На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития прямого налогообложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

        Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).
    С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.
        Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства, а через это на самочувствии общества и населения.
       Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета. Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям их совершенствования.
       Целью данной работы является исследование теоретических и практических основ становления и развития прямого налогообложения и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
    Для достижения данной цели поставлены и  выполнены следующие задачи:
    - сформулировать определение «прямые  налоги», опираясь на мнения  разных авторов:
    - раскрыть сущность и значение  прямых налогов;
    - рассмотреть этапы становления и развития прямого налогообложения в России и за рубежом ;
    - исследовать актуальные проблемы  в области прямого налогообложения;
    - определить пути совершенствования  прямого налогообложения;
    - проанализировать действующую систему прямого налогообложения ;
    - выявить основные направления  совершенствования прямых налогов  в среднесрочной и долгосрочной  перспективе.
       Объектом исследования является налоговая система РФ.
       Предметом - основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.
    Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы).
    Научная новизна результатов  исследования: рассмотрены  теоретические основы прямого налогообложения, проведен анализ действующей системы, предложены направления   совершенствования прямого налогообложения.
    Теоретическая и практическая значимость исследования – выводы, сделанные по данной работе, могут быть использованы для будущих исследований прямого налогообложения, в учебном процессе.
    Теоретические основы прямого налогообложения
    1.1 Роль прямого налогообложения  в налоговой системе    

        Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества происходила эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог – это цена за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В ХХ в. основной была точка зрения о том, что налог – это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.
        НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
       Существуют различные классификации налогов. Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания на прямые и косвенные.
       Прямые налоги – налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).
    Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.
    Существует и другой вариант данных определения прямых и косвенных налогов: [21, c.79]
    Прямые  налоги – подоходно-поимущественные  налоги, т. е. те которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.
    Косвенные налоги – налоги на потребление.
    Чтобы раскрыть сущность прямых налогов, необходимо провести сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по основным признакам, которая представлена в таблице 1.1
Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов
Признак сравнения Прямые налоги Косвенные налоги
Субъект правоотношений В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними
Факторы, определяющие величину налога Величина налогов  непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика Величина налогов  не зависит от финансовых результатов  деятельности налогоплательщика
Объект  налогообложения Эти налоги подоходно- поимущественные Эти налоги имеют  объектом обложения обороты по реализации
 
    Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б. Х. Алиев включает все остальные налоговые платежи, не попавшие в два первых разряда. Именно данная классификация, на мой взгляд, является самой оптимальной, потому что в полной мере отображает систему сегодняшних налогов [24, c.132]
        Следует отметить также, что в литературе по теории налогообложения прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные, и личные основывается на том, что доход может оцениваться непосредственно или опосредованно. Так, организации уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с доходов, рассчитанных с учетом поступлений, имущественного положения, затрат и др. Группу прямых налогов, облагающих действительно полученный доход (прибыль), называют личными налогами.
    Доход может определяться и опосредованно, через оценку внешних проявлений благополучия лица: вида и качества жилья, размера и месторасположения земельного участка и др. В этом случае облагается не фактический, а предполагаемый средний доход лица, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (собственности, денежного капитала и др.). Эту группу прямых налогов называют реальными. Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название [англ. real - имущество].
    Примером  реального налога является единый налог  на вмененный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе статистических и иных исследований. Плательщиками налога являются, как правило, субъекты малого и среднего бизнеса – физические и юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг, при оплате которых преимущественно используются наличные деньги (бытовые услуги, розничная торговля и др.). Размер вмененного дохода устанавливается законодательными актами субъектов РФ с учетом методик, рекомендуемых Правительством РФ.
        Реальные налоги учитывают потенциальные результаты деятельности налогоплательщика. Так, налог на игорный бизнес введен с той же целью, что налог на вмененный доход, потому что значительная часть доходов игорного бизнеса не предъявляется к налогообложению, не учитывается при расчете налога на прибыль. Поэтому законодатель установил налог в твердом размере на каждый игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или букмекерской конторы.
    Однако  если налог на вмененный доход  ориентирован на учет ряда факторов, существенных для определения потенциального дохода, то налог на игорный бизнес взимается по ставке, единой для всех игорных заведений, расположенных на территории субъекта РФ [29, c.67]
    Таким образом, группу прямых реальных налогов  образуют земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, единый налог  на вмененный доход, налог на игорный бизнес. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.
    Одним из достоинств прямых налогов, по сравнению  с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству  более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т. п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям.
    Так же к достоинствам прямого налогообложения  относится то, что прямые налоги в большей степени соразмеряются  с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.
       Как ранее отмечалось, в настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов.
    Основные  преимущества прямого  налогообложения  состоят в следующем: [36, c.115]
    1) экономические – прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
    2) регулирующие – в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).
    3) социальные – прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.
      Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.
Однако  следует отметить и недостатки прямых налогов: [38, c.92]
    1) Организационные – прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
    2) Контрольные – контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
    3) Полицейские –  прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.
    4) Бюджетные – прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена, а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.
    Также к недостаткам можно отнести  уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
    Социально-экономическая  сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени  присущие прямым налогам.
    Одна  из основных функций  – фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами.
       Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.
        Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.
    Налоги  влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, они могут  способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить  его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг. [22, с. 23]
    При использовании налоговых льгот  для смягчения социального неравенства  проявляется социальная функция  налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).
      Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов. 

    1.2 Этапы становления  и развития прямого  налогообложения  в России и за  рубежом 

      Отечественная система прямого налогообложения складывалась, развивалась и видоизменялась почти всегда под воздействием изменений в политическом устройстве государства, а также под влиянием общественного развития и исторических событий.
    Объединение древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основной формой налогообложения были поборы в княжескую казну, которые назывались дань. Первоначально она носила нерегулярный характер и имела вид контрибуции с побежденных народов, а затем превратилась в систематический прямой налог. Платили ее мехами, монетами, продуктами питания, изделиями ремесла. Единицей обложения данью выступал «дым», определявшийся количеством труб и печей в каждом хозяйстве. Дань взималась двумя способами: во-первых, повозом – когда она привозилась в Киев; во-вторых, полюдьем – когда князья сами ездили за ней.
    Кроме дани в Древней Руси было также  и поземельное обложение. Традиционно  поземельный налог должен всегда падать на чистый доход с земли. Однако способы определения дохода с  земли в разное время и в  различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении ее по количеству; в России же обложение производилось по сохам или плугам. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в Древней Руси различалась «соха доброй» и «соха худой» земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.
    В XIII веке после монголо-татарского нашествия  и завоевания Руси Золотой Ордой  дань стала выступать формой эксплуатации русского народа. Единицей, обложения  данью в городах был двор, в сельской местности –хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», основной из которых был «выход», взимавшийся с каждой души мужского пола и с головы скота. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства становится уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины, особенно торговые.
        В конце первой четверти XIV века выступления русских городов и политическое объединение Руси вокруг Москвы создали условия для свержения монголо-татарского ига. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III, после чего началось создание налоговой системы Руси, включающей первые русские косвенные и прямые налоги.
    В качестве главного прямого налога выступал продуктовый налог с крестьян и посадских людей. Кроме дани, источником дохода казны великого князя  служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Особое значение для становления молодого Московского государства стали иметь целевые налоговые сборы. Но ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины, главными из которых были таможенные и винные [13, c.84]
    В царствование Ивана III были заложены первые основы налоговой отчетности. Так, к  этому времени относится введение первой налоговой декларации – сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.
    Ивану Грозному удалось увеличить государственные  доходы посредством сбора налогов. Был введен дифференцированный подход: налог зависел от изобилия или  недостатка в угодьях. Многие натуральные  повинности в это время были заменены денежным оброком. Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Главными косвенными налогами оставались пошлины: торговые, питейные, судебные, банные и др.
    В эпоху Петра I (1672-1725 гг.) были проведены крупномасштабные преобразования. Петр пытался укрепить финансовое положение России, и к уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население, составлявший 50% доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налоги с постоялых дворов; печей; налог на бород; военные налоги; налоги со сплавных, судов; с продажи съестного; с найма домов и др.
      Период правления Екатерины I (1725-1730 гг.) отмечен ослаблением налогового бремени: были снижены подушные подати, введена система рассрочек по уплате штрафов. Правление Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) характеризуется серьезными налоговыми реформами: армии была передана обязанность по сбору подушной подати, рекрутская повинность была заменена денежной повинностью, изменилась система сбора горной подати.
        Налоговая система стала вновь совершенствоваться и развиваться лишь в период правления Екатерины II (1762-1796 гг.): были отменены многие откупа и монополии. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор.
        В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати в 1763 г. собиралось 5667 тыс. р., или 34,3% всех доходов, а в 1796 г. уже - 24 721 тыс. р., или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% - в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.
        Александр II (1855-1881 гг.) отменил в 1861 г. крепостное право, что повлекло за собой изменение налоговой системы. Основным налогом ранее выступала подушная подать, которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Однако полная отмена подушной подати началась с 1883 г., уже в период правления Александра III (1881-1892 гг.). При нем вторым по значению налогом выступал оброк – плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д. В этот же период начала развиваться система регионального и местного налогообложения в виде земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. Именно во второй половине XIX века большое значение приобрели прямые налоги.
       Становление прямого налогообложения России продолжалось вплоть до революционных событий 1917 г. В конце XIX века, в 1898 г., Николай II ввел промысловый налог, который стал играть большую роль в экономике государства. Большое значение стал иметь также налог с недвижимого имущества, после увеличения ставки до 10% [37, c.114]
    Главной спецификой времен НЭПа было возвращение  к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственный налог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Среди  прямых налогов выделялись сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, носивший прогрессивный характер (по мере увеличения капитала и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925-1926 гг. прямые налоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бюджет. К началу 1930-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая налоговая система - действовало 86 видов платежей налогового характера.
       В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой система акцизов была полностью упразднена, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были упразднены и заменены двумя платежами – налогом с оборота и отчислениями от прибыли. Значительное число налогов с населения было также отменено. С началом войны был введен военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, однако основным налоговым платежом остается налог с оборота - акциз на товары народного потребления. В 1954 г. поступления от него составили 41% доходной части бюджета. В, мае 1960г. отменяется налог с заработной платы рабочих и служащих. К середине 1980-х гг. более 90% госбюджета СССР формировалось за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Налоги с населения составляли всего 7-8% всех поступлений бюджета.
      После развала союзного государства и оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 были подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов - по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.
       Середину 1990-х гг. В.Г. Пансков характеризует как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в налоговой сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течение года. Требуется масштабное, подчиненное единой логике реформирование налоговой системы, что и было осуществлено с принятием Налогового кодекса (НК). В целом, несмотря на постоянно вносимые поправки в НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговой системы России в настоящее время близок к завершению, в результате которого сформирована принципиально новая законодательная база, регламентированы все налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Основная цель дальнейшего совершенствования налоговой системы, а именно прямого налогообложения, России должна заключаться в повышении эффективности ее функционирования.
    Налоговая система Великобритании сложилась  в прошлом столетии, однако особенности подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. Налоговая реформа 1973 г. внесла существенные изменения в структуру налоговой системы Великобритании, приблизив ее к структуре налоговых систем стран – членов Общего рынка. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран [42, c.96]
        Налоговые мероприятия занимают важное место в комплексе финансово-экономических мер как лейбористов, так и консерваторов. В последнее десятилетие было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том числе поэтапное снижение ставок подоходного налога (с 33 до 20 % для населения и с 52 до 33 % для корпораций), изменены условия предоставления налоговых льгот различным слоям населения, отменены некоторые виды налогов, введен ряд новых [41, c.87]
       В налоговой реформе страны можно выделить два основных направления: 1) совершенствование системы личного подоходного обложения (запланированные мероприятия были завершены в 1987 г.);
2) изменения  в области подоходного обложения  корпораций.
      Основные мероприятия, составляющие налоговую реформу в Великобритании:
    - снижение нижней ставки личного подоходного налога с 27 до 20 %.
    - устранение многоступенчатого деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним. Вместо ранее действовавшей шкалы оставлены лишь три ставки подоходного налога: 20, 24 и 40 %.
    - введение раздельного налогообложения доходов супругов.
    - значительное увеличение личных налоговых ставок.
    Современная налоговая система Великобритании включает:
    1) Центральные налоги: подоходный налог с населения, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).
    2) Местные налоги (на имущество).
Налоги  играют основную роль (около 90 %) в формировании доходной части английского государственного бюджета.
На долю подоходного налога с населения приходится 64 % поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет.
       Еще одной особенностью Франции является низкий уровень прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного. При этом во Франции – высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в ВВП и в общем объеме обязательных отчислений. Косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов общего бюджета.
      Около 40 % доходов общего бюджета обеспечивают поступления от прямых налогов. Среди них основную роль играет подоходный налог (налог на доходы физических лиц). На его долю приходится около 20–21 % налоговых доходов общего бюджета. Вторым по значению выступает налог на прибыль акционерных компаний (корпорационный налог). Доля поступлений от него в налоговых доходах колеблется от 8 до 10 %.
    В Германии подоходный налог также  является главным источником доходов  бюджетов разного уровня. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений  направляется в федеральный бюджет, 42,5% - бюджет соответствующей земли (района), 15% - в местный бюджет. Подоходный налог здесь также прогрессивен.
       До реформы к собственным налогам федерации относились акцизы (кроме налога на пиво), пошлины, налог с оборота (с 1968 г. – налог на добавленную стоимость), финансовые монополии. Землям принадлежали поимущественный налог, налог с наследства и дарений, автомобильный, акциз на пиво, общинам – поземельный и промысловый. Общими налогами являлись подоходный и корпорационный. Они распределялись между федерацией и землями, объединенными в Малый налоговый союз. В ходе реформы образовался Большой налоговый союз с участием общин. В число общих был включен налог на добавленную стоимость, распределяемый между федерацией и землями. Общины получили право на часть поступлений общего подоходного налога, а взамен этого стали отчислять федерации и землям определенную долю собственного промыслового налога. 

    1.3 Исследование актуальных  проблем в области  прямого налогообложения 

    В настоящее время все подоходные и имущественные налоги относятся к прямым, а все налоги на потребление - к косвенным.
       Прямые налоги устанавливаются непосредственно для плательщиков; их размер зависит от масштабов объекта налогообложения. Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бремени, при котором больше платят те члены общества, которые имеют более высокие доходы. Такой принцип налогообложения большинство экономистов считают справедливым. Но форма прямого налогообложения требует сложного механизма взимания налогов; возникают проблемы учета объектов налогообложения и уклонения от уплаты. Поэтому, невзирая на справедливость прямых налогов, налоговая система не может ограничиться только ими.
    По  мнению западных экономистов, основные налоговые проблемы, общие для  развитых стран, состоят в следующем: [7, c.93]
    - современные налоговые системы слишком сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов.
    - личное подоходное обложение характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения. Это вызывает протесты со стороны налогоплательщиков и подрывает устои «налоговой» морали.
    - высокие маржинальные ставки налогов отрицательно влияют на процесс принятия экономических решений.
    - налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам.
    - большие различия в ставках личного подоходного обложения и обложения компаний вынуждают компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам.
       Несовершенство налоговых систем в перечисленных аспектах существовало всегда. Однако уменьшение возможностей финансирования государственных расходов через налоги, а также стремление к более рациональному использованию природных ресурсов сделало необходимость решения этих проблем более настоятельной и неотложной.
    В отношении структуры налогов (прямых и косвенных) ключевой чертой многих реформ является введение или повышение  роли налога на добавленную стоимость, так как по сравнению с подоходным этот налог является более нейтральным и поэтому считается, что он увеличивает стимулы к труду и сбережению, уменьшает сопротивление налогоплательщиков и затрудняет уклонение от налогообложения. Вместе с тем этот налог влечет за собой повышение административных издержек для налоговых властей и налогоплательщиков и может привести к росту регрессивности налоговой системы. По этим причинам некоторые страны отказались от введения налога на добавленную стоимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Анализ действующей системы прямого налогообложения
    2.1 Исследование прямого  налогообложения   в РФ 

    Роль  налогов в формировании доходов  бюджета определяется удельным весом  следующих показателей:
    - налоговых поступлений в общей  сумме доходов бюджета;
    - отдельной группы налогов (прямых  или косвенных) в общей сумме  налоговых доходов бюджета;
    - конкретных налогов (налога на  прибыль организаций, налога на  доходы физических лиц, налога  на имущества и другие) в общей  сумме налоговых доходов бюджета  и пр.
    Для определения роли и места прямых налогов в доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть  федерального бюджета РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.1, составленной на основе федеральных законов о исполнении федерального бюджета на соответствующий год.
Таблица 2.1 - Укрупненная структура доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009гг. в млн. р.
Показатель 2007 год 2008 год 2009 год
Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, %
Доходы  федерального бюджета всего 7781119,79 100,00 9 275 931,31 100,00 7 336 772,96 100,00
Налоговые доходы 4629796,82 59,50 5 231 785,21 56,40 3 895 641,85 53,10
Неналоговые доходы 2919696,27 37,52 4042792,72 43,58 3433556,65 46,80
Безвозмездные поступления 231144,70 2,97 1335,85 0,01 6206,10 0,08
Целевые отчисления от гос, и мун лотерей 482,00 0,01 17,53 0,00 1368,36 0,02
 
    По  данным таблицы мы видим, что за рассматриваемый  период удельный вес налоговых доходов  превышал удельный вес неналоговых  доходов. Однако, в 2009 году наблюдается  резкое снижение налоговых доходов  в абсолютной величине с 5 231 785,21 млн. р. в 2008 году до 3 895 641,85 млн. р. в 2009 году,
что связано  с последствиями финансово-экономического кризиса.
    Динамику  роста доходной части федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг. представим на рисунке 2.1 


Рисунок 2.1 - Динамика роста налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг. 

    Динамика  изменения поступлений доходов  федерального бюджета за 2007-2009 года показывает, что наибольшее поступление  налоговых и неналоговых доходов  в абсолютной величине приходится на 2008 год. В связи с финансово-экономическим кризисом мы видим, что в 2009 году наблюдается уменьшение как налоговых, так и неналоговых доходов.
      Более подробно остановимся на изучении поступлений прямых и косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации. В таблице 2.2 представлена укрупненная структура поступлений прямых и косвенных налогов в доходы федерального бюджета за 2007-2009 года.
Таблица 2.2 – Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн. р.
Показатель 2007 год 2008 год 2009 год
Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. вес, % Сумма Уд. Вес, %
Всего налоговые доходы, в т.ч. 4629796,82 100,00 5231785,21 100,00 3895641,85 100,00
Прямые  налоги 2233284,57 48,24 2939090,99 56,18 1744136,96 44,77
Косвенные налоги 2396512,25 51,76 2292694,22 43,82 2151504,89 55,23
    Из  таблицы 2.2 видно, что структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2007 и 2009 гг. характеризуется незначительным преобладанием косвенных налогов, а в 2008 году преобладанием прямых налогов. Мы видим, что в 2009 г. значительно уменьшаются всего налоговые доходы, это связано с уменьшением поступлений от прямых налогов, которые снизились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1 194 954,03 млн. р. Это связано с последствиями финансово-экономического кризиса. Несмотря на то, что доля косвенных налогов увеличилась в 2009 г., однако в абсолютном выражении поступления по косвенным налогам остались, примерно, на таком же уровне.
    Доля  прямых и косвенных налогов в  налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг. представлена на рисунке 2.2.  


Рисунок 2.2 - Структура прямых и косвенных налогов в налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг. 

    Детально  остановимся на составе и структуре  налоговых доходов федерального бюджета РФ от прямых налогов за 2006-2008 гг. и представим данные в виде таблице 2.3
Таблица 2.3 - Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн. р. 
 
 
 

    Наименование  доходов 2007 год 2008 год 2009 год
    Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, % Сумма Уд.вес, %
    Всего налоговых доходов, в т.ч. 4629796,82 100,00 5231785,21 100,00 3895641,85 100,00
    Прямые  налоги, в т. ч. 2233284,57 48,24 2939090,99 56,18 1744136,96 44,77
    Налог на прибыль, доходы 641320,60 13,85 761128,76 14,55 195419,82 5,02
      Единый социальный налог 404980,50 8,75 506767,60 9,69 509774,74 13,09
    Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1157362,18 25,00 1637515,10 31,30 1006261,32 25,83
    Государственная пошлина 29621,29 0,64 33679,53 0,64 32681,08 0,84
    Косвенные налоги, т.ч. 2396512,25 51,76 2292694,22 43,82 2151504,89 55,23
    НДС 2261477,08 48,85 2132202,96 40,75 2049963,22 52,62
    Акцизы 135035,17 2,92 160491,26 3,07 101541,67 2,61
 
    Структуру налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2009 г. наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.3. 


Рисунок 2.3 - Структура налоговых доходов федерального бюджета за 2009 год
      
    Рисунок показывает, что наибольшую долю в  налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добавленную  стоимость, который составляет 52,6 %, далее следуют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 25,8 %, единый социальный налог – 13,1 налог на прибыль – 5 %, акцизы – 2,6 %, государственная пошлина – 0,8 %.
      Рассмотрим более подробно динамику поступлений от некоторых прямых налогов, занимающих основной удельный вес в общем объеме доходов федерального бюджета.
       Динамика поступлений наиболее значимых прямых налогов в федеральный бюджет за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.4.

Рис. 2.4 - Динамика поступления наиболее значимых прямых налогов федеральный бюджет за 2007-2009 гг. 

    На  рисунке видно, что в 2009 году значительно  снижаются поступления по налогу на прибыль и налогам, сборам и  регулярным платежам за пользование  природными ресурсами, однако поступления  от единого социального налога остаются примерно на том же уровне. На протяжении всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимают поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, особенно в    2008 г. поступления от данного налога значительно возросли и составили в абсолютной величине 1637515,10 млн. р. Данные изменения вызваны, главным образом, увеличением объема доходов по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и углеводородного сырья. Это, в свою очередь, может быть вызвано благоприятной конъюнктурой мировых цен на данные виды продукции.
       Также наблюдается уменьшение поступлений налога на прибыль в 2009 г., Поступления по данному налогу составили в 2009 г. в абсолютной величине 195419,82 млн. р., что почти в 4 раза меньше по сравнению с 2008 г. причинами снижения поступлений по налогу на прибыль является проявление финансово-экономический кризис, который значительно задел экономику нашей страны. Останавливаются множество предприятий, а следовательно у них нет заказов и практически останавливается сбыт продукции, поэтому уменьшается прибыль, в связи с этим наблюдается такое снижения налога на прибыль. А также снижение поступлений по данному налогу связано с уменьшением налоговой ставки по налогу на прибыль организаций на 4 5, если в 2008 г. налоговая ставка составляла 24 %, то с 2009г. – 20 %, что произошло за счет снижения доли федерального бюджета.
    Следует отметить, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается незначительный рост поступлений по единому социальному налогу. Такую тенденцию можно связать, во-первых, с ростом заработной платы на территории Российской Федерации, а во-вторых, с уменьшением, так называемых выплат «в конвертах».
       Государственная пошлина составляет около 1 процента налоговых доходов федерального бюджета. В течение рассматриваемого периода наблюдался положительная динамика по данному налогу, однако в 2009 г. происходит незначительное снижение в абсолютной величине по сравнению с 2008 г. на 998,45 млн. р., так в 2009 г. поступления от государственных пошлин составили 32 681,08 млн. р. Поступления налоговых доходов федерального бюджета от государственной пошлины зависит от совершения гражданами и организациями юридически значимых действий в их пользу со стороны государства. К ним относятся рассмотрение вопросов в судах, регистрация актов гражданского состояния, выдача и замена паспорта и другие.
      Таким образом, проведенный анализ общих доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. показал, что налоговые доходы федерального бюджета превышают неналоговые доходы бюджета. В тоже время можно отметить, что в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса в 2009 г. наблюдается значительное уменьшение доходов федерального бюджета, это связано с уменьшением поступлений как по налоговым, так и неналоговым доходам. По сравнению с 2008 г. доходы федерального бюджета снизились в абсолютной величине на 1 939 158,35 млн. р. 

      Налоговые    доходы  федерального  бюджета  представлены    достаточно
большим количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, и т.д. Среди прямых налогов наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 25,8 %, единый социальный налог – 13,1 %, налог на прибыль – 5 %, государственная пошлина – 1 %. 

    2.2 Анализ динамики  поступлений прямых  налогов в бюджет  РМ 

       В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Существенную роль в этом процессе играют прямые налоги. Для определения места и роли прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ сравним доходную часть бюджета Республики Татарстан, Республики и Пензенской области.
       Татарстан - одна из наиболее развитых в экономическом отношении республик Российской Федерации. Основные ресурсы: нефть, земля, водные ресурсы. Республика обладает мощным научным и интеллектуальным потенциалом. Ведущие отрасли промышленности: нефтедобыча и нефтехимия, авиастроение, машиностроение и приборостроение.
       Наряду с Республикой Татарстан, Республика Мордовия является крупным и экономически развитым регионом Приволжского федерального округа. Как и Татарстан, Республика Мордовия по объему валового регионального продукта и объему промышленного производства входит в первую десятку среди регионов России. Он относится к числу немногих не дотационных регионов в России. Преобладающими отраслями промышленности являются топливная, химическая и нефтехимическая, машиностроение, станкостроение, электротехническая.
       Пензенская область также входит в Приволжский федеральный округ. Основные отрасли промышленности: машиностроение, легкая, пищевая, деревообработка, бумажная промышленность и промышленность стройматериалов. Пензенская область, кроме плодородных почв и местных строительных материалов, не располагает никакими обнаруженными запасами природных ресурсов. Отличительная черта области – ее перенасыщенность не самыми крупными и не самыми технически передовыми предприятиями ВПК, оказавшимися в наиболее тяжелой экономической ситуации. Пензенская область по характеристикам очень сильно отличается от Республики Татарстан. Имеет слабо развитую экономику и является дотационным регионом.
       Остановимся подробнее на прямых налогах, рассмотрим их поступления в бюджет Республики Татарстан. Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2007-2009гг. представлена в Приложении В.
       По данным таблицы мы видим, что на протяжении 2007-2008гг. наблюдается положительная динамика по всем видам налогов. Основными налоговыми доходными источниками бюджета Республики Татарстан за 2007-2009 года являлись такие прямые налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы.
      В 2009 году значительно уменьшились поступления по налоговым доходам, это связано со снижением поступлений от налога на прибыль организаций. Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2009 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.5

Рисунок 2.5 -Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2009 год 

    Структура поступлений прямых налогов в  бюджет Республики Татарстан за 2009 год показывает, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль организаций, который составляет 38 % всех поступлений. Однако именно по данному налогу в 2009 году наблюдается резкий спад поступлений, которые уменьшились на 14 923,79 млн. р. по сравнению с 2008 годом. Снижение объемов производства и реализации продукции на многих крупных организациях отрицательно сказалось на налогооблагаемой базе и поступлениях налога на прибыль организаций. Наибольшее снижение поступлений отмечается в добыче полезных ископаемых, производстве нефтепродуктов, химическом производстве, автомобилестроении, а также организаций финансовой сферы. Ряд организаций этих отраслей вообще не платили налог на прибыль организаций в прошлом году. Именно эти отрасли, в первую очередь пострадали от влияния кризиса.
      Рассмотрим причины уменьшения налогооблагаемой базы, с одной стороны оказало влияние ухудшение финансово-экономического состояния предприятий из-за коньюктуры рынка. С другой стороны, ссылка на кризис позволила отдельным организациям, увеличив расходы, уменьшить налоговую базу или показать убытки.
      Налог на доходы физических лиц составляет 29 % от налоговых доходов бюджета Республики Татарстан. Несмотря на то, что его удельный вес возрос до 29 % (в 2008г. – 24 %, поступления налога в бюджет субъекта в 2009 г. в абсолютной величине составили 18 537,25 млн. р., что на 1 094,50 млн. р. меньше, чем в 2008 году).
       В 2009г. многие крупнейшие организации снизили перечисление налога в бюджет, это связано с мировым финансово-экономическим кризисом.
      Налог на имущество организаций составляет 13 %. Отмечается рост поступлений по данному налогу как в относительной, так и в абсолютной величине. В 2009г. поступления по налогу на имущество организаций увеличились на 1 352,98 млн. р. по сравнению с 2008 годом. Рост поступлений по данному налогу связан с увеличением базы налога, это говорит о большом потенциале наших предприятий, которые в условиях кризиса вкладывали средства в развитие бизнеса.
       Удельный вес по поступлениям от остальных налогов значительно меньше, например доля косвенных налогов составляет 11 %, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 5 %, налог взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 2 % и транспортный налог составляет 2 %.
       В приложении Г представлены состав и структура налоговых доходов бюджета Республики Мордовия. По данным таблицы можно отметить, что на протяжении 2007-2008гг. наблюдается положительная динамика по всем видам налогов. Мы видим, в Республике Мордовия соотношение налоговых доходов идентично соотношению в Республике Татарстан. На первом месте - налог на прибыль, на втором - налог на доходы физических лиц, а на третьем - акцизы, тогда как в Татарстане на третьем месте находится налог на имущество организаций.
    А в 2009 году наблюдается уменьшение поступлений по налоговым доходам. Налоговые доходы Республики Мордовия в 2009 году снизились в абсолютной величине на 3 182,56 млн. р. по сравнению с 2008 годом, в то время как в Республике Татарстан на 16 060,37 млн. р. Структура налоговых доходов бюджета Республики Мордовия за 2009 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.6

Рисунок 2.6 - Структура налоговых доходов бюджета Республики Мордовия за 2009 год
       Структура поступлений прямых налогов в бюджет Республики Мордовия за 2009 год показывает, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль организаций, который составляет 42 % всех поступлений. Затем следует налог на доходы физических лиц – 26 %, косвенные налоги – 14 %, налог на имущество организаций – 11 %, транспортный налог – 3 %, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 2 % и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 2%.
       Рассмотрим состав и структуру налоговых доходов бюджета Пензенской области, представленных в Приложении Д. По данным таблицы мы видим, что поступления налоговых доходов меньше почти в 6 раз, и составляет в абсолютной величине 11 838,95 млн. р. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается положительна динамика поступлений налоговых доходов в бюджет Пензенской области. В Пензенской области распределение происходит несколько иначе. Основную долю в доходах занимают налоги на доходы физических лиц. На второе место приходится налог на прибыль организаций. Третье – на акцизы.
    Структура налоговых доходов бюджета Пензенской области за 2009 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.7 


Рисунок 2.7 - Структура налоговых доходов бюджета Пензенской области за 2009 год
      Структура поступлений прямых налогов в бюджет Пензенской области за 2009 год показывает, что наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 38 %. Затем следует налог на прибыль организаций - 22 % всех поступлений, косвенные налоги – 17 %, налог на имущество организаций – 16 %, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 4 %, и транспортный налог – 3 %. Мы видим, что на рисунке не отображаются налог на игорный бизнес, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, единый сельскохозяйственный налог и государственные пошлины, это связано с тем, что доля поступлений от данных налогов незначительна и в совокупности составляет менее 0,5 %.
    Наглядно  представим структуру основных налоговых доходов трех изучаемых регионов за 2009 год на рис. 2.8 


Рисунок 2.8 - Структура налоговых доходов бюджетов Республики Татарстан, Республики Мордовия и Пензенской области за 2009 год
      
    На  рисунке видно, что основную долю доходных источников всех трех регионов составляют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, но если в бюджете РТ и РМ преобладает первый, то в Пензенской области наоборот наблюдается преобладание налога на доходы физических лиц. Это говорит о том, что в данной области налоговые отчисления граждан являются основным источником поступлений. Необходимо отметить, что удельный вес налога на имущество в общей доле поступления от прямых налогов Пензенской области заметно выше, чем в республиках.
        Итак, рассматривая структуру доходной части бюджетов Республики Татарстан, Республики Мордовия и Пензенской области можно сделать вывод о том, что в Республике Татарстан и Мордовия преобладают поступления по налоговым доходам, а в Пензенской области безвозмездные поступления, поэтому она является дотационным регионом.
       Поступления налоговых доходов Республики Татарстан и Республики Мордовия примерно на одном уровне, а в Пензенской области меньше почти в 6 раз. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов в Республики Татарстан и Республики Мордовия занимает налог на прибыль организаций, в Пензенской области – налог на доходы физических лиц.
      В ходе проделанной работы мы увидели, что мировой экономический кризис сильно задел экономику не дотационных регионов, таких как Республика Татарстан и Республика Мордовия. В 2009 году в данных регионах существенно возросла доля безвозмездных поступлений, и снизились поступления по налоговым доходам, особенно по таким как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д. 

    2.3 Оценка результатов деятельности налоговых органов в области осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты прямых налогов 

    Целью налогового контроля является выявление  и пресечение налоговых правонарушений и преступлений. Он является инструментом, позволяющим пополнить бюджет путем доначисления налогов и сборов. В этом заключается его необходимость и важность. Налоговые органы в ходе работы обязаны постоянно вести строгую отчетность о своей работе, в том числе о результатах проводимого налогового контроля. В этих отчетах отражается информация о количестве проведенных проверок и суммах доначислений как в целом, так и отдельно по каждому виду налогов и платежей во ВБФ.
      Камеральные налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля.
       Динамика проведения камеральных налоговых проверок в РМ за 3 предыдущих квартала представлена в таблице 2.4  
 
 

Таблица 2.4 - Динамика проведения камеральных налоговых проверок в РМ за 3 предыдущих квартала
    3 квартал 2009 4 квартал 2009 1 квартал 2010
Количество  проведенных камеральных проверок 804 321 1 010 491 231 686
из  них выявивших нарушения 30 946 44 233 9 217
% 3,85% 4,37% 3,98%
Доначислено (р.): 2 749 540 3 686 442 1 116 561
налоги 2 336 607 3 097 954 996 980
пени 74 236 100 063 27 959
штрафы 338 697 488 425 91 622
Уменьшенные платежи 229 455 346 769 52 587
 
       Динамика проведения выездных налоговых проверок в РМ за последние 3 квартала представлена в таблице 2.5
Таблица 2.5 -  Динамика проведения выездных налоговых проверок в РМ за последние 3 квартала
    3 квартал 2009 4 квартал 2009 1 квартал 2009
Количество  проведенных выездных проверок 5 238 6 974 1 638
из  них выявивших нарушения 2 779 3 720 850
  53,06% 53,34% 51,89%
Доначислено : 15 999 748 21 928 218 9 286 019
налоги 11 618 381 15 679 571 6 014 863
пени 1 873 135 2 937 784 1 768 185
штрафы 2 508 232 3 310 863 1 502 971
Уменьшенные платежи 12 366 9 299 0
 
    Проанализировав данные таблиц 2.4 и 2.5 можно сделать вывод, что количество проверок, а, следовательно, и суммы доначислений в 2009 году от квартала к кварталу росли, в 1 квартале 2010 года резко снизились. Это можно объяснить некоторой сезонностью в работе налоговых органов. Так, в первом квартале 2009 года проверок также было проведено сравнительно не много: 1 721 - выездных и 222 038 - камеральных. По их итогам было доначислено 4 092 072 р. и 836 881 р. соответственно.        
Из этих данных мы видим, что количество нарушений все-таки растет, и это говорит  либо о несознательности налогоплательщика, либо о низком качестве ведения бухгалтерского учета и отчетности.       
В ходе проведения этих проверок было доначислено  в бюджет по налогу на прибыль за первые 9 месяцев 2007 года 3628 тыс.р., а за 9 месяцев 2008 года 933  тыс. р. Из этих данных мы видим, что хотя удельный вес количества нарушений вырос, но сумма доначислений значительно упала. Это свидетельствует о том, что в основном все выявленные нарушения незначительны. Но следует также заметить, что за 9 месяцев 2007 года по налогу на прибыль фактически было взыскано 168 тыс. р., а за 9 месяцев 2008 года – 108 тыс. р. Это говорит о том, что платежеспособность предприятий по-прежнему остается на низком уровне. 
       Из вышесказанного хотелось бы отметить, что самым эффективным средством уменьшения нарушений налогового законодательства является не увеличение количества проверок, а повышение сознательности налогоплательщика.

       Общее число налоговых проверок, выявивших нарушения, возросло за рассматриваемый период на 26,7% за счет значительного увеличения результативности именно камеральных проверок при снижении соответствующего показателя по выездным. Это произошло, несмотря на перераспределение штатного расписания между отделами в сторону увеличения численности инспекторов отдела выездных проверок. Суммы доначисленных платежей по результатам камеральных проверок возросли в 3,9 раза, а по выездным - в 2,9 раза.
     Число проверок в расчете на одного инспектора в целом незначительно снизилось, при этом нагрузка на одного работника камеральных проверок возросла на 2,5%, а в отделе выездных проверок снизилась на 22,5%.
       Ввиду отсутствия в 2010 г. статистической отчетности о поступлении доначисленных платежей по камеральным и выездным налоговым проверкам не представляется возможным проанализировать данный показатель в динамике. Однако его величина в 2008 г. составляет 57,0 и 31,9 % от средней величины доначисленных сумм по камеральным и выездным проверкам соответственно, что свидетельствует о недостаточной реальной отдаче контрольных мероприятий, проводимых работниками налоговых инспекций. Эффективность работы инспекций могла бы быть выше, если во главу угла при расчете с налогоплательщиками ставить работу по разъяснению отдельных положений налогового законодательства и профилактике наиболее часто встречающихся ошибок при его трактовании.
    Большой объем работы, незнание нюансов налогового законодательства по многочисленным налогам  и сборам, отсутствие времени на разъяснительную работу с плательщиками и должной заинтересованности приводит к большому числу ошибок в документах, передаваемых работникам камеральных проверок, чего в принципе можно было бы избежать при непосредственном общении инспектора и закрепленных за ним налогоплательщиков, снизив тем самым объем непродуктивной работы.
    Несмотря  на все более расширяющийся круг задач, которые государство ставит перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью  исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля (ст. 82 НК РФ).
       Большое значение имеют выездные  налоговые проверки для выявления  случаев нарушения налогового  законодательства. Это, наверное, никому не надо доказывать. Однако в последнее время налоговые органы особое внимание уделяют именно повышению эффективности камеральных налоговых проверок. Почему? Выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с этим данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20-25% налогоплательщиков. Остальные, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, практически были бы не охвачены налоговым контролем. Этого не происходит благодаря камеральным проверкам, которым подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность. Народная мудрость гласит: «на то и щука, чтобы карась не дремал». Именно в ходе проведения камеральных проверок налогоплательщик чувствует постоянный контроль над собой со стороны налоговых органов: говоря образно, каждой своей клеточкой ощущает близость недремлющего ока налогового инспектора.
       Анализ арбитражной практики показывает, что подавляющее большинство дел о налоговых правонарушениях возбуждается по результатам камеральных проверок. Проводимая сегодня Минфином и ФНС работа, несомненно, еще больше увеличит долю выявленных налоговых правонарушений в процессе проведения именно камеральных проверок. В связи с этим сегодня особенно актуально знание налогоплательщиками своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки. Выездные проверки являются более результативными. Это видно и по суммам доначислений и по количеству выявляемых нарушений. Более половины выездных налоговых проверок выявляют нарушения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Таким образом, можно сделать вывод, что налогоплательщики по-прежнему остаются несознательными и уменьшать количество налоговых проверок нельзя.
        В НК РФ отсутствует указание на то, каким образом должно оформляться окончание срока проведения камеральной проверки, и на правовые последствия, связанные с нарушением трехмесячного срока проверки.
       Таким образом, в связи с  большим объемом информации, которую  необходимо собрать для выяснения  вопроса о том, совершено ли  в действительности налоговое  нарушение, инспекции зачастую  не успевают написать акты  налоговых проверок в пределах отведенного на проверку срока.
         
 
 
 
 
 

    3 Перспективы развития  прямого налогообложения
    3.1 Основные направления  совершенствования  прямого налогообложения 

       Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени выполняют свою основную функцию, что такие налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и различных экономических режимах, а также учитывая определенную адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим налогам, предполагается не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков, ликвидация перекосов внутри налоговой системы, и в итоге - на основе формирования единой налоговой правовой базы и установления в России единого налогового правового порядка - создание рациональной и справедливой налоговой системы, обеспечение ее стабильности и предсказуемости.
         В настоящее время налоговая система Российской Федерации находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию действующей налоговой системы были осуществлены в 2001-2007 гг., они были направлены на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки на население. Именно в эти годы были приняты и вступили в действие 20 глав второй части налогового кодекса Российской Федерации, которые регулируют порядок уплаты конкретных
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.