На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Культура как фактор социальных изменений

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Культура – понятие  многоплановое. Она служит объектом исследования многих гуманитарных наук. В научных и обыденных разговорах мы часто употребляем словосочетания "культура труда", "культура речи", "культура образа жизни", "культура поведения" и т.п. Многообразие научных  подходов к объяснению данного феномена породило различные трактовки роли, места и сущности культуры. Понятно, что нельзя дать характеристику всех возможных вариантов и подходов при объяснении понятия "культура", остановимся на том, как ее развитие отражается в социологии. 
Приступая к изучению первого вопроса семинарского занятия, следует обратить внимание, что термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово "культура" получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком, весь созданный человеком мир. Таким образом, культура включает в себя результаты как материального, так и духовного производства. Результаты материального производства называют материальной культурой. К ней относят продукты ремесел и производства, орудия труда, инструменты, сооружения, здания, технику и т.п. К результатам духовного производства относят представления, ценности, знания, идеологию, язык. И называют это нематериальной или духовной культурой. 
Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям, поскольку генетически культура не передается. Процесс передачи и  усвоения ребенком ценностей, верований, норм, правил, идеалов предыдущего  поколения называется социализацией. Если бы процесс социализации прекратился  в массовом масштабе, это привело  бы к гибели культуры. 
Социальная природа  культуры выражается в отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение вещей, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание  людей в различных социальных ситуациях. 
Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую  культуру или социокультурную систему, которая в некоторой степени  совпадает с другими системами. Различия среди социокультурных  систем связаны с физическими  условиями и ресурсами; диапазоном возможностей, свойственных различным  областям деятельности, типа языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования  инструментов, и степенью социального  развития. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида влияет культура, в которой он живет. Например, в  работе М. Вебера "Протестантская этика  и дух капитализма" доказывается тезис о том, что определенная религиозная культура – протестантизм  — создает такие мотивации  поведения, которые стимулируют  представителей этой культуры к усиленному ведению своих дел на рыночных капиталистических началах и  тем самым, на определенном историческом этапе, способствовали формированию капиталистических  производственных отношений. 
Под культурными универсалиями  понимают такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи  всем культурам, независимо от географического  места, исторического времени и  социального устройства общества. 
Культура рассматривается  в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу  и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений обеспечивающих взаимопонимание людей в различных  социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение  существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и  передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие  их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает  широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные  формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в  целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень  развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе  или регрессе. 
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед  социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, или, выражаясь научным  языком, существуют ли культурные универсалии. 
В 1959 году американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 культурных универсалий  – общих для всех культур элементов, в их числе – возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д. 
Культурные универсалии  возникают потому, что все люди, в какой бы части счета они  ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические  потребности и сталкиваются с  общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением  и смертью. Совместная жизнь приводит к появлению разделения труда, танцев, игр, приветствий и т.п. 
При рассмотрении второго вопроса основное внимание надо обратить на основные элементы культуры, среди которых принято выделять следующие. 
Знаково-символический  элемент, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации  о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение, которое люди усваивают в процессе воспитания и образования. Это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного. Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством своего опыта. Основные функции языка – создание, хранение и передача информации. 
Гипотеза  лингвистической  относительности. Существующие в мире языки отличаются друг от друга. У арабов есть 6000 слов, так или иначе связанных с верблюдами, включая масть, происхождение (различные родословные), породы (например, молочные верблюды, верблюды для езды, верблюды для размножения, верблюды на убой), состояние беременности (около 50 слов) и то, чем они занимаются (пасутся, ведут караван, участвуют в военных экспедициях). У инуитов (эскимосов) существуют тончайшие оттенки в обозначении типов снега и снегопада. У американцев имеется большое количество слов, имеющих отношение к автомобилям, например марка, год выпуска, модель, тип кузова и принадлежностей. 
Следует ли из этих лингвистических  различий, что если люди говорят  на каком-то определенном языке, то они  ощущают социальную реальность иначе, чем те, кто говорят на другом языке? Эдвард Сепир и Бенджамин  Уорф отвечают на эти вопросы утвердительно. В так называемой гипотезе лингвистической  относительности Сепир и Уорф утверждают, что языки "делят" и концептуализируют мир опыта  по-разному, создавая для нас различные  реальности. Эта гипотеза означает, что человек избирательно сортирует  поступающие сенсорные импульсы так, как запрограммировано его  языком, пропуская одни вещи и отбрасывая другие. Следовательно, опыт, воспринимаемый через один набор лингвистически структурированных сенсорных фильтров в значительной степени отличается от опыта, воспринимаемого через  другой набор. Согласно гипотезе Сепира-Уорфа, логический строй мышления определяется языком. Характер познания действительности зависит от языка, на котором мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и  распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками  некоторого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. 
Мало кто из социологов оспаривает базовое положение гипотезы лингвистической относительности  – то, что используемые людьми слова  отражают их основные культурные интересы – будь то верблюды, снег, автомобили или что-то другое. Однако многие утверждают, что вне зависимости от того, к  какой культуре принадлежат люди, они способны уловить и выразить те же различия, которые арабы находят  в верблюдах, эскимосы – в снеге, а американцы – в автомобилях. У них могут отсутствовать  слова для обозначения этих различий, но они в состоянии распознавать их. Считается, что язык не определяет мысль, а просто способствует определенному  типу мышления или препятствует ему. Структура языка определяет структуру  мышления и способ познания внешнего мира. Будучи рассмотрен с этой позиции, язык отражает различия, имеющие практическое значение в жизни той или иной общности людей. Аналогичным образом  идиомы и профессиональный язык социологов, юристов, футболистов, студентов, филателистов отражают их особые интересы и проблемы. 
Ценностно-познавательная система состоит из ряда компонентов. Ценность – это свойство того или  иного общественного предмета, явления  удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в  результате осознания человеком  своих потребностей в соотнесении  их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки.  
В систему ценностей  входят представления о добре  и зле, счастье, цели и смысле жизни, ценности личного развития (чувство  собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, свобода творчества и самореализации, ценности национального языка и культуры) и межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимость, верность, любовь) и т.п. В разных культурах могут отдавать предпочтения разным ценностям, так, к числу традиционных ценностей можно отнести привязанность к малой родине, семье, традиционное уважение к лидерам, дисциплину. В религиозных общностях, например, в христианских, система ценностей сформулирована в Библии в виде десяти заповедей, а для жителей крупных городов значимыми являются личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни. 
Ценностные  установки передаются индивидами и последующими  поколениями в процессе воспитания, обучения, они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. 
Социальные  нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. Это могут быть штраф, тюремное заключение, выговор, бойкот и др. Позитивными санкциями, такими как денежное вознаграждение, наделение властью, похвала, престиж, называются поощрения за соблюдение норм.  
Привычки – это установившаяся схема (стереотип поведения) в определенных ситуациях. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. На привычках основаны манеры – это внешние формы поведения человека. 
Кроме того, существует несколько видов образцов поведения. Это обряды, обычаи и традиции. 
Обряд – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции. Обычно обряды относятся ко всем слоям населения и сопровождают различные моменты в жизни людей. Эмоционально-психологические воздействие обычая заключается не только в рациональном усвоении через обычай тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. 
Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай – неписаные правила поведения. 
Если обычай переходит  от одного поколения к другому, он становится традицией. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежение к традициям ведет к нарушению преемственности, утрате ценных достижений человечества. Слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой. 
Приступая к рассмотрению третьего вопроса, следует помнить, что структура культуры неразрывно связана с ее функциями. 
Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере освоения знания, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего  человечества. Уровень культуры личности определяется ее приобщенностью к культурному  наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. 
Освоение различных  образцов поведения, преемственность  ценностей и норм обеспечивается за счет возможности трансляции социального  опыта, накопленного предыдущими поколениями  и передачи его будущим поколениям. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.