На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» 

Центр дистанционного образования 
 
 
 

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 

Курсовая  работа по дисциплине «Национальная экономика» 
 

   
 
 
 
 
Исполнитель: Н.М.Карасева
  Студент группы: ЭПБ-10 Тур                         
  Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Н.В.Новикова
 
Предварительная оценка: _____________
 
Допуск  к защите:_____________________  
Дата  защиты: _______________________  
Оценка:_____________________________  
Екатеринбург 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….   3
1. Теоретические  аспекты исследования малого  предпринимательства как вида  экономической деятельности ……………………………………………  ……… 5
1.1 Малое предпринимательство  как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура…………………………………………………….  5
1.2 Факторы и  условия функционирования и развития  малого предпринимательства в  стране…………………………………………………… 10
1.3 Зарубежный опыт развития малого предпринимательства ………………    13
2. Анализ современных  процессов развития малого предпринимательства  в Российской Федерации………………………………………………………  ….  21
2.1 Общая характеристика  современного состояния малого  предпринимательства в России………………………………………………. ..    21
2.2 Тенденции  и факторы развития малого  предпринимательства в России…  30
3. Перспективы  развития малого предпринимательства  в России……………  35
3.1 Стратегические  направления развития малого  предпринимательства в стране ……………………………………………………………………………..  35
3.2 Основные направления  государственной политики в сфере  малого предпринимательства …………………………………………………………… 39
Заключение ……………………………………………………………………….  47
Список использованных источников …………………………………………...  51
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 53 
 
 

Введение
Актуальность  темы курсовой работы обусловлена той  ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого предпринимательства поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малое предпринимательство в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.
В настоящее  время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений  определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Ввиду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема наиболее актуальной в современной жизни страны. 
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед российским малым предпринимательством.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятия  и охарактеризовать сущность  и структуру малого предпринимательства  как вида экономической деятельности;
2) Систематизировать  факторы и условия функционирования  и развития малого предпринимательства в стране;
3) Представить  систему показателей оценки состояния  малого предпринимательства на  макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России;
4) Охарактеризовать  нормативно-правовую базу функционирования субъектов малого предпринимательства в РФ;
5) Обосновать  стратегические направления развития  и обозначить основные направления  государственной политики в сфере  малого предпринимательства.
Объект исследования - малое предпринимательство как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.
Предмет - тенденции, факторы и перспективы развития малого предпринимательства как  вида экономической деятельности.
Информационная  база курсовой работы включает: нормативно - правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам малого предпринимательства, статьи, опубликованные в периодических изданиях, Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы, приложений. Содержание работы изложено на 53 страницах машинописного текста, и включает 9 таблиц. Список литературы состоит из 16 источников.
1. Теоретические аспекты  исследования малого  предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство  как вид экономической  деятельности: понятие,  сущность, структура
Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое  место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей  деятельности от внутренней экономической  конъюнктуры и вынужден вести  конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или  малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы -- крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость  и массовый охват практически  всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что  крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная взаимосвязь  с потребителем, узкая специализация  на определенном сегменте рынка товаров  и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.
Как показывает мировая практика, основным критериальным  показателем, на основе которого предприятия  различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся, к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
В России, согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" установлены следующие условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:
1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Этот критерий перешел из Закона № 88-ФЗ;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек  включительно - для средних предприятий;
б) до 100 человек  включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
Средняя численность  работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия  за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Таким образом, определен критерий выделения малых  предприятий - по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Видимо универсальных  критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать  предприятия, не существует. Поэтому  представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке. 
 

1.2 Факторы и условия  функционирования  и развития малого предпринимательства в стране
Можно выделить семь групп факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства  в экономике, такие, как обеспеченность компаний разного рода ресурсами, нормы  их взаимодействия между собой и с основными заинтересованными сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков (Приложение А).
Под доступом к  рынку и условиями конкуренции  понимаются барьеры для сбыта  продукции (в том числе, на рынках других регионов и стран) и для  получения сырья, а также условия  конкуренции между компаниями. Эти  факторы зависят, например, от качества антимонопольного регулирования.
Человеческие  ресурсы и навыки - это не только доступность и качество (квалификация) кадров для бизнеса, но и наличие  специальных программ по развитию навыков  ведения бизнеса, которые повышают квалификацию предпринимателей и позволяют им минимизировать риски. Политика в области образования (как среднего, так и высшего) сильно влияет на общую грамотность (особенно молодежи) в области предпринимательства и на мотивацию к открытию своего дела.
Фактор "финансовые ресурсы" объединяет доступность финансов на всех стадиях развития фирмы - от финансирования её запуска до новых инвестиций в оборудование и здания. Роль государства в развитии этого фактора - в создании финансовой среды, благоприятной для бизнеса на всех этапах его роста и при любых уровнях риска. К рычагам государства по развитию этой сферы относятся и налоговая политика, и денежно-кредитная политика, и деятельность государственных банков. К фактору "инфраструктура" относятся производственные, офисные и выставочные помещения (их доступность и качество), транспортно-логистическая инфраструктура (пути перемещения, места и способы хранения и обработки грузов), специализированная инфраструктура, предназначенная для развития бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки и др.).
Технологический потенциал компаний характеризуется  производственным оборудованием и  используемыми технологиями, а в  качестве фактора развития бизнеса - доступом к новым технологиям.
Качество административного  регулирования определяется в двух сферах. Во-первых, на рост фирм влияют общие административные барьеры - объект множества исследований. Во-вторых, в каждой отрасли действует собственное отраслевое регулирование и принят набор стандартов - от них также зависит, насколько легко начать собственное дело и расширить его.
Наконец, фактор "экосистема поставщиков" включает в себя доступность специализированных услуг (например, селекция), нормы и  условия взаимодействия малых и  средних фирм с основными клиентами (при соответствующей структуре отрасли) - крупными "головными компаниями", и между собой (кооперация поставщиков в различных сферах).
Рассматривая  сферу предпринимательства, необходимо кроме перечисленных семи факторов упомянуть еще одну сферу - культуру предпринимательства в обществе. Так, в США малый бизнес традиционно являлся символом "американской мечты" о свободном человеке, который "делает себя сам", открытие своего дела для реализации какой-то идеи всегда было привлекательным, а отношение к предпринимателям в обществе - положительным. По сравнению с Россией и со многими странами Европы, средний житель США более склонен к риску и меньше опасается неудачи (что повышает вероятность повторной попытки открытия бизнеса) вследствие терпимости общества к такому исходу дела. Напротив, в России подобные традиции отсутствуют (или прерваны), стабильная работа в крупной и надежной компании, в целом, более привлекательна для среднего российского жителя, чем открытие своего дела, а любая неудача в бизнесе оказывается серьезным препятствием для карьерного роста. Кроме того, необходимо отметить, что процесс развития всегда зависит от прогресса, достигнутого в предшествующий период. Иными словами, конкурентоспособность малых фирм в будущем зависит не только от перечисленных выше семи факторов, но и от их текущей конкурентоспособности. 

1.3 Зарубежный  опыт развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство  в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.
Малый бизнес в  США начал свое развитие еще в  эпоху Великой Депрессии, поэтому  его уровень остается стабильно  высоким. Федеральные программы, которые  только еще начинают разрабатываться  в некоторых странах, в США  датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малое предпринимательство обеспечивало в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость.
В отдельных  сферах экономики малые предприятия  доминируют. Так, на их долю в оптовой  торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере - 60%, в розничной торговле - 55%, в обрабатывающей промышленности - 21% .
Согласно Закону США о мелком бизнесе (1953. ) малая фирма существует и действует независимо от других, предприятий, но не доминирует в своей области.
В Японии к малому бизнесу относят предприятия  в промышленности с числом занятых не более 20 человек, в торговле в сфере услуг - не более 5 человек. Они представлены в основном фирмами вспомогательных производств, а также потребительской кооперации.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП и обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширение возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и  в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных  предприятий и 34% занятых на них  работников приходится только 52,6% национального  дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.
Но малые предприятия  как возникают, так и распадаются. Например, в Германии в конце 90-х  годов ХХ в. более 14 500 предприятий  из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более пяти лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что ведет к абсолютному увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.
Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся  секторов экономики. Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти.
Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают  приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:
кредитование  малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную  деятельность;
кредитование  проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;
кредитование  малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии;
кредитование  предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;
проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в  коренной модернизации производства.
Основными программами  развития малого и среднего бизнеса  в Германии являются следующие:
программа "Концепция  развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса";
программа "Стимулирование сбережений для открытия своего дела".
Первая программа  обеспечивает финансирования малого бизнеса  Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых "start-up" проектов. Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству - призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.
В рамках реализации федеральных программ предоставляются  кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают  низкую процентную ставку (5-8%) и длительные сроки кредитования (5-15 лет).
Отметим, что  малый бизнес в Германии имеет  свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма, с появлением первых крупных  предпринимателей, начали создаваться  торгово-промышленные палаты, которые  явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами.
В настоящий  момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат - оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.
Китайское правительство  уделяет большое значение развитию малому предпринимательству в стране, поскольку именно этот сектор создает новые рабочие места, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Малый бизнес наиболее отвечает принятому в 2006 году тезису - "переориентировать ресурсоемкое производство в сторону высокотехнологичных решений".
Несмотря на это, малое предпринимательство  Китая все равно нуждается в дополнительной поддержке государства, привлечении инвестиций, расширении программ кредитования малого бизнеса. Осознавая это, китайские власти пытаются всевозможными способами стимулировать экономический рост предприятий малого бизнеса, в частности совершенствуют правовое законодательство в области регулирования деятельности малого бизнеса и налогообложения малых предприятий. Основным из таких законов стал принятый в 2002 году "Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий", который предусматривает равные возможности предприятиям малого бизнеса относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий.
Как и в других странах, в Китае созданы и  активно усовершенствуются государственные  фонды содействия развитию малого и  среднего бизнеса. Основная их роль и  задача - это обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для бизнеса. Для этого Коммунистической партией Китая было разработано и утверждено специальное положение о создании "Государственного фонда развития малых и средних предприятий". Данный фонд финансировался исключительно из бюджета Китая и выступал в роли катализатора развития малых предприятий. Государственный фонд призван защитить и отстоять в борьбе с крупными компаниями интересы предприятий малого бизнеса во всех отраслях экономики, обеспечивая им налоговые льготы, финансирование, законную защиту своих доходов.
Китайские программы  развития страны предусматривают довольно внушительный экономический рост и  увеличение эффективности деятельности народного хозяйства именно за счет комплексного развития, в том числе малого и среднего бизнеса. В частности, утверждены программы, рассчитанные на полную модернизацию китайской экономики вплоть до 2020-2050 годов. Одной из таких программ является принятая в 2003 году программа социально-экономического развития страны до 2020 года, предусматривающая к 2050 году полную модернизацию всей отраслей экономики.
После 2003 года в  КНР отмечен небывалый подъем развития малого бизнеса, улучшение рентабельности предприятий, увеличение налоговых поступлений в центральный бюджет. Этот скачок развития был обеспечен, прежде всего, увеличивающимся количеством малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Государственный комитет статистики КНР обнародовал следующие данные: в 2005 году в стране насчитывалось 3 млн. малых предприятий и почти 30 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составили подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Становится понятно, почему малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на малый бизнес трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.
Если дать качественную характеристику малого предпринимательства Китая, то малый бизнес является научным двигателем страны, поскольку именно в этом секторе производится больше всего инновационной продукции, изобретений и технических новинок. Именно предприятия малого бизнеса составляют экспортную основу производимой в стране продукции, поставляя свои товары на мировой рынок.
Основным государственным  органами поддержки малых предприятий  в Китае выступает специализированное агентство - Китайский центр по координации  и кооперации бизнеса. Основная задача данного центра - создание необходимой  инфраструктуры для технологического сотрудничества между национальными и зарубежными организациями в сфере поддержки предпринимательства. По инициативе центра реализуется консультационная и информационная поддержка малого бизнеса, организуются торговые ярмарки, выставки в области разработки инновационной продукции, проводятся семинары, конференции по исследованию проблем малого бизнеса и реализации программ.
В Италии мелкие и средние фирмы, число которых  превышает средние показатели , образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции  малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном  комплексе, подрядных работах, в  издательском деле, авиа - и судостроении.
В Португалии малые  и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Компании с числом занятых менее 10 человек  составляют здесь 70% всех промышленных компаний, а фирмы с числом занятых 500 человек - лишь 0,4%.
Следует отметить, что во всех этих странах идет активная поддержка малого бизнеса. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширение своего участия в государственной поддержке малого предпринимательства.
Большой плюс малых  предприятий состоит в том, что  многие из них оказались более  приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные  периоды для экономик Запада. Крупные  фирмы не столь чувствительно  и быстро реагируют на изменения  в экономике. Мелкие предприятия стали индикатором общего состояния дел в экономике. Они наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях. Волна разорений или образования новых компаний начинается в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят "отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы как правило не имеют такой возможности. Это вынуждает интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Развитие малых предприятий при преодолении кризиса служит важным средством оздоровления экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ современных  процессов развития  малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика  современного состояния  малого предпринимательства  в России
Число зарегистрированных малых предприятий в целом  по РФ в четвертом квартале 2009 года по сравнению с третьим кварталом 2009 года немного увеличилось: рост показателя составил 0,4% (Таблица 1).
Таблица 1 - Оценка уровня развития малого предпринимательства  в Российской Федерации в 2009 г.
 
Показатель
1 квартал 2008
2 квартал 2008
в % к      
1
кварталу
2008
3 квартал  2008 в % к 2 кварталу 
2008
4 квартал 2008
в % к 3 кварталу 
2008
Число предприятий тыс. ед. 287,0 286,2 99,7% 281,7 98,4% 282,7 100,4%
Численность работников списочного состава, (без  внешних совместителей) тыс. человек  
6069,3
 
6220,9
 
102,5%
 
6262,6
 
100,7%
 
6217,1
 
99,3%
Оборот, млн.
рублей
2072852,2 2550146,7 118,6% 2751906,9 106,1% 2718577,6 96,4%
Инвестиции  в основной капитал, млн.рублей 47895,8 72959,01 146,9% 91500,2 123,3% 105031,9 112,1%
                 
В то же время  произошло сокращение среднесписочной численности занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера): после роста, зафиксированного во втором и третьем кварталах 2009 года, в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом данный показатель сократился на 0,7%.
В четвертом  квартале 2009 года было также зафиксировано  сокращение темпов прироста объемов  оборота малых предприятий: прирост  объемов оборота в четвертом  квартале по сравнению с третьим  кварталом снизился на 3,6%. В конце 2009 года также сократились темпы прироста объемов инвестиций в основной капитал на малых предприятиях: если во втором квартале 2009 года темп прироста показателя составил 146,9%, а в третьем квартале 123,3%, то в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом - уже 112,1%. Указанные изменения показателей, характеризующих сектор малого предпринимательства, подтверждают тенденцию к снижению деловой активности малых предприятий в четвертом квартале 2009 года.
На 1 января 2010 г., по данным таблицы 2 число зарегистрированных малых предприятий в целом  по РФ составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. населения в среднем  по стране достигло 199,1 единиц.
Таблица 2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2010 г. 

 
Федеральные округа Количество  зарегистрированных МП в расчете  на 100 тыс. чел. населения Количество  зарегистрированных МП в расчете  на 100 тыс. чел. населения, в % от среднего по РФ
РФ 199,1 100
Центральный 221,0 111,0
Северо-Западный 232,6 116,8
Южный 174,7 87,8
Приволжский 194,4 97,7
Уральский 91,5 46,0
Сибирский 232,2 116,6
Дальневосточный 214,3 107,6
       
Наиболее высокое число зарегистрированных малых предпринимательств на 100 тыс. человек действует в Северо-Западном федеральном округе - 232,6 единиц, что на 16,8% превышает средний по Российской Федерации уровень. Немногим отстает Сибирский федеральный округ - 232,2 единиц (на 16,6% выше общероссийского показателя). Наименьшее число малых предприятий на 100 тыс. человек действует в Уральском федеральном округе - показатель составляет лишь 46% от среднего по России уровня. По данным представленным в таблице 3, на 1 января 2010 г. в 14 регионах количество малых предпринимательств на 100 тыс. жителей превысило 300 ед.   К таким регионам относятся Волгоградская (559,6 ед.), Томская (550,7 ед.), Новосибирская (504,6 ед.) и Ярославская (410,6 ед.) области, Камчатский (405 ед.) и Приморский (345,7 ед.) края, Рязанская (343,5 ед.) и Липецкая (342,2 ед.) области, г. Санкт-Петербург (337,1 ед.), Самарская (327,8 ед.) и Ивановская (314,9 ед.) области, Алтайский край (310,9 ед.), Магаданская (301,6 ед.) и Курская (301,1 ед.) области.
Таблица 3 - Распределение регионов по группам с различным уровнем количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 января 2010 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей Количество  регионов
Высокий уровень (свыше 300 ед.) 14
Средний уровень (от 200 до 300 ед.) 12
Небольшой уровень (от 100 до 200 ед.) 37
Низкий  уровень (от 50 до 100 ед.) 15
Минимальный уровень (менее 50 ед.) 5
   
В 15 регионах значения рассматриваемого показателя оказались  низкими (количество малых предпринимательств на 100 тыс. жителей составило от 50 до 100 ед.). В эту группу регионов попали Челябинская (99,7 ед.) и Брянская (99,4 ед.) области, Республика Алтай (96,7 ед.), Воронежская область (92,1 ед.), Республика Адыгея (90,7 ед.) и Оренбургская область (89,7 ед.), Забайкальский (89,4 ед.) и Хабаровский (85,5 ед.) края, Свердловская (84,2 ед.) и Тюменская (83,0 ед.) области, Кабардино-Балкарская (78,5 ед.) и Карачаево-Черкесская (70,2 ед.) республики, Республика Калмыкия (70,0 ед.), Ханты-Мансийский (66,4 ед.) и Ямало-Ненецкий (55,3 ед.) автономные округа. Наименьшее количество на 100 тыс. жителей (менее 50 ед.) было зафиксировано в 5 регионах, среди них Республики Дагестан, Тыва и Ингушетия, Чеченская Республика и Ненецкий АО. По итогам 2009 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятий (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) составила 6 217,1 тыс. человек. Удельный вес работников в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране достиг 12,6%. (Таблица 4.)
Таблица 4 - Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в 2009 г.
Федеральные округа Среднесписочная численность работников , тыс. человек Доля занятых  в общей среднесписочной численности занятых, %
РФ 6 217,1 12,6
Центральный 1 678,4 11,8
Северо-Западный 812,7 15,3
Южный 872,5 15,2
Приволжский 1 406,5 13,2
Уральский 360,8 7,7
Сибирский 842,4 13,2
Дальневосточный 243,8 10,7
       
В 2009 г. доля занятых  на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых свыше 15% была зафиксирована в 20 регионах, согласно таблице 5. Максимальное значение показателя было отмечено в Волгоградской области (29,0%) и г. Санкт-Петербург (20,9%). Средний уровень показателя (15-20%) отмечается в 18 регионах, среди них: Калужская (18,7%), Рязанская (17,9%), Новосибирская (17,5%), Томская (17,4%), Ивановская (17,2%) и Воронежская (16,8%) области, Еврейская автономная область (16,7%), Алтайский край (16,6%), Ярославская (16,6%), Курская (16,5%) и Ростовская (16,4%) области, Удмуртская Республика (16,0%), Самарская (15,9%) и Пензенская(15,7%) области, Республика Башкортостан (15,4%), Вологодская (15,4%), Кировская (15,2%) и Новгородская (15,1%) области.
Таблица 5 - Распределение  регионов с различной долей занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых
 
Доля  занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых Количество  регионов
Высокий уровень (свыше 20%) 2
Средний уровень (15-20%) 18
Небольшой уровень (10-15%) 39
Низкий  уровень (5-10%) 20
Минимальный уровень (менее 5 %) 4
     
Минимальная доля занятых  в общей среднесписочной численности занятых (менее 5%) характерна для 4 регионов, среди них Республики Тыва (4,1%) и Ингушетия (3,8%), Ямало-Ненецкий АО (3,2%).и Чеченская Республика (1,4%).
По итогам 2009 года (Таблица 6) объем оборота малых предприятий в Российской Федерации составил порядка 10 093 483 млн. рублей или 71 076 рублей на душу населения. Наибольший объем оборота на душу населения наблюдается в Северо-Западном федеральном округе - 117 444,2 рубля, что на 54,4% превышает средний по России уровень. Минимальным данный показатель оказался в Дальневосточном федеральном округе - 51 332,9 рубля, что составляет лишь 54,6% от среднего по РФ.
Таблица 6 - Объемы оборота МП по федеральным округам  Российской Федерации в 2009 г.
Федеральные округа Объем  оборота  в 2009г млн. руб.
На душу населения, руб. На душу населения  с учетом СН в % от РФ
РФ 10 093 483,4 71 076,4 100
Центральный 3 073 118,1 82 720,2 107,8
Северо-Западный 1 585 618,1 117 444,2 154,4
Южный 1 181 918,4 51 758,6 79,2
Приволжский 1 898 118,5 62 765,2 98,1
Уральский 836 793,4 68 363,3 93,4
Сибирский 1 184 950,1 60 600,5 90,7
Дальневосточный 332 966,8 51 332,9 55,6
Рассматривая  ситуацию с распределением регионов по объему оборота на малых предприятиях на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг по итогам 2009 г., необходимо отметить, что в 20 регионах показатель превысил 100%. Максимальное значение показателя характерно для г. Санкт-Петербург (291,4%) и Ярославской области (204,2%) (табл.7).
Таблица 7 - Распределение  регионов по группам с различным объемом оборота малого предпринимательства на душу населения в 2009 г. с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в % от сред. по РФ)
 
Объем оборота МП на душу населения с  учетом СН Количество  регионов
Высокий уровень (свыше 100%) 20
Средний уровень (50-100%) 41
Небольшой уровень (30-50%) 13
Низкий  уровень (10-30%) 7
Минимальный уровень (0-10%) 2
     
Минимальное значение показателя (0-10%) зафиксировано в  Чеченской Республике (5,9%) и Республике Ингушетия (2,3%). В 7 регионах рассматриваемый  показатель находится на низком уровне (10-30%). К их числу относятся Республика Северная Осетия-Алания (29,5%), Карачаево-Черкесская Республика (23,2%), Республика Алтай (21,1%), Кабардино-Балкарская Республика (16,0%), Республики Калмыкия (15,6%), Дагестан (15,4%) и Тыва (12,3%).
Общий объем  инвестиций в основной капитал в Российской Федерации в 2009 году составил порядка 317 387 млн. рублей или более 2 235 рублей на душу населения, по данным таблицы 8. По показателю объема инвестиций в основной капитал на душу населения лидирует Сибирский федеральный округ (3 075,4 рубля). Немного отстают от него Южный и Приволжский федеральные округа. Наименьший объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения отмечен в Дальневосточном федеральном округе (892,2 рубля).
Таблица 8 - Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным  округам Российской Федерации в 2009 г.
 
Федеральные округа Объем инвестиций в основной капитал в 2009 г.  млн. руб.
На душу населения, руб. На душу насел  с учетом СН, в % от РФ
РФ 317 386,9 2 235,0 100
Центральный 55 167,4 1 485,0 61,5
Северо-Западный 20 937,1 1 550,8 64,8
Южный 67 195 2 942,6 143,1
Приволжский 84 850,4 2 805,8 139,5
Уральский 23 315,3 1 904,8 82,7
Сибирский 60 134,7 3 075,4 146,4
Дальневосточный 5 787 892,2 30,7
         
В отдельных  регионах инвестиции в рассматриваемый  период (в 2009 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи, с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относится Республика Ингушетия.
Рассматривая  ситуацию с распределением регионов по объему инвестиций в основной капитал  на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских  товаров и услуг по итогам 2009 г. необходимо отметить, что в 9 регионах показатель превысил 200%, среди них Томская (в 4,4 раза), Новосибирская (в 3,9 раза), Смоленская (в 2,8 раза) и Пензенская (в 2,7 раза) области, Краснодарский край (в 2,7 раза), Ростовская (в 2,4 раза), Тамбовская (в 2,4 раза), Нижегородская (в 2,2 раза), Калининградская (в 2,0 раза) области.
Минимальное значение показателя (0-10%) характерно для 4 регионов, в числе которых Иркутская  область (7,5%), Ямало-Ненецкий (3,7%) и Чукотский (3,1%) авт. округа и Чеченская Республика (0,6%) (табл.9).
Таблица 9 - Распределение  регионов по группам с различным объемом инвестиций в основной капитал на душу населения в 2009 г. с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в % от среднего по РФ)
 
Объем оборота МП на душу населения с  учетом СН Количество регионов
Регионы, в которых инвестиции в рассматриваемом  периоде не осуществлялись 1
Высокий уровень (свыше 200%) 9
Средний уровень (100-200%) 20
Небольшой уровень (50-100%) 24
Низкий  уровень (10-50%) 25
Минимальный уровень (0-10%) 4
     
 
Таким образом, на 1 января 2010 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в целом по стране составило 199,1 единиц. В 14 регионах количество МП на 100 тыс. жителей превысило 300 ед. Наименьшее количество МП на 100 тыс. жителей (менее 50 ед.) было зафиксировано в 5 регионах.
Удельный вес  работников малого предпринимательства  в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране составил 12,6%. Доля занятых в общей среднесписочной численности занятых свыше 15% была зафиксирована в 20 регионах. Минимальная доля занятых в общей среднесписочной численности занятых (менее 5%) отмечено в 4 регионах.
По итогам 2009 года объем оборота малых предприятий  в Российской Федерации составил более 71 тыс. рублей на душу населения. В 20 регионах объем оборота на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг превысил 100% от среднего по РФ. Минимальное значение данного показателя (0-10%) характерно для 2 регионов.
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в целом по РФ в 2009 году составил порядка 2235 рублей. В 9 регионах объем инвестиций в основной капитал на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг превысил 200% от среднего по РФ. Минимальное значение данного показателя (0-10%) характерно для четырех регионов. 

2.2 Тенденции и факторы  развития малого  предпринимательства  в России
Кризисные явления  в экономике России обусловливают  повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства.
Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за последнее время можно рассматривать как положительные. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив, как на федеральном, так и региональном уровнях. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однако указанные  положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства  могут быть снижены воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированными в III квартале 2009 г. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность. Существуют также и специфические факторы:
1) резкое сокращение  доступа к дополнительным финансовым  ресурсам.
Как правило, субъекты малого предпринимательства в меньшей  степени, чем крупные и средние предприятия, пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Они используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящее время испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять им кредиты.
Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам. Это приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства смогут рассчитывать на получение кредита;
2) высокая зависимость  малого бизнеса от внутреннего  спроса.
Данный фактор заключается в том, что малый  бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения  и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на их товары и услуги окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к уменьшению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятие снизить издержки за счет сокращения объема выпуска продукции и штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.