На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние налога на прибыль на финансовую деятельность предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: влияние  налога на прибыль на финансовую деятельность предприятия
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 4
1.1 Налогообложение предприятий в России. Сущность и виды налогов 4
1.2 Принципы построения налоговой системы в России. Налог на прибыль 10
1.3 Методика определения налога на прибыль 18
2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ 27
2.1 Налоговая политика государства в отношении малого бизнеса 27
2.2 Льготы по налогу на прибыль для малого бизнеса 37 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
     В настоящее время все больше возрастает значимость эффективной налоговой  системы в деятельности каждого  хозяйствующего субъекта. Налогообложение  находится на стыке социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками  налоговое бремя,  зависит успех  индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство  нации в целом. По содержанию налоговой  политики можно судить о прочности  правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного  поддерживать эти основы. Налоги —  это мощнейшее орудие в  руках  тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве. Знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность. В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. Не случайно возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога. Поэтому исследование вопросов налогообложения предприятия является достаточно актуальной на сегодняшний день темой.
     Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть влияние существующей системы налогообложения на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
     Задачи  работы:
    раскрыть понятие налогов и налоговой системы, их роль в системе экономических отношений;
    рассмотреть существующие в настоящее время льготы по налогу на прибыль;
    дать описание порядка исчисления налога на прибыль;
    описать особенности налогообложения малых предприятий;
    рассмотреть и проанализировать изменение налоговой нагрузки предприятия при применении льгот по налогу на прибыль.
     Объектом исследования данной работы является ООО «Авангард». Предметом исследования – система налогообложения, применяемая на данном предприятии.
     В первой главе работы рассмотрены  основные характеристики системы налогообложения  предприятия, в частности порядка  исчисления налога на прибыль, рассмотрены  методические аспекты данного вопроса.
     Вторая  глава посвящена вопросам налогообложения  малых предприятий, а также описанию существующих налоговых льгот, позволяющих  стимулировать развитие малого бизнеса  в России.
     В третьей главе рассмотрено, как  изменяется налоговая нагрузка на предприятие  в случае применения налоговых льгот.
     Кроме того, в структуре работы имеются  введение, заключение и список использованных источников.
     Для написания работы были использованы научные издания, посвященные вопросам налогообложения предприятий, особенностям управления прибылью в современных  условиях. Например, работы Шеремета, Е.С. Стояновой, В.В. Ковалева, И.Т. Балабанова и других. 

 


    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
      Налогообложение предприятий в России. Сущность и виды налогов
 
     Налоги  представляют собой необходимое звено экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. В общем виде под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размере, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству.
     Основные  характеристики налога:
     1) безэквивалентное изъятие части дохода или собственности плательщика;
     2) определенные по размерам и  срокам платежи; 
     3) юридически обоснованные для  каждого вида размеры и порядок  внесения;
     4) общественное принуждение к уплате.
     Рассмотрим  основные элементы налога (налогообложения):
    субъект налога - лицо (юридическое или физическое), которое по закону является его плательщиком;
    объект налога - экономический феномен, подлежащий налогообложению, т.е. доходы, собственность, цена товаров и услуг, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и некоторые другие объекты, установленные законодательными актами;
    источник налога - доход (общественный продукт), за счет которого уплачивается налог;
    единица обложения - единица измерения объекта;
    налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные (с простой и сложной прогрессией);
    налоговые льготы - полное или частичное освобождение плательщика от налога, в том числе необлагаемый налогом минимум дохода1;
    налогооблагаемая база - часть объекта налогообложения (за вычетом налоговых льгот), на которую практически начисляются налоги;
    налоговое бремя - доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Рассчитывается также национальное налоговое бремя, или налоговая нагрузка на ВВП и чистый социальный продукт.
     Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей; формы и методы их построения; компетенция органов власти в  отношении налогов; распределение  поступающих платежей по звеньям  бюджетной системы; государственные  органы, собирающие налоги и контролирующие правильность их уплаты, - все это  входит в понятие налоговой системы.
     Принципиальным  в налоговой системе является ее логичность, эффективность и эластичность. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, сколько реально действующая, в  том числе:
    отклонения от провозглашенных принципов и правил;
    бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата;
    необязательность выполнения налоговых предписаний.
     Налогоплательщики - это хозяйствующие субъекты и  избиратели. Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в  юридических актах налоговой  системы, а конкретный механизм обложения  и размеры взимаемых налогов. Не меньшее значение имеет также  то, куда и как расходует государство  налоговые поступления.
     Эффективное налогообложение (с точки зрения существующего в стране социально-экономического строя) должно быть справедливым в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения  перед выборами или в критической  политической ситуации. В долгосрочной перспективе без реального подтверждения такие действия обычно вызывают обратную желаемой реакцию населения. В этой связи перечислим основные условия справедливого и эффективного налогообложения:
     1) равномерность и прогрессивность  распределения налогового бремени;
     2) глобальность и всеобъемлемость;
     3) реальность и целенаправленность  налоговых поступлений.
     Рассмотрим  основные правила, обеспечивающие справедливость налоговой системы:
     1)один  и тот же объект может облагаться  налогом одного вида только  один раз за установленный  период;
     2)обязательна  регистрация всех субъектов налогообложения  в контролирующих органах;
     3)льготы  по всем налогам применяются  только в соответствии с законодательством;
     4) запрещается предоставление индивидуальных  льгот отдельным физическим и  юридическим лицам;
     5) штрафы за нарушение налогового  законодательства взыскиваются  с плательщиков в бесспорном  порядке;
     6) для налогообложения нерезидентов  и доходов за рубежом применяются  международные соглашения о налогообложении.
     Классификация налогов – это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Назначение классификации налогов определяется потребностями четкой организации работ по составлению и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику и группам налогов, ведения учета и сопоставления показателей налогообложения в разных регионах страны, разработки налоговой стратегии, определения содержания тех или иных групп налогов, их влияния на социально-экономическое развитие общества. Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового.
     Классификация налогов приведена в таблице 1. 

Таблица 1 – Классификация налогов2
Признак Виды
Способ  изъятия
    прямые
    косвенные
Субъект налогообложения
    с физических лиц
    с юридических лиц
    смешанные
Уровень власти (адрес)
    федеральный
    региональный
    местный
Назначение
    общие
    целевые
Источник  уплаты налоговых сумм
    себестоимость
    выручка
    финансовый результат
    полученный доход
    чистая прибыль
Объект налогообложения
    имущественные
    ресурсные (рентные)
    с доходов
    налоги на потребление
    с отдельных видов деятельности, операций
Способ  начисления
    прогрессивные
    пропорциональные
    фиксированные
Порядок зачисления в бюджет
    регулирующие
    закрепленные
Порядок ведения
    обязательные
    факультативные
     Налоги, входящие в налоговую систему  РФ, классифицируются:
     1. По способу изъятия:
     - прямые - налоги, непосредственно падающие  на плательщика, которые не  могут быть переложены в сфере  обращения и связаны с результатом  финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог  на прибыль предприятий, подоходный  налог, налоги на имущество  и пр.)
     - косвенные - налоги на товары  и услуги, устанавливаемы в виде  надбавки к цене или определяются  в зависимости от размера добавленной  стоимости, оборота и уплачиваемы  конечным потребителем (НДС, налог  с продаж, акцизы, таможенные пошлины,  налог на реализацию ГСМ).
      2.По субъекту налога:
    с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.)
    с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.)
    смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины)
     3. По уровню власти:
    федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и прочее)
    региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.)
    местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц, налог на рекламу и пр.)
     4. По назначению:
    общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.)
    целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)
     5. По источнику уплаты налоговых  сумм:
    себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.)
    цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)
    финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог)
    доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход)
    чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).
     6. По объекту налогообложения:
    имущественные
    ресурсные (рентные)
    с доходов
    налоги на потребление
    с отдельных видов деятельности, операций
     7. По методу исчисления:
    прогрессивные / регрессивные
    пропорциональные / линейные
    ступенчатые / твердые
     8. По способу обложения:
    кадастровые / безналичные
    декларационные / налично-денежные
     9. По порядку зачисления в бюджет:
    закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены
    за данным бюджетом
    регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета
     11. По порядку ведения:
    общеобязательные – устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество и пр.).
    факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).
      Принципы  построения налоговой  системы в России. Налог на прибыль
 
     Принципы  построения налоговой системы, ее структура  определяются таким нормативным  документом, как «Свод законов  Российской Федерации о внутренних доходах и налогах». «Свод» содержит закон «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» и специальные законы по конкретным налогам. Закон "Об основах налоговой системы..." является базовым. В нем зафиксированы общие принципы налогообложения на территории России, налоговая компетенция органов власти различного уровня, определен состав налогоплательщиков и объектов обложения, адресность налогов и порядок их зачисления в различные бюджеты, права и ответственность плательщиков и налоговых органов.
           В соответствии с  этим законом на территории Российской Федерации взимаются следующие  налоги, сборы и платежи:
     1. Налог на прибыль предприятий  и организаций.  В дальнейшем  возможно взимание налога с  валового дохода предприятий.
     2. Налог на имущество предприятий,  определяемое как итог бухгалтерского  баланса плательщика.
     3. Налог с доходов банков, включая  коммерческие, специализированные, совместные  банки с участием отечественного и иностранного капитала, иностранные банки.
     4. Налог на доходы от страховой  деятельности, уплачиваемый страховыми  организациями любых организационно  правовых форм
     5. Налог на добавленную стоимость.  Взимается со стоимости реализации  товаров, работ, услуг за минусом  материальных и приравненных  к ним затрат, связанных с производством  этого товара,  работ,  оказания  услуг.
     6. Акцизы на определенные товарные  группы и отдельные товары.  Акцизы включаются в цену товара  и, следовательно увеличивают ее.
     7. Земельный налог. Вносится собственниками, землевладельцами и землепользователями.
     8. Налог на операции с ценными   бумагами.  Взимается  при   их  выпуске (эмиссии)  и купле-продаже.
     9. Налоговые платежи за пользование  природными ресурсами и отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы.
     10.  Лесной доход, плата за воду. Обязательные платежи за использование  лесных и водных ресурсов.
     11. Подоходный налог с физических  лиц. Уплачивают граждане, получающие  доходы на территории Российской  Федерации.
     I2.  Налог  на имущество физических  лиц (с недвижимого  имущества   и  с транспортных средств  за исключением автотранспорта).
     13.  Сбор с граждан за право  торговли, уплачиваемый путем приобретения  разового талона или временного  патента.
     14. Регистрационный  сбор  с   лиц,  занимающихся  предпринимательской  деятельностью.
     15. Налог с имущества,  переходящего  в порядке наследования и дарения.
     16. Государственная пошлина. Взимается  с граждан, предприятий и организаций.  За  действия и  услуги органов   суда,  арбитража,  нотариальных  контор,  ЗАГСов, исполнительных комитетов.
     17. Таможенная пошлин а, уплачиваемая  при экспорте и импорте   товаров и продукции.3
           Данным перечнем не охватывается весь список налогов  и сборов,  которые могут  взиматься  на той или иной территории. Ряд налогов может  вводиться республиками, входящими в состав Российской Федерации. Кроме  того, в соответствии с Меморандумом об экономической политике Российской федерации они получили право устанавливать дополнительные налоги.
           В соответствии с  законом «Об основах налоговой  системы  в  Российской Федерации» все предусмотренные налоги делятся  на общегосударственные (федеральные), республиканские налоги республик, входящих в состав России, краев, областей, автономных округов и местные  налоги. Объекты налогообложения, размер ставок, состав плательщиков, порядок  зачисления в бюджете различных  уровней определяются: по федеральным  налогам - законодательством Российской Федерации; по  республиканским налогам - законодательными актами Российской Федерации в части обязательных налогов, взимается на всей территории. По другим налогам - законами республик, входящих в состав Российской Федерации, нормативными документами органов власти краев, областей, автономных округов.
           По местным налогам  обязательного характера конкретные ставки определяются республикам и, входящими в состав Российской Федерации,  или решениями соответствующими органами власти. Остальные местные налоги вводятся и регулируются районными, городскими органами власти и управления.
     Федеральные налоги взимаются на  всей  территории России по единым ставкам. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, налог на прибыль, доход  предприятий и организаций, налог  на  операции с ценными бумагам и, подоходный налог с физических лиц, таможенная пошлина, налоги - источники формирования дорожных фондов, гербовый сбор, государственная пошлина.
     В перечень республиканских налогов  входят: налогна доходы от продажи концессий на  разработку  природных ресурсов, акцизы  на  уголь, нефть,  газ,  минеральную руду,  налог на  имущество предприятий, лесной доход, плата за воду и др.
     Из  местных  налогов  наиболее   значительными являются: земельный, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, налог на рекламу, сбор за право использования местной  символики и др.
     Таким образом, часть  республиканских  и местных  налогов  взимается  в обязательном  порядке в соответствии с  законодательными  актами  Российской Федерации.
     Другие  вводятся органами власти на местах. Например, среди республиканских налогов  налог на доходы от продажи концессий  на  разработку природных ресурсов, налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду - обязательные. В то же время субъекты Федерации  могут дополнительно ввести акцизные сборы на добычу угля, нефти, газа, руды, других полезных ископаемых.
     В перечне обязательных местных налогов  будут: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических  лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
     Укажем  также на основные признаки несовершенной  налоговой системы, которые характерны для российской системы:
     1) неясное определение налоговой  базы в законодательстве, множество  нормативных актов, поправок, разъяснений; 2) множество налогов, взимаемых  с одной налоговой базы, сложность  распределения налоговых поступлений  по бюджетам различных уровней; 3) отсутствие прогрессивности в  обложении прибыли, доходов; 4) нарушение  системы ценообразования путем  исключения отдельных субъектов  или товаров из обложения добавленной  стоимости; 5) множество льгот и  вычетов (в том числе индивидуальных), облегчающих возможность уклонения  от налогов.4
     Следует отметить, что самую лучшую, идеально продуманную и спланированную налоговую  систему может погубить некомпетентность, безответственность, незаинтересованность и коррумпированность ее кадров, отсутствие доступной и достоверной информации о ее работе, а также независимого и постоянного контроля.
    Налог на прибыль.
     В ныне действующей в России налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Если рассматривать структуру доходов бюджета РФ, то будет видно, что доля налога на прибыль уступает по величине лишь доле налога на добавленную стоимость (рисунок 1).
Рисунок 1 - Распределение между налогами по соответствующей доле доходов бюджета РФ в 2010 году 

    За  прошедшие годы роль и значение налога на прибыль менялись, но независимо от этого он продолжает быть одним  из двух основных налогов. Так за период с 2007 по 2010г. Прослеживается тенденция уменьшения доли налога на прибыль в доходах бюджета с 19,8 до 17,5% (таблица 2). Кроме того, фактически поступающие суммы налога на прибыль в поквартальном разрезе первого и второго полугодий 2010г. Были ниже установленных планом.
    Существенное  влияние на поступление налога на прибыль в бюджет за указанный в таблице 2 период оказывал кризис неплатежей и общий спад производства. И, если учесть, что за 2009 год прибыль предприятий в среднем по России сократилась на 40%, можно с уверенностью сказать, что поступления в бюджет налога на прибыль также уменьшились. 

Таблица 2 - Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ
Доходы  бюджета 2007 2008 2009 2010
1.всего  поступило Из них:
 в федеральный  бюджет
 в бюджеты  территорий
134,26 
47,31
86,95
163,2 
68,7
95,4
376,4 
146,8
229,6
435,6 
194,8
240,8
2.налог  на прибыль, всего В том числе:
 в федеральный  бюджет
 в бюджеты  территорий
26,58 
12,09
14,09
36,88 
16,44
20,44
67,91 
29,84
38,07
76,72 
34,54
42,18
3.удельный  вес налога на прибыль в  доходах бюджета, всего (%) В том числе:
 в федеральный  бюджет
 в бюджеты  территорий
 
19,8 
 
25,6
16,7
 
22,6 
 
23,9
21,4
 
18,0 
 
20,3
16,6
 
17,6 
 
17,7
17,5
 
    Исследуемый налог был введен государством для  формирования бюджета в целом, без  определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий.
    Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком  и полностью зависит от конечного  финансового результата хозяйственной  деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного  дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый  налог считается личным прямым.
    Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней  в пропорции установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.
    Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную  таблицу (таблица 3). 

Таблица 3 - Классификация налога на прибыль
Классификационный признак Тип налога на прибыль
    По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги
 
    По порядку  введения
 
    По способу  взимания
 
    По субъекту-налогоплательщику
 
    По уровню бюджета
 
    По целевой  направленности
 
    По срокам уплаты
  Федеральный 
 
  Общеобязательный 

  Личный  прямой
   
  Налог с  предприятий и организаций 

  Регулирующий 

  Абстрактный 

  Периодично-календарный
  
    Подводя итог выше изложенному, хотелось бы еще раз отметить большое значение налога на прибыль как важнейшего элемента налоговой системы России и как источника доходной части бюджета государства.
    Законом определено, что основные плательщики  налога на прибыль - это все предприятия и организации различных отраслей народного хозяйства и организационно правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России.
    С 1994 г. плательщиками налога на прибыль  стали коммерческие банки и иные кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих года распространялся Закон РФ "О налоге на доходы банков". Кроме того, к основной группе плательщиков налога на прибыль относятся страховые компании, биржи, финансовые корпорации и другие субъекты финансового бизнеса, получающие коммерческие доходы.
    Выделяется  также дополнительная группа плательщиков налога на прибыль. В ее состав входят:
    бюджетные организации, Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд социального страхования, общественные организации и др.;
    различные подразделения Центробанка, осуществляющие коммерческую деятельность (учреждения инкассации, охранная служба, юридические, консультационные и аналогичные подразделения);
    международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ;
    предприятия, осуществляющие товарообменные операции.
    Эти организации платят налог с прибыли от коммерческой деятельности, использованной по направлениям, не предусмотренным уставом организации.
    В особом порядке платят налог на прибыль  предприятия железнодорожного транспорта, связи, газификации и эксплуатации газового хозяйства, жилищно-коммунальной службы, а определенный круг организаций  вовсе освобожден от уплаты налога. Среди них:
    предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной и реализованной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа),
    Центральный банк РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения,
    Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с предельной численностью работающих до 15 человек.

1.3 Методика определения  налога на прибыль

 
    Объектом  обложения налога на прибыль служит конечный стоимостной результат деятельности предприятия или организации. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг). В законе записано, что объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия. В бухгалтерском учете понятия «валовая прибыль» не существует, но данное понятие близко к понятию балансовой прибыли.
    Балансовая  прибыль слагается из финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и  иного имущества предприятия  и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Таким образом, балансовая прибыль отражает все результаты хозяйственной деятельности предприятия.
    Расчет  валовой прибыли аналогичен расчету  балансовой, за исключением того, что  в составе внереализационных  доходов (убытков) учитываются штрафы, пени уплаченные, за вычетом штрафов, пени, перечисленных в бюджет и  внебюджетные фонды.
    Формирование  балансовой прибыли предприятия  – сложный процесс. В расчете  финансового результата деятельности фирмы учитывается множество  данных о прибылях и убытках, фиксируемых  в многочисленных бухгалтерских  реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных  операций и особенности расчета  этих сумм.
    Для государств с переходной экономикой процесс формирования конечного  финансового результата сопряжен с многими проблемами. Резкие колебания цен, непредвиденные изменения в составе поставщиков и покупателей продукции, инфляционные влияния и многие другие негативные факторы не позволяют предприятиям спрогнозировать сколько-нибудь стабильные темпы прироста реализации продукции (работ, услуг).
    В общем виде процесс расчета налогооблагаемой прибыли предприятий происходит как показано в таблице 4. Прибыль отчетного периода и будет являться базой для расчета налога.
      Для получения общей выручки (всего выручка), к выручке от реализации продукции (работ, услуг) прибавляется (отнимается) выручка (убыток) от реализации основных средств, другого имущества, а также выручка (убыток) от реализации нематериальных активов, ценных бумаг.
    На  ряду с НДС, из полученной выручки вычитаются акцизы и акцизные сборы, налог на реализацию ГСМ, некоторые местные налоги. Из полученной суммы вычитаются затраты.
Таблица 4 - Расчет налогооблагаемой базы налога на прибыль в системе налогообложения предприятий, осуществляющих производство продукции (работ) и оказание услуг
Показатели Обозначение Формула для  расчета
1. Всего  выручка от производства и  реализации (валовый доход) Вр  
 
2. НДС  в реализации НДС Вр * расчетная ставка НДС
3. Затраты  З  
 в  том числе:    
отчисления  на социальное страхование и обеспечение:    
- в пенсионный фонд ПФ ФОТ * 28%
- в фонд социального страхования ФСС ФОТ * 5,4%
- в фонд медицинского страхования ФМС ФОТ * 3,6%
- в фонд занятости ФЗ ФОТ * 1,5%
налоги, относимые на себестоимость, включая:    
- налог на содержание автодорог Над (Вр – НДС) * 2,5%
4. Прибыль  от реализации Пр Вр – НДС – З
5. Операционные  расходы Роп  
- налог  на имущество Ним Среднегодовая стоимость имущества * 2%
- налог  на содержание ЖКС Нжкс (Вр – НДС) * 1,5%
- сбор  на нужды образования Собр ФОТ * 1%
- сбор  на содержание милиции Смил ФОТ (по мин. Оплате труда) * 1%
6. Прибыль  от финансово-хозяйственной деятельности Пф-х.д Пр – Роп
7. Внереализационные (расходы) Рв  
8. Прибыль отчетного периода Поп Пф-х.д + (-) Рв
 
    Кроме упомянутых отчислений в список затрат включаются:
    затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией производства;
    затраты, связанные с использованием природного сырья, земель, древесины, воды и т. д.;
    затраты на подготовку и освоение производства;
    затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, с улучшением качества продукции.
    Сюда  входят расходы по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментами и пр., по поддержанию  в рабочем состоянии основных производственных фондов — технический  осмотр, ремонт, по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, нормальных условий труда и техники  безопасности;
    Текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, фильтров, золоуловителей, расходы по очистке сточных вод, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, другие виды текущих природоохранных затрат. Особо надо сказать о платежах за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в природную среду. За предельно допустимые выбросы платежи осуществляются за счет себестоимости продукции, а за их превышение — за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов;
    затраты, связанные с управлением производством.
    Сюда  относится содержание аппарата управления, включая материально-техническое  и транспортное обслуживание его  деятельности, а также содержание и обслуживание технических средств  управления; вычислительных центров, узлов  связи, средств сигнализации и т. д., расходы на командировки, оплата информационных, консультационных и  аудиторских услуг, услуг сторонних  организаций по управлению производством, если штатным расписанием не предусмотрены  какие-либо функциональные службы, представительские  расходы. В состав себестоимости из числа расходов на управление нельзя включать затраты, связанные с ревизией финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, проводимой по инициативе одного из участников или собственников этого предприятия. Не включаются также затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления, это ложится на собственную прибыль;
    Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
    Затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, где отсутствует транспорт общего пользования;
    Выплаты, предусмотренные законодательством о труде;
    платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством. Платежи по кредитам сверх этих ставок относятся на финансовые результаты;
    Оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам заработной платы, осуществлению торгово-комиссионных операций;
    Затраты, связанные со сбытом продукции: упаковка, хранение, погрузка, транспортировка, реклама в пределах установленных норм, участие в выставках, ярмарках;
    Затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемые в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление;
    Износ по нематериальным активам.
    Помимо  некоторых видов затрат, отмеченных выше, не подлежат включению в себестоимость  продукции (работ, услуг) расходы, не связанные  непосредственно с производством  продукции. Это работы по благоустройству  территории, оказанию помощи сельскому  хозяйству, строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых  объектов, оказанию помощи или участию  в деятельности других предприятий  и организаций.
     Современное предприятие может не только получать доходы в иностранной валюте, но и нести расходы в валюте. Они  в пределах перечисленных выше статей учитываются в составе себестоимости  продукции. Основной вопрос здесь –  определить точно день расходов, так  как они тоже пересчитываются  в рубли по курсу Центробанка. При приобретении за иностранную валюту материальных ценностей берется курс Центробанка на дату оприходования их в бухгалтерском учете, а при импортных операциях датой служит день составления грузовой таможенной декларации. Расходы по оплате каких-либо выполненных для предприятия работ или услуг, произведенные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу на дату составления актов принятия работ (услуг). Если в иностранной валюте выплачена заработная плата, берется курс валют на последний календарный день того периода, за который она начислена. Затраты, произведенные за счет средств, выданных под отчет, пересчитываются в рубли по курсу, установленному на день утверждения авансового отчета.
    Ставка налога на прибыль предприятий и организаций несколько раз претерпевала изменения. Первоначально при принятии соответствующего Закона она была установлена в размере 32%, а для посреднической деятельности — 45%. Так она функционировала в 1992—1993 гг. В этот период, как уже отмечалось выше, кредитные учреждения платили вместо налога на прибыль налог на доходы банков. В 1994 г. и ставки, и механизм взимания налога на прибыль подверглись переменам. Налог на доходы банков был отменен и кредитные учреждения стали вносить в бюджет налог на прибыль. Этот налог как бы раздвоился и стал состоять из двух частей: федеральной и региональной. Было установлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формы собственности и подчиненности поступает в федеральный бюджет. Региональные власти могут установить налог еще в пределах 25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные и местные бюджеты взимается по ставке 22%. Таким образом для предприятия данный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35—38% в 1994 г. В следующем году произошли новые уточнения. Теперь законодательные органы субъектов Федерации могут устанавливать ставку налога на прибыль не выше 22%. Практически повсеместно в Российской Федерации общая ставка налога до 1 апреля 1999г. составляла 35% (13+22).
    В настоящее время ставка налога на прибыль составляет
    Следует отметить, что исчисление налога на доходы видеосалонов (видеопоказа), от проката носителей с аудио-, видеозаписями, игровыми и иными программами (аудио-, видеокассеты, компакт-диски, дискеты и другие носители) и записей на них производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года.
    Когда определена общая налогооблагаемая база, основная ставка налога на прибыль и дифференцированные налоговые ставки, можно переходить непосредственно к расчету самого налога. Определение суммы налога на прибыль осуществляется в несколько этапов:
    I определение валовой прибыли
    II определение налогооблагаемой базы для исчисления суммы налога по основной ставке
    III определение суммы налога по основной ставке
    IV определение суммы налога на прибыль от прочих видов деятельности
    V определение общей суммы налога
    Первый  этап был подробно описан в предыдущем пункте. На втором этапе из валовой  прибыли вычитаются суммы:
    рентных платежей (вносимых в бюджет в установленном порядке из прибыли);
    внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль по дифференцированным ставкам;
    отчислений в резервный фонд или другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством.
    Полученная  величина умножается на 30% и получается сумма налога по основной ставке.
    Далее суммы доходов от каждого иного  вида деятельности умножаются на соответствующие  ставки, результаты суммируются и, соответственно, получается сумма налога от прочих видов деятельности.
    Пятый этап определяется сложением результатов  третьего и четвертого. Полученная сумма подлежит уплате в местный  и региональный бюджеты. Расчет налога на прибыль представляется в налоговую инспекцию.
    Порядок уплаты налога на прибыль предусматривает  авансовые взносы налога в течение квартала исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога для всех плательщиков, кроме малых предприятий, бюджетных организаций, инвестиционных фондов, предприятий, добывающих драгоценные металлы, иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, различных внебюджетных социальных фондов. Внесение авансовых платежей должно осуществляться не позднее 15 числа каждого месяца по определенной форме (см. прил. 1) равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога. При изменении величины предполагаемой прибыли в течение квартала сумма авансовых взносов может пересматриваться и уточняться плательщиком за 20 дней до сдачи очередного отчета о финансово-хозяйственной деятельности.
    Сумма налога на прибыль, исчисленного по фактически полученной прибыли, вносится в бюджет в пятидневный срок со дня, установленного для предоставления квартальных  бухгалтерских отчетов, а по годовым  расчетам – в десятидневный срок. Фактическая сумма налога на прибыль  подлежит сравнению с сумой авансового платежа. Разница между фактической  и авансовой суммой платежа корректируется на четвертую часть учетной ставки Центробанка РФ. Если фактическая  сумма налога больше авансового взноса, то результат корректировки довносится в бюджет, если меньше – засчитывается в счет очередного платежа. Пересчет производится документарно.
    Законом РФ от 21 января 1997 года №13-ФЗ были внесены  некоторые изменения в порядок  уплаты сумм налога на прибыль в  бюджет. Традиционная форма оплаты – авансовые платежи – сохранена. Однако предприятия могут перейти  на ежемесячную уплату налога исходя из суммы фактической прибыли, полученной за предшествующий месяц. В этом случае расчет по налогу на прибыль предоставляется  в налоговую администрацию не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога производится не позднее 25 числа. Использование этого новшества исключает необходимость корректировки суммы налога на процент банковского кредита. Принимая этот порядок уплаты, предприятия должны придерживаться его в течение всего отчетного годового периода.
    Среди экономистов ведутся споры относительно экономической обоснованности уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль  и некоторым другим налогам. Негативные высказывания имеют место в отношении  не только самого факта уплаты авансового платежа, но и правомерности применения штрафных санкций при нарушении  сроков их взноса в бюджет.
    Авансовые платежи по налогам были введены  в целях обеспечения равномерного поступления доходных источников в  бюджет. При постепенной стабилизации экономики, упорядочении расчетно-платежной  дисциплины необходимость авансов  отпадет. Но, в связи с неизменно  сложным положением дел в российской экономике, стабилизации в ближайшее  время не предвидится, хотя в проекте  Налогового кодекса уже предусмотрена  отмена авансовой формы уплаты налога в бюджет.
     В следующей главе рассмотрим налогообложение  малых предприятий, так как для  российской экономики развитие малого бизнеса является приоритетной областью поддержки государства.
 


2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В РОССИИ

2.1 Налоговая политика государства в отношении малого бизнеса

     Развитие  малого предпринимательства остается важной проблемой современной экономики страны. Малый бизнес — неотъемлемая часть рыночных преобразований России. Он способен наладить производство импортозаменяющей продукции, создать новые рабочие места и обеспечить приток «живых» денег в бюджеты всех уровней. Малые предприятия как ведущий сектор рыночной экономики определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Именно поэтому большинство развитых стран поощряют деятельность малого бизнеса.
     В Российской Федерации развитие налогообложения  малого бизнеса по линии его ослабления шло очень медленно. Принимались  нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку малых  предприятий в целях создания благоприятных условий для их функционирования, и в первую очередь  предоставления льгот по налогообложению.
     Первым  официальным документом о мерах  поддержки и развития малых предприятий  в стране было постановление Совета Министров СССР (август 1990 г.) и постановление  Совета Министров РСФСР (июль 1991 г.). Развитие налогообложения малого бизнеса связано с выходом в свет постановления Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Предусматривались комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий, а также налоговые льготы для малых предприятий, работающих на приоритетных направлениях. Постановление сыграло положительную роль, что выразилось в заметном росте числа малых предприятий во всех отраслях экономики в 1993 г.
     Определенную  роль в развитии налогообложения  субъектов малого предпринимательства  сыграл Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Он определил общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
     Позднее, с января 1996 г., начал действовать  Федеральный закон № 222-ФЗ «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства»5, в котором большая роль отводилась налоговым вопросам. Цель этого Закона - максимально упростить бухгалтерский учет, составление налоговой отчетности и процедуру уплаты налогов, а также ввести единый налог. На этой основе Правительство РФ пыталось вывести из «теневого оборота» субъекты малого предпринимательства с численностью до 15 человек, расширив тем самым налоговую базу. Предполагалось, что Закон вызовет массовый переход субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, однако этого не произошло.
     Спустя  два с лишним года был принят Федеральный  закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для  определенных видов деятельности», который также затронул налогообложения  субъектов малого предпринимательства.
     С принятием федеральных законов 1996 и 1998 гг. налоговая политика в отношении  субъектов малого бизнеса стала  развиваться по двум направлениям.
     Первое  направление - введение упрощенной системы  учета, отчетности и налогообложения  путем введения единого налога:
     • на совокупный доход и валовую  выручку;
     • на вмененный доход для отдельных  видов деятельности.
     Второе  направление - предоставление на определенных условиях и на определенный срок в  целях стимулирования развития малых  предприятий специальных налоговых  льгот:
     • снижения налоговой ставки;
     • установления налогового минимума;
     • исключения из объекта отдельных  его элементов;
     • налогового кредита - освобождения налогоплательщика  от уплаты налога на конкретный период на возвратной основе.
     Принятие  государством меры, хотя и продвинули налогообложение малого бизнеса  в нужном направлении, но не достигли ожидаемой цели, поскольку содержали  недостатки, мешающие росту малых  предприятий.
     Решающий  шаг в развитии налогообложении  малого бизнеса сыграло введение в Налоговый кодекс РФ раздела VIII «Специальные налоговые режимы», который  установил:
     • систему налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог) в  соответствии с Федеральным законом  от 1 ноября 2003 г. № 147-ФЗ, вступивший в  силу с 1 января 2004 г.;
     • упрошенную систему налогообложения (УСН), введенную 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ;
     • единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности (ЕНВД), введенный 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ.
     Все эти три системы затронули  малый бизнес и создали более  стабильные условия его развития.
     В настоящее время для субъектов  малых предприятий и индивидуальных предпринимателей России действуют  два вида режимов налогообложения:
     • общий, установленный для всех налоговых  субъектов, в том числе и для малого бизнеса;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.