На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Федеральные налоги РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

Введение

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  проблема налогов - одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.
     Налоговое право является одной из самых  молодых отраслей в правовой системе  России. С момента ее возникновения  прошло не более пятнадцати лет. Однако за столь короткое время уже сформировались доктринальные основы современного налогового законодательства, завершается его кодификация, активно формируется судебная практика по налоговым спорам, практически с нуля создана и функционирует разветвленная система налоговых органов.
     Налоговое право России - наиболее "живая", нестабильная, динамично развивающаяся  отрасль законодательства. Вместе с  тем налоговому законодательству до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс его реформирования, связанный, прежде всего, с кодификацией, продолжается и набирает обороты.
     Федеральные налога – основная часть налогового права и финансовой системы России, поэтому изучить их особенности является важным моментом.
     Цель  работы: рассмотреть особенности  федеральных налогов Российской Федерации.
     Задачи:
     1. Дать характеристику налога на добавленную стоимость.
     2. Дать характеристику акцизов на отдельные виды товаров и услуг.
     3. Дать характеристику единого социального налога.
 

Глава 1. Федеральные налоги как инструмент государственного регулирования

     1.1. Роль федеральных  налогов в государственном регулировании  экономики

      Федеративный  характер Российского государства, включающего 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными и местными.
      Взаимодействие  бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников.
      Доходы  по этим налогам полностью или  в твердо фиксированной доле (в  процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.
      Другая  группа федеральных налогов –  НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий  и организаций, подоходный налог  с физических лиц – являются регулирующими  доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждение федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.
      Из  налогов субъектов РФ один – налог  на имущество юридических лиц  – равными долями зачисляется  в региональный и местный бюджеты. Остальные налоги распределяются в  порядке, определяемом представительным органом власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога – на имущество физических лиц, земельный и регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются представительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятся решениями местных органов самоуправления.
      Учитывая, что собственных доходных источников для финансирования бюджетных расходов на уровне, обеспечивающем минимальные социальные потребности, многим субъектам РФ не хватает в федеральном бюджете создан фонд финансовой поддержки регионов за счет отчислений 18 % от НДС (из доли, подлежащей зачислению в федеральный бюджет). Средства нового фонда распределяются между регионами с учетом налогового потенциала субъекта РФ, соотношение доходов регионального бюджета на одного жителя в сравнении со средним уровнем по России в целом и данному экономическому району.

     1.2 Экономическая природа налогов и их развитие

     Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - подчеркивал К. Маркс.
     Развитие  и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налогового механизма. По мере возникновения новых экономических функций государства, роль налогов становилась более многоплановой. Помимо сугубо финансовой   функции  -   обеспечения  доходов   бюджета, налогообложение используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
     Экономическая   сущность   налогов   была   впервые исследована в работах  английского экономиста Д. Рикардо:
     "Налоги  составляют ту долю продукта  и труда страны, которая поступает  в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны".
     Определенный  вклад в теорию налогов внесли ученые -экономисты России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.
     Так, по мнению Н. Тургенева, "налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств".1
     А. Тривус   считал, что "налог  представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.
     А. Соколов утверждал, что "под налогом  нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.
     Доктор  экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как "изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.2
     Налоговым Кодексом РФ определено, что:
     Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     Сбор - обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
     На  сегодняшний день в нашей стране, учитывая специфику Российской экономики , налоги можно определить как обязательные и без эквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и сборах , и актов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а так же по решениям органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
     Экономическое   содержание   налогов   выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.
     Совокупность    предусмотренных   законодательством  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.
     Эффективность функционирования налоговой системы  во многом зависит от принципов ее построения.
     Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации:
     • каждое лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы,
     • налоги и сборы не могут иметь  дискриминационный характер и различно применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных  различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Кодексом и таможенным законодательством,
     • налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами их конституционных прав,
     •   Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности , прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров(работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать    препятствия    законной    деятельности налогоплательщика,
     • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие  установленными  Кодексом   признаками налогов и сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это предусмотрено Кодексом,
     • Акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы   таким   образом,   чтобы   каждый гражданин (организация) точно знал, какие налоги, когда и какой суммой он должен платить,
     • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. На основе принципов построения налоговой системы к настоящему   времени   сложились   основные   концепции налогообложения.
     Первая - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуются хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
     Вторая - концепция предполагает зависимость  налога от размера полученного дохода, то есть физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и наоборот.
     Современные налоговые системы используют оба  подхода в зависимости от социально-экономической базы государства, потребности правительства в доходах, взглядов политических правящих партий.
     В ст. 3 Налогового Кодекса РФ закреплены важнейшие положения, определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.3
     Необходимо  отметить, что принципы налогообложения  нашли свое конституционное закрепление в конституциях многих стран мира, однако в Конституции РФ налоговые принципы четкого отражения не нашли. С принятием первой части Налогового Кодекса в российском налоговом законодательстве принципы налогообложения получили полноценное закрепление. При подготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том числе и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК, являются изначально незаконными.
     Общие принципы построения налоговой системы  находят выражение в элементах налогов.

     1.3. Классификация и функции налогов

     Вся совокупность законодательно установленных  налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
     Первая  классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII    в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.
     Классификация налогов на прямые и косвенные  исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения  налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
     К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий  и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических  и физических лиц, владение и пользование  которым служат основанием для обложения.
     Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций, целевых  сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными  бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.4
     Во  многих развитых странах в структуре  налоговых доходов превалируют  прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в Германии этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 65 % (2003 г.).
     Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (России, США, ФРГ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.
     К федеральным налогам и сборам относятся:
     1) налог на добавленную стоимость;
     2) акцизы на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального  сырья;
     3) налог на прибыль (доход) организаций;
     4) налог на доходы от капитала;
     5) подоходный налог с физических  лиц;
     6) взносы в государственные социальные  внебюджетные фонды;
     7) государственная пошлина;
     8) таможенная пошлина и таможенные  сборы;
     9) налог на пользование недрами;
     10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой  базы;
     11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
     12) сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;
     13) лесной налог;
     14) водный налог;
     15) экологический налог;
     16) федеральные лицензионные сборы.
     К региональным налогам и сборам относятся:
     1) налог на имущество организаций;
     2) налог на недвижимость;
     3) дорожный налог;
     4) транспортный налог;
     5) налог с продаж;
     6) налог на игорный бизнес;
     7) региональные лицензионные сборы.
     К местным налогам относятся следующие налоги:
     1) земельный налог;
     2) налог на имущество физических  лиц;
     3) налог на наследование или  дарение;
     4) местные лицензионные сборы.
     Оценивая  классификацию налогов по уровневому критерию, следует отметить, что  такое деление не имеет логического  смысла и носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по нормативам либо путем расщепления ставки).
     Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений в обществе.5
     Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов  – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления для собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
     Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функцией. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
     Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушения сроков и полноты уплаты налогов – явление частое.
     Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнять государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилась регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникло стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений).6
     В Законе РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.
     Так, льготы по налогообложению прибыли предприятия направлены на стимулирование:
     финансирования  затрат на развитие производства и  жилищное строительство;
     малых форм предпринимательства;
     занятости инвалидов и пенсионеров;
     благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах;
     Установленные законом налоговые льготы учитываются  при ежегодной разработке областного бюджета.
     Преференции, как правило, устанавливаются в  виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры, которые на отечественных предприятиях не производят либо изготовляются в недостаточных объемах. Преференциональный импортный режим распространяется и в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран определяется федеральным правительством.
     Функцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги используются для финансирования расходов из соответствующих бюджетных фондов, где они и аккумулируются.
 

2.Динамика  состава, структуры  и объема поступления  федеральных налогов  на современном  этапе

     2.1. Оценка практики  взимания федеральных налогов  в 2008 году

     Налоговые доходы в январе-июле 2008 года составили 14,1% ВВП, что ниже прошлогоднего значения на 0,1 п.п. ВВП (без учета дополнительных поступлений НК “ЮКОС”). Неналоговые доходы составили 9,8% ВВП. Поступления от внешнеэкономической деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8% ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше прошлогоднего показателя.
     Согласно  проведенному факторному анализу, главным  фактором роста доходов в первом полугодии 2008 года стало увеличение мировых цен на энергоносители. Средняя цена нефти марки Юралс за рассматриваемый период 2008 года превысила аналогичный показатель 2007 года на 15,6 долл. и составила 62,5 долл. США за баррель, что дало прирост доходов федерального бюджета на 2,6 п.п. ВВП. Увеличение цены на газ оказало меньшее влияние и привело к увеличению доходов федерального бюджета на 0,5 п.п. ВВП. Стоит отметить, что увеличение мировых цен на энергоносители продолжает оставаться единственным фактором, имеющим положительное влияние на доходы федерального бюджета.7
     Самым существенным негативным фактором стало  уменьшение поступлений НДС на 0,9 п.п. ВВП. Снижение поступлений по НДС имеет несколько возможных причин. Одной из них является увеличение возмещения по НДС. Согласно данным ФНС суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам, за семь месяцев 2008 года составили 367,4 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем аналогичный период 2007 года. Также потери по НДС могут отчасти объясняться действующими льготами по этому налогу (главным образом, по банковским и финансовым операциям, страхованию и т.д.), а также изменением законодательства по НДС и переходом с 2008 года к новому принципу начисления налога. Необходимо отметить, что потери НДС, связанные с изменением налоговой базы, являются разовыми, и в дальнейшем снижения поступлений по этому налогу не ожидается.

     Рис. 1. Поступление НДС в федеральный  бюджет, ежемесячно, % ВВП
     Одновременно  с уверенным ростом экспорта нефтепродуктов в январе-июле 2008 наблюдалось снижение объемов экспорта нефти и газа. Объемы добычи в натуральном выражении росли, однако темпы роста были существенно меньше темпов роста ВВП. Такая динамика объемов добычи и экспорта нефти, нефтепродуктов и газа объясняет снижение доходов федерального бюджета на 0,2 п.п. ВВП по сравнению с предыдущим годом.
     Поступления по ЕСН снизились в рассматриваемом периоде на 0,2 п.п. ВВП в результате снижения расчетной величины фонда заработной платы в процентах ВВП по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, рост заработной платы способствует тому, что все большая ее часть облагается по пониженным ставкам.8
     Важным  макроэкономическим фактором, имеющим  непосредственное влияние на доходы федерального бюджета, является повышение реального курса рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс укрепления реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил 7,9%. Это отрицательно сказалось на поступлениях экспортных пошлин, НДПИ на нефть, а также налога на прибыль. Так, ставка экспортной пошлины на нефть росла медленнее, чем инфляция, что при прочих равных привело к снижению экспортных пошлин на нефть в процентах ВВП. Сокращение налоговой базы по остальным пошлинам (ставка пошлины зависит от объема экспорта) и НДПИ на нефть также привело к снижению поступлений в федеральный бюджет. Кроме того, укрепление рубля негативно отразилось на прибыли экспортирующих компаний, и как следствие повлияло на поступление налога на прибыль. По оценке, общий эффект от укрепления реального курса рубля привел к снижению доходов федерального бюджета на 0,7 п.п. ВВП.9
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.