На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа О. Конт о задачах и методах социологической науки

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Саратовский государственный  университет
им. Н. Г. Чернышевского» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По  дисциплине: История  социологии
На  тему: О. Конт о задачах  и методах социологической  науки.
   
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса
111 группы  заочного отделения
 социологического  факультета 
специальности «Социология»
Деменева  А.Б.
Проверил: преподаватель Климов В.А.  
 
 
 
 
 

Волгоград 2010
План.
Введение.
    Основные задачи социологического изучения общества.
    Главные направления и методы научного изучения общественной жизни (по О. Конту).
    Заключение.
    Список использованной литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.
  Тема данной контрольной работы «О. Конт о задачах и методах социологической науки», она является интересной в плане изучения истории социологии, так как Огюст Конт (1798-1857) является родоначальником позитивистской социологии, человеком, которого считают отцом-основателем новой научной дисциплины. В 30- е гг. XIX в. он ввел термин «социология» (от лат. societas общество и греч. logos слово, учение).
   С точки зрения современности  следует отметить, что методы  социологии, предложенные О. Контом, используются и в наши дни.
   В главных своих сочинениях – «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) – Огюст Конт высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.
Целью данной контрольной работы - рассмотрение и изучение основных задач социологии, направлений и методов социологического изучения общества, обозначенных Огюстом Контом, и выяснить их значение.
 Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
      рассмотреть основные задачи социологического изучения общества;
      охарактеризовать главные направления научного изучения общественной жизни Огюста Конта (позитивизм);
      определить методы социологической науки, обозначенные О. Контом;
      выяснить значение социологических идей Огюста Конта.
В работе использованы учебники по истории социологии Зборовского Г. Е., Елсукова А. Н., «История социологии в Западной Европе и США» под редакцией Осипова Г.В., в которых достаточно полно освещена тема о задачах и методах социологии, предложенных О.Контом. Социологический энциклопедический словарь помог раскрыть встречающиеся в работе термины. 

    Основные  задачи социологического изучения общества.
   Представление Конта о предмете и задачах социологии формировалось под влиянием либерально-консервативных взглядов. Конт в равной мере выступал как против традиционалистов, так и против радикалов, объявлявших единственным условием прогресса революционное разрушение. Стремясь преодолеть характерное для эпохи Просвещения противопоставление социального порядка и прогресса, Конт мечтал об обществе, в котором социальный порядок не приводит к застою, а прогресс - к революционной анархии. Соответственно главная задача социологии понималась им как описание взаимодействия законов функционирования и развития общества и выработка оптимальной с этой точки зрения политики. "Основное согласование между порядком и прогрессом, - писал Конт, - составляет еще более неотъемлемое преимущество позитивизма. Ни одна доктрина даже не пыталась произвести это необходимое слияние... Порядок становится... неизменным условием прогресса, между тем как прогресс составляет беспрерывную цель порядка". Хотя Конт не смог решить эту "вечную" проблему, он, тем не менее, четко сформулировал ее как центральную проблему социологии.
     В концепции Конта порядок и прогресс суть различные проявления общественного целого. Потому предмет социологии не отдельные конкретно-исторические общества, а общество в целом, общество как система в его прошлом и настоящем. Нет никакого смысла изучать отдельные социальные явления вне их связи с другими частями общества, как и обществом в целом, ибо такое изучение теряет свой смысл. Предметная область социологии охватывает, таким образом, по мнению Конта, всю совокупность социальных явлений. В результате социология превращается в своеобразный компендиум всех общественных наук, становится их теоретической основой.1
     Задача социологии, по Конту, состоит в разработке системы эмпирических обоснований теоретических обобщений для прогнозирования социальных явлений.
   Всю социологию О.Конт делил на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была раскрывать взаимоотношения между социальными институтами, изучать общества "в состоянии покоя". Социальная динамика должна изучать законы развития и изменения социальных систем.2
СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ (от греч. statike — равновесие) — англ. statics, social; нем. Statik, soziale; фр. statique sociale; чешек, socialni statika. 1. По О. Конту — изучение взаимоотношений элементов социального организма, сохраняющихся при всех исторических условиях. Противопоставляется социальной динамике. 2. Состояние обществ, явлений, которые в отличие от соц. динамики характеризуются устойчивостью социальных структур.3
ДИНАМИКА  СОЦИАЛЬНАЯ —англ. dynamics, social; нем. Dynamik, soziale; фр. dynamique sociale; чешек. dinamika socidlni. 1. По О. Конту — изучение структур социальных изменений. 2. Процесс непрерывного воспроизводства и развития социальных систем в отличие от социальной статики.4
   Таким образом, социология изначально возникла как наука, призванная изучать общество как сложную систему. Она должна была анализировать социальные факты и открывать общие законы социального изменения.
   Одна из главных теоретических задач, которую О. Конт ставил перед собой, заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия — догматическое и историческое. «Первое, — писал он, — состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно  ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым» (Дух позитивной философии. 1996. С. 85)
  Конт  подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. В приведенной выше классификации она «возвышается» над остальными науками, «законодательствует», потому что определяет «гуманитарную» цель каждой из них. Поскольку, по Конту, социология занимается изучением общества как целого, она относится к нему как социальному организму. Социальный, как следует из его трактовки, означает общественный, коллективный.
   Основным средством преодоления кризиса французский мыслитель считал создание и распространение новой, «позитивной» науки об обществе. Ее особенности виделись Конту в реальности и ненадуманности социологии (последнее было не характерно для многих теорий общества вплоть до 1830-х гг.), с одной стороны, и во включенности ее в общую научную картину и соответствующую классификацию наук — с другой. Новую позитивную науку об обществе он назвал сначала социальной физикой, а позднее (в 1839 г.) социологией. Введение нового слова, точнее говоря, научного термина автор объяснял не своей приверженностью к неологизмам, а необходимостью создания специальной науки (которой до сих пор, по его мнению, не было) для выявления и описания фундаментальных законов общества.
  Конт  полагал, что с помощью новой позитивной науки об обществе удастся его изменить. Он был убежден, что социальное устройство и вся его деятельность основаны на общественном мнении. Об этом говорят даже названия некоторых глав его работы «Общий обзор позитивизма»: «Нравственная и политическая сила преобразованного общественного мнения», «Организация общественного мнения», «Философские органы общественного мнения», «Необходимое сочетание трех элементов общественного мнения: доктрина, сила и орган». Как видно, разум превращен социологом в основной инструмент общественного прогресса.
   Главный методологический принцип, который использует Конт при изучении мира и общества, — целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Однако, говоря о них и пытаясь их формулировать, Конт имеет в виду законы умственного, точнее, духовного и нравственного развития общества, что никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. Было бы неверно утверждать, что социология Конта игнорирует вообще проблематику труда. Он, в частности, пишет о разделении труда, но видит его не в развитии экономических связей (поскольку не они, по мнению социолога, создают стабильность общества), а в укреплении солидарности классов, социальных групп и даже семей. Спустя полстолетия этой идеей усиления социальной солидарности через процесс общественного разделения труда воспользуется еще один классик мировой социологии — Э. Дюркгейм.5 
 
 
 
 
 
 
 

    Главные направления  и методы научного изучения общественной жизни (по О. Конту).
   Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в., был позитивизм (от лат. positivus - положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм противопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной теории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории. С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.
  Основатели  позитивизма (в первую очередь О. Конт) считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной философии» Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.6
ПОЗИТИВИЗМ  (от лат. positivus — положительный) — англ. positivism; нем. Positivismus; фр. positivisme; чешек, pozitivismus. Социально-филос. направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из "позитивного", т. е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, чтобы создать позитивную "социальную теорию", свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии свойственной естественным наукам.7
   Поскольку законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы (даже как их частный случай), постольку признавалась их неизменность, данность на все времена. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов. Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся прежде всего в состоянии стабильности и равновесия и только затем в ситуациях изменения.
  Чтобы знание об обществе отвечало требованиям  объективности, реальности, научное, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и в определенной степени математический методы.
  Позитивизм  как парадигма социологии XIX в. проявился в таких более конкретных своих направлениях (иногда их называют характерными чертами позитивизма), как натурализм, органицизм, эволюционизм (в последующих главах о них пойдет специальный разговор). Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. (речь о них также впереди). Все эти направления и течения позитивизма отличались одним общим принципом — социологическим редукционизмом. Суть его состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, будь то биологический, географический, расовый или еще какой-либо. Поэтому не случайно в истории социологии все эти течения и направления получили название «школ одного фактора».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.