На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инновации в современном мире

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 
 
 

     Введение  ……………………………………………..….стр. 2
     Глава I …………………..………………………..…..…стр. 4
     Глава II ………………………………………………....стр. 14
     Заключение  …………………………………………….стр. 20
     Список  использованной литературы ……………….стр. 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность темы. Роль инноваций на современной этапе экономического развития страны чрезвычайно важна. С одной стороны это обусловлено необходимостью создания конкурентоспособности предприятия, внедрившего и применяющего инновационную политику. С другой стороны инновационная деятельность порождает новые научные знания, чем вносит неоценимый вклад в НТП. 
     Роль  инноваций в современном обществе увеличивается с каждым годом. С  момента начала бурного развития промышленности и по сей день новации  занимают особенное место в системе производства товаров и услуг.
     В литературе насчитывается множество  определений понятия «инновация». Будем понимать под инновацией любое  нововведение или изменение. Любая инновация – результат принятия решения или целой серии решений. Некоторые изменения навязываются извне, инициаторами других являемся мы сами. Большое влияние инноваций на хозяйственную деятельность, на производство, поставщиков и потребителей вызывает необходимость управления изменениями. Это и есть инновационный менеджмент.
     В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей  стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
     Естественно выделять научно-технические и управленческие инновации. Первые основаны на новых  научных и технических решениях, а вторые - на новых организационных  решениях.
     Первые  теоретические основы инновационной деятельности начали появляться в начале XX века, и связаны с именем Иозефа Шумпетера.
     И. Шумпетер отождествлял нововведения с  «осуществлением новых комбинаций», т. е. любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся  — знаний (концептуальные положения, теории, методики и т. д.), материальных, финансовых и других ресурсов.
     Сегодня инновационная деятельность является одной из основных сфер деятельности любой современной организации. Разработка, внедрение и производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирм от несовпадения жизненных циклов, производимой продукции.
     Цель  работы состоит в исследовании теоретических  основ инновационной деятельности. В рамках реализации цели поставлены следующие задачи:
     - отражение в реферате понятий  «инновация» и «инновационная  деятельность»,
     - отражение в реферате видов  инновационной деятельности
     - отражение в реферате структуры  инновационной деятельности
     Объектом исследования является инновационная деятельность как метод получения новых видов продукции.
     Предметом исследования является инновационный  процесс.
     Теоретическая и практическая база инновационной  деятельности постоянно расширяется. Этому способствуют как НТП, так и появление новых знаний, образующихся на стыках научных дисциплин, впоследствии дающих современные инновационные проекты.
     На  современном этапе экономического развития знание руководителями основ  теории инновационной деятельности может явиться залогом успешного развития и процветания организации. 
 
 
 

Глава I
Инновации, ее виды и особенности.  Критерии и классификация инноваций. 

     Термин  инновация в экономике был  впервые предложен австрийским  экономистом Й. Шумпетером, который  определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:
    использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
    внедрение продукции с новыми свойствами;
    использование нового сырья;
    изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
    появление новых рынков сбыта [3].
 
     Понятие «инновация» тесно связано с  понятиями «изменения» и «развитие».
     Поэтому под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т. д. (например, мобилизация покупательской способности через банковский кредит).
     Содержательные  аспекты инновации исследуются во многих зарубежных и отечественных трудах. Как процесс   инновации рассматриваются в трудах  классика теории инновационного процесса Й. Шумпетера, зарубежных ученых – Бр. Твисса,  Д. Тисса,  Т. Иорда,  Б. Санто, Дж. Брайта, Кр. Фримена, Х. Хартманна,  российских исследователей - С.Ю. Глазьева, С.В. Валдайцева, О.В. Мотовилова и др.  Инновации как объект представлены в трудах зарубежных исследователей - С. Менделла, Д. Энниса, Ф. Янсена, современных российских ученых -  А.Н. Фоломьева, Э.А. Гейгера, Л.М. Гохберга, В.А. Рубе, В.Н. Архангельского и др.
     Инновация – это разработка и внедрение  нового ранее не существовавшего, с  помощью которого старое, известные элементы придадут новое очертание экономике данного бизнеса. Инновации – это не изобретение или открытие, хотя и то и другое может иногда потребоваться. Она фокусируется не на знаниях, а на эффективности, а в бизнесе на экономической эффективности. Ее сущность, скорее концептуального характера, чем технического или научного [2, с. 185].
     В русском языке термин инновация  означает буквальное прочтение английского  слова innovation или немецкого Innovatiotionen, перевод которого обычно приводится как нововведения. Например, В. Даль в «Толковом словаре» определял нововведения как введение новизны [1].
     Иозеф Шумпетер выделил пять нововведений:
      новое, т. е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
      новый, более эффективный метод производства известной продукции;
      открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;
      открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;
      реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии.
     Если  рассматривать нововведение как  философскую категорию, то ее можно  разложит на определенные составляющие части.
     Выделяются три составляющих нововведения: во-первых, это потребность, подлежащая удовлетворению, т. е. функция или набор функций, которые нужно выполнить; во-вторых, это концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, т. е. новая идея; и наконец в третьих, это компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.
    С философской точки  зрения инновация  как своеобразная форма беспорядка и хаоса может стать толчком и механизмом выхода на одну из потенциально возможных траекторий развития, соответствующую внутренним тенденциям социально-экономической системы и обеспечивающую ее новое качественное состояние. В этом состоит существенное значение и конструктивная роль инновационных факторов для запуска процессов самоорганизации в системе и подготовки ее к различным сценариям развития. Инновация, как разновидность хаоса является фактором, выводящим нелинейные системы на собственные структуры-аттракторы. Инновации, по И. Пригожину, с научной точки зрения должны определяться тремя минимальными требованиями: первое – необратимость, выражающаяся в нарушении симметрии между прошлым и будущим; второе – необходимость введения понятия «событие»; третье – некоторые события должны обладать способностью изменять ход эволюции [7].
    Поскольку инновации являются элементом беспорядка по отношению к существующей системе, их внедрение вызывает в системе  процесс самоорганизации, направленный на адаптацию нового элемента в структуру. Для ускорения адаптации система вырабатывает внутренние ответные инновации, усложняются взаимосвязи между элементами, изменяется структура системы. На первом этапе самоорганизации для обеспечения устойчивости системы количество ее реакций (внутренних инноваций) должно соответствовать количеству внешних импульсов. Система выстраивает структуру, в которой каждому внешнему воздействию, соответствует элемент, способный генерировать внутренние инновации и влиять на изменение структуры системы
     Из  приведенного ранее определения можно заключить, что понятие «инновация» охватывает практически все сферы деятельности общества и может иметь как технологическую, так и организационную или процессуальную составляющие. Технологическая инновация включает в себя несколько типов, один из которых ? продуктовая инновация, охватывающая внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов.
Графически  инновационный процесс отражен на схеме (рис. 1).

Рисунок 1. Структуризация инновационного процесса 

     Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический  порядок появления новшеств в  различных областях техники. Можно  отметить, что инновация – это  такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследования и разработок непосредственной вызывает технические и экономические изменения, оказывающие обратное воздействие на деятельность этой сферы. Это подтверждает различные концепции длинных волн Н.Кондратьева, И.Варги, И. Шумпетера и др. [6]
     В общем виде инновационный процесс  можно представить в развернутом  виде так:
ФИ  – ПИ – Р –  Пр – С – ОС – ПП – М –  Сб,
Где, ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
Р - разработка;
Пр – проектирование;
С – строительство;
ОС – освоение;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт [5].
     Воспроизводство инноваций представляет собой процесс, включающий все стадии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих  работ, непосредственно связанных с созданием и освоением новой продукции. Полный жизненный цикл нововведений не заканчивается внедрением, а включает также их «запуск» в серийное и массовое производство, сбыт, распространение и использование.
     Полный  жизненный цикл инновации не завершается «пионерным» внедрением, а включает также запуск в серийное или массовое производство, сбыт, реализацию, распространение и использование нововведений.
     Серийное  производство — это изготовление относительно ограниченной и периодически повторяющейся или меняющейся номенклатуры промышленных изделий.
     Массовое  производство — изготовление продукции  путём выпуска большими партиями периодически обновляющейся номенклатуры изделий.
     На  стадиях серийного и массового  производства осуществляется распространение, распределение нововведений. Однако инновационная продукция может быть непредназначенной для массового производства, обмена и потребления. Примером может служить уникальная продукция космического и авиастроения. Или уникальные приборы по особым заказам для нужд медицины, ядерной физики и других высокотехнологичных производств.
     При этом, не всякое серийное и массовое производство носит инновационный  характер.
     Инновационная деятельность представляет собой комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.
     Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.
     Инновационная деятельность это та деятельность, которая направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Инновационная деятельность включает в себя три элемента:
    Выявление проблем предприятия.
    Осуществление инновационного процесса.
    Организацию инновационной деятельности.
     Эти три элемента являются основополагающими  инновационной деятельности. Любая  организация, использующая инновационную  деятельность в качестве орудия для  укрепления на рынке применяет все три представленных элемента для грамотной организации внедрения определенных нововведений.  

     Инновации, в зависимости от сферы их применения классифицируются по ряду четких критерий. Существуют различные критерии классификации инноваций:
    по предметно-содержательной структуре;
    по назначению;
    по факторам общественного производства;
    по уровню разработки и распространения;
    по новизне;
    по сферам разработки и применению;
    по происхождению;
    по инновационному потенциалу;
    по этапу жизненного цикла и длительности.
 
     Используя множество различных критериев, экономическая теория рассматривает  следующую классификацию «инноваций». Она различает их в зависимости  от области распространения и  использования, по форме воплощения, по степени новизны, в зависимости от границ распространения.
     В зависимости от области распространения  и использования выделяют следующие  виды инноваций:
    экономические — направленные на формирование новых экономических механизмов, рыночных институтов, способов распределения и обмена продукции;
    производственно-технологические — нацеленные на создание и применение новых технологий в производстве;
    экологические — представляющие собой новые продукты и технологии, уменьшающие загрязнение окружающей среды, обеспечи­вающие очистку вредных выбросов, утилизацию отходов и т. п.;
    организационно-управленческие — предполагающие применение более эффективных форм регулирования производственной и непроизводственной деятельности;
    политические — реализация новых идей в сфере политики, формах политической деятельности, внутригосударственных и международных отношениях и т. п.;
    правовые — введение новых политических прав, разработка принципиально новых законодательных актов и т. п.;
    инновации в духовной сфере — новые гипотезы, концепции, теории в науке; новые методы обучения в образовании; новые формы деятельности, новые художественные стили в культуре.
 
     Инновационная деятельность может быть направлена во многие сферы жизнедеятельности  современного общества, но  в пределе, если говорить о конечных результатах внедрения нововведений существуют две формы воплощения инновации: Во – первых, это инновации, воплощённые в материале, или так называемые твёрдые («hard»), примерами которых могут служить новые машины, оборудование, инструменты. Во - вторых, это инновации, невоплощённые в материале, или так называемые мягкие («soft»), проявляющиеся в виде усовершенствования или смены парадигмы в системе науки, организации и управления, образования и т. д.
     По  степени новизны принято различать  нововведение, обновление и усовершенствование. При этом под нововведением понимается первое применение чего-то нового (новой концепции, идеи, технического решения и т. д.) и одновременно первое признание социальной и экономической ценности этого новшества.
     Обновление  выступает как адаптация нововведения. Обновление — это то, что ново для данной организации, но уже не является таковым для внешнего мира.
     Наконец, усовершенствование определяют как «маргинальное нововведение», т. е. некоторое улучшение, которое оригинально, полезно, но не настолько значительно, чтобы вызвать последствия стратегического масштаба.
     В первом случае речь идёт об уникальных новшествах, не имеющих аналогов в  мире. Во втором случае — о репродуцированных новинках, подобных которым нет в конкретной стране. В третьем случае к инновациям относят технические, технологические, организационные и иные новшества, впервые примененные на данном предприятии, но имеющие аналоги в стране и за рубежом.
В зависимости от границ распространения новшеств выделяют:
    инновации мирового масштаба;
    инновации в пределах страны;
    региональные инновации;
    инновации локальные, проводимые в рамках отдельного предприятия (фирмы).
     Совершенно  очевидно, что в решении непростых, но очень важных для нашей экономики задач решающая роль принадлежит предпринимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инноваций, ибо все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.
     Особое  значение для производства имеют  инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально меняют производственный аппарат, в случае высокой степени морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.
     Мы  считаем, что теоретические основы инновационной деятельности должны быть знакомы руководителям всех уровней. Внедрение новых методов управления, производства продукции, и решения производственных и управленческих проблем является залогом дальнейшего успешного развития организации. Совершенно очевидно, что необходимо так же учитывать и высокий уровень риска внедрения нововведений. Нередко, неграмотное владение основами теории внедрения инноваций приводит к получению непрогнозируемых отрицательных результатов. Поэтому необходимо адекватно оценивать имеющиеся интеллектуальные и материальные ресурсы для правильного осуществления инновационного процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II
Влияние факторов на инновационную  деятельность.  

    Инновационная деятельность в рамках своего исторического  развития постоянно подвергалась влиянию различных факторов. Чаще всего в качестве основного воздействующего элемента выступала наука, реже, соответствующий этап исторического развития с господствовавшим на тот момент идеологическим строем. Тот факт, что каждый отдельно взятый промежуток времени оставляет оттенок на векторе развития инновационной деятельности очевиден.
     Вопросам  первопричин  инноваций, факторам и источникам их появления   посвящены работы классиков Д. Рикардо, К. Маркса, Й. Шумпетера, современных отечественных и зарубежных экономистов -  С. Ю. Глазьева, Ю. В. Яковца,  А. А. Дынкина, Г. Менша, М. Хучека, Б. Санто, А. Баркера и др.
      Роль  инноваций в экономике и в  обществе, их функции, следствия исследовали  Ф. Янсен, Э. Мэнсфилд, Л. Браун, из современных  отечественных экономистов - И. Пригожин, Н.Л. Фролова, А.А. Дагаев, А.Ю. Егоров и др.
          Чтобы инновации  стали движущей силой экономического роста, приобрели всеобъемлющий  характер, необходима система, в которой  бы новые знания воплощались в  готовые востребованные обществом результаты. Это обстоятельство обуславливает важность изучения концепции национальных   инновационных  систем (НИС)  и ее создания в России. 
     В России, конкуренция из скрытой перешла в явную форму стала одним из решающих факторов развития инновационного предпринимательства. Таким образом, одним из самых влиятельных факторов развития инноваций является конкуренция.
     Всю систему факторов конкурентоспособности  инновационной организации можно  подразделить на две основные группы.
     Первая  группа состоит из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу факторов (внутренних) входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а так же параметры, отражающие степень использования факторов производства.
     Вторая  группа факторов (внешних) включает в себя параметры социально-экономической среды, находящейся вне среды непосредственного влияния организации. Кроме внутренних и внешних факторов, следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности  организации (элементы). Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность  технологии – базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).
     Выделенные  исследователями факторы интенсивности  и эффективности инновационных процессов можно разделить на две группы. Приведенные факторы имеют значение в условиях производственной деятельности.
     К первой группе факторов относятся те, которые определяют восприимчивость  организации к новшествам. Данная характеристика организации определяет скорость обнаружения вовне полезных для себя новшеств. Можно выделить три подгруппы факторов, определяющих уровень организации:
     Психологические характеристики персонала (установки руководителя к нововведениям; профессионализм руководителя; заинтересованность руководителя в служебном росте; склонность руководителя к риску; информационные контакты в коллективе организации; осведомленность персонала о новшестве; мотивированность персонала на изменения; образовательный уровень персонала; нормы, принятые в коллективе).
     Структурные характеристики организации (размер организации; величина ее ресурсов; наличие резервных ресурсов; наличие отдельного подразделения для создания нововведений; опыт во внедрении и использовании новшеств; сложность организационной структуры; степень централизации; степень регламентированности работы; развитость коммуникационных каналов; организационный климат).
     Характеристики  окружения (уровень стабильности – неопределенности внешнего окружения; изменения в требованиях к продукту; уровень конкуренции; положение среди конкурентов; межорганизационная кооперация).
     Ко  второй группе относятся факторы, определяющие интенсивность и эффективность инновационных процессов, влияющие на успешность внедрения данных процессов. Результаты исследований свидетельствуют, что успеху внедрения новшеств способствуют:
    гибкость организационной структуры, проявляющуюся в способности организации создавать временные структурные единицы, ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей, и обеспечивать горизонтальную, а не вертикальную координацию совместных действий;
    общая культура организации;
    стиль руководства;
    информированность членов организации о проблеме, демонстрация недостатков в ее деятельности;
    информированность членов организации о достоинствах новшества;
    вовлечение персонала в процесс планирования внедрения и управления им;
    наличие четко поставленных целей;
    хорошее планирование процесса изменений;
    наличие поддержки основных влиятельных групп в организации;
    мотивированность исполнителей (существование адекватных вознаграждений);
    способность руководства анализировать причины сопротивления и применять адекватные методы для его преодоления;
    организация обучения персонала;
    регулярный и эффективный контроль хода процесса внедрения;
    наличие отлаженной системы коммуникаций.
     Использование в фирмах и корпорациях того или  иного варианта организации инновационного процесса и управление им зависят от трех факторов: состояния сферы хозяйственной системы, осуществляющей нововведения (тип рынка, общественная психология и пр.); состояния внутренней среды данной хозяйственной системы (финансовые и материальные ресурсы, применяемые технологии, сложившаяся структура) и пр.); специфики самого научно-технического и инновационного процесса как объекта управления. Исследования показали, что имеются качественные отличия инновационного и стабильного (рутинного) процессов, что определяет и различие системы управления этими процессами. Основные моменты представлены в таблице 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  процесса Инновационный процесс Стабильный  процесс
Главная конечная цель Обеспечение новой  общественной потребности Обеспечение сложившейся  общественной потребности
Риск  при реализации поставленной цели Высокий Низкий
Тип процесса
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.