На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги и их роль в экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение                                                                                                                   3
1  Экономическое содержание налогов                                                                 5
    1.1 Экономическая сущность и функции налогов                                  5
    1.2  Виды и классификация налогов                                                       8
2  Современная налоговая система и её составляющие                                     14
    2.1  Структура и функции налоговой системы                                     14
    2.2 Особенности современной налоговой системы РФ и
    основные направления налоговой политики на 2010 – 2013 годы     21
3  Совершенствования налоговой системы России                                         28
    3.1 Недостатки налоговой системы России                                        28
    3.2 Пути оптимизации налоговой системы России                           31
Заключение                                                                                                            34
Список используемой литературы                                                                      36
Приложение А                                                                                                       38
Приложение Б                                                                                                      39
 

     Введение

      
          Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
     Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
     Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
     С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
     С помощью налогов государство  получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются расходы по социальному обеспечению, распределяющие доходы.
     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
       Механизм налогообложения – один из самых сложных в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.
     Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы  рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России.
     В соответствии с данной целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
      рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
      рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
      основные направления налоговой политики на 2010 - 2011 годы;
      выявить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

     1   Экономическое содержание налогов

 
         1.1   Экономическая сущность и функции налогов
     Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [13, с. 54]
     Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». [2, ст. 8 п.1]
     Экономическая   сущность   налогов   была   впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. [21]
     Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора.
     Налоги  являются специфической формой экономических  отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения с каждым членом общества. [2, ст. 8 п.2]
     Эти отношения возникают в связи  с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения неравноправные, односторонние. В них государство являлось главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов – пассивными исполнителями.
     Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (предоставляют часть НД, принудительно изымаемого государством у юридических и физических лиц); во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т.е. возвращаются плательщикам косвенно).
     Налоги  имеют отличительные черты от других финансовых категорий:
    Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
    Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
    Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
    Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
    Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения. [5, с.520]
     Взимание  налогов производится властью государства  при наличии соответственного налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях.[12]
     Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределение государственных доходов.
     Выделяют 5 функций налогов: фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную и контрольную.
      Фискальная. Это главная функция налогов, она осуществляет изъятие денежных средств в казну государства. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Она характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.
      Регулирующая. Цель этой функции заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Она носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
      Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
      Распределительная. Эта функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, потому что состоит из перераспределительных общественных доходов между различными категориями граждан от состоятельных к неимущим, что обеспечивает  гарантию социальной стабильности общества.
      Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.
[5, с.523-524]
     Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.
     Экономическая функция налогов состоит в  воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также  социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет (реализация фискальной функции), создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, (экономическая функция налогов). В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. [22] 

      Виды  и классификация  налогов
     Классификация налогов – это обоснованное распределение  налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.
     Все налоги делятся на два вида: в зависимости от порядка взимания и в зависимости от уровня органов государственного управления. [8, с. 50]
    Виды налогов по способу платежа различают:
     Прямые — платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорционально их платежеспособности, устанавливаются непосредственно на доход или имущество и считаются наиболее справедливыми. К ним относятся: налог с доходов физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество, налог на землю, налог на операции с ценными бумагами и др.
     Косвенные  налоги, которые включаются в цену товара в виде определенной надбавки; эти налоги оплачивают потребители товаров, и вносятся в бюджет продавцами товаров, которые выступают посредниками между государством и фактическими плательщиками налогов. Косвенные налоги подразделяются на:
    налог на добавленную стоимость  это универсальный косвенный налог, он устанавливается в процентах от стоимости товара, оплачивают все потребители продукции;
    акцизы это косвенный налог на отдельные товары, устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Акцизы действуют в РФ по Закону РСФСР от 6 декабря  1991   г.  на целый ряд товаров широкого  потребления: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.
     Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального сырья) являются едиными. Установлены два вида ставок: специфические (в рублях и копейках за единицу измерения подакцизных товаров) и адвалорные в процентах к стоимости товара по отпускным ценам без учета акциза. Последние ставки действуют для двух товаров: ювелирные изделия — 15 % и легковые автомобили  — 10 %. Акцизы установлены на нефть, газ, автомобили, винно-водочную, табачную продукцию.
       фискальная монополия  — налоги, взимаются при государственной монополии на производство и реализацию товара массового потребления  (алкогольная, табачная    продукция    и    т. д.).    Уплачивается    при    получении    лицензии, сертификата на данный вид деятельности;
        таможенная пошлина — налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров.
Виды  налога по использованию:
      общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;
      специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение (например, дорожный налог).
Виды  налога по интенсивности обложения:
      пропорциональные;
      прогрессивные;
      регрессивные;
      фиксированные налоги.
    В зависимости от уровня органов государственного управления:
     Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации при этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсе акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.
     Налоги  субъектов Российской Федерации (региональные) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. Максимальные ставки этих налогов (кроме налога с розничных продаж) определяются федеральными законами, а конкретные ставки — решениями законодательной власти субъектов РФ.
     Местными  налогами и сборами, по определению Налогового кодекса, признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым законодательством РФ, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.
По способу  взимания подразделяют:
      прямые это налог, который уплачивает получатель дохода, прибыли, то есть источник выплаты и плательщик — одно лицо;
      косвенные  входят в цену товара, перечисляются в бюджет плательщиком, но принадлежат потребителю, который является источником выплаты. (НДС, акцизы)
Прямые налоги подразделяют на:
      реальные  налоги на имущество (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог);
      личные  налоги на доход или прибыль плательщика  (налог на прибыль, НДФЛ).
В зависимости  от формы:
      натуральные — присущи для ранних форм налогообложения;
      денежные.
В зависимости  от субъекта обложения:
      налоги с юридических лиц;
      налоги с физических лиц;
      смешанные  уплачивают и юридические и физические лица.
В зависимости от территориального уровня:
      федеральные — действуют без изменения на всей территории РФ;
      региональные — на территории субъекта РФ;
      местные — на территориях районов, городов, поселков и т. д.
     Региональные  и местные называют еще территориальными. По этим налогам существуют правовые акты на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ. Субъект моет изменять элементы налога.
В зависимости  от использования в качестве метода бюджетного регулирования:
      закрепленные налоги — это те, которые закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета;
      регулирующие налоги налоги, которые передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящие.
В зависимости  от характера использования:
      налоги общего назначения (абстрактные);
      целевые (специальные) — для финансирования конкретных мероприятий (ЕСН).
     Регулярные  налоги — это налоги, которые взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом со времени занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, то есть времени существования объекта обложения.
     Разовые налоги — это налоги связанные с определенными событиями (например, налог на имущество).
     Региональные  налоги. В состав региональных налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
Региональными налогами признаются те, которые устанавливаются  НКРФ и законами субъектов РФ о  налогах  и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НКРФ и законами субъектов РФ о налогах. Элементы налогов, ставки, порядок и сроки уплаты, льготы могут меняться в соответствии с законами субъектов РФ, иные элементы устанавливаются НКРФ. Не могут устанавливаться региональные налоги не предусмотренные НКРФ.
     Местными  признаются налоги устанавливаемые НКРФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
     Местные налоги вводятся в действие и отменяются на основании НКРФ и  нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления. При этом местные органы имеют право менять налоговые ставки, льготы, порядок и сроки уплаты.
     Федеральными  признаются налоги и сборы установленные НКРФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Они могут устанавливаться и отменяться только на основании НКРФ. К ним относятся: НДС; акцизы; налог на доходы физических лиц; ЕСН; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. [14] 1
     В рационально построенной системе  налогообложения соблюдение этих принципов  становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации. 
 
 
 
 

     2 Современная налоговая система и её составляющие
     2.1 Структура и функции налоговой системы 

     В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая  система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.
     Понятие «налоговая система» было впервые введено  Законом РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».
     Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, системы налогового администрирования. При этом каждый из элементов находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
     Основные  принципы налоговой системы ее построения определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
     Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.
     1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
     2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей,  равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района.
     3. Из местных налогов общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. [15]
      И еще один важный в условиях рынка налог  – на рекламу. Его должны платить  юридические и физические лица, рекламирующие  свою продукцию по ставке до 5% от стоимости  услуг по рекламе. 

     Рис.1 Структура налоговой системы РФ 

     В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами  понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
     Возглавляет налоговую систему Государственная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов  государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.
     Главной задачей Государственной налоговой  службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
     По  своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
     В первую очередь систему налогов  Российской Федерации необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том  числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме  того, НК РФ предусмотрена возможность  применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов.
     Налоговая система страны включает совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
      субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
      носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
      объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т.д.);
      ставка налога – величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (твердые ставки или в процентах).
     Величина  налоговой суммы (налоговое бремя), которую платит налогоплательщик, зависит прежде всего от налогооблагаемой базы и налоговой ставки. Налоговая база – это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка – это размер, в котором взимается налог.
     Под термином «налоговое законодательство» понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации. [7. с.66-68]
     Согласно  ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. указал, что «Установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти». [1]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.