На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Психологическое здоровье личности

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УО «Полоцкий  государственный университет» 

Финансово-экономический  факультет 
 

Творческая  работа по дисциплине
«Основы психологии и педагогики» 
 
 
 
 

«Психологическое здоровье личности» 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила студентка группы 10БК-1 

                        Сильченко Екатерина
   
    Проверил 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…...........................................................................................................3
    Вопросы изучения психического и психологического здоровья……………4
    Подходы к изучению психики………………………………………………...5
    Понимание психологического здоровья в современной психологии………7
    Отдельные феномены нарушения психологического здоровья……………..9
Заключение…………………………………………………………………….11
Список  использованной литературы…………………………………...……12
Приложение ………………………………………………………………..…13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических  условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.
       Современная психология обладает  целым арсеналом техник и технологий  психологического консультирования, психологической терапии, психологической  коррекции, психологической диагностики.  Именно этот круг вопросов  и относится, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить  как психологическое здоровье (характеризует  личность в целом, находится  в непосредственной связи с  человеческим духом), а не психическое  (имеет отношение к отдельным  психическим процессам и механизмам). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не "пациенту" (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а "клиенту" (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).
     Приспособление  людей к окружающей природной  и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется  с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо  подготовленные к жизни, не могут  адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопросы изучения психического и
     психологического  здоровья 

     На  всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого "не вкладывающегося в определенные рамки" поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием "злого духа", которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения. История содержит огромное количество фактов, когда "ведьм" и "колдунов" заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на "растерзание" возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к "умалишенным" как к "психически больным" людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.
     До  недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием  психических особенностей людей, поведение  которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры  дали подобные описания крайних вариантов  нормы, слабо выраженных (пограничных  с нормой) болезненных изменений  психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или  иные синдромы.
     Психологи занимались преимущественно исследованием  психики здоровых людей. Однако в  настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений о дискретности (прерывности) границ между "нормой" и "патологией".
     Все больше и больше определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин. По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим. Равно как и психолог должен быть знаком как с основными разграничениями между нормой и патологией, так и с различными формами психических расстройств.  
 
 
 
 

     Подходы к изучению психики 

     Здесь следует обратить внимание на взаимодействие, взаимопроникновение двух подходов к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрического (нозос – болезнь) и нормоцентрического. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.
     Причины психических болезней до сих пор  неясны, хотя о некоторых из них  говорят вполне достоверно. Установлено, что многие психические расстройства возникают под влиянием микроорганизмов (тиф или другое заболевание с высокой температурой могут вызвать стойкие приступы бреда); нарушения в нервной системе (повреждение лобных долей мозга может быть причиной нарушения ориентации в местонахождении и восприятии времени); генетическое наследование (болезнь Дауна, при которой нарушается хромосомная структура генного аппарата, приводящая к стойким интеллектуальным нарушениям – идиотии). Наконец, открытие психовозбуждающих и успокаивающих фармакологических веществ, влияния гормонального статуса на уровень психического самочувствия показали важную роль биологических механизмов в развитии некоторых поведенческих расстройств.
     Аномальное  развитие личности может различаться  в широком диапазоне – от легких (как вариант нормы) до глубоких (болезненных). Современная психология подразделяет все аномалии на невротические – неврозы (возникающие вследствие внутреннего конфликта) и психотические – психозы (появляющиеся в неспособности адаптироваться к реальности). Неврозы и психозы являются, как правило, следствием психических травм (моральные потрясения, стрессы, перегрузки, потеря близкого человека, отвергнутая любовь и др.) и являются социально и личностно обусловленными.
     Начало  другого подхода к пониманию  психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал  многие психические нарушения как  следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) – субъективная сторона этих конфликтов, возникающих  при рассогласовании целей, которые  ставит перед собой человек, и  средств их достижения.
Следствием  этого в последние десятилетия  психическое здоровье человека стало  предметом исследования и других наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии.
Понимание психологического здоровья в современной  психологии 

           Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующей все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Выделяют признаки, используемые психологами при описании психологического здоровья личности:
1. Осознанность  и осмысленность человеком самого  себя, своего взаимодействия с  миром.
2. Полнота  «включенности», переживания и проживания  настоящего.
3. Способность  к совершенствованию наилучших  выборов в конкретной ситуации  и в жизни в целом.
4. Способность  участвовать в сотворчестве с  другим человеком.
5. Способность человека пребывать в полноценном, подлинном диалоге и организовывать его.
6. Чувство  свободы, жизни «в соответствии  с самим собой» 
7. Ощущение  собственной дееспособности «Я  могу».
8. Социальный  интерес или социальное чувство, то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей.
9. Состояние  устойчивости, стабильности, определенности  в жизни и оптимистический,  жизнерадостный настрой. 
     Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека и его жизненных сил и предполагает устойчивое, адаптивное функционирование человека на витальном, социальном и экзистенциальном уровнях жизнедеятельности. Вместе с тем многие проблемы, возникающие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем: улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, различного рода психических зависимостей и др.
     Понятие "психическое здоровье индивида" широко используется в гуманистическом  направлении психологии, в рамках которого была предложена новая концепция "позитивного психического здоровья". Так, видный представитель этого  направления А. Маслоу отмечает, что  патологические нарушения психического здоровья – неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного  развития личности. Психически здоровые индивидуумы – это "люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации", имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности". По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям – наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др.
     Такой подход приводит к иным критериям  психологического здоровья. С этих позиций оно обеспечивает возможность  личностного выбора и автономного  развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность  выделять альтернативы, тенденции, исследовать  и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный  выбор и др.
     Еще одним критерием психологического здоровья среди многочисленных признаков  его выраженности является феномен  психического равновесия. Он включает гармонию взаимодействия различных  сфер личности – эмоциональной, волевой, познавательной. Ее нарушения приводят к личностным деградациям, деструкциям, социальной и персональной дезадаптации. Именно критерий психического равновесия связан и с целостным развитием  личности, ее адаптивными возможностями  и свойствами, их адекватностью реакций  на внешние воздействия. Считается, что психическое здоровье может  соответствовать и степени интеграции разнообразных событий своей  жизни (в контексте прошлого, настоящего, будущего), своего субъективного опыта  и личностно формируемых картин мира, и количество общих социальных систем, в которые включается человек 
     Нарушения психического здоровья не всегда определяются психическим заболеванием и связаны  не только с изменением организма, но и с отсутствием условий развития личности, включения в социальную структуру общества.
     Разграничение психологического и социального  здоровья человека весьма условно, т.к. свойства личности развиваются только в социуме, обществе, в которые  она включена. Анализ личности как  индивидуальной, социальной субъектности может дать более полную характеристику ее психологического здоровья.
     Все отмеченное позволяет рассматривать  социальное здоровье как меру активного  и автономного поддержания и  развития жизненных сил персональными  и социальными субъектами при  изменяющемся жизненном пространстве как совокупность особенностей восприятия личных и принятия общественных межсобытийных отношений. 

     Отдельные феномены нарушения     психологического здоровья 

     В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но  это существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия.
     Предложенная  концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает  и социально-динамические процессы экономики и культуры конкретного  общества, конкретного социума.
     По  мнению ряда авторов это создает  базис для кризиса адаптации  личности в современном нестабильном обществе, ее включения в социальную структуру. Из-за деформации социо - и  психокультурных моделей создаются  социокультурные трудности, определяющие когнитивный диссонанс, ценностную деструкцию личности, а, следовательно, и дисгармонию социокультурных  аспектов психологического здоровья. Кроме того, наблюдается дезинтеграция  психических механизмов личностно-экзистенциальной регуляции и функционирования, порождая парадоксальные характеристики индивидуальной и социальной субъектности. Последние  проявляются как отдельные феномены нарушения психологического здоровья:
     * дефекты и деформации культурного  развития психики;
     * социальная и личностная стрессированность; 
     * дезинтеграция процессов личностного  самоопределения и саморазвития.
     Появление аномалий психологического здоровья привели  и к формированию новых деструктивных (разрушительных) типичных характеристик личности. Среди них выделяют:
     * фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);
     * конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);
     *травматизированные (извлечения собственной выгоды вследствие последствий травматизации и виктимного воздействия на других людей);
     *агрессивные  (адаптирующиеся посредством интенсивного  подавления других людей и  устранения их как препятствий  на своем пути);
     * инверсионные (использующие различные  психологические маски для достижения  собственных целей),
     *дефенивные (утратившие способность к самопроизводству, находящиеся в состоянии психосоциальной летаргии), что формирует ее новую типологию:
     * маргинал (основная одновременная  ориентация на психокультурные модели как "социалистического типа", так и "нового типа", что детерминирует нахождение личности в постоянном психоэмоциональном напряжении);
     * эгоцентрист (человек, стремящийся  к социально-психологической автономии  и самостоятельно решающий преимущественно  свои социокультурные проблемы);
     * дефинзив (утративший интерес к социокультурной жизни и отказывающийся от активных форм включения в жизнь социума);
     * инфантил (личность с преобладанием стереотипных форм поведения и полного отказа от самостоятельного решения проблем);
     * харизматик (использующий манипуляцию как основной способ решения своих проблем).
     Таким образом, в современном обществе наблюдается широкий спектр процессов, приводящих к дезинтеграции жизненных  сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, т.е. деструкции психологического здоровья не только отдельных индивидов, социальных групп, но и составляют угрозу психологическому здоровью всей нации. Это создает условия для самых  разнообразных форм и видов деструктивного развития личности, асоциального (противоречит общественным нормам и принципам), аддиктивного (стремление ухода от реальности), делинквентного (противоправное) поведения. Ниже рассмотрим некоторые примеры персональных деструкций жизненных сил, психического развития личности и ее психического здоровья.
     * Агрессивность 
     * Стереотипизация (построение образа, на основе уже существующего)
     * Ригидность (неготовность к изменениям)
     * Неадекватность социальных оценок 
     * Суицидное развитие личности  и суицидное поведение 
     * Диссинхрония 
     * Зависть 
     Рассмотренные примеры деструктивного становления  личности, конечно же, не исчерпывают  всего многообразия, а как бы "оттесняют" его различные аспекты. Несомненно, факторы и условия, оказывающие влияние на негативное как целостное развитие личности, так и ее отдельные стороны, разнообразны. Но можно позволить выделить два системообразующих основания, определяющие все личностные деструкции:
     1. Возникновение таких состояний личности различной степени, при которых не всегда человек может собственными усилиями найти выход или решить проблему. Это связано с высокой скоростью социальных изменений, сопровождающихся ломкой индивидуальных, групповых и общественных ценностных конструкций, социальной, политической и культурной дезориентацией, трансформацией.
     2. Формирование психологических защит,  купирующих прогрессивное становление  и развитие личности, ее адекватности, требованиям современного общества.
     Реализация  возможностной индивидуальной и  социальной субъектности является одной  из важных составляющих психологического здоровья личности, что и осуществляется посредством формирования соответствующей  жизненной перспективы.
     Для сохранения психического здоровья необходимо сохранить равновесие внутреннее. В  качестве эмоциональной зарядки  можно предложить каждому индивиду произносить такую "Декларацию моей самоценности". Очень полезно  ежедневно (несколько раз в день, но наиболее эффективно – утром  и вечером) повторять позиции  этой декларации. Можно их использовать все вместе, можно – отдельные  из них, направленные на те стороны  личности, которые кажутся наиболее уязвимыми(см.Приложение 1). 
 
 
 
 
 

 

     Заключение  

       Таким образом, исходя из всего материала, можно выделить психологическое и психическое здоровье. Психологическое здоровье - это состояние устойчивого, адаптивного функционирования человека на жизненном, социальном и экзистенциальном (глубинном) уровнях жизнедеятельности. А психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.    
       Различие заключается в том, что психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с человеческим духом, а  психическое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам.
       Хотя до недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального, а психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей, то в настоящее время все больше и больше определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров.
         Существует два подхода к изучению психики: нозоцентрический
(многие  психические расстройства возникают  под влиянием микроорганизмов) и нормоцентрический (психические нарушения как следствия внутриличностных конфликтов).
       Выделяют отдельные феномены нарушения психологического здоровья:  дефекты и деформации культурного развития психики; социальная и личностная стрессированность; дезинтеграция процессов личностного самоопределения и саморазвития. Что приводит к формированию новых деструктивных характеристик личности: фрустрирующие, конфликтогенные, травматизированные, агрессивные, инверсионные, дефенивные. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

    Л.Д.Демина, И.А.Ральникова «Психическое здоровье и защитные механизмы личности ». Изд. Алтайского госуниверситета, 2000 г.
    Г.В.Оллпорт «Личность в психологии» - статья, 1956 г.
    В.А.Аверин «Психология личности». Изд. Михайлова В.А., 1999 г.
    Дж. Капрара, Д. Сервон «Психология личности». Изд. «Питер», 2003 г.
 
 

      Приложение 1
     Я – это Я. Во всем мире нет никого в  точности такого же, как Я.
     Есть  люди, чем-то похожие  на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
     Поэтому все, что исходит  от меня, – это  подлинно мое, потому что только Я выбрал это.
     Мне принадлежит все, что есть во мне:
     * мое тело, включая  все, что оно  делает;
     * мое сознание, включая  все мои мысли  и планы; 
     * мои глаза, включая  все образы, которые  они могут видеть;
     * мои чувства, какими  бы они ни были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; 
     * мой рот и все  мои слова, которые  он может произносить,  – вежливые, ласковые  или грубые, правильные  или неправильные;
     * мой голос, громкий  или тихий, и  все мои мечты,  все мои надежды  и мои страхи.
     Мне принадлежат все  мои фантазии, мои  мечты, все мои  надежды и мои  страхи.
     Мне принадлежат все  мои победы и успехи. Все мои поражения  и ошибки.
     Все это принадлежит  мне. И поэтому  Я могу очень близко познакомиться с  самим собой. Я  могу полюбить себя и подружиться  с каждой частью себя. Я могу сделать  так, чтобы все  во мне содействовало  моим интересам.
     Я знаю, что кое-что  во мне озадачивает  меня, и есть во мне  что-то такое, чего Я  не знаю. Но поскольку  Я подружился с  собой и полюбил  себя, Я могу осторожно  и терпеливо открывать  в себе источники  того, что озадачивает  меня, и узнавать все больше разных вещей обо мне  самом.
     Все, что Я вижу и  ощущаю, все, что Я  говорю и что делаю, что Я думаю  и чувствую в данный момент – это мое. И это в точности позволяет мне  узнать, где Я и  кто Я в данный момент.
     Я могу отказаться от того, что кажется  мне неподходящим во мне, и сохранить  то, что кажется  во мне очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.
     Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы  быть близким с  другими людьми, чтобы  быть продуктивным, чтобы вносить  смысл и порядок  в мир вещей  и людей вокруг меня.
     Я принадлежу себе, и  поэтому Я могу строить себя.
     Я – это Я, и Я – это замечательно.
     Приложение 2
     Разберемся  в себе по психологическому тесту
            Альберт Эллис предлагает психологический тест, который поможет выявить как положительные, так и негативные характеристики нашей личности. То есть, мы получим свой психологический портрет, вглядываясь в который, можно будет оценить достоинства и корректировать собственные недостатки.
Нарисуем  сказочного зверя
           Для проведения теста вам нужно проявить максимум фантазии и нарисовать на листе бумаги невиданное сказочное животное.
           Оно может иметь много ног или обходиться без них, обладать оперением или быть иглокожим. Голова его может быть большой или маленькой, повернута в ту или иную сторону, в пасти могут быть острые клыки или рот его может быть закрыт или даже «улыбаться». Все это, как и наличие глаз разной формы, рогов, хвостов, горбов, хохолков, когтей и прочих частей тела или деталей – все должно быть таким, как продиктует ваша фантазия. Точно так же, как и представление о том, является ли этот зверь хищником или, наоборот, питается плодами или ягодами.
           Придумайте ему какое-то название или кличку.
            Словом, руководствуясь своему внутреннему голосу, придумывайте самое невероятное, потому что только так можно выявить ваши скрытые привычки и предпочтения.
           Держите картинку перед собой и внимательно слушайте характеристики своей личности.
Анализ  теста на психологию личности
            Сначала отметим, в какой части листа вы поместили свой рисунок.
           Если вверху справа – вы позитивный человек, стремитесь к положительным эмоциям, устремлены в будущее. В то же время вы мало обращаете внимания на эмоции других людей и полагаете, что они думают так же, как и вы.
             Если рисунок внизу слева – то, наоборот, вы больше ориентируетесь на прошлое. Проявляете излишнюю деликатность во взаимоотношениях с людьми – до такой степени, что зачастую не хотите, чтобы вас замечали. Вы способны даже возводить на себя лишнюю вину.
          То есть, чем выше расположен рисунок, тем больше у человека амбиций и претензий на самоопределение, на признание собственных заслуг окружающими. И чем ниже, тем больше в нем неуверенности и нерешительности.
          Куда повернута голова животного. Если вы нарисовали ее повернутой вправо – это говорит о том, что вы ощущаете уверенность в своих поступках, в осуществимости всего, что планируете. Если голова повернута влево – вы слишком склонны к размышлениям и мечтаниям. Побаиваетесь активных действий, нежелание их совершать объясняете негативными реальностями окружающего мира.
          Если ваше животное держит голову прямо, то вы больше сосредоточены на себе, и предпринимаемые вами действия касаются в основном личных проблем. Когда же вы выходите за пределы этого круга, то вам приходится доказывать свою компетентность перед другими людьми.
            Наличие ушей у вашего несуществующего зверя говорит о том, что вы заинтересованы в информации о себе и активно реагируете на оценки окружающих в этом плане. В то же время не пытаетесь изменить свое поведение, если оно подвергается критике со стороны других людей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.