На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый контроль и пути повышения его эффективности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Финансовый контроль и пути повышения его эффективности 
 

Выполнил: Проверил: 

Студент группы: 

Новосибирск - 2009 

Содержание
Введение
1 Финансовый контроль
1.1 Понятие финансового  контроля, его сущность
1.2 Виды, формы и  методы проведения финансового  контроля
2. Основные виды  государственного и негосударственного  финансового контроля и органы, его осуществляющие
2.1 Государственный  и финансовый контроль
2.2 Негосударственный  финансовый контроль
3. Контрольно-ревизионная  деятельность Счетной палаты
3.1 Основные направления  Счетной палаты в 2008 году
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основной целью  данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о том, что такое финансовый контроль, какие виды и формы ему  присущи, пути повышения эффективности  финансового контроля, а так же рассмотрим работу Счетной палаты за 2008 год.
Развитие разнообразных  общественных систем на протяжении всей многовековой истории человеческой цивилизации, формирование и трансформации  материальных основ жизнедеятельности, постоянная эволюция хозяйственной  практики, ведущей к возникновению, созданию и накоплению богатства  общества, породили различные экономические  системы, сосуществующие и сменяющие  друг друга.
Общественный прогресс в своей материальной основе, проходя через все стадии - и примитивную, и технократическую, и гуманистическую, подтвердил жизнестойкость и рациональность товарно-денежных отношений как базы наиболее устойчивой оптимальной и эффективной экономической среды. Появление и существование рынка немыслимо вне денежных отношений. Важнейшим элементов рыночной экономики, безусловно, являются финансы.
Финансы в корне  изменили содержание всех разнообразных  хозяйственных связей. Но и сами контактирующие субъекты, и объекты  взаимодействия оцениваются в том  же денежном измерении. Тем самым  появилось единообразное и поэтому  условное отражение всей хозяйственной  деятельности - производства и обслуживания, предпринимательства и благотворительности, распределения и перераспределения, обращения и обмена, доходов и  расходов, накопления и потребления, все участников и предметов - населения, предприятий, рынков, продуктов, работ, услуг, финансы стали универсальным  индикатором состояния экономики.
1 Финансовый контроль
1.1 Понятие финансового  контроля, его сущность
Финансовый контроль можно представить в двух аспектах:
Строго регламентированная деятельность специально созданных  контролирующих органов за соблюдением  финансового законодательства и  финансовой дисциплины всех экономических  субъектов;
Неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макроуровне и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Финансы представляют собой совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении фондов финансовых ресурсов.
Финансовая система - это совокупность финансовых институтов, финансовых рынков и инструментов, используемых государством, предприятиями  и домашними хозяйствами для  обслуживания денежных потоков. Центральное  звено финансовой системы составляют государственные финансы, а ее основу - финансы предприятий. Финансы домашних хозяйств отражают общий уровень  социально-экономического развития общества. Составной частью финансовой системы  является страхование. Сущность финансового  контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике.
Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также  специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических  субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением  особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому  в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного  и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.
Конкретные формы  и методы организации финансового  контроля есть практическое воплощение объективно присущего финансам как  экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система  государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном  и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и  права как государства и его  учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции я штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и  исполнение бюджетов всех уровней и  внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. [3, С.139-144]
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных  учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и  целесообразности использования денежных ресурсов - собственных, заемных и  привлеченных; анализ и сопоставление  фактических финансовых результатов  с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.
Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре  контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постудит", который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
Финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами.
Система финансового  контроля в странах с развитой экономикой, как правило, включает следующие  элементы:
ведомство главного - аудитора (счетная палата) с подчинением  не непосредственно парламенту или  президенту страны, главная цель этого  ведомства - общий контроль за расходованием государственных средств;
налоговое ведомство  с подчинением правительству  или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;
Контролирующие структуры  в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности  отчетной документации и законности финансовых операций;
службы внутреннего  контроля, основная задача которых - поиск  путей снижения издержек и максимизации прибыли.
1.2 Виды, формы и  методы проведения финансового  контроля
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:
времени проведения:
предварительный; текущий (оперативный);
последующий.
субъектам контроля:
президентский;
контроль представительных органов власти и местного самоуправления;
контроль исполнительных органов власти;
контроль финансово-кредитных  органов;
ведомственный;
внутрихозяйственный;
аудиторский.
сфере финансовой деятельности:
бюджетный;
налоговый;
валютный;
кредитный;
страховой;
инвестиционный;
контроль за денежной массой.
форме проведения:
обязательный (внешний);
инициативный (внутренний);
методам проведения:
проверки;
обследования;
надзор;
анализ финансовой деятельности;
наблюдение (мониторинг);
ревизии.
Содержание государственного и негосударственного финансового  контроля, действующего в Российской Федерации, и деятельность органов, его осуществляющих, даются в следующих  параграфах главы. Здесь же рассмотрим основные формы и методы проведения финансового контроля.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в  момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и  т.д. Он предупреждает возможные  злоупотребления при получении  и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и  своевременности осуществления  финансово-денежных расчетов. Большую  роль в этом играют бухгалтерские  службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа  и ревизии отчетной финансовой и  бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и  прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д. [2, С.36 - 39]
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются  отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование в  отличие от проверки охватывает более  широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его  финансового состояния и возможных  перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью  коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой деятельности как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и  обеспеченности собственным капиталом  и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных  организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию долгосрочного  возврата ссуды.
Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового  контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью  проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. [1, С.128 - 131]
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные  и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и  наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также  различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские  службы). Результаты ревизии оформляются  актом, на основании которого принимаются  меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению  виновных к ответственности.
2. Основные виды  государственного и негосударственного  финансового контроля и органы, его осуществляющие
2.1 Государственный  и финансовый контроль
Финансовый контроль представляет собой две взаимосвязанные, но обособленные сферы: государственный  финансовый контроль и негосударственный  финансовый контроль, который в свою очередь подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные  пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает полноту и своевременность  их поступления в бюджеты и  целевое их использование. Государственные  контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
Для проведения финансового  контроля со стороны представительных органов созданы специальные  структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной  Думы, Счетная палата РФ.
Особое место в  системе финансового контроля со стороны представительных органов  принадлежит Счетной палате РФ. Сфера  полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица - государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации - в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
(Счетная палата - юридическое лицо. Возглавляется председателем, назначаемым Госдумой на шесть лет, и заместителями председателя, назначаемыми Советом Федерации также на шесть лет. Коллегия Счетной палаты помимо председателя и заместителей включает 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную работу выполняет аппарат - инспектора Счетной палаты. Подобные органы существуют и в субъектах Федерации; например, контрольно-счетная палата Московской Городской Думы). [2, С.38]
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.
Определенные функции  финансового контроля выполняет  Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется  непосредственно Президенту, но взаимодействует  со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. [1, C.132-133]
Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых.
На основании Конституции  РФ и Закона "О Совете Министров - Правительстве РФ" Правительство  РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в  области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового  контроля. Правительством РФ утверждено новое Положение о Министерстве финансов, Положение о Федеральном  казначействе. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место  в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов  занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает  финансовую политику страны, но и непосредственно  контролирует ее осуществление. Все  структурные подразделения Минфина  в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
По результатам  контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и  приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций  при наличии у них фактов незаконного  расходования средств, а также непредставления  ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство  организацией бухгалтерского учета  в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской  деятельности.
Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает  финансовую самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность  за формирование и использование  своих бюджетов и внебюджетных фондов.
[11, сайт "Министерство  финансов РФ"]
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное  управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента.
Контрольно-ревизионное  управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
Задачи Казначейства:
контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;
контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
контроль совместно  с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга  РФ;
контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов  и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, используемых не по назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального Банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с, органами Государственной налоговой службы и правоохранительными органами.
Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций, была создана специальная государственная структура - Российская финансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, и организация контроля за эффективным использованием инвестируемых средств.
В настоящее время  проводится работа по разграничению  компетенции и сфер деятельности различных органов контроля за финансами со стороны государства, чему будет способствовать принятие федерального закона о финансовом контроле, находящегося пока в стадии разработки.
В России существует ряд специализированных органов  финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область  финансов, например, налогообложение  или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства  при переходе к рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача Государственной налоговой службы - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система органов  Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а  также государственные налоговые  инспекции в субъектах РФ и  органах местного самоуправления. Основное оперативное звено - городские и  районные налоговые инспекции, поскольку  именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь  Федеральная налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых  органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими  контролирующими и правоохранительными  органами.
Органы Государственной  налоговой службы имеют право  в соответствии с налоговым законодательством  проверять любые денежные документы  у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки  и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
Для осуществления  финансового контроля в сфере  страхования была образована служба государственного надзора за страховой  деятельностью.
В Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), подчиненную Правительству РФ, помимо центрального органа входят территориальные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей (кустовые инспекции Росстрахнадзора).
Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. С этой целью устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных Росстрахнадзором нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы Росстрахнадзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.