На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


кономической теории»
                                                        «Утверждаю» 
                                                                             _________/ Кожевникова Т.М.
                                                                      «___»_________2010
КУРСОВАЯ  РАБОТА.
По курсу  «Экономической теории»
На тему: «Налоги и налоговая система  в рыночной экономике».
Автор работы: Буерашина Лилия Николаевна
Группа 106__________________
Руководитель  работы_________________
Работа защищена «___» ________2010
Оценка________________  ________________
Члены комиссии _______________ 
      ______________ 

Тамбов 2010
  
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Понятие налогов  и их разновидность 
  1.1 Виды  и  функции налогов 
     1.2 Принципы налогообложения 
Глава II. Роль и структура  налоговой системы 
2.1 Роль налогов  в рыночной экономике 
    2.2 Принципы  построения налоговой системы 
    2.3 Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………..
 Глава III. Виды ответственности  за нарушение налогового законодательства в РФ………………………………………………………….                                                                         
          3.1 Налоговая ответственность……………………………………………
          3.2 Юридическая ответственность  за невыполнение налоговых обязательств………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список  литературы………………………………………………………………
  
 
 
 

Введение     

Бенджамин Франклин говорил: «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги». Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Взимание налогов – одно из основных условий существования государства. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной властью. Ещё ни одно государство в мире не может обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредствам налогов. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово–кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того насколько правильно построена система налогообложения зависит эффективное функционирования всего государства. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
    Данная тема актуальна тем, что налоги являются неотъемлемой частью экономики государства, с помощью которых оно выполняет свои функции по удовлетворению коллективных потребностей, также с помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций.
  Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогов и налогового обложения в РФ, определить их роль в экономике государства и виды ответственности за нарушение налогового законодательства.
Поставленная  цель предопределила необходимость  решения следующих задач:
    определить виды, функции, роль налогов в рыночной экономике и принципы налогообложения;
    раскрыть сущность налогов, принципы построения налоговой системы в условиях рыночной экономике государства;
    выявить виды налоговой и юридической ответственности за невыполнение налоговых обязательств.
Объектом  исследования выступают налоги и налоговая система.
Предметом исследования является взаимосвязь налогов с государством в условиях рыночной экономике.
  
 
 
 

Глава I Понятие налогов  и их разновидность 

1.1Виды  и функции налогов 

Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих  субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном  порядке. Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этого сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса.
   Налоги в зависимости от порядка  взимания подразделяются на:
      прямые – налоги, которые взимаются непосредственно с прибыли или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, имущество, госпошлина, подоходный налог);
      косвенные – налоги, которые включаются в цену товара в виде определенной надбавки; эти налоги оплачивают потребители товаров, и вносятся в бюджет продавцами товаров, которые выступают посредниками между государством и фактическими плательщиками налогов.
    Прямые  налоги подразделяются на:
      реальные – налоги на имущество (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог);
      личные – налоги на доход или прибыль плательщика (налог на прибыль, НДФЛ).
    Косвенные налоги подразделяются на:
      налог на добавленную стоимость – это универсальный косвенный налог, он устанавливается в процентах от стоимости товара, оплачивают все потребители продукции;
      фискальная монополия – (взимаются при государственной монополии на производство и реализацию товара массового потребления – алкогольная, табачная продукция и т.д.). Уплачивается при получении лицензии, сертификата на данный вид деятельности;
      таможенная пошлина – налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров;
      акцизы – это косвенный налог на отдельные товары,  устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Акцизы действуют в РФ по закону РСФСР от 6 декабря 1991г. на целый ряд товаров широкого потребления: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.
    По  принадлежности к уровню власти и  управления налоги подразделяются на:
      федеральные, которые представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом  законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения определяются высшим законодательным органом РФ;
      налоги субъектов РФ (региональные налоги) – это обязательные платежи, право, устанавливать которые в соответствии с Конституцией  РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
      местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.
    По  полноте прав налоги подразделяются на:
      закрепленный налог, представляющий собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен;
      регулирующий- это налог, используемый для регулирования поступлений в бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.
    По  методу обложения (от ставки) налоги подразделяются на:
      прогрессивные;
      регрессивные;
      пропорциональные;
      линейные;
      дифференциальные;
      ступенчатые;
      твердые.
    В основе классификации лежит признак  взимания определенного процента налоговой  ставки.
    По  способу обложения налоги подразделяются на:
      кадастровые;
      декларационные;
      налично-денежные;
      безналичные.
    В основе классификации заложен признак  взимания налога по способу обложения налогом налогоплательщика.
          По назначению налоги подразделяются  на:
      общие налоги, которые обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования;
      целевые налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.
    Из  приведенного списка классификационных  признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую  группу признаков, по которым все  виды существующих налогов можно  было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группы.     [1,ст. 3]
        Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность, как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
         Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное  назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
        Другая функция налогов как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово – финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
         Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
        Распределительная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной функции являются налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
        Все функции  налога неразрывно  взаимосвязаны между собой. Рациональность  действующего законодательства  определяется степенью относительного  равновесия между налоговыми  функциями.  [1, cт.  46]
      

    Принципы  налогообложения.
 
В теоретическом  плане принципам организации  налогов уделяли значительное внимание зарубежные экономисты Юсти, Вери, Мирабо, А.Смит, А.Вагнер, М.Такер и др. Адам Смит сформировал четыре основополагающих принципа налогообложения: поданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно своему доходу; налог, уплачиваемый субъектом налога, должен быть точно определен; каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как это удобно плательщику; каждый налог должен быть разработан с учетом того, что может заплатить налогоплательщик.
     А.Вагнер считал, что налогообложение  должно базироваться на принципах:  достаточности и подвижности,  учете финансово - технических  и народно-хозяйственных условий,  справедливости или всеобщности и равнонапряженности. Он выделял следующие из принципов:
    финансовые: достаточность обложения и подвижность;
    народно-хозяйственные: выбор источника обложения, действие налога на налогоплательщика, кто действительно облагается налогом;
    справедливости: общность обложения и равномерность;
    налогового управления: определенность обложения, удобство платежа и минимум издержек при взимании налога.
    М.Такер выделял принципы: уровня доходности; однократности обложения; обязательности уплаты; простоты, понятности и удобства системы налогообложения; гибкости системы; возможности системы по перераспределению ВВП.
        В настоящее время основные  принципы российской налоговой  системы, вобравшей в себя мировой  опыт, закреплены в Конституции  РФ и в ч. I НК РФ.
         Принципы как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы позволяют характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям и критериям в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.
         Принципы, лежащие в основе налогообложения,  можно разделить на две группы:
      принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;
      принципы, определяющие построение налоговой системы в частности.
Среди множества принципов, положенных в  основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к  которым можно отнести следующие:
      однократность обложения объектов налоговыми платежами;
      всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога;
      безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования;
      добровольность уплаты и исчисления налога;
      установление минимума, свободного от обложения налогом;
      возвратность налога субъекту налога;
      территориальность налогообложения;
      умеренность распределения налогов;
      равномерность распределения налогов;
      справедливость налогообложения;
      социальная справедливость налогообложения;
      пропорциональность взимания налога;
      прогрессивность взимания налога;
      дифференцированность взимания налога;
      регрессивность взимания налога;
      самообложение налогом;
      резидентство или территориальность проживания субъекта налога;
      сбалансировать финансовые интересы государства и налогоплательщика;
      минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.
   Принцип однократности налогообложения  означает, что один и тот же  объект налогообложения может  облагаться налогом (сбором) только  одного вида и только один  раз за установленный законом налоговый период. В практике налогового законодательства, в том числе России, данный принцип не соблюдается. В частности, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, являясь косвенными видами налогов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время налог с продаж не существует.
   Принцип всеобщности охвата налогами или обязательности участия каждой организации и каждого гражданина государства, являющихся субъектами налога, в поддержании государства частью своих доходов означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.
     Принцип безвозмездности отчисления (изъятия) части дохода субъектом  налога в бюджет соответствующего  территориального образования означает, что налогоплательщик передает  часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.
      Принцип добровольности уплаты  налога не является, по своей  сути, добровольным, а носит не только обязательный, но и принудительный характер.
     Добровольность можно рассматривать  только под углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по налогам в соответствии с налоговым законодательством. И следовательно, данное положение не может быть положено в качестве принципа в систему налогообложения, хотя он и указывается в Налоговом кодексе РФ.
     Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором «неделимых бумаг» (в виде пенсий, пособий, стипендий) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет территориальных образований, означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства.
    Принцип территориальности налогообложения  субъектов налога как юридических  и физических лиц означает, что  налогом облагаются только те  доходы (объекты налогообложения)  налогоплательщиков, которые связаны  с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается ни одним из государств.
     Принцип справедливости налогообложения  субъектов налога означает, что  каждый налогоплательщик должен платить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминационного характера по отношению к субъекту налога.
     Принцип социальной справедливости  налогообложения по отношению  к субъектам налога означает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем организации и граждане с малыми доходами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наименее обеспеченной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, т.е. соразмерность взимаемых платежей реальным доходом с учетом развития организации или семейного прожиточного минимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.
     Идея справедливости  налогообложения  ставит проблему необходимости  минимума дохода, свободного от  обложения налогами. Таким минимумом  обложения налогом может выступать  критерий среднего прожиточного минимума члена семьи или семьи в целом. Хотя данный принцип противоречит принципу всеобщности обложения, но он отвечает в полной мере принципу социальной справедливости, что обеспечивает гражданину человеческое существование в обществе.
     Принцип пропорциональности взимания налогов с субъекта налога означает, что с каждого налогоплательщика взимается единый процент налога с предмета обложения (дохода), т.е. взимание налога производится в равных долях от дохода. Данный принцип находится в противоречии с принципом социальной справедливости. 
    Принцип прогрессивности взимания  налогов с субъектов налога  означает, что с ростом доходов  налогоплательщика растет и процент  изъятия, образуя шкалу ставок  с прямой или сложной прогрессией.  Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная – деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональности, но не противоречит принципу социальной справедливости.
     Принцип дифференцированности взимания налогов с субъектов налогов предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала, носит дискриминационный характер и находится в противоречии с принципом пропорциональности взимания налогов.
     Принцип регрессивности взимания  налогов с субъектов налога  означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противоречии с принципом справедливости взимания налогов и другими принципами.
     Принцип самообложения заключается  в том, что субъект налога  самостоятельно подсчитывает сумму  налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных законодательством, заполняет декларацию (баланс) и представляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оценочную сумму налога, а налоговый орган контролирует правильность уплаты.
    Принцип соразмерности взимания  налога с дохода субъекта налога  означает, что налог с дохода  налогоплательщика не должен  взиматься, если его доход не  превышает прожиточного (семейного)  минимума. Принцип находится в  согласии с принципом социальной  справедливости.
     Принцип резидентства, или территориальности проживания субъекта налога, предусматривает подразделение всех налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов (резидент – физическое лицо, проживающее более 6 месяцев на территории государства), т.е. в системе налогообложения действует принцип проживания или нахождения субъекта налога на территории данного государства. Резиденты подлежат налогообложению по всем источникам доходов, полученных в своей стране и за рубежом, а нерезиденты – платят налоги с источников доходов, полученных на территории только одной страны.
     Принцип необходимого минимума поступления средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих задач (функций) за счет поступления налоговых средств в бюджет, т.е. обеспечивать все необходимые расходы, связанные с обеспечением общества и выполнения планов развития экономики за счет налоговых поступлений.
     Данный принцип является основным  для установления определенного  количества видов налогов и  их налоговых ставок в государстве,  для определения объектов налогообложения и субъектов налога.  [2, cт.38]
  

Глава II Роль и структура  налоговой системы
      Роль налогов в рыночной экономике
Любому  государству для выполнения своих  функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые  государство собирает с физических и юридических лиц.
    Налоги – это обязательные  и безвозмездные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и в государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
     Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства  всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы.
    В условиях рыночной экономики  любое государство широко использует  налоговую политику в качестве  определенного регулятора воздействия  на негативные явления рынка.  Налоги, как и вся налоговая  система, является мощным инструментом  управления экономикой. [4, ст. 23]
     В рыночной экономике налоги  играют важную роль. Без хорошо  налаженной, четко действующей налоговой  системы, отвечающей условиям  развития общественного производства, эффективная рыночная экономика  не возможна.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.