На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предвидение как человеческое качество

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Украины
Харьковский национальный университет имени  В.Н.Каразина 

Социологический факультет 
 
 
 
 

Реферат
По предмету: Социальное прогнозирование
На тему: «Предвидение как человеческое качество» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка IV курса
Группы  СЦ-47
Кашина  Дина
Проверила: Евдокимова И.А.   

 
   
 
 
 
 
 
 

Харьков 2010
План
    Введение
    Теоретические наработки
    Типология предвидения
    Сущность понятия предвидения и смежных с ним терминов
 

    Введение
   Только  у человека из всех живых существ, предвосхищение будущего приобрело качественно новые, высокоразвитые формы как в практическом освоении, так и в теоретическом осмыслении окружающего мира. Формы предвосхищения будущего у людей прошли долгий путь в своем развитии от наивных пророчеств до научного прогнозирования. Интерес к будущему объясняется тем объективным обстоятельством, что человеку органически присущи целесообразная деятельность, ее мысленное продолжение, согласование целей и средств их достижения, ожидание как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий.
   Предвидение в форме пророчеств, прорицаний, гаданий было известно в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Индии, Китае, Египте и Вавилонии происходило первое фундаментальное разграничение областей предвидения на область явлений природы (солнечное затмение, предсказание урожая, изменение погоды и т.п.); область социальных явлений (наступление и исход войны, победа или поражение политич. группировки и т.п.); область событий в жизни отдельного человека (смерть, болезнь, рождение, бракосочетание, обогащение и т.п.).
   В своей первоначальной форме предвидение нередко выступало в мистической, иррациональной и религиозной форме и монополизировалось специальными группами – жрецами, оракулами, пророками, шаманами и другими.
   Однако  уже в это время известны формы  предвидения и предсказания, опирающиеся  на личный “мирской” опыт и зачатки  научных знаний. Примером может служить  предсказание Фалесом солнечного затмения (585 до н.э.) и предстоящего высокого урожая винограда.
   Потребность в предвидении возникает из необходимости  управления обществом, промышленностью, торговлей, организацией земледелия, планированием  политических, экономических и культурных мероприятий. 
 

 

Теоретические наработки 

    К социальному предвидению относятся различные историософские концепции перспектив развития общества 18 - 20 вв. (например, провиденциалистский циклизм итальянца Дж.Вико), социалистов-утопистов, цивилизационно – культурологические (К.Н.Леонтьев, О.Шпенглер, А.Тойнби в 19 - 20 вв. ) и формационные (например, в марксизме) концепции. В России в 19 веке удивительные по проницательности социальные прогнозы были высказаны А.И.Герценом и К.Н.Леонтьевым. Все это повлекло за собой коренное изменение взглядов на возможности предвидения, включая социальное предвидение и прогнозирование, которые начали развивать успешно в 20 в., начиная с работ П.Сорокина и др. в социометрии и статистическом анализе, мониторинга эволюции объектов исследования и др. на основе вероятностных методов и достижений вычислительной техники. Хорошо известны прогнозы будущего, сформулированные знаменитым «Римским клубом», Фукуямой и др. Тем не менее, долговременный экономический, финансовый и социальный прогноз и предвидение все еще остаются головной болью в сферах управления обществом и в политике. На постосоветском же пространстве лишь в 20 веке эти вопросы активно исследовали И.В.Бестужев-Лада, В.Г.Виноградов, А.М.Гендин, С.И.Гончарук, А.Г.Никитина, А.С.Панарин и др., за рубежом Дж.Мартино, Э.Янч и др. Панарин, в частности, интерпретировал прошлое (в жизни общества) как фазу вызовов настоящему и будущему, а будущее как отклик на него, как реплику, интерпретацию.
    Итак, тема конкретизации понятия социального предвидения, определения различных его форм и разграничение с другими близкими понятиями достаточно актуальна, так как термин предвидения всегда имел множество определений и часто смешивался с другими близкими ему понятиями, такими, например, как прогнозирование, предчувствие, предсказание и др.
    Если  провести исследование понятия «социальное предвидение» и обозначить основные подходы к нему, в том числе  и его соотношение с другими близкими понятиями, то можно увидеть, что у разных авторов  встречаются разные варианты определения этого понятия. Более того, существуют и разные соотношения понятия предвидения с другими понятиями, близкими ему. Основанием такого отличия, скорее всего, являются различные методологические платформы, на которых строят свои определения авторы.
    Ниже  приведена таблица, где можно  более наглядно сравнить определения разных авторов. Здесь представлены определения И.В.Бестужева-Лады, Ж.Т.Тощенко Л.В.Лескова, Б.С.Сивиринова и И.А.Величко. 
 

Таблица 1.
       Определение понятия «социальное  предвидение»    Автор и источник
   1    Предвидение – определение явлений природы и общества, относящихся к будущему или неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению. Является по существу информационным (описательно – познавательным) аспектом опережающего отражения как имманентного свойства высших форм материи.    Бестужев-Лада И.В. Энциклопедический социологический  словарь. - М., 1995. с. 865.     
   2    Социальное  предвидение представляет собой  форму опережающего отражения действительности, направленную на определение общественных явлений, относящихся к будущему или неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению и использованию в теории и практике управления.    Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебное  пособие для вузов. – М.: Прометей. Юрайт,1998, с.407.
   3    Знание  будущего, представленное в виде образа, визуального, звукового, иногда - запаха, ощущения тепла, света и т. п., называется предвидением.    Величко И.А. Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего. Автореф. дис. канд. филос. наук. М. 1998.
   4    Предвидение будущего – это знание альтернативных вариантов, открывающее практическую возможность управляющих воздействий на вектор исторического процесса. Поскольку спектр альтернативных «целей» эволюции – виртуальных аттракторов ясен тому, кто обладает таким знанием, можно говорить, что будущее способно оказывать влияние на ход истории. Спектр альтернативных аттракторов эволюции определяется внутренними свойствами социальной системы.    Лесков  Л.В. Футуросинергетика: универсальная  теория систем. Научно-учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – с.50-51.
   5    Предвидение - способность ожидать и оценивать будущие события с целью вырабатывать стратегию, чтобы предотвратить будущие опасности и использовать будущие возможности. Человек проявляет предвидение, будучи в состоянии развить успешные долгосрочные стратегии и будучи подготовленным к вероятным непредвиденным обстоятельствам.    Edward Cornish. Futuring: The Exploration of the Future. WORLD FUTURE SOCIETY. Web site http://www.wfs.org.    
   6    Основа  социального предвидения – это социальная перспектива, которая есть не просто сумма социальных объектов, представленных в образах сознания, а общее динамическое единство объектов и явлений этого социокультурно-природного мира, это «видение», которое предполагает наличие «смотрящего» субъекта.    Сивиринов Б.С. Феномен социальной перспективы  в современной социологии. Методологические основания социального прогноза и управления: Дис…. д-ра социол. наук: 22.00.01. Москва, Про-Совт-М, 2005. с. 237-238.
   Если проанализировать первое определение И.В.Бестужева-Лады, то можно сказать, что предвидение «является по существу информационным (описательно – познавательным) аспектом опережающего отражения как имманентного свойства высших форм материи», и человек, с его способностями к предвидению относится к высшей форме материи.
   Ж.Т.Тощенко  считает социальное предвидение  просто формой «опережающего отражения действительности», направленной на определение общественных явлений, «относящихся к будущему или неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению». «Информационный аспект опережающего отражения как имманентное свойство высших форм материи» у него уже отсутствует, что может нам говорить о
   Сивиринов Б.С., раскрывающий в своей работе[7] «феномен социальной перспективы» в современной социологии, дает новые меньшей выраженности у данного автора методологических оснований материалистической диалектики.
   Еще более сдержана в определении  социального предвидения И.А.Величко, констатируя, что знание будущего, представленное в виде образа, визуального, звукового, иногда - запаха, ощущения тепла, света и т. п., называется предвидением.
   Не  следует упускать и временную  составляющую, которая у первых двух авторов (И.В.Бестужев-Лада, Ж.Т.Тощенко) присутствует в определениях в следующем виде: «определение явлений «относящихся к будущему или неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению», тогда как  у И.А.Величко отношение ко времени более определенное – «знание будущего, представленное в виде образа».
   Получается, что первые два автора  считают процесс предвидения в некоторой степени процессом обезличенным, лишенным какой бы то ни было субъективной составляющей, выражая это фразой «определение явлений», тогда как И.А. Величко подразумевает роль субъекта в процессе предвидения, когда говорит о «знании, представленном в виде образа». Это  очень значительное отличие в подходах определения понятия социальное предвидение. Первые два автора видят за понятием процесс, не выделяя роль отдельной личности в предвидении социального будущего. Для них социальное предвидение не есть поступок отдельного человека, для них это просто «определение явлений», которое протекает в каком-то внесубъективном пространстве. Что же касается определения И.А.Величко, то у него «знание, представленное в виде образа» не может быть коллективным достоянием, пока не возникнет в голове отдельной личности. Это важное наблюдение помогает нам внести определенную ясность и в другие определения понятий, смежные с понятием социального предвидения.
   Таким образом, невозможно обойти понятие научного предвидения, которое может быть определено следующим образом: предвидение научное - вид теоретической деятельности, заключающийся в определении, описании тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем. И теперь  можно однозначно дать объяснение фразе, которая встречается у И.В.Бестужева-Лады и Ж.Т.Тощенко, «определение явлений». Она же звучит и в  классическом определении научного предвидения: «вид теоретической деятельности, заключающийся в определении, описании…», где предполагается, что наука есть коллективное творчество, и отдельные факты интуиций личности о социальном будущем не могут быть основанием для определения понятия социального предвидения.
   Социальное  предвидение является формой опережающего отражения действительности, представленной в сознании отдельной личности в виде образа визуального, звукового или иного, и направленной на постижение общественных явлений, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.
   Лесков  Л.В., определяя предвидение как знание альтернативных вариантов, открывающее практическую возможность управляющих воздействий на вектор исторического процесса, дополняет наше определение с точки зрения футуросинергетики.[6] Его определение говорит больше о новом подходе в методологии познания будущего с точки синергетики, где «спектр альтернативных аттракторов эволюции определяется внутренними свойствами социальной системы», методологические основания социального прогноза и управления, считая ее «основой социального предвидения». Его точка зрения совпадает с точкой зрения Величко И.А..  Социальная перспектива, есть не просто сумма социальных объектов, представленных в образах сознания, а общее динамическое единство объектов и явлений мира, это «видение», которое предполагает наличие «смотрящего» субъекта. 
 
 
 
 
 

    Типология предвидения
    Различают виды предвидения по характеру деятельности и знания. Ими будут, например, предвидение обыденное, религиозное и магическое (как пророчество, прорицание и др.). Это также техническое, экономическое, естественнонаучное, научное вообще, философское, социальное, политическое предвидение и др. Можно различать помимо рассмотренных выше виды предвидения, например, по параметру времени – краткосрочное и долгосрочное предвидение. Когда горизонт предвиденных событий и состояний рано или поздно становится доступен проверке и измерению, тогда предвидение подразделяют на: а) точное, б) приблизительно точное, в) неточное (и маловероятное).
    В литературе фактически (см. И.В.Бестужев-Лада) научное предвидение и прогнозирование считается высшей и наиболее совершенной формой, под которую как более простые подверстываются упомянутые только что виды. Функционально, предвидение может выступать в роли инструмента для анализа не только будущего, но и настоящего и прошлого. Дело обстоит именно так, когда мы реконструируем, восстанавливаем мысленно отсутствующие элементы, фрагменты целого или исчезнувшие уже объекты, их элементы, свойства, отношения и т.п. Перед нами здесь реконструкция и реверсивный анализ. Мы относимся здесь сами к прошлому как будто перед нами будущее. Такая установка и соответствующая задача для анализа стоит, например, перед реставратором, историком, археологом, геологом, палеонтологом и др. Её решает юрист при расследовании преступлений. Существует предвидение, обращенное к настоящему, как это происходит в военных и полицейских операциях. Здесь надо предвосхитить возможные, но не известные пока действия противника или преступника, догадаться о них тотчас, в данное время. Это так называемое «презентативное» предвидение (от лат. рraesens – настоящее время). В общем случае, перед нами стандартная задача поиска неизвестного на основе известного. Вместе с тем, это типичная задача с обратной стрелой времени, какие решают в ряду многих практических задач поиска, например, коренных месторождений нефти и газа в геологии, применяя здесь и вероятностные методы и принципы наименьшего действия вместе с вариационным исчислением. В основе их единство логического и закономерного, наличие тождественного и сходного в самой природе объектов, их тенденций развития, часто – по аналогии. Во всех этих случаях условиями появления предвидения будут необходимый объем, полнота, всесторонность, точность, достоверность, не случайность, объективность, актуальность и доступность самой информации, надежность информационной базы предвидения.
    Различаются определенные формы или виды предвидения. Среди них: 1) предвидение как цель и как поисковая задача (как, например, при планировании деятельности и т.п.);
    2) деятельность и действия по поиску смысла и содержания прошлого, настоящего и будущего для определенного объекта или их группы; 3) результат этой деятельности в виде гипотетического по форме суждения об этом для них в виде описания и объяснения; 4) внутренний постоянный психический регулятор деятельности человека; 5) необходимый постоянный регулятор жизнедеятельности и функционирования бихевиоральных систем разного рода, человеческих групп, сообществ, организаций, государств, общества вообще; он существенно влияет на оценки настоящего в формах морали, нормах права, в общественных идеалах и т.п.; 6) специфическая способность бихевиоральных систем и, конечно же, человека формировать не только эмоциональные переживания, но и (у человека) рассудочные, рациональные (в принципе – неполные и вероятностные) суждения - оценки насчет ожидаемого будущего или просто неизвестного; 7) функция и свойство всех бихевиоральных систем, которая обеспечивает их успешное существование и жизнеспособность в пространствах возможностей и запретов, а также возможных действий. Можно выделить еще какие-то формы предвидения. Все они вместе проясняют вероятность какого-то итога действий и деятельности агента, субъекта.
    Также можно выделить два вида предвидения социального и любого вообще: (1) предвидение по поводу тактики человека, субъекта деятельности вообще в их повседневной деятельности в рамках наличного бытия и окружения. Это своего рода “предвидение сейчас”, исчезающее вслед за исчезновением наличных и возможных благ, экстремальных ситуаций и риска, касающихся субъекта деятельности. Этот прогноз побуждает человека здесь и сейчас к ответным реакциям (в духе обрисованного выше) на все на это, в том числе на мнимые блага и т.п. Он толкает к действиям в духе защиты, самозащиты, кооперации, поддержки (и поиска союзников), приспособления, а также агрессии, атараксии, выжидания и т.п. (2) Предвидение по поводу стратегии субъекта деятельности (агента) по отношению к среде и к себе. Перед нами предвидение завтра, по поводу будущего. Оно может быть относительно дифференцированным (как и предыдущее) по многим параметрам, иерархично и преходяще в связи с самой историчностью, вообще также в связи с лабильностью человека как родового существа. Аналогичным образом можно дифференцировать групповое и социальное предвидение. Модели поведения сообществ, предлагаемые сегодня учеными, прямо повторяют основные особенности индивидуальной психологии и поведения.
   В свою очередь, И.В.Бестужев-Лада разделяет предвидение на научное и ненаучное, а последнее на интуитивное (связанное с подсознанием), обыденное (по народным приметам на основе жизненного опыта) и мантическое (в виде пророчеств, прорицаний, «откровений», гаданий и т.п.) предвидение, считая последнее псевдопредвидением. Интуитивное предвидение у него попадает в категорию ненаучных видов предвидения.
    По  мнению же Ж.Т.Тощенко «научное предвидение обычно подразделяется на естественно-научное (перспективы развития природы в целом или отдельных ее явлений) и социальное (перспективы развития личности и общества)].
    И.А.Величко  точно подмечает, что в традиционных определениях понятия предвидения именно от «степени обоснованности зависит принадлежность тех или иных предположений к определенному типу предвидения: обыденному, научному или интуитивному». При этом, так называемое подлинное предвидение отличается от интуитивного (связанного с подсознанием), обыденного, мантического и т.п., то есть неподлинного, ложного.  
 
 

 

   Сущность  понятия предвидения и смежных с ним терминов
   Теперь  логично перейти к анализу  видов конкретизации понятия  социального предвидения, среди  которых следующие: предчувствие, предугадывание, предвидение, предположение, прогнозирование.
   И.В.Бестужева-Лады, Ж.Т.Тощенко и И.А.Величко едины  в том, что социальное предвидение  как абстрактная категория имеет  несколько форм конкретизации. У  разных авторов эти формы представлены в разной последовательности, чаще всего не имея какой-либо взаимосвязи, являясь просто «формами конкретизации предвидения». В нашей же работе мы представим эти формы в той последовательности, которая будет иметь не только логическую взаимосвязь, но и ту естественную внутреннюю связь, которая может нам подсказать направление развития технологий социального прогнозирования.
   Первая  из них – предчувствие (простое предвосхищение), которое может выступать, согласно Ж.Т.Тощенко, как «психофизиологическое или биологическое явление, практически присущее любому живому организму, и как социальное явление, которое находит воплощение и отражение в жизни многих людей и связано обычно с ожиданием вероятностных событий».[8] Ему вторит и И.В.Бестужев-Лада словами «свойственное любому организму»,  в чем мы еще раз утверждаемся, обращаясь к  исследованию Н.Н.Карпицкого,[9] в котором он приходит к выводу, что «выявление первичного содержания сознания, т. е. первичной очевидности трансцендентального предчувствия, позволяет обнаружить критерий реальности», дающий человеку опору в сложной психологической ситуации и позволяет найти всегда связь с реальным миром. Если предчувствие – первичное содержание сознания, пусть даже и неопределенный его слой, но оно «основа сознания». При этом субъект рассматривается не как предпосылка сознания, но как результат переработки сознанием более первичной очевидности – предчувствия. «Субъект - это принцип, который наделяет переживание определенностью»[10]. И именно от этого субъекта зависит та неосознаваемая деятельность его сознания, которая может сделать шаг от неопределенности предчувствия в сторону большего осознания. Первичная неопределенность феноменологического потока жизни «еще не есть ощущение, чувство или мысль, но то, что предшествует им -  пред-ощущение, пред-чувствие, или пред-мыслие».
   Это небольшое и необходимое для  нашего исследования отступление в  сферу философии  и психологии, без которых социология существовать не может, помогает нам более определенно взглянуть на одну из первых форм конкретизации предвидения, которая в социальном предвидении также является первой, и она непосредственно связана с личностью человека, а не является абстрактным научным понятием.
   И.А.Величко выделяет в понятии предчувствия только эмоциональную составляющую, считая, что термин предчувствие фиксирует эмоциональное предвосхищение. Если считать эмоциональное предвосхищение первичным содержанием сознания, то и здесь мы достигаем совпадения смыслов. 
   Второй  и более высокой формой конкретизации  предвидения как абстрактной категории является предугадывание (сложное предвосхищение), которое присуще только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, как размышление о будущем. По мнению Ж.Т.Тощенко  предугадывание основывается только на основе личного опыта, и что оно проявляется в представлении о будущности своей личной судьбы, своей профессии, своего ближайшего окружения и контактной среды (микросреды).
   Согласно  И.В.Величко термин «предвидение» несколько уже, нежели то содержание, которое ему приписывают, поэтому она предлагает наиболее общее понятие, соответствующее способности предугадывания будущего, и вводит понятие  «предвосхищения». Как мы видим понятие предугадывания у И.В.Величко идентично понятию предвосхищения. У И.В.Бестужева-Лады и у Ж.Т.Тощенко предугадывание является сложным предвосхищением, тогда как простым предвосхищением, как мы видели раньше, является предчувствие. Предвосхищение, таким образом, является понятием, вбирающим в себя и предчувствие и предугадывание, и в какой-то мере является синонимом опережающего отражения действительности, как «имманентного свойства высших форм материи»
   Таким образом, понятие предугадывания выступает  у И.А.Величко как способность  и одновременно как предвосхищение, попадая в разряд имманентных  свойств материи, в разряд категорий, присущих человеку изначально. Но все же она считает, что предвосхищать будущее можно по-разному, что предположения, построенные на логическом анализе конкретной обстановки, учитывающие объективные законы-тенденции, действующие в обществе, относятся к рациональному или научному предвосхищению, а те, которые основаны на личных переживаниях, эмоциях, идеалах и требованиях субъекта предвосхищения считает иррациональными или ненаучными. И те, и другие предположения по ее мнению могут быть как истинными, так и ложными.
   В результате анализа появляется еще  одно понятие, близкое понятию социального  предвидения, - это предположение. И  предположения могут быть как  рациональными или научными предвосхищениям, так и иррациональными, то есть ненаучными, основанными на личных переживаниях, эмоциях, идеалах.
   В определении предвидения И.В.Бестужева-Лады,[11] которое цитирует большинство отечественных авторов, понятие прогнозирования стоит на третьем месте после вышеупомянутых форм конкретизации предвидения (после предчувствия и предугадывания). Прогнозирование определяется им как специальное научное исследование перспектив какого-либо явления.
   Здесь  возникают особые разногласие в определении соотношения предвидения и прогнозирования. Так, если И.В.Бестужев-Лада рассматривает прогнозирование как один из уровней (или форм) предвидения, то Ж.Т.Тощенко считает, что социальное прогнозирование — не один из видов предвидения, а один из этапов процесса управления. Если предвидение ограничивается утверждением, что событие наступит обязательно, особенно не задаваясь вопросом о времени и форме реализации, то прогнозирование представляет будущее в вариантах. Изучая схему управления, которую он представляет через алгоритм, последовательно развертывающихся стадий, можно увидеть, что на первом месте этого алгоритма стоит предвидение, далее идет прогнозирование, а потом уже проектирование, программирование, планирование, социальные технологии, социальный эксперимент и социология организаций.
   Чтобы внести некоторую визуальную ясность  в нашу дискуссию представим наши рассуждения в виде следующей  таблицы, где в значительной степени  обобщим вышесказанное.
   Таблица 2.
   Уровень предвосхищения    Досубъективный    Субъективный    Сверхсубъективный или социальный
   Форма конкретизации предвосхищения    Предчувствие    ------------------
   ------------------
   ------------------
   ------------------
   ------------------
   ------------------
   ------------------
   ------------------    Предвидение
   Предугадывание  для себя
   Предположение для себя
   Предсказание  для себя
   ------------------
   ------------------
   ------------------    ------------------
   Предугадывание  для других
   Предположение для других
   Предсказание  для других
   Прогнозирование
   Конкретное  научное предвидение
   
   Предугадывание, предположение и предсказание находятся  в двух разделах нашей классификации, так как они могут существовать в двух видах: для себя и для  других. Другими словами, предугадывания, предположения и предсказания могут быть транслированы в социальную среду, стать известными  другому субъекту, но может этого и не произойти, и тогда вся деятельность предугадывания, предположения и предсказания останется только в жизненном опыте личности, проделавшей эту работу. Данная тонкость в рассуждениях на наш взгляд очень важна в социологии, так как предугадывания, предположения и предсказания одного человека, становясь достоянием других людей, могут в значительной степени влиять на социальные процессы в обществе, и на трансформационные процессы в частности.
   Как мы видим, предвидение у нас находится на субъективном уровне, что оно есть социальное предвидение, которое, согласно нашей гипотезе, значительно участвует в трансформации общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.