На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культура как единство духовной и материальной сторон жизни

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                                      ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ
                                                           им. Н.И. ВАВИЛОВА»
                                                    контрольная работа
                                                                           студента 1-го курса группы 11 Зс
                                                      «Землеустройство.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил: студент Володин К. А.
              Зачётная  книжка № Зс-2090092
              Проверил      _________________
              _____________________________ 
               
               
               
               

Саратов 2010
 

 
 
 
 
 
 

     Тема: Культура как единство духовной и материальной сторон жизни. 
 

      Введение.
 
      Основная  часть.
 
         1). Материальная культура и её элементы 

         2). Духовная культура  и её элементы. 

         3). Основная и главная  роль культуры. 

      III. Заключение.
 

Введение. 

     СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле.
     В истории и в современную эпоху  в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур  как локально-исторических форм общностей  людей. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом - народом (этносом, этноконфессиональной общностью). Любая культура делится на составные части (элементы) и выполняет определенные функции. Развитие и функционирование культур обеспечивает особый способ деятельности человека - социальный (или культурный), главное отличие которого - действия не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеально-образными сущностями, символическими формами. Культура выражает специфику уклада жизни, поведение отдельных народов, их особый способ мировосприятия в мифах, легендах, системе религиозных верований и ценностные ориентации, придающие смысл существованию человека. Серьезную роль в функционировании культур играет комплекс религиозных верований самого различного уровня развития (анимизм, тотемизм, магия, политеизм и мировые религии). Нередко религия (а она выступает в качестве важнейшего элемента духовной культуры) является ведущим фактором в определении своеобразия культур и основной регулятивной силой в общностях человека. Культура, таким образом, - это особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.
     Структурно  культура включает: особенности способов поддержания жизнедеятельности общности (экономика); специфику способов поведения; модели взаимодействия людей; организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности; формирование человека как культурного существа; часть или подразделение, связанные с "производством", созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.
     После эпохи "великих географических открытий" перед взором изумленных европейцев, только что проснувшихся от "средневековой спячки", открылся целый новый мир, полный многообразия культурных форм и особенностей образа жизни. В XIX в. разнообразные виды культур, описание специфических обрядов и верований, существовавших в Африке, Северной и Южной Америке, Океании и ряде азиатских стран, составили основу для развития культурной и социальной антропологии. Эти дисциплины составляют широкий спектр исследований локальных культур, их взаимодействие друг с другом, особенностей влияния на них природных условий. Множество локальных культур было представлено тогда в виде культурно-исторического процесса двух форм :
    линейно-стадиальной эволюции прогрессивного характера (от более простых обществ к более сложным);
    многолинейного развития различных типов культур. В последнем случае больший акцент делался на своеобразии, даже уникальности культур отдельных народов, а культурный процесс рассматривался как реализация разнообразных исторически обусловленных типов (европейский вариант развития, "азиатский" тип культур, традиционный вариант культур Африки, Австралии, Южной Америки и др.).
В 30-е  годы XX в. из культурной антропологии выделилась особая антропологическая дисциплина - психологическая антропология, сделавшая  предметом своего рассмотрения взаимодействие личности и культуры различных типов. Иначе говоря, в культурологии стал учитываться личностной фактор. Необходимо заметить, что все культурно-антропологическое знание часто именуется этнологией. Этнология - это исследования различных культур в единстве общетеоретического и конкретно-эмпирического (этнографического) уровней анализа. Именно в таком значении употребляется данный термин в настоящем учебнике. За словом "этнографический" закрепилось значение первичного сбора информации о культурах (как экспериментального, так и полевого, полученного методом включенного наблюдения, а также посредством анкет и интервью-опросов).
     Термин "антропология" используется в  двух основных смыслах. Во-первых, этим термином обозначается общая наука  о культуре и человеке. В таком значении его использовали исследователи культур в XIX в. Кроме того, антропологией называли культурную антропологию, психологическую антропологию и социальную антропологию. Существует также физическая антропология, предмет которой - биологическая изменчивость организма, внешние "расовые" особенности человека, специфика его внутриорганических процессов, обусловленная различными географическими условиями.
Антропологическое изучение культур является ядром, стержнем культурологического знания в целом. Такое изучение органично связано с исследованием истории культур, выделенных на основании периодизации фаз культурного развития (культура античного мира, средневековья, новоевропейская культура, культура постиндустриального общества), регионов распространения (культура стран Европы, Америки, Африки и т.д.) или ведущей религиозной традиции (даосийский, христианский, исламский, буддийский типы культуры...).
     Объектом  исследования культурной антропологии являются прежде всего традиционные общества, а предметом изучения - системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, разнообразие экономических систем, социальной стратификации, значение религии и искусства в этнокультурных общностях. Социальной антропологией называется культурно-антропологическое знание в Европе, прежде всего в Англии и Франции. В качестве ее отличительного признака можно выделить повышенное внимание к социальной структуре, политической организации, управлению и применению структурно-функционального метода исследований. Предметом же культурологии могут быть различные формы культур, основанием для выделения которых являются время, место распространения или религиозная ориентация. Кроме этого, предметом культурологии могут быть теории культуры, разработанные в художественной форме (изобразительное искусство, скульптура, музыка), в литературе, в качестве элементов философских систем. Культурологические исследования могут базироваться на анализе текста, отдельных аспектов развития духовной культуры, прежде всего различных форм искусства.
     Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам останется предметом дискуссии. Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин. Сложность культурологии как научной дисциплины определяется неоднозначностью культуры как объекта анализа, она слишком многогранна, внутренне противоречива, и сложна. Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.  

 

     Основная  часть. 

         1). Материальная культура  и её элементы. 

     Материальная  культура имеет достаточно сложную  структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.
     Производственная культура – это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.
     Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.
     Вооружение и военная техника – это особая область материальной культуры.
     Материальная  культура – результат, средство и  условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она  удовлетворяет материальные потребности людей, она многообразнее и многозначительнее. Она выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение. Материальная культура отражает процессы взаимовлияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных элементов. Например, в России в 18-19 вв. национальная одежда вытеснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.
     Объекты материальной культуры специфичны для  эпохи, социальной группы, нации и  даже для индивидуума. Значит, она  может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.
     Источники изучения материальной культуры:
     Реальные  предметы (включают археологические и этнографические памятники; сохранившуюся архитектуру; нефункционирующую технику; всю функционирующую материальную культуру).
     Их изображения (включают произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы).
     Макеты  и модели соответствующие оригиналу (включают макеты и модели известные с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.).
     Письменные  источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию – о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).
     Многие  памятники материальной культуры являются символом эпохи (определенные марки автомобилей, танков, предметов быта и т.д.).
     Корабли – тоже символы эпохи: парусный – символ петровской эпохи.
     Важная  часть материальной культуры – постройки – жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.
     Костер  как первый «культурный» источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.
     Жилище  – это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной  внешней среды; с другой – создает  социальное пространство, в котором  может осуществляться производственная и бытовая деятельность.
     Кроме того, жилище – защита от посягательства на жизнь и имущество его обитателей (строились дома-крепости).
     С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление  социального и имущественного неравенства привело к тому, что дома стали отличаться размерами, числом комнат, уровнем комфортности. Появились постройки особого социального назначения – дом вождя, дворец правителя, который, кроме утилитарной роли, стал играть презентативно - престижную, что положило начало новому виду искусства – архитектуре. Появились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось. Появлялись многоэтажные дома, но большинство людей мечтают жить в собственном доме.
     Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение – защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она  также служит социальным, социально-демографическим, национально-религиозным знаком отличия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный статус ее обладателя (дворянин, купец, духовенство, военный).Большое значение имели и отдельные элементы одежды – пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельствовала его шапка. Чем знатнее, тем выше шапка.Издавна одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. В современных условиях, когда общество перешло на «европейское платье», некоторые люди сохраняют в одежде какой либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).С развитием моды одежда стала средством социального самоутверждения. В середине 20 века самостоятельную роль стала играть молодежная мода (раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые), ибо не было понятия молодежь – в 12-15 лет люди считались взрослыми. Производители создали огромную индустрию молодежной моды. СМИ, рекламы сформировали рынок молодежной одежды, которую носят не только молодые. Детская одежда. Вначале ее не было. Дети одевались как и взрослые. Детская одежда появилась в конце 19-нач. 20 ст. Сегодня наблюдается обратный процесс – некоторые формы «взрослой» одежды шьются для детей.
     Особым  социальным значением обладает боевое оружие. Это – часть материальной культуры, связанной с вооруженным насилием в обществе. Первоначально в качестве боевого использовалось охотничье оружие. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, военные столкновения стали регулярными. Происходит дифференциация оружия: мечи, щиты. Оружие для многих народов стало своего рода «орудием труда», источником дохода. Развитие военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие во все эпохи его существования является условием и атрибутом политической власти. (Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках). В Древнем Китае необходимо было умение управлять боевой колесницей – это признак «благородного мужа». Техника поставила перед человеком множество проблем, породила противоречия, стала одной из причин кризиса цивилизации.
     Все эти элементы имеют значительную роль в культуре человека, они имеют влияние как на физическое так и на духовное воспитание человека. Так же они неотъемлемая часть общества и основная причина его поведения.
 

2). Духовная культура  и её элементы.
Понятие духовной культуры: 
— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и  моральных нормах, стилях лидерства  и пр.).
     Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием  особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты  жизни с опорой на эмоционально-чувственное  переживание.
     Обозначенные  выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности. Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
     Деятельность  — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности. Существует два вида деятельности:
— практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека);
— духовная (содержанием которой выступает  изменение сознания людей).
     В зависимости от направленности человеческой активности социально-культурная деятельность может быть:
—созидательной (т. е. направленной на формирование «второй  природы» : среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.);
— разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).
     В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями. Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности. Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить:
— главные  жизненные ценности (представления  о цели и смысле жизни, счастье);
— ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);
— демократические  ценности (права человека, свобода  слова, совести, партий);
— прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);
— мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.
     Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется  через осознание им конечности своего бытия. Человек — это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти. Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две несхожие друг с другом точки зрения. Первая — атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни — в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив — ее нет, а когда он умирает — то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти. Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования — это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека.  
 
Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.

     Другая  точка зрения на проблему смысла жизни  — религиозная. Религия решает эту  проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.
     Высшей  формой человеческой деятельности является творчество. Творчество — это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности. Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука — эвристика (гр. heurisko — нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса. Существуют четыре основные фазы творчества:
— замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей  работы);
— созревание идей (процесс конструирования «идеального предмета» в воображении творца),
— озарение (решение обнаруживается там, где  его и не пытались искать);
— проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).
     Процесс создания нового приносит творцу чувство  удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.
 

         3). Основная и главная  роль культуры.  

      За  последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание  ее важности и роли в современном  обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития. 

      Реализация  целевой программы развития культуры, придание особого значения национальным культурам народов и народностей, укрепление материально-технической  базы - конкретные шаги, определенные на сегодняшний день. 

      Особенностью  современного этапа общественного  развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни. 

      Многие  современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума. 

      Ориентация  на традиционную народную культуру –  заметная черта современного социокультурного процесса. 

      Народная  культура заключает в себе богатство  и многообразие художественных традиций, различных форм творческой деятельности (песенно-музыкальный, танцевальный, словесный  фольклор, художественные ремесла и  промыслы). Когда говорят о народной культуре, то в первую очередь подразумевают фольклор. 

      Народная  культура нашего времени отличается от общепринятых классических фольклорных  форм. Эти изменения связаны с  развитием общества. Сегодня фольклор теряет свое универсальное положение  и начинает приобретать новые формы. С одной стороны – он образует современные вторичные формы народной культуры, а с другой стороны – обретает роль культурного наследия. 

      В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу. 

      Одна  тенденция, которую сегодня принято  рассматривать как процессы глобализации, проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем  не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности). 

      Также в настоящее время на первый план выходит еще одна тенденция, она  связана с процессами регионализации, национально-этнического возрождения  культур и народов. В ней просматривается  «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».
 

III. Заключение. 

     Итак, мы познакомились с системой культуры, рассмотрели ее основные категории, ее структуру и функции, культурные ценности.
     Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть: культура - исторически развивающаяся система, и поэтому важно постоянно иметь в виду исторический контекст этого явленияКультура Функционирует согласно собственным законам развития, которые не всегда можно объяснить с позиций социальных причин. Культура не переставала развиваться даже в самые неблагоприятные исторические периоды: в средние века, в годы тоталитарных режимов. В такие времена видоизменялись формы культурных явлений, достигая в отдельных своих проявлениях небывалых высот. Но во все времена ни одна новация в культуре не происходит без преемственности. В этом смысле любая культура одновременно традиционна и прерывна. Это единство прерывности и непрерывности позволяет выделить в развитии культуры определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В русской истории - культура Киевской Руси, золотой век русской культуры Х1Х столетия и др.
     Духовность  и культура. В основе культуры средневековья  лежит взаимодействие двух начал: варварской культуры и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, религии. В духовной сфере главная роль принадлежала христианству. Христианство наложило глубокий отпечаток на общественно-политическое, нравственное, интеллектуальное, художественное развитие европейской и мировой культуры. Идеология христианства содержала лозунг спасения мира, основанной на нравственной и социальной концепции (идеях любви, добра, справедливости, равенства, братства). Именно христианство на протяжении столетий обеспечивало культурное единство Западной Европы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.