На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема  ЛЕКЦИИ:
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОДХОДЫ  К ОБЕСПЕЧЕНИЮ, КРИТЕРИИ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
Вопросы:

1. Ключевые характеристики  конкурентоспособности  предприятия

    Конкуренция - важный фактор рыночной экономики. Конкурируют между собой товары, представленные на рынках, и производители этих товаров - фирмы, отрасли, страны. Поэтому конкуренция и конкурентоспособность могут рассматриваться в разных аспектах: товаров (продукции, услуг), товаропроизводителей (фирм, отраслей, стран).
    Согласно  «Словарю русского языка» С.И. Ожегова конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам. Принимая это определение как понятие русского языка за основу, можно сказать, что конкурентоспособность товара и товаропроизводителя - это сложные многоаспектные понятия, означающие способность товара и соответственно товаропроизводителя занять и удержать позицию на конкретном рынке (рынках) в рассматриваемый период при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения и их производителями.
    Под конкурентоспособностью производителя понимается его способность вести эффективную производственно-сбытовую деятельность и тем самым противостоять конкурентам. Критерием эффективности этой деятельности может служить прибыль или другие коммерческие показатели типа чистой текущей стоимости.
    Под уровнем конкурентоспособности товаропроизводителя следует понимать показатель, дающий относительную характеристику его способности противостоять конкурентам на конкретных рынках в рассматриваемый период. Его можно определять, сопоставляя критерии эффективности производственно-сбытовой деятельности производителя и конкурентов.
    В современных условиях происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
    Так, в течение первых тридцати лет  XX в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит и обеспечить конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
    С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Следует заметить, что данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ  предприятия, но не даёт точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
    В последние десятилетия для повышения  конкурентоспособности предприятий и продукции на предприятиях внедряются системы качества с последующей их сертификацией на соответствие стандартам серии ISO 9000. Под «системой качества» понимают совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством на предприятии.
    По  мере своего развития каждое предприятие  сталкивается с определенными проблемами и задачами, преодоление и решение которых осуществляется посредством применения различных управленческих методик и технологий. Проанализируем эти задачи и выявим ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности, отражающие состояние предприятия по мере его развития.
    Первая  задача, которая возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, то есть обеспечение платёжеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведённой продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий: анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения.
    По  достижении платёжеспособности возникает  естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности).
    После решения насущных текущих задач  возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются: стратегическая концепция, стратегия предприятия и, на основе SWOT-анализа и бизнес-планов, стратегии для каждого подразделения.
    Следующей важной задачей для менеджмента  предприятия является структурирование и соответствующая этой проблеме характеристика - адаптивность системы управления. Под адаптивностью системы управления предприятием понимается соответствие организационной структуры, методов, принципов и механизмов управления предприятием целям, функциям и стратегиям предприятия и его подразделений. Система управления должна способствовать реализации стратегической концепции компании.
    Актуальной  проблемой для предприятия является обеспечение финансовой и управленческой прозрачности. Эта ключевая характеристика подразумевает наличие у предприятия финансовой структуры (выделение так называемых центров финансового учёта и ответственности), финансовой и учётной политики, соответствующей международным принципам и стандартам учёта (GAAP, IAS). Обеспечение финансовой и управленческой прозрачности достигается также своевременным и правильным использованием таких инструментов, как: финансовый анализ, бюджетирование (финансовое планирование, прогнозирование и принятие решений на основе составления бюджетов), менеджмент привлечения заёмных средств, менеджмент размещения свободных средств, управление портфелем инвестиций, антикризисное управление, лизинг, факторинг, страхование и др.
    Настоящее время - время новых производственных и управленческих технологий, интернационализации конкуренции, глобализации мировой экономики, быстро меняющихся условий внешней среды, широкого применения системного подхода в управлении - ставит перед менеджментом новые задачи. В процессе своего развития предприятие сталкивается с так называемыми проблемами роста. Симптомами проблем этого уровня могут быть следующие: усложнение информационных, материальных и иных потоков на предприятии, ухудшение финансового состояния, снижение общей организованности, сбои в основных бизнес-процессах предприятия и многое другое. Возникает задача, а вместе с ней очередная характеристика состояния предприятия - управляемость бизнеса.
    Задача  выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является насущной для менеджеров каждого предприятия. Поэтому предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью обеспечения инвестиционной привлекательности - следующей ключевой характеристики состояния предприятия. Обеспечение инвестиционной привлекательности - важная задача как для предприятий, акции которых котируются на фондовом рынке, так и для закрытых компаний. Решение её позволит предприятию увеличить свою капитализацию и, следовательно, повысить стоимость капитала, вложенного собственниками.
     Основные  критерии конкурентоспособности предприятия представлены на рис. 1.1.


 

    Конкурентоспособность     Общее состояние                Инвестиционная
               продукции                   предприятия                       привлекательность
Критерий: показатель КС    Критерий: комплексный      Критерий: рост стоимости
         продукции                  показатель состояния предприятия        предприятия
      Методы оценки:                  Методы оценки:                      Подходы к оценке:
- Эвристический  (экспертный)    Методики комплексных оценок               - Сравнительный
- Квалиметрический  метод               финансово-хозяйственной                     - Затратный
- Комплексный  (интегральный)       деятельности  предприятия                    - Доходный
      метод                                                                                                        - Опционный
    Рис.1.1. Критерии конкурентоспособности предприятия 

    Анализируя  ключевые характеристики состояния  предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий, представленные на рис. 1.1:
    задача обеспечения конкурентоспособности  предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно конкурентоспособности предприятия;
    следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии;
    основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции;
    на тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния;
    на стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.
    Конкурентоспособность продукции представляет собой важный показатель конкурентоспособности предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивают наличие денежного потока[16, с.64].
    Конкурентоспособность продукции - это её свойство, а уровень конкурентоспособности - показатель этого свойства, дающий относительную характеристику способности продукции удовлетворять требования конкретного рынка в рассматриваемый период по сравнению с продукцией конкурентов. Конкурентоспособность оценивается по совокупности основных технико-экономических, качественных и стоимостных показателей, отличающих на рынке товар от товара-конкурента (аналога) как по степени соответствия определенным потребностям, так и по затратам потребителя на их удовлетворение.
    Под уровнем конкурентоспособности товара предлагается понимать относительную характеристику продукции (услуги) как товара, выражающую степень её предпочтения на данном рынке товару-конкуренту (аналогу).
    Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объём их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать составляющими конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.
    Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоёмкости продукции и др.
    Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платёжеспособного спроса на данную продукцию или услугу); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
    Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы выступают как ограничения, обязательные к выполнению.
    Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг), но ввиду сложности задачи не представляется возможным выразить аналитически зависимость от них показателей конкурентоспособности. Поэтому для прогнозирования конкурентоспособности продукции целесообразно использовать экспертные методы. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рис. 1.2.
    Существующие  методики комплексной оценки финансово-хозяйственной  деятельности предприятия позволяют охарактеризовать конкурентоспо-собность предприятия на тактическом уровне. Существует довольно большое количество методик оценки состояния предприятия. Стандартов же оценки, как и единой методики, не существует, так как практически каждая консалтинговая компания и другие предприятия, обладают собственными «уникальными» методиками оценки.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.2. Иерархия методов оценки конкурентоспособности
    Наиболее  известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования.

2. Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия

    Рейтинговая оценка. Рейтинговая оценка используется при целевом сравнении предприятий отрасли и/или региона.
    Для применения этого метода может использоваться следующее информационное обеспечение:
    сведения, полученные путём интервьюирования менеджеров предприятия заказчика (или предприятий - объектов исследования);
    сводная финансовая отчётность предприятий  - объектов сравнения;
    фрагментарная управленческая информация в виде формализованных учётных таблиц, которые достаточно просты для заполнения. Как правило, эти таблицы в форме запроса рассылаются на предприятия - объекты сравнения.
    При составлении рейтинга предприятий  используется идеология параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, то есть на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности, рассчитывается совокупная балльная оценка предприятий, являющаяся базой для определения итогового места предприятия в рейтинге. Составление рейтинга осуществляется в следующей последовательности:
    определение критериев отбора показателей для рейтинговой оценки. Двумя основными условиями отбора показателей рейтинговой оценки являются:
    теоретическое - они должны отражать существенные аспекты  хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия;
    практическое - их можно рассчитать на основе реально имеющейся информации о хозяйственной деятельности предприятия.
    С теоретической точки зрения показатели можно разделить на объективные и субъективные.
    Объективными  являются показатели, характеризующие эффективность деятельности и финансовую стабильность предприятия (например, коэффициент текущей ликвидности или рентабельность продукции). Субъективные показатели не характеризуют эффективность деятельности предприятия, однако они могут влиять на эффективность работы с клиентом по внедрению системы финансового управления. К таким показателям относятся, например, объём продаж, совокупные активы или число занятых, характеризующих, как правило, размер предприятия и уровень деловой активности. В силу экономии на масштабах производства, как правило, система финансового управления на больших предприятиях более эффективна, нежели на малых. Другим примером является доля частного капитала в уставном капитале предприятия, так как существует предпосылка, что частные предприятия менее «зарегулированы» со стороны государства и тем самым более восприимчивы к внедрению системы финансового управления.
    Важным  моментом является определение «веса» того или иного показателя в итоговой оценке предприятия. При этом используются два основных критерия:
    теоретический, имеющий значение для оценки эффективности и финансового состояния предприятия;
    практический, характеризующий достоверность показателя, рассчитанного на основе имеющейся информации.
    Учёт динамики отдельных показателей. Понятно, что перспективы финансового состояния двух предприятий с одинаковым уровнем ликвидности могут быть весьма различными, если для одного из них этот уровень - результат положительной динамики, а для другого - отрицательной. Поэтому фактор тренда отдельных показателей эффективности деятельности и финансовой стабильности должен учитываться в итоговой балльной оценке предприятия через поправочный коэффициент.
    При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов).
    Рейтинг предприятий определяется на основе расчёта их итогового балла в результате оценки.
    Итоговый  балл отдельного предприятия выводится  по формуле (1.1).
TM= ,      (1.1)
где TM - итоговый балл предприятия по результатам рейтинговой оценки;
      Mi - балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;
      Bi - вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;
      - сумма произведений баллов  отдельных показателей рейтинговой оценки и их весов.
    Методологически проведение рейтинговой оценки начинается с выбора показателей, включаемых в модель, и присвоения им весов, учитывающих относительную существенность того или иного показателя как фактора состояния бизнеса предприятия.
    Оценка  конкурентоспособности  на основе расчёта  рыночной доли. На потребительском рынке региона рыночная доля - это основной экономико-статистический показатель, характеризующий конкурентоспособность субъектов хозяйствования в связи с тем, что многие из них не сопоставимы с отраслевой точки зрения, но сопоставимы с позиции эффективности хозяйствования через рыночную долю.
    Доля  рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота субъекта в общем его объёме  по формуле (1.2). Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100 % свидетельствует об уровне конкурентоспособности.
MS= ,                                                (1.2)
где MS - доля рынка субъекта;
    RC - розничный объём товарооборота субъекта;
    TC - общий объём розничного товарооборота на рынке.
    Данная  методика оценки конкурентоспособности  по рыночной доле позволяет по характеру распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры со слабой, средней и сильной конкурентной позицией; лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся; с улучшающейся, с ухудшающейся и быстро ухудшающейся конкурентными позициями. Перекрёстная классификация размера долей и их динамики даёт возможность построить конкурентную карту рынка, на основании которой легко установить место исследуемого субъекта в структуре рынка, степень доминирования на рынке, особенности развития конкурентной ситуации.
    Оценка  конкурентоспособности  на основе нормы потребительной стоимости. Данный метод предполагает оценку не продукта или услуги, а совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений, то есть экономической технологии компании. Расчёт проводится на основе алгоритма оценки конкурентоспособности экономических технологий, использующего показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости.
    Данный  метод позволяет достаточно точно  выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей и свойства продукции и услуг. В общем виде формула потребительной стоимости -  это соотношение суммы требований к товару или, иначе, отношение суммы свойств товара к сумме потребностей в этих свойствах товара.
    Норма потребительной стоимости - величина безразмерная. Показатель Q (норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 0, то это говорит о полной неконкурентоспособности продукции. Если Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности продукции на данном этапе времени.
    Этот  подход можно применить и к общей оценке конкурентоспособности фирмы.
    К каждой группе применим алгоритм расчёта  показателя конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости. Он состоит из следующих этапов:
    изучение рынка, конкурентов, потребностей потенциальных потребителей;
    определение целевых сегментов по направлениям;
    определение стратегической и маркетинговой концепции деятельности 
    фирмы;

    определение значимых блоков, свойств и коэффициентов значимости по ним;
    расчёт нормы потребительной стоимости по экономическому блоку свойств;
    расчёт нормы потребительной стоимости по техническому блоку свойств;
    расчёт нормы потребительной стоимости по экологическому блоку свойств;
    расчёт нормы потребительной стоимости по социально-психологическому блоку свойств;
    расчет нормы потребительной стоимости по юридическому блоку свойств;
    определение общей нормы потребительной стоимости фирмы;
    анализ результатов и принятие решения по улучшению конкурентоспособности предприятия.
    Таким образом, общий показатель конкурентоспособности  на основе нормы потребительной стоимости можно определить по формулам (1.3),  (1.4).
  Q = f(PэN   x Pmт x Pxэкол. x Pyсоц.псих. x Pzюр.)1/(N+m+x+y+z) ,             (1.3)
    Pj = свойств(i) / потребностей(i) ,                    (1.4)
где Pj - частный показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости по j-му блоку значимых свойств;
            N, m, x, у, z - весовые коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от выбранной концепции маркетинга.
    i = (1 - n) - количество значимых свойств и потребностей в j-ом блоке.
    Показатель Pj рассчитывается путём деления суммы свойств продукта на сумму потребностей в этом продукте. При определении данного показателя необходимо учитывать, что он есть величина безразмерная и характеризует конкурентоспособность по однородному блоку свойств. Этот показатель лежит в пределах от 0 до 1. Если Рj = 0, то это говорит о полной неконкурентоспособности по данной группе однородных свойств. Если Рj = 1, то здесь полная конкурентоспособность по данной группе однородных свойств.
    Положительные стороны данного метода: оценка конкурентоспособности предприятия основывается на оценке совокупности маркетинговых, управленческих и организационных решений фирмы. Это даёт возможность более точно оценить реальные потребности потенциальных потребителей и уровень компании.
    Недостатки  данного метода: для сбора всей необходимой для анализа информации (изучение внешней среды, оценка факторов) используются только экспертные методы. Это не даёт возможности получить максимально объективные показатели конкурентоспособности, а соответственно, и объективно определить уровень конкурентоспособности предприятия.
    Оценка  конкурентоспособности  на основе теории эффективной  конкуренции. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых  показателей или критериев конкурентоспособности.
    В первую группу входят показатели, характеризующие  эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве.
    Во  вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по  своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
    В третью группу включены показатели, позволяющие  получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
    В четвертую группу - показатели конкурентоспособности  товара: качество товара и его цена.
    В  связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчёта коэффициента конкурентоспособности предприятия (С), экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.
    Расчёт  критериев и коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле средней взвешенной арифметической (1.5).
   C = 0,15 x e + 0,29 x f + 0,23 x s + 0,33 x c  ,                        (1.5)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.