На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         ПЛАН: 
 

         Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольников средствами сказки
         1.2. Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте
         1.2. Сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
         1.2.1. Рассказывание сказок детьми
      Своеобразие волшебной сказки как особого жанра детской литературы
 
         Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию образности речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с волшебной сказкой
         2.1 Выявление уровня сформированности образности речи детей старшего дошкольного возраста
         2.2. Методика формирования образности речи детей в ходе эксперимента
      Динамика сформированности образности речи у старших дошкольников
 
         Заключение 

         Список  использованной литературы 
 
 
 

         Введение: 

         Дошкольный возраст  является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с  характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
         У детей старшего дошкольного возраста речь достигает  высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
         Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного  возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных  предложений. Это свидетельствует  о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
         Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи [3,15].
         В ходе экспериментальной  работы в ДОУ нами были выявлены противоречия:
         1) между тем, что  в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития образной речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ;
         2) между тем, что  сказка является эффективным средством развития образной речи и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ.
         В связи с этим возникает проблема: каковы возможности  использования сказки как средства развития образной речи детей.
         Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось  выявление возможностей сказки как средства развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.
         Объектом  нашего исследования является процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
         Предмет исследования: сказка, как средство развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.
         Гипотеза  исследования: предположим, что система занятий по  сказке будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:
         - отбора образных  выражений с учетом постепенного  усложнения их структуры и  семантики, детского опыта;
         - элементарного осознания  детьми роли образных слов  и выражений высказывании;
         - активизации в  речи образных слов и выражений  в ходе свободной деятельности  детей.
         Цель, объект, предмет  и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
         1) Изучить теоретические  основы использования сказки  в формировании образности речи  детей старшего дошкольного возраста;
         2) выявить особенности  развития образной речи на  основе  сказки;
         3) разработать и  апробировать систему занятий с использованием  сказки в развитии образности речи старшего дошкольного возраста;
         4) проследить динамику  изменения уровня развития образной  речи детей в процессе экспериментальной  работы.
         В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем, анализ календарных планов воспитателей, педагогический эксперимент.
         Методологической  основой нашего исследования являются теории развития детской речи, психолого-педагогические исследования особенностей речи.
         База исследования: данное исследование проводилось на базе НДОУ Детский садик №183 ОАО РЖД “Здоровичок”.
         Практическая значимость исследования заключается в возможности  использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений.
         Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольников средствами сказки
         1.1. Психолого-педагогические  исследования в  области развития  образной речи  старших дошкольников  средствами сказки
         Образность речи – это выразительно-изобразительные  качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).
         Образные средства это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).
         Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение (А.А. Потебня, В.П. Палиевский, М.Н. Макарова и другие).
         Николай Васильевич Гоголь писал: «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось  из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Писателя восхищает метко сказанное слово, то есть слово образное, живое, эмоциональное. Именно оно не оставляет равнодушным к ним слушателя и читателя.
         Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.
         Картинность описаний создает тропы (от греч. тропос. (образ.) слова, употребленные в переносном, образном значении). Тропы нужны  художнику слова для наглядности  изображения предметов, явлений, картин природы, тех или иных событий. [16; 6]
         Иногда неправильно  считают, что к тропам обращаются лишь при изображении необычных, исключительных картин. Тропы могут  быть и яркими средствами реалистических написаний, лишенных реалистического  ореола. В таких случаях самые обыкновенные слова обретают большую выразительную силу.
         Можно привести немало примеров, как с помощью тропов изображаются явления, лишенные возвышенного, романтического ореола; предметы неэстетические, вызывающие у нас отрицательную  оценку.
         Тропы могут живописать и явления неэстетические, которые все же нас волнуют. Для стилистической оценки тропов важна не их условная красивость, а их органичность в тексте, обусловленность их содержанием произведения.
         В то же время важно  заметить, что в художественной речи используется своеобразный стилистический прием, когда писатель намеренно отказывается от тропов и употребляет все слова только в их точных значениях.
         Такая художественная речь, в которой все слова используются в прямом значении, называется автологической, в отличие от металогической, оснащенной тропами. Отсутствие тропов в речи еще не свидетельствует о ее бедности, невыразительности. Все зависит от мастерства писателя, поэта. Однако если он не использует тропов, условием художественности речи является наблюдательность автора, его умение подчеркнуть характерные детали, точность словоупотребления и т.д. В речи же, насыщенной тропами, мастерство писателя проявляется в искусной метафоризации, в привлечении разнообразных стилистических приемов для создания ярких художественных образов.
         Стилистика образной речи сложна и многопланова, ее изучение требует детальной характеристики всех тропов, которыми так богат  наш язык, и творческого освоения их мастерами художественного слова. Ведь одни и те же предметы и явления писатели изображают по-разному, у них художественные образы всегда самобытны, неповторимы.
         Если же образное словоупотребление начинает повторяться  и те или иные тропы становятся привычными, они могут закрепится в языке, как новые значения слова  (время летит, вихрь событий) или стать фразеологизмами (совесть заговорила, как две капли воды). Такие тропы называют общеязыковыми в отличии от авторских. Причем любой троп может стать общеязыковым. При этом прямое значение слова стирается, а иногда утрачивается совсем. Поэтому употребление языковых тропов не рождает в нашем представлении художественных образов, от чего они мало интересны в стилистическом отношении.
         А бывают и такие  тропы, употребление которых нежелательно, потому что они не только не создают образа, но и обесцвечивают слог, делают язык невыразительным. И тогда говорят уже не о тропах, а о речевых штампах.
         Культура речи является важнейшим условием воспитания общей  и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
         Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного  детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность [43;146].
         Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.
         О.С. Ушакова в  качестве ведущей цели обучения рассматривает  развитие «хорошей речи». Это понятие  характеризуется богатством словаря, точного и выразительного. «Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Ушакова одной из важнейших задач речевого развития дошкольников считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений [44;35].
         Одним из наиболее эффективных  путей развития образной речи дошкольников, исследователи признают использование  разных жанров литературы, устного  народного творчества, в особенности - русской народной сказки.
         Сказка - это кладезь  народной мудрости, традиций и языка - об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально  и нравственно, развивает воображение  и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
         Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.
         Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и  сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.
         Через особую организацию, интонационную окраску, использование  специфических языковых средств  выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение  народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
         В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и  конкретным предметом - к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития - к слову образному [9,10,13,46].
         Исследования О.М. Дьяченко показали, что образование  ассоциаций лежит в основе физиологических  процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами [14;131].
         Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными  средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
         Л.Б. Берегова, В.И. Логинова указывают на то, что у старших  дошкольников возникает также умение не только замечать выразительное, яркое  слово, но и осознавать его роль в  тексте [13;7].
         З.А. Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смысл слова, фразеологический оборот [12;21].
         Поэтому в старшем  дошкольном возрасте появляется возможность использовать русские народные сказки как средство развития образности речи.
         Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного  языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [40;182].
         Е.А. Флерина придает  большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая  сказку, ребенок вновь и вновь  переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [50;120].
         Таким образом, ученые указывают на возможность и необходимость  развития образной стороны речи детей  в старшем дошкольном возрасте.
         Для того, чтобы выявить  возможности сказки как средства развития образности речи, нам необходимо выяснить особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте.
         1.2. Особенности развития  образной речи  детей в старшем  дошкольном возрасте
         Важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием  произведений художественной литературы, которая является черпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи, прежде всего, видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.
         Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм.
         В старшей группе у детей продолжают развивать  интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров.
         У детей воспитывают  способность замечать некоторые  выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.
         Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при  пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.
         В дошкольном возрасте к играм и песням прибавляются упражнения ребёнка в овладении  родным языком. Успехи развития ребёнка  в языке за этот сравнительно короткий период жизни до школы поразительны. Буслаев, виднейший методист русского языка, ещё задолго до Ушинского писал: «Отечественным языком обладает уже в некоторой степени даже семилетнее дитя; он стал его духовной собственностью, как бы всосан вместе с молоком матери; дитя даже не может существовать без него» [21; 24].
         Ребёнок усваивает  родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.
         В педагогике детских  садов в большой степени принято  возлагать надежды на то, что сказки способны образовывать образный язык. Конечно, этот совершенный образец не может не оказать влияния на язык ребёнка, но насколько же сильнее будет оно, если сказка предстанет перед ребёнком как плоть от плоти живого языка. Однако случается, что почва эта оказывается суха, язык педагога беден, формален и мёртв.
         Живой народный русский язык обладает ни с чем несравнимыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным.
         Народная речь отличается образностью. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления.
         Блестящим примером образности языка является язык сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка, и чем  чаще он их слышит, тем в большей  степени впитывает он гармонию слова. Однако обычная разговорная речь воспитателя с детьми (рассказ, беседа) должна быть по возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне осуществимо при тщательной работе над своим языком.
         В русском языке  сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы, и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.
         В народном языке  эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь–это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим  внимательно на крыло ворона, и  бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.
         Сказки издавна  составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной  педагогикой и прочно вошли в  детский быт.
         В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства.
         Сказки животного  эпоса вводят ребёнка в мир  животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
         Волшебные сказки открывают  просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской  народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса».
         Просто и живо рассказанная сказка производит сильное  впечатление на чуткую душу ребёнка. Ребёнок живёт образами и событиями сказки. Он не только готов ещё и, ещё слушать её, но и сам охотно рассказывает.
         Формирование образной речи имеет огромное значение для  развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей  в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
         Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно [45,46,5].
         Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются так называемые тропы - приемы изменения основного  значения слова. Они помогают автору по-новому показать самые обычные  предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, то есть комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию старших дошкольников.
         В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки  произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона  речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
         Согласно исследованиям  мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который  позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности.
         С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями - нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., - словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность [30;495].
         Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что для  маленького ребенка выразительные  моменты являются не стилистическими  средствами или приемами, которые  сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительности. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе русской народной сказки[30;518].
         Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки  в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения - это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
         Во всех исследованиях  подчеркивается, что эмоционально-выразительная  сторона развития речи имеет большое  значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий [43;94].
         Как доказано другими  исследователями, эмоциональность  ребенка создает предпосылки  и возможности для дальнейшего  развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для  того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания[51,].
         О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, то есть основная задача - не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи [43;94].
         Умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте.
         Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения - "опредмечивающий" и образ "включение". Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию.
         Таким образом, в  старшем дошкольном возрасте у детей  имеются представления о средствах  выразительности, они понимают смысловое  богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
         Исходя из того, что  дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте сказки, выявим возможности  использования сказки как средства развития образной речи у старших дошкольников.
         1.2.1 Рассказывание сказок  детьми
         Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение.
         Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. [22;189]
         Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребёнку воспроизвести  последовательность событий, напомнить  то, или иное выражение. По мере того как ребёнок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель всё больше переходит в роль заинтересованного слушателя. Судя по тому, как дети сами рассказывают сказки, впечатление, производимое на них сказкой, сильно не только её образами, но также напевностью языка, лиричностью. Песенный элемент сказки не только не пропускается детьми, а он первый как бы связывает в памяти детей последовательность событий. Драматический элемент сказки дети редко выделяют, подчёркивают. Для них характерно именно эпическое изложение.
         К этому искусству  детей следует относиться очень осторожно, давая ему развиться, окрепнуть. Не следует выносить его напоказ. Даже в обычной обстановке ребенок только изредка должен рассказывать перед группой, да и то в общем для всех детей порядке.
         1.3 Своеобразие волшебной  сказки как особого жанра детской литературы
         Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет  в него оптимизм, веру в торжество  добра и справедливости. За фантастичностью  сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.
         За сказочной фантастикой  всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного  жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.
         Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она  не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей  всех возрастов.
         В сказках дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
         Сказка имеет большое  познавательное и воспитательное значение.
         Сказка – понятие  обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести  то или иное устное прозаическое произведение к сказкам.
         Принадлежность к  эпическому роду выдвигает такой  ее признак, как повествовательность  сюжета.
         Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.
         Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива».
         Волшебная сказка –  самая традиционная и самая популярная разновидность народной сказки, в  ней во всей полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся  целостный художественный мир. Не удивительно, что говоря «сказка» мы чаще всего имеем в виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с маленьким читателем на протяжении многих лет.
         Все мы с детства  отлично представляем себе, что такое  волшебная сказка. И всё-таки стоит присмотреться к ней ещё раз и попытаться понять, в чём же секрет её вечного очарования, в чём её непреходящая ценность.
         Самый главный признак  сказок вообще во всей полноте раскрывается именно в этом жанре: сказка основана на вымысле, мы заранее знаем, что перед нами нереальный мир.
         Волшебная сказка –  это торжество вымысла, она соткана  из чудес. Она переносит читателя в вымышленный мир, отрывает от обыденности  и уже этим привлекает его внимание: «В некотором царстве, в некотором  государстве жил-был царь» («Царевна-лягушка»). Иван-царевич отправляется за Жар-птицей «сам не зная, куда» или за Василисой Премудрой «за тридевять земель, в тридесятое царство, в подсолнечное государство», а одна из сказок и вовсе называется «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
         Художественное пространство сказки не имеет никакого отношения  к реальному, оно максимально  удалено от реальных мест: «близко  ли, далеко ли, низко ли, высоко ли…» – излюбленная присказка. Столь  же своеобразно и сказочное время: оно течёт не так, как настоящее, и может замедляться и ускоряться в зависимости от развития действия. Отсчёт времени ведётся от одного эпизода к другому, от последнего значительного события: «на другой день после свадьбы» («Царевна-лягушка»), «на первую ночь» – после того, как царь посылает сыновей сторожить яблоки («Иван-царевич и серый волк»), «на третью ночь» – после смерти отца («Сивка-бурка»). А иногда неизвестно даже, сколько времени прошло между событиями: «много ли, мало ли времени прошло – посылают Емелю опять за дровами» («По щучьему веленью»).
         Сказочное время  замкнуто само в себе, сказка начинается с нуля, а в финале время останавливается, перед нами замкнутый мир, где  даже время течёт по иным законам. Например, излюбленный стилистический приём сказки – троекратное повторение – замедляет развитие действия, а в финале время, напротив, ускоряется: «Разговоры тут были коротки: весёлым пирком да за свадебку» («Сивка-бурка»). Кстати, свадьбой заканчивается большинство волшебных сказок, а их сюжеты – это истории поиска или завоевания возлюбленной. Эти сюжеты сложны и увлекательны, они состоят из нескольких эпизодов, связанных с задачей главного героя. Как правило, он получает очень трудное задание: победить могущественного врага, найти «то – не знаю что» и вернуться обратно живым. Самый устойчивый сюжетный мотив – это путешествие: герой непременно отправляется в неведомые края и преодолевает серьёзные препятствия. Все персонажи волшебной сказки разделяются на две группы: герои и их помощники, с одной стороны, и враги, и их помощники – с другой. При этом враг изначально гораздо сильнее главного героя, а по ходу действия его сила может и возрастать: у Змея Горыныча вместо трёх отрубленных голов вырастает шесть и девять. Возможности же главного героя, напротив, вначале преуменьшаются: «Жили-были старик да старуха. У них было три сына – два старших умниками слыли, а младшего все дурачком звали. Старших старуха любила – одевала чисто, кормила вкусно. А младший в дырявой рубашке ходил, черную корку жевал» («Летучий корабль»). Так создаётся эффект неожиданности: младший нелюбимый сын, «Иванушка-дурачок» побеждает любое «чудо-юдо», выполняет самые сложные задания царя, а в финале и вовсе превращается в красавца, женится на царевне и сам становится царём. Вот здесь на помощь герою и приходят чудесные животные или волшебные предметы: говорящая щука, сивка-бурка, серый волк, шапка-невидимка, волшебный клубочек, скатерть-самобранка.
         Исследователи полагают, что чудеса необходимы в сказке как  раз для того, чтобы объяснить необъяснимое: мгновенные перемещения, превращения, победа слабого над сильным. При этом заслуги самого героя ничуть не умаляются: ведь помощь он чаще всего получает за свою доброту, энергичность, трудолюбие, отвагу. Емеля пожалел щуку, Иванушка не побоялся трижды ночевать на могиле отца, Иван-царевич отпустил медведя, зайца и селезня. На протяжении сказки решается вопрос о ценности героя, он совершает ошибки и исправляет их, проходит множество испытаний, прежде чем получает заслуженную награду. Для того чтобы добро восторжествовало, герою приходится приложить немало усилий, а подчас и измениться самому. Сказка не просто констатирует победу добра над злом, не просто утверждает веру в торжество справедливости. Она показывает нелёгкий путь к этому справедливому положению вещей и тем самым формирует представление о том, каким должен быть и как должен поступать человек, иначе говоря – всю систему этических ценностей. Несмотря на всю свою фантастичность, сказка не совсем оторвана от действительности, в ней нашли отражение древние народные верования и обычаи, а также представления наших предков о мироустройстве. И хотя главная мысль сказки не нова, она ничуть не тускнеет от многократных повторений: человеческие возможности неограниченны, а добро обязательно восторжествует над злом.
         Об этих сложных  вещах волшебная сказка рассказывает простым и поэтичным языком. Её стилистика устойчива, ряд приёмов  повторяется из сказки в сказку. Традиционны присказки и концовки: «жили-были старик со старухой» (муж  и жена, дед и баба…), «в некотором царстве, в некотором государстве…», «и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец». Для перехода от одного сюжетного эпизода к другому или характеристики героев тоже используются устойчивые формулы: «долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать». Мы уже упоминали о сказочных повторах, чаще всего троекратных: царевна-лягушка выполняет три задания царя, Иван – крестьянский сын трижды сражается с чудом-юдом, Андрей-стрелок трижды отправляется в путешествие: на тот свет, в тридесятое царство за котом-Баюном, а потом и вовсе «туда – не знаю куда». Используются в сказке и постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «верный конь», «мать сыра земля». Когда-то все эти приёмы облегчали задачу сказочникам, помогали удерживать сказку в памяти и привлекать внимание слушателей. Сегодня они помогают маленькому читателю, делают замысловатые сюжеты лёгкими для восприятия, развивают языковой вкус.
         Дошкольный возраст  – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребёнка.
         Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя её главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и присвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания. Итак, в сказках главное – понимание их смысла, проникновение в их содержание. 
 
 
 

         Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию образности речи у старших дошкольников в процессе ознакомления с волшебной сказкой
         2.1. Выявление уровня  сформированности  образности речи детей старшего дошкольного возраста
         Художественная литература является действенным средством  умственного, нравственного и эстетического  воспитания, оказывает большое влияние  на общее развитие ребенка, непосредственно  способствует формированию готовности к учению.
         В поэтических образах  художественная литература открывает  и объясняет ребенку жизнь  природы и общества, сложный мир  человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему  образцы правильного литературного  языка.
         Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями
         Сказка – это  кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
         Сказка оказывает  огромное влияние и на развитие и  обогащение речи ребенка.
         Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.
         Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
         В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и  конкретным предметом – к слову  обобщающему и только при условии  эмоционально-эстетического развития – к слову образному[25;85].
         Образование ассоциаций лежит в основе физиологических  процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение  в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.
         Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
         Поэтому целью констатирующего  этапа эксперимента стало выявление  уровня сформированности образной речи у детей 5–6 лет.
         На констатирующем этапе эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольные  группы, состоящие из детей старшей  группы.
         С целью определения  уровня сформированности образной речи у детей 5–6 лет нами использовалась методика, предложенная Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой, конкретизированная к задачам нашего исследования.
         Детям было предложено четыре задания.
         Результаты выполнения заданий в экспериментальной  и контрольной группах выглядят следующим образом.
         Таблица 1. Результаты сформированности у детей экспериментальной группы образной речи:
Умение сравнивать и подбирать эпитеты Умение подбирать  синонимы Умение подбирать  антонимы Речевые умения Общее кол-во баллов
Антошин Алексей 2 1 1 2 6
Бузеева Ольга 2 2 1 2 7
Бакланова Татьяна 2 2 2 2 8
Воронов Дима 1 1 1 1 4
Павлюк  Андрей 1 1 2 1 5
Ерзова  Лиля 1 1 2 2 6
Кривова Наталья 1 1 1 1 4
Стрюкова  Светлана 2 2 2 2 8
Иванов  Сергей 1 1 1 1 4
         Средний балл:
         а). 1,5
         б). 1,3
         в). 1,4
         г). 1,7
         д). 5,7
         Таблица 2. Результаты сформированности у детей контрольной группы образной речи
Умение сравнивать и подбирать эпитеты Умение подбирать  синонимы Умение подбирать  антонимы Речевые умения Общее кол-во баллов
Вахнина Ирина 1 1 1 1 4
Копытин Сергей 1 2 1 1 5
Гузеева Настя 1 1 1 1 4
Клинг Ирина 2 1 1 1 5
Ваулина Кристина 1 1 1 1 4
Ольхин  Андрей 2 1 2 2 7
Мишенькин Данила 2 1 1 1 5
Нестерова Настя 1 2 2 1 6
         Средний балл:
         а). 1,3
         б). 1,2
         в). 1,4
         г). 1,2
         д). 4,8
         Образная речь детей 5–6 лет характеризуется тремя  условно выделенными уровнями: высоким, средним, низким.
         Высокий уровень: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию, в логической последовательности излагать своё высказывание, точно передавать художественный замысел произведения; умеет правильно построить простые и сложные предложения в своем высказывании умеет использовать разнообразные средства связи; умеет правильно использовать в своем высказывании изобразительно-языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, эмоционально-оценочные слова);
         Средний уровень: Ребенок  в основном правильно умеет подбирать  сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью  к педагогу; умеет без затруднений  воспринимать и понимать художественную информацию, передавая самые общие представления о художественном замысле произведения, умеет правильно строить предложения в своем высказывании, умеет частично использовать разнообразные средства связи, умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;
         Низкий уровень: Ребенок  затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью  к педагогу. Ребенок не умеет правильно  воспринимать художественную информацию, испытывает трудность в логической последовательности излагать своё высказывание. Не умеет передавать художественный замысел произведения; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать средства связи; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.
         Результаты анализа  выполнения заданий детей позволили  определить исходный уровень сформированности образной речи у дошкольников: высокий  уровень соответствует 10–12 баллам, средний уровень 9–6 балла, низкий уровень 4–5 балла.
         Детей с высоким уровнем сформированности нет в обеих группах.
         На среднем уровне находятся в экспериментальной  группе 5 детей (50%), в контрольной  группе 2 (20%) детей, на низком соответственно 5 (50%) и 8 (80%) детей.
         Анализ ответов  детей показывает, что у многих детей обеих групп вызвало  затруднение задание по подбору  синонимов. Так, 3 детей экспериментальной  группы и 5 детей контрольной из 10 предложенных слов, правильно подобрали  синонимы лишь к 4 словам; 3 детей экспериментальной и 3 детей контрольной групп подобрали менее 4 синонимов.
         Затруднение вызвало  задание по подбору антонимов. В  контрольной группе не справились с  этим заданием 6 детей (60%), а в экспериментальной 3 детей (30%), 4 детей (40%) в контрольной и 7 (70%) детей справились с этим заданием частично.
         Наибольшее количество фишек в эксперименальной группе набрал Антошин Алексей – 9 фишек, наименьшее – Гузеева Настя -3 фишки. В контрольной группе Воронов Дима набрала 7 фишек (наибольшее количество по группе) и Ярцев Артем набрал 2 фишки (самое наименьшее количество).
         Качественный анализ результатов выполнения третьего задания  показал, что в рассказах недостаточно присутствует субъективное отражение  эстетически значимого объекта  действительности, воплощенного в художественных произведениях. Многие дети испытывали затруднение при рассказывании сказки, редко использовали в своей речи синонимы, антонимы и обобщающие слова.
         Особое удивление  вызвал тот факт, что у некоторых  детей вызвало затруднение в названии героев сказок, которые известны детям с младшего возраста.
         Дети экспериментальной  группы к показу выбрали сказку «Репка», а контрольной «Колобок».
         Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа  сказки, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.).
         У 8 детей (80%) контрольной  группы трудности в составлении  пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Исследование выявило низкий уровень речевых умений, используемых детьми.
         Речь детей поразила однообразием. Дети не проявляли желания  рассказывать, а тем более показывать сказку. Художественные впечатления их бедны, они не обменивались впечатлениями от увиденного ими маленького спектакля, которые показывали их друзья. Речь детей была маловыразительной и непоследовательной.
         У многих детей в  рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа – деда, или колобка), что свидетельствует о недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У 7 детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей.
         Результаты выполнения третьего задания свидетельствуют  о том, что у многих детей возникали  трудности в полной и точной передаче сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Один ребенок, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У 8 детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены. В целом ряде случаев, при сочетании грубых нарушений, рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.
         При пересказе сказки наблюдались отдельные специфические  нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения. Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.
         На основании проведенных  исследований мы сделали следующий  вывод: у детей контрольной группы отмечается значительное отставание в  формировании образной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной воспитательно-образовательной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние образной речи детей, которые необходимо учитывать при проведении дальнейшей работы.
         2.2 Методика формирования  образности речи  детей в ходе  эксперимента
         Образная речь является составной частью культуры речи.
         Формирование образной речи имеет огромное значение для  развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
         Несмотря на ряд  исследований посвященных анализу  выбранной нами проблемы, специальных  исследований по особенностям образной речи детей 5–6 лет нет, что так  же свидетельствует об актуальности данной проблемы, но, несмотря на это в процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности образной речи детей 5–6 лет, среди которых:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.