На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистические методы выявления взаимосвязей рыночных процессов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Курсовая  работа по статистике
На  тему: статистические методы выявления  взаимосвязи 
Рыночных  процессов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Рынок – многогранное и многоструктурное явление, подчи-няющееся в своем  развитии закону спроса-предложения. Действие рыночного механизма проявляется в сложных  процессах, которые определяют  состояние  рынка,  темпы  его развития  и основные пропорции.
      На  рынке действуют многочисленные взаимодействующие внутренние и  внешние силы, далеко не всегда оказывающие  свое влияние на рыночные процессы. Никто не отрицает существования стихийности и способности рыночных процессов к саморегулированию,  но  не  следует  оспаривать  факт  потенциальной  возможности  маркетингового управления  на  различных  уровнях.  Коммерсант  вынужден  или  приспосабливаться  (с ориентацией на минимизацию потерь) к действию рыночных факторов, или же должен воздействовать  на  них  с  помощью  маркетинговых  приемов,  чтобы  добиться  опти-мального или максимального результата. Альтернативой может  быть  только  разорение. Но  следует  отчетливо  понимать,  что  и  адаптация  к условиям  рынка,  и регулирование рыночных процессов возможны лишь при условии, что эти процессы изучены, т.е. выявлены их законо-мерности и тенденции, другими словами, что рынок становится предме-
том статистического  исследования.
      Именно  статистика, которая обладает соответствующим  аппаратом глубоко научного и  в то же время достаточно оперативного исследова-ния, имеет возможность  отразить состояние  рынка, охарактеризовать его  структуру и  динамику, оценить  его колебания, выявить и смоде-лировать влияние комплекса рыночных факторов и, наконец, позволяет
строить прогнозы его  дальнейшего развития. 
 

Целью курсовой работы является выявление взаимосвязей рыночных процессов и выполнение практических заданий на основе пройденного и изложенного в работе теоретического материала. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть сущность статистики рынка, сущность товародвижения и товарооборота, изучить статистические показатели применяемые в их исследовании, освоить статистические методы анализа, в частности корреляционно-регрессионный анализ.
     Курсовая  работа состоит из трех частей: теоретической, расчетной и аналитической.
     В теоретической части рассмотрена сущность статистики рынка, сущность товародвижения и товарооборота. Рассмотрены статистические методы применяемые в изучении рынка. Подробно рассмотрен корреляционно-регрессионный анализ.
     Расчетная часть курсовой работы состоит из четырех заданий. В первом – необходимо исследовать структуру совокупности, во втором установить наличие, характер, направление корреляционной связи между признаками и измерить тесноту связи, в третьей части применить выборочный метод для нахождения ошибки выборки и границы в которых будет находиться признак в генеральной совокупности, в четвертом применить индексный метод.
     В аналитической части проведено исследование розничного оборота , а так же сделан прогноз на последующие года
При проведении статистического  анализа данных в этой работе будут использованы программные средства: Microsoft Word и Microsoft Excel.  
 
 
 

I. Теоритическая часть 

      1.1. Статистика  рынка  удовлетворяет  информационно-анали-тические  потребности госструктур, которые  ставят  перед собой цели прямого или косвенного  регулирования рынка, контроля за параметрами его развития, а также разработку и проведение в жизнь социально-эконо-мической политики. Она также обеспечивает методологические  и аналитические потребности служб маркетинга, которые, в свою очередь, дают рекомендации менеджменту для  принятия  оптимальных управ-ленческих решений. Кроме того, статистика рынка способствует дальнейшему развитию и совершенст-вованию экономической теории. И,  наконец, статистика рынка играет роль  информатора общественности  о характере развития рынка, о тех или иных рыночных процессах, напри-мер, об инфляции, о насыщении или дефиците потребительского рынка и т.д.
      Особенностью  статистики  является  то, что  она изучает  массовые  явления  и  процессы, которые могут быть выражены количественно.  Предмет  статистики рынка – массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке.
      Статистика  рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся в первую очередь  в форме множества актов купли-продажи. В рыночные отношения вступают между собой: субъекты рынка – продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег). Объектом
их отношений является товар (продукт или услуга), права  собственности на который уступаются продавцом покупателю. Итогом их отношений становится сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя – удовлетворение потребностей. Рыночный  механизм,  главными  инструментами которого являются  цены и  конкуренция, устанавливает  пропорции спроса и предложения, определяет  формы поиска рыночных партнеров.
      1.2. Неотъемлемой частью рыночного процесса является конкуренция, т.е. желание оттеснить соперника, захватить принадлежащую ему долю рынка и за счет этого получить возможно большую прибыль.
      Под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, соперничающих друг с другом в купле-продаже товара.
      Существуют  различные виды и формы конкуренции, в частности ценовая и неценовая. При ценовой форме конкуренции  с помощью механизма снижения цены старается сделать свой товар наиболее привлекательным для покупателя; при неценовой конкуренции используются различные приемы рекламы, а также повышение качества товара, улучшение обслуживания и т.п. Нередко оба эти вида конкурен-ции сочетаются. Как правило, конкуренция выгодна  покупателю. Если же  конкурируют покупатели (например, на  биржевом  рынке),  то  это  выгодно  продавцу.  Явление  конкуренции  тесно  связано  с класси-фикацией рынка по признаку диктата на рынке. Существует рынок продавца, когда спрос превышает предложение и наблюдается дефицит товаров, преобладает монополия и продавец диктует свои условия рынку; рынку продавца противостоит рынок покупателя,
когда предложение  или соответствует  спросу, или  опережает его. Покупатель выбирает продавца и определяет экономические условия покупки; как правило, такой рынок является конкурентным.
      1.3. Товар – предмет (материально-вещественный и интеллектуальный продукт) или  действие (т.е. услуга), обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи.
  Рыночный процесс проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, должен сменить  своего  собственника:  от  продавца  перейти  к  покупателю,  причем  покупатель может оказаться и конечным потре-бителем товара, и всего лишь торговым посредником. Однако со сменой владельца возникает необходимость физического  перемещения това-
ра, хотя оно может  по времени и месту не совпадать  с моментом продажи (обмена товара на деньги). Более того, товар может сменить одного владельца или даже нескольких, не изменяя своего местонахож-дения, и, наоборот, может быть перевезен со склада на склад,
не будучи проданным. 
      Сущность  товародвижения  заключается в сочетании физического и экономического процессов перехода товара из сферы производства в сферу товарного обращения и из последней – в сферу потребления. (Товар произведен в Москве, но предназначен для продажи жителям С.-Пб., поэтому доставлен в этот город; куплен в Москве фирмой, расположенной в Твери, продан в мага-
зинах С.-Пб.)
      Физическое  движение товара заключается в его  территориальном перемещении –  из  одного  географического  пункта  в  другой. (Проблема  управления  и  моделирования процесса транспортировки  товаров – предмет торгово-сбытовой логистики и в статистику рынка не включается.) Движение в экономическом пространстве состоит в переходе товара от одного владельца к другому, в смене прав  собст-венности.
      Товародвижение  – это перемещение товара  в пространстве
(географическом и экономическом).
  Товародвижение  предусматривает  потенциальную  возможность  многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому.
 
      1.4. Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собст-венности на товар в обмен на его денежный эквивалент.
      В товарообороте всегда имеются два  полюса: покупатель и продавец; покупка  есть в то же время продажа. Однако в статистике рынка, как правило, товарооборот рассматривается с позиции продавца и в анализе интерпретируется в качестве синонима продажи. Товаро-оборот характеризует объем продажи и покупки товаров в стоимостных единицах, реже – в натуральных. Бесплатная передача продукта или услуги товарооборотом не является. Оптовая  и  мелкооптовая  продажа  товаров,  как  правило,  оплачивается  по  безналичному расчету, хотя например, известен способ оптовой продажи под названием «пла-
ти и забирай» (Carri-and-cash), который заключается в оперативном  заключении сделки, оплате  наличными деньгами  и немедленном  вывозе товара (при этом  обычно  делается скидка с оптовой цены). В розничной торговле и массовом (общественном) питании покупатель  преимущественно  расплачивается  наличными  деньгами;  однако  расширение продаж  по каталогам  и  образцам,  торговли в  кредит и  т.п., а также совершенствование банковского дела, внедрение кредитных  пластиковых карточек приводят к увеличению доли безналичных расчетов и в рознице. Момент фактического отпуска товара и момент уплаты денег могут не совпадать, что создает некоторые трудности в учете товарооборота. Так, при продаже в кредит при отпуске  товара уплачивается лишь часть денег, но в товарооборот включается вся стои-мость проданного товара. Таким  образом,  можно сформулировать  определение предмета  статистики  товародвижения и товарооборота.
  Предметом статистики товародвижения и товарооборота являются массовые  процессы  и  явления перемещения товаров  от  произ-водителя  к  потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной характеристике.  
 

 
      2. Статистические показатели, применяемые в  изучении рынка.
     Рыночный  спрос – это общий объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период времени.
     Рыночный  потенциал – это предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к такой величине, что их дальнейшее увеличение уже не приводит к росту спроса при определенных условиях внешней среды. В общем виде формула потенциала рынка имеет вид:  
     где Ni — единицы производства или потребления; Wi — показатели мощности единиц (производственной или потребительской); Эх — эластичность спроса или предложения; Fi — прочие факторы и элементы потенциала; n — число единиц потенциала.
     Текущий рыночный спрос, характеризующий объем продаж за определенный период времени в определенных условиях внешней среды при определенном уровне использования инструментов маркетинга предприятиями отрасли.
     Рыночная  доля – это отношение объема продаж определенного товара данной организации к суммарному объему продаж данного товара, осуществленному всеми организациями, действующими на данном рынке. Этот показатель является ключевым при оценке конкурентной позиции организации. Данное положение вытекает из следующего: если у организации выше показатель рыночной доли, то она больше реализует продукта на данном рынке, следовательно, она больше производит данного продукта, поскольку объем выпуска должен соответствовать величине потенциальной реализации. Если организация выпускает больше продукта, то себестоимость единицы продукта у этой организации, вследствие действия масштабного экономического фактора, согласно которому, чем выше объем выпуска, тем ниже величина себестоимости, будет ниже по сравнению с другими конкурентами. Следовательно, позиции данной организации в конкурентной борьбе будут более предпочтительными.
     Статистические  показатели изучения рынка:
    стоимость основных фондов и ее динамика;
Средняя годовая  стоимость основных фондов исчисляется по формуле:

где Фн – стоимость основных фондов на начало года;  
Фв – стоимость основных фондов, введенных в течение года; 
Фл – стоимость основных фондов, выбывших в течение года;  
Тв – время (мес) функционирования основных фондов, введенных в теч. года; 
Тл – время (мес), прошедшее после выбытия основных фондов в теч. года.

     Коэффициент поступления общий показывает долю всех поступивших (П) в отчетном периоде основных фондов в их общем объеме на конец этого периода (Фк): 
     Коэффициент выбытия основных фондов, равный отношению стоимости всех выбывших за данный период основных фондов (или только выбывших из-за ветхости и износа – В) к стоимости основных фондов на начало данного периода (Фн):   
 
 
 
 
 
 
 

таблица 1.1
ВВОД  В ДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, КОЭФФИЦИЕНТЫ ОБНОВЛЕНИЯ, ВЫБЫТИЯ И СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ1
  2004 2005 2006 2007
Ввод в  действие основных фондов, млн. руб. (в  фактически действовавших ценах) 1972112 2943686 3252436 4298107
в % к предыдущему  году (в сопоставимых ценах) 111,8 111,0 116,1 119,7
Коэффициент обновления основных фондов, в процентах (в сопоставимых ценах) 2,7 3,0 3,3 3,9
Коэффициент выбытия основных фондов, в процентах  (в сопоставимых ценах) 1,1 1,1 1,0 1,0
Степень износа основных фондов (по полному кругу  организаций) на начало года, в процентах 42,8 44,3 45,4 45,9
 
    число предприятий  по реализации и хранению товаров  и их динамика;
    размеры предприятий (площадь, число мест для посетителей, емкость склада);
    объем товарооборота предприятий.
     Анализируя  объем товарооборота, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.
      Динамика  роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается:
ДТО = Факт. ТО отч.года в  тек. ценах*100 /Факт. ТО прош.года
     Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:
     
Установив изменения  в структуре товарооборота, необходимо определить причины, вызвавшие изменения  товарооборота. Это является важнейшим  моментом анализа товарооборота.
    число предприятий, удельный вес и их динамика в общей численности предприятий различных типов;
 
 
таблица 1.2
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И  ОРГАНИЗАЦИЙ ПО формам собственности2 
(на 1 января)

  Тыс. В процентах к итогу
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число предприятий и  организаций - всего 3845 4150 4417 4767 4507 4675 100 100 100 100 100 100
в том числе по формам 
собственности:
                       
государственная 157 161 159 160 149 142 4,1 3,9 3,6 3,4 3,3 3,0
муниципальная 239 246 248 252 264 263 6,2 5,9 5,6 5,3 5,9 5,6
частная 2957 3238 3499 3838 3639 3855 76,9 78,0 79,2 80,5 80,7 82,5
собственность общественных  
и религиозных организаций  
(объединений)
244 252 253 253 239 212 6,4 6,1 5,7 5,3 5,3 4,6
прочие  формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную 234 247 245 265 215 203 6,8 6,4 6,1 5,6 4,8 4,3
Проанализировав таблицу можно заметить, что преобладают  предприятия с частной формой собственности, и их удельный вес  с каждым годом увеличивается, одновременно с этим удельный вес предприятий с другими формами собственности форм собственности закономерно уменьшается.
      число транспортных средств и средств связи на 1 млн. руб. товарооборота;
      количество оборудования, механизмов и другой техники (по типам) на одном предприятии или на 1 млн. руб. товарооборота.
     Оценка  данных показателей дает общую картину  материального обеспечения рынка  и тем самым уровень его  развитости.
      Статистическое  изучение рынка производится количественной оценкой ряда ее показателей и нахождением индексных и регрессионных зависимостей между некоторыми из них.  
 
 
 
 

3.1Виды взаимосвязи
  В качестве двух самых общих их видов выделяют. Функциональную (полную) и корреляционную(неполную) – статистическую или стохастически детерминированную.
      Если значению одной переменной  обязательно соответствует одно или несколько точно заданных значений другой переменной, связь между ними является функциональной (например: прямопропорциональная зависимость между  производительностью труда и  увеличением производства продукции). Функциональную связь можно представить уравнением :
                                          y= ? (xi)                                                                     (1.)
где yi – результативный признак (i = 1, 2 …, n); ? (xi) – известная функция связи результативного и факторного признаков; xi – факторный признак.
     При статистической связи разным значениям одной переменной  соответствуют разные распределения значений другой переменной. Это обусловлено тем, что результативный признак, кроме рассматриваемых зависимых переменных подвержен влиянию ряда неучтенных факторов, а также некоторых неизбежных ошибок измерения переменных. Такая связь проявляется не в каждом отдельном случае, а во всей совокупности в целом. Поэтому для её выявления требуется исследование массовых наблюдений, т.е. статистических данных.
    «Проявление стохастических связей подвержено закону больших чисел: лишь в достаточно большом числе единиц индивидуальные особенности сгладятся, случайности взаимопогасятся и зависимость, если она имеет существенную силу, проявится достаточно отчетливо.»3
  Переменные, связь между которыми изучается могут быть как количественными, так и неколичественными. Модель статистической связи  может быть представлена в общем виде уравнением:
                        yi  = ? (xi) + ?i                                                              (2.)
где yi – расчетное значение результативного признака; ? (xi) – часть результативного признака, сформировавшегося под воздействием учетных известных факторных признаков, находящихся в стохастической связи с признаком; ?i – часть результативного признака, возникшего в результате действия неучтенных факторов.
  Корреляционная связь – частный случай статистической связи, существует там, где  взаимосвязанные явления характеризуются только случайными величинами. При такой связи  среднее значение (математическое ожидание) случайной величины результативного признака  y закономерно изменяется в зависимости от изменения другой величины x или других случайных величин  x1 ,x2…xn. Корреляционная связь проявляется во всей совокупности, а не в каждом отдельном случае. Только при достаточно большом количестве случаев каждому значению случайного признака x,  будет соответствовать распределение средних значений случайного признака y.
   Корреляционная связь предполагает, что изучаемые переменные имеют количественное выражение.
  Прямая и обратная связи. По направлению связи бывают прямыми, когда зависимая переменная растет с увеличением факторного признака, и обратными при , при которых рост факторного признака сопровождается уменьшением функции. Такие связи также можно назвать соответственно положительными и отрицательными. 
   Относительно своей аналитической формы связи бывают линейными и нелинейными. В первом случае между признаками в среднем проявляются линейные соотношения, т.е.  с возрастанием значения факторного признака происходит непрерывное возрастание (или убывание) результативного признака. Нелинейная взаимосвязь  выражается нелинейной функцией, а переменные связаны между собой в среднем нелинейно, т.е. с возрастанием значения факторного признака возрастание (или убывание) результативного признака происходит неравномерно или же направление его изменения меняется на обратное.
  Существует еще одна достаточно важная характеристика связей с точки зрения взаимодействующих факторов. Если характеризуется связь двух признаков, то ее принято называть парной, если изучаются более чем две переменные – множественной.
      По силе различают слабые и сильные связи. Эта формальная характеристика выражается  конкретными величинами и трактуется в соответствии с общепринятыми критериями силы связи для конкретных показателей.
  Однофакторные и многофакторные связи. По количеству факторов, действующих на результативный признак, связи различаются: однофакторные (один фактор) и многофакторные (два и более факторов). Однофакторные (простые) связи обычно называются парными (т.к. рассматривается пара признаков). Например, корреляционная связь между прибылью и производительностью труда. В случае многофакторной (множественной) связи имеют в виду, что все факторы действуют комплексно, то есть одновременно и во взаимосвязи.  С помощью множественной корреляции можно охватить весь комплекс факторных признаков и объективно отразить существующие множественные связи.
  В зависимости от познавательной цели статистические модели подразделяются на структурные, динамические и модели связи
      В наиболее общем виде задача статистики в области изучения взаимосвязей состоит в количественной оценке их наличия и направления, а также характеристике силы и формы влияния одних факторов на другие. Для ее решения применяются две группы методов, одна из которых включает в себя методы корреляционного анализа, другая - регрессионный анализ.
3.2.Методы  выявления взаимосвязи
  Для исследования стохастических связей широко используется графический метод, метод сопоставления двух параллельных рядов, метод аналитических группировок, корреляционный анализ, регрессионный анализ и некоторые непараметрические методы.
      1)Наиболее простым и наглядным методом выявления взаимосвязи является графический метод (построение точечного графика). Статистический график позволяет сразу оценить характер изучаемого явления, присущие ему закономерности и особенности, тенденции развития, взаимосвязь характеризующих его показателей.
  2) Метод сопоставления двух параллельных рядов является одним из простейших методов. «Для этого факторы, характеризующие результативный признак располагают в возрастающем или убывающем порядке (в зависимости от эволюции процесса и цели исследования), а затем прослеживают изменение величины результативного признака. Сопоставление и анализ расположенных таким образом рядов значений изучаемых величин позволяют установить наличие связи и ее направление. Зависимость между факторами и показателями может прослеживаться во времени (параллельные динамические ряды)4».   
     3)Метод  аналитических группировок тоже относится к простейшим методам. Чтобы выявить зависимость с помощью этого метода, нужно произвести группировку единиц совокупности по факторному признаку и для каждой группы вычислить среднее или относительное значение результативного признака. Сопоставляя затем изменения результативного признака по мере изменения факторного можно выявить направление, характер и тесноту связи между ними.
   Для наиболее полного изучения совокупности мы должны исследовать вариации данной единиц совокупности – это помогает познать сущность изучаемого явления.
       К показателям вариации относятся: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия и среднее квадратическое отклонение.
      Размах вариации представляет собой разность между максимальным и минимальным значением и показывает лишь крайние отклонения признака и не отражает отклонений всех вариантов в ряду.
      Среднее линейное отклонение  - средняя арифметическая абсолютных значений отклонений отдельных вариантов от их средней арифметической:
 Среднее  линейное отклонение для несгруппированных  данных  
                            ,                                                                           (3.)
где n – число членов ряда.
Для сгруппированных  данных
                             ,                                                                        (4.)
 где  - частоты вариационного ряда.
     Дисперсия признака представляет  собой средний квадрат отклонений  от их средней величины, исчисляется  по формулам простой и взвешенной дисперсий:
Простая дисперсия:         .                                                           (5.)
Взвешенная  дисперсия для вариационного  ряда: .                (6.)
  Дисперсия имеет большое значение в экономическом анализе. Она играет важную роль в математической статистике  для характеристики качества статистических оценок. При разложении дисперсий на  соот-ветствующие элементы  можно оценить влияние различных факторов , обуславливающих вариацию признака, дисперсия используется также для построения показателей тесноты корреляционной связи при оценке результатов выборочных наблюдений.
     Среднее квадратическое отклонение равно корню  квадратному из дисперсии является обобщающей характеристикой  размеров вариации признака в совокупности, показывает на сколько в среднем отклоняются  конкретные варианты от их среднего значения.
     В статистике часто возникает необходимость  сравнения вариаций различных признаков, например таких как себестоимости и прибыли, стажа работы и производительности труда, вариаций возраста рабочих и их квалификации. Для осуществления такого рода сравнений, а также для сравнений колеблемости одного и того же признака  в нескольких совокупностях с различным средним арифметически используют коэффициент вариации.
     Коэффициент вариации- отношение среднего квадратического  отклонения к средней арифметической выраженной в процентах:
                               V= .                                                                         (7.)
     Совокупность  считается статистически однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%.
     В простейшем случае когда совокупность расчленена на группы по однородному  фактору, изучение вариаций достигается посредством исчисления и анализа трех видов дисперсий: общей, межгрупповой и внутригрупповой.
      Общая дисперсия была рассмотрена выше формула (5.)
      Межгрупповая дисперсия характеризует систематическую вариацию результативного признака в данной группировке      
                                         ,                                               (8.)        
где -численность единиц в группе.
      Внутригрупповая дисперсия отражает часть вариации, обусловленную влиянием неучтенных факторов и не зависящую от признака-фактора положенного в основание группировки. Может быть исчислена как простая дисперсия
                                        ,                                                  (9.)
         так и взвешенная
                                         .                                               (10.)
  На основании внутригрупповой дисперсии каждой группы можно определить общую среднюю из внутригрупповых дисперсий:
                                                                                                       (11.)
  Согласно правилу сложения дисперсий - общая дисперсия равна сумме средней из внутригрупповой и межгрупповой дисперсий. При помощи этого правила также  можно судить о силе влияния группировочного признака.
        В статистическом анализе широко используют также коэффициент детерминации, который представляет собой долю межгрупповой дисперсии  в общей дисперсии результативного признака и характеризует силу влияния группировочного признака на образование общей вариации:
                                                                                                           (12.)
  При отсутствии связи эмпирический коэффициент детерминации равен нулю, а при функциональной связи – единице.
  Эмпирическое корреляционное отношение представляет собой корень квадратный из эмпирического коэффициента детерминации:
                                           ,                                                            (13.)
может принимать  значения от 0 до 1 и  показывает тесноту  связи между группировочным и  результативным признаками.
  Если корреляционное отношение равно единице, значит связь функциональная и  дисперсия групповых средних равная средней дисперсии, то есть групповой вариации нет.
      «Для качественной оценки тесноты связи на основе показателя эмпирического корреляционного отношения  можно воспользоваться соотношениями Чеддока:»
Таблица 2. Соотношения  Чеддока5
0,1-0,3 0,3-0,5 0,5-0,7 0,7-0,9 0,9-0,99
Сила связи Слабая Умеренная Заметная Тесная Весьма тесная
       Следовательно, аналитическими можно назвать такие группировки, которые позволяют установить  и изучить связь между результативными и факторными признаками единиц однотипной совокупности.
      Важная проблема аналитических группировок – правильный выбор числа групп и определение их границ, что в последующем обеспечивает объективность характеристик связи.  
 

3.3. Корреляционный и регрессионный анализ
  Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты  

связи между  варьирующими признаками, определению неизвестных причинных связей (причинный характер которых должен быть выяснен с помощью теоретического анализа) и оценке факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак.
  Задачи регрессионного анализа лежат в сфере установления формы зависимости, определения функции регрессии, использования уравнения для оценки неизвестных значений зависимой переменной
  Решение всех названных задач приводит к необходимости комплексного использования этих методов.
   Корреляционный и регрессионный анализ. Исследование связей в условиях массового наблюдения и действия случайных факторов осуществляется, как правило, с помощью экономико-статистических моделей. Модель представляет собой логическое или математическое описание компонентов и функций, отображающих существенные свойства моделируемого объекта или процесса, даёт возможность установить основные закономерности изменения оригинала. В модели оперируют показателями, исчисленными для качественно однородных массовых явлений (совокупностей). Выражение и модели в виде функциональных уравнений используют для расчёта средних значений моделируемого показателя по набору заданных величин и для выявления степени влияния на него отдельных факторов.
  Возможность измерения связей во многом зависит от уровня измерения переменных (см.Приложение 3).. 
 

II. Расчетная часть

2.1. Исходные данные
      Имеются следующие выборочные данные по городам  одного из регионов страны в отчетном периоде(выборка 10%-ная механическая):
№ города п/п Товарооборот, млрд руб. Численность населения, тыс. чел.
1 4,00 50
2 4,20 60
3 7,90 89
4 7,80 88
5 4,15 60
6 2,00 45
7 4,05 60
8 7,80 87
9 4,50 60
10 5,00 70
11 4,00 60
12 10,00 105
13 7,95 89
14 6,00 70
15 7,90 89
16 7,70 86
17 2,00 45
18 7,00 80
19 7,90 89
20 7,60 85
21 7,00 86
22 5,30 70
23 7,95 89
24 6,30 80
25 9,80 105
26 9,05 100
27 9,60 105
28 3,90 50
29 2,10 45
30 9,70 105
 
      Задание 1.
      По  исходным данным:
    Постройте статистический ряд распределения городов по признаку численность населения, образовав четыре группы с равными интервалами.
    Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, моду и медиану.
    Сделайте выводы по результатам выполнения задания. 

      Задание 2.
      По  исходным данным:
    Установите наличие и характер связи между признаками — численность населения и товарооборот методом аналитической группировки, образовав пять групп с равными интервалами по факторному признаку.
    Измерте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.
    Сделайте выводы по результатам выполнения задания. 

      Задание 3.
      По  результатам выполнения задания 1 с  вероятностью 0,954 определите:
    Ошибку выборки средней численности населения города и границы, в которых она будет находится в генеральной совокупности.
    Ошибку выборки доли городов с численностью 90.0 тыс. человек и более и границы,в которых будет находиться генеральная доля.
 
      Задание 4.
      Имеются следующие данные о динамие товарооборота двух районов одного региона страны:
№ района п/п Товарооборот, млрд руб. Численность населения, тыс. чел.
Базисный  период Отчетный период Базисный период Отчетный период
1 535 400 1,20 1,87
2 1767 1700 12,75 13,71
 
      Определите:
    Общие индексы среднего товарооборота на душу населения переменного, постоянного состава, структурных сдвигов.
    Абсолютное изменение среднего товарооборота на душу населения под влиянием отдельных факторов.
    Сделайте выводы. 
     
     
     
     
     
     
     

2.2. Решение:
      Задание 1.
      1) Чтобы построить статистический  ряд распределения городов по  признаку - численность населения,  образовав четыре группы с  равными интервалами, необходимо  определить величину интервала:
i =
,
где xmax,,xmin - наибольшее и наименьшее значение признака, n – количество групп.
i =
=15 (тыс.чел) 

Получим таблицу  следующего вида.
Таблица 1. Распределение городов  по численности населения(с  равными интервалами)
Группы городов по численности населения № города численность товарооборот
 
 
 
 
 
45-60
1 50 4,00
2 60 4,20
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.