Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Программа профилактики экстремизма среди студенческой молодежи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Программа профилактики экстремизма  среди студенческой молодежи.  

Характеристика  деятельности субъектов  профилактики экстремизма  среди молодежи 

     В моменты значительных потрясений и  переломов, периодически возникающих  в процессе развития любого общества и связанных с существенными  деформациями условий и образа жизни  людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и  неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из наиболее опасных негативных характеристик  социально-политического процесса.
     Распространение экстремизма в России стало одной  из острейших проблем. Увеличивается  количество преступлений, поднимается  уровень насилия, его проявления становятся все более жестокими  и профессиональными. Особое место  в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи, связанное с  совершением действий насильственного  характера по различным мотивам.
     Развитие  экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что  детская, подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а  поскольку это связано с развитием  «анормальных» установок в групповом  сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы  поведения, оценки социального взаимодействия - то есть в широком смысле связано  с социальной и политической культурой  российского общества в ее проективном  состоянии.
     Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто  совершают преступления молодые  люди в возрасте 15-25 лет. Молодежь также  чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике основная масса  таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более быстрыми темпами, чем преступность взрослых  [33].
     В обществе молодежь рассматривается  как большая социальная группа, имеющая  специфические социальные и психологические  черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых  людей и тем, что их социально-экономическое  и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии  становления.
     Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления  возможных выгод. И если учесть, что  для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться. Отсутствие навыков  в разрешение даже несложных конфликтных  ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.
     Включаясь в общество, по выражению Дюркгейма, «стоящее над человеком», молодежь обладает в нем заведомо низким социальным статусом. Поскольку во всех обществах  понятие старшинства имеет помимо возрастного еще и социально-статусное  значение, молодежь страдает от неравенства  социального положения, прежде всего, по сравнению с взрослыми. Ее относительная  непривилегированность основывается на довольно устойчивом эйджеизме (возрастной дискриминации), различные проявления которого присутствуют в социальных отношениях между возрастными группами. Занимая ведущие позиции в социальной структуре общества, взрослые обладают достаточными возможностями для ограждения собственного статусного положения и оттеснения нежелательных конкурентов из числа молодых.
     Многие  проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные  возможности семейной жизни и  семейного воспитания. Реализация этого  направления требует решения  комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
     Большинство выходцев из неблагополучных семей, которые страдают отклоняющимся  поведением, являются не политическими  экстремистами, а молодыми правонарушителями: хулиганами и т.д. Часто – членами  преступных группировок. Экстремизм –  это идеологизированная агрессия. То есть агрессия, в основе которой лежат политические, социальные идеи, либо их фрагменты. Этим она отличается от «обычного» преступного поведения. С другой стороны, она тем и опасна. В неблагополучных, или «трудных» семьях мы встречаем целый набор патологий. Но чаще – пьянство, наркоманию, преступность, нравственное падение. Задача государства в этом плане – не допустить этих проявлений, обеспечить профилактику преступного, асоциального поведения в целом. Работа должна включать и нравственное, патриотическое воспитание.
     Во-первых, требует решения проблема подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов;
    основы взаимоотношения в семье;
    внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;
    основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи.
     Во-вторых, создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
     Обстановка  в семье — та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения  растущего человека. С раннего  детства ребенок именно в семье, в обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает  то, какими должны быть отношения между  людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и  поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий  семьянин, человек, создающий, укрепляющий  и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
     Следует подчеркнуть, что безнравственная  обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
     В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.
     Как правило, в каждой нормальной семье  родители заинтересованно относятся  к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко  приводит к типичным ошибкам. К наиболее характерным можно отнести:
    антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частно сти, выделял авторитеты подавления, чванства, педантизма, резонерства, подкупа;
    утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всегда. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно.
     В-четвертых, формирование у ребенка твердых  нравственных ориентиров, нравственной позиции.
     Речь  идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.
     В-пятых, воспитание с раннего детства  волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
      Волевые качества — это тот инструментарий, который  позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социальнонегативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
     В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
     В-седьмых, недопущение приобщения детей и  подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
     Значительная  часть проступков со стороны молодежи совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщение молодого человека к наркотикам, с  одной стороны, способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к действиям уголовно наказуемым.
     В процессе воспитания ребенку с раннего  детства постепенно и убедительно  разъясняют, сначала в семье, а  потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. И все  же наиболее действенным средством  высnупает личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.
     В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над  собой.
     Важнейшая задача воспитания — подготовить  человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании  возрастает. Семья в этом плане  не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых  качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.
     В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
     В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним  воспитателем — коллективом. При  этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
     Путями  усиления воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
    повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
    создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
    развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
     Единство  семьи и школы объединяет и  усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:
    организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);
    повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;
    создание попечительских родительских организаций при образовательном учреждении;
    приобщение родителей к активному участию в мероприятиях класса, школы;
    посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);
    помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.
     Большую роль играют также личностные факторы  такие, как деформация системы ценностей, «нездоровая» среда общения, преобладание досуговых ориентаций над социально  полезными, неадекватное восприятие педагогических воздействий, отсутствие жизненных планов.
     Значительное  влияние на развитие, воспитание ребенка  оказывают те люди, которые непосредственно  взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.
     Ребенок уже в детском саду оказывается  в окружении определенного круга  лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер. Данный факт говорит о том, что от родителей, воспитателей требуется большое искусство в умении управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. Требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника в том или ином окружении от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.
     Как было показано выше, роль семьи равно велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения. В последние годы в России появилось и получило развитие новое научное направление, за которым закрепился термин семейная криминология. Под семейной криминологией понимается научное направление, которое в рамках общей криминологии изучает находящиеся в семейной сфере причины преступности и обусловленное ими экстремистское поведение, а также реакцию общества на то и другое в целях уменьшения преступности.
     Таким образом, молодежь оказывается в  большинстве своем беззащитной  перед влиянием преступности. Одна часть молодежи «погружается» в  мир криминальных отношений, а другая пытается изолироваться от этого  мира. В целом для всех молодежных групп свойственно тревожное  социально-психологическое состояние, превалируют чувства опасности  и безразличия к происходящим среди молодежи криминогенным процессам. Все это создает социальную и  социально-психологическую почву  для экстремизма молодежи [2].
     К другим факторам влияющим на появление экстремизма среди молодежи можно отнести, прежде всего,  неразвитость институтов гражданского общества и их недостаточное внимание к проблемам молодежи. Существующие некоммерческие общественные организации (НКО), не являются полноценными инструментом, способным оказывать какое-либо влияние на ход общественного развития. Зачастую они получают гранты от зарубежных общественных организаций и фондов под реализацию каких-либо конкретных социальных программ и благотворительных акций - оказание материальной помощи детям-сиротам, старикам, малоимущим, организация культурно-массовых мероприятий, издание газет и специализированной литературы. Однако НКО не располагают значительными финансовыми, людскими, организационными и информационными ресурсами для проведения серьезных целевых программ, направленных, в первую очередь, на молодежный сегмент общества. В результате единственным субъектом, способным значительно воздействовать на текущие процессы в молодежной среде, остается государство в лице средних и высших учебных заведений, а также отделов по делам молодежи различных уровней исполнительной власти.
     К настоящему времени имеются различные  специализированные учреждения, в которых  проводится воспитательная, реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. Многие являются учреждениями закрытого или полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо по направлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправления используются различные возможности, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно - досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа. Практикуется и приглашение для работы с воспитанниками самих родителей.
     Комитетом по делам молодежи формируются специальные  центры по работе с детьми девиантного  поведения по месту жительства (например, «Форпост» С. Т. Шацкого, «Четвертый мир» в г. Москве и др.). Таких центров пока немного. Создаются они и на общественных началах. В них активно проводятся мероприятия культурно - досуговой, физкультурно-оздоровительной, туристской и других видов деятельности, работают консультативные пункты по работе с детьми и родителями.
     В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии (или дети сами туда приходят), либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей.
     Однако  на сегодняшний день можно говорить о фактическом отсутствии целенаправленной федеральной молодежной политики и, как следствие, недостаточном внимании к проблемам молодежи в регионах и на местах. Это один из ключевых моментов, который необходимо учитывать  при решении проблемы молодежного  экстремизма. Разрозненные мероприятия, проводимые в регионах России - КВН, «Студенческая весна», «Солдатский конверт» и т.п., носят лишь развлекательный характер, но не оказывают должного воздействия на воспитание студенческой молодежи и формирование таких качеств личности, как патриотизм, веротерпимость, толерантность, чувство товарищества. Слабое или недостаточное внимание государства к вопросам культурного развития и морально-нравственного воспитания, решению молодежных проблем, отсутствие бесплатных дискотек, творческих кружков, спортивных секций, порождает у молодежи стремление самостоятельно заполнять свой досуг и часто приводит к негативным социальным последствиям - росту алкоголизма, наркомании, молодежной преступности, аполитичности, а подчас и открытому недовольству существующей властью и росту различных форм экстремизма, в том числе религиозного и политического.
     В последнее время стало популярным введение целых программ на уровне области или района, для профилактики экстремизма.
     В нашем государстве в последнее  происходят конфликты на межнациональной  почве, убийства иностранных граждан, в том числе и иностранных  студентов. В связи с этим прокуратурой Юрьянского района систематически проводится проверка работы органов местного самоуправления, а также правоохранительных органов Юрьянского района по предупреждению экстремизма в районе. Так, деятельность по предупреждению экстремизма в районе осуществляется в рамках комплексной программы профилактики правонарушений в МО «Юрьянский района на 2006-2008г», в которой заложены основные профилактические мероприятия, направленные, в том числе и на предупреждение экстремизма. В частности блок вопросов посвящен профилактической работе в молодежной среде. Так, это организация обслуживания несовершеннолетних, вернувшихся их воспитательных колоний и детских домов, организация новых и работа существующих военно-патриотических лагерей для учащихся школ, проведение профилактической операции «Внимание дети!», создание на базе Юрьянской и Мурыгинской детских библиотек зональных информационных центров по проблемам детства и юношества, проведение работы по выявлению подростков, оставивших школу и не работающих. Все указанные мероприятия выполняются. Управлением культуры и социальной работы администрации Юрьянского района принят план по предупреждению экстремизма, РУО Юрьянского района проект плана мероприятий по формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма среди учащихся образовательных учреждений района, которые включают мероприятия профилактики экстремизма.
     Результатом такой работы является отсутствие фактов проявления признаков экстремизма  в районе. Работа прокуратуры района будет продолжена в указанном  направлении с целью недопущения  проявления признаков экстремизма.
     В Брянской городской администрации  утверждена программа «Комплексные меры профилактики проявлений терроризма и экстремизма на территории города Брянска», которая начала действовать  в городе с 2009 года. Противодействие  экстремизму — задача не только государства, для эффективной работы необходимы консолидированные усилия политических партий, общественных организаций, общества и всех граждан страны. Экстремизм — от хулиганских выходок  до серьезных актов вандализма и  насилия — крайне опасен. В основе этого явления, как правило, лежит  ксенофобия, национальная и религиозная  нетерпимость.
     Главная цель программы, рассчитанной на пять лет в три этапа, — профилактика проявлений терроризма и экстремизма в Брянске. На первом этапе, в 2009 году, должна быть создана правовая база и сформирована система профилактики террористических и экстремистских действий на всех уровнях и обобщен накопленный опыт. Второй этап (2010-2011 годы) предполагает развертывание единой системы профилактики и внедрение новых технологий. На заключительном, третьем этапе (2012-2013 годы) должны быть достигнуты намеченные ранее цели по оздоровлению обстановки в городе и повышению уровня защищенности граждан от преступных посягательств. Сложившаяся в настоящее время обстановка требует принятия радикальных мер, проведения массовой разъяснительной работы среди населения.
     Экстремистские  организации делают все возможное, чтобы привлечь в свои ряды как  можно больше молодежи, используя  при этом и ее желание развлечься, чем-то заполнить свое свободное  время. Большой вклад в развитие предпосылок к экстремизму среди  российской молодежи оказала так  называемая массовая культура, когда  распространяются скопированные не с лучших западных стандартов фильмы, кровавые боевики и триллеры, а  также телепередачи, воспитывающие  у молодежи жестокость, насилие и  желание его применения на практике. Посредством такого рода телепродукции разрушаются и видоизменяются многие морально-нравственные категории, внедряются далеко не лучшие образчики западных ценностей, пропагандируется культ денег и грубой физической силы, насаждается понятие вседозволенности [5, 258].
     На  книжный рынок России хлынул поток  литературы самого низкопробного качества. Значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно искалеченная массовой культурой, вырастает злой, бездуховной и жестокой, готовой  к насилию. Все это оказывает  значительное влияние на рост экстремизма  в молодежной среде. Реально представляя  грозящую опасность, необходимо предпринять  соответствующие меры, чтобы эффективно ей противостоять.
     Бесспорна роль средств массовой информации в  формировании мировоззрения детей  и подростков. Современные СМИ  несут исключительно многообразную, многоплановую информацию, но - без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями.
     Исследования  отечественных и зарубежных специалистов, да и сама жизнь свидетельствуют  о пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, пропагандирующей насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Такого рода информация бесконтрольно демонстрируется на всех каналах телевидения, представлена в огромном количестве. Все это постепенно формирует образ мыслей и действий у людей, не имеющих твердых нравственных устоев, выступает, как уже отмечалось, своего рода учебным пособием по криминальной деятельности. Следует, однако, подчеркнуть, что по телевидению предлагается и много полезной информации для развития детей и подростков, безусловно имеются интересные, поучительные видеозаписи. В этом плане резко возрастает роль родителей в управлении процессом общения ребенка с телевидением. Педагогически целесообразное руководство поможет разностороннему развитию детей и подростков и, одновременно, предупреждению их нравственного развращения.
     Издается  сегодня и множество полезной печатной продукции, которая также может активно использоваться в воспитательном процессе, способствовать формированию духовных взглядов и интересов детей и подростков, уводить их от разлагающей, низкопробной бульварной литературы и периодики.
     Одним из направлений, способствующих повышению  воспитательной роли СМИ, является по международному опыту, создание общественного  центра контроля за нравственной направленностью деятельности средств массовой информации. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи.
     Каждому человеку присущи свои информационные потребности, свои запросы к виду, качеству, объему информации. Информационные потребности выступают как фактор социальной зрелости, активности и самореализации личности. Существует понятие — информационно-педагогическая культура человека. Оно является показателем воспитанности человека, его отношения к СМИ как источнику идей и сведений, которые целесообразно использовать в процессе самообразования и самовоспитания.
     Используя религиозное прикрытие, образовательные, оздоровительные и культурные инициативы, религиозные деструктивные организации  формируют разветвленные хорошо управляемые структуры. Их реальная опасность для общества кроется  в открытой ненависти к другим религиям, агрессивности и непредсказуемости  поведения, что связано с употреблением  адептами культа алкоголя и наркотических  веществ. Молодежные объединения экстремистского  характера оказывают крайне вредное  воздействие на психику молодежи, способствуют антиобщественному, асоциальному поведению своих адептов, разрушению семей, интеллектуальной и духовной деградации.
     Увеличение  риска в поведенческих моделях  является общей характеристикой  современной российской молодежи. По отношению к таким явлениям как  экстремизм, требуются постоянная профилактика и сдерживание. Одним из методов  действенной профилактики экстремизма  является организация досуга молодежи. Существует ряд молодежных неформальных объединений, основой которых является стремление молодых людей организовать свой досуг, посредством творческого  и физического совершенствования. Естественно, большой популярностью  среди молодежи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие  виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам [33].
     Экстремистские  проявления наблюдаются у относительно небольшого круга молодых людей. В этой связи следует говорить о культуре и системе образования, как о сдерживающих факторах экстремистских проявлений.
     В современных условиях особенно остро  возникает вопрос о формировании у подрастающего поколения информационной культуры, которая позволит в определенной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.
     Приобщение  детей и подростков к участию  в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно - досуговых, туристских, театральных  и др.)
     Такие центры создаются в городах. Очень  многие из них открываются как  общественные, негосударственные, или  коммерческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, в том числе и отклоняющегося поведения.
     Следует, однако, иметь в виду, что имеют  место и такие организации, центры, которые предусматривают чисто коммерческие цели, далеко не всегда учитывающие особенности детей и подростков, пренебрегают нравственным аспектом их воспитания. В этом случае последствия деятельности центров могут быть негативными. Важно оградить детей от участия в них.
     Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению  негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой
     Следует подчеркнуть, что активизация самовоспитания молодежи — дело не только семьи, но и образовательных учреждений, социальных педагогов специализированных центров по педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитанию и исправлению. Включение объекта социальной педагогики в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действенность педагогической среды, в которой он находится, педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования.
     Действенность самовоспитания человека в преодолении  своего негативного поведения имеет  место, когда он достаточно самокритичен, способен к осмыслению своих действий, поступков и их последствий, владеет  методами и методиками самопознания, самоуправления, целенаправленной работы над собой. Особенно важной выступает способность человека управлять собой в критических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условиях обстановки).
     Таким образом, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков. Каждое из приведенных направлений имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения молодежи во многом зависит от того, в какой степени все изложенные выше направления находят реализацию на практике. Необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения [8, 220].
     Подростков  прошедших «школу» экстремизма  можно «вылечить». Главным образом  посредством оказания грамотной  психологической помощи, полного  включения этих ребят в позитивную среду развития. Такие задачи решает и созданная служба практической психологии в образовании и ряд  программ, реализуемых государственными и общественными структурами  в «проблемных» регионах. Именно эту  цель преследует новая стратегия  государственной молодежной политики, которая и призвана решать проблемы включения молодежи в активную общественную и экономическую жизнь страны
     Экстремистски настроенные молодые люди страдают дефицитом действия и постоянно «рвутся в дело». Однако, не факт, что таких молодых людей много в любой организации. Как раз наоборот, атмосфера большинства организаций далека от экстремистской и нет никакой опасности их постепенной трансформации в экстремистские группы. Связывать же экстремистские настроения малой части нашей молодежи со стремлением воздействовать на власть также не стоит. Гражданское общество – это совокупность общественных инициатив как раз призванных воздействовать на власть. Но нужно учить молодых людей правилам поведения, обоснованным с правовой, гражданской точки зрения действиям [25].
     Молодежи  свойственна психология максимализма. Деструктивные силы используют эту  возрастную особенность в своих  целях, нередко пытаясь под предлогом  патриотического воспитания навязать молодежи радикальные идеи, который привели к развитию и увеличению экстремистки настроенной молодежи. Растет число преступлений, порожденных социальной или этнической враждой.
     Росту экстремизма в молодежной среде  способствует употребление алкогольных  напитков и наркотиков. Требуются  более скоординированные меры по борьбе с алкоголизацией и наркотизацией прежде всего у подростков. Сейчас возросла игорная зависимость у подростков, что также влияет на развитие среди такой группы экстремисткой направленности. Именно в поисках денег на игру молодежь совершает грабежи и разбои [13].
     Рассмотря основные субъекты профилактики экстремизма, на основе полученной информации нами было составлена программа профилактики экстремизма среди студенческой молодежи.
     Обоснование актуальности:  Одной из серьезных проблем последнего десятилетия в нашей стране является проблема участия молодежи в неформальных объединениях экстремистского характера.
     Молодежь  является одной из наиболее уязвимых социальных групп. Издержки социально-экономического реформирования в России – безработица, наркомания, криминализация, трансформация духовно-нравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов – пришлись на период ее социализации и  создали благоприятную почву для распространения  экстремизма в молодежной среде.
     Российское  общество и особенно молодежь сегодня  слабо защищены от соблазнов экстремистской идеологии, поэтому исследования природы  и проявлений экстремизма и радикализма  чрезвычайно актуальны и практически  значимы.
     Молодежные  объединения экстремистской направленности являются серьезной проблемой для  любой страны современного мира, так  как способствуют формированию у  молодых людей установок, отрицающих многие ценности существующего общества.
     В России действует 141 молодежная группировка  экстремистского толка. В эти  группировки входит около полумиллиона человек. Такие данные содержатся в  докладе Московского бюро по правам человека.
     Анализируя  социальную и возрастную структуру  радикальных группировок, авторы доклада  Московского бюро по правам человека приходят к выводу, что наибольшей криминальной активностью отличаются 15-17-летние экстремисты, но общие возрастные границы простираются от 13 до 30 лет. Радикалы происходят из семей с различным  уровнем дохода, широко используют современные средства связи и  интернет. Тревожные сигналы усматривают  исследователи в том, что экстремистские группировки становятся все более  агрессивными, организованными и  политизированными, при этом «некоторые из них находятся под влиянием преступных сообществ», говорится в  докладе.
     Экстремистские  группировки, по данным исследования этого  центра учитывались отдельно от обычных  молодежных банд. Те совершают акты хулиганства или вандализма с  целью поразвлечься.
     Исследователи «Левада - Центра» заметили, что экстремистские настроения характерны именно для молодежи - ведь всего в обществе их разделяют  «в наиболее жестких нацистских формах» 4-6% граждан, в то время как среди  молодежи этот показатель доходит до 15%. И это пиковый уровень, достигнутый  за все время исследований.
     Цель: профилактика формирования экстремистских проявлений и направленности среди студенческой молодежи.
     Задачи:
     Способствовать  профилактике экстремистских настроений и проявлений среди студенческой молодежи
     Формировать установки толерантного сознания
     Целевая группа: студенческая молодежь учреждений высшего и специального образования (14-17 лет), так как распространение экстремистских настроений проходит наиболее выражено в этом возрасте. Молодежь в этом возрасте не только интересуется существующими организациями, но и активно принимает участие в их деятельности.
     Специалисты, привлекаемые к реализации программы: специалисты по социальной работе, социальные педагоги, работающие в образовательных учреждениях и сотрудники милиции (юристы).
     План  мероприятий:
     1.Лекция
     ТЕМА: «История становления и появления экстремизма в России»
     В конце лекции необходимо обязательно  обсудить с участниками основные вопросы по теме. Для этого можно  использовать вопросы:
    Что такое экстремизма
    В каких формах он проявляется
    Какое распространение получил в России
    Основные направление деятельности таких организаций
    Основные направление профилактики и борьбы с такими организациями
    Деятельность государства в данном вопросе
     После проведения лекции по теме «История становления  и появления экстремизма в  России» ребятам будет дано задание  самостоятельно найти ответы на вопросе в прессе и интернете о проблеме распространения экстремизма в России, а также основных законов и деятельности государства по предотвращению экстремистской деятельности в России.
     2. Лекция
     Лекция - на тему «Что такое толерантность»?
     В современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством  в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между  людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению  независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном  общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И  это страшно.
     Особенно  сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы  конфронтации на этнической почве. Толерантность  – ключевая проблема для всего  мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.
     Нестабильность  общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.
     Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.
     В процессе разрешения конфликтов важную роль играет толерантность.
     В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения  «tolerantia» – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
     Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности  в себе и сознания надежности своих  собственных позиций, признаком  открытого для всех идейного течения, которое не боится
     Слово «толерантность» имеет почти  одинаковый смысл в различных  языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком –  отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению  к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять  другого таким, какой он есть.
     Недаром была принята Декларация принципов  толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно.
     Толерантность – это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. Толерантность рассматривается как ценность, установка и личностное качество.
     Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности значительно  выше. Она отличается психологической  устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью). По направленности толерантности можно выделить:
     - внешнюю толерантность (к другим) – сформированное убеждение,  позволяющее личности допускать  наличие у других собственной  позиции, способности рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы;
     - внутренняя толерантность (внутренняя  устойчивость) – способность сохранять  равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать  в этих условиях
     По  сферам проявления толерантность различают  по следующим направлениям.
     Политическая  толерантность – терпимость к  людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.
     Научная толерантность – терпимость к  другим точкам зрения в науке, допущение  разных теорий и научных школ.
     Педагогическая  толерантность – терпимость к  собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.
     Административная  толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.
     Так как же трактуют вопрос о толерантности  в современной отечественной  педагогике, психологии, социологии. В  психологии считают, что толерантность  – это свойство биологической  или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – «культурная» направленность, где в основе лежит  понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.
     Согласно  Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО – толерантность  – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой  мира. Это утверждение и признание  многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных  отношений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.