На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2011 2015 годы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Прогноз
социально-экономического развития Республики Казахстан 
на 2011 – 2015 годы
   

      Введение

     Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы (далее  – Прогноз социально-экономического развития) разработан в соответствии с Правилами разработки прогноза социально-экономического развития, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2009 года № 1251.
      Прогноз социально-экономического развития содержит прогноз макроэкономических показателей, прогноз социальных параметров, тенденции и приоритеты социально-экономического развития страны, основные направления экономической политики на пятилетний период, прогнозы государственного и республиканского бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, консолидированного бюджета Республики Казахстан на 3 года.        
 Прогноз  социально-экономического развития  является основой для разработки  Стратегических планов центральных  государственных органов на пятилетний  период, республиканского бюджета  на трехлетний период.

1. Тенденции экономического развития в 2009 году

      Экономический рост
     Развитие  экономики Казахстана в 2009 году проходило  в условиях адаптации к глубокому  экономическому кризису, охватившего  практически все страны мира, снижения цен и спроса на экспортируемые товары. На замедление экономической активности значительное влияние оказало снижение кредитования экономики вследствие сокращения возможности заимствования отечественными банками на внешних рынках. Сами банки в 2009 году испытали некоторые трудности с пролонгацией и рефинансированием задолженности.
     Рост  экономики в 2009 году преимущественно  был обеспечен мерами государственного стимулирования, направленными на недопущение  рецессии и смягчение негативных последствий замедления экономического развития. В первом квартале 2009 года наблюдалось снижение ВВП на 3,4% к предыдущему периоду без учета сезонных и календарных факторов. Общий спад экономики происходил на фоне сокращения инвестиций в основной капитал, кредитования банками экономики и глобальным сокращением потребления в мире товаров, экспортируемых из Казахстана. Именно на первый квартал 2009 года приходится наибольшее сокращение объемов производства в отраслях реального сектора экономики. Объемы промышленного производства в реальном выражении сократились на 4,6%, в том числе в горнодобывающей промышленности – на 0,2%, обрабатывающей – на 11,8% к соответствующему периоду предыдущего года. Положительные темпы роста сохранила сельскохозяйственная отрасль в 3,6%. Спад наблюдался в строительстве, где объем строительных работ снизился на 4,2%. Сфера услуг, несмотря на сокращение потребительского и инвестиционного спроса в экономике, сохранила незначительный положительный темп роста в 0,9%.
     Антикризисные меры поддержки спроса в экономике, начиная со второго квартала способствовали замедлению темпов снижения деловой активности в отраслях экономики и медленному восстановлению роста.

     По  отчетным данным Агентства по статистике, ВВП по итогам 2009 года увеличился на 1,2% в реальном выражении, составив 17 007,6 млрд. тенге. Основными факторами сохранения положительного роста ВВП в 2009 году послужили увеличение валового сбора сельскохозяйственных культур, улучшение ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефти и увеличение объемов добычи нефти, устойчивый рост в отраслях социальной сферы.
     По  итогам года индекс физического объема ВДС в сельском хозяйстве составил 113,7%, в промышленности – 103,3%, в производстве услуг – 98,5%. Основным драйвером промышленного роста явилась горнодобывающая промышленность, где рост составил 7,5%, нивелировав падение деловой активности в остальных отраслях промышленности.
     Устойчивый  рост в отраслях социальной сферы, таких  как здравоохранение и образование, предотвратили глубокий спад в отрасли  производства услуг в целом.
     Фискальные  меры стимулирования потребительского спроса и деловой активности в  экономике позволили в 2009 году избежать глубокой стагнации производства и сохранить стабильность социальной обстановки. Реализация предпринятых мер в рамках антикризисной политики Правительства смягчила, в первую очередь, социальные последствия экономических спадов, поддержав уровень занятости.
     Инфляционные  процессы
     Инфляционные  процессы в 2009 году несколько замедлились  и были синхронны с общемировой  тенденцией в условиях сократившегося потребительского спроса и глобального  замедления деловой активности. После  проведенной одномоментной девальвации тенге в феврале 2009 года наблюдалось незначительное повышение цен на импортируемые товары первые три месяца, которые в последующем стабилизировались. В результате уровень инфляции в годовом выражении вырос с 8,7% в январе до 8,9% в марте        2009 года.
     По  итогам 2009 года уровень инфляции в  годовом выражении (декабрь 2009 г. к  декабрю 2008 г.) составил 6,2%, сложившись на наименьшем уровне с 2000 года.
      Бюджет
      В 2009 году наблюдалось резкое сокращение доходов бюджетной системы в  связи с замедлением деловой активности в отраслях экономики Казахстана вследствие глобального сокращения потребления в мире. Так, если в 2008 году 25,1% ВВП перераспределялось через государственный бюджет, то аналогичный показатель по итогам 2009 года составил 20,6%. Доходы государственного бюджета в 2009 году сократились на 13,1% в сравнении с предыдущим годом.
      Правительству страны удалось избежать значительного  дефицита государственного бюджета  путем оптимизации расходов и  их переориентации с целью бюджетного стимулирования потребительского спроса посредством повышения социальных выплат и реализации антикризисных мер. По итогам 2009 года дефицит государственного бюджета вырос до 2,9% к ВВП.
      Занятость
      Уровень безработицы по итогам 2009 года сохранился на уровне предыдущего года, 6,6% к экономически активному населению. Реализация инвестиционных проектов по проекту Дорожная Карта помогла восполнить новыми рабочими местами высвобожденные рабочие места в отраслях экономики вследствие падения производства. Новые рабочие места позволили удержать уровень безработицы в экономике на контролируемом уровне.
      Инвестиции  в основной капитал
      Положительный темп роста ВВП страны в 2009 году обеспечен  во многом благодаря сохранению инвестиционной активности в экономике. Несмотря на замедление в 2009 году темпов реального роста инвестиций в основной капитал в сравнении с предыдущим годом, сохранилась положительная динамика и их объем вырос на 2,1%. Структура инвестиций по источникам финансирования претерпела ряд изменений. Доля иностранных инвестиций увеличилась до 37% от общего объема в сравнении с показателем 2008 года 25,3%. Удельный вес инвестиций из государственного бюджета вырос незначительно с 18,7% в 2008 году до 19,3%.
      Замедление  темпов роста промышленной продукции  и снижение доходов хозяйствующих субъектов в этой отрасли в 2009 году явились основными причинами сокращения инвестиций, так как здесь концентрируется свыше 60% капиталовложений. Вложения хозяйствующими субъектами собственных средств в основной капитал уменьшились в 2009 году на 14,4%, что привело к снижению их удельного веса в общем объеме инвестиций с 40,5% до 34%.
      Спад  кредитования, ограниченность кредитных  ресурсов и высокая их стоимость  для предприятий явились основными  факторами снижения доли в источниках финансирования инвестиций заемных средств. Так, если в 2008 году удельный вес заемных средств в источниках финансирования инвестиций составлял 15,5%, то 2009 году он снизился до 9,8%.
      Состояние платежного баланса
      Сальдо  текущего счета платежного баланса  Казахстана в 2009 году по данным Национального Банка сложилось с дефицитом в размере 3,4 млрд. долл. США. Начавшийся подъем спроса и рост цен на экспортируемые товары в мире, начиная со второго квартала 2009 года, обеспечил увеличение экспорта в стоимостном выражении (во 2 кв. 9,4 млрд. долл., в 3 кв. 12,4 млрд. долл., в 4 кв. 14,0 млрд. долл.) Рост экспорта, превышающий рост импорта, способствовал увеличению сальдо торгового баланса (во 2 кв. 2,1 млрд. долл., в 3 кв. 4,9 млрд. долл., в 4 кв. 6,2 млрд. долл.). По итогам 2009 года торговый баланс составил 15,2 млрд. долларов США. Несмотря на положительный торговый баланс в 2009 году, факторами отрицательного сальдо текущего счета стали чистый отток капитала по оплате труда (1,3 млрд. долл.), инвестиционным доходам (10,6 млрд.) и предоставленным услугам (5,8 млрд. долл.).
      Прямые  иностранные инвестиции являлись одним  из основных источников притока валюты в страну, объем которых в 2009 году составил более 12,6 млрд. долларов. На фоне отрицательного баланса по внешним займам прямые иностранные инвестиции обеспечили положительный финансовый счет (7,2 млрд. долл.) и в целом сальдо платежного баланса в размере около 2,5 млрд. долларов США.  

1.2. О тенденциях социально-экономического  развития в 2010 году 
     2010 год, по мнению экспертов, будет годом плавного и поступательного восстановления хозяйственных отношений между субъектами рынка и вступления в фазу экономического роста.
     С начала 2010 года в экономике страны наблюдается положительная динамика. Объемы промышленного производства за январь-июль текущего года выросли на 11,0% к соответствующему периоду прошлого года, из них в горнодобывающей – на 5,8%, в обрабатывающей – на 19,4%.
     Объем перевозки грузов вырос на 18,0%.
     Розничный товарооборот в январе-июле 2010 года увеличился на 13,3% к соответствующему периоду 2009 года.
     Объем валовой продукции сельского  хозяйства за январь-июль текущего года сложился на 1,3% выше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
     Вместе  с тем, наблюдается снижение инвестиционной активности и активности в строительном секторе.
     По  оценке, в 2010 году сохранится положительная  динамика в отраслях экономики.
     Объем промышленной продукции в 2010 году, по прогнозам, вырастет на 7,5%, в том числе в горнодобывающей промышленности на 5,1% и обрабатывающей на 11,9%.
      Объем добычи нефти по прогнозам вырастет на 4,7% к 2009 году.
     Увеличение  объемов промышленного производства будет способствовать росту объема предоставляемых услуг транспорта, который, по оценке, составит 5%.
     Восстановление  потребительского спроса в 2010 году будет способствовать росту объемов торговли, который, по оценке, определится на уровне 8 %.
     С учетом внутренних и внешних факторов реальный рост ВВП в             2010 году прогнозируется на уровне 5%.
      Повышение мирового спроса и уровня мировых цен на основные товарные составляющие казахстанского экспорта и увеличение темпов роста экономики будут способствовать увеличению объемов экспорта и импорта.
      Экспорт в 2010 году прогнозируется в объеме 51,4 млрд. долларов США, импорт – 30,1 млрд. долл. США.
      Инфляция  на конец 2010 года оценивается на уровне 6,0-8,0%.
      Уровень безработицы в 2010 году, по прогнозам, составит 6,4%.

2. Факторы и условия развития в 2011 – 2015 годах

2.1 Внешние условия развития
      С 2010 года по прогнозам международных  организаций ожидается рост мировой экономики. По уточненному в июле 2010 года прогнозу МВФ, рост мировой экономики в 2010 году составит 4,6%, в 2011 году – 4,3%. До 2015 года рост мировой экономики прогнозируется международными экспертами в среднем на уровне 4%.
      Продолжение антикризисных мер в странах в сочетании с восстановлением доверия к финансовой системе могут способствовать ускорению подъема.
      Оживление мировой экономики и повышение  темпов ее роста в среднесрочном  периоде будет способствовать увеличению потребления и росту мировых цен на ресурсы.
      С 2010 года ожидается увеличение потребления  нефти в мире на 1,5-1,7% ежегодно до 2015 года.
      По  прогнозам ABARE (Бюро экономических исследований в области сельского хозяйства, недропользования и энергетики при  Правительстве Австралии) с 2010 года ожидается постепенное увеличение объемов мирового потребления металлов в среднем на 5-7% в год до 2015 года, что будет способствовать повышению цен на металлы.
      По  прогнозам международных организаций  мировая цена на нефть в 2011 – 2015 годах году будет находиться в пределах 75-85 долларов за баррель.
      Вместе  с тем, наметившаяся тенденция восстановления глобальной экономики может оказаться  неустойчивой в среднесрочном периоде. Несмотря на прогнозируемый рост мировой  экономики, существует ряд рисков и неопределенностей, которые могут привести к ухудшению ситуации и задержке восстановления мировой экономики.
      В развитых странах частное потребление  и инвестиции остаются на низком уровне в результате продолжающегося роста  безработицы и сократившегося вследствие кризиса благосостояния населения.
      Поскольку финансовый и реальный сектора остаются все еще неспособными к самостоятельному подъему и оздоровлению, резкое прекращение  государственных вливаний в экономику  для поддержания активности может привести к очередному падению.
      Состояние финансового рынка может вновь  ухудшиться, если реформы в финансовом секторе не приведут к положительным  сдвигам вследствие высокой безработицы  и слабости секторов экономики.
      Растущий  государственный долг в развитых странах как результат краткосрочных мер по поддержке экономики может также явиться риском в среднесрочной перспективе. Если иностранные инвесторы будут воспринимать растущий государственный долг как неустойчивый и негативный фактор, инвестиционные потоки в такие страны могут значительно сократиться.
     Ужесточение монетарной политики в развивающихся  странах сохраняет зависимость  экономического роста от бюджетных  вливаний, которые также будут  постепенно сворачиваться. В этой связи  для Казахстана возникает дополнительный риск стагнации спроса на сырьевых рынках. Резкое сворачивание программ стимулирования экономики в развивающихся рынках окажет пагубное влияние на экспорт товаров Казахстана.
      Динамика  мировых цен на ресурсы, торгуемые  в долларах США, может оказаться волатильной и будет отчасти зависеть от изменения обменного курса доллара США.
      Тенденции развития мировой экономики и  внешние условия развития экономики  Казахстана позволяют рассмотреть  три возможных сценария развития в зависимости от динамики мировой экономики, уровня мировых цен на нефть и ситуации на мировых финансовых рынках.
      При варианте 1 (пессимистический сценарий) предполагаются крайне пессимистические прогнозы в части ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе.
      По  данному сценарию предполагается падение  мировой цены на нефть (Brent) в 2011 – 2015 годах до 35 долларов США за баррель, а также падение цен на металлы  в 2011 году до минимального уровня 2009 года с дальнейшим незначительным ростом с 2012 года.
      Мировые финансовые рынки будут закрыты  для внешнего заимствования.
      Вариант 2 (базовый) предполагает стабилизацию ситуации на мировых товарных и финансовых рынках.
      Мировая цена на нефть в 2011 – 2015 годах будет  находиться на уровне в среднем 65 долларов США за баррель.
      Мировые цены на металлы в среднесрочном  периоде повысятся на        10-15%.
      По  варианту 3 (оптимистический сценарий) мировая цена на нефть в 2011 – 2015 годах будет находиться на уровне в среднем 80 долларов США за баррель.
      Предполагается повышение мировых цен на металлы в среднесрочном периоде в среднем на 20-25%.
      Исходя  из текущей ситуации в мировой  экономике и на мировых товарных рынках, наиболее вероятным представляется вариант 2. Ключевые значения экзогенных параметров по данному варианту близки к складывающимся тенденциям развития.

2.2. Внутренние условия развития

      После периода кризиса экономика Казахстана вступит в период посткризисного развития, который предполагает период восстановительного роста и период качественного и сбалансированного роста экономики.
      В период восстановительного роста будет  сформирована основа для перехода к  этапу сбалансированного и качественного  роста.
     Экономика Казахстана в среднесрочном периоде  будет развиваться в тесной зависимости  с тенденциями в мировой экономической системе, конъюнктурой на мировых товарных и финансовых рынках.
      С учетом внешних условий развития экономика Казахстана в 2011 – 2015 годах  будет развиваться под воздействием следующих внутренних факторов.
      По  мере оживления мировой экономики и повышения внешнего спроса на экспортную продукцию Казахстана будет восстанавливаться рост промышленного производства. Таким образом, повысится активность в металлургической отрасли и сопутствующих отраслях горнодобывающей промышленности.
      Кроме того, в 2011 2015 годах в Казахстане будет наблюдаться активность в отраслях добычи нефти и природного газа, выражающаяся в повышении объемов добычи этих энергоресурсов.
      Вместе  с тем, для поддержания устойчивых и динамичных темпов экономического роста в перспективе необходимо отходить от жесткой привязки к динамике развития мировой экономики. Поэтому, в среднесрочном периоде устойчивость экономического развития будет заключаться в переориентации источников роста экономики на внутренние факторы спроса и предложения, повышение их роли в обеспечении роста, развитии несырьевых отраслей, ориентированных на внутренний спрос, и отраслей, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке.
      Диверсификации  экономики и развитию несырьевых отраслей будет содействовать Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию экономики страны на 2010 2014 годы (далее – ГПФИИР).
     Реализация  инвестиционных проектов Карты индустриализации на фоне восстановления спроса на экспортируемые товары и благоприятной ценовой конъюнктуры создают хорошие условия для экономического роста.
      Рост  внутреннего производства и увеличение показателей внешней торговли будут  способствовать восстановлению роста  в секторе оказываемых услуг  транспорта и объемов торговли.
      Кроме того, повышению экономической активности в сфере малого и среднего бизнеса будут способствовать меры оздоровления предприятий реального сектора и стимулирования их деятельности, реализуемые в рамках Программы «Дорожная карта Бизнеса-2020».
     Также дальнейшая тенденция экономического развития во многом будет определяться характером решения задач, связанных с обеспечением сбалансированности развития при свертывании государственной антикризисной поддержки секторов экономики.
     Фактором, стимулирующим рост экономики, будет также являться обеспечение необходимого уровня денежного предложения и объема кредитования экономики банками. Повышению кредитной активности банков второго уровня будут способствовать оздоровление банковского сектора в результате погашения основной суммы по обслуживанию внешнего долга, улучшение качества активов банков. Повышение доверия субъектов экономики к банковской системе обеспечит рост депозитной базы и пополнение ресурсной базы банков за счет внутренних источников.
     Посткризисное восстановление и рост экономики, безусловно, будет сопровождаться сопутствующими рисками, которые накопились за период реализации антикризисных мер (инфляционное давление в результате вливаний в предыдущие годы) и рисками, присущими экономической системе в период динамичного роста (долговая нагрузка, «перегрев» экономики).
      Полная  реализация внутреннего потенциала развития позволит в перспективе  обеспечить устойчивые темпы экономического роста, достаточные, чтобы адаптироваться к обострению конкуренции на рынках в посткризисный период, а также приспособиться к вызовам долгосрочной перспективы.
3. Целевые индикаторы  социально-экономического  развития Республики Казахстан
      Социально-экономическое  развитие страны в 2011 – 2015 годах будет  содействовать достижению к 2020 году целевых индикаторов социально-экономического развития, определенных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года.
      В целях обеспечения роста экономики  к 2020 году более чем на треть по отношению к уровню 2009 года реальный ВВП к 2015 году предполагается увеличить более чем на 20,0%.
      Для повышения уровня благосостояния граждан  Казахстана ВВП на душу населения  в 2015 году будет доведен до 12 тыс. долларов США.
      Снижению  уровня инфляции в долгосрочном периоде  будет способствовать удержание его уровня в среднесрочном периоде в коридоре  6,0-8,0 %.
      Для обеспечения уровня безработицы  к 2020 году на уровне не выше 5 % в 2011 2015 годах планируется его снижение до 5,5 %.
4. Экономическая политика  и прогноз
социально-экономического развития на 2011 – 2015 годы
Цели и задачи экономической политики
      Целью экономической политики в 2011 2015 годах станет обеспечение качественного и сбалансированного роста экономики, необходимого для выполнения стратегических задач.
      Поддержание устойчивого, качественного и сбалансированного роста экономики возможны при благоприятной макроэкономической среде. В свою очередь, сбалансированность и устойчивость экономического роста в среднесрочном периоде должны обеспечиваться развитием несырьевого сектора с ориентацией как на внешний, так и на внутренний спрос.
      Для достижения цели в рамках экономической  политики будут решаться следующие  основные задачи:
      обеспечение макроэкономической стабильности;
      модернизация  и диверсификация экономики;
      повышение эффективности использования факторов производства на региональном уровне.
      Для выполнения поставленных задач необходимо формирование целостной системы  реализации макроэкономической политики, включающей сбалансированное использование  инструментов денежно-кредитной, фискальной, структурной, инвестиционной и отраслевой политик.
     Период  восстановления экономики Казахстана будет характеризоваться проведением  сбалансированной политики, направленной на диверсификацию экономики, укрепление финансового сектора, улучшение  делового и инвестиционного климата, развитие человеческих ресурсов и укрепление институциональной базы, способствующих форсированному индустриально-инновационному развитию страны.
     В среднесрочной перспективе ключевыми  направлениями экономической политики государства станут подготовка к посткризисному развитию, ускорение диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев.
     В рамках диверсификации будет осуществлен  переход от экстенсивного, сырьевого  пути развития к индустриально-инновационному развитию. Модернизация отраслей энергетики, транспорта и телекоммуникаций, проводимая в рамках инфраструктурной политики, также будет способствовать форсированной диверсификации экономики и привлечению иностранных инвестиций в страну.
      Реализация  поставленных приоритетов в качестве основы предполагает последовательное проведение мер рациональной макроэкономической политики, включающей денежно-кредитное, фискальное, структурное, отраслевое и инвестиционное регулирование.
4.1. Денежно-кредитная  политика и политика в области регулирования финансового сектора
     Основной  целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка Республики Казахстан по достижению данной цели будут способствовать поддержанию экономического роста, развитию потенциала депозитного рынка, а также восстановлению кредитной активности банковского сектора.
     Основными задачами денежно-кредитной политики являются:
      ?   обеспечение низкого уровня инфляции, поддерживающего устойчивые темпы экономического роста;
      ?   поддержание обменного курса тенге на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отраслей экономики.
     Для достижения поставленных задач в рамках денежно-кредитной политики будут предприниматься меры, направленные на обеспечение стабильного функционирования отечественной финансовой системы, а также стабильного обменного курса тенге и устойчивости платежного баланса страны.
     Низкий  уровень инфляции будет поддерживаться в комплексе с мерами антиинфляционной политики Правительства.
     Национальный  Банк будет регулировать краткосрочную  ликвидность банков в целях поддержания  ее на адекватном уровне.
     Регулирование ставок по операциям Национального Банка, включая официальную ставку рефинансирования, будет производиться в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.
     Курсовая  политика будет направлена на обеспечение  баланса между внутренней и внешней  конкурентоспособностью казахстанской экономики, то есть проведение курсовой политики не должно допускать значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры. Политика обменного курса должна адекватно реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая, тем самым, фундамент для развития внутренней экономики. Строго придерживаясь этой политики в сочетании с такими факторами, как использование новых технологий, оборудования, повышение качества труда, государство сможет выйти на траекторию ускоренного развития.
     Конкурентоспособность экономики будет поддерживаться не только за счет курсовой политики. Основную роль в этом будут выполнять меры по повышению производительности труда, структурной перестройке экономики в направлении увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, а также диверсификации экспорта.
     Укрепление  финансового сектора
     В среднесрочной перспективе развитие финансовой системы Казахстана будет определяться, исходя из опыта глобального кризиса, и будет нацелено на  обеспечение устойчивости, прозрачности и эффективности финансового сектора.
     Будет осуществляться постепенный отход  от масштабной государственной поддержки с продвижением частных инициатив.
     В посткризисный период политика финансового  сектора будет усилена в части  макропруденциального регулирования  с акцентом на контрциклическом регулировании  и сохранении баланса на рынках финансовых и реальных активов.
     Будет продолжена работа по восстановлению доверия к финансовому сектору, расширению механизмов защиты прав и  законных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов, внедрению  эффективной системы внутреннего  контроля и риск-менеджмента в финансовых организациях, а также повышению прозрачности их деятельности.
     Получит дальнейшее развитие фондовый рынок, подкрепленный  государственно-частным партнерством и исламским финансированием. Развитие регионального финансового центра города Алматы и развитие рынка ценных бумаг, обеспечивающего адекватный объем их обращения, также будут способствовать расширению фондового рынка.
     В целом развитие финансового сектора  страны будет осуществляться в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на посткризисный период.
4.2. Фискальная политика
      В совокупности с мерами структурной  и денежно-кредитной политики фискальная политика будет направлена на создание условий для восстановления экономики  и стимулирование дальнейшего ее роста.
      В целях создания благоприятных условий  для восстановления и диверсификации экономики, недопущения ее «перегрева»  будет проводиться антицикличная  фискальная политика, предусматривающая  сдерживание расходов государства  в период роста экономики и их увеличение в период экономического спада.
      Стимулирование  развития экономики будет осуществляться с учетом не- нанесения ущерба для  макроэкономической стабильности.
      В рамках фискальной политики предусматривается  поддержание уровня государственных расходов, обеспечивающих с одной стороны уровень совокупного спроса, с другой – уровень инвестиционной активности за счет государственных инвестиций, необходимых для восстановления роста экономики.
      Будет осуществляться дисциплинированное и  эффективное управление нефтяными доходами.
4.3. Структурная политика
     Ядром структурной политики страны становится диверсификация экономики путем  форсированной индустриализации. В  основу индустриализации будут заложены принципы эффективного взаимодействия государственного и частного секторов, повышения конкурентоспособности отечественной экономики и увеличения казахстанского содержания, развития приоритетных несырьевых секторов через развитие традиционных экспортоориентированных отраслей. Результатом индустриализации станет повышение производительности экономики во всех секторах.  
   В среднесрочной перспективе основным механизмом индустриально-инновационного курса станет процесс реализации крупных инвестиционных проектов в секторах традиционной специализации экономики, которые станут катализаторами развития несырьевых отраслей, малого и среднего бизнеса и привлечения передовых технологий.  
 Последовательная  индустриализация будет охватывать  традиционные для Казахстана  отрасли сырьевого сектора для  последующего перехода на развитие:
     секторов, основанных на спросе недропользователей, национальных компаний и государства;
     несырьевых  секторов, ориентированных преимущественно  на экспорт;
      секторов  «экономики будущего», включающих информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативную энергетику.
     Макроэкономическая  основа диверсификации экономики будет  усилена в части регулирования  обменного курса и совершенствования  функций Национального фонда  Республики Казахстан.
     Формированию  благоприятной экономической среды также будет способствовать эффективная торговая политика, сфокусированная на создании доступа к внешним рынкам для отечественных производителей и устранении недобросовестной конкуренции. Платформой для повышения конкурентоспособности казахстанских товаров и привлечения инвестиций станут созданный Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси и формирование Единого экономического пространства.
     Следующим инструментом экономической политики выступит построение национальной инновационной  системы, включающей значительную государственную поддержку в сфере финансирования НИОКР, создание университетов мирового уровня и повышение транспарентности процесса финансирования. Таким образом, цель комплексного повышения производительности экономики будет достигаться и через применение высоких технологий, эффективно работающих в условиях казахстанской экономики.
     Структурная политика, кроме того, будет сочетать диверсификацию экономики с региональным развитием и формированием центров  экономического роста.
4.3.1. Отраслевая политика
     Отраслевая  политика будет направлена на обеспечение  устойчивого и сбалансированного  роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.
     В среднесрочной перспективе в  рамках ГПФИИР форсированная диверсификация экономики охватит семь основных отраслей:  
     агропромышленный  комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции;
     строительная  индустрия и производство строительных материалов;
     нефтепереработка  и инфраструктура нефтегазового  сектора;
     металлургия и производство готовых металлических продуктов;
     химическая, фармацевтическая и оборонная промышленность;
     энергетика;
     транспорт и телекоммуникации;
     индустрия туризма;
     машиностроение.
     Данные  направления являются приоритетами ГПФИИР.
     Государственная политика в развитии отраслей будет  включать создание благоприятной макросреды, комплекс мер финансовой и нефинансовой поддержки приоритетных секторов и  проектов, а также поддержку инициатив  малого и среднего бизнеса по развитию передовых технологий и импортозамещающих производств.
      Реализация  крупных инвестиционных проектов в  традиционных экспортоориентированных  секторах экономики (нефтегазового  сектора, горнометаллургического комплекса, атомной и химической промышленности) с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы позволит создать широкие возможности для малого и среднего бизнеса. В дальнейшем традиционные сектора станут двигателями развития несырьевых производств, таких как агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм. В конечном итоге политика будет сфокусирована на развитии секторов «экономики будущего»: информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика и космическая деятельность.
     Продвижение крупных проектов будет обеспечиваться ФНБ «Самрук-Казына», системообразующими компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегическими иностранными инвесторами.
     Успешная  диверсификация экономики, являющаяся основой устойчивого развития, будет осуществляться также путем внедрения современных технологий на основе возобновляемых ресурсов и источников энергии, проведения «зеленой» политики низкоуглеродной экономики.
     Кроме того, будет продолжено усиление несырьевых отраслей, ориентированных на внутренний, а в последующем и на региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной Азии).
4.3.2. Инвестиционная политика
     19 марта 2010 года Указом Президента  Республики Казахстан утверждена  Государственная программа по  форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, где определены основные направления инвестиционной политики.
     Государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса, направленные на трансферт передовых технологий, привлечение инвестиций, преимущественно прямых иностранных, в создание новых экспортоориентированных высокотехнологичных производств.
     Наряду  с мерами по созданию общего благоприятного инвестиционного климата будут  созданы условия для транснациональных  компаний по реализации проектов на территории Республики Казахстан.
     Для этого предполагается создание целостной  системы по привлечению прямых инвестиций, которая будет включать как комплекс стимулирующих мер, так и институциональные механизмы работы с иностранными инвесторами.
     Предусматривается применение следующих мер по стимулированию инвестиций:
     1.       Для инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики:
      инвестиционные  преференции, предусматриваемые Законом  Республики Казахстан «Об инвестициях»;
      специальный порядок выдачи въездных виз для  иностранных специалистов на оперативной  и безвозмездной основе.
     2.           Для инвестиционных проектов, реализуемых на территориях СЭЗ:
      особый  порядок налогообложения с учетом лучшей мировой практики. Льготы будут  предоставляться предприятиям, отобранным по критериям, определенным настоящей  Программой;
      особый  механизм в отношении ввоза иностранной рабочей силы.
     3.       По наиболее крупным и приоритетным инвестиционным проектам с участием признанных иностранных инвесторов, транснациональных компаний будут заключаться отдельные инвестиционные соглашения, предусматривающие особые меры государственной поддержки:
      налоговые льготы и преференции;
      обеспечение минимального долгосрочного государственного заказа и заказа национальных компаний;
      другие  финансовые и нефинансовые меры стимулирования.
     Решения по данным мерам поддержки в рамках инвестиционных соглашений будут приниматься на уровне Правительства.
     В целях расширения привлечения инвестиций в несырьевые сектора экономики  будут вестись индивидуальные переговоры с каждым крупным потенциальным  инвестором.
4.4. Прогноз социально-экономического  развития страны на 2011 2015 годы
      Основой сбалансированного экономического роста в среднесрочном периоде  будет являться стимулирование как  инвестиционного процесса, так и  потребительской активности.
      Темпы роста инвестиций в 2011 – 2015 годах  составят в среднем 2,4 % в год. Это будет обеспечивать рост накопления основного капитала, позволяющий проводить активную технологическую модернизацию.
      Рост  потребления в 2011 – 2015 годах составит в среднем 4,3 %. При этом потребление  домашних хозяйств будет расти более  высокими темпами по сравнению с государственным потреблением.
      В целом Правительство будет обеспечивать следующие параметры роста компонентов  ВВП.
      Таблица 1 
Параметры роста экономики  в 2011 – 2015 годах, % к  предыдущему году 

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015
Потребление 103,6 103,6 103,9 104,7 105,8
в т.ч. частное 104,0 104,1 104,4 105,3 106,8
  государственное
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.