На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Неоинституционализм

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 28.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Неоинституционализм -- новое направление в современной  экономической мысли,
оформившееся  в 60--70-е гг. Предметом исследования в нем стала институциональная 
структура производства, что оказалось возможно благодаря  проникновению в 
экономическую теорию таких понятий как трансакционные издержки, права
собственности, контрактные отношения
Термин «трансакционные  издержки» понимается как издержки взаимодействия актора (агента) с партнерами, осуществляемого в рамках той  или иной институциональной нормы. В тоже время, издержки, связанные с процессом перехода от одной нормы поведения к другой принято называть «издержками институциональной трансформации» или «трансформационными издержками»
Неоинституционализм исходит из двух общих посылок. Во-первых, что социальные
институты имеют  значение (institutions matter) и, во-вторых, что  они поддаются анализу с
помощью понятий  и методов, выработанных экономической  наукой.
Неоинституционализм  подчеркивает, что в действительности трансакционные издержки всегда положительны, что права собственности никогда не бывают полностью определены и абсолютно надежно защищены, что любые контракты являются неполными, а их участники склонны к нарушению взятых на себя обязательств.
Неоинституционализм опирается на принцип "методологического индивидуализма",
который признает реально действующими участниками  социального процесса не группы
или организации, а индивидов. Согласно этому принципу, коллективные общности
(например, фирмы  или государство) не обладают  самостоятельным существованием,
отдельным от составляющих их членов, и поэтому должны объясняться с точки зрения
целенаправленного поведения индивидов, Благодаря такой установке в центре внимания
неоинституционалистов оказываются отношения, складывающиеся внутри экономических
организаций,
Неоинституционализм подчеркивает ограниченность человеческого интеллекта: знания, которыми располагают люди, всегда неполны, их счетные и прогностические способности не беспредельны, для совершения логических операций требуются время и усилия. Поэтому решения экономических агентов являются рациональными лишь до известных пределов, которые задаются неполнотой доступной им информации и ограниченностью их интеллектуальных возможностей
Согласно представлениям неоинституционалистов, значительная часть институтов --
традиций, обычаев, правовых норм -- призвана уменьшать  негативные последствия
ограниченной  рациональности и оппортунистического  поведения. Как подчеркивает
О.Уильямсон, в  социальных институтах нуждаются ограниченно  разумные существа
небезупречной нравственности. При отсутствии проблем ограниченной рациональности и
оппортунистического поведения потребность во многих институтах отпала бы
Оппортунистическое  поведение определяется как "преследование  собственного интереса,доходящее до вероломства" (self-interest-seeking-with-guile). К нему относятся любые формы обмана и нарушения взятых на себя обязательств, для которых в неоклассической теории не находилось места
Нормативный анализ, по мнению неоинституционалистов, должен вестись в сравнительно-институциональной перспективе: действующие институты нужно сравнивать не с воображаемыми конструкциями, а с альтернативами, осуществимыми на практике. Такая смена точки отсчета неизбежно вела к переоценке многих форм государственного вмешательства в экономику.
Неоинституциональный анализ может развертываться на нескольких уровнях --
институциональном, организационном и индивидуальном. По существу он представляет
собой попытку  ответить на три взаимосвязанных  вопроса:
1) о закономерностях  развития, отбора и смены различных социальных
институтов;
2) о выборе  тех или иных организационных  форм в зависимости от
характера существующей институциональной среды;
3) об особенностях  поведения экономических агентов  в рамках различных
организаций.
На всех уровнях  взаимодействие между экономическими агентами сопровождается
неизбежными затратами  и потерями, для обозначения которых  используется общий
термин "трансакционные издержки". Во многих случаях высокие  трансакционные
издержки на уровне всего общества вызываются стремлением  уменьшить их величину для отдельных агентов.
Институты рассматриваются  в неоинституционализме по аналогии с действующими в
спорте правилами  игры; примеры таких общих правил разнообразны -- от конституций до
норм этикета. Они задают систему положительных  и отрицательных стимулов, направляя
поведение людей  в определенное русло и тем  самым делая социальную среду  менее
неопределенной. Соответственно, организации рассматриваются  по аналогии со
спортивными командами: примерами организаций являются фирмы, политические
партии, профсоюзы, церкви и т. д. К общепринятым "правилам игры" они добавляют
собственные внутренние ограничения, соблюдать которые  обязаны их члены.
Такое разнообразие объектов изучения приводит к тому, что неоинституционализм
предстает не как  стройная теоретическая система, а, скорее, как целое семейство подходов, объединенных несколькими ключевыми идеями.
О.Уильямсон, предложил  следующую классификацию. В ряде концепций предметом
изучения является институциональная среда, то есть фундаментальные  политические,
социальные и  юридические правила, в рамках которых  протекают процессы производства
и обмена. Институты, действующие в публичной сфере, изучает общественного выбора
теория (Дж.Бьюкенан, Г.Таллок, М.Олсон); институты, действующие  в частной сфере --
прав собственности теория (среди ее основателей Р.Коуз, А.Алчиан, Г.Демсец).
Другая группа концепций занята изучением организационных  форм, которые -- с учетом
действующих общих "правил игры" -- создаются индивидами на контрактной основе.
Взаимодействию "принципал-агент" посвящена теория агентских отношений (agency
theory). Одна ее  версия, известная как теория  механизмов стимулирования (mechanism
design), исследует,  какие организационные схемы  обеспечивают оптимальное
распределение риска между принципалом и агентом (ее родоначальником считается
Л.Гурвиц).
Другая, так называемая "позитивная" теория агентских  отношений, обращена к
проблеме "отделения  собственности и контроля". Среди  ее ведущих представителей --
У.Меклинг, М.Дженсен, Ю.Фама. Центральным для нее является вопрос: с помощью каких
средств можно  добиться того, чтобы поведение агентов (наемных менеджеров) в
наименьшей степени  отклонялось от интересов принципалов (собственников)? 

Трансакционный  подход к изучению экономических  организаций опирается на идеи
Р.Коуза. В отличие  от теории агентских отношений акцент делается не на стадии
заключения, а  на стадии исполнения контрактов. В  одном из ответвлений этого подхода
главной объясняющей  категорией выступают издержки измерения  количества и качества
товаров и услуг, передаваемых в сделке.
Лидером другой школы является О.Уильямсон. В центре ее внимания находится
понятие регулятивных структур (governance structure) -- специальных  механизмов, которые используются для оценки поведения участников контрактных отношений, разрешения возникающих споров, адаптации к неожиданным изменениям, применения санкций к нарушителям. Согласно О.Уильямсону, каждому классу сделок соответствует особый тип регулятивных структур, обеспечивающий их исполнение с наименьшими
трансакционными издержками. 

Концепция институциональной  эволюции Д.Норта 
Обобщенный вариант  новой институциональной теории был разработан в серии 
исследований  Д.Норта, из которых вырисовывается широкая концепция институтов и 
институциональной динамики, претендующая на объяснение самых общих
закономерностей развития человеческого общества.
В составе институтов Норт выделяет три главных составляющих:
а) неформальные ограничения (традиции, обычаи, социальные условности);
б) формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты,
административные  акты);
в) механизмы  принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды,
полиция и т. д.).
Неформальные  институты складываются спонтанно, без чьего-либо сознательного 
замысла, как  побочный результат взаимодействия множества людей, преследующих
собственные интересы. Многое в этом процессе прояснила  теория игр, получившая
широкое применение в неоинституциональных исследованиях (работы Р.Аксельрода,
Р.Сагдена и  др.). Формальные институты и механизмы их защиты устанавливаются и
поддерживаются  сознательно, чаще всего -- силой государства. Формальные правила 
допускают резкую одномоментную ломку (в периоды  революций), тогда как неформальные  меняются лишь постепенно.
Согласно Норту, существует два основных источника институциональных изменений.
Первый -- это  сдвиги в структуре относительных  цен. Технический прогресс, открытие
новых рынков, рост населения -- все это ведет либо к изменению цен конечного  продукта
по отношению  к ценам факторов производства, либо к изменению цен одних факторов по
отношению к  ценам других.
Другой источник институциональных изменений, по Норту, -- это идеология. Под 
идеологией он понимает субъективные модели, через  призму которых люди
воспринимают  и оценивают окружающий мир. Идеологические пристрастия также не
свободны от влияния экономических расчетов: чем больше прибыльных возможностей
блокирует чья-либо субъективная картина мира, тем сильнее  стимулы к ее пересмотру.
Отсутствие институциональных  изменений означает, что никто из агентов не
заинтересован в пересмотре действующих "правил игры" (с учетом издержек, которые  им
пришлось бы понести). 

"Обобщенную  теорему Коуза",гласит: "если  институциональные издержки невелики, то экономика всегда будет  развиваться по оптимальной траектории, независимо от имеющегося в ней набора институтов"
 При отсутствии  институциональных издержек оптимальный  набор "правил игры" складывался 
бы везде и  всегда, так как любой устаревший институт ничего не стоило бы заменить
новым, более  эффективным. В подобном случае, как показывают неоинституционалисты,
технический прогресс и накопление капитала (физического  и человеческого)
автоматически и повсеместно обеспечивали бы экономический  рост.
В сохранении неэффективных  институтов может быть заинтересовано государство, если это
способствует  максимизации разницы между доходами и расходами казны; такие 
институты могут  поддерживаться могущественными группами со специальными
интересами; эволюция общества зависит от однажды избранной  институциональной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.