На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое воспитание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                             ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра гражданского права 
 
 

Курсовая  работа
Правовое  воспитание 
 
 
 
 

Научный руководитель:
к.п.н., доцент
_____________ Назарова О.Ю. 
 

Выполнил:
студент IV курса, 768 гр.
____________ Чакеров С. С.  
 
 
 
 
 

Томск 2010 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………....3                                               
Глава 1. Дидактические основы правового воспитания…...............……........6
1.1. Понятие  правого воспитания……………………………………………....6               
1.2. Правовое воспитание и правовое обучение……………………………..11              1.3. Организация правового воспитания населения РФ…….………….........16       
Глава 2. Технологии правового воспитания в школе……………..................21                
Заключение……………………………………………………………………..30 Приложение…………………………………………………………………….32
Список источников и литературы…………………………………………….34 

 

Введение
    Правовое  воспитание направлено на формирование правосознания и правовой культуры людей.
    Формирование  правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения волновало людей еще с древних лет. Так Сократ одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности в делах общества. Доказывал взаимосвязь права и воспитания также греческий философ и ученый Аристотель, используя слово « законопослушный».
    Начало  правового образования в России связывают с именем императора Петра I. С тех пор создавались различные системы правового воспитания, которые соответствовали духу данного периода истории.
    В 70-е годы ХХ века правовое воспитание граждан становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. В качестве повышения правовой культуры детей выдвигалась идея создания в средней школе правового образования, которое должно было охватить весь период обучения школьников с 1-10 классы.
    Становление современной системы правового  воспитания и формирование правосознания  можно датировать началом 90-х годов  ХХ века. В это время структурируются  новые концепции правового образования, разрабатываются различные региональные программы правового воспитания 1.
    Таким образом, проблема правового воспитания появилась очень давно, и, на наш  взгляд, является весьма актуальной и  по сегодняшний день. Актуальность данного вопроса определяется модернизацией  образования и правовыми реформами в России на рубеже ХХ-ХХI веков. Они предполагают расширение правовой информированности общества, формирование новой системы управления право воспитательным процессом. Без правового воспитания невозможно становление правосознания и правовой культуры человека и общества в целом. А это в свою очередь значит невозможность становления правового демократического государством, которым Россия себя провозгласила. Об актуальности проблемы правового воспитания свидетельствует большое количество на сегодняшний день книг, статей, посвященных этой теме. Нами была изучена лишь небольшая часть этой литературы. Но этого было достаточно, чтобы увидеть, что проблема правового воспитания в советский период (Долгова А.И.; Татаринцева Е.В; Подласый И.П.) сохранилась до наших дней (Певцова Е.А.; Морозова С.А. и др.). В основном, эта проблема сводится к тому, как воспитать законопослушного гражданина. Большинство работ, прочитанных нами, были посвящены раскрытию этой проблемы, но решение так и не было найдено (Зыков М.)2.
    Целью данной работы является освещение некоторых аспектов правового воспитания и характеристика технологий правового воспитания.
    Для того чтобы цель работы была достигнута, нам предстоит решить ряд задач:
    Выяснить дидактические основы правового воспитания;
    Выявить соотношение правового воспитания и правового обучения, рассмотреть эффективность правового воспитания;
    Изучить организацию правого воспитания населения в Российской Федерации;
    Рассмотреть некоторые технологии правового воспитания.
     При написании данной работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ источников и литературы, с целью рассмотрения основных понятий, касающихся правовой воспитания; изучения роли правового воспитания; приемов, способов, средств и форм его формирования, нахождение актуальных и эффективных методик.  Библиографический метод исследования: изучены труды ученых-правоведов, ведущих специалистов в области изучения проблем правового образования и некоторых педагогов, в частности, Долгова А.И., Татаринцева Е.В, Подласый И.П, Сластенин В.А., Певцова Е.А., Морозова С.А.  и другие. Метод рассмотрения результатов уже имеющейся педагогической практики в курсе преподавания права, метод раскрытия основных понятий; структуры правового воспитания, с целью определения роли ее составляющих компонентов. Таким образом, при использовании обозначенных методов будет достигнута цель курсовой работы.
     Курсовая  работа состоит из введения и заключения, содержит 2 главы, приложение, список источников и литературы, объем - 36 страниц.
 

    Глава 1. Дидактические основы правового воспитания
    1.1. Понятие правового  воспитания.
      Выдающийся  русский философ И.А. Ильин писал, что знание у человека, у которого не воспитаны сердце и душа, могут  оказаться очень опасным оружием, он может их использовать не только в ущерб обществу, но и в ущерб самому себе. Именно поэтому правовое воспитание, формирование демократической правовой культуры является важнейшей из стоящих перед нами задач3.
      В педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Воспитание в широком смысле слова рассматривается как общественное явление, как воздействие на личность4
      Когда человек «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической  практикой и поведением людей  в правовой сфере – это свидетельствует о его правовой социализации. Зачастую такая социализация проходит в школе в процессе преподавания правовых дисциплин («Граждановедения», «Обществознания» и др.). Важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения5. Речь идет о направленном воспитательном воздействии – правовом воспитании.
      Правовое  воспитание – это систематическое, направленное воздействие на личность, в целях формирования у нее  высокого уровня правосознания, готовности к сотрудничеству с согражданами, высокой правовой культуры.
      Иоффе А.Н. дает несколько уточняющее определение  правового воспитания. А именно, он указывает в определение субъектов  воздействия на личность. Правовое воспитание – целенаправленное, систематическая деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
      Исходя  из этого определения, можно сделать  вывод, что сущность правового воспитания составляют целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта, систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования позитивных представлений, взглядов, установок, которые бы позволили соблюдать, использовать и исполнять нормы права.
      В тоже время социологи, политологи и  юристы понимают «правовое воспитание»  по - разному. Так, социологи указывают, что правовое воспитание – это  вид деятельности социальной работы. Политологи считают, что это идеологическое воздействие на сознание личности, которое, в свою очередь, направлено на восприятие образа жизни поддерживаемого государством. Юристы делают акцент на юридический аспект понятия как особой разновидности юридической практики, связанной с практикой становления в России правового воспитания. При этом, все они согласны с тем, что посредством правового воспитания можно изменить представление людей о праве, выработать потребность в правомерном поведении и, следовательно, качественно преобразовать общество.
      Правовое  воспитание несовершеннолетних имеет  особое значение. С детских лет  закладываются основы мировоззрения, взглядов, установок, привычек поведения. Но несовершеннолетние – это не только объекты воспитания, они являются также самостоятельными и весьма активными субъектами социальной деятельности. И очень важно, чтобы молодое поколение с детства научилось осознать себя гражданами государства, правовой статус которых регулируется правом, уяснили свою взаимосвязь с другими членами общества, прониклись чувством ответственности за свои поступки.
      Определяющим  элементом системы правового  воспитания школьников является цель правового воспитания подрастающего  поколения. Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. В связи с этим выделяют следующие цели.
      Программная цель – профилактика в Российской Федерации правового нигилизма.
      Непосредственная  цель – правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях 6. Правовая активность предполагает определенную степень интенсивности деятельности в правовой сфере, более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должному поведению.
      Правовое  воспитание выстраивается на основе общечеловеческих и правовых ценностях, т. е. конкретных социально – правовых явлениях, правовых свойствах личности, значимых для социума. В этой связи выделяют ближайшую, промежуточную и конечную цели.
      Ближайшая цель – формирование системы правовых знаний.
      Промежуточная цель – формирование правовой убежденности.
      Конечная  цель – формирование мотивов и  привычек правомерного поведения 7.
      Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы  лишь при соблюдении в правовоспитательной  работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике. Таким образом, правовое воспитание является важнейшим средством формирования и изменения правосознания и правовой культуры.
      Задачи  правового воспитания заключаются  в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели  для них личный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении 8.
      Из  этого определения можно вывести  следующие задачи правового воспитания:
    Формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права, информирование по текущим и актуальным вопросам права;
    Формирование уважения к государству и праву, принципам законности;
    Привитие навыков правомерного поведения;
    Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям;
    Формирование потребности и умения активно защищать в установленном порядке интересы и права, как свои, так и других лиц (государства и общества в целом) .
   Правовое  воспитание – длящийся в пространстве и во времени процесс, который  не может протекать без противоречий. В этом процессе участвуют все  граждане в течение своей жизни  в качестве воспитуемых и воспитателей – в зависимости от исполняемых ролей. Поэтому состояние воспитанности, достигнутое любым субъектом, - только момент этого процесса, а деятельность по правовому воспитанию – необходимая, важнейшая сторона этого процесса.
      Правовая  воспитанность включает в себя:
    Запас правовых знаний (ученик знает о нормах права);
    Правовые убеждения (т.е. личное пристрастное отношение к правовым знаниям);
    Реальное правовое поведение (т.е. учащийся воплощает правовые знания и правовые убеждения в своем поведении).
      От  правовой воспитанности следует  отличать правовую воспитуемость. Воспитуемость  – это возможности учащегося  к дальнейшему личностному росту  в сотрудничестве со взрослыми. Восприимчивость  к воспитанию. Если воспитанность  есть актуальный уровень правового развития личности, то воспитуемость – ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего развития. При этом, каждый человек имеет свой уровень правовой воспитанности и, в тоже время, обладает возможностями повысить этот уровень (т.е. воспитуемостью).
      Таким образом, воспитанность можно определить как состояние, в котором человек  находится в каждый данный момент, а следовательно, и в момент решения  о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений, контактов с детской комнатой милиции. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания. 

1.2. Правовое воспитание и правовое обучение
      В 70-80е годы ХХ века развернулась дискуссия по вопросу соотношения понятий «правовое воспитание» и «правовое обучение». Одни рассматривали «правовое обучение» как составную часть процесса воспитания. Другие считали, что правовое обучение, как процесс формирования правовых знаний и умений, имеет самостоятельное значение. По их мнению, правовое обучение может и должно создавать основу для решения задач правового воспитания.
      Нам представляется целесообразным рассмотреть  «правовое воспитание» и «правовое обучение» как институты, обладающие относительной самостоятельностью, которая предполагает их постоянную взаимосвязь. Таким образом, получается, что правовое воспитание и правое обучение органически связаны между собой. Как говорил еще Л.Н. Толстой: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Такая «воспитывающая передача знаний» зачастую осуществляются в школе в процессе изучения учащимися правовых дисциплин. Преподавание правовых знаний в школе основывается на совокупности целого ряда принципов. Один из них – единство правового обучения и правового воспитания. Этот принцип является принципом воспитывающего обучения. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста – профессионала, включая мировоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальных, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному углублению знаний. По образному выражению известного психолога Л.И. Божович, потребность некоторого рода должна характеризоваться своей ненасыщенностью, прежде всего для юристов – профессионалов, других государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также для рядовых граждан9.
      Правовое  обучение и правовое воспитание являются частью всего духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в Российской Федерации правового государства.
      Правовое  обучение, как и правовое воспитание, тесно связано с формированием  правосознания учащихся. В процессе правового воспитания и обучения школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание. И.А. Ильин писал: «нет человека без правосознания – есть множество людей с затрудненным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Причем слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание – все равно остается правосознанием»
      Из  этого следует, что задача педагога, имеющего «неодичавшее» собственное  правосознание, состоит в том, чтобы  приблизить правосознание своих учащихся к цивилизованному уровню. Таким образом, главным объектом воздействия при правовом обучении и воспитании является правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Идеологическое воздействие на общественное правовое сознание означает соответствующее влияние на групповые, индивидуальные сознания, в тоже время правовое воспитание отдельных индивидов и их групп обуславливает формирование и развитие общественного правосознания.
      Правовое  воспитание и правовое обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально – юридическую активность.
      По  общему правилу, подвергаться «воздействию»  правового обучения и правового  воспитания человек начинает в школе  в процессе обучения праву. Основными  формами такого воспитательного обучения, воздействующего на правосознание учеников, воспитание правовых компонентов их мировоззрения являются:
    Уроки права: с 5 по 7 классы «Граждановедение», 8-9 классы «Правоведение», «Обществоведение», 10-11 классы «Основы государства и права» либо «Политика и право» Спецкурсы (модули) по «Основам государства и права», а также другие внеклассные мероприятия (выход в суд, в милицию, исправительную колонию, приглашение работников милиции для проведения профилактических лекций). Модульные учебные курсы полностью посвящены правовым знаниям.
      Г.К. Балабушевич помимо этих самостоятельных  учебных курсов предлагает несколько  иной путь передачи правовых знаний, формированию правовой культуры, правового воспитания учащихся. Он считает, что наряду с предметом «Правоведение» целям правового образования могут послужить и другие школьные дисциплины. Например, для достижения целей преподавания географии, истории и других дисциплин использовать правовой материал10.
      Современное правовое обучение оказывает воспитательный эффект, благодаря тому, что:
    В его содержании отражаются реальные, ныне действующие правоотношения, что определяет эффективность связи правового обучения с жизнью общества, самих учащихся;
    Основные положения отраслей права имеют отчетливо выраженный мировоззренческий характер (например, конституционное право, семейное право);
    Усвоенные в процессе изучения курса права правовые нормы способны служить ориентиром для правильной и объективной оценки учащимися конкретных жизненных ситуаций;
    Осознанные с точки зрения необходимости и обязательности нормы права оказываются непосредственными регуляторами действий и поступков учеников, становятся в определенной степени мотивами их деятельности;
    Изучение содержания курса содействует повышению эффективности правового воспитания в силу тесной связи норм права с этическими, политическими и другими отношениями;
    Повышенный интерес учащихся ко многим правовым положениям и фактам обеспечивает достаточно быструю «внедряемость» правовых норм, вхождение их в тот оперативный фонд знаний учеников, которым они руководствуются в своем поведении.
      Социологические исследования, направленные на изучение особенностей правосознания молодежи, позволили выявить его специфические черты на современном этапе: фрагментарность, обусловленный избирательный характер интереса к праву, ориентированность на сферу публичного права, причем в сфере правонарушений, абстрактно – положительное отношение к праву, как социальной ценности, сугубо негативное восприятие практики реализации права в современном российском обществе, сочетание противоречивых воззрений, возрастной «исторический» оптимизм и пр. Подобные исследования заставляют задуматься об эффективности правового воспитания в процессе обучения праву.
      Обучение  – это эффективный способ получения (овладения) систематизированных знаний о государстве и праве. Если исходить из того, что эффективность определяется, как результат, следствие каких-либо причин, либо как соотношение между достигнутыми результатами и поставленными целями, то можно определить эффективность правового обучения. Что касается эффективности правового воспитания, то этот вопрос долгое время оставался спорным. Но, тем не менее, принято считать, что «правовое воспитание» нельзя точно измерить, а потому и определить эффективность правовоспитательной деятельности не так то просто. Однако, не смотря на такую «невозможность» ученые выделили основные критерии эффективности правового воспитания:
    Знание права, познавательно – правовая активность;
    Правовая убежденность, чувство законности;
    Правомерность поведения;
    Социально – правовая активность.
      Таким образом, мы проследили взаимосвязь  между правовым обучением и правовым воспитанием. Приблизительно так выглядит правовое воспитание в школе в  процессе обучения праву. Но правовое воспитание помимо школы осуществляется также и за ее пределами. 

      Организация правового воспитания населения Российской Федерации
      История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке. Таким образом, важным субъектом в правовом воспитании граждан выступает государство. Для него крайне важно сформировать положительное отношение к праву, обучить юристов и правоведов. Каждое государство должно четко сформулировать, кого и как воспитывать. Для того, чтобы ответить на этот вопрос М. Зыков предлагает взять в руки Конституцию РФ. Он считает, что в ней четко определен тот идеал россиянина, которого родители, учителя, общественность должны воспитать. Так, он выделяет 135 основных гражданских качеств и ценностей, которые в идеале должны быть присущи каждому россиянину. Эти пункты охватывают практически все виды воспитания – умственное, физическое, трудовое и пр., в том числе и правовое 11.
      А.Л. Ликас считал, что правовое воспитание должно быть направленно, прежде всего на конкретного человека, а не проводиться абстрактно, без учета личности. Это, конечно, не исключает воспитания коллективного (т.е. населения в целом), однако такое воспитание (коллектива) оказывается успешным только в том случае, когда уровень правовой и общей культуры у всех приблизительно. В противном случае, полярные по образованию группы (наименее и наиболее образованные) получают наименьшую пользу. Необходимо также учитывать влияние социальной среды, которая способна замедлить или, наоборот, ускорить процесс правового воспитания. Поэтому целенаправленному правовому воспитанию должно предшествовать предварительная работа по обследованию правовой культуры той социальной группы, к которой принадлежит объект воспитания.
      Целью организации правового воспитания является преодоление стихии противоправного  воздействия и противостояния ей.
      Основными элементами механизма правового  воспитания являются формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. На уровне организации правового воспитания населения к ним относятся: правовой всеобуч, пропаганда права, средства СМИ, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (например, выборы и пр.)
      Правовое  обучение или просвещение обеспечивает усвоение учащимися определенной системы правовых знаний, развитие на этой основе их познавательных способностей, их формирование и подготовка к практической деятельности.
      Правовая  пропаганда – распространение и  углубленное разъяснения правовых знаний, идей. Правовая пропаганда – это правовая осведомленность, наиболее конкретный вид правового воспитания, результаты которого легко проверяются и корректируются. Она включает в себя:
    Ознакомление с действующим законодательством и его принципами;
    Объяснение и пропаганду новых законодательных актов.
      При этом молодежь важнее ознакомить со всей системой действующего законодательства, а в работе со старшими возрастными группами на первый план выступает разъяснение новых законов, их направления, причин принятия и т.д 12.
      Среди наиболее распространенных форм этого  вида воспитания – планомерные занятия  с гражданами. Это могут быть устные лекции (учитель), сообщения в печати, по радио, телевидению.
      В результате комплекса подобных действий у населения формируются знания о системе законодательства нашей страны. Очень важно то, что подобные знания наименее подвержены искажению со стороны окружающей социальной среды. Важную роль в формировании правосознания играет пропаганда неотвратимости наказания, дополненная широко доступной информацией о деятельности правоохранительных органов. Большое воспитательное значение имеет также работа по предупреждению преступлений, проводимая правоохранительными органами совместно с общественными организациями.
      Также немаловажную роль в процессе правового воспитания населения играет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием.
      Следует обратить внимание также на такое  средство, как самовоспитание. Оно  заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следить правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа, правовой действительности в личной практике.
      В основе применения всех указанных средств  лежит осуществлении правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знаний права, которым должен обладать каждый гражданин общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также коллективами, группами и слоями населения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.