На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Теория социального реализма Э. Дюркгейма

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1. Жизненный путь Эмиля Дюркгейма 

     Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и  предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) еврейской общины и развития ассимиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.
     В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки  поступил в Высшую Нормальную школу  в Париже, где одновременно с ним  учились, в частности, знаменитый философ  Анри Бергсон и выдающийся деятель  социалистического движения Жан  Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал  дружеские отношения. Из профессоров  Нормальной школы наибольшее влияние  на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».
     Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в  течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной  командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело  знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем  первой в мире лаборатории экспериментальной  психологии.
     В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики»  на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.
     С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
     С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о  воспитании», впоследствии переименованную  в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская  деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был  блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они  отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических  проповедей.
     Профессиональная  деятельность занимала главное место  в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно  участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
     Будучи  человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.
     Первая  мировая война нанесла тяжелый  удар но Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного. 
 

     2. Теоретическая концепция Дюркгейма 

     Теоритическая концепция Э. Дюркгейма формировалась глубоко обработанной, в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями.
     Он  настаивает на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвигая принцип: социальные факты  надо рассматривать как вещи.
     Одним из первых в социологии он пытался  соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим. Являлся одним из активных участников процесса первичной институционализации западноевропейской социологической науки. Во многом благодаря его стараниям социология во Франции получает признание в академических кругах, становится предметом университетского образования.
     Дюркгейм  был приверженцем классического  научного метода в социологии. Основные принципы классической методологии сводятся к следующему:
     •социальные явления подчиняются законам, общим  для всей действительности;
     • социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук;
     • метод социального исследования должен быть точным и строгим, а социальные явления должны быть описаны количественно;
     • важным критерием научности является объективность и это означает, что социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных выводов.
     Наиболее  четко эти принципы научности  Дюркгейм сформулировал в работе «Правила социологического метода». В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки:
     1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты:
       а) внешние для индивидов; б) они материальны, наблюдаемы и безличны; в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.
     2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.
     3.Третье  правило состоит в признании  примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида.
     Теоретическая концепция Дюркгейма  носит название социологизма или социального реализма.
     Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы — это простые общества. Простые полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ.
     Дюркгейм  очень высоко оценивал роль разделения труда.
     Он  выделял следующие признаки болезни  общества:
     • аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида (безнравственность);
     • социальное неравенство;
     • неадекватное разделение труда.
     Далекий от материалистического понимания  причин кризиса общества Дюркгейм видел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве моральных норм, регулирующих поведение членов общества. Можно сказать, что концепция Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но не раскрывала всей сложности социального объекта в его статике и динамике. 

     3. Интеллектуальные истоки дюркгеймовского социального реализма 

     Из  наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует  отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.
     Дюркгейм  был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская  национальная традиция, начало которой  положил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удивительным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».
     Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным  предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.
     Из  более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме. И хотя, по Дюркгейму, в определенном смысле все основные идеи кантовской социологии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Кант приступил к осуществлению программы создания социальной науки.
     Несмотря  на то что Дюркгейм в своих исследованиях  критиковал ряд положений социологии Канта, он признавал за ним титул «отца» социологии и подчеркивал предшествовало связь своих и кантовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также кантовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.
     Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать  его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социологию Кота и  в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В  противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном  объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные  причины социальных явлений. В отличие  от Канта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал кантовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».
     Необходимо  отметить влияние Канта и кантианства  на Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы.
     Особое  значение в формировании социологических  идей Дюркгейма имели взгляды  французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости но отношению к другим индивидам.
     Ренувье отстаивал необходимость развития ассоциаций, независимых от государства, производственных кооперативов, усиление роли государства в установлении социальной справедливости, введение светского воспитания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуальный климат и идеологию Третьей республики.
     Но  меньшее влияние на французское  общество конца XIX - начала XX в. оказали  идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывавших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться нее социальные институты, включая искусство, мораль и религию. Все научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от этого влияния.
     Важную  роль в формировании воззрений Дюркгейма  сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической  школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались  в полемике с концепциями английского  мыслителя. Однако в исследованиях  Дюркгейма сказалось и «позитивное» влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу  общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и  к эволюционистской стороне, поскольку  вслед за Спенсером французский  социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность ис-пользовать «элементарные формы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале.
     Идеи  К. Маркса не могут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже Х1Х-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители, так или иначе, обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социология как наука. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая логическое завершение эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и «грустным зрелищем конфликта между классами». В свою очередь социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом научного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.
     В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальна* масса но состоит  из дифференцированных частей; социализм  же, наоборот, основан на разделении труда и «стремится связать различные  функции с различными органами и  последние между собой»
     Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он считая, что для его понимания нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социализм - это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил».
     Хотя  социология Дюркгейма в целом  была направлена против биологических  интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние  биоорганической школы, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно ею известный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса «Общества животных» Дюркгейм считал «первой главой социологии». У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллективное сознание». Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов - биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций. Наконец, слезет указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, но может объясняться последними; сложное нельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки.
     Важное  значение для формирования воззрений  Дюркгейма имели различение Фюстелем де Куланжем истории событии и истории институтов, а также созданные им блестящий образцы исследований развития социальных институтов, по существу, исследований в области исторической социологии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были. «Патриотизм - добродетель, а история -наука; их нельзя смешивать»; «Для одного дня синтеза нужны годы анализа» - эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий след в душе молодого ученого.
     Несмотря  на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Канта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу. 

     4. От теории разделения труда к теории религии. 

     Тема  социальной солидарности - главная  тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним  общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.
     Дюркгейм  был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его  не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал  немало статей и бесчисленное множество  рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.
     При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной  жизни» (1912).
     Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно  защищенной докторской диссертации  автора.
     Содержание  ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым  теориям, разделение общественного  труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для  автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает  и воссоздаст единство обществ, в  которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
     Для обоснования этого положения  Дюркгейм развивает теорию, которая  сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении  индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.
     Автор стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В  качестве этой основы выступают некоторые  древние и современные системы  нравственно-правовых норм, различающиеся  между собою характерными видами санкций.
     Нормы с репрессивными санкциями, характерные  для уголовного права, служат показателями механической солидарности; нормы с  реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показателями органической солидарности.
     Схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ. 

     Общая схема 
   дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу) 

     Механическая  солидарность
     1) Морфологическая (структурная) основа  на сходствах (преобладает в  менее развитых обществах):
     - сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе);
     - слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи);
     - относительно малый объем населения;
     - относительно низкая материальная и моральная плотность.
     2) Типы норм (воплощенные в праве):
     - правила с репрессивными санкциями;
     - преобладание уголовного права.
     3а) Формальные признаки коллективного сознания:
     - большой объем;
     - высокая интенсивность;
      -высокая определенность;
     - власть группы абсолютна.
     3 б) Содержание коллективного сознания:
     - высокая степень религиозности;
     - трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность);
     - приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого;
     - конкретность и легальный характер;
     - органическая солидарность;
     1) Морфологическая (структурная) основа:
     -основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах);
     -организованный тип (слияние рынков и рост городов);
     -большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи);
     -относительно большой объем населения;
     -относительно высокая материальная и моральная плотность;
     2) типы норм (воплощенные в праве):
     -правила с реститутивными санкциями;
     -преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного);
     3а) формальные признаки коллективного сознания:
     -малый объем;
     -низкая интенсивность;
     -низкая определенность;
     -больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии;
     3 ) Содержание коллективного сознания:
     -возрастающая светскость;
     -ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения);
     Приписывание  высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике  и социальной справедливости;
     -абстрактность и общий характер.
     Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формировалась под влиянием («позитивным)) и «негативным») соответствующих теорий Конта, Спенсера и Тенниса.
     В работе «О разделении общественного  труда» эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация  автором социальных структур («сегментарных» и «организованных» обществ) и рассмотрение сложных обществ как сочетания  простых основаны на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов .другими. Однако уже в этой работе Дюркгейм отказывается от плоского однолинейного эволюционизма в  пользу представления о сложности  и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главным образом  говорить не об обществе, а об обществах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.