На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Экономическая теория»
на  тему № 49 
 

Фискальная  политика  и  ее  роль  в  государственном
регулировании экономики. 
 
 
 
 
 

СПб2009
Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………3
1. Государственный  бюджет — основной инструмент фискальной политики. Бюджетный дефицит……………………………………………………………4
2. Налоги: типы  и эволюция. Переложение налогового  бремени …………...7
3. Фискальная  политика: дискреционная и недискреционная. Встроенные стабилизаторы…………………………………………………………………..13
4. Механизм реализации фискальной политики в России…………………...18
Заключение. …………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………….23
Приложение……………………………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

     Актуальность  темы заключается в том, что фискальная политика –
важнейший элемент  экономической политики государства. Она включает в
себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование
государственного  фонда средств, необходимого для  обеспечения
нормальной жизнедеятельности общества.
     В рыночной экономике госбюджет выполняет  важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.
     Госбюджет построен на соотношении доходов  и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.
     Фискальная  политика является одним из четырех  основных
макроэкономических  инструментов и опирается на способность
правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на
национальный  доход и реальный ВНП.
     Фискальная  политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.
     Цель  курсовой работы – рассмотреть фискальную политику и ее роль в
государственном регулировании экономики.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
     1. рассмотреть государственный бюджет как основной инструмент
     фискальной  политики. Бюджетный дефицит;
     2. охарактеризовать типы и эволюцию  налогов. Переложение налогового бремени;
     3.рассмотреть  фискальную политику: дискреционную  и недискреционную. Встроенные стабилизаторы;
     4. раскрыть механизм реализации фискальной политики в России. 
 
 
 
 
 

I. Государственный бюджет - основной инструмент фискальной политики. Бюджетный дефицит. 

     Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – смета  доходов и расходов государства  за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в  планируемой  перспективе должны быть сбалансированы.
     Роль  бюджета  в  национальной  экономике  значительна.  Он  является
частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с  помощью бюджета государство способно вмешиваться в  рыночные  механизмы.  Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для  решения  крупных, глобальных  экономических  проблем.  В-третьих,  наличие  бюджета  позволяет решать  сложные  социальные   проблемы   (бедности,   безработицы,   голода, грамотности, здоровья нации и др.).
     Государственный бюджет составляется правительством  и  утверждается, принимается  высшими  законодательными  органами.  Таким  образом,  в  руках государства появляются значительные финансовые  инструменты  воздействия  на экономические процессы. Как правило, это государственные  закупки,  дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).
       Государственные  закупки   –  это спрос правительства на товары и услуги. Социальные  выплаты  (трансферты)  – это платежи, которые осуществляются без соответствующего  предоставления  их получателям каких-либо товаров и услуг.
     Бюджет  современного государства представляет собой  сложный много плановый документ, отражающий все многообразие его функций.
     Распределительная функция проявляется в результате использования у государства денежных на удовлетворение общественных потребностей: его межотраслевое, межтерриториальное , федеральное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом  вступают почти все участники общественного производства.
     Контрольная функция позволяет узнать, на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределение средств, как они используются.
     Следует  отметить,  что  структура  доходной  и   расходной   частей
государственного  бюджета  более   разнообразна,   чем   рассматриваемая   в
концепции фискальной политики. Баланс бюджета можно условно представить  в виде таблицы (приложение 1)
В доходах бюджета  находят выраженные экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Появляются  эти отношения при совершении платежей в виде налогов сборов  направляемых на формирование бюджетного фонда государства. В бюджет поступают сборы за право торговли, за парковку автотранспорта ,курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и др.
Расходование  государственного бюджета – это  экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и выполнение функций государства. Расходы правительства – это правительственные закупки товаров и услуг(закупка оружия, разнообразное строительство, оплата услуг судей) и трансфертные платежи(пособия по безработице  выплаты по социальному страхованию, пособий ветеранам и др.).
Значительные  бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально – культурных мероприятий, направляются на развитее образования , культуры, здравоохранения, на повышение социального обеспечения тех слоев населения, которые в этом нуждаются.
Ч то касается расходов на управление , то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.
В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета  доходы недостаточны для осуществления  необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. 

     БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ -отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий); милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта и т. п. факторов. Хронический дефицит — долгосрочная несбалансированность бюджета — является следствием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.
     Величина  дефицита определяется при утверждении  бюджета. В России в соответствии с Бюджетным кодексом при принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим  законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Соблюдение предельных значений бюджетного дефицита должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.
     Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются: 1) внутренние источники: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственным займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 2) внешние источники: государственным займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Налоги: типы, эволюция. Переложение налогового бремени. 

     Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление  связано с самыми первыми общественными  потребностями.
     Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение.
     В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников, и другие нужды. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. 

     Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.
     Классификацию налогов можно проводить по разным признакам,
     Законодательство  подразделяет налоги на федеральные, налоги субъектов Российской Федерации (региональные), местные налоги. В основу данной классификации положена компетенция соответствующих органов представительной власти и местного самоуправления в отношении установления и введения налогов.
     По  способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.                     Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.
     Косвенные налоги, в отличии от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины. Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.
     По  характеру начисления на объект обложения  налоги и, соответственно, налоговые  системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
     При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.
     Для прогрессивных налогов большое  значение представляют понятия средней  и предельной налоговой ставки. Средней  ставкой налога называется отношение  суммы налога к величине облагаемого  им дохода.
       Предельная налоговая ставка–  это ставка обложения налогом  дополнительной единицы дохода.
     Регрессивный  налог – это налог, который  в денежном выражении равен для  всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.
     Пропорциональный  налог – это налог, при котором  налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта  обложения. К такого рода налогам, в  частности, относятся налоги на имущество  предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.
     Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.
     Политика  ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.
     Инвестиционный  налоговый кредит представляет собой  отсрочку по уплате части налоговых  платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога.
     Важнейшими  налогами, уплачиваемыми организациями (юридическими лицами) различных организационно-правовых форм, являются: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий  и др.
     Физические  лица (граждане) уплачивают следующие основные налоги и сборы: подоходный налог с физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; налог на имущество физических лиц; регистрационные курортные сборы и др.
     Общественные  отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже под отраслью — «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции государства, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.
     Совокупность  указанных нормативных актов  образует налоговое законодательство. 

     Каждый  налог включает следующие обязательные элементы:
     1) объект налога - это доходы, стоимость  отдельных товаров, отдельные  виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
     2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо;
     3) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
     4) ставка налога - величина налога  с единицы объекта налога;
     5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога. 

     Налоги  могут взиматься следующими способами:
     1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.
     Перечень  этих групп и их признаки заносится  в специальные справочники.
     Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
     Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает. 

     2) на основе декларации 

     Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата  налога производится после получения  дохода и лицом, получающим доход.
     Примером  может служить налог на прибыль. 

     3) у источника 

     Этот  налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
     Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется  в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Переложение налогового бремени.
 
      Налоги  не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению  согласно государственному законодательству, т.е. субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им меньше, чем если бы налога не существовало. Некоторые налоги могут быть переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе, это сказывается в первую очередь на субъектах финансовой системы государства. Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются.
        Личный подоходный налог. Сфера применения личного подоходного налога, как правило, фокусируется на отдельных лицах, чьи доходы облагаются налогом. Возможность переложения этих доходов незначительна. Но здесь могут быть исключения. Отдельные лица или группы лиц, которые могут эффективно контролировать цену предоставляемых ими услуг, оказываются в состоянии переложить часть своих налогов. Например, врачи, юристы, и другие специалисты могут поднять ставки за услуги, чтобы компенсировать налоги. Профсоюзы могут рассматривать налоги, как составную часть стоимости жизни и, вследствие этого, вести переговоры о более высоком уровне заработной платы. Если они будут успешными, появляется возможность переложения части налогов от работающих к работодателям, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на народ. В целом, однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что именно те лица, первоначально обложенные налогом, и несут бремя личного подоходного налога. То же самое правомерно в отношении налогов на заработную плату и налогов на наследство.
        Налог на прибыль корпораций и т.п. Сфера действия этого налога гораздо менее определена. Традиционная точка зрения состоит в том, что фирма, которая устанавливает на свою продукцию цены, обеспечивающие максимальную прибыль, не имеет оснований менять цену или объем выпуска, когда вводится налог на прибыль корпораций. Такое соотношение цены и объема производства, которое приносит наибольшую прибыль перед вычетом налога, так и останется наиболее прибыльным и после того, как правительство изымет определенный процент из прибыли фирмы в виде налога. В соответствии с этой точкой зрения владельцы акций компаний (то есть собственники) вынуждены потерпеть тяжесть налогообложения в форме более низких дивидендов или меньшей суммы нераспределенной прибыли.  С другой стороны, некоторые экономисты утверждают, что налог на прибыль корпораций частично переносится на потребителей через более высокие цены и на поставщиков ресурсов через более низкие цены. Обе эти ситуации вполне вероятны. Действительно, тяжесть налога на прибыль корпораций может быть благополучно разделена между владельцами акций, клиентами фирмы и поставщиками ресурсов.
      Акцизный  налог. Поскольку диапазон действия акцизов невелик, то у потребителя появляется относительная возможность переориентации на замещающие товары и услуги и “ухода” таким образом, от уплаты этих налогов. К примеру, акцизный налог на театральные билеты, не распространяющийся на другие виды зрелищ, очень сложно переложить на потребителя через повышение цены, потому что подъем, цен повлечет за собой использование потребителями альтернативных видов развлечений. Более высокие цены вызовут столь заметное сокращение продаж, что продавец предпочтет скорее нести на себе тяжесть значительной доли акцизного налога, чем допустит резкое падение продаж. Тем не менее, в случае многих акцизов умеренное повышение цен оказывает незначительное воздействие на объем продаж или вовсе не отражается на продажах. Это относится к акцизам на бензин, сигареты, алкогольные напитки. В этих случаях имеется мало хороших товаров-заменителей, к которым могут обратиться потребители при повышении цен. Продавец  этих товаров находится в лучшей ситуации в отношении перекладывания налоговых издержек на потребителя.
      В общем, можно утверждать, что основная масса акцизов обычно перекладывается  на потребителей через повышение  цен.
      Поимущественные налоги. Бремя большей части поимущественных налогов ложится на владельцев этого имущества по той простой причине, что эти налоги не на кого переложить. Это относится к налогам на землю, личную собственность и на собственный дом или квартиру. Например, даже если земля продается, нет возможности переложить на кого-либо бремя поимущественного налога. Покупатель будет стремиться снизить стоимость земли, принимая во внимание размер налога, который придется платить за эту землю, и это ожидаемое налогообложение будет отражено в цене, которую покупатель готов предложить за землю.
      По-другому  обстоит дело с налогами на арендуемую или предпринимательскую собственность. Налоги на арендуемую собственность  могут быть переложены полностью или частично с собственника на арендатора просто путем повышения рентной платы. Налоги на предпринимательскую собственность рассматриваются как производственные издержки и, следовательно, учитываются в установлении цены продукции; таким образом, подобные налоги обычно перекладываются на клиентов фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 

III. Фискальная политика: дискреционная и недискреционная. Встроенные стабилизаторы. 

           Под  фискальной политикой  государства  понимается постоянное  вмешательство  государства в  экономические процессы  и явления с целью  регулирования их  протекания. Это совокупность мероприятий  в сфере  налогообложения, направленных  на формирование доходной части государственного  бюджета, повышение эффективности  функционирования всей национальной  экономики,  обеспечение экономического  роста, занятости населения и стабильности  денежного  обращения   Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
       Фискальная  политика - совокупность  финансовых мероприятий государства  по  регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных  социально-экономических целей. Потребность  в разработке и систематическом  проведении  фискальной политики усилилась особенно  во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную  роль в обеспечении стабильного экономического  роста.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.