На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Человеческое познание и деятельность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

 

 
 

Содержание:
    Познание
      Формы познания.
      Направления в теории познания.
    Что такое деятельность?
      Понятие «деятельность»
      Классификация деятельности
      Человек как субъект деятельности 
       
       

Познание

Познание — базовая потребность человека, вид деятельности. 
Субъект познания — тот, кто познает. 
Объект познания — то, что познается.

Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать окружающий мир, общество и  самих себя. Первоначально человеческое знание было весьма несовершенным, оно  воплощалось в различных практических навыках и мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а  затем и других наук — математики, физики, биологии, социально-политических учений — начался прогресс в области познания, плоды которого все более существенно влияли на развитие человеческой цивилизации.
Познавательную  деятельность изучает особая область  философии, которая называется теорией  познания, или гносеологией (от древне греч. "gnosis" — познание). Теория познания возникла уже в античной философии: Сократ учил, что подлинное знание нужно отличать от мнения, что знание выражается в понятиях; Платон считал, что истина есть постижение вечных и неизменных идей; Аристотель построил целостное учение о познании, разработал логику как науку о формах правильного мышления.
Познание — это активное отражение и восприятие действительности в сознание человека.
Знание — это продукт познания. 
Знание — это результат активного взаимодействия субъекта и объекта.

Познание — процесс отражения мира в сознании людей. Это движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.
В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Люди многое познают в ходе своей обычной  жизни и практической деятельности, но они создали и специальную  форму познавательной деятельности — науку, главная цель которой состоит в достижении достоверного и объективного — истинного знания. Для этого в науке используются разнообразные методы познания: наблюдение и эксперимент, индукция и дедукция, выдвижение гипотез и построение теорий.

Формы познания.

Человеку от природы даны познавательные способности: чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и  рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек  постигает мир.
Чувственное познание — самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.
Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы. (Например: если мимо нас проносится машина, то это вызывает увеличение и уменьшение звуковых и зрительных ощущений. Но мы воспринимаем их соединенными в одном объекте — автомобиле.) Это основное свойство восприятия определяется как его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом. Психологи обозначают это свойство понятиями "разумный глаз", "визуальное мышление".
Еще в большей  степени работа сознания проявляется  в представлении и воображении. Человек обладает способностью к  воспоминанию, поэтому он может мысленно воспроизвести образ того предмета или явления, которое он когда-то воспринимал. Эта способность называется представлением. В воображении к  способности представления присоединяется творческое начало. Мы можем вообразить то, что никогда не видели и не могли увидеть, (например: Пегаса, кентавра или строение атома).
Близка к воображению  по своему творческому характеру  интуиция. Под интуицией понимается непосредственное, т.е. не опирающееся  на какие-то логические рассуждения, постижение сущности вещей или их отношений. Это своего рода нечувственное, интеллектуальное созерцание действительности, которое  обычно приходит внезапно и поэтому  похоже на "озарение".
Воображение и  интуиция, как творческие способности, очень важны для познания, поскольку  оно не замыкается в сфере чувственно воспринимаемого. Эти способности, (например: помогают ученым выдвигать гипотезы) с помощью которых различные явления связываются в единое целое или им дается предположительное объяснение. Разумеется, эти гипотезы должны потом проверяться фактами. Однако без изначального творческого акта выдвижения догадок и гипотез не было бы никакого развития знания.
Способность к  абстрактному, логическому мышлению дает возможность познавать чувственно не воспринимаемые свойства и отношения  вещей. (Например: мы не можем чувственно воспринимать социальные отношения, поскольку  они невидимы и неосязаемы. Однако мы можем познавать их с помощью  логического мышления и выражать с помощью таких понятий, как  социальные нормы и социальные роли, социальная группа и социальная стратификация  и т.п.).
Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с образами, а с понятиями и умозаключениями.
В понятиях выражаются существенные свойства предметов. А  отображая свойства вещей в суждениях  и умозаключениях, мы можем путем  рассуждений, выводов, доказательств  строить определенные системы знания на основе имеющихся фактов.
Итак, можно сделать  вывод о том, что человек обладает многочисленными, взаимосвязанными, но отличающимися друг от друга формами  познания.

Направления в теории познания.

При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии  возникли два основных направления — эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от древне греч. "empeiria" — опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание.
Рационализм (от лат. "ratio" — разум) — признает разум, мышление основой познания.
Между представителями  эмпиризма и рационализма шел  постоянный спор, особенно в философии  Нового времени. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что в  сознании человека есть набор некоторых  исходных "врожденных" идей. Это  такие идеи, как "я мыслю, следовательно  существую", основные положения логики и математики (целое больше части  и т.п.). Исходя из них как из аксиом можно посредством логических выводов  получать знание о действительности.
Эмпирики (Бэкон, Локк, Юм) доказывали, что никаких  врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть "чистая доска", а все знание первоначально приобретается  из восприятия и опыта. Их основной принцип: "нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах".
Рационалисты  считали основным методом познания логическую дедукцию — вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов.
Спор между  рационализмом и эмпиризмом внес много ценного в теорию познания. Но сторонники рационализма и эмпиризма  слишком преувеличивали значение одной  стороны человеческого познания и соответственно недооценивали  другую. Для того чтобы получить знание, на самом деле нужны и  понятия разума, и чувственный  опыт. Противостояние между рационализмом  и эмпиризмом во многом преодолел  в своем учении о познании Кант, который показал, что в познании всегда необходим синтез чувственного и рационального. Согласно Канту, опыт, эмпирия дает материал, содержание нашему познанию, а разум придает  ему форму. Содержание невозможно без  формы, а форма без содержания.
В современной  теории познания положение о том, что в человеческом познании чувственное  и рациональное неразрывно связаны, стал общепринятым.

Что такое деятельность?

 
Понятие «деятельность» 

Де?ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от  поведения). В  отличие  от  действий  животного,  деятельность человека предполагает определенное  противопоставление  субъекта  и  объекта деятельности: человек предполагает себе объект деятельности,  как  материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить  новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и  сам процесс  деятельности,  и,   следовательно,   неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является движущей  силой общественного прогресса и условием самого существования общества.  Вместе  с тем история культуры показывает, что деятельность как  таковая  не  является исчерпывающим  основанием  человеческого  существования.   Если   основанием деятельности является осознанно формулируемая цель, то основание самой  цели лежит  вне  деятельности,  в  сфере  человеческих   идеалов   и   ценностей. Современное научно-техническое развитие  все  более  демонстрирует,  что  не только деятельность  в  сфере  искусства  и  нравственности,  но  и  научные познания, и технико-инструментальная  деятельность  получает  свой  смысл  в конечном счете в зависимости от ее  нравственной  ориентированности,  от  ее влияния на человеческое существование. С другой стороны,  зависимость  самой деятельности от других социальных факторов выражается в том,  что  в  разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в  роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах  необходимого,  но отнюдь не почитаемого условия жизни. 

Классификация деятельности 

 Существует многообразные классификации типов и форм  деятельности  – разделение  деятельности  на  духовную  и  материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности  в социальном развитии особое  значение  имеет  деление  ее  на  репродуктивную (направленную  на  получение уже известного результата   известными   же средствами)  и  продуктивную  деятельность,  или  творчество, связанное   с выработкой новых целей и соответствующих им новых средств или с  достижением целей с помощью новых  средств.  В  связи  с  научно-технической  революцией творческая  деятельность  приобретает  все  более  массовый  характер,   что порождает  целый  ряд   социальных   проблем,   начиная   от необходимости радикальной перестройки системы образования  и  кончая  проблемой  известной «девальвации»  творческой  деятельности  отдельного   человека   в   условия включения ее в  индустриальные  формы  организации  духовного  производства.
Развитие этого  процесса подчеркивает, что  личность  несводима  к  выражению только  в  формах  деятельности  и  что  гармония  личности  и  деятельности возможна  лишь  на  основе  наполнения  деятельности  подлинно  человеческим смыслом. В  противном  случае  неизбежна  чисто  инструментальная  трактовка человека как лишь  орудия  стоящей  над  ним  деятельностью,  а  это  служит идеологической  предпосылкой  тоталитарных  форм  организации   общественной жизни. Вопрос об отношении деятельности и личности может решаться  лишь  как часть более широкой проблемы человека.
     
Человек как субъект деятельности 

     Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать  собственную  жизнедеятельность  в  предмет практического  преобразования.   Сущностными   свойствами   этого   процесса является  способность  человека  управлять   своими   действиями,   реально - практически преобразовывать действительность, планировать способы  действий, реализовывать  намеченные  программы,   контролировать   ход   и   оценивать результаты своих действий.
      Практическое отношение человека  к  действительности  включает  в себя три составляющие:
 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других           субъектов;
 2) объект, на который направлена активность субъектов;
3) активность, выражающаяся  в том или ином способе действия  субъекта с объектом.
В роли субъектов  деятельности  могут  выступать:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.