимую денежно-кредитную  политику, в различных формах  подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы).
       Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая в современных условиях, будучи системой переходного периода является развивающейся системой. Взаимодействие между звеньями банковской системы приобретает более разносторонний характер, улучшается нормативная база ее деятельности.
Признаки банковской системы:
·        включает элементы, подчиненные определенному  единству, отвечающие единым целям;
·        имеет специфические свойства;
·        способна к взаимозаменяемости элементов;
·        является динамической системой;
·        выступает как система “закрытого” типа;
·        обладает характером саморегулирующейся системы;
·        является управляемой системой.
       Банковская  система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует  с ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система. Будучи частью более общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут вноситься в общую систему, как и она сама только в том случае, если не противоречит общим устоям и принципам, строит общую систему как единое целое.
       2. История развития банковской  системы России
          Для оценки значения процессов, происходящих ныне в банковской системе страны,  нужно заглянуть в прошлое России.  Такой подход позволит  не только взвешенно подойти к анализу складывающейся ситуации в банковском деле,  но и в определенной степени предвидеть будущее.
          Коммерческие банки, естественно, не представляют  собой новации переходного периода. Это банки, присущие любой экономической формации,  занимающиеся кредитованием и финансированием промышленности и торговли за  счет денежных капиталов,  привлеченных в виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций.  Коммерческие  банки  пополняют  также свои ресурсы за счет заимствований у эмиссионных банков. Аккумулируя денежные капиталы, временно высвобождающиеся в процессе производства и обращения, а также свободные средства населения, коммерческие банки передают их в  ссуду  функционирующим  предпринимателям.
       Иными  словами,  через  эти банки происходит перераспределение капиталов между  различными отраслями хозяйства.  Коммерческие  банки  создают  кредитные орудия обращения посредством открытия текущих счетов своим заемщикам,  на которые последние выписывают чеки. Через коммерческие банки осуществляются безналичные  расчеты через корреспондентские счета в центральных банках.  Просматривается объективная тенденция,  (конечно, не в наших современных условиях) объединения коммерческих банков в банковские монополии  и их широкое внедрение в промышленность и иные сферы производства.
       До  проведения одной из важнейших экономических  реформ - отмены крепостного  права  -  банковская система страны состояла в основном из дворянских банков.  Сферой их деятельности  являлся  поземельный  кредит,  который предоставлялся под залог помещичьих имений из расчета числа  крепостных  "душ",  а также драгоценностей.
       Первый  дворянский банк был учрежден в  1854  г.  с конторами  в  Петербурге и Москве и назывался Банк для  дворянства.  Кредитованием  промышленности  и торговли  занимались, прежде всего, банковские фирмы и менялы, широко процветало ростовщичество. С 60-х годов  стали  учреждаться акционерные коммерческие банки,  развитие которых активизировалось  в  90-е годы.  Важную  роль  в  экономической жизни страны стали играть ипотечные банки,  представляющие кредиты под землю и недвижимость,  и городские банки, находящиеся в ведении городских управлений.
          Банковская система  России  в преддверии первой мировой  войны включала эмиссионный Государственный  банк,  акционерные  коммерческие  банки,  ипотечные банки,  городские  банки.  Продолжался процесс концентрации, слияния банковских ресурсов. До 80% капитала акционерных  коммерческих  банков,  которых насчитывалось  около  50,  было сосредоточено в 18 банках.  Из них выделились 5 крупнейших  банков  - Русско-Азиатский, Петербургский международный коммерческий,  Азово-Донской,  Русский  (для  внешней торговли)    и    Русский    торгово-промышленный.
       Собственные капиталы и вклады этих банков превысили 2 млрд.  рублей, или 48% указанных средств  всех акционерных коммерческих банков.  Ведущая  пятерка банков  имела  418  филиалов  по всей стране.  Под контролем акционерных коммерческих банков  находилось  множество крупнейших промышленных и торговых фирм.  Например, Русско-Азиатский банк контролировал такие предприятия,  как Путиловский завод, Петербургский и Русско-Балтийский вагоностроительный заводы,  Петербургский международный банк представительствовал в 50 акционерных обществах.
          Особенностью банковской  политики  России являлось активное привлечение  иностранного капитала, в основном  французского.  В 1914 году примерно  половина акционерного капитала 18 коммерческих  банков принадлежала иностранным партнерам.
          Система ипотечных  банков  включала  два  государственных  -  крестьянский  поземельный   и  дворянский земельный,  10 акционерных земельных  банков,  36 губернских и городских кредитных  обществ. Свыше 60% общей суммы ипотечной задолженности приходилось  на государственные банки.  Городских общественных банков насчитывалось 317. Они специализировались  преимущественно на выдаче ссуд под городскую недвижимость.
          Одним из первых актов Октябрьской революции был захват Государственного банка России,  а затем,  в конце декабря 1917 года, издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В 1917-1919 годах  в  связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам.  Национализированные  частные  банки,  объединенные с Госбанком, образовали Народный банк РСФСР, который в 1920 году прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в Центральное бюджетно-расчетное  управление Наркомфина.
          Однако с переходом к новой  экономической  политике возникли  предпосылки развития кредитных  отношений и  создания  по-существу  заново  банковской системы.  В   конце 1921 года начал функционировать Государственный банк,  стала активизироваться кредитная кооперация, были созданы кооперативные банки.  На  селе  низовое  звено  кредитной   системы представляли  кредитные и сельскохозяйственные товарищества,  осуществляющие  банковские  операции.
       Затем  начали  формироваться на паевых началах общества  сельскохозяйственного   кредита,   которые представляли  собой  местные  сельскохозяйственные банки,  расположенные  в  областных   (губернских) центрах.    Одновременно с возрождением кредитной  кооперации  в начале 1922 года были учреждены кооперативные банки,  призванные содействовать кредитом развитию  потребительской кооперации.  Следующий этап становления кредитной системы - создание  отраслевых  специальных  банков  -  акционерного общества "Электрокредит",  акционерного Российского  торгово-промышленного банка,  Центрального коммунального,  с сетью местных учреждений и  других.  Начали действовать и территориальные банки,  в частности, Среднеазиатский и Дальневосточный.
          Здесь важно  выделить  следующий момент.  Стало ясно,  что реализация новой экономической политики невозможна  без аккумуляции и широкого использования средств предпринимателей.  Вот почему  в  1922 году  были  учреждены с участием частного капитала два  банка  -  Российский  коммерческий   банк   и Юго-Восточный  банк.  Причем,  что весьма примечательно,  одним из учредителей Роскомбанка  явились представители  деловых  кругов Швеции.  Было также принято решение об организации частных  банковских учреждений в форме обществ взаимного кредита, деятельность которых предполагала мобилизацию и  вовлечение  в хозяйственный оборот средств мелких товаропроизводителей и частников.
       Реализация  указанных мер позволила сформировать к концу 1925 года  достаточно  развитую  кредитную систему,  состоящую в основном из кредитных учреждений,  созданных на новых началах. Функционировал 121  акционерный  банк,  114 кооперативных банков, 153 коммунальных  банка,  196  обществ  сельскохозяйственного кредита,  173 общества взаимного кредита и кредитная кооперация,  объединяющая  3800 подразделений.  В то  же  время сеть  учреждений Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений,  на долю которых приходилось 56% всех кредитных вложений.
       На  этом развитие инициативы в становлении  кредитной  системы  было приостановлено.  В 1927 году ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление "О принципах построения кредитной системы", которое положило начало монополизации банковского дела.   Дальнейшие   изменения в организационной структуре банков произошло в 1930 году в связи с проведением кредитной реформы.  Все операции по краткосрочному кредитованию были  сосредоточены в Госбанке,  реорганизованы банки сельскохозяйственного кредита, функции которых в последующем перешли к Госбанку,  создано четыре специализированных банка  долгосрочных  вложений.  Реформация  банков происходила  и в последующие годы,  вплоть до 1988 года,  когда  была  создана  не  оправдавшая  себя система специализированных банков.
       3. Реформирование банковской системы  Российской Федерации в процессе рыночных преобразований
       Современная банковская система РФ создана в  результате реформирования государственной  кредитной системы, сложившейся  в период централизованной плановой экономики. Государственная кредитная  система включала в себя три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР, каждый из которых выполнял строго определенные функции в системе централизованного планового управления экономикой.
       Государственный банк СССР как государственное кредитное  учреждение представлял собой единую централизованную систему, непосредственно подчиненную Совету Министров СССР. Он являлся единым эмиссионно-кассовым и расчетно-кредитным центром страны: монопольно осуществлял эмиссию денег, управлял налично-денежным оборотом, проводил безналичные расчеты, краткосрочное кредитование всех основных отраслей народного хозяйства и долгосрочное кредитование сельского хозяйства, на него было возложено кассовое исполнение государственного бюджета. В процессе реализации возложенных на него функций Госбанк СССР осуществлял общегосударственный контроль за выполнением предприятиями и организациями установленных для них планов производства и реализации продукции и за соблюдением финансовой дисциплины.
       Стройбанк СССР (Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений) представлял собой многозвенное централизованное кредитное учреждение. Он осуществлял финансирование и кредитование капитальных вложений, кредитование строительно-монтажных организаций и проводил безналичные расчеты в капитальном строительстве.
       Внешторгбанк  СССР (банк для внешней торговли) был образован в форме акционерного общества, акционерами которого, наряду с Госбанком СССР, являлись советские  внешнеторговые экспортно-импортные  операции. Банк осуществлял расчеты  по внешнеэкономическим операциям всех предприятий и организаций, кредитование внешней торговли, выступал главным распорядителем валютной кассы советского государства.
       Провозглашение  новых принципов управления экономикой потребовало пересмотра сложившейся  структуры кредитной системы, функций ее отдельных звеньев и форм организации кредитных отношений. Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения радикальной экономической реформы 1987 г. Оно предусматривало изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного хозяйства.
       В 1987 г. на первом этапе реформирования государственной кредитной системы  была разработана концепция реорганизации  банковской системы, которая включала:
       ·создание двухуровневой банковской системы, верхний уровень которой должен занять Госбанк СССР как центральный  банк страны, а нижний – вновь  созданные государственные специализированные банки (Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Агропромбанк СССР, Сбербанк СССР). На эти банки возлагалось кредитно-расчетное обслуживание соответствующих народнохозяйственных комплексов. Госбанк СССР должен был осуществлять функции координатора деятельности специализированных банков и проводника единой государственной денежно-кредитной политики;
       ·перевод  государственных специализированных банков на хозяйственный расчет и  самофинансирование, повышение заинтересованности низовых звеньев банков в эффективном  и качественном обслуживании предприятий  различных отраслей экономики;
       ·внедрение  новых форм и методов кредитных  отношений с предприятиями и  организациями (кредитование по совокупности материальных запасов и производственных затрат, вексельные расчеты, факторинг, лизинг и т.д.).
       В результате реорганизации системы  банков усилились их связи с хозяйством, повысилась роль кредита в инновационном процессе, улучшилась структура кредитных вложений. Однако принципиальных изменений в кредитной системе не произошло: сохранилось централизованное распределение ресурсов; монопольная структура банковской системы не была ликвидирована, поскольку сферы влияния между банками были распределены административным путем по ведомственному принципу; условия для свободного перелива капитала и формирования финансового рынка не были созданы.
       Перестройка банковской системы должна была явиться органической частью глубоких преобразований в управлении экономикой. Однако банковская реформа на первом этапе не дала тех результатов, которые от нее ожидались.
       Главная причина неудачи на первом этапе  банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки ее проведения. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы в стране еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по равнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.
       Государственный банк СССР, подчиняясь Правительству  страны, оставался административным органом и не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Он не сумел овладеть присущим центральным банкам инструментарием воздействия на денежно-кредитную систему. Проблемы экономического управления денежным оборотом страны, регулирования деятельности низовых звеньев банковской системы, развития конкуренции между банками обусловили потребность в углублении реформ в банковской сфере.
       В 1988 г. на втором этапе реформирования кредитной системы были созданы  коммерческие банки на паевой и акционерной основах.
       На  этом этапе необходимо было решить две основные задачи:
       ·создать  новый механизм денежно-кредитного регулирования, который позволял бы Правительству страны воздействовать на основные макроэкономические пропорции  в условиях отказа от централизованного планирования;
       ·сформировать институциональную структуру финансового рынка и обеспечить условия для свободного перелива капитала, мотивируемого рыночными критериями.
       Решающее  значение для создания паевых и акционерных  банков имели Законы СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8998-ХI и «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г. № 1529-I, которые открыли принципиально новые возможности для реализации экономической самостоятельности товаропроизводителей. Закон СССР «О кооперации» фактически отменил государственную монополию банковского дела. Так, согласно ст. 23 Закона союзы и объединения кооперативов получили право создавать хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки.
       Закон СССР «О предприятиях СССР» предоставил предприятиям права самостоятельно распоряжаться своими свободными денежными ресурсами, реализуя которые они создавали банки на паевой и акционерной основах. В отличие от прежних государственных банковских структур, новые банки самостоятельно определяли направления кредитных вложений, формы и способы привлечения ресурсов, размеры процентных ставок и комиссионных вознаграждений по своим операциям.
       Параллельно с созданием коммерческих банков начался процесс акционирования государственных специализированных банков. На базе региональных филиалов этих банков учреждались самостоятельные коммерческие банки, основными акционерами которых выступили крупнейшие предприятия и организации, находившиеся в это время в собственности государства.
       К августу 1990 г. в стране было создано 202 коммерческих банка. Для этого этапа был характерен крайне либеральный подход к созданию новых банков. В 1990-1991 гг. процедура открытия банка в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива.
       Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы с присущей ей возможностью саморегулирования. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы в стране, в создании инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей путь дальнейшим преобразованиям.
       Радикальные изменения, произошедшие в банковской системе, были закреплены в разработанном  на этом этапе специальном банковском законодательстве. принятые Верховным  Советом РСФСР 2 декабря 1990 г. Законы «О Центральном банке РСФСР (Банке  России)» № 394-1 и «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 17-ФЗ стали законодательной основой новой банковской системы, базирующейся на рыночных принципах.
       В настоящее время действуют новые  редакции этих Законов: «О Центральном  банке РФ (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. и «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. Вступление в действие последних ознаменовало завершение реформирования банковской системы страны и начало развития экономической системы, основанной на рыночных принципах.
       4. Развитие банковской системы
       На  ход развития банковской системы  влияет ряд макроэкономических и  политических факторов. Среди них  можно выделить такие, как:
       ·степень зрелости товарно-денежных отношений;
       ·общественный и экономический порядок, его  целевое назначение и социальная направленность;
       ·законодательные  основы и акты;
       ·общее  представление о сущности и роли банка в экономике.
       Банки выполняют операции, носящие в  основном денежный характер. Они принимают  денежные вклады, выдают денежные кредиты, совершают денежные расчеты в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных отношений, развитости торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Кредитор превращается в банк не сам по себе, а по мере формирования достаточно оживленного денежного и торгового оборотов, когда торговля деньгами, банковское дело стало основным занятием предприятия, когда оно отделилось от торговли, стало самостоятельным видом промысла. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями.
       При общем поступательном развитии банковского  хозяйства оно может в то же время сдерживаться войнами, которые связаны с разрушением материальных благ и имущества. Негативное влияние на банковскую систему могут также оказать и затяжные экономические кризисы.
       Общественный  и экономический порядок неизбежно  затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, банки не могут мобилизовать свободные ресурсы; если вместо товарообмена вводятся обязательные изъятия продуктов; если в целом не поощряется деятельность банков, отдается предпочтение распределению, а не обмену продуктов, то кредитные учреждения не получают импульсов для развития, более того, банки могут быть свернуты, как это, например, было в нашей стране в период военного коммунизма. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местные лобби, составленное из местных банков, местных предпринимателей, может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков. Естественное для развития банков взыскание ссудного процента может сдерживаться общим представлением общества о его ценностях и морали.
       Заметное  влияние на развитие банковской системы  может оказать законодательная  база той или иной страны. Как  отмечалось ранее, в некоторых странах  банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами, вкладывать свои капиталы в капиталы предприятий. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В США действует система двойного подчинения, когда образовать банк могут как власти отдельных штатов, так и федеральное правительство. В свою очередь по закону банки могут сами выбрать свою юрисдикцию (органы регулирования и контроля). В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция сосредоточена на выпуске денег в обращение и укрепление их платежеспособности.
       Законодательство  оказывает воздействие на развитие банковской системы не только своими запретами. Известны многочисленные примеры, когда в соответствии с тем  или иным законом учреждается  тот или иной банк, призванный содействовать развитию той или иной отрасли народного хозяйства (промышленности, торговли, транспорта и т. п.).
       На  развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие  представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной  системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, как орган контроля, надзора за деятельностью предприятий. Банк в этой связи выступал как бы в роли надстройки, не создающей своего продукта. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, появляются частные, кооперативные и акционерные банки, такие специализированные кредитные учреждения как ипотечные, муниципальные банки; система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.
       Развитие  банковской системы можно рассматривать  не только в историческом разрезе, но и с позиции ее современного положения. Здесь также можно выделить некоторые факторы, в том числе состояние экономического развития; межбанковская конкуренция и др.
       Банковская  система приобретает особый положительный  заряд в своем развитии в фазе экономического подъема, когда спрос на банковский продукт и банковские услуги существенно возрастает. Вместе с увеличением объема банковских операций возрастает банковский доход, который используется на развитие кредитного учреждения. В фазе подъема сокращаются экономические риски, деятельность банковской системы приобретает стабильный характер. Напротив, в условиях экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией, дефицитом местных и федеральных финансов, развитие банков дестабилизируется, размер ресурсов, аккумулируемых банками, резко сокращается, что приводит к снижению традиционных банковских операций, банки вынуждены искать побочные источники дохода, что увеличивает риски, отвлекает банковские ресурсы от производительной деятельности. В условиях инфляции обесценивается капитальная база коммерческих банков, падают их доходы от кредитных операций. Дефицит бюджета зачастую приводит к его покрытию за счет дополнительной эмиссии денежных знаков, что еще больше дестабилизирует денежный рынок.
       На  состоянии банковской системы и ее текущем развитии отражаются и политические факторы. Здесь, прежде всего, оказывается важной общая политическая направленность государства. Если государство провозглашает цели развития частной собственности, рыночных отношений, то это содействует привлечению и росту частного банковского капитала, увеличению численности кредитных учреждений. Неопределенность политических мотивов и ценностей государства приводит к задержке развития банков, оттоку капиталов за границу. На текущее развитие банков может повлиять даже смена в стране политического лидера. Его политическая и экономическая программа может не отвечать интересам банковского капитала, в связи с чем банки не стремятся развивать свои операции, сдерживают инвестиции в народное хозяйство.
       На  развитие банковской системы может  оказать влияние и текущая  экономическая политика государства. Центральный банк как национальный институт располагает значительным инструментарием, с помощью которого он может регулировать деятельность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Проводя политику, направленную на стабилизацию банковской системы, Центральный банк может требовать от коммерческих банков увеличения их резервов, выдавать им в порядке поддержки краткосрочные кредиты или, напротив, отзывать лицензии на проведение банковских операций, сдерживать открытие филиалов. В соответствии с политикой Центрального банка коммерческие банки также меняют свою тактику - расширяют или сужают инвестиции, регулируют направление своей деятельности.
       Довольно  заметным фактором, определяющим развитие банковской системы, является межбанковская  конкуренция. Наличие достаточно представительного  числа самостоятельных банков в  стране и ее отдельных регионах создает  определенную среду, в которой банки  вынуждены вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять услуги, предлагать рынку новые продукты.
       В странах с рыночной ориентацией конкуренция способствует развитию банковской системы. В законодательстве данных стран содержатся специальные положения, сдерживающие образование монополизма в банковской сфере, поскольку считается, что монополизм как антипод конкуренции не содействует развитию банковского рынка.
       Развитие  банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как  чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать более широкие шаги в своем развитии.
       Развитие  банковской системы можно рассматривать  с количественной и качественной точек зрения. В переходный период в России существенно растет численность кредитных институтов. К 1 апреля 1997 г. в России насчитывалось 4933 коммерческих банков и их филиалов (без Сберегательного банка РФ). Как отмечалось, в общем числе российских коммерческих банков еще заметна доля банков с малой капитальной базой. В начале 1997 г. у менее чем 40% российских коммерческих банков капитальная база отвечала международным стандартам. На эту же дату (1 января 1997 г.) 19% российских банков имели уставный фонд до 500 млн. руб., что в 10 раз меньше, чем это требуется маленькому европейскому банку.
       С качественной стороны развитие банковской системы характеризуется не только с позиции достаточности уставного  капитала банков, но и с позиции  роста инвестиций в сферу производства, увеличения перечня предоставляемых услуг, в том числе новых банковских продуктов и технологий. С качественной стороны роль банков определяется тем, насколько они реально оказывают воздействие на ускорение экономического роста, повышение эффективности производства.
       5. Банковская система и современная  экономика
       При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут  сравниться  по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков  и  эффективной  системой управления финансовыми и кредитно-денежными отношениями. 
       Банковская  система в экономике,  связанной   рыночными отношениями,  исполняет  три  главные роли:
       1. Развитая структура коммерческих  банков управляет системой  платежей. В развитых рыночных отношениях  большинство коммерческих сделок производится  путем перераспределения средств между различными  банковскими  вкладами  посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала необходимости в эффективно действующей  платежной  системе. Производство  и товарообмен  между  предприятиями  определялись государственным планом, устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике, связанной рыночными  отношениями, платежная  система обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств  друг  перед  другом  посредством отлажено  работающей банковской  системы.
       2. Наряду  с другими финансовыми   посредниками, банки направляют  сбережения населения к фирмам  и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут способы  их  оптимального  использования. Это  особенно  важно  в связи с тем,  что рынки нашей страны до конца  еще не заняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная  кредитная эмиссия банковской  системы  помогает  нашим  предпринимателям осваивать новые рынки без  привлечения  иностранного капитала.
       3. Коммерческие банки, действуя  в соответствии с кредитно-денежной  политикой  Центрального  Банка   России,   регулируют количество  денег, находящихся в  обращении.  Стабильный и умеренный рост  денежной массы, при соответствующем   росте  объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом.  Задача кредитно-денежной политики  сводится   еще   и   к   обеспечению, по возможности,  полной  занятости (в идеале  на  свободном рынке должен быть какой-то резерв  рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты  проведения  кредитно-денежной политики.
       5.1. Центральный банк Российской  Федерации
       Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Банк России создан и действует  на основании Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)». В соответствии с этим законом уставный капитал (в размере 3 млрд. руб.) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России.
       Высшим  органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.
       Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность  Банка России Государственной Думе выражается в том, что она назначает  на должность Председателя Банка  России и членов Совета директоров сроком на 4 года. Назначение происходит большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации, причем одна кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. В силу подотчетности Государственной Думе Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет ей годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
       Банк  России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
       Функции ЦБ РФ
       Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего  и регулирующего органа денежно-кредитной  системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:
       - разработка и проведение кредитно-денежной  политики;
       - регулирование денежного обращения;
       - регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
       - осуществление безналичных расчетов  в общенациональном масштабе;
       - организация валютного регулирования; 
       - хранение золотовалютных резервов  страны.
       Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие  инструменты и методы:
       - установление правил, регламентирующих  деятельность кредитных организаций;
       - осуществление надзора за деятельностью  кредитных организаций;
       - установление и осуществление  контроля за соблюдением обязательных  экономических нормативов кредитными  организациями;
       - установление резервных требований;
        - рефинансирование кредитных организаций;
       - проведение дисконтной политики;
       - проведение операций на открытом рынке;
       - осуществление валютных интервенций.  Для поддержания надежности банковской  системы Центральным банком активно используются все перечисленные выше инструменты.
       Постоянно проводится работа по совершенствованию  правил бухгалтерского учета и отчетности, основной целью этого шага являются: приближение российской отчетности к международным стандартам, повышение информативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функци­онировании экономического механизма России и развитых индустриальных стран Запада не позволяет в полной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижает качество анализа и контроля за финансовым состоянием российских банков.
       Большое внимание уделяется вновь создаваемым банкам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирования, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.
       В целях обеспечения экономических условий для устойчивого функционирования банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредитной организацией отдельных нормативов влечет наложение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.
       В целях совершенствования надзора  и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков. Эти критерии используются подразделениями ЦБ РФ при проведении надзорных проверок и разработке мер воздействия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации банков либо их ликвидации.
       Установление  резервных требований преследует две  цели: регулирование уровня денежной массы и частичное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам).        Во-вторых, механизм обязательного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в критических ситуациях для их исправления практически невозможно.
       Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие процен­ты и полностью обеспечиваются залогом.
       Ставка  рефинансирования в последнее время  носит более формальный характер. Во все меньшей степени она  определяет процентную политику ЦБ РФ и все более величину штрафных санкций к банкам.
         В связи с продолжающимся кризисом  на валютном рынке и рынке  МБК, неразвитостью фондового  рынка, особое значение для  поддержания ликвидности банковской  системы и отдельных банков  получает проведение операций  на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.
       В целом проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.
       Роль  Центрального банка РФ
         Как известно, центральные банки  возникают тогда, когда в них  возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся  капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка — и производители, и потребители, и посредники.
       Задача  эта поистине сложная: с одной  стороны, надо сохранить свободу  предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой — ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» — задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.