Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Индексный метод в статистическом изучении цен

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное  государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего  профессионального  образования
«Всероссийский  заочный финансово-экономический  институт»
(ВЗФЭИ)
Филиал ВЗФЭИ  в г.Туле 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине  «Статистика»
на  тему: «Индексный метод в статистическом изучении цен»
         

                                        Выполнил: студент  3 курса
                                                    факультета  МиМ
                                                    специальности  МО
                                                    группы дневной
                                                    Иванова С.А.
                                                     № л.д.07мгд13152
                                           Проверил: Антипина В.И. 
 

                                                 Тула 2011 г.
Содержание 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3  
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..4 
1. Понятие индекса……………………………………………………………...4

1.1 Индексы Ласпейреса, Пааше  и Фишера…………………………………...7
2. Сущность цены  и её виды………………………………………………..…..8  
3.Статистическое изучение цен…………………………………………..…...11   
4. Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля…...13   
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………....21 
Задание 1……………………………………………………………………..…21   
Задание 2……………………………………………………………………..…27   
Задание 3……………………………………………………………………..…34   
Задание 4 …………………………………………………………………..…...36 
III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..…….38

Постановка задачи…………………………………………………….……….38  
Методика решения задачи………………………………………….……….....38   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..44   
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………….………….....45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
При переходе России к рыночной экономике многие предприятия столкнулись с серьезными проблемами, так как раньше не задумывались о затратах на производство, не думали о рынках сбыта и не занимались ценообразованием. Вследствие этого  многие отечественные товары оказались неконкурентоспособными и проиграли свои позиции  иностранным аналогичным товарам, которые были дешевле и качественнее, что отвечало потребительским требованиям. Неготовность как наших политиков, так и высших управленцев привело к тому, что за годы реформ  российское общество обнищало и 27% населения живет за пределами прожиточного минимума. Вот почему сегодня статистика является важнейшим звеном  во всей экономике, предъявляя дополнительные требования к управленческому персоналу. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
Предметом статистики цен является всестороннее изучение цен и ценообразования. Статистика цен изучает уровни и структуру цен, соотношения цен и динамику цен, вариации цен и эластичность цен в различных аспектах, а также анализирует влияние цен на важнейшие стоимостные социально- экономические показатели.
Многоаспектный  комплекс проблем, именуемый статистикой  цен, существует как самостоятельный блок показателей и является составной частью социально- экономической статистики и статистики финансов.
В органах  государственной статистики созданы  управления статистики цен, кроме того, анализом цен и проблемами ценообразования занимаются Минэкономики РФ, научно-исследовательские институты и научные центры. Статистика цен всегда использовалась для решения всех государственных программ экономического и социального развития страны, для принятия и анализа выполнения перспективных планов. Значение всестороннего изучения цен в настоящее время трудно переоценить. Оно возрастает в связи с анализом осуществляемой в стране экономической реформы. 
 
 
 

I.  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

1. Понятие индекса
Разнообразные массовые явления, изучаемые  статистикой, можно  подразделить на два  вида: простые и  сложные. 
В одних совокупностях входящие в них единицы поддаются суммированию (объем выпускаемой продукции одного вида, размер посевных площадей, численность работающих и т.п.). Поэтому изменение объема изучаемой совокупности во времени и пространстве достигается сопоставлением количества единиц в отчетном и базовом периодах, по различным территориям между собой. Показатели, характеризующие такие совокупности, выражаются абсолютными величинами, т.е. являются объемными. Такие совокупности называются простыми. Статистические показатели, характеризующие эти совокупности – это объемы (суммы) изучаемых признаков или средние их значения. 
В то же время имеются и такие совокупности, по которым показатели нельзя суммировать (например, себестоимость продукции по предприятиям, производительность труда и заработная плата работающих и т.п.). Эти показатели условно называют качественными. Они обычно выражаются в виде средних величин. В статистике такие явления или совокупности называются сложными. Обобщенную характеристику изменения объема (размеров) явления в пространстве и времени в этом случае приходится давать при помощи специально построенных показателей – индексов. 
Слово «индекс» в переводе с латинского (index) означает «указатель», «показатель». Как видели выше, этот статистический показатель используется для целей сопоставительного анализа развития явления во времени, т.е. является относительной величиной. 
Итак, статистический индексэто относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их частей. 
Следует иметь в виду, что не всякая относительная величина является индексом. Например, относительные величины структуры, интенсивности к индексам не относятся. 
Индексы как сводные статистические показатели исчисляются с учетом специальных принципов и методов, которые в статистике объединяются понятием теории индексного метода. 
Прежде всего, индекс – это относительный показатель, получающийся в результате сравнения двух величин, характеризующих уровень изучаемого явления для двух разных периодов. 
В теории индексов тот показатель, изменение которого характеризует индекс, называется индексируемой величиной. Величина, которую сравнивают и которая стоит в числителе индексного отношения, характеризует уровень для отчетного периода: чтобы различать отчетный период принято возле символа индексируемой величины внизу ставить знак «1». Величина, с которой сравнивают и которая стоит в знаменателе индексного отношения, характеризует уровень для базисного периода (обозначается внизу символа индексируемого показателя знаком «0»). 
Индекс как относительный показатель может быть выражен в виде коэффициентов (когда базовый уровень принят за 1) или в виде процентов (когда он принят за 100). Если индекс больше 1 (или 100%) уровень изучаемого явления растет, если меньше 1 (или 100%) – снижается. 
Расчеты многих индексов сложны, методология этих расчетов составляет предмет теории индексного метода (основные положения будут рассмотрены ниже). 
Индексный метод в статистических исследованиях применяется очень широко. Можно выделить три основные сферы применения индексного метода: 
- сравнительная характеристика сложных совокупностей (индексы роста и прироста, индексы выполнения плана, территориальные индексы); 
- анализ динамики средних показателей: зависящих от изменения структуры совокупности; 
- изучение связей и оценка доли отдельных факторов в изменении сложного явления.

         Классификация индексов.
1) В зависимости  от характера объектов  исследования различают  индексы объемных  и индексы качественных  показателей. 
К первой группе относятся индексы физического объема продукции, национального дохода, розничного товарооборота, потребления и т.д. Они исчисляются на основе величин объемных показателей. 
Ко второй группе относятся индексы себестоимости продукции, производительности труда, цен и т.д. Они исчисляются на основе качественных показателей. 
Для обеспечения сопоставимости составных частей индексируемых величин в расчет вводится показатель соизмерения, вес, позволяющий обеспечить количественную сравнимость за отчетный и базовый периоды. Например, при расчете индекса физического объема продукции количества производимых видов продукции оцениваются по одинаковым ценам. При расчете индекса себестоимости осуществляется охват одинакового количества продукции. 
2) По степени охвата элементов (единиц) совокупности индексы делятся на индивидуальные, групповые и общие. 
Индивидуальные индексы дают сравнительную характеристику отдельных элементов той или иной совокупности. Например, индекс производства отдельной продукции, цены конкретного товара. 
Групповые индексы охватывают часть (какую-то группу) единиц совокупности. Иногда их называют субиндексами. Например, индексы объема производства продукции по отдельным отраслям промышленности. 
Общие индексы характеризуют изменение совокупности в целом. По своему содержанию являются сводными относительными показателями. Они выражают среднее изменение, например, объема продукции промышленности, цен, заработной платы. 
Групповые индексы позволяют изучить закономерности в изменении структуры, в развитии отдельных частей изучаемого явления. В них находит выражение непосредственная связь индексов с методом группировок. 
Важной особенностью общих индексов является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами.

Синтетические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода производится соединение (агретрование) в целое разнородных единиц статистической совокупности. 
Аналитические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода может определяться влияние отдельных факторов на изменение изучаемого явления, влияние структурных сдвигов. 
3) В зависимости от методологии расчета общие и групповые индексы подразделяются на агрегатные (суммарные) и средние из индивидуальных индексов. 
Агрегатная форма индексов является основной формой расчета общих индексов. Для расчета агрегатных индексов используются так называемые соизмерители (веса) индекса, которые позволяют преодолеть несоизмеримость отдельных элементов и суммировать разноименные индексируемые величины. 
Средний взвешенный из индивидуальных индексов позволяет получить тот же результат, что и агрегатный индекс. 
В теории статистики при выборе весов пользуются следующими правилами: индексы динамики количественных (объемных) показателей рассчитывают с весами базового периода, а качественных – с весами текущего периода. Такое правило сообразуется с сущностью рассчитываемых показателей, и, кроме того, позволяет построить систему взаимосвязанных индексов. 
4) В зависимости от задач исследования (или выбора периода анализа) могут быть рассмотрены отдельный индекс или ряд индексов. 
Отдельный индекс рассчитывается только по двум: отчетному (текущему) и базовому периодам. 
Ряд индексов исчисляется за несколько периодов. При этом веса в этом ряду могут быть постоянными, т.е. относящимися у всех индексов к одному периоду, или переменными, т.е. изменяющимися от индекса к индексу. В первом случае говорят о системе (ряде) базисных индексов, а во втором случае получают систему цепных индексов. 
Индивидуальные индексы принято обозначать символом «i», а общие индексы - J.

      Индексы Ласпейреса, Пааше  и Фишера
 
индекс  цен ласпейреса. Данный способ предлагает использование весов базисного периода . Впервые был введен в 1864 году экономистом Э.Ласпейресом.

— стоимость продукции реализованной  в базисном (предыдущем) периоде  по ценам отчетного периода
— фактическая стоимость продукции  в базисном периоде.
 
Экономическое содержание
Индекс  цен Ласпейреса показывает, на сколько  изменились цены в отчетном периоде  по сравнению с базисным, но на товары реализованные в базисном периоде. Иначе говоря индекс цен Ласпейреса показывает во сколько товары базисного  периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде.
   индекс  цен пааше.Индекс цен Пааше — это агрегатный индекс цен с весами (количество реализованного товара) в отчетном периоде.

— фактическая стоимость продукции  отчетного периода
— стоимость товаров реализованных  в отчетном периоде по ценам базисного  периода
Экономическое содержание
Индекс  цен Пааше характеризует изменение  цен отчетного периода по сравнению  с базисным по товарам, реализованным  в отчетном периоде. То есть индекс цен Пааше показывает на сколько  подешевели или подорожали товары.
Значения  индексов цена Пааше и Ласпейреса для одних и тех же данных не совпадают, так как имеют разное экономическое содержание и, следовательно, применяются в разных ситуациях.
В отечественной  статистике до перехода к рыночным отношениям отдавали предпочтение индексу  цен Пааше. Но из-за особенностей расчета, начиная с 1991 года, вычисление общего уровня цен на товары и услуги начали проводить по формуле Ласпейреса. Связано это с тем, что во время инфляции или экономических кризисов многие товары могут выпасть из потребления. При исчислении по формуле Пааше не учитываются товары, спрос на которые упал, поэтому при исчислении индекса цен по формуле Пааше необходим частый перерасчет информации для формировании правильной системы весов. В связи с этим и в международной практике прибегли к расчету индексов цен по формуле Ласпейреса.
идеальный индекс цен фишера
представляет собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше:

Идеальность заключается в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и  отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального  индекса).
Индекс  цен Фишера лишен какого-либо экономического содержания. В силу сложности расчета  и трудности экономической интерпретации  используется довольно редко (например, при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания значительных изменений).
2 Сущность цены и её виды
     Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в  свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).
     Для стоимостной оценки результатов  сделки и затрат используются различные  виды цен. И отечественный, и мировой  опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных  с особенностями приобретаемых (сырье  полуфабрикаты, комплектующие изделия  и т. д.) и продаваемых товаров.
     В зависимости от того, какой признак  взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные  группы:
     1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен. Оптовые цены покупки и продажи. Биржевая цена также считается оптовой.
       Розничные цены — это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания – особая форма розничной цены. Цены на услуги населению - также особый вид розничной цены.
     2.В  зависимости от государственного  воздействия, регулирования, степени  конкуренции на рынке различают  следующие виды цен: свободные  (рыночные) и регулируемые. Свободные цены (рыночные цены) - это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
     Регулируемые  цены — это цены, устанавливаемые  соответствующими органами управления: Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен  выделяют: предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг; фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
     3. По способу установления, фиксации  различают: твердые, подвижные,  скользящие цены. Эти виды цен  устанавливаются в договоре, контракте. Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Твердые цены применяются в сделках:
     • с немедленной поставкой;
     • с поставкой в течение короткого срока;
     • предусматривающих длительные сроки  поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена  твердая, изменению не подлежит»  должна присутствовать обязательно.
     Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
     Скользящая  цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т. д.). Скользящие цены устанавливаются обычно на товары с длительным сроком изготовления, например сложное промышленное оборудование, суда. Следует отметить, что эти виды цен широко используются в международной торговле,
     4. По способу получения информации  об уровне цены различают публикуемые  и расчетные цены. На эти виды  цен ориентируются поставщики  продукции и покупатели при  определении уровня цен в договоре  или контракте. Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов. Справочные цены - это цены, публикуемые в различных печных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.
     Прейскурантные  цены — это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей. В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок.
     5. Вид цены довольно часто определяется  видом рынка, на котором она  образуется. В зависимости от  вида рынка различают: цены  товарных аукционов, биржевые  котировки, цены торгов.
Статистическое  изучение цен
 
В основу современной классификации  концептуальных задач статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.
Первая  классификация включает три концептуальные задачи.
1. Характеристика  состояния (конъюнктуры) рынка.  Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).
2. Характеристика  цены как инструмента управления  рынком. С этой позиции статистика изучает возможности и степень воздействия цен на производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества».
Статистика  цен имеет возможность обосновать экономические  рычаги для
маркетингового  регулирования рынка.
3. Анализ  цен с позиции маркетингового  управления ценообразованием и
государственного  регулирования цен. Решение этой задачи предполагает
статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и
поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать  и осуществить прогноз изменения цен.
Вторая  классификация - с позиции пользователей  и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.
1. С  позиции государства: изучение  цены как орудия социальной  и экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране;
анализ  цен с целью регулирования  уровня цен на стратегические и жизненно
важные  товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать
капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.
2. С  позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т. д.
3. С  позиции покупателя: изучение цен  как фактора индексации доходов,
формирования  потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния на уровень жизни различных социальных групп населения; анализ соответствия цен  качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.
Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:
- регистрацию  цен, наблюдение за их изменением;
- анализ  уровня цен, его дифференциации;
- характеристику  структуры цен;
- изучение  соотношений цен различных товаров,  субрынков и перекрестной
эластичности   цен;
- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
- региональный  анализ цен;
- анализ  и моделирование динамики цен;
- выявление  и моделирование факторов, влияющих  на уровень, вариацию и
динамику  цен;
- прогнозирование  цен.
 
 
 
Индексы потребительских  цен
     ИПЦ — это индекс, измеряющий помесячную (поквартальную) динамику цен на потребительские  товары и услуги. Регистрация цен  производится в магазинах или  других розничных торговых точках. Обычный метод заключается в  расчете среднего значения изменений  цен на различные продукты за один период по сравнению с предыдущим с использованием в качестве весов  средних сумм, затрачиваемых домашними  хозяйствами на их приобретение. ИПЦ  являются официальными статистическими  показателями, составлением которых  обычно занимаются национальные органы статистики, министерства труда или  центральные банки. ИПЦ публикуются  в максимально короткие сроки, как  правило, в течение примерно десяти дней после окончания очередного месяца или квартала.
     ИПЦ измеряет темпы инфляции цен, с которой  сталкиваются на собственном опыте  и которую ощущают домашние хозяйства, выступающие в роли потребителей. Он также широко используется в качестве заменителя общего индекса инфляции для экономики в целом, отчасти  благодаря частоте и своевременности  его составления. ИПЦ стал важнейшим  статистическим показателем для  принятия экономических решений, особенно в сфере денежно-кредитной политики. Он часто упоминается в законодательстве и во многих частных контрактах в  качестве показателя инфляции, который  надлежит использовать для корректировки  платежей (таких как заработная плата, арендные, процентные платежи и пособия  по социальному страхованию) с учетом влияния инфляции. В связи с  этим применение ИПЦ может иметь  значимые и масштабные финансовые последствия  как для органов государственного управления и предприятий, так и  для домашних хозяйств.
     Распространенное  применение ИПЦ для более широкого круга задач, чем предусматривалось  изначально, может объясняться действием  ряда перечисленных выше факторов, а также отсутствием каких-либо других приемлемых альтернативных или более полных показателей ежемесячного уровня инфляции в большинстве стран. Так, ИПЦ может использоваться вместо более общего показателя инфляции в коммерческом бухгалтерском учете, несмотря на то, что по своему характеру этот индекс, очевидно, не является идеальным для данной цели. Аналогичным образом, тот факт, что ИПЦ не подлежит пересмотру, наряду с регулярностью и своевременностью его публикации, объясняет его популярность в качестве средства индексации при заключении коммерческих и юридических договоров там, где его применение также не вполне целесообразно по концептуальным соображениям. Аргументом в защиту подобной практики может служить то обстоятельство, что альтернативой применению ИПЦ является отсутствие каких-либо поправок на инфляцию. Хотя ИПЦ, возможно, и не является идеальным показателем инфляции, намного предпочтительнее использовать этот индекс, чем вообще не вносить никаких поправок.
     ИПЦ часто используется вместо общего показателя инфляции, однако это не оправдывает  чрезмерного расширения его охвата с включением элементов, выходящих  за рамки потребления домашних хозяйств. Если возникает необходимость в  использовании индексов с более  широкой сферой охвата, следует разработать  такие индексы в дополнение к  ИПЦ, оставив сам ИПЦ без изменений. Действительно, некоторые страны разрабатывают  дополнительные и более полные показатели инфляции в рамках концептуальной основы.
     Традиционно одной из главных причин составления  ИПЦ является необходимость компенсировать наемным работникам потери, вызванные  инфляцией, путем корректировки  ставок их заработной платы пропорционально  процентному изменению ИПЦ. Эта  процедура известна под названием  индексации. В связи с этим ответственность  за составление официальных ИПЦ  ранее возлагалась на министерства труда, хотя в настоящее время  эти индексы в большинстве  случаев составляются национальными органами статистики. ИПЦ, специально предназначенный для индексации зарплаты, называется индексом компенсации.
     ИПЦ обладают тремя важными характеристиками. Публикуются они часто, обычно каждый месяц, иногда каждый квартал. Они быстро становятся доступными, обычно приблизительно спустя две недели после окончания месяца или квартала. Наряду с этим они обычно не уточняются. За ИПЦ часто пристально наблюдают, и они привлекают широкое внимание общественности.
     Порядок расчета индекса  потребительских  цен
     Расчет  ИПЦ на региональном и федеральном  уровнях в РФ производится по единой методологии и осуществляется в  несколько этапов:
     - формирование весов для расчета  ИПЦ;
     - расчет индивидуальных индексов  цен на товар (услугу)-представитель  на уровне города;
     - расчет агрегатных индексов на  товар (услугу)-представитель на  уровне субъекта Российской Федерации,  федерального округа, России в  целом;
     - расчет групповых и сводных  индексов потребительских цен  на уровне субъекта Российской  Федерации, федерального округа, России в целом.
     Исчисление  индексов потребительских цен осуществляется на основе двух источников информации:
     - средних сопоставимых цен на  отдельные товары (услуги) -представители;
     - весов для исчисления агрегатных  индексов цен на товары (услуги)-представители,  а так же групповых и сводных  индексов цен.
     Средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего  периодов на товары (услуги) - представители определяются на основании данных регистрации цен. Обеспечение сопоставимости цен, позволяя исключить влияние структурных и ассортиментных сдвигов, является непременным условием исчисления индекса потребительских цен.
     Сопоставимой  ценой на товар (услугу) с конкретными  потребительскими свойствами (ценовую  котировку) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом считается  цена, зарегистрированная в одной  и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в  случае отсутствия товаров в продаже  в конкретной торговой организации  или во всем регионе) используется метод  замены.
     При расчете средних сопоставимых цен  для исчисления индивидуальных индексов цен должно соблюдаться условие  одинакового количества наблюдений цен по товару (услуге) - представителю в городе в течение отчетного года.
       При несоблюдении этого правила  точность расчета индексов цен  будет недостаточной. Так, например, если при неизменных ценах на какой-либо товар-представитель в базисном периоде было зарегистрировано 4 ценовые котировки, а в отчетном периоде – 3 ценовые котировки, среднее значение цен изменится, в то время, как ни на одну из его разновидностей цены не изменились.
     Система весов для исчисления ИПЦ включает в себя:
     - структуру численности населения,  используемую при исчислении  агрегатных индексов цен на  отдельные товары (услуги)-представители; 
     - структура потребительских расходов  населения, используемая для исчисления  групповых и сводных индексов  потребительских цен.
     Расчет  ИПЦ производится с месячной периодичностью. Ежемесячно помимо индекса цен к  предыдущему месяцу, исчисляются  также индексы цен к декабрю  предыдущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года. Для пересчета  макроэкономических показателей в  сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.
     Для расчета указанных индексов используются следующие формулы:
- к декабрю  предыдущего года:
где: - сводный индекс цен и тарифов по группе товаров (услуг)-представителей отчетного месяца к декабрю предыдущего года.
- к соответствующему  месяцу предыдущего года:
       
     где: – текущий год;
       – предыдущий год;
       – год, предшествующий  предыдущему;
       – индекс цен декабря  предыдущего года (Т-1) к декабрю  года, предшествующего предыдущему  (Т-2);
       – индекс цен отчетного месяца текущего года (Т) к декабрю предыдущего года (Т-1);
       – индекс цен соответствующего  месяца предыдущего года (Т-1) к  декабрю года, предшествующего предыдущему  (Т-2).
- к  соответствующему периоду предыдущего  года:
     
     где: – индекс цен отчетного месяца текущего года к декабрю года, предшествующего предыдущему;
       – индекс цен отчетного месяца предыдущего года к декабрю года, предшествующего предыдущему.
     Ежеквартально определяются индексы цен на конец  квартала к концу предыдущего  квартала, к соответствующему кварталу предыдущего года, к соответствующему кварталу предыдущего года, к предыдущему  году.
     Для расчета указанных индексов используются следующие формулы:
- на  конец отчетного квартала к  концу предыдущего квартала текущего  года:  ,
где: –индекс цен последнего месяца отчетного квартала к предыд. месяцу;
– индекс цен среднего месяца отчетного  квартала к предыд. месяцу;
– индекс цен первого месяца отчетного квартала к предыд. месяцу;
     t – отчетный месяц (последний) текущего квартала;
     t-1 – средний месяц текущего квартала;
     t-2 – первый месяц текущего квартала;
     t-3 – последний месяц квартала, предшествующего текущему.
- отчетного  квартала к предыдущему кварталу  текущего года:
       
- отчетного  квартала к соответствующему  кварталу предыдущего года:
       
- отчетного  квартала к предыдущему году:
       
где: – индекс цен отчетного квартала (K) к среднегодовым (G) ценам предыдущего года;
       – индекс цен последнего  месяца отчетного квартала к  декабрю предыдущего года;
      – индекс цен среднего месяца отчетного  квартала к декабрю предыдущего  года;
       – индекс цен первого  месяца отчетного квартала к  декабрю предыдущего года;
      – индекс цен первого,……., двенадцатого месяцев предыдущего года к декабрю  предыдущего года.
     Расчет  индексов цен на отдельные товары (услуги) - представители, а также сводных индексов цен за квартал, период с начала года, период за ряд лет производится «цепным» методом, т.е. путем перемножения соответственно месячных, квартальных или годовых индексов потребительских цен.

     Пример.

     Определение индекса цен на сахар-песок по области N.
  Удельный вес  в численности населения  области, %
di
Цена  декабря предыдущего года,
рублей  за кг
 
 
p0ij
Веса  базисного периода
 
 
 
 
 
q0ij=di х p0ij
Индивидуальный  индекс цен, (в % к пред. месяцу) январь
ij1
Веса  базисного периода 
в ценах 
января
 
 
 
q1ij= q0ij х ij1
Индивидуальный  индекс цен, (в % к пред. месяцу)
февраль
ij2
Веса  базисного периода 
в ценах 
февраля
 
 
 
q2ij= q1ij х ij2
  1 2 3 = гр.1 х гр.2 4 5 = гр.3 х гр.4/100 6 7= гр.5 х гр.6/100
Город 1 0,225 17,50 3,94 104,2 4,11 100,5 4,13
Город 2 0,106 13,25 1,40 100,5 1,41 102,2 1,44
Город 3 0,356 15,40 5,48 102,3 5,61 101,3 5,68
Город 4 0,152 14,80 2,25 101,6 2,29 100,8 2,31
Город 5 0,056 21,35 1,20 102,0 1,22 100,0 1,22
Город 6 0,105 28,30 2,97 100,2 2,98 100,9 3,01
               
               
Сумма строк 1,000 - 17,24 гр.5/гр.3 х 100=102,2 17,62 гр.7/гр.5 х 100=101,0
17,79
 
     При публикации указанных индексов, рассчитанных «цепным» методом необходимо указывать, что они отражают изменение цен  на конец отчетного периода по сравнению с концом базисного  периода. Например: за I квартал – март отчетного года к декабрю предыдущего года, за полугодие – июнь отчетного года к декабрю предыдущего года и т.д.
     В публикациях и официальных сообщениях данные об индексах потребительских  цен на товары и услуги размещаются  с одним десятичным знаком после  запятой.
II  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. 
По исходным данным таблицы 2:
    Постройте статистический ряд распределения организаций по признаку сумма ожидаемой прибыли (рассчитайте как разность между выпуском продукции и денежными затратами на ее производство), образовав пять групп с равными интервалами.
    Рассчитайте характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации.
    Вычислите среднюю арифметическую по исходным данным, сравните её с показателем, рассчитанным в п.3 настоящего задания. Объясните причину их расхождения. Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Таблица 2.       Исходные статистические данные  организаций. 

 
№ органи-зации 
Среднесписоч-ная  числен. работников.чел. Выпуск продукции  млн.руб. Фонд заработной платы, млн.руб Затраты на производство продукции, млн.руб. Прибыль,  млн.руб.
1 2 3 4 5 6=3-5
1 162,000 36,450 11,340 30,255 6,195
2 156,000 23,400 8,112 20,124 3,276
3 179,000 46,540 15,036 38,163 8,377
4 194,000 59,752 19,012 47,204 12,548
5 165,000 41,415 13,035 33,546 7,869
6 158,000 26,860 8,532 22,831 4,029
7 220,000 79,200 26,400 60,984 18,216
8 190,000 54,720 17,100 43,776 10,944
9 163,000 40,424 12,062 33,148 7,276
10 159,000 30,210 9,540 25,376 4,834
11 167,000 42,418 13,694 34,359 8,059
12 205,000 64,575 21,320 51,014 13,435
13 187,000 51,612 16,082 41,806 9,806
14 161,000 35,420 10,465 29,753 5,667
15 120,000 14,400 4,320 12,528 1,872
16 162,000 36,936 11,502 31,026 5,91
17 188,000 53,392 16,356 42,714 10,678
18 164,000 41,000 12,792 33,620 7,38
19 192,000 55,680 17,472 43,987 11,693
20 130,000 18,200 5,850 15,652 2,548
21 159,000 31,800 9,858 26,394 5,406
22 162,000 39,204 11,826 32,539 6,665
23 193,000 57,128 18,142 45,702 11,426
24 158,000 28,440 8,848 23,890 4,55
25 168,000 43,344 13,944 35,542 7,802
26 208,000 70,820 23,920 54,454 16,366
27 166,000 41,832 13,280 34,302 7,530
28 207,000 69,345 22,356 54,089 15,256
29 161,000 35,903 10,948 30,159 5,744
30 186,000 50,220 15,810 40,678 9,542
   Решение:
1. Определим  величину интервала:        ,
 где xmax, xmin  - наибольшее и наименьшее значение признака; n – число групп.
i =  ? 3,269.
Прибавляя  к минимальному значению признака найденное  значение интервала, получаем верхнюю  границу первой группы. Прибавляя  далее значение интервала к верхней  границе первой группы, получаем верхнюю  границу второй группы, и т.д. Образуются группы:
1,872 -5,141;   5,141 – 8,409;   8,409– 11,678;  11,678 –  14,947;  14,947 – 18,216.
2. График распределения  предприятий по сумме  ожидаемой  прибыли

Таблица 2.1. Распределение  предприятий по сумме ожидаемой  прибыли.
Группы  предприятий по сумме ожидаемой прибыли,               млн.руб.
Число предприятий                      f
Середины интервалов                     x
x f
         1,872-5,141                 7           3,506 24,542
          5,141-8,409               12            6,775 81,300
         8,409-11,678                 5           10,044 50,220
        11,678-14,947                 3            13,125 39,375
        14,947-18.216                 3            16,582 49,746
              Итого               30   245,183
Мода  - значение случайной величины, встречающаяся с наибольшей вероятностью, в дискретном вариационном ряду.
Согласно табл.2.1 модальным интервалом построенного ряда является интервал 5,141 – 8,409 млн.руб., т.к. его частота максимальная (12).
В данном примере  = =   5,607 млн. руб.
Вывод: для рассматриваемой  совокупности организаций наиболее распространённая сумма ожидаемой  прибыли характеризуется средней  величиной 5,607 млн. руб.
Медиана - это вариант, который находится в середине вариационного ряда. Медиана делит ряд на две равные  части - со значениями признака меньше медианы и со значениями признака больше медианы.
= + * , где - нижняя граница медианного интервала; - медианный интервал; - половина от общего числа наблюдений; - сумма наблюдений, накопленная до начала медианного интервала; - число наблюдений в медианном интервале.
По данным таблицы 2.1 найдём медианный интервал, таким  интервалом будет интервал  (5,141-8,409 млн. руб.), поскольку его кумулятивная частота равна 5,141(7+12+5) , что превышает  сумму всех частот (30:2=15). Нижняя граница  интервала 5,141млн. руб., его частота 12; частота накопления до него равна 7. Подставив данные в формулу, получим, млн. руб.:
=  5,141 + 3,268 = 7,320 млн. руб..
Полученный результат  говорит о том, что  из 30 предприятий  15 имеют сумму ожидаемой прибыли  менее 7 млн. руб., а 15 предприятий –  более 7 млн. руб..
    Рассчитываем характеристику ряда распределения предприятий по сумме ожидаемой прибыли, для этого составим расчетную таблицу:
Таблица 2.2  Распределение  предприятий по суме ожидаемой прибыли.
 
№ группы  
 
Группы предприятий по ожидаемой прибыли № предприятия   Сумма ожидаемой  прибыли
   
    1,872-5,141
          15                     1,872
                17                     2,548
                  2                     3,276
                  6                     4,029
                24                     4,550
              10           16
                    4,834                     5,91
   
                21           14
                      5,406
                      5,667
                29                     5,744
2            5,141-8,409             1                     6,195
                22                     6,665
                  9                     7,276
                18                     7,380
                27                     7,530
                25                     7,802
                 5                     7,869
                11                     8,059
                  3                     8,377
                30           13
                   9,542
 
3  
    8,409-11,678
           17                   8              
                    9,806                                   10,678                
                 23                      10,944                               
                                   11,426                      
           
4  
    11,678-14,947
           19                   11,693
                         
 
             4             12
                  12,548                   13,561
          14,947-18,216                     
            28             26
                  15,256                  
 
5                   7                              
                  16,266                                           18,216                       
   
 
 
 
 
     Итого                                                                            30            
                250,925                           
   
 
                                                                                  
Средняя арифметическая в рядах распределения  ар = = = 8,173.
Среднее  квадратическое  отклонение - это обобщающая характеристика размеров вариации признака  в совокупности; оно показывает на сколько в среднем отклоняются  конкретные варианты от их среднего значения; является абсолютной мерой  колеблемости признака  и выражается в тех же единицах, что и варианты, поэтому экономически хорошо интерпритируются.     
Таблица 2.3 Распределение  предприятий по сумме ожидаемой  прибыли и расчётные значения для исчисления показателей вариации: 
Ожидаемая прибыль Число предприятий 
f
Середина  интервала 
x
Расчетные значения
xf (x-)     f
1,872-5,141 7 3,506 24,542 -7,494 56,160 393,120 86,044
5,141-8,409 12 6,775 81,30 -4,225 17,851 214,207 550,807
8,409-11,678 5 10,044 50,22 -0,956 0,914 4,570 504,410
11,678-14,947 3 13,125 39,375 2,125 4,516 13,547 516,797
14,947-18,216 3 16,582 49,746 5,582 31,159 93,476 824,888
Итого 30   245,183              110,6 718,,921 2482,946
  ? = = = 4,89.
Коэффициент вариации представляет собой выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической:
V = 100 =  100 = 59,8%.
Коэффициент вариации используют не только для  сравнительной оценки вариации единиц совокупности, но и как характеристику  однородности совокупности. Совокупность считается количественно однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%. В данном примере совокупность считается количественно неоднородной.
4. Средняя арифметическая по исходным данным таблицы 2:
Совокупный выпуск продукции  - 1320,54 млн. руб.
Совокупные затраты  на производство продукции 1070,55 млн. руб.
Количество предприятий  – 30.
Средняя арифметическая    х = = 8,333 млн. руб.
Причина расхождения средней арифметической: при вычислении средних величин  для интервальных рядов распределения  истинные значения признака заменяются центральными (серединными) значениями интервалов, которые отличаются от средней арифметической значений, включённых в интервал, это и приводит к  появлению погрешности как в  сторону завышения так и в  сторону занижения.
  Выводы: статистические ряды распределения представляют собой один из наиболее важных элементов статистического  исследования. Статистические  ряды распределения  являются базисным методом для  любого статистического  анализа. Статистический ряд распределения представляет собой упорядоченное распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенному варьирующему признаку, характеризует структуру изучаемого явления. Анализируя рассчитанные показатели статистического ряда распределения, можно делать выводы об однородности или неоднородности совокупности, закономерности распределения и границах варьирования единиц совокупности. Анализ отображает явления в целом и вместе с этим учитывает влияние каждого фактора в отдельности. На основании проведенного анализа можно учитывать и прогнозировать факторы, негативно влияющие на развитие событий.
Задание 2
По исходным данным таблицы 2: 
1. Установите наличие и характер связи между признаками затраты на производство продукции и сумма ожидаемой прибыли, образовав пять групп с равными интервалами по обоим признакам, методами: 
а) аналитической группировки; 
б) корреляционной таблицы. 
2. Измерьте тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения. Сделайте выводы.

По условию  задания 2 факторным является признак  «Затраты на производство продукции», результативным – признак «Сумма ожидаемой прибыли».
Решение:
1.  Установим  наличие и характер связи между  затратами на производство продукции  и суммой ожидаемой прибыли  методом аналитической  группировки.
а)  Аналогично решению в задании 1 определим  величину интервала  по признаку: затраты  на производство продукции     i = = 9,691 .
Образуются группы:
12,528-22,219;   22,219-31,91;   31,91.-41,601;   41,601-51,292,;   51,292-60,984.
Для установления  наличия и характера  связи  между затратами на производство продукции и суммой  ожидаемой  прибыли строим итоговую аналитическую  таблицу.
Таблица 2.4  Распределение  предприятий по затратам на производство продукции
№ группы Группа предприятий  по затратам на производство продукции № предприятия Затраты на производство продукции
1  
12,528-22,219  
15 17
2
12,528 15,652
20,124
2  
 
 
 
 
 
22,23-31,910  
 
 
 
 
6 24
10
21
14
29
1
16
22,831 23,890
25,376
26,394
29,753
30,159
30,255
31,026
3  
 
 
 
 
 
31,910.-41,601  
 
 
 
 
 
22 9
5
18
27
11
25
3
30
32,539 33,148
33,546
33,620
34,302
34,359
35,542
38,163
40,678
 
4  
 
 
 
41,601-51,292  
 
13 17
8
19
23
4
12
41,806 42,714
43,776
43,987
45,702
47,204
51,014
5 51,292-60,984 28 26
7
54,089 54,454
60,984
Итого                                       30                                      1070,55
Построим корреляционную таблицу, образовав пять групп по факторному и результативному признакам. Интервалы возьмём те же, что и  в аналитической таблице.
 Таблица 2.5 Зависимость суммы ожидаемой  прибыли от размера затрат  на производство продукции
  Группы предприят.            № п/п
Число предприят. в группе
Затраты на производство продукции,  млн.руб  Сумма ожидаемой  прибыли             млн. руб.
всего средняя
                1          3      12,528-22,.219 7,696 2,565
                2          8       22,219-31,910 42,339 5,292
                3          9       31.910-41,601 70,500 7,833
                4          7       41.601-51,292 80,656 11,522
                5          3       51,292-60,984 49,738 16,579
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.