Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Комплектование и экспертиза ценностей документа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРХИВА.
1.1 Определение  источников комплектования…………………………………….. 7
1.2 Организация  комплектования…………………………………………………..17  
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ.
2.1. Экспертиза  ценности документов на основе  научных критериев…………...24
2.2. Экспертиза  ценности документов по перечням………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...35
СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Систематическое пополнение архива документами Архивного  фонда Российской Федерации (комплектование архива) включает:
      определение источников комплектования архива;
      определение состава архивных документов, подлежащих приему в архив;
      прием-передачу архивных документов в архив.
     Комплектование  – это систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем.1
     Под профилем архива следует понимать установленный  для архива состав документов, который  определяется признаками классификации  документов Архивного фонда РФ.
     Главной целью комплектования является наиболее полная концентрация документов, относящихся  к профилю каждого архива.
     Информационный  подход дает возможность обрабатывать информацию в целях введения ее в  механические и автоматические читающие устройства.
     Достижения  физики, химии, биологии и других наук помогают архивистам решать вопросы  сохранности документов. Таким образом, комплектование архивов, тесно связанное  с рядом наук и научных дисциплин, широко использует их достижения, и само способствует развитию соответствующих отраслей науки.
     Архивные  документы включаются в состав Архивного  фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов, т.е. изучения документов на основе критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и их отбора на постоянное хранение.
     Включение документов в состав Архивного фонда  Российской Федерации осуществляется на основе комплексного применения критериев  происхождения документов (функционально-целевое  назначение источника комплектования с учетом его особой роли или типового характера, время и место создания документа и т.п.), содержания документов (значимость информации, в том числе ее уникальность, типичность или повторяемость, вид документа, его подлинность), внешних особенностей документов (форма фиксирования и передачи содержания, удостоверения и оформления документа).
     Экспертиза  ценности документов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере  архивного дела, архивом совместно с собственником или владельцем архивных документов.
     При проведении экспертизы ценности документов и определении сроков хранения документов архив руководствуется перечнями  типовых архивных документов с указанием  сроков хранения; перечнями документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения (отраслевые перечни); а также сроками хранения отдельных видов архивных документов, в том числе не вошедших в указанные перечни, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации.
     Включение документов, находящихся в частной  собственности, в состав Архивного  фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и архивом. В данном договоре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации.2
     Цель  курсовой работы – описать основные моменты комплектования архивных фондов, рассмотреть основные этапы, задачи и проблемы экспертизы ценности документов на сегодняшний день.
     Задачами  курсовой работы являются:
    раскрыть понятие и содержание комплектования архива, а также рассмотреть экспертизу ценности документов;
     2)      раскрыть определение комплектования и экспертизы;
     3)      описать организацию комплектования;
     4)      рассказать об экспертизе ценности документов;
     5)      рассмотреть экспертизу ценности документов на основе научных критериев.
     Актуальность  курсовой работы состоит в том, что комплектование архива и экспертиза ценности документов не существуют изолированно и, решая свои задачи, тесно взаимодействуют с гуманитарными и естественными науками и научными дисциплинами: исторической наукой, историей естествознания и техники, историей литературы и искусства, историей государственных учреждений, источниковедением, вспомогательными историческими дисциплинами, документоведением, информатикой, а также кибернетикой, математикой, физикой, химией, биологией и др.
     Литература  по теме представлена учебными пособиями, статьями, выступлениями, в которых  проявляется картина изучения данной проблемы в настоящее время.
     При написании работы был использован материал статьи Алексеевой Е.В., Афанасьевой Л.П., Буровой Е.М., Осичкиной Г.А. «Комплектование архива в современных условиях», где предпринято комплексное исследование комплектования архива документами, теории и методологии комплектования в соотношении с развитием отечественного архивного дела. Данная статья адресована специалистам архивного дела, профессиональным историкам, а также студентам. Она открывается очерком развития данного понятия в архивоведении с 20 в. до сегодняшнего дня. Из важнейших архивоведческих тем Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М., Осичкина Г.А. выделили проблему развития принципа классификации документов. Здесь же отдельно рассмотрены вопросы истории архивного дела.
      Статья  Разореновой Г.В., Шишкиной Н.В. «Организация экспертизы ценности документов учреждения в ходе их упорядочения», также использованная при написании курсовой работы, является результатом многолетних исследований авторов, и стала ценнейшим источником информации об экспертизе ценности документов в архивоведении. Она сыграла направляющую роль при написании данной курсовой работы.
     Работа  Еремченко В.А. «Современные проблемы комплектования государственных архивов РФ» является серьезным критическим исследованием теории комплектования архивов.
     Курсовая работа состоит из двух глав, введения и списка использованной при написании работы литературы.
     В первой главе «Понятие и содержание комплектования архива» рассматривается понятие комплектования архива, определяются источники комплектования, анализируется организация комплектования.
     Глава 2 «Экспертиза ценности документов» посвящена процедуре проведения экспертизы ценности документов на основе научных критериев и по перечням. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ АРХИВА
      Определение источников комплектования.
   Комплектование  архивасистематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем и действующим законодательством. Профиль архива определяется Федеральной архивной службой РФ.
   Государственные архивы комплектуются архивными  документами, образующимися в деятельности  органов государственной власти, государственных учреждений, организаций и предприятий или приобретенными этими архивами, а также документами, переданными им негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами.
   Целью комплектования является наиболее полная концентрация в архиве профильных ему документов. До передачи документов в госархивы они хранятся у фондообразователей в ведомственных или частных архивах.
Работа  по комплектованию архива документами складывается:
    Из установления профиля архива;
    Определения источников комплектования;
    Определения состава документов, подлежащих хранению в архиве;
    Организации комплектования.
    Источник  комплектования юридическое или физическое лицо, чьи документы поступают или могут поступить на хранение в архив. Если фондообразователь создает в своей жизнедеятельности весь документальный фонд, то источник комплектования передает на хранение в архив только архивный фонд, поэтому понятие «фондообразователь» шире понятия «источник комплектования».3
Критериями  источников комплектования являются:
    Функционально-целевое назначение учреждения;
    Масштаб его деятельности;
    Вид организации;
    Полнота отражения в ее документах ценной информации.
Для ведомственных архивов источниками комплектования являются:
    Структурные подразделения организации
    Подведомственные организации;
    Физические лица.
Ведомственные архивы комплектуются документами  постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, документами личного состава.
  Дела  временного (до 10 лет) хранения в архив не передаются, оставаясь на хранение в структурных подразделениях организации. По истечении сроков хранения они уничтожаются в соответствии с архивным законодательством после проведения экспертизы их ценности и оформления актов на уничтожение.
  В архив передаются документы физических лиц, имеющие государственное значение.  
Для документов личного происхождения учитываются:
    Значимость творческой и общественной деятельности фондообразователя;
    Степень сохранности его фонда;
    Взаимосвязь его фонда с другими фондами.4
  В ведомственном архиве хранятся также  документы организаций-предшественников и документы ликвидированных  подчиненных организаций.
  В основе комплектования ведомственных архивов лежит преемственность архивных и делопроизводственных документов, проявляющаяся в преемственности делопроизводственной номенклатуры дел и архивной описи дел. Номенклатура является основой для составления архивных описей и используется для учета дел временного (до 10 лет) хранения.
  Источниками комплектования государственных архивов, хранящих документы постоянно, являются организации и физические лица, в деятельности которых образуются подлежащие передаче в госархивы документы Архивного фонда РФ. Росархив определяет категории государственных организаций, документы которых передаются в госархивы. Совместно с собственниками Росархив определяет, какие документы негосударственных организаций и физических лиц могут быть приняты на договорной основе на госхранение.
  Комплектование  госархива осуществляется в соответствии со списками юридических и физических лиц – источников комплектования, составляемыми в архиве на основе критериев источников комплектования и утверждаемыми Росархивом.
Выделяются следующие группы источников комплектования:
    Учреждения и организации, документы которых полностью передаются в госархив;
    Учреждения и организации, частично передающие документы в госархив, поскольку они либо входят в состав документов особо ценными;
    Учреждения и организации, от которых осуществляется групповой выборочный прием документов, имеющих ценную или необычную информацию, в совокупности отражающую их деятельность;
    Учреждения и организации, от которых осуществляется повидовой выборочный прием документов, имеющих особое значение как типовых для данного вида учреждений и организаций.5
  В реальной архивной практике создаются  два списка источников комплектования.
  В первый список входят учреждения и организации, в деятельности которых создаются документы, имеющие государственное значение, поступающие в госархив в полном объеме, а также учреждения и организации, в деятельности которых документы неравнозначны, а потому поступают в госархив выборочно, как
типовые для них; кроме того, учреждения и  организации, сдающие в госархив лишь отдельные, особо значимые виды документов, характеризующих их деятельность. Все эти учреждения и организации сдают документы в госархив. Их ведомственные архивы контролируются госархивом.
  Второй  список составляют учреждения и организации, не сдающие свои документы в госархив, но находящиеся под контролем госархивов как возможные источники комплектования.6
     Кроме списков учреждений и организаций, сдающих в госархив документы  на бумажной основе, ведутся списки физических лиц источников комплектования, а также, при приеме этих документов в архив, списки учреждений и организаций, являющихся источниками комплектования кинофотофоно- и видеодокументов и электронных документов. Дополнительно может вестись список негосударственных источников комплектования до заключения с ними договоров о передаче ими своих документов в госархив.
     При приеме документов в госархив возможно поступление их полностью или  выборочно. При полном поступлении  документов учреждения и организации  передают в архив все свои архивные документы.
При выборочном приеме в архив поступают все ценные документы от отдельных организаций определенного вида (групповой выборочный прием), или часть ценных документов из числа неповторяющихся в фондах других организаций от конкретной организации (видовой выборочной прием).
     Документы в ведомственный архив передаются из структурных подразделений через год после их завершения делопроизводством. В госархив дела из ведомственных архивов поступают по мере истечения их срока хранения в ведомственных архивах в соответствии с Положением об Архивном фонде Российской Федерации.
     Передача  документов из ведомственных в государственные  архивы происходит по согласованному между ними графику ежегодно. Передача производится по утвержденным госархивом описям с полистным просмотром каждого дела. Вместе с делами в госархив сдаются их описи и научно-справочный аппарат к ним.
     На  основе последней редакции примерных  списков каждый государственный  архив ведет в соответствии со своей зоной комплектования списки своих источников комплектования. Списки должны постоянно уточняться и пересматриваться. В современных редакциях списков источников комплектования архивов вместо Верховного Совета СССР значится Федеральное Собрание, вместо Совета Министров СССР – Правительство РФ,  вместо исполкомов – мэрии и префектуры. Но принцип составления списков остался прежним. Так, например, в 1992 г. Росархив направил на места новые примерные отраслевые списки учреждений, организаций и предприятий, являющихся и не являющихся источниками комплектования государственных архивов. Особое внимание было уделено изучению состава и содержания документов вновь образованных органов: Администрация Президента РФ, аппарата глав исполнительной власти (президентов республик в составе РФ), администраций краев, областей, автономных областей, автономных округов, местной администрации, представительств и представителей Президента РФ, мэрий, муниципалитетов, префектур, дум, департаментов и др.7
     Особого внимания требует отбор на государственное  хранение документов о подготовке и проведении массовых политических кампаний (референдумов, выборов). Кроме того, весьма усилилась роль учреждений и организаций социально-культурной сферы, общественных организаций и творческих союзов. После пересмотра списков многие из этих учреждений стали самостоятельными источниками комплектования.
     Такова  система критериев и методика комплектования государственных архивов, которая сложилась к началу 1990-х  гг. и вполне может быть использована при комплектовании архивов документами, созданными до 1991 г. Однако изменения в государственном аппарате, общественно-политической жизни страны, экономическом развитии привели к тому, что в комплектовании появился целый ряд новых проблем.
     Во-первых, после распада СССР бывшие союзные  республики, ставшие независимыми государствами, приняли собственное архивное законодательство, в связи с чем возникла проблема, связанная с претензиями бывших союзных республик на материалы, которые уже поступили на государственное хранение. Однако в соответствии с основным научным принципом архивоведения – «недробимости архивных фондов и комплексов фондов» – было принято нелегкое решение – не перемещать материалы.
     Во-вторых, с изменением статуса архивных фондов (объекты федеральной собственности  и собственности субъектов Федерации, муниципалитетов) уточняется профиль комплектования архивов: архивы федерального уровня, архивы субъектов федерации, муниципальные архивы. Архивисты предлагают способ решения этой проблемы на основе «принципа территориальности комплектования», т.е. где родился (архивный фонд), там и пригодился (принят на государственное хранение независимо от формы собственности и подчинения).
     В-третьих, в связи с распадом централизованной ведомственной системы во всех отраслях управления пересматриваются критерии определения источников комплектования. Так, например, особое внимание архивистов обращено на критерий места учреждения в отраслевой системе, поскольку уровень подчиненности учреждений уже не отражает реального значения его деятельности. Рост самостоятельности государственных учреждений приводит к тому, что все меньше их документации поступает на хранение в фонды вышестоящих органов. В связи с этим растет число государственных учреждений – самостоятельных источников комплектования.
     В условиях реформирования экономики архивисты столкнулись также с неотложной проблемой приема на государственное хранение документов ликвидированных учреждений, которые не имеют правопреемников. Это создает для архивов «девятый вал» внепланового приема документов, вследствие чего они «тонут», не успевая обрабатывать поступающие документы временного и постоянного хранения. Особое внимание в данной ситуации следует обратить на документы по личному составу, срок хранения которых 75 лет; иногда они могут быть отданы на постоянное хранение. Сведения из этих документов порой могут решить судьбу человека. Прием этих документов в государственный архив в составе фондов ликвидированных учреждений – это один путь решения проблемы, другой – создание специальных межведомственных архивов по личному составу, особенно на районном и городском уровнях. Эти «промежуточные» архивы могли бы освободить Федеральную архивную службу РФ от большого количества социально-правовых запросов.
     В-четвертых, в 1990-е гг. наблюдается устойчивая тенденция к «разгосударствлению» всех сфер управления. Роль государственных структур постоянно сокращается в таких отраслях как экономика, культура, общественно-политическая жизнь. Поэтому, если Федеральной архивной службой РФ не будут приняты меры по сохранению документов негосударственных структур, значительная часть ценных источников по истории современности будет утрачена. В связи с этим перед государственными архивами стоит двуединая задача: 9
     выявить негосударственные структуры, фонды которых относятся к профилю комплектования данного архива, и установить, какие из них являются источниками комплектования;
     установить «договорные отношения» с представителями этих структур.
     В результате выявления негосударственных  структур составляются списки потенциальных  источников комплектования госархивов.
     Источниками комплектования негосударственных  архивов являются организации нового типа, в деятельности которых образуются документы, имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое, политическое значение, подлежащие обязательной передаче на государственное хранение (организации с государственной или муниципальной формой собственности) и на основе договора (с другими формами собственности).10
     Списки  источников комплектования составляются на основе несколько видоизмененной системы критериев, которая активно обсуждается в современном архивоведении. 

Критерий Пояснение
1)Функционально-целевое  назначение учреждения Выполнение  основных задач отрасли, уникальность деятельности, новизна товаров и  услуг, стабильность существования, конкурентоспособность, участие в международных и региональных программах
2) Масштаб  деятельности Многопрофильность производства товаров и услуг; объем  уставного фонда; состав учредителей  и участников; межрегиональная деятельность; численность работников
3) Вид  организации Сложившаяся структура  и организация деятельности, наличие  иностранного партнера, наличие уникальных или наиболее типичных структур
4) Полнота  отражения информации Степень повторения ценной информации, в том числе  в фонде других организаций
 
     Данная  таблица состоит из 2 граф: критерии и пояснение, по которым идет формирование источников комплектования архивов.
     Среди источников комплектования особую группу составляют общественные организации  – партии, союзы, движения, студии, клубы  и др. Критерии определения источников комплектования отношении этой категории фондообразователей только разрабатываются. Однако, опираясь на опыт ЦАОДМа и других центров хранения современной документации и архивов общественных движений, можно наметить общие тенденции в отборе на постоянное хранение документов этих организаций. На основании изучения хроники общественно-политической жизни архивисты делят всю совокупность современных общественно-политических организаций по направлениям и характеру их деятельности на общественно-политические, религиозные, правозащитные, культурные, экологические и др.
     Политические  организации в свою очередь по ориентации подразделяются на национал-патриотические, марксистские, социал-демократические, либерально-демократические и др.
     В каждой из этих групп выделяются, в  свою очередь, лидирующие организации, в документах которых наиболее полно  должна отразиться история того или  иного 
      общественно-политического  направления. Далее, при непосредственном изучении архива организации вступает в силу критерий истории фонда, т.е. наличие в архиве организации документов, наиболее полно отражающих важнейшие события общественно-политической жизни страны и региона, а также деятельность самой партии и ее лидеров и различных движений, структуру региональных отделений движения.
      При составлении списка учреждений, организаций  и предприятий – источников комплектования ЦНИТО документов новейшей истории  использовались указанные критерии.
      При определении состава источников комплектования ЦНИТО документов новейшей истории проводилась следующая работа:
    выявлялся и уточнялся состав организаций, расположенных в зоне комплектования архива;
    изучались функции, выполняемые организациями;
    изучался состав документов, образующихся в деятельности организаций;
    решался вопрос об отнесении организации к составу источников комплектования. 11
        В 2004 году список источников  комплектования включает в себя 64 общественно-политических объединений,  с 27 организациями заключены договора  о сотрудничестве. Но процесс  выявления источников комплектования не закончен, так как продолжается процесс, складывания партийной системы России.
      Документы организаций – источников комплектования могут поступать на хранение в  архив полностью или выборочно.
      «При  полном приеме в архив поступают все ценные документы от каждой конкретной организации – источника комплектования полного приема.
      При выборочном приеме в архив поступают:
    все ценные документы от отдельных организаций определенного вида источников комплектования группового выборочного приема;
        часть ценных архивных документов, из числа неповторяющихся в  фондах других организаций, от  конкретной организации – источника  комплектования повидового выборочного  приема». 
 
 
 

      Организация комплектования.
   Рассмотрим  процесс принятия документов на хранение в ведомственном и государственном архивах.
   После оперативной работы с документами  дела структурных подразделений  должны быть переданы на хранение в  ведомственный архив. В ведомственный  архив сдаются дела, оконченные производством, на срок хранения более 10 лет, а также дела по личному составу. Передача дел в ведомственный архив осуществляется по описи, составляемой в структурном подразделении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.